Рыбный Мурман. 1956 г. Июль.

№ 90 (486), 31 июля 1956 г Р Ы Б Н Ы Й м у р м а н 3 ЗА ОТЛИЧНОЕ СОСТОЯНИЕ СУДОВ И МЕХАНИЗМОВ НА КАЖДОМ КОРАБЛЕ МОЖНО ОБРАЗЦОВО ЭКСПЛУАТИРОВАТЬ ТЕХНИКУ Организованность ипорядон —слагаемыеуспеха М Е Х°А Н И К - Н О В А Т О Р Прежде чем рассказать об опы­ те эксплуатации и ремонта судо­ вой техники, накопленном коллек­ тивом, остановлюсь на вопросах организации труда машинной команды траулера «Севастополь» и выполнения ею обязанностей по уходу за механизмами. Каждая вахта выполняла определенные ра­ боты, все мотористы были раскреп­ лены по вахтам и без крайней не­ обходимости не перемещались. Вторая вахта обычно занималась, кроме обеспечения работы меха­ низмов, сепарацией масла, перио­ дическими осмотрами главного дви­ гателя и т. д. Третья вахта произ­ водила перекачку топлива и воды, банение котла, контролировала состояние траловой лебедки, а первая вахта следила за работой палубных механизмов. Чтобы все мотористы освоили пе­ речисленные работы, производи­ лась перестановка вахт. Машинная команда должна всег­ да знать стоящие перед ней задачи. Это у нас обеспечивалось регуляр­ ным проведением производствен­ ных совещаний. На переходах у нас, например, наблюдался неравномерный рас­ ход котельного топлива. На одной вахте его расходовалось много, на другой — меньше. При обсуждении этого вопроса на совещании мы пришли к выводу, что ири давле­ нии пара в 3 килограмма, которое обеспечивает нужды корабля, ко­ тел работает от выхлопочных га­ зов главного двигателя и подтапли­ вать его следует только в то время, когда в него подается вода. Это стали делать все вахты, что приве­ ло к значительной экономии топ­ лива. В конце рейса на совещании под­ водились итоги проделанной рабо­ ты и, главным образом, обсужда­ лись задачи на время междурей­ совой стоянки. У нас обычно выде­ лялись три моториста, которые стояли вахту в порту. Остальные работали с 8 до 17 часов на ремон­ те техники. Трудно переоценить значение производственных сове­ щаний. Необходимо только к их проведению подходить творчески, а не формально. Эксплуатация судовой техники у нас велась в полном соответ­ ствии с установленными нормами и инструкциями по уходу за меха­ низмами. Своевременное преду­ преждение малейших дефектов, грамотный, тщательный, заботли­ вый уход за техникой приносит замечательные плоды. На нашем корабле главный двигатель с нача­ ла его эксплуатации до постанов­ ки судна в конце прошлого года в средний ремонт отработал 22.200 часов. Только в 1955 году он отра­ ботал 4.822 часа и использовался в основном на полных ходах. Не­ смотря на это, в течение'года судо­ ремонтники не получали от нас за­ казов на ремонт главного двигате­ ля и он находился в хорошем тех­ ническом состоянии. Такосуществлялсяуход£\ ■-------------------------------------------------------------- м ш заглавнымдвигателем О КОЛО шести лет назад тра­ ловый флот начал получать большие дизельные траулеры типа «Кремль». На одном из кораблей этой серии продолжи­ тельное время работал механи­ ком Карл Иванович Сосунов. В прошлом году он возглавлял ма­ шинную команду траулера «Се­ вастополь». Опытный, знающий и любящий свое дело специа­ лист, он не только сам хорошо изучил судовые механизмы, но и привил руководимому им кол­ лективу замечательные качест­ ва: точное выполнение своих обязанностей, творческое отно­ шение к решению производствен­ ных задач. Дружный труд механиков и мотористов принес хорошие пло­ ды — на судне широко приме­ нялись различные приспособле­ ния, предложенные н изготов­ ленные членами коллектива, в том числе и его руководителем; грамотно, на высоком техниче­ ском уровне эксплуатировались главные и вспомогательные дви­ гатели, многочисленные судовые устройства. Недавно К. И. Сосунов на­ правлен старшим механиком на новый траулер «Пионер». На­ правление Карла Ивановича на этот корабль красноречиво го­ ворит о том, что опытного меха­ ника ценят в траловом флоте, посылают туда, где в настоящее время всего труднее. И он бе­ рется за любое сложное дело, вдумчиво изучает новую техни­ ку, помогает в этом другим. Публикуемая ниже статья К. И. Сосунова знакомит чита­ телей с опытом работы машин­ ной команды траулера «Сева­ стополь». Этот опыт, который свидетельствует, что на каждом судне можно образцово эксплуа­ тировать технику, могут с успе­ хом использовать механики и мо­ тористы дизельных промысло­ вых кораблей. Он будет способ­ ствовать преодолению отстава­ ния в добыче рыбы. На снимке: К. И. СОСУНОВ за изучением чертежей судовых механизмов. Фото П. Быстроумова. Газораспределительный меха­ низм, например, осматривался че­ рез каждые пять суток. Особое внимание обращалось на отвер­ стие в трубке смазки рычагов от- секателей топливных насосов. Известно, что при засорении этого отверстия, то есть при прекраще­ нии подачи смазки, быстро сраба­ тываются шайбы и рычаги. Через каждые 10 суток осматривались и обстукивались все детали движе­ ния. Мы следили, чтобы не заби­ вались трубки охлаждения порш­ ней, проверяли щупом один раз за рейс зазоры в мотылевых подшип­ никах. В случае увеличения зазо­ ров до 0,18—0,20 миллиметра, мы удаляли прокладки по 0,10 милли­ метра. Это очень важно, так как мотылевые подшипники работают с большой нагрузкой и при увели­ ченном зазоре баббит на верхних половинках подшипников трескает­ ся и выкрашивается. Выхлопные и всасывающие кла­ паны, а также форсунки мы заме­ няли по мере необходимости запас­ ными, причем снятые клапаны и форсунки разбирали, устраняли дефекты и ставили в запас. Топливные насосы мы также ре­ монтировали в море. Наиболее час­ тые дефекты в них — это пропус­ ки в приемных и отсечных клапа­ нах. Как только такой дефект вы­ являлся, мы, при первой же воз­ можности, а чаще всего во время шторма, выключали дефектную группу насосов. Двигатель в это время работал на трех цилиндрах, развивая 130 оборотов без пере­ грузки, что вполне достаточно при «штормовании» судна. В это вре­ мя устранялись дефекты у выклю­ ченной группы насосов. К приходу в порт подготавлива­ лось все необходимое для чистки цилиндров главного двигателя. О Д АЫШД И & А &ОЛТЫ Рис. 1. Сразу же после швартовки к при­ чалу, еще горячее масло перекачи­ валось в грязный танк. На чистке цилиндров главного двигателя ра­ ботало 4 человека во главе со вто­ рым механиком. Демонтировалась вся арматура на крышках, стави­ лись керны, фиксирующие поло­ жение гаек при полной затяжке, и только после этого отдавались гай­ ки на крышках и мотылевых под­ шипниках. Затем силами трех мо­ тористов и механиков, принимаю­ щих участие в ремонте, поднима­ лись и укладывались на выгородки крышки цилиндров, поднимались ■и устанавливались прямо над цилиндрами поршни, снимались го­ ловки поршней и кольца, затем производилась чистка поршней. Крышки со стороны водяной поло­ сти чистили вахтенные в ночное время. Одновременно двое работа­ ли в картере, разбирая мотылевые подшипники и вытягивая их из картера. При выполнении этой операции у нас выработался своеобразный метод. Заключается он в следую­ щем. Мотыль ставится в верхнюю мертвую точку, под подшипник подводится полотенце и отдаются стягивающие болты. Нижняя поло­ винка провисает на полотенце меж­ ду щек коленчатого вала, а верхняя вытягивается из картера малень­ кой талью. После произведенных работ подшипники собираются в j обратном порядке. Такой способ со- ’ кращает вдвое врёмя сборки и раз­ борки подшипника. На других, од­ нотипных с нашим, судах на эту работу времени затрачивалось больше. Чистку двух цилиндров мы делали в течение трех дней, чем экономили время на выполне­ ние других ремонтных работ. Это очень важно при короткой десяти­ суточной стоянке. Среднийремонтврейсе Осмотр всего движения вспомо­ гательных двигателей мы делали через каждые 300 часов работы при смене масла. Через 1,5 тыс. часов делали чистку двигателей, заменяя при этом поизносившиеся детали. Причем эти работы выпол­ нялись. как правило, в море, до прихода в порт. Например, дизель- динамо № 3 (мощностью в 103 л. с.) проработало 29.600 часов. За это время было сделано 18 чисток и один средний ремонт, проведенный в море за 6 суток. Выполнили мы его следующим образом. Еще до ремонта (так же, как и перед чисткой) было заготов­ лено все необходимое: цинковые протекторы, прокладки под крыш­ ки, резиновые уплотнения, шплин­ ты, приспособления для расточки цилиндровых втулок, для проточ­ ки поршней, для калибровки моты­ левых шеек и их шлифовки и т. д. На производственном совещании были распределены все работы по вахтам. Так, первая вахта произво­ дила все работы с цилиндровыми крышками, клапанами, замену цинковых протекторов, очищала водяное пространство цилиндров от накипи и грязи. Токарь произ­ водил расточку цилиндров и при­ гонку поршней по ним, проточку клапанов и гнезд. Третья вахта подгоняла кольца по поршням и цилиндрам, а моты­ левые подшипники — по калибру и собирала шатунно-поршневую группу. Вторая вахта занималась переукладкой коленчатого вала по рамовым подшипникам, калибров­ кой мотылевых шеек, выборкой слабины из рамовых подшипников и сборкой всего двигателя совме­ стно с другими вахтами. Пример­ но также распределялись работы и при очередных чистках других вспомогательных двигателей, а так­ же при текущем ремонте дизель- динамо № 2 (мощностью в 170 л. с.), отработавшего 10.700 часов. У него мы прошлифовали нарабо­ ток в нижней и верхней части ци­ линдров, приспособив для этого электродрель, откалибровали мо­ тылевые шейки, проточили кепа на поршнях, пригнали по ним коль­ ца, проточили клапаны, заменили ролики, выбрали слабину из под­ шипников. Все это делалось для поддержа­ ния механизмов в отличном состо­ янии и возможно только при нали­ чии запасных частей и инструмен­ тов. На это мы обратили много внимания. Запчасти у нас по мере расхода пополнялись за счет полу­ чения со склада или изготовления своими силами и на судоремонт­ ном заводе Главмурманрыбпрома. Хранили мы их или в гнездах или стеллажах, отведенных для них. Для специнструмента были изго­ товлены щиты, которые мы уста­ новили рядом с рабочими местами. Большое количество спецключей было изготовлено своими силами или же по нашим чертежам — на заводе. Творческийтруд / 1 л о н си о и б с г б о л т fШток) Ремонт судовой техники своими силами способствует развитию творческой инициативы членов ма­ шинной команды. Уже упоминав­ шиеся здесь приспособления пред­ ложены и изготовлены машинной командой нашего корабля. Имея в судовой мастерской токарный ста­ нок, мы производили расточку ци­ линдровых втулок двигателя дина­ мо, пользуясь приспособлением слесаря тов. Парамонова. (Рис. 1.) Приспособление, которым мы поль­ зовались для калибровки мотыле- вых шеек, предложено бывшим старшим механиком нашего судна тов. Мыльниковым. Кстати ска­ зать, по его же предложению были использованы под воду донные топ­ ливные цистерны, что дало воз­ можность 90-суточный рейс совер­ шать без захода в Тюва-губу на по­ полнение водой. Судовые рацио­ нализаторы осуществили также блокировку машинного телеграфа с реверсом главного двигателя, что исключило возможность дачи неправильных ходов. Приспособления, которые мы применяли, просты по устройству и почти все могут найти широкое распространение на судах, где есть токарные станки. Вот, к при­ меру, как выглядит приспособле­ ние для проточки поршней двигате­ ля динамо. (Рис. 2). Для установки поршня на ста­ нок у нас была изготовлена спе­ циальная планшайба с отверстием в центре и длинный шток, имею­ щий на одном конце резьбу, а на другом — кольцо. Поршень кре­ пился так. Кольцо штока вводи­ лось в поршень и закреплялось на фальшивом поршневом пальце, из­ готовленном только для проточки поршня. Шток пропускался через отверстие в планшайбе и через весь шпиндель, а затем крепился на нем с помощью гайки. Устано­ вив таким образом поршень, то­ карь центровал его, а потом с од­ ного раза протачивал. Такое при­ способление приемлемо и для судо­ ремонтников, если они пользуются менее эффективным способом об­ работки поршней. Отмечая стремление моряков эксплуатировать судовую технику на высоком уровне, нельзя пройти мимо несерьезного отношения ра­ ботников снабженческого аппарата к обеспечению машинных команд всем необходимым. фалЬшибыи полец А'ольчо и/то ка Поршень Рис. 2. * * * Советский народ, с воодушевлением претворяя в жизнь истори­ ческие решения XX съезда партии, борется за новый мощный подъ­ ем всех отраслей народного хозяйства нашей великой Родины. Промысловики Мурманского бассейна не пожалеют сил, прило­ жат все свои знания и опыт для того, чтобы увеличить вылов рыбы и выпуск высококачественной рыбной продукции, с честью справить­ ся с заданиями новой пятилетки. Машинные команды, используя на­ копленный опыт, приобретая новые знания, должны внести свой вклад в выполнение этой почетной задачи, обеспечить бесперебой­ ную работу корабельной техники. К. СОСУНОВ. Старший механик траулера «Пионер».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz