Рыбный Мурман. 1956 г. Июнь.
р ы б н ы й м у р м а в № 65 (461) 2 июня 1956 г. В номсомольсних организациях Инициатива— главное в комсомольской работе Пятый Пленум ЦК ВЛКСМ четко определил задачи комсомольских ор ганизаций по выполнению истори ческих решений XX съезда КПСС, наделил нашу молодежь на еще бо лее активное участие ее в производ ственной работе, культурном строи тельстве, во всей общественно-поли тической жизни страны. В настоящее время одной из глав нейших задач судовых комсомоль ских организаций является успеш ное проведение обмена комсомоль ских документов. Именно так обстоит дело в ком сомольской организации среднего траулера № 4229, которая одной из первых провела обмен комсомольских документов. По инициативе членов ВЛКСМ механиков тт. Фомина, На- литкина, моториста тов. Баданина машинная команда этого судна свои ми силами досрочно на шесть суток отремонтировала все механизмы ко рабля. Приказом по флоту этим ком сомольцам объявлена благодарность. Острую нетерпимость проявляет комсомольская организация к нару шителям дисциплины. И когда ком сомолец Лапенок допустил амораль ный поступок* комсомольское собра ние сурово осудило и наказало его. Широко поле деятельности моло дежи в таком важном деле, как борьба за повышение качества 'про дукции. В свое время на среднем траулере Мг 438 из-за обильных уловов страдала сортность рыбы. Это вызвало законную тревогу комсо мольцев. На комсомольском собрании был создан контрольный пост, кото рый и занялся устранением недо статков в обработке и сохранности рыбопродукции. Живой отклик среди молодежи сельдяного флота нашла ценная ини циатива комсомольцев Государствен ного подшипникового завода имени Л. М. Кагановича, развернувших борьбу за чистоту и культуру на производстве. Одной из первых в «Мурмансель- ди» эту инициативу поддержала молодежь среднего траулера № 4239. Комсомольцы этого судна на своем собрании решили создать контроль ные посты, которым поручили сле- тить за чистотой на судне, оказы вать помощь командованию в содер жании корабля в надлежащем сани тарном состоянии. По решению соб рания второй механик тов. Лыжкив =На целинных землях^ следил за правильной эксплуатацией механизмов, за поддержанием всеми членами машинной команды чистоты на своих участках работы. Матрос тов. Ковтун и старший мастер по обработке рыбы тов. Врачишжий контролировали санитарное состоя ние носовых кубриков. Они требо вали, чтобы члены экипажа содер жали в чистоте помещения, поддер живали порядок в шкафах, аккурат но заправляли койки и не ложились на них в верхней одежде. За чисто той на мостике, в кормовых поме щениях и салоне следили второй по мощник капитана тов. Трошков и третий помощник капитана тов. Ма- лаков. Периодически члены постов совместно проверяли санитарное со стояние всех судовых помещений и палубы. С приходом судна в порт санитарная комиссия порта отметила исключительную чистоту на среднем траулере № 4239. | Однако в работе некоторых судо вых комсомольских организаций на блюдается застой, отсутствует вся- j кая инициатива. Так случилось на 1 среднем траулере № 843, где секре-j тарь комсомольской организации; Данилов уехал в отпуск, бросив н а 1 самотек всю комсомольскую работу. П что хуже — Данилов додумался до того, что представил в комитет ВЛКСМ фиктивный протокол собра ния по избранию нового секретаря. Сейчас молодые промысловики, как и вся наша молодежь, готовятся к фестивалю. Комитет ВЛКСМ запла нировал проведение некоторых меро приятий. В частности, будут укреп лены кружки художественной само-' деятельности на плавбазах, состоит ся творческий конкурс. В июне пройдет конкурс на лучшую фото графию, рисунок, стихотворение, художественную резьбу по пено пласту, предполагается в августе — | сентябре объявить конкурс на луч - ■ шее проведение вечера отдыха. Но главное — это инициатива самих комсомольцев во всех делах, I творческая выдумка, боевой задор. I Только при этих условиях судовые комсомольские организации будут пользоваться авторитетом среди промысловиков, смогут быть в аван гарде молодежи на всех участках работы. Г. РОЖИН. Секретарь комитета ВЛКСМ сельдяного флота. Карагандинская область. Всту пая в социалистическое сорев нование за досрочное выполне ние заданий шестой пятилетки, механизаторы целинного зерно совхоза «Темиртауский» взяли обязательство вырастить стопу довый урожай зерновых с гек тара. За восемь рабочих дней на высоком агротехническом уровне провела сев тракторная бригада № 3. На снимке: бригадир третьей бригады В. ДЕМЯНЧЕНКО (справа) получает переходящий вымпел. щ т Ж : • T v / / ' i А > /'. </ \ \ > 1 / f ; т ж ш с Щ ш / М Щ ё т Павлодарская область. Ново селы зерносовхоза «Ямышев- ский», созданного в прошлом го ду, решили озеленить свой посе лок. На снимке: посадка деревьев на одной из улиц поселка. Фотохроника ТАСС. Заметки о норвежском рыболовстве Промысел трески После сельди второе место по вы лову в норвежском рыболовстве за нимает треска. Основным районом ее промысла является Вестфиорд, огражденный от моря группой Ло фотенских островов. Сюда для раз множения нриходит ежегодно все взрослое стадо трески, откармлива ющееся в Баренцовом море и Мед- вежинско-Шпицбергенском районе. Греска обладает пелагической икрой, имеющей удельный вес, близкий к морской воде. Икра развивается, пла- лая в толще воды. Нерест трески происходит в слое температурного и солевого скачка ia границе теплых атлантических юд, заполняющих глубины залива, л верхнего более распространенного I холодного слоя берегового проис хождения, покрывающего атланти- [еские воды. В зависимости от ин тенсивности притока атлантических под слой температурного скачка из меняет свою глубину от 50— 60 до 110— 120 метров. Наблюдения за положением слоя скачка являются предметом регулярных наблюдений со стороны института морских ис следований Норвегии. Нерестующую треску промышляют поддевом, ярусом, ставными сетями ц кошельковыми неводами. На про мысле в районе Лофотен бывает за нято до 4 тысяч судов. Наиболее производительным является кошель ковый лов. Он освоен норвежскими рыбаками в последние годы благо даря широкому применению эхоло тов. Техника кошелькового лова тре ски сводится к следующему. Ко шельковый невод делается высотой 55— 60 метров, длиной до 300 мет ров и более. Дель применяется из хлопчатобумажной нитки с ячеей 50— 60 мм. от узла до узла. Особен ностью конструкции трескового не вода является его отрицательная иловучесть. Выметанный невод то нет. Чтобы поддержать его, к верх ней подборе через 10— 15 метров привязывают дрифтерные буи. Дли на буевых иоводцов меняется в за висимости от глубины нахождения скоплений трески. Лов кошельковыми неводами про изводится с куттеров, похожих на наши композитные касатки. Они не имеют специальных поворотных площадок, как сейнеры, и невод ук ладывается в кормовой части судна сзади надстройки. Буи укрепляются по правому борту к специальным де ревянным штырям, на которые оде ваются шлаги буевого линя. Письма из Северной Атлантики 3. Учесть замечания моряков Без заботы о внедрении 11= Выбор места лова производится по эхолоту. Суда без эхолотов к ко шельковому лову трески не допуска ются. Замет производится полным хо дом. Затем выжидают 3— 4 минуты, чтобы невод «сел». После этого на чинается кольцевание невода. Для этого используются металлические тросы и механические лебедки. Что бы во время кольцевания судно не затянуло в невод, небольшой мотор ный бот оттягивает его в сторону. После стяжки колец невод всплыва ет и начинается его выборка. В это время на правом борту у кормы кут- тера устанавливается переносный рол, сделанный из металлических прутьев или труб. На некоторых су дах рол приводится в движение от главного двигателя металлическим тросом, проведенным через систему роликов. За один замет добывают обычно 5— 6 тонн трески, но нередко уловы достигают и 25— 30 тонн. В Вестфиорде кошельковыми не водами промышляет около 700 су дов. Большое число судов при огра ниченной акватории требует проведе ния ряда мер для поддержания по рядка на лову. Весь флот выходит на промысел не раньше определен ного часа и прекращает лов также в определенное время. Суда, вооруженные кошельковыми неводами, разбиты на два больших новшеств Плохо еще внедряется в сельдя ном флоте новая техника. Достаточ но сказать, что сетевыборочные ма шины установлены на небольшом количестве средних траулеров. Оп реснители Ермолина, если их поста вить на всех пловучих базах, могут с успехом дать достаточное количе ство пресной воды для флота. Тогда отпадет надобность завоза ее с Фарерских островов. Танкер «Карта- лы», который сейчас этим занимает ся, можно с успехом было бы исполь зовать для доставки топлива в район промысла. Но опреснитель установ лен только на плавбазе «Антаркти ка» и, как видно, с монтажом этого ценного устройства на других кораб лях руководители флота не особен но спешат. Моряки нередко горько шутят, что не так опасен труд на промысле, как переход со среднего траулера на плавбазу во время стоянки в море. Прошло почти полгода с того време ни, как на плавбазе «Атлантика» был испытан безопасный переход ный трап, который изготовили на этом корабле в течение недели. Ис пытания провели, убедились в хоро ших качествах этого трапа, техниче ский совет «Мурмансельди» дал со гласие на внедрение его на все плав базы, и на этом была поставлена точ ка; пока нет безопасного устройства для перехода людей с борта средне го траулера на плавбазу во время стоянки на промысле. Нет его даже на «Атлантике». Планировать разумно, с учетом промысловой обстановки Анализируя работу сельдяного флота в течение шести — семи лет, многие впадают в ошибку, доказы вая, что в отдельные годы «Мурман- сельдь» хорошо работала и во втором квартале, забывая о том, что круг логодичный лов сельди ведется ре гулярно лишь с ноября 1952 года. Теперь на долю осенне-зимнего пе риода с каждым годом вылов увели чивается. Есть основания полагать, что при планировании работы флота эти изменения не берутся в расчет, не учитываются. По-моему, флот необходимо макси мально использовать в период с ав густа по апрель. Обеспечив полно ценное снабжение промысловых ко раблей тарой, топливом и промвоо- ружением и достаточным количест вом пловучих баз, не допуская не равномерных подходов их в район промысла, что вызывает непроизво дительные простои рыболовных су дов, можно резко увеличить вылов атлантической сельди. В это время надо сократить до минимума прове дение ремонта средних траулеров, не допускать «пробок» в порту в конце и начале года, когда судоре монтные предприятия задыхаются от перегрузки, ведут ремонт наспех, очень часто некачественно. Необхо димо отметить, что зимой невозмож но подчас хорошо выполнить сва рочные работы, покраску кораблей и т. д. Весенне-летний период, наоборот, — наиболее благоприятное время для проведения ремонта, к тому же оно менее выгодно для промысловой ра боты. Высказанные здесь соображения, сделанные на основании замечаний моряков, необходимо в будущем учесть, разумно распределив госу дарственный план по периодам года, и в зависимости от того или иного периода увеличивать его или умень шать. Перед коллективом сельдяного флота стоят ответственные задачи по ликвидации допущенного в апреле — мае отставания, по безусловному выполнению не только государст венного плана по вылову сельди, но и повышенных социалистических обязательств. Промысловики и поис ковики должны проявлять в своей деятельности как можно больше творчества, использовать все воз можности для повышения темпов промысла. Пора, наконец, по всем критическим замечаниям моряков сделать соответствующие выводы и ликвидировать недостатки в работе флота, которые из года в год повто ряются. _ Претворяя в жизнь исторические решения XX съезда партии, моряки сельдяного флота, как и все тружени ки нашего бассейна, будут отдавать все свои силы и знания делу досроч ного выполнения задарий шестой пятилетки. Г. ОГАРКОВ. Помощник капитана-флаг- мана по политработе отря да судов сельдяного флота. отряда, которые чередуются в рай онах лова. Каждый отряд один день промышляет на лучшем косяке, а второй день на скоплениях более редких. Для каждого вида промысла в Вестфиорде выделяются строго огра ниченные районы, причем лучшие скопления — для кошелькового про мысла. Для лова сетями отводятся районы более мелководные. Ярусный лов ведется в тех районах, где рыба держится более разреженно. О рай онах, выделяемых для отдельных ви дов лова, сообщается несколько раз в день по радио. Осуществляет регули рование промыслом Рыбный Дирек торат. Наряду со сравнительно крупны ми куттерами, производящими лов кошельковыми неводами, в районе Лофотен можно встретить крохотные ёлы, на которых промышляет один человек. Он является и хозяином суд на, и мотористом, и рыбаком. Такие суда промышляют только с помощью поддева. В Вестфиорде добывается исклю чительно крупная половозрелая тре ска, которую норвежцы называют скрей. Средний вес ее 3— 4 кило грамма, а отдельные экземпляры до стигают 20 и более килограммов. Треска эта имеет развитые половые продукты — икру и молоки. Вторым районом крупного треско вого промысла является побережье Финмаркена, где добывают главным образом весной и в начале лета не половозрелую мойвенную треску на пути движения от мест нереста к районам выкорма. В этом промысле принимают участие несколько тысяч мелких моторных ботов, вооружен ных ярусом. Используют здесь и поддев. Лучшим показателем больших масштабов ярусного промысла Нор вегии является ежегодный расход сельди на наживку в количестве около 100 тысяч центнеров. Ярусный лов трески норвежские рыбаки производят в районе острова Медвежьего и Западного Шпицберге на, а также в Дэвисовом проливе, вдоль западного побережья Грен ландии. В последний район ходят на про мысел наиболее крупные суда с дор- ками. В этом районе треска являет ся особенно ценной, так как печень ее содержит наибольшее количество витаминов «А» и «Д». Фиорды Норвегии населяет мест ная фиордовая раса трески. Она имеет бурокрасную окраску и похо жа на нашу турянку. Лов ее орга низован повсюду и она продается на рынках Норвегии в живом виде. Годовой улов трески в Норвегии во всех районах колеблется в преде лах 2,0— 2,5 миллионов центнеров. Ю. МАРТИ. Доктор биологических наук.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz