Рыбный Мурман. 1956 г. Июнь.
69 (465), 12 июня 1956 г ■ м м а м и к ж я ш ' л а н а ж и в а а ш н РЫБНЫЙ м у р м а н г ОПЫТ МОРЯКОВ ТРАУЛЕРА „ СОЛОВЕЦКИЙ“ ГОВОРИТ-. И В ТРУДНЫХ УСЛОВИЯХ ПРОМЫСЛА МОЖНО ПЕРЕВЫПОЛНЯТЬ ПЛАН Экипаж траулера «Соловецкий» активно участвует в социалистическом юревновании за перевыполнение плана первого года шестой пятилетки. Во- эясь за претворение в жизнь исторических решений X X съезда КПСС , мо- 9 яки этого корабля сумели добиться значительного успеха на промысле че только в благоприятных условиях, работая в центральных районах Ба- эенцова моря, но и у побережья. Грамотное судовождение, умелое вооружение орудий лова и хорошая организация труда палубной и машинной команд, эксплуатация техники на зысоком уровне , широкий размах соревнования — вот слагаемые успеха про- ысловиков. Обеспечивая выполнение плана и принятых обязательств , коллектив « Соловецкого» только в первом квартале дал более 125 тысяч рублей сверх плановой прибыли, снизил себестоимость продукции на 11,9 процента , сэко номил на 112,5 тысячи рублей топлива и смазочных материалов и на 67 тысяч рублей — орудий лова. На 5 июня сдано 15 .636 центнеров рыбы при годовом плане в 26 . 600 центнеров ( в полуфабрикате). Сейчас «Соловецкий» на пятом месте среди судов бортового траления. Используя все передовое, что есть на траулерах, творчески решая во просы промысловой работы, моряки этого корабля и в нелегких условиях прибрежного района выполняют задания по добыче рыбы, крепко держат слово, данное Родине. В материалах, опубликованных на этой странице, моряки траулера «Соловецкий» рассказывают, как они работают в усложнившихся условиях промысла. ___ ** Правильное судовождение залог успеха □ Ф. И. ДЖЕМАЛЕТДИНОВ капитан Передовые моряки траулера «Соловецкий» (слева направо): мастер по добыче рыбы A. JI. ЧУВАЕВ, матросы Д. В. КОЛ МАН, И. В. АНДРЕЕВ и В. Н. КУДИНОВИЧ. Фото Б. Алексеева. ----------------------------------------------------------------- а $ --------------------------------------------------------------------- □ К работе в прибрежных районах ш подготовились заранее. С ломандой судна были проведены бе седы об особенностях работы у бере гов. Еще до выхода на промысел были подготовлены орудия лова. Начали мы промысел у острова Кильдин, а закончили его у Харлова. В этой прибрежной зоне имеется много, как говорят, хороших площа док для лова, но еще больше встре чается промысловых квадратов с за- девистыми, каменистыми грунтами, затрудняющими нормальную работу. Усложнялся промысел еще и тем, что рыба все время находилась в движе нии, не стояла на одном месте. Для того, чтобы хорошо приспо собиться к промыслу, не иметь по вреждений орудий лова и брать хо рошие уловы, нужно было четко, со знанием дела работать судоводите лям. И надо сказать, что мои помощ ники Дмитрий Иванович Фомин и Леонид Иванович Незговоров успеш но справлялись со своими обязан ностями. Ценный совет дал мне по радио опытный капитан Александр Ивано вич Сапогов, работающий в приб режных районах на рефрижера торном траулере «Достоевский». Он сказал, чтобы я не делал перехода на Фпнмаркенскую банку, а работал у берегов, где рыба будет держаться продолжительное время. Когда мы выходили на хорошую площадку для промысла, где при тралении не имели повреждений орудий лова, сразу же заносили это место на промысловый планшет. Так как у берегов большие приливо-от ливные течения, а глубины колеб лются от 50 до 240 метров, то су доводители через каждые 3— 5 ми нут измеряли эхолотом глубины, пеленговались по береговым предме там, определяли точное местонахож дение судна, придерживались задан ных курсов. Особенно внимательно мы следили за промысловыми сводками, на ра диосовещаниях слушали о работе кораблей, промышляющих вместе с нами. А главное — не делали лиш них перебежек из одного промысло вого квадрата в другой в погоне за большой рыбой. Если уловы доходи ли до 1,5 тонн за траление, мы про мысел не прекращали, хотя в дру гих районах, по сводкам, некоторые корабли имели уловы за траление до 4— 5 тонн. «Промысловая выдержка» во мно гом помогла нам в выполнении рей сового задания. Уловы обычно сни жались временно, а через некоторый СВОЕ ДЕЛО ЗНАЕМ ОТЛИЧНО □ В. Г. ТАРАСОВ, П. А. ЧЕРНОВ матросы □ период вновь увеличивались, и мы не теряли промысловое время на пе реходы. Хорошее место для промысла нами было выбрано между островом Боль шой Олений и становищем Рында. Здесь на одном из мысов штурманы запеленговали домик. При спуске трала они «приводили» его на 160 градусов и оттуда шли с тралом на 340 градусов. Начиная со 130 метров, глубины здесь постепенно увеличивались до 210 метров, а за тем сразу уменьшались до 100 мет ров. Постепенное увеличение глуби ны мы и использовали для тралений. Тралировали всего 30— 40 минут и за это время брали на борт от двух до четырех тонн трески и пикши. Подняв улов, снова шли к тому ме сту, где начинали тралирование, учитывая приливо-отливные тече ния, строго придерживаясь нужных глубин. Правильное судовождение, хоро шее вооружение трала дали нам воз можность взять здесь около двухсот тонн рыбы. Это составляет почти две трети нашего груза, доставлен ного в порт. Без больших повреждений орудий лова мы работали и у островов Кильдин и Харлов, где также брали хорошие уловы. И здесь сыграло большую роль грамотное судовожде ние наших штурманов. За сутки на палубу поднималось по 20— 30 тонн трески и пикши. Однако простоев из-за уборки уло вов не было. Рыба убиралась за вре мя от одного до другого подъема трала. Спуск или подъем трала мы ста рались делать при смене вахт или же за 40— 45 минут до этого. Если на палубе была рыба, тогда подвах- та поднимала или спускала орудия лова, а остальные моряки шли обе дать или пить чай, а затем выходи ли на подвахту. Социалистическое соревнование среди моряков, слаженная их работа обеспечила перевыполнение рейсово го задания. За 17 суток плавания в порт доставлено около 250 тонн ры бы, при плане 225 тонн. Значитель но превышена программа по выра ботке консервов п рыбной муки. Закончив этим рейсом полугодовой план, команда нашего траулера в ответ на Обращение рыбаков При морья обязалась к 39-й годовщине Великого Октября завершить годо вую программу и сверх ее до конца года дать любимой Родине не менее пяти тысяч центнеров рыбы. Матрос — важная фигура на тра улере. Он участвует в работе при спуске и подъеме трала, занимается чинкой орудий лова, разделкой ры бы, а также стоит у штурвала хо довую вахту. На нашем траулере каждый матрос знает свои обязанности и успешно с ними справляется. На переходе на промысел мы заранее готовим инст рументы для разделки улова: шке- рочные ножи, головорубы для обез главливания рыбы, пики для подачи ее на разделочный стол. Все они Хо рошо правятся и остро оттачивают ся. Каждый матрос имеет свои инст рументы, которыми он постоянно пользуется и за которыми внима тельно следит. Обычно на судах теряется много времени на подготовку рабочего ме ста. У нас же за несколько минут до выхода на вахту матросы правильно устанавливают рыборазделочные столы, готовят шланги для подачи воды в мойки. И когда на работу вы ходит вахта, она сразу же при нимается за дело, не тратя времени на вспомогательные операции. Обработка рыбы в море — самая трудоемкая операция. При разделке рыбы надо строго соблюдать уста новленные правила рыбообработки. Для этого необходимо делать точные разрезы рыбин и аккуратно очищать их от внутренностей. Обрабатывая рыбу любой породы, мы обычно одним движением распа рываем ножом брюшко рыбины, вто рым движением выбрасываем внут ренности из брюшной полости и третьим — отделяем печень от внутренностей и сбрасываем ее но жом в специальную бочку или бадью. После этого кидаем тушу ры бы в мойку. Каждая минута у нас на учете. Не делая лишних движений при раз делке уловов, мы успеваем обраба тывать по 14, а иногда и по 16 ры бин в минуту и не особенно устаем. Соревнуются с нами матросы тт. Колман, Новиков, Веселов. На обезглавливании рыбы бывают заня ты матросы тт. Морозов и Андреев, которые хорошо освоили это дело и обеспечивают сырьем 3— 4 шкерщи- ков. Подают рыбу на рыборазделоч ный стол малоопытные матросы, вновь пришедшие на корабль. Однако над новичками мы сразу же берем шефство, указываем им на допущен ные ошибки, советом и показом по могаем молодым матросам быстрее осваивать моряцкое дело. Соревнуясь между собой, перенимая друг от дру га опыт, мы ищем пути для повы шения производительности труда, успешно оправляемся со своими обя занностями как на разделке рыбы, так и при работе с орудиями лова. Мы, матросы, чувствуем себя от ветственными за выполнение нового обязательства, принятого экипажем, и приложим все . силы для успешной его реализации. МЕХАНИЗМЫ ДЕЙСТВУЮТ БЕЗОТКАЗНО □ М. А. ТИМОФЕЕВ старший механик □ Перед выходом в этот рейс нас задерживал судоремонтный завод Главмурманрыбпрома — не была пол ностью отремонтирована и собрана рыбомучная установка. Чтобы не терять ценное промысловое время, мы решили своими силами закон чить ремонт агрегата. На переходе к месту промысла за это дело взя лись слесарь тов. Бабаев и машинист рыбомучной установки тов. Шех. Они выточили новый подшипник для установки и заменили им старый, произвели сборку редуктора и цент ровку его с мотором. Весь рейс уста новка работала без перебоев. В этом плавании, кроме ремонта рыбомучной установки, произведен ного тт. Бабаевым и Шех, вто-» рой механик тов. Кочура занимал ся переборкой динамо-машины № 1, выборкой слабин в главной машине. Третий механик тов. Гур товой готовил свое хозяйство для сдачи регистру. На кораблях нашего типа обычно бывает большой расход воды на про мысле. Мы же особого ограничения срока плавания из-за воды не чувст вуем. Нам ее хватает на 18— 19 су ток. В этом большая заслуга стар шего машиниста тов. Шумилова. Он постоянно ведет тщательный конт роль за правильным расходованием воды, своевременно устраняя возни кающие течи. Так, например, в этом рейсе он перебрал клапанную короб ку отработанного пара парового отопления, где была обнаружена утечка пара. В последнем рейсе машинная команда работала особо напряженно. Короткие траления, а иногда и за- девы трала за выступы морского дна требовали от нас быстроты и чет кости. Малейшее промедление могло привести к порыву орудий лова и даже к потере их. Однако у на« это го не случилось. В течение рейса все судовые механизмы работали безот казно. Успешно выполняя свои обязан ности, все члены машинной команды выходили на подвахту, оказывали помощь в уборке уловов. Экипаж нашего траулера принял обязательство досрочно закончить годовой план и выловить дополни тельно к нему пять тысяч центне ров рыбы. Машинная команда судна дает слово, что сделает все для обес печения четкой и бесперебойной ра боты судовых механизмов, будет все мерно способствовать выполнению этого обязательства. ОРУДИЯ ЛОВА ВСЕГДА В ПОРЯДКЕ После получения промыслового снаряжения, под руководством стар шего мастера по добыче рыбы Алек сандра Владимировича Широкова еще в порту начали готовить орудия лова к работе у берегов. В центре нижней подборы 35-метрового трала с укороченными крыльями постави ли четыре 600-миллиметровых бо бинца. Из них два средних бобинца комбинированные, а по бокам — ме таллические. Между центральными бобинцами набили два деревянных бобинца с резиновыми прокладками. У металлических бобинцев поставили по одной восьмикилограммовой чуш ке для того, чтобы бобинцы не отры вались от грунта. Цепки на нижней подборе ставили через два деревян ных бобинца и четыре резиновых прокладки. На укороченные крылья трала бы ло поставлено по три 400-миллимет- ровых бобинца и между ними по че тыре резиновых прокладки. На кон цах крыльев набили по пять дере- □ М. А. СМИРНОВ мастер по добыче рыбы □ вянных бобинцев. Первые цепки привязали только к футропу, осталь ные же не привязали, оставили сво бодным. Это давало возможность больше подниматься верхним пла- стям крыльев, не цепляться за мор ское дно. Для этого же на топенан тах мы еще подвязали по девять ме таллических кухтылей. Если же при тралении рвались нижние пласти крыльев трала, то мы их отрезали. Когда случались задевы трала за неровности морского дна, сразу сто порилась машина, затем давался зад ний ход и одновременно отдавались стопора на лебедке. Судно погашало инерцию, а моряки выбирали ваера. ' Этим мы также избегали порывов сетей, сохраняли уловы. Облегчен был на судне и траловый мешок. Кроме того, чтобы сохранить его от протирания о грунт, мы через несколько тралений переворачивали мешок, то есть нижнюю его сторону заменяли верхней и наоборот. Бла годаря этому за рейс было сэконом лено значительное количество сете- материалов. При чинке орудий лова использовались также старые пласти сетей. В целом за этот рейс эконо мия сетематериалов составила более пятидесяти процентов. Большое внимание в этом рейсе уделялось увеличению режима тра ления. Несмотря на короткие трале ния, орудия лова находились в воде по 15— 16 часов в сутки, при норме 14 часов. На спуск трала у нас затрачивалось не более 10— 12 ми нут. На подъем трала с уловом до 5— 6 тонн уходило 20— 25 минут— значительно быстрее, чем положено по норме. На нашем судне орудия лова всег да были в порядке. Умелое вооруже ние их, знание нами своего дела спо собствовало успеху экипажа.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz