Рыбный Мурман. 1956 г. Июнь.

р ы б н ы й м у р м а в № 65 (461) 2 июня 1956 г. В номсомольсних организациях Инициатива— главное в комсомольской работе Пятый Пленум ЦК ВЛКСМ четко определил задачи комсомольских ор­ ганизаций по выполнению истори­ ческих решений XX съезда КПСС, наделил нашу молодежь на еще бо­ лее активное участие ее в производ­ ственной работе, культурном строи­ тельстве, во всей общественно-поли­ тической жизни страны. В настоящее время одной из глав­ нейших задач судовых комсомоль­ ских организаций является успеш­ ное проведение обмена комсомоль­ ских документов. Именно так обстоит дело в ком­ сомольской организации среднего траулера № 4229, которая одной из первых провела обмен комсомольских документов. По инициативе членов ВЛКСМ механиков тт. Фомина, На- литкина, моториста тов. Баданина машинная команда этого судна свои­ ми силами досрочно на шесть суток отремонтировала все механизмы ко­ рабля. Приказом по флоту этим ком­ сомольцам объявлена благодарность. Острую нетерпимость проявляет комсомольская организация к нару­ шителям дисциплины. И когда ком­ сомолец Лапенок допустил амораль­ ный поступок* комсомольское собра­ ние сурово осудило и наказало его. Широко поле деятельности моло­ дежи в таком важном деле, как борьба за повышение качества 'про­ дукции. В свое время на среднем траулере Мг 438 из-за обильных уловов страдала сортность рыбы. Это вызвало законную тревогу комсо­ мольцев. На комсомольском собрании был создан контрольный пост, кото­ рый и занялся устранением недо­ статков в обработке и сохранности рыбопродукции. Живой отклик среди молодежи сельдяного флота нашла ценная ини­ циатива комсомольцев Государствен­ ного подшипникового завода имени Л. М. Кагановича, развернувших борьбу за чистоту и культуру на производстве. Одной из первых в «Мурмансель- ди» эту инициативу поддержала молодежь среднего траулера № 4239. Комсомольцы этого судна на своем собрании решили создать контроль­ ные посты, которым поручили сле- тить за чистотой на судне, оказы­ вать помощь командованию в содер­ жании корабля в надлежащем сани­ тарном состоянии. По решению соб­ рания второй механик тов. Лыжкив =На целинных землях^ следил за правильной эксплуатацией механизмов, за поддержанием всеми членами машинной команды чистоты на своих участках работы. Матрос тов. Ковтун и старший мастер по обработке рыбы тов. Врачишжий контролировали санитарное состоя­ ние носовых кубриков. Они требо­ вали, чтобы члены экипажа содер­ жали в чистоте помещения, поддер­ живали порядок в шкафах, аккурат­ но заправляли койки и не ложились на них в верхней одежде. За чисто­ той на мостике, в кормовых поме­ щениях и салоне следили второй по­ мощник капитана тов. Трошков и третий помощник капитана тов. Ма- лаков. Периодически члены постов совместно проверяли санитарное со­ стояние всех судовых помещений и палубы. С приходом судна в порт санитарная комиссия порта отметила исключительную чистоту на среднем траулере № 4239. | Однако в работе некоторых судо­ вых комсомольских организаций на­ блюдается застой, отсутствует вся- j кая инициатива. Так случилось на 1 среднем траулере № 843, где секре-j тарь комсомольской организации; Данилов уехал в отпуск, бросив н а 1 самотек всю комсомольскую работу. П что хуже — Данилов додумался до того, что представил в комитет ВЛКСМ фиктивный протокол собра­ ния по избранию нового секретаря. Сейчас молодые промысловики, как и вся наша молодежь, готовятся к фестивалю. Комитет ВЛКСМ запла­ нировал проведение некоторых меро­ приятий. В частности, будут укреп­ лены кружки художественной само-' деятельности на плавбазах, состоит­ ся творческий конкурс. В июне пройдет конкурс на лучшую фото­ графию, рисунок, стихотворение, художественную резьбу по пено­ пласту, предполагается в августе — | сентябре объявить конкурс на луч - ■ шее проведение вечера отдыха. Но главное — это инициатива самих комсомольцев во всех делах, I творческая выдумка, боевой задор. I Только при этих условиях судовые комсомольские организации будут пользоваться авторитетом среди промысловиков, смогут быть в аван­ гарде молодежи на всех участках работы. Г. РОЖИН. Секретарь комитета ВЛКСМ сельдяного флота. Карагандинская область. Всту­ пая в социалистическое сорев­ нование за досрочное выполне­ ние заданий шестой пятилетки, механизаторы целинного зерно­ совхоза «Темиртауский» взяли обязательство вырастить стопу­ довый урожай зерновых с гек­ тара. За восемь рабочих дней на высоком агротехническом уровне провела сев тракторная бригада № 3. На снимке: бригадир третьей бригады В. ДЕМЯНЧЕНКО (справа) получает переходящий вымпел. щ т Ж : • T v / / ' i А > /'. </ \ \ > 1 / f ; т ж ш с Щ ш / М Щ ё т Павлодарская область. Ново­ селы зерносовхоза «Ямышев- ский», созданного в прошлом го­ ду, решили озеленить свой посе­ лок. На снимке: посадка деревьев на одной из улиц поселка. Фотохроника ТАСС. Заметки о норвежском рыболовстве Промысел трески После сельди второе место по вы­ лову в норвежском рыболовстве за­ нимает треска. Основным районом ее промысла является Вестфиорд, огражденный от моря группой Ло­ фотенских островов. Сюда для раз­ множения нриходит ежегодно все взрослое стадо трески, откармлива­ ющееся в Баренцовом море и Мед- вежинско-Шпицбергенском районе. Греска обладает пелагической икрой, имеющей удельный вес, близкий к морской воде. Икра развивается, пла- лая в толще воды. Нерест трески происходит в слое температурного и солевого скачка ia границе теплых атлантических юд, заполняющих глубины залива, л верхнего более распространенного I холодного слоя берегового проис­ хождения, покрывающего атланти- [еские воды. В зависимости от ин­ тенсивности притока атлантических под слой температурного скачка из­ меняет свою глубину от 50— 60 до 110— 120 метров. Наблюдения за положением слоя скачка являются предметом регулярных наблюдений со стороны института морских ис­ следований Норвегии. Нерестующую треску промышляют поддевом, ярусом, ставными сетями ц кошельковыми неводами. На про­ мысле в районе Лофотен бывает за­ нято до 4 тысяч судов. Наиболее производительным является кошель­ ковый лов. Он освоен норвежскими рыбаками в последние годы благо­ даря широкому применению эхоло­ тов. Техника кошелькового лова тре­ ски сводится к следующему. Ко­ шельковый невод делается высотой 55— 60 метров, длиной до 300 мет­ ров и более. Дель применяется из хлопчатобумажной нитки с ячеей 50— 60 мм. от узла до узла. Особен­ ностью конструкции трескового не­ вода является его отрицательная иловучесть. Выметанный невод то­ нет. Чтобы поддержать его, к верх­ ней подборе через 10— 15 метров привязывают дрифтерные буи. Дли­ на буевых иоводцов меняется в за­ висимости от глубины нахождения скоплений трески. Лов кошельковыми неводами про­ изводится с куттеров, похожих на наши композитные касатки. Они не имеют специальных поворотных площадок, как сейнеры, и невод ук­ ладывается в кормовой части судна сзади надстройки. Буи укрепляются по правому борту к специальным де­ ревянным штырям, на которые оде­ ваются шлаги буевого линя. Письма из Северной Атлантики 3. Учесть замечания моряков Без заботы о внедрении 11= Выбор места лова производится по эхолоту. Суда без эхолотов к ко­ шельковому лову трески не допуска­ ются. Замет производится полным хо­ дом. Затем выжидают 3— 4 минуты, чтобы невод «сел». После этого на­ чинается кольцевание невода. Для этого используются металлические тросы и механические лебедки. Что­ бы во время кольцевания судно не затянуло в невод, небольшой мотор­ ный бот оттягивает его в сторону. После стяжки колец невод всплыва­ ет и начинается его выборка. В это время на правом борту у кормы кут- тера устанавливается переносный рол, сделанный из металлических прутьев или труб. На некоторых су­ дах рол приводится в движение от главного двигателя металлическим тросом, проведенным через систему роликов. За один замет добывают обычно 5— 6 тонн трески, но нередко уловы достигают и 25— 30 тонн. В Вестфиорде кошельковыми не­ водами промышляет около 700 су­ дов. Большое число судов при огра­ ниченной акватории требует проведе­ ния ряда мер для поддержания по­ рядка на лову. Весь флот выходит на промысел не раньше определен­ ного часа и прекращает лов также в определенное время. Суда, вооруженные кошельковыми неводами, разбиты на два больших новшеств Плохо еще внедряется в сельдя­ ном флоте новая техника. Достаточ­ но сказать, что сетевыборочные ма­ шины установлены на небольшом количестве средних траулеров. Оп­ реснители Ермолина, если их поста­ вить на всех пловучих базах, могут с успехом дать достаточное количе­ ство пресной воды для флота. Тогда отпадет надобность завоза ее с Фарерских островов. Танкер «Карта- лы», который сейчас этим занимает­ ся, можно с успехом было бы исполь­ зовать для доставки топлива в район промысла. Но опреснитель установ­ лен только на плавбазе «Антаркти­ ка» и, как видно, с монтажом этого ценного устройства на других кораб­ лях руководители флота не особен­ но спешат. Моряки нередко горько шутят, что не так опасен труд на промысле, как переход со среднего траулера на плавбазу во время стоянки в море. Прошло почти полгода с того време­ ни, как на плавбазе «Атлантика» был испытан безопасный переход­ ный трап, который изготовили на этом корабле в течение недели. Ис­ пытания провели, убедились в хоро­ ших качествах этого трапа, техниче­ ский совет «Мурмансельди» дал со­ гласие на внедрение его на все плав­ базы, и на этом была поставлена точ­ ка; пока нет безопасного устройства для перехода людей с борта средне­ го траулера на плавбазу во время стоянки на промысле. Нет его даже на «Атлантике». Планировать разумно, с учетом промысловой обстановки Анализируя работу сельдяного флота в течение шести — семи лет, многие впадают в ошибку, доказы­ вая, что в отдельные годы «Мурман- сельдь» хорошо работала и во втором квартале, забывая о том, что круг­ логодичный лов сельди ведется ре­ гулярно лишь с ноября 1952 года. Теперь на долю осенне-зимнего пе­ риода с каждым годом вылов увели­ чивается. Есть основания полагать, что при планировании работы флота эти изменения не берутся в расчет, не учитываются. По-моему, флот необходимо макси­ мально использовать в период с ав­ густа по апрель. Обеспечив полно­ ценное снабжение промысловых ко­ раблей тарой, топливом и промвоо- ружением и достаточным количест­ вом пловучих баз, не допуская не­ равномерных подходов их в район промысла, что вызывает непроизво­ дительные простои рыболовных су­ дов, можно резко увеличить вылов атлантической сельди. В это время надо сократить до минимума прове­ дение ремонта средних траулеров, не допускать «пробок» в порту в конце и начале года, когда судоре­ монтные предприятия задыхаются от перегрузки, ведут ремонт наспех, очень часто некачественно. Необхо­ димо отметить, что зимой невозмож­ но подчас хорошо выполнить сва­ рочные работы, покраску кораблей и т. д. Весенне-летний период, наоборот, — наиболее благоприятное время для проведения ремонта, к тому же оно менее выгодно для промысловой ра­ боты. Высказанные здесь соображения, сделанные на основании замечаний моряков, необходимо в будущем учесть, разумно распределив госу­ дарственный план по периодам года, и в зависимости от того или иного периода увеличивать его или умень­ шать. Перед коллективом сельдяного флота стоят ответственные задачи по ликвидации допущенного в апреле — мае отставания, по безусловному выполнению не только государст­ венного плана по вылову сельди, но и повышенных социалистических обязательств. Промысловики и поис­ ковики должны проявлять в своей деятельности как можно больше творчества, использовать все воз­ можности для повышения темпов промысла. Пора, наконец, по всем критическим замечаниям моряков сделать соответствующие выводы и ликвидировать недостатки в работе флота, которые из года в год повто­ ряются. _ Претворяя в жизнь исторические решения XX съезда партии, моряки сельдяного флота, как и все тружени­ ки нашего бассейна, будут отдавать все свои силы и знания делу досроч­ ного выполнения задарий шестой пятилетки. Г. ОГАРКОВ. Помощник капитана-флаг- мана по политработе отря­ да судов сельдяного флота. отряда, которые чередуются в рай­ онах лова. Каждый отряд один день промышляет на лучшем косяке, а второй день на скоплениях более редких. Для каждого вида промысла в Вестфиорде выделяются строго огра­ ниченные районы, причем лучшие скопления — для кошелькового про­ мысла. Для лова сетями отводятся районы более мелководные. Ярусный лов ведется в тех районах, где рыба держится более разреженно. О рай­ онах, выделяемых для отдельных ви­ дов лова, сообщается несколько раз в день по радио. Осуществляет регули­ рование промыслом Рыбный Дирек­ торат. Наряду со сравнительно крупны­ ми куттерами, производящими лов кошельковыми неводами, в районе Лофотен можно встретить крохотные ёлы, на которых промышляет один человек. Он является и хозяином суд­ на, и мотористом, и рыбаком. Такие суда промышляют только с помощью поддева. В Вестфиорде добывается исклю­ чительно крупная половозрелая тре­ ска, которую норвежцы называют скрей. Средний вес ее 3— 4 кило­ грамма, а отдельные экземпляры до­ стигают 20 и более килограммов. Треска эта имеет развитые половые продукты — икру и молоки. Вторым районом крупного треско­ вого промысла является побережье Финмаркена, где добывают главным образом весной и в начале лета не­ половозрелую мойвенную треску на пути движения от мест нереста к районам выкорма. В этом промысле принимают участие несколько тысяч мелких моторных ботов, вооружен­ ных ярусом. Используют здесь и поддев. Лучшим показателем больших масштабов ярусного промысла Нор­ вегии является ежегодный расход сельди на наживку в количестве около 100 тысяч центнеров. Ярусный лов трески норвежские рыбаки производят в районе острова Медвежьего и Западного Шпицберге­ на, а также в Дэвисовом проливе, вдоль западного побережья Грен­ ландии. В последний район ходят на про­ мысел наиболее крупные суда с дор- ками. В этом районе треска являет­ ся особенно ценной, так как печень ее содержит наибольшее количество витаминов «А» и «Д». Фиорды Норвегии населяет мест­ ная фиордовая раса трески. Она имеет бурокрасную окраску и похо­ жа на нашу турянку. Лов ее орга­ низован повсюду и она продается на рынках Норвегии в живом виде. Годовой улов трески в Норвегии во всех районах колеблется в преде­ лах 2,0— 2,5 миллионов центнеров. Ю. МАРТИ. Доктор биологических наук.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz