Рыбный Мурман. 1956 г. Июнь.
р ы б н ы й м у p m a h № 66 (462), 5 июня 1956 г РАССКАЗ ОБ ОДНОМ ВЕЧЕРЕ Мурманский Дом культуры им. С. М. Кирова З а технический п р о г р е с с в рыбной промышленности М А Й 30 с р е д а 1956 год * Э ТОТ вечер, проведенный Домом культуры им. С. М. Кирова, был посвящен техниче скому прогрессу на предприятиях рыбной про мышленности нашего бассейна. Здесь, как и на всех предприятиях страны, развернулась борьба за совершенствование производства, за внедрение новой техники, за механизацию трудоемких про цессов, что является, как указано в решениях XX съезда КПСС, важнейшими условиями повыше ния производительности труда. На вечере выступили люди разных профессий: капитаны и инженеры, работники науки и произ водственники. Но все они проявляли горячую за интересованность в том, чтобы на наших пред приятиях ширилась борьба за технический прог ресс. Участники вечера ознакомились с экспонатами технических выставок, которые подготовили неко торые предприятия, приобрели технические кни ги, просмотрели технические кинофильмы. На этой странице публикуются в сокращенном виде выступления ряда участников этого вечера. * * Совершенствовать промысловые механизмы М. С. Зайцев Капитан среднего траулера № 174 Замечательный рост В. Д. Трофимов Капитан рефрижераторного траулера «Заволжск» + О том, какой замечательный, рост имеет траловый флот, легко убедиться, сравнив новые корабли с траулерами типа «Палтус» и «Кумжа». Не говоря о разнице в мощности и размерах, они резко отличаются по оснащению навига ционным и другим оборудованием. Как трудно было вести промысел на кораблях типа «Палтус», убе дительно говорит такой пример. Эти суда имели магнитный компас, механические лаг и лот. Для того, чтобы определить глубину, зна ние которой особенно важно для моряков рыболовного флота, необ ходимо было застопорить ход. Ис ключительно трудно было водить корабли в сложных метеорологиче ских условиях, особенно при рабо те в прибрежных районах. Как далеко ушла техника за эти годы, насколько облегчен труд промысловиков, легко убеждаешь ся, познакомившись с оснаще нием, приборами рефрижератор ных траулеров типа «Пушкин». Я расскажу о «Заволжске», на кото ром начал недавно плавать. Здесь имеется гирокомпас, который ра ботает безукоризненно в сложней ших условиях. Особую ценность для судоводителей представляет радиопеленгатор последнего вы- j пуска, имеющий визуальное на блюдение показаний прибора. По казания радиопеленгатора может определять человек, не обладаю щий хорошим слухом. Радиолока тор позволяет без риска работать в большой группе кораблей и в условиях плохой погоды, легко проводить судно в узкостях, при ограниченной видимости и т. д. Как известно, до последнего вре мени на промысловых судах не было приборов, обеспечивавших надежный поиск рыбы. Сейчас та кие приборы есть. По-моему, эхо лот, установленный на траулерах типа «Пушкин», работает лучше рыбоискателя. Промышляя в Ко пытовском районе, мы использова ли этот прибор на глубинах в 400 метров и более, в то время' как рыбоискатель записей рыбы не давал. Применяя эти приборы для по иска рыбы, мы наблюдали инте ресные явления. По записям эхоло та устанавливали, что рыба нахо дится не только в придонном слое, но и поднимается на 25 метров выше. Создается впечатление, что трал работает почти вхолостую. Необходимо создать трал с боль шим вертикальным раскрытием или разноглубинный трал. Решить эту задачу в ближайшее время — дело чести инженеров по добыче рыбы. , Есть на корабле и другие при боры, в частности такой, который, по идее его создателей, должен давать показания степени напол нения трала рыбой. Но прибор этот несовершенен — по его пока заниям нельзя определить, что по пало в трал: рыба, камни и т. д. Учитывая бурное развитие но вой техники, промысловики впра ве ожидать, что в недалеком буду щем они будут иметь и телевиде ние — подводное зрение, которое значительно упростит поисковую работу. Сейчас в сельдяном флоте на группе судов смонтированы и ис пользуются сетевыборочные ма шины. Такой механизм был уста новлен на нашем корабле в нача ле нынешнего года. Промысловики быстро оценили достоинства сетевыборочной маши ны, которая значительно облегчи ла их труд. Конструкция механиз ма проста по устройству, непри хотлива по обслуживанию. О поло жительных качествах сетевыбо рочной машины сказано уже мно го. Но мне хочется сказать о дру гом. . При внедрении в производство новой техники не исключены недо статки в конструкциях машин, станков и т. д. Так произошло и при создании сетевыборочной ма шины. Я думаю, что мои замеча ния, как и замечания других мо ряков по конструкции ее, будут учтены. По-моему, монтаж этого важнейшего промыслового меха низма выполнен неверно — она далеко стоит от фальшборта. Из вестно, что на среднем траулере и так мало места на палубе и опе рацию по вытряхиванию сельди из сетей производить трудно. На нашем судне высоко уста новлена кормовая тумба сетевыбо рочной машины. Чтобы ею управ лять, надо ставить на это рабо чее место рослого моряка, но и ему будет работать трудно: быстро устают высоко поднятые руки, а морская вода стекает в рукава. Не согласованы скорости шпиля и сетевыборочной машины, поэто му получается так, что нагрузка на сети больше, чем на вожак. ;Это нередко приводит к значитель ному повреждению орудий лова. На судах, где нет сетевыбороч ной машины, рол механизирован с помощью привода от шпиля. У нас такой механизации сделать нельзя. Вернувшись в порт, я предложил удлинить ось рола и сделать к не му механический привод, но .мое пожелание не осуществлено. Есть неудобства и в регулиров ке натяжения ременной передачи от электромотора к тумбам маши ны. Необходимо сделать улучшен ное натяжное устройство. Используя сетевыборочную ма шину, судоводители должны учесть изменения в маневрирова нии кораблем при выборке по рядка. Промысловикам надо полнее ис пользовать новую технику, а инже нерно-технические работники обя заны позаботиться об устранении перечисленных здесь недостатков. Коммунистическая партия на правляет усилия советских людей на всемерное внедрение новой тех ники, на механизацию трудоемких процессов, на технический прог ресс во всех отраслях промыш ленности. Директивы XX съезда партии по шестой пятилетке преду сматривают создание на рыбооб рабатывающих предприятиях ме ханизированных линий, где можно было бы быстро производить обра ботку и уборку продукции. Такая механизированная линия установлена в нашем 18 цехе год тому назад. И значение ее, пользу, которую она приносит, трудно пе реоценить. Об этом говорят цифры. Когда наша смена работала в В м е х а н и з и р о в а н н о м ц е х е JI. П. Шкипарева Мастер цеха № 18 рыбозавода № 2 обычном цехе, то мы убирали за восемь часов 60—70 тонн рыбы. На механизированной линии этот показатель вырос до 140—150 тонн. Сейчас можно сказать, что ме ханизированная линия освоена ус пешно. Из месяца в месяц улуч шаются наши производственные показатели. Если в прошлом году в июне выпущено 73.311 центне ров, то в апреле нынешнего года увеличилась производительность труда нашей смены. Теперь за сутки наш цех дает 250 тонн и более продукции. На уборочной линии в нашем цехе механизированы многие тру доемкие работы, такие, как вскры тие пустых бочек, укупорка их после наполнения рыбой и т. д. Говоря о внедрении новой тех ники, нельзя не указать и на не которые недостатки в нашей ра боте. Не все смены еще добиваются высоких показателей, они не берут от техники всё, что она может дать. Устранив эти недостатки, мы суме- более 90 тысяч центнеров продук- ем добиться нового повышения ции. Намного возросла выработка производительности труда, увели- на каждого рабочего, почти вдвое чения выпуска продукции. Т в о р ч Большие задачи стоят перед коллективом мурманских портови ков в шестой пятилетке. Достаточ но оказать, что в 1960 году долж на увеличиться в два раза по срав нению с 1955 годом перевалка грузов. Чтобы добиться успеха в выпол нении этого задания, необходимо решить многие важнейшие проб лемы. Например, считается у нас отстающим участком разгрузка трюмов. Низкие темпы выгрузки рыбы — восемь тонн в судочас — продолжают оставаться на од ном уровне в течение многих лет. е с т в о п о р т о в и к о в А. С. Храповицкий Инженер-конструктор Мурманско го рыбного порта + Как ускорить эту работу? Пор товики прилагают много усилий к улучшению конструкции рыбопе- регружателей и добились в этом немалого успеха. Об этом можно судить хотя бы по высокой оценке конструкции этих механизмов, которую дали делегации рыбооб работчиков с астраханских пред приятий. Для ускорения перевалки рыбы в трюмах все более широкое при менение находят мягкие контейне ры. В будущем они будут устанав ливаться по всему трюму, а к пря мому просвету станут перемещать ся с помощью тельферов. Показателен успех изобретате лей и - рационализаторов порта, создавших ряд приспособлений, ус коривших в четыре раза бунке ровку судов каменным углем. Новаторы рыбного порта будут и впредь творчески решать вопросы производства. Облегчается труд судоремонтников На вечере высту пили инженер-техно лог судоремонтного завода Главмурман- рыбпрома тов. Мило- ванов и бригадир слесарей-механизато ров этого предприя тия тов. Филатов. Они рассказали, как судоремонтники бо рются за внедрение новой техники. Осо бенно много внима ния этому на пред приятии стало уде ляться после июль ского пленума ЦК КПСС. В течение го да в трех цехах бы ли смонтированы кранбалки, с по мощью которых ус корилось выполне ние трудоемких операций по транс портировке деталей и установка их на станки. Изготовле ны за это время и многие другие цен ные приспособления. Для ускорения ме ханизации трудоем ких процессов на предприятии создан цех приспособлений и инструмента. Его небольшой коллектив успешно справляется с заданиями. Особен но хорошо трудится здесь бригада слеса рей - механизаторов, руководимая тов. Филатовым. На снимке: брига дир слесарей-механи- заторов И. Д. Фила тов (справа) в меха ническом цехе после монтажа кранбалки. Фото Б. Алексеева. Сегодня на вечере Вы можете получить ответ на интересующие Вас вопросы по следующим темам: .Траловый флот пополняется новой техникой". .Сетевыборочные машины на сельдяном промысле". М .Ч то дают механизированные линии на рыбокомбинате*. .Дела рационализаторов рыбного порта“. .Пути механизации на судо ремонтном заводе”. .Каким будет рыбокомбинат в шестой пятилетке”. .Над чем работает ПИНРО* Наука— производству П. А. Старовойтов Заведующий лабораторией техни ки промышленного рыболовства ПИНРО Коллектив Полярного научно- исследовательского института в последние годы стал особо много обращать внимания освоению но вых районов. Этого настоятельно требует быстрый рост промысло вого флота, пополнение его новы ми совершенными судами с боль; шим радиусом действия. В мае работники ПИНРО сов местно с промысловиками проводи ли испытания нового трала, кото рые показали, что он может быть использован в осенне-зимний пе риод на сельдяном лову в Север ной Атлантике. В нынешнем году этот опыт будет проведен. Если на обычных судах борто вого траления добыча опережает обработку рыбы, то на рефриже раторных траулерах дело обстоит наоборот: здесь рыбофабрика ис пользуется еще не на полную мощность. Эти мощные корабли необходимо вооружить более уло вистым тралом. Недавно я вернул ся из рейса, в котором производи лось испытание трала, предназна ченного для рефрижераторных кораблей. Если у обычных тралов расстояние между клячевками 21 метр, то у нового — 40 метров, а вертикальное раскрытие доведено до 4 ,5—5 метров, против 2—2,5 метров у обычного трала. Первый опыт показал, что уловистость но вого трала повысилась в среднем на 58 процентов. Это замечатель ный результат! Новым тралом заинтересовался капитан траулера «Некрасов» тов. Елфимов. Как известно, коллек тив этого судна успешно борется за лучшее использование новой тех ники, за вылов 100 тысяч центне ров рыбы в первом году шестой пятилетки. Сейчас такой трал пе редан на траулер «Некрасов». Среди новых работ по успеш ному совершенствованию орудий лова можно назвать создание улуч шенного образца траловых досок, вес которых в два раза меньше, а распор на 15—20 процентов боль ше, чем у обычных. Успешно ре шается и разработка системы верх ней подборы. Надо отметить, что инженерная сторона изготовления новых тра лов уже не представляет особого затруднения. Сейчас нам очень важно знать, как ведет себя рыба по отношению к орудиям лова? Вы уже знаете, что сотрудники ПИНРО наблюдали работу трала с помощью батистата. Но прибор этот для ведения научной работы неудобен тем, что он неподвижен. Сейчас ведется работа по созда нию подводного движущегося ап парата. Ведутся также работы по созда нию нового типа рыболовного ко рабля для развития кошелькового лова в Северной Атлантике. Разрешение вопросов длитель ного сохранения рыбы в свежем виде принесло первый успех — хранение свежья доведено до 14 суток. Много внимания уделяется так же созданию новых поисковых при боров, в том числе и телевизион ных.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz