Рыбный Мурман. 1956 г. Июнь.

№ 73 (469), 21 нюня 1956 г. РЫБНЫЙ М7 РМАН М О Р _ Я К И _ C E J ^ b J J l J I O J l O Ф Л О Т _ А ! ИСПОЛЬЗУЙТЕ ВСЕ РЕЗЕРВЫ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОТСТАВАНИЯ ☆ Вот что мешает успешному промыслу Если в первом квартале моряки сельдяного флота добились значи­ тельного успеха в выполнении го­ сударственного плана и социали­ стических обязательств, то уже в начале апреля положение на про- С СОБРАНИЯ ПАРТИИНО- ХОЗЯИСТВЕННОГО АКТИВА «МУРМАНСЕЛЬДИ» + мысле в Северной Атлантике резко нистерство рыбной промышленно- ухудшилось. За апрель, май и первую декаду июня коллектив «Мурмансельди» недодал государству 117.850 цент­ неров сельди. Внушительная циф­ ра! Она говорит о серьезном отста­ вании сельдяного флота, застигну­ того новой обстановкой врасплох. На днях состоялось собрание партийно-хозяйственного актива предприятия. Начальник сельдяно­ го флота тов. Гунин доложил акти­ ву о ходе выполнения пятимесячно­ го плана и социалистических обя­ зательств. Отметив, что выполне­ ние плана второго квартала нахо­ дится под угрозой срыва, он под­ черкнул: «Положение становится все более напряженным. В июне флот ежесуточно недодает государ­ ству по две и более тысячи центне­ ров сельди». Основной причиной неудовлетво­ рительной работы флота во втором квартале является то, что руковод­ ство флота, экспедиции, начальни­ ки ведущих отделов управления, отрядные специалисты, капитаны многих промысловых судов оказа­ лись неподготовленными к работе в более сложных промысловых усло­ виях. Положение усугубляется еще и тем, что коллектив перспективной разведки и научные сотрудники ПИНРО работают в отрыве от про­ мысловиков, а капитаны-флагманы пренебрегают отрядным способом поиска сельди. В результате флот не получает нужных рекоменда­ ций, а промысловые корабли вы­ нуждены самостоятельно занимать­ ся поисками сельди, которые в большинстве случаев ничего не дают. — Главмурманрыбпром и Ми­ сти СССР, — говорит докладчик, — планируют работу флота без учета возможностей промысловой обстановки и наших предложений. Как правило, план первого, тре­ тьего и четвертого кварталов, ког­ да устанавливается хорошая сырь­ евая база, занижается и, наоборот, — в мае и июне, когда обычно наблюдается неудовлетворитель­ ная промысловая обстановка, план завышается. Большим тормозом в работе коллектива сельдяного флота яв­ ляется задержка по вине судоре­ монтников кораблей в порту. Медленно внедряется и пока не­ удовлетворительно используется новая техника на промысловых судах и пловучих базах: сетевыбо­ рочные машины и опреснители Ермолина. В прениях по докладу выступи­ ло 15 человек. Участники собра­ ния в своих выступлениях отмети­ ли, что не всегда корабли работа­ ли плохо только из-за отсутствия удовлетворительной сырьевой ба­ зы. Нередко причиной отставания являлась низкая трудовая дисцип­ лина отдельных моряков, слабое знание новой техники, неумение применить ее в различных услови­ ях, значительные простои кораб­ лей как в порту, так и на про­ мысле. Капитан-флагман четвертого от­ ряда судов тов. Земсков рассказал о том, как многие моряки само­ вольно «отгуливали», так как им не предоставляются выходные дни за время нахождения корабля в море. Он же предложил пересмот­ реть существующее Положение о капитанах-наставниках, а флагма­ нов освободить от руководства определенным кораблем, предоста­ вив им возможность бывать на тех судах отряда, где это вызывается необходимостью. — Партком и политотдел не тре­ буют от капитанов улучшения вос­ питательной работы, — сказал боцман, секретарь партийной ор­ ганизации среднего траулера № 4123 тов. Горизонтов. — Вот почему отдельные капитаны стоят в стороне от общественной работы, не занимаются воспитанием лично­ го состава и хуже того — подчас противопоставляют себя экипажу. Именно так поступает капитан на­ шего судна Дндерихс. О том, что на средних трауле­ рах плохо используются промыс­ ловая техника и навигацион­ ные приборы, сообщил собра­ нию актива капитан среднего трау­ лера № 438 тов. Чернов. Он ука­ зал, что для успешного выполне­ ния годового плана и принятых обязательств флот имеет все воз­ можности, только необходимо лик­ видировать непроизводительные простои кораблей и улучшить их эксплуатацию. С критическими замечаниями в адрес руководителей сельдяного флота и Главмурманрыбпрома вы­ ступили капитан среднего траулера № 839 тов. Бабуркин, секретарь партийной организации среднего траулера № 129 тов. Тарасов, старший механик среднего трау­ лера № 435 тов. Журковский и другие участники собрания. Собрание приняло развернутое решение, содержащее конкретные мероприятия по ликвидации отста­ вания сельдяного флота и безус­ ловному выполнению плана и со­ циалистических обязательств, при­ нятых коллективом «Мурмансель­ ди» на 1956 год. М. ЖУРАВЛЕВ. Инструктор политотдела сельдяного флота. ☆ £ Одобрено и... забыто XX съезд КПСС поставил перед рыбаками нашей страны задачу значительного увеличения добычи рыбы, наиболее рационального ис­ пользования промысловых судов и орудий лова. В достижении этого немаловажную роль имеет приведе­ ние в действие неиспользованных резервов. В сельдяном флоте одним из таких резервов является сокращение потерь улова во время выборки дрифтерных сетей. Они происходят от выбрасы­ вания сельди за борт во время осво­ бождения их от улова и от выпада­ ния слабообъячеенной сельди из се- целыо собирания отцепившейся сель­ ди из сетей около борта в Мурман­ ском сельдяном флоте применялись специальные приспособления в виде расправленных сетных полотен, при­ крепленных с помощью стрел к бор­ ту, так называемые поддоны тт. Ар­ тамонова и Окулова. Эти приспособ­ ления во флоте не привились пото­ му, что они давали нужный эф­ фект не при всяких условиях лова, а при глубинном лове и ветре свыше 4— 5 баллов. наносили вред. В текущем .году отделом добычи управления «Мурмансельдь» органи­ зованы и проведены интересные опы- На т р у д о в о й в а х т е Пе т р К а р а в а е в После демобилизаций из Советской Армии, в начале сентября 1950 го­ да, Петр Караваев впервые вступил на палубу промыслового судна, став членом экипажа среднего траулера «Коряк», В холодный декабрьский день 1950 ^года «Коряк» вышел на тре­ сковый промысел. Экипажу не по­ везло: по вине завода-строителя вышла из строя траловая лебедка. Во втором рейсе моряки успели сде­ лать только четыре траления — суд­ но отозвали в порт. ...Волнующее, строгое слово — разведка. Вызывает оно волнение и в Мирное время, когда надо итти не в тыл врага, где тебя на каждом ша­ гу подстерегает опасность, а всего- навсего в далекий незнакомый район промысла на «банку», которая толь­ ко и угадывается изменением глуби­ ны моря да обозначением на карте. Петр Андреевич помнит, как 4 фев­ раля 1951 года четыре средних тра­ улера 331. 131, 122 и «Ко­ ряк» вышли на промысел на банку Викинг. Работали тралами, в кото­ рые попадала треска, небольшие акулы, а той рыбы, что они искали — сельди — не было. Много было в те годы у промыс­ ловиков, осваивавших дальние рай­ оны, неудач и огорчений, но это не останавливало моряков, решивших дать советскому народу как можно больше атлантической сельди. ...Средний траулер лег в промыс­ ловый дрейф. 35 сетей, поддержи­ ваемые поплавками-кухтылями, на протяжении километра встали под водой стеной на пути рыбы. Пойдет косяк сельди, наткнется на эту стену, и утром на борт корабля будут подняты сети с отливающей серебром рыбой. Но мало еще опыта у судоводителей. Поиск косяков они ведут неуверенно. И вот результат подъема и спуска трала, добился ор- — в 35 сетях обнаружено только... ганизованной работы матросов, он около 50 штук сельди. Снова и сно- вызвал на соревнование своего учи- ва ставят моряки дрифтерный по-!теля. Вызвал и победил! Александр рядок, выбирают его на судно. Н а - , Григорьевич был удивлен и... поль- капливается опыт, растут уловы. Пополняются, углубляются знания промыслового дела и у Петра Кара­ ваева. : П. А. КАРАВАЕВ. Стремление Петра Андреевича хо­ рошо изучить промысловое дело, добросовестное выполнение им всех порученных работ были замечены командованием судна. Уже спустя полгода с момента прихода на «Ко­ ряк», Петр Андреевич назначается на должность боцмана. В то же вре­ мя он изучает дрифмейстерское дело и вскоре становится мастером по до­ быче сельди. В следующем, 1952 году, с выходом на промысел в Ба- ренцово море, он освоил и приемы ра­ боты с тралом. Помог ему в этом опытный промыс­ ловик Александр Григорьевич Пай- 9,0м. тмтжжммж релингм г П Л Д ИШИ Р Ь Л 1.2 Р О Л \ 3 , 3 м. 3,0м. 1 , 5 м 0 . 7 м . i Рис № 1. тей во время подтягивания их к борту. Часть сельди, освобождаемая от сетей резким встряхиванием, как бы оно ни было осторожным, выбра­ сывается за борт. При уловах за дрейф в 10 тонн за борт вылетает до 200 килограммов сельди. Чтобы исключить эти потери, на средних траулерах 835, 4164 и других в 1955 году были приме­ нены защитные надбортные сетки, протянутые над планширем правого борта от носовых вант в направлении к крылу рулевой рубки (см. рис. N 2 1 ). Эта сетка находилась вы­ ше рола и закреплялась в четы­ рех точках — на вантах, на над­ стройке и в двух местах фальшбор­ та. Сельдь, отцепившаяся от сети и выбрасываемая за борт резким встряхиванием, ударяется в перего­ родку и таким образом остается на палубе. Применяя надбортные сетки, моря­ ки средних траулеров !NS№ 835 и 4164 в мае и июне 1955 года при уловах от 5 до 10 тонн сохраняли за дрейф до двух бочек сельди. Опыт работы этих судов с надбортными сетками был в свое время обобщен на страницах «Рыбного Мурмана». В июле же один из добытчиков сельдяной экспедиции представил и. о. начальника отдела добычи управления «Мурмансельди» чертеж и спецификацию материалов, необ­ ходимых на постройку надбортной сетки. Руководитель этого отдела тов. Савостьянов одобрил инициати­ ву экипажей средних траулеров 835 и 4164. Но, однако, даль­ ше этого дело не пошло. С тех пор прошел уже целый год, а опыт применения их предался заб­ вению. Суда из порта на промысел приходят без надбортных сетей, мо­ ряки делают их из дрифтерных се­ тей, бывших в употреблении. В ре­ зультате они быстро рвутся. Из-за того, что надбортные сети не входят в табель снабжения, полезность внед­ рения их на флоте пропагандируется совершенно неудовлетворительно, за­ щитные надбортные сетки приме­ няются небольшой группой судов и то от случая к случаю. Другой причиной значительной по­ ты по борьбе с потерями уловов. В соединениях сетей были поставлены специальные сетные полотна — фар­ туки (см. рис. № 2 ) . Этими фартука­ ми сети соединялись между собой, то есть перекрывался проход сельди в отверстия между ними. В процессе опытов инструктор четвертого отряда тов. Окулов усо­ вершенствовал фартук, сделав его из двух -половин. В весенне-летний пе­ риод таким фартуком оснащаются все сети в мастерской порта. На месте промысла при наборке сетей поло­ винки фартуков соединяются между собой способом шворки. Чтобы фар­ туки были прочными, их делают из капроновой дели. щен — ведь победил-то его, Пайка- чева, ученик. Конечно, эта трудо­ вая победа далась нелегко. Помогала вся вахта, руководимая Петром Андреевичем. Многие матросы сдру­ жились со своим мастером, а один из них — Николай Иванович По­ годин— п до сих пор с Караваевым не расстается. Сейчас он мастер, а Петр Андреевич — старший мастер по добыче рыбы на среднем трауле­ ре «Коряк». Продолжительное время это судно использовалось на поисковой работе, его экипаж неплохо справлялся со своими обязанностями. И в этом есть немалая заслуга Петра Андрее­ вича Караваева. Он не только повы­ шает свои знания, но и передает их матросам. Много заботы проявляет старший мастер об исправности про­ мыслового вооружения. Так, по его инициативе для прочности дрифтер­ ного порядка, особенно в осенне-зим­ ний период, на «Коряке» решили ставить через каждые пять сетей сквозные поводцы — от нижней под­ боры до кухтылей. Это при вожаке поверху, а при вожаке понизу — через 10 сетей. Сейчас в группу поисковых судов выделены новые корабли. Экипаж «Коряка» занят промысловой рабо­ той. План первого квартала по выло­ ву сельди этот коллектив перевы­ полнил. И как ни трудно морякам сейчас, в период спада промысла, у^ ен„^1„в 55г°.И3 _ ^ Л^ ’„^ „аЮТw теРи части улова является выпаде­ ние сельди из сетей во время подтя- том, что еще добьются успеха. И вместе со всем экипажем несет тру- качев. Когда Петр Караваев стал уве- довую вахту Петр Караваев. ренно руководить вахтой во время гивания их к борту и от проходов, стай сельди в отверстия в местах П. БЫСТРОУМОВ. соединения сетей между собой. С Рис № 2. Усовершенствованные тов. Окуло­ вым фартуки были успешно приме­ нены на среднем траулере X» 20. За счет покрытия отверстий между се­ тями улов в них повысился на 10— 15 процентов. Кроме того, это позволило сохранить отцепившуюся сельдь сверху сетей, в сетных меш­ ках фартуков. Несомненно, что в ве­ сенне-летний период лова, когда сельдь находится в разреженных и разных по ассортименту косяках, применение фартуков между сетями должно получить широкое распро­ странение. Как тот, так и другой резерв про­ мысла должен быть поставлен на службу выполнения промысловиками исторических решений XX съезда КПСС. Отделу добычи «Мурмансель­ ди», всему коллективу сельдяного флота этим неиспользованным резер­ вам промысла следует уделять боль­ ше внимания. И. АХЛЫНОВ. Инженер-наставник по до­ быче сельди управления «Мурмансельдь».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz