Рыбный Мурман. 1956 г. Июнь.

р ы б н ы й м у p m a h № 66 (462), 5 июня 1956 г РАССКАЗ ОБ ОДНОМ ВЕЧЕРЕ Мурманский Дом культуры им. С. М. Кирова З а технический п р о г р е с с в рыбной промышленности М А Й 30 с р е д а 1956 год * Э ТОТ вечер, проведенный Домом культуры им. С. М. Кирова, был посвящен техниче­ скому прогрессу на предприятиях рыбной про­ мышленности нашего бассейна. Здесь, как и на всех предприятиях страны, развернулась борьба за совершенствование производства, за внедрение новой техники, за механизацию трудоемких про­ цессов, что является, как указано в решениях XX съезда КПСС, важнейшими условиями повыше­ ния производительности труда. На вечере выступили люди разных профессий: капитаны и инженеры, работники науки и произ­ водственники. Но все они проявляли горячую за­ интересованность в том, чтобы на наших пред­ приятиях ширилась борьба за технический прог­ ресс. Участники вечера ознакомились с экспонатами технических выставок, которые подготовили неко­ торые предприятия, приобрели технические кни­ ги, просмотрели технические кинофильмы. На этой странице публикуются в сокращенном виде выступления ряда участников этого вечера. * * Совершенствовать промысловые механизмы М. С. Зайцев Капитан среднего траулера № 174 Замечательный рост В. Д. Трофимов Капитан рефрижераторного траулера «Заволжск» + О том, какой замечательный, рост имеет траловый флот, легко убедиться, сравнив новые корабли с траулерами типа «Палтус» и «Кумжа». Не говоря о разнице в мощности и размерах, они резко отличаются по оснащению навига­ ционным и другим оборудованием. Как трудно было вести промысел на кораблях типа «Палтус», убе­ дительно говорит такой пример. Эти суда имели магнитный компас, механические лаг и лот. Для того, чтобы определить глубину, зна­ ние которой особенно важно для моряков рыболовного флота, необ­ ходимо было застопорить ход. Ис­ ключительно трудно было водить корабли в сложных метеорологиче­ ских условиях, особенно при рабо­ те в прибрежных районах. Как далеко ушла техника за эти годы, насколько облегчен труд промысловиков, легко убеждаешь­ ся, познакомившись с оснаще­ нием, приборами рефрижератор­ ных траулеров типа «Пушкин». Я расскажу о «Заволжске», на кото­ ром начал недавно плавать. Здесь имеется гирокомпас, который ра­ ботает безукоризненно в сложней­ ших условиях. Особую ценность для судоводителей представляет радиопеленгатор последнего вы- j пуска, имеющий визуальное на­ блюдение показаний прибора. По­ казания радиопеленгатора может определять человек, не обладаю­ щий хорошим слухом. Радиолока­ тор позволяет без риска работать в большой группе кораблей и в условиях плохой погоды, легко проводить судно в узкостях, при ограниченной видимости и т. д. Как известно, до последнего вре­ мени на промысловых судах не было приборов, обеспечивавших надежный поиск рыбы. Сейчас та­ кие приборы есть. По-моему, эхо­ лот, установленный на траулерах типа «Пушкин», работает лучше рыбоискателя. Промышляя в Ко­ пытовском районе, мы использова­ ли этот прибор на глубинах в 400 метров и более, в то время' как рыбоискатель записей рыбы не давал. Применяя эти приборы для по­ иска рыбы, мы наблюдали инте­ ресные явления. По записям эхоло­ та устанавливали, что рыба нахо­ дится не только в придонном слое, но и поднимается на 25 метров выше. Создается впечатление, что трал работает почти вхолостую. Необходимо создать трал с боль­ шим вертикальным раскрытием или разноглубинный трал. Решить эту задачу в ближайшее время — дело чести инженеров по добыче рыбы. , Есть на корабле и другие при­ боры, в частности такой, который, по идее его создателей, должен давать показания степени напол­ нения трала рыбой. Но прибор этот несовершенен — по его пока­ заниям нельзя определить, что по­ пало в трал: рыба, камни и т. д. Учитывая бурное развитие но­ вой техники, промысловики впра­ ве ожидать, что в недалеком буду­ щем они будут иметь и телевиде­ ние — подводное зрение, которое значительно упростит поисковую работу. Сейчас в сельдяном флоте на группе судов смонтированы и ис­ пользуются сетевыборочные ма­ шины. Такой механизм был уста­ новлен на нашем корабле в нача­ ле нынешнего года. Промысловики быстро оценили достоинства сетевыборочной маши­ ны, которая значительно облегчи­ ла их труд. Конструкция механиз­ ма проста по устройству, непри­ хотлива по обслуживанию. О поло­ жительных качествах сетевыбо­ рочной машины сказано уже мно­ го. Но мне хочется сказать о дру­ гом. . При внедрении в производство новой техники не исключены недо­ статки в конструкциях машин, станков и т. д. Так произошло и при создании сетевыборочной ма­ шины. Я думаю, что мои замеча­ ния, как и замечания других мо­ ряков по конструкции ее, будут учтены. По-моему, монтаж этого важнейшего промыслового меха­ низма выполнен неверно — она далеко стоит от фальшборта. Из­ вестно, что на среднем траулере и так мало места на палубе и опе­ рацию по вытряхиванию сельди из сетей производить трудно. На нашем судне высоко уста­ новлена кормовая тумба сетевыбо­ рочной машины. Чтобы ею управ­ лять, надо ставить на это рабо­ чее место рослого моряка, но и ему будет работать трудно: быстро устают высоко поднятые руки, а морская вода стекает в рукава. Не согласованы скорости шпиля и сетевыборочной машины, поэто­ му получается так, что нагрузка на сети больше, чем на вожак. ;Это нередко приводит к значитель­ ному повреждению орудий лова. На судах, где нет сетевыбороч­ ной машины, рол механизирован с помощью привода от шпиля. У нас такой механизации сделать нельзя. Вернувшись в порт, я предложил удлинить ось рола и сделать к не­ му механический привод, но .мое пожелание не осуществлено. Есть неудобства и в регулиров­ ке натяжения ременной передачи от электромотора к тумбам маши­ ны. Необходимо сделать улучшен­ ное натяжное устройство. Используя сетевыборочную ма­ шину, судоводители должны учесть изменения в маневрирова­ нии кораблем при выборке по­ рядка. Промысловикам надо полнее ис­ пользовать новую технику, а инже­ нерно-технические работники обя­ заны позаботиться об устранении перечисленных здесь недостатков. Коммунистическая партия на­ правляет усилия советских людей на всемерное внедрение новой тех­ ники, на механизацию трудоемких процессов, на технический прог­ ресс во всех отраслях промыш­ ленности. Директивы XX съезда партии по шестой пятилетке преду­ сматривают создание на рыбооб­ рабатывающих предприятиях ме­ ханизированных линий, где можно было бы быстро производить обра­ ботку и уборку продукции. Такая механизированная линия установлена в нашем 18 цехе год тому назад. И значение ее, пользу, которую она приносит, трудно пе­ реоценить. Об этом говорят цифры. Когда наша смена работала в В м е х а н и з и р о в а н н о м ц е х е JI. П. Шкипарева Мастер цеха № 18 рыбозавода № 2 обычном цехе, то мы убирали за восемь часов 60—70 тонн рыбы. На механизированной линии этот показатель вырос до 140—150 тонн. Сейчас можно сказать, что ме­ ханизированная линия освоена ус­ пешно. Из месяца в месяц улуч­ шаются наши производственные показатели. Если в прошлом году в июне выпущено 73.311 центне­ ров, то в апреле нынешнего года увеличилась производительность труда нашей смены. Теперь за сутки наш цех дает 250 тонн и более продукции. На уборочной линии в нашем цехе механизированы многие тру­ доемкие работы, такие, как вскры­ тие пустых бочек, укупорка их после наполнения рыбой и т. д. Говоря о внедрении новой тех­ ники, нельзя не указать и на не­ которые недостатки в нашей ра­ боте. Не все смены еще добиваются высоких показателей, они не берут от техники всё, что она может дать. Устранив эти недостатки, мы суме- более 90 тысяч центнеров продук- ем добиться нового повышения ции. Намного возросла выработка производительности труда, увели- на каждого рабочего, почти вдвое чения выпуска продукции. Т в о р ч Большие задачи стоят перед коллективом мурманских портови­ ков в шестой пятилетке. Достаточ­ но оказать, что в 1960 году долж­ на увеличиться в два раза по срав­ нению с 1955 годом перевалка грузов. Чтобы добиться успеха в выпол­ нении этого задания, необходимо решить многие важнейшие проб­ лемы. Например, считается у нас отстающим участком разгрузка трюмов. Низкие темпы выгрузки рыбы — восемь тонн в судочас — продолжают оставаться на од­ ном уровне в течение многих лет. е с т в о п о р т о в и к о в А. С. Храповицкий Инженер-конструктор Мурманско­ го рыбного порта + Как ускорить эту работу? Пор­ товики прилагают много усилий к улучшению конструкции рыбопе- регружателей и добились в этом немалого успеха. Об этом можно судить хотя бы по высокой оценке конструкции этих механизмов, которую дали делегации рыбооб­ работчиков с астраханских пред­ приятий. Для ускорения перевалки рыбы в трюмах все более широкое при­ менение находят мягкие контейне­ ры. В будущем они будут устанав­ ливаться по всему трюму, а к пря­ мому просвету станут перемещать­ ся с помощью тельферов. Показателен успех изобретате­ лей и - рационализаторов порта, создавших ряд приспособлений, ус­ коривших в четыре раза бунке­ ровку судов каменным углем. Новаторы рыбного порта будут и впредь творчески решать вопросы производства. Облегчается труд судоремонтников На вечере высту­ пили инженер-техно­ лог судоремонтного завода Главмурман- рыбпрома тов. Мило- ванов и бригадир слесарей-механизато­ ров этого предприя­ тия тов. Филатов. Они рассказали, как судоремонтники бо­ рются за внедрение новой техники. Осо­ бенно много внима­ ния этому на пред­ приятии стало уде­ ляться после июль­ ского пленума ЦК КПСС. В течение го­ да в трех цехах бы­ ли смонтированы кранбалки, с по­ мощью которых ус­ корилось выполне­ ние трудоемких операций по транс­ портировке деталей и установка их на станки. Изготовле­ ны за это время и многие другие цен­ ные приспособления. Для ускорения ме­ ханизации трудоем­ ких процессов на предприятии создан цех приспособлений и инструмента. Его небольшой коллектив успешно справляется с заданиями. Особен­ но хорошо трудится здесь бригада слеса­ рей - механизаторов, руководимая тов. Филатовым. На снимке: брига­ дир слесарей-механи- заторов И. Д. Фила­ тов (справа) в меха­ ническом цехе после монтажа кранбалки. Фото Б. Алексеева. Сегодня на вечере Вы можете получить ответ на интересующие Вас вопросы по следующим темам: .Траловый флот пополняется новой техникой". .Сетевыборочные машины на сельдяном промысле". М .Ч то дают механизированные линии на рыбокомбинате*. .Дела рационализаторов рыбного порта“. .Пути механизации на судо ­ ремонтном заводе”. .Каким будет рыбокомбинат в шестой пятилетке”. .Над чем работает ПИНРО* Наука— производству П. А. Старовойтов Заведующий лабораторией техни­ ки промышленного рыболовства ПИНРО Коллектив Полярного научно- исследовательского института в последние годы стал особо много обращать внимания освоению но­ вых районов. Этого настоятельно требует быстрый рост промысло­ вого флота, пополнение его новы­ ми совершенными судами с боль; шим радиусом действия. В мае работники ПИНРО сов­ местно с промысловиками проводи­ ли испытания нового трала, кото­ рые показали, что он может быть использован в осенне-зимний пе­ риод на сельдяном лову в Север­ ной Атлантике. В нынешнем году этот опыт будет проведен. Если на обычных судах борто­ вого траления добыча опережает обработку рыбы, то на рефриже­ раторных траулерах дело обстоит наоборот: здесь рыбофабрика ис­ пользуется еще не на полную мощность. Эти мощные корабли необходимо вооружить более уло­ вистым тралом. Недавно я вернул­ ся из рейса, в котором производи­ лось испытание трала, предназна­ ченного для рефрижераторных кораблей. Если у обычных тралов расстояние между клячевками 21 метр, то у нового — 40 метров, а вертикальное раскрытие доведено до 4 ,5—5 метров, против 2—2,5 метров у обычного трала. Первый опыт показал, что уловистость но­ вого трала повысилась в среднем на 58 процентов. Это замечатель­ ный результат! Новым тралом заинтересовался капитан траулера «Некрасов» тов. Елфимов. Как известно, коллек­ тив этого судна успешно борется за лучшее использование новой тех­ ники, за вылов 100 тысяч центне­ ров рыбы в первом году шестой пятилетки. Сейчас такой трал пе­ редан на траулер «Некрасов». Среди новых работ по успеш­ ному совершенствованию орудий лова можно назвать создание улуч­ шенного образца траловых досок, вес которых в два раза меньше, а распор на 15—20 процентов боль­ ше, чем у обычных. Успешно ре­ шается и разработка системы верх­ ней подборы. Надо отметить, что инженерная сторона изготовления новых тра­ лов уже не представляет особого затруднения. Сейчас нам очень важно знать, как ведет себя рыба по отношению к орудиям лова? Вы уже знаете, что сотрудники ПИНРО наблюдали работу трала с помощью батистата. Но прибор этот для ведения научной работы неудобен тем, что он неподвижен. Сейчас ведется работа по созда­ нию подводного движущегося ап­ парата. Ведутся также работы по созда­ нию нового типа рыболовного ко­ рабля для развития кошелькового лова в Северной Атлантике. Разрешение вопросов длитель­ ного сохранения рыбы в свежем виде принесло первый успех — хранение свежья доведено до 14 суток. Много внимания уделяется так­ же созданию новых поисковых при­ боров, в том числе и телевизион­ ных.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz