Рыбный Мурман. 1956 г. Июнь.
№ 73 (469), 21 нюня 1956 г. РЫБНЫЙ М7 РМАН М О Р _ Я К И _ C E J ^ b J J l J I O J l O Ф Л О Т _ А ! ИСПОЛЬЗУЙТЕ ВСЕ РЕЗЕРВЫ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОТСТАВАНИЯ ☆ Вот что мешает успешному промыслу Если в первом квартале моряки сельдяного флота добились значи тельного успеха в выполнении го сударственного плана и социали стических обязательств, то уже в начале апреля положение на про- С СОБРАНИЯ ПАРТИИНО- ХОЗЯИСТВЕННОГО АКТИВА «МУРМАНСЕЛЬДИ» + мысле в Северной Атлантике резко нистерство рыбной промышленно- ухудшилось. За апрель, май и первую декаду июня коллектив «Мурмансельди» недодал государству 117.850 цент неров сельди. Внушительная циф ра! Она говорит о серьезном отста вании сельдяного флота, застигну того новой обстановкой врасплох. На днях состоялось собрание партийно-хозяйственного актива предприятия. Начальник сельдяно го флота тов. Гунин доложил акти ву о ходе выполнения пятимесячно го плана и социалистических обя зательств. Отметив, что выполне ние плана второго квартала нахо дится под угрозой срыва, он под черкнул: «Положение становится все более напряженным. В июне флот ежесуточно недодает государ ству по две и более тысячи центне ров сельди». Основной причиной неудовлетво рительной работы флота во втором квартале является то, что руковод ство флота, экспедиции, начальни ки ведущих отделов управления, отрядные специалисты, капитаны многих промысловых судов оказа лись неподготовленными к работе в более сложных промысловых усло виях. Положение усугубляется еще и тем, что коллектив перспективной разведки и научные сотрудники ПИНРО работают в отрыве от про мысловиков, а капитаны-флагманы пренебрегают отрядным способом поиска сельди. В результате флот не получает нужных рекоменда ций, а промысловые корабли вы нуждены самостоятельно занимать ся поисками сельди, которые в большинстве случаев ничего не дают. — Главмурманрыбпром и Ми сти СССР, — говорит докладчик, — планируют работу флота без учета возможностей промысловой обстановки и наших предложений. Как правило, план первого, тре тьего и четвертого кварталов, ког да устанавливается хорошая сырь евая база, занижается и, наоборот, — в мае и июне, когда обычно наблюдается неудовлетворитель ная промысловая обстановка, план завышается. Большим тормозом в работе коллектива сельдяного флота яв ляется задержка по вине судоре монтников кораблей в порту. Медленно внедряется и пока не удовлетворительно используется новая техника на промысловых судах и пловучих базах: сетевыбо рочные машины и опреснители Ермолина. В прениях по докладу выступи ло 15 человек. Участники собра ния в своих выступлениях отмети ли, что не всегда корабли работа ли плохо только из-за отсутствия удовлетворительной сырьевой ба зы. Нередко причиной отставания являлась низкая трудовая дисцип лина отдельных моряков, слабое знание новой техники, неумение применить ее в различных услови ях, значительные простои кораб лей как в порту, так и на про мысле. Капитан-флагман четвертого от ряда судов тов. Земсков рассказал о том, как многие моряки само вольно «отгуливали», так как им не предоставляются выходные дни за время нахождения корабля в море. Он же предложил пересмот реть существующее Положение о капитанах-наставниках, а флагма нов освободить от руководства определенным кораблем, предоста вив им возможность бывать на тех судах отряда, где это вызывается необходимостью. — Партком и политотдел не тре буют от капитанов улучшения вос питательной работы, — сказал боцман, секретарь партийной ор ганизации среднего траулера № 4123 тов. Горизонтов. — Вот почему отдельные капитаны стоят в стороне от общественной работы, не занимаются воспитанием лично го состава и хуже того — подчас противопоставляют себя экипажу. Именно так поступает капитан на шего судна Дндерихс. О том, что на средних трауле рах плохо используются промыс ловая техника и навигацион ные приборы, сообщил собра нию актива капитан среднего трау лера № 438 тов. Чернов. Он ука зал, что для успешного выполне ния годового плана и принятых обязательств флот имеет все воз можности, только необходимо лик видировать непроизводительные простои кораблей и улучшить их эксплуатацию. С критическими замечаниями в адрес руководителей сельдяного флота и Главмурманрыбпрома вы ступили капитан среднего траулера № 839 тов. Бабуркин, секретарь партийной организации среднего траулера № 129 тов. Тарасов, старший механик среднего трау лера № 435 тов. Журковский и другие участники собрания. Собрание приняло развернутое решение, содержащее конкретные мероприятия по ликвидации отста вания сельдяного флота и безус ловному выполнению плана и со циалистических обязательств, при нятых коллективом «Мурмансель ди» на 1956 год. М. ЖУРАВЛЕВ. Инструктор политотдела сельдяного флота. ☆ £ Одобрено и... забыто XX съезд КПСС поставил перед рыбаками нашей страны задачу значительного увеличения добычи рыбы, наиболее рационального ис пользования промысловых судов и орудий лова. В достижении этого немаловажную роль имеет приведе ние в действие неиспользованных резервов. В сельдяном флоте одним из таких резервов является сокращение потерь улова во время выборки дрифтерных сетей. Они происходят от выбрасы вания сельди за борт во время осво бождения их от улова и от выпада ния слабообъячеенной сельди из се- целыо собирания отцепившейся сель ди из сетей около борта в Мурман ском сельдяном флоте применялись специальные приспособления в виде расправленных сетных полотен, при крепленных с помощью стрел к бор ту, так называемые поддоны тт. Ар тамонова и Окулова. Эти приспособ ления во флоте не привились пото му, что они давали нужный эф фект не при всяких условиях лова, а при глубинном лове и ветре свыше 4— 5 баллов. наносили вред. В текущем .году отделом добычи управления «Мурмансельдь» органи зованы и проведены интересные опы- На т р у д о в о й в а х т е Пе т р К а р а в а е в После демобилизаций из Советской Армии, в начале сентября 1950 го да, Петр Караваев впервые вступил на палубу промыслового судна, став членом экипажа среднего траулера «Коряк», В холодный декабрьский день 1950 ^года «Коряк» вышел на тре сковый промысел. Экипажу не по везло: по вине завода-строителя вышла из строя траловая лебедка. Во втором рейсе моряки успели сде лать только четыре траления — суд но отозвали в порт. ...Волнующее, строгое слово — разведка. Вызывает оно волнение и в Мирное время, когда надо итти не в тыл врага, где тебя на каждом ша гу подстерегает опасность, а всего- навсего в далекий незнакомый район промысла на «банку», которая толь ко и угадывается изменением глуби ны моря да обозначением на карте. Петр Андреевич помнит, как 4 фев раля 1951 года четыре средних тра улера 331. 131, 122 и «Ко ряк» вышли на промысел на банку Викинг. Работали тралами, в кото рые попадала треска, небольшие акулы, а той рыбы, что они искали — сельди — не было. Много было в те годы у промыс ловиков, осваивавших дальние рай оны, неудач и огорчений, но это не останавливало моряков, решивших дать советскому народу как можно больше атлантической сельди. ...Средний траулер лег в промыс ловый дрейф. 35 сетей, поддержи ваемые поплавками-кухтылями, на протяжении километра встали под водой стеной на пути рыбы. Пойдет косяк сельди, наткнется на эту стену, и утром на борт корабля будут подняты сети с отливающей серебром рыбой. Но мало еще опыта у судоводителей. Поиск косяков они ведут неуверенно. И вот результат подъема и спуска трала, добился ор- — в 35 сетях обнаружено только... ганизованной работы матросов, он около 50 штук сельди. Снова и сно- вызвал на соревнование своего учи- ва ставят моряки дрифтерный по-!теля. Вызвал и победил! Александр рядок, выбирают его на судно. Н а - , Григорьевич был удивлен и... поль- капливается опыт, растут уловы. Пополняются, углубляются знания промыслового дела и у Петра Кара ваева. : П. А. КАРАВАЕВ. Стремление Петра Андреевича хо рошо изучить промысловое дело, добросовестное выполнение им всех порученных работ были замечены командованием судна. Уже спустя полгода с момента прихода на «Ко ряк», Петр Андреевич назначается на должность боцмана. В то же вре мя он изучает дрифмейстерское дело и вскоре становится мастером по до быче сельди. В следующем, 1952 году, с выходом на промысел в Ба- ренцово море, он освоил и приемы ра боты с тралом. Помог ему в этом опытный промыс ловик Александр Григорьевич Пай- 9,0м. тмтжжммж релингм г П Л Д ИШИ Р Ь Л 1.2 Р О Л \ 3 , 3 м. 3,0м. 1 , 5 м 0 . 7 м . i Рис № 1. тей во время подтягивания их к борту. Часть сельди, освобождаемая от сетей резким встряхиванием, как бы оно ни было осторожным, выбра сывается за борт. При уловах за дрейф в 10 тонн за борт вылетает до 200 килограммов сельди. Чтобы исключить эти потери, на средних траулерах 835, 4164 и других в 1955 году были приме нены защитные надбортные сетки, протянутые над планширем правого борта от носовых вант в направлении к крылу рулевой рубки (см. рис. N 2 1 ). Эта сетка находилась вы ше рола и закреплялась в четы рех точках — на вантах, на над стройке и в двух местах фальшбор та. Сельдь, отцепившаяся от сети и выбрасываемая за борт резким встряхиванием, ударяется в перего родку и таким образом остается на палубе. Применяя надбортные сетки, моря ки средних траулеров !NS№ 835 и 4164 в мае и июне 1955 года при уловах от 5 до 10 тонн сохраняли за дрейф до двух бочек сельди. Опыт работы этих судов с надбортными сетками был в свое время обобщен на страницах «Рыбного Мурмана». В июле же один из добытчиков сельдяной экспедиции представил и. о. начальника отдела добычи управления «Мурмансельди» чертеж и спецификацию материалов, необ ходимых на постройку надбортной сетки. Руководитель этого отдела тов. Савостьянов одобрил инициати ву экипажей средних траулеров 835 и 4164. Но, однако, даль ше этого дело не пошло. С тех пор прошел уже целый год, а опыт применения их предался заб вению. Суда из порта на промысел приходят без надбортных сетей, мо ряки делают их из дрифтерных се тей, бывших в употреблении. В ре зультате они быстро рвутся. Из-за того, что надбортные сети не входят в табель снабжения, полезность внед рения их на флоте пропагандируется совершенно неудовлетворительно, за щитные надбортные сетки приме няются небольшой группой судов и то от случая к случаю. Другой причиной значительной по ты по борьбе с потерями уловов. В соединениях сетей были поставлены специальные сетные полотна — фар туки (см. рис. № 2 ) . Этими фартука ми сети соединялись между собой, то есть перекрывался проход сельди в отверстия между ними. В процессе опытов инструктор четвертого отряда тов. Окулов усо вершенствовал фартук, сделав его из двух -половин. В весенне-летний пе риод таким фартуком оснащаются все сети в мастерской порта. На месте промысла при наборке сетей поло винки фартуков соединяются между собой способом шворки. Чтобы фар туки были прочными, их делают из капроновой дели. щен — ведь победил-то его, Пайка- чева, ученик. Конечно, эта трудо вая победа далась нелегко. Помогала вся вахта, руководимая Петром Андреевичем. Многие матросы сдру жились со своим мастером, а один из них — Николай Иванович По годин— п до сих пор с Караваевым не расстается. Сейчас он мастер, а Петр Андреевич — старший мастер по добыче рыбы на среднем трауле ре «Коряк». Продолжительное время это судно использовалось на поисковой работе, его экипаж неплохо справлялся со своими обязанностями. И в этом есть немалая заслуга Петра Андрее вича Караваева. Он не только повы шает свои знания, но и передает их матросам. Много заботы проявляет старший мастер об исправности про мыслового вооружения. Так, по его инициативе для прочности дрифтер ного порядка, особенно в осенне-зим ний период, на «Коряке» решили ставить через каждые пять сетей сквозные поводцы — от нижней под боры до кухтылей. Это при вожаке поверху, а при вожаке понизу — через 10 сетей. Сейчас в группу поисковых судов выделены новые корабли. Экипаж «Коряка» занят промысловой рабо той. План первого квартала по выло ву сельди этот коллектив перевы полнил. И как ни трудно морякам сейчас, в период спада промысла, у^ ен„^1„в 55г°.И3 _ ^ Л^ ’„^ „аЮТw теРи части улова является выпаде ние сельди из сетей во время подтя- том, что еще добьются успеха. И вместе со всем экипажем несет тру- качев. Когда Петр Караваев стал уве- довую вахту Петр Караваев. ренно руководить вахтой во время гивания их к борту и от проходов, стай сельди в отверстия в местах П. БЫСТРОУМОВ. соединения сетей между собой. С Рис № 2. Усовершенствованные тов. Окуло вым фартуки были успешно приме нены на среднем траулере X» 20. За счет покрытия отверстий между се тями улов в них повысился на 10— 15 процентов. Кроме того, это позволило сохранить отцепившуюся сельдь сверху сетей, в сетных меш ках фартуков. Несомненно, что в ве сенне-летний период лова, когда сельдь находится в разреженных и разных по ассортименту косяках, применение фартуков между сетями должно получить широкое распро странение. Как тот, так и другой резерв про мысла должен быть поставлен на службу выполнения промысловиками исторических решений XX съезда КПСС. Отделу добычи «Мурмансель ди», всему коллективу сельдяного флота этим неиспользованным резер вам промысла следует уделять боль ше внимания. И. АХЛЫНОВ. Инженер-наставник по до быче сельди управления «Мурмансельдь».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz