Рыбный Мурман. 1956 г. Июнь.

На предприятиях страны С О В Е ТЫ М Е Х А Н И К А М Т Р А Л О В О Г О ФЛ О Т А Онекоторых особенностях обслуживания паровых котлов на кораблях типа „Рига" Установка пароохладителя лучшей конструкции Три года тому назад траловый флот начал пополняться траулера­ ми типа «Рига*, имеющими ком­ бинированные паровые котлы «Гоуден-Джонсон ». Правила Морского Регистра СССР, правила тв!ХНической экс­ плуатации, инструкции да и сама Иан правильно провести циркуляцию старший механик траулера «Мой­ ва» тов. Калошин и другие спе^ циалисты флота, не предупредив- шие аварии на своих судах. | _ F ' При подъеме пара многие меха- . Особенно много аварий котлов в кики допускают грубейшую ошиб- траловом флоте было допущено в Ку ; считают циркуляцию закончен- мае. На траулерах «Сириус», «Н и - ; ной после спуска воды до рабочего кополь» и «Красногвардейск», где уровня, определяя его по водомер- старшими механиками Никаноров, | ному стеклу. Что же получается Шнлбвский и Коновалов, аварии при такой «циркуляции»? Известно, произошли из-за попадания масла ш ш . TS f l j S r от ма- в котел. Здесь были грубо наруше- Орск. На Южно-Уральском заводе тяжелого машинострое­ ния установлена крупногабарит­ ная высокочастотная закалочная машина. Она закаливает поверх­ ностный слой таких деталей, как ролик рольганга прокатного стана. Деталь более трех метров длины закаливается за 20 ми­ нут. На снимке: калильщик Антон Люциус устанавливает ролик для закалки. Фото Б. Клипинцера. Фотохроника ТАСС. Добыча рыбы Сводка на 11 июня 1956 года а * й > taоНя U я юО . Ф ф я cd я к О К О , О о ч и с U р 2 ° о нКI- X s О ф s 5 _ а О j Я Is 85 Траловый флот 47 ,3 26 ,3 Сельдяной флот 30 ,6 4 ,3 База активного лова 94 ,0 22 ,3 Колхозы 64 ,9 42 ,9 шинных команд глубокого и все­ стороннего изучения этих котлов, серьезного и внимательного ухода за ними. Сравнивая с обычными огне­ трубными котлами шотландского типа, можно легко определить, что ■сотлы «Гоуден-Джонсон» имеют лучшую циркуляцию за счет водо­ грейных трубок,, больший паро- съем, выше температуру перегре­ того пара, так как пароперегрева­ тель расположен не в дымогарных трубках, а в огневой камере, где температура порядка 700 градусов по Цельсию и перегрев достигает 4 0 0—450 градусов. Здесь имеется пароохладитель. Его назначение — отдать частично тепло воде, а, следовательно, и понизить температуру перегретого пара с 4 0 0—450 градусов до 3 0 0—290 градусов, то есть до температуры, при которой цилинд­ ровое масло мало коксуется. Кроме того, при таком перепаде темпера­ тур пар становится сухим. Но, вместе с тем, пароохлади­ тели в этих котлах исполнены не­ удачно по двум причинам. Дело в том, что секции из трубок диамет­ ром 32 мм. расположены верти­ кально между пучками дымогар­ ных труб, что ухудшает циркуля­ цию воды и, как следствие, у жа­ ровых труб происходит образова­ ние паровых мешков, являющихся плохим проводником тепла. Все это приводит к перегреву металла в этих местах и к проседанию то­ пок. Краме того, секции пароохла­ дителя в своих изгибах засоряются от накипи, происходит перепад давления пара между котлом и ма­ шиной до 4 кг./см2, и механизмы не развивают паспортной мощно­ сти. Неудобство эксплуатации это­ го пароохладителя заключается еще и в том, что для чистки его секций требуется много времени. Техническим советом управления тралового флота решено поставить на котлы «Гоуден-Джонсон» паро­ охладитель другой конструкции причем диаметр труб увеличен до 89 мм., а секции его расположены по горизонтали над дымогарными трубками. В этом случае перепад в давлении не превышает 0 ,3—0,5 кг/см.2, резко сокращается просад­ ка топок. Здесь к месту будет сказать о не­ поворотливости отделов снабжения управления тралового флота и Главмурманрыбпрома, которые в течение года не .могли обеспечить судоремонтный завод трубами ука ­ занного выше диаметра. Только после вмешательства Министерства рыбной промышленности трубы ны правила технической эксплуа­ тации. Необходимо помнить механикам и о том, что на кораблях типа «Ри ­ га» концы питательных труб (глав­ ного и вспомогательного питания) вставлены и слабо развальцованы в теле бочки котла, из-за чего тру­ бы нередко выпадают. Требуется при котлочистках и снятии пита­ тельных коробок внимательно ос­ матривать эти трубы, для надежно­ сти приваривать их с торца с по­ мощью электросварки. Так можно избежать попадания масла в толщу воды, то есть на дымогарные труб­ ки и жаровые трубы, а масло, ча­ стично попавшее с питательной водой, будет выходить на зеркало испарения, откуда его легко уда­ лить верхним продуванием. В настоящее время на траулере «Перекоп» испытывается новый теплый ящик, с помощью которого предполагается обеспечить хоро­ шую очистку питательной воды. На траулерах «Днепропетровск» и «Шилка» проводятся испытания, которые должны показать возмож- яость отстоя масла в кренавой ци­ стерне. Проводятся и некоторые другие работы в этом направлении, в частности, скоро будет опреде­ лено, применим ли для задержки масла активированный уголь. На предприятиях страны Неисправность можно устранить, не прерывая * * * Рыбная промышленность обла­ сти продолжает работать неудов­ летворительно. Недолов, допу­ щенный в мае, в первой декаде текущего месяца, возрос. Созда­ лось очень напряженное положе­ ние. Коллектив тралового флота не справился с заданием обеих пяти­ дневок июня. Только с 6 по 10 июня промысловики недодали к плану более 25 тысяч центнеров рыбы. Отставание, допущенное моря­ ками тралового флота, является в значительной степени результатом неорганизованности на промысле, серьезных недостатков, имеющих­ ся на ряде кораблей. Суда флота продолжают работать неритмично. В то время, как экипажи трауле­ ров «Сосновец», «Капитан Деми­ дов», «Соловецкий» и других ко­ раблей добиваются высоких уло­ вов, большая группа судов рабо­ тает значительно ниже своих воз­ можностей. Сейчас корабли флота ведут лов у берегов и Медвежинском райо- !были доставлены в Мурманск и в не. За счет улучшения режима jнастоящее время пароохладители траления и организации труда, заменены почти на всех траулерах умелого вооружения орудий лова типа «Рига». Так практически бы- нужно всемерно увеличивать ли улучшены конструкция и усло- здесь добычу рыбы. Все промыс- вия эксплуатации указанных выше ловики должны равняться на кол­ лективы передовых судов, по их примеру приводить в действие не­ использованные резервы. Отрицательно влияет на выпол­ нение плана отсутствие на лову того количества кораблей, кото­ рое установлено заданием. Боль­ шая вина за это ложится на кол­ лективы судоремонтных предприя­ тий. Попрежнему велики непроиз­ водительные простои траулеров в порту. Только за последнюю пятидневку они превысили 240 судо-часов. Исключительно плохо работал в минувшую декаду коллектив сельдяного флота. З а вторую пя­ тидневку июня было добыто всего 1 .003 центнера сельди. рейса г что при наборе воды с берега тем­ пература ее колеблется от 5 до 10 градусов по Цельсию. До момента циркуляции давление пара подни­ мается до трех атмосфер, темпера­ тура при этом в нижних слоях во­ ды равна 15—20 градусам, а у зеркала испарения — 140 граду­ сам. Следовательно, перепад тем­ ператур составляет 123 градуса. Естественно, что при такой раз- яйце уровня температур и цирку­ ляции спуском воды до рабочего уровня (которая абсолютно ничего -те дает, так как слой спускаемой воды не превышает 1 0 0— 150 мм.), мы создаем большие напряжения в деталях котла. Разница может быть еще большей цри увеличении дав­ ления. Вот почему и бывают обры­ вы коротких связей, расстройство швов и заклепок, трещины и т. п. Как правильно провести цирку­ ляцию? Когда давление пара дове­ дено до трех атмосфер, необходимо питательным насосом в течение 10 — 15 минут воду прокачать снизу вверх. После этого для равномерно­ го прогрева деталей котла надо сделать 15-минутную выдержку. Такая операция проводится до трех раз. Затем вода продувается до ра­ бочего уровня через кран нижнего продувания за борт, а давление па­ ра поднимается по две атмосферы в час до «марки». В этом случае ра з ­ ность температур бывает мини­ мальной, 3 0—35 градусов, и котел можно вводить в эксплуатацию. Грамотно начиная эксплуатацию котла перед выходом в море, уме­ ло ухаживая за ним на промысле, необходимо всегда помнить о цир­ куляции и, согласно инструкции, регулярно проводить продувку нижним продуванием, освобождая таким образом котел от шлама, под­ держивая минимальную разность температур. S Часто не только молодые, но и имеющие опыт механики задают вопрос: «Как продолжать эксплуа­ тацию котлов «Гоуден-Джонсон» и «Црудон-Капус» при лопнувшей водогрейной трубке?» Известно, что водогрейная труб­ ка может лопнуть из-за плохого ка­ ч ества материала, из которого она изготовлена, или при засорении У многих механиков тралового масляными шарами, а чаще всего Флота вошло в привычку — каж- накипью, когда плохо осуществ- ДУЮ котлочистку производить ре- За безотказную работу питательных коробок котлов. Иак предупредить попадание масла в котел Второй серьезной причиной про­ садки топок служит попадание мас­ ла в котел с питательной водой. Отдельные нерадивые старшие и третьи механики траулеров мало обращают внимания на обработку питательной воды, плохо ухажи­ вают за теплым ящиком (за поста­ новкой стаканов на посадочные ме­ ста, куда может попасть кокс) и нагнетательными фильтрами. Все это способствует попаданию масла в котел. Так, старший механик траулера «Шилка» тов. Козленко, несмотря на то, что в течение ряда У промысловиков нашего бас- Iлет успешно справлялся со своими сейна есть возможность справить- обязанностями, допустил вместе с ся с планом второго квартала, третьим механиком тов. Отт по ха- Эта задача трудная, но выполни- латности аварию котла. Плохо з а - , мая. , ботился об эксплуатации котла 'машину было невозможно. ляется очистка трубки. При разрыве трубки давление в котле снизится до нуля . Само по себе и котел освободится от воды. Механику теряться в этом случае не следует. Необходимо удалить жар и шлак из топок, определить с огневой стороны лопнувшую труб­ ку, а затем , убедившись в отсутст­ вии давления в котле, соблюдая правила техники безопасности, при­ ступить к вскрытию 'верхней и нижней горловин. Зачистив внут­ реннюю поверхность лопнувшей трубки от концов примерно милли­ метров по сто, следует забить креп­ ким ударом 4—5-килограммовой кувалды стальные заглушки. Пос­ ле этого необходимо обязательно разрубить ту часть трубки, где произошла закупорка. Это делает­ ся во избежание создания про­ тиводавления при подъеме пара. Воду следует набирать и з кормо­ вого свеса или балласта ручной помпой. Эту работу можно выполнить не­ посредственно в море, не прекра­ щая промыслового рейса. Но из-за растерянности отдельных старших механиков или слабого знания ими правил ликвидации этой аварии нередко суда приводятся в порт на буксире. Так было дважды с трау­ лером «Красноармеец». Нельзя сказать, чтобы старший механик корабля тов. Высоцкий не прини­ мал мер к устранению этой неис­ правности котла. Но все его уси­ лия не давали положительного ре ­ зультата, так как он ставил за ­ глушки, а поврежденную трубку не разрубал, что приводило к созда­ нию противодавления при подъеме пара. Ясно, что в таких условиях эксплуатировать котел и главную мант питательных коробок (гнезд и клапанов). Делают они это потому, что не знают размеров нормально- о подъема клапанов. Чаще всего он устанавливается полным до от­ каза (20—25 мм.), отчего клапаны я гнезда быстро «разбиваются» и отказывают в работе. Чтобы обеспечить долговремен- *ую безотказную работу питатель­ ных коробок, следует соблюдать такое элементарное правило, а именно: у приемных клапанов подъ­ ем делать размером 1/15 внутрен­ него диаметра трубы, а у отливных — 1/12 + 2 мм. Пример: внутренний диаметр приемной и отливной труб 60 мм. Подъем клапанов устанавливается: для приемного 1/15 часть диаметра, то есть 4 мм, а для отливного — 1 /12 часть диаметра + ; 2 мм., то есть 7 мм. В таком случае клапаны садятся плавно и мало срабатываются. * * * Таковы, в основном, особенности эксплуатации котлов «Гоуден- Джонсон» и некоторые правила ухода за ними. Я думаю, что эти советы пригодятся многим молодым специалистам нашего быстро ра ­ стущего флота. Грамотное исполь­ зование судовой техники, умелый уход за ней на большинстве про­ мысловых судов дают возможность экипажам добиваться высоких уло­ вов, выработки в большом количе­ стве высококачественной рыбной продукции. .Члены машинных команд должны и впредь вносить свой вклад в дело успешного вы­ полнения государственного плана и социалистических обязательств, В. ЗАХАРЬИН. Старший групповой меха­ ник управления тралового флота. I< I! Сталинская область. Машино­ строители Сталинской области снабжают новейшей техникой не только отечественные шахты. Советские высокопроизводи­ тельные машины, облегчающие труд рабочих, отправляются так ­ же в Польшу, Болгарию, Румы ­ нию, Венгрию, Китай и другие страны. Горловский машино­ строительный завод имени Ки­ рова готовит партию горных комбайнов «Шахтер-2» для Ки­ тайской Народной Республики. На снимке: (на переднем пла­ не): слесарь В. КОВТУНЕНКО собирает комбайн «Шахтер-2». Фото С. Гендельмана. Фотохроника ТАСС. ЗА 50— 105 ТЫСЯЧ ЦЕИТИЕР0В РЫБЫ ДА ТРАУЛЕР Ход выполнения обязательств на 1 нюня 1956 г. средних траулеров <0 Я S S Г « О. А а> я R а 2 ® £ " 2 в 5 * к S S § о я а а о « я иоV Т я ta сб * ИЯ Я ® м * S * р. Я ® * я «Добролюбов» 105 .000 50 .933 «Некрасов» 100 .000 50 .582 «Гоголь» 70 .000 39 .503 «Серафимович» 100 .000 39 .483 «Достоевский» 85 .000 39 .353 «Пушкин» 75 .000 39 .230 «Салтыков- Щедрин» 60 .000 37 .435 «Кремль» 70 .000 36 .804 «Новороссийск» 68 .000 35 .194 «Чехов» 65 .000 31 .243 «Ереван» 60 .000 30 .166 «Моржовец» 55 .000 29 .647 «Новиков- Прибой» 60 .000 27 .741 «Сосновец» 50 .000 27 .089 «Каунас» 50 .000 26 .336 «Благовещенск» 50 .000 26 .299 «Амдерма» 50 .000 26 .135 «Соловецкий» 50 .000 25 .473 «Тифон» 50 .000 25 .289 «Аксай» 50 .000 24 .991 «СеМга» 50 .000 24 .843 «Н. Островский» 75 .000 24 .710 «Лот» 55 .000 23 .620 «Победа» 70 .000 23 .618 «Азербайджан» 50 .000 23 .497 «Сатурн» 50 .000 23 .460 «Кедровка» 50 .000 23 .192 «Лавна» 50 .000 23 .043 «Шенкурск» 50 .000 22 .809 «Новгород» 50 .000 22 .254 «Мишуков» 50 .000 20 .044 «Шексна» 50 .000 19.527 «Красногвар­ дейск» 50 .000 18 .206 «Златоуст» 55 .000 17 .940 «Ижевск» 70 .000 17 .928 «Скумбрия» 50 .000 17.917 «Советск» 50 .000 16 .656 Снова на промысле После длительного ремонта траулер «Ленин» вышел 1 июня в первый в нынешнем году про­ мысловый рейс. Сейчас этот ко­ рабль ведет лов рыбы в одном из прибрежных районов Баренцова моря. Обсудив Обращение рыбаков Приморского края, экипаж трау­ лера «Ленин» дал слово вновь вы- выполнить годовой план к 5 де­ кабря.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz