Рыбный Мурман. 1956 г. Июнь.

РЫБНЫЙ МУРМАН № 69 (465), 12 нюня 1956 г. На стройках шестой пятилетки С Т А Л И Н Г Р А Д С К А Я Г Э С Небольшой катер «Москвич» отва­ ливает от пристани и берет курс на низинные нойменные острова Волги, где возводятся основные сооружения Сталинградского гидроузла. Уже из­ дали видны громадные земляные перемычки котлована. Они, глубоко врезались в русло реки, оттеснили ее к правому берегу. Там, где раньше Волга разливалась весной на пять километров, сейчас ей оставлен про­ ход шириной в восемьсот метров. Напор реки здесь очень сильный. Но перемычки надежно предохраняют котлован от затопления. В свое вре­ мя строители, намыли и насыпали в тело перемычек более пяти мил­ лионов кубометров песка, забили свыше десяти тысяч тонн металли­ ческого шпунта, уложили 136 тысяч кубометров камня и щебня. Но это оказалось недостаточно. Нынешней весной были проведены дополнитель­ ные работы по укреплению перемы­ чек. Но как ни прочны перемычки, все же волжская вода просачивается сквозь них. Для перехвата подзем­ ных вод вокруг котлована устроено свыше двухсот скважин глубинного водопонижения, установлена густая сетка иглофильтров. Верховая вода откачивается специальными насоса­ ми. В котловане почти так же сухо, как на асфальтированной улице, хотя дно его и лежит на 35 метров ниже уровня реки. Нелегко покоряется Волга. Два го­ да назад ее стремительные потоки начали размывать берега Волго-Ахту- бинского соединительного канала, а сейчас они яростно разрушают левый берег реки ниже площадки гидроуз­ ла. Чтобы предотвратить затопление плодородных земель поймы, строите­ ли еще с осени прошлого года при­ нялись укреплять берег. Работы ве­ лись непрерывно всю зиму. На дно реки опускались так называемые тю­ фяки из камыша и хвороста. Над­ водную часть левого берега одели в бетон и камень. И Волга отступила. По решению XX съезда КПСС строительство Сталинградской гидро­ электростанции завершится в теку­ щем пятилетии. Эта ГЭС будет самой крупной на Волге. Как известно, вначале предполагалось, что ее мощ­ ность составит 1.700 тысяч кило­ ватт, ныне же она определена в 2.310 тысяч киловатт. Электростанция бу­ дет вырабатывать в средний по вод­ ности год одиннадцать миллиардов киловатт-часов электроэнергии. Чтобы пустить в 1958 году первые гидроагрегаты станции, строителям предстоит еще выполнить колоссаль­ ный объем земляных и бетонных ра­ бот. Только в текущем году они обя­ зались уложить 1.450 тысяч кубо­ метров бетона, или в полтора раза больше, чем было уложено в соору­ жения Волго-Донского судоходного канала. В последующем объем бе­ тонных работ возрастет до трех миллионов кубометров в год. Для успешного выполнения плана бетонных работ на стройке создана мощная производственная база. По­ строен бетонный завод производи­ тельностью в восемь тысяч кубомет­ ров бетона в сутки. Заканчивается сооружение второго завода, который будет выпускать четыре тысячи ку­ бометров бетона в сутки. Возведены также мощные арматурно-сварочный завод и завод плит-оболочек, несколь­ ко предприятий для ремонта много­ численной и сложной техники Ста- линградгидростроя. Тщательно с учетом опыта других гидротехнических строек продумана схема бетонных работ в котловане гидроузла. По всему фронту будущего здания ГЭС и водосливной плотины устанавливается бетоновозная эста­ када в полтора километра длиной и сорок метров высотой. По этому стальному мосту, который уже готов больше чем на восемьсот метров, идут мотовозы с бетоном, поезда с обору­ дованием и пакетами арматуры. Бе­ тонная смесь подается в блоки гид­ ростанции по висячим трубам — виброхоботам, а затем уже разравни­ вается и уплотняется с помощью специальных приспособлений. Полным ходом идут работы в кот­ ловане. Как сообщил главный инже­ нер управления строительства ГЭС И. Ф. Терентьев, наибольшее коли­ чество бетона в этом году будет уло­ жено непосредственно в здание элек­ тростанции— 730 тысяч кубомет­ ров. До конца года предполагается полностью забетонировать фунда­ ментную плиту по всему фронту гидроэлектростанции. А на монтаж­ ной площадке и в двух первых сек­ циях здания ГЭС бетон будет уложен вплоть до подкрановых путей. Это позволит уже в текущем году при­ ступить к установке мостовых кра­ нов и с их помощью начать монтаж закладных частей четырех турбин, которые уже поступают из Ленингра­ да. Сейчас полностью забетонирова­ но основание монтажной площадки и трех секций здания ГЭС. Месячная укладка бетона в мае возросло, до шестидесяти тысяч кубометров. Но этого недостаточно. Строители ставят перед собой задачу в ближай­ шее время довести объем бетонных работ до 150— 200 тысяч кубомет­ ров в месяц. Лишь при этом условии можно будет выполнить не только намеченные на этот год планы, но и взятые обязательства. В настоящее время бетон уклады­ вается также в шлюз, в водосливную плотину. В эти сооружения до конца года предполагается уложить около семисот тысяч кубометров бетона и железобетона. Одновременно строите­ лям плотины предстоит еще выпол­ нить огромный объем земляных ра­ бот. В котловане встретились про­ слойки ила, которые необходимо выб­ рать и заменить песком с соответст­ вующим уплотнением. Тысячи участников великой строй­ ки самоотверженно трудятся, стре­ мясь с честью выполнить свои со­ циалистические обязательства, пус­ тить в шестой пятилетке на полную мощность крупнейшую на Волге гидроэлектростанцию. К. ПОГОДИН. я О Т Ф А К Т О Р И И К Ф А К Т О Р И И УЛУЧШИТЬ ПРИЕМКУ РЫБОПРОДУКЦИИ ОТ РЫБАКОВ-КОЛХОЗНИКОВ НА СЫР-ДАРЬЕ, БЛИЗ ЛЕНИНАБАДА Москва сегодня. Ленинград­ ское шоссе. Фото Н. Грановского. Фотохроника ТАСС. По инициативе рационализаторов Бункеровка судов углем, которая в рыбном порту считалась раньше са­ мой тяжелой физической работой, все более и более механизируется. Если семь лет тому назад бригада грузчиков могла забункеровать в течение смены два или, в лучшем случае, три судна, то сейчас она лег­ ко обрабатывает за это же время пять—шесть траулеров. По инициативе рационализаторов в начале июня на причале второго участка установлен самоходный транспортер — взамен транспортера, который передвигался с места на место при помощи лебедки. Новым в устройстве этого приспособления яв­ ляется не только установка электро­ мотора для его передвижения. Модер­ низации подверглись станина транс­ портера и подъемный механизм стре­ лы. Раньше подъем стрелы был ог­ раничен, а теперь ее можно устано­ вить на любую высоту применитель­ но к условиям бункеровки того или иного судна. ^ Новый транспортер значительно облегчил труд грузчиков, упростил установку лотка, по которому поток угля направляется в корабельный бункер. В конструкции самоходного транс­ портера был замечен недостаток: один его конец, обращенный к суше, было трудно перемещать по горизон­ тали. Но и здесь рационализаторы нашли выход. Ручной труд был за­ менен механическим.' Это принесло очень большую помощь, обеспечи­ ло повышение производительности труда. Хорошая идея сделать углепогру­ зочный транспортер самоходным при­ надлежит слесарям участка Анато­ лию Пушкину и Николаю Хруста- леву. Так благодаря их заботе о госу­ дарственном деле участок получил новый агрегат. А. НЕСТЕРОВ. Грузчик второго участка Мурманского рыбного порта. В мае на прибрежном промысле создалась хорошая промысловая об­ становка. Умело используя ее, рыба- ки-колхозники добились значитель­ ных успехов. Досрочно закончив майский план, они добыли дополни­ тельно тысячи центнеров мойвы и трески. Но если суда моторно-рыболовных станций за двое—трое суток наби­ рают полный груз, то по возвраще­ нии в порт они сталкиваются с боль­ шими трудностями при сдаче рыбо­ продукции. Рыбообрабатывающие предприятия Кольского рыбокомби­ ната оказались неподготовленными к массовой приемке рыбы. Суда, при­ ходящие с промысла, вынуждены простаивать в ожидании очереди, чтобы встать под выгрузку. Так, на­ пример, 19 мая малый траулер «Град», из колхоза имени Вороши­ лова, простоял из-за этого около суток. Малый траулер «Находчивый» из кслхоза «Зеленцы» пришел с про­ мысла с полным грузом трёоки. Но дальнезеленецкий приемный пункт отказался принять рыбу и, не дав справки о сортности трески, направил судно в Порчниху. Здесь также отказались принять груз. Тог­ да экипаж корабля пошел в Терибер- ку, рассчитывая сдать рыбу на лихтеры. Но и там рыбаки не смогли сделать этого, так как из четырех лихтеров вел приемку рыбы только один, у которого уже стояло около десятка судов колхозного флота. И только лишь на вторые сутки малый траулер «Находчивый» стал для сдачи рыбы у рыбоприемного пункта Лодейное. Но и здесь работники фактории не сразу приступили к приемке рыбы. Они продержали суд­ но у причала в ожидании выгрузки более восьми часов. Еще хуже обстоит дело на Порт- Владимирском рыбозаводе. Здесь про­ стои судов при сдаче рыбопродукции наблюдались в течение всего прошло­ го месяца. Только 23 и 24 мая от 8 до 20 часов в ожидании начала приемки рыбы потеряли командь; рыболовных сейнеров JsTsiNl 5201, 5204, малого траулера «Линь» п многих других судов. Плохо организована приемка тре­ сковой печени от рыбаков-колхозни- ков. В начале года работники Коль­ ского рыбокомбината обязались орга­ низовать приемку печени на всех действующих рыбоприемных пунк­ тах. Однако это обещание не вы­ полняется. 24 мая малый 'траулер «Пасад» сдал рыбу на фактории Восточная Лица. Но печень от рыбаков не приняли, предложив им пойти для сдачи ее в Захребетное. Команда судна, конечно, отказалась совершать десятичасовой переход для сдачи печени. Только благодаря вме­ шательству секретаря Териберского райкома КПСС тов. Гогошиной пе­ чень от команды малого траулера «Пасад» была принята. На лихтерных и рыбоприемных пунктах не всегда имеется в доста­ точном количестве соль. Чтобы взять ее, приходится ходить от одного лихтера к другому, от одной факто­ рии — к другой, теряя на переходы ценное промысловое время. Так, 21 мая малый траулер «Островский» Терской МРС дважды обошел все лихтеры, стоящие на рейде в районе Териберки, затратив на это всю ночь, и только утром другого дня смог взять на борт четыре тонны соли. Промысловая обстановка на при­ брежном промысле продолжает оста­ ваться благоприятной. Рыбаки-кол­ хозники берут хорошие уловы, на­ стойчиво борются за выполнение своих обязательств. Работникам ры­ боприемных пунктов Кольского ры­ бокомбината необходимо улучшить приемку рыбопродукции от рыбаков- колхознико®, всемерно способство­ вать им в досрочном выполнении го­ дового плана -рыбодобычи. В. НЕМЫЧЕНКОВ. Заместитель начальника об­ ластного управления МРС. На положении пасынка Таджикская ССР. Директива ми XX съезда КПСС предусмотре но завершить в шестой пятилетке строительство крупнейшей в Средней Азии Кайрак-Кумской ГЭС на реке Сыр-Дарье, близ города Ленинабада. Гидростроители обязались доорочно, уже в этом году, дать промышленный ток народ­ ному хозяйству Таджикистана и Узбекистана. Строители проделали огромную работу. Перекрыта Сыр-Дарья. Ее воды устремились через водосливную плотину. На снимке: вид на гидроузел после разборки верховой и низовой земляных перемычек. Фото Л. Окунева. Фотохроника ТАСС. Команда парусно-моторной шху­ ны «Кайра» после выхода из ре­ монта сделала с 20 марта по 26 мая девять рейсов и перевезла 2600 тонн грузов. Наша шхуна отдана в аренду Териберскому рыбозаводу, поэто­ му плана на грузоперевозки мы не имеем. Однако экипаж судна при­ нимает все меры к тому, чтобы в каждом рейсе перевозить как мож­ но больше груза, своевременно доставлять для рыбаков Мурман­ ского побережья бочкотару и соль, без задержек принимать от них рыбопродукцию. В последнем плавании, которое длилось четверо суток, мы прини­ мали мойву и треску с лихтеров «Кузомень» и «Нокуев», а также с факторий острова Тильдин и гу­ бы Порчниха. В Мурманск моря­ ки доставили 295 тонн затаренной рыбы. Одновременно на лихтеры «Луда» и «Кузомень» команда шхуны передала более двух тысяч бочек-сельдянок. Под руководством старшего штурмана тов. Лобанова команда работала слаженно и быстро. От­ лично трудились у лебедок механи­ ки тт. Бояров, Попов, Клепиков Успешно справлялись со своими обязанностями матросы тт. Грязев и Шебунов. Претензий к рыбообработчикам лихтеров и факторий побережья команда шхуны «Кайра» не име­ ет. В этом году по их вине мы ке имеем ни одного часа простоя. Хуже обстоит дело с погрузкой и выгрузкой судов приемо-транс- портного флота. Были случаи, ког­ да выгрузка рыбы с нашего судна прекращалась на 2—3 часа из-за того, что грузчиков с нашей шху­ ны переводили на другие корабли. Были допущены простои судна во время снабжения судна бочками для рыбаков побережья. В апреле, например, из-за того, что несвое­ временно были подвезены бочки для погрузки, наша шхуна про­ стояла более двенадцати часов. А суда приемо-транспортного флота «Полярная звезда» и «Полет» не­ давно простояли по двое суток на рейде из-за того, что им несвое­ временно были предоставлены причалы для постановки под вы­ грузку. Получается, что корабли нашего флота у рыбного порта находятся на положении пасынка. Коллективу рыбного порта нуж­ но своевременно подготавливать причалы для судов приемо-тран­ спортного флота, не задерживать их выгрузку и погрузку, не тормо­ зить стремление моряков успешно выполнять свои обязательства. Г. НЕКЛЮДОВ. Капитан парусно-моторной шхуны «Кайра» приемо­ транспортного флота. ПО СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ «НУЖНА ПОМОЩЬ Под таким заголовком 22 мая было опубликовано обращение моряков траулера «Шексна» к коллективу судоремонтного завода главка с при­ зывом не задерживать их корабль в ремонте. Секретарь партбюро завода тов. Фомин сообщил ,редакции, что вызов СУДОРЕМОНТНИКОВ» моряков был принят бригадами ко­ тельщиков тов. Волкова и слесарей — тов. Полушкина. Котельщики выполнили обязательство досрочно на 8 дней. В срок сдержали свое слово и слесари. Однако, выход ко­ рабля задержался из-за дополнитель­ ного заказа на ремонт шлюпбалок.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz