Рыбный Мурман. 1956 г. Июль.
№ 90 (486), 31 июля 1956 г Р Ы Б Н Ы Й м у р м а н 3 ЗА ОТЛИЧНОЕ СОСТОЯНИЕ СУДОВ И МЕХАНИЗМОВ НА КАЖДОМ КОРАБЛЕ МОЖНО ОБРАЗЦОВО ЭКСПЛУАТИРОВАТЬ ТЕХНИКУ Организованность ипорядон —слагаемыеуспеха М Е Х°А Н И К - Н О В А Т О Р Прежде чем рассказать об опы те эксплуатации и ремонта судо вой техники, накопленном коллек тивом, остановлюсь на вопросах организации труда машинной команды траулера «Севастополь» и выполнения ею обязанностей по уходу за механизмами. Каждая вахта выполняла определенные ра боты, все мотористы были раскреп лены по вахтам и без крайней не обходимости не перемещались. Вторая вахта обычно занималась, кроме обеспечения работы меха низмов, сепарацией масла, перио дическими осмотрами главного дви гателя и т. д. Третья вахта произ водила перекачку топлива и воды, банение котла, контролировала состояние траловой лебедки, а первая вахта следила за работой палубных механизмов. Чтобы все мотористы освоили пе речисленные работы, производи лась перестановка вахт. Машинная команда должна всег да знать стоящие перед ней задачи. Это у нас обеспечивалось регуляр ным проведением производствен ных совещаний. На переходах у нас, например, наблюдался неравномерный рас ход котельного топлива. На одной вахте его расходовалось много, на другой — меньше. При обсуждении этого вопроса на совещании мы пришли к выводу, что ири давле нии пара в 3 килограмма, которое обеспечивает нужды корабля, ко тел работает от выхлопочных га зов главного двигателя и подтапли вать его следует только в то время, когда в него подается вода. Это стали делать все вахты, что приве ло к значительной экономии топ лива. В конце рейса на совещании под водились итоги проделанной рабо ты и, главным образом, обсужда лись задачи на время междурей совой стоянки. У нас обычно выде лялись три моториста, которые стояли вахту в порту. Остальные работали с 8 до 17 часов на ремон те техники. Трудно переоценить значение производственных сове щаний. Необходимо только к их проведению подходить творчески, а не формально. Эксплуатация судовой техники у нас велась в полном соответ ствии с установленными нормами и инструкциями по уходу за меха низмами. Своевременное преду преждение малейших дефектов, грамотный, тщательный, заботли вый уход за техникой приносит замечательные плоды. На нашем корабле главный двигатель с нача ла его эксплуатации до постанов ки судна в конце прошлого года в средний ремонт отработал 22.200 часов. Только в 1955 году он отра ботал 4.822 часа и использовался в основном на полных ходах. Не смотря на это, в течение'года судо ремонтники не получали от нас за казов на ремонт главного двигате ля и он находился в хорошем тех ническом состоянии. Такосуществлялсяуход£\ ■-------------------------------------------------------------- м ш заглавнымдвигателем О КОЛО шести лет назад тра ловый флот начал получать большие дизельные траулеры типа «Кремль». На одном из кораблей этой серии продолжи тельное время работал механи ком Карл Иванович Сосунов. В прошлом году он возглавлял ма шинную команду траулера «Се вастополь». Опытный, знающий и любящий свое дело специа лист, он не только сам хорошо изучил судовые механизмы, но и привил руководимому им кол лективу замечательные качест ва: точное выполнение своих обязанностей, творческое отно шение к решению производствен ных задач. Дружный труд механиков и мотористов принес хорошие пло ды — на судне широко приме нялись различные приспособле ния, предложенные н изготов ленные членами коллектива, в том числе и его руководителем; грамотно, на высоком техниче ском уровне эксплуатировались главные и вспомогательные дви гатели, многочисленные судовые устройства. Недавно К. И. Сосунов на правлен старшим механиком на новый траулер «Пионер». На правление Карла Ивановича на этот корабль красноречиво го ворит о том, что опытного меха ника ценят в траловом флоте, посылают туда, где в настоящее время всего труднее. И он бе рется за любое сложное дело, вдумчиво изучает новую техни ку, помогает в этом другим. Публикуемая ниже статья К. И. Сосунова знакомит чита телей с опытом работы машин ной команды траулера «Сева стополь». Этот опыт, который свидетельствует, что на каждом судне можно образцово эксплуа тировать технику, могут с успе хом использовать механики и мо тористы дизельных промысло вых кораблей. Он будет способ ствовать преодолению отстава ния в добыче рыбы. На снимке: К. И. СОСУНОВ за изучением чертежей судовых механизмов. Фото П. Быстроумова. Газораспределительный меха низм, например, осматривался че рез каждые пять суток. Особое внимание обращалось на отвер стие в трубке смазки рычагов от- секателей топливных насосов. Известно, что при засорении этого отверстия, то есть при прекраще нии подачи смазки, быстро сраба тываются шайбы и рычаги. Через каждые 10 суток осматривались и обстукивались все детали движе ния. Мы следили, чтобы не заби вались трубки охлаждения порш ней, проверяли щупом один раз за рейс зазоры в мотылевых подшип никах. В случае увеличения зазо ров до 0,18—0,20 миллиметра, мы удаляли прокладки по 0,10 милли метра. Это очень важно, так как мотылевые подшипники работают с большой нагрузкой и при увели ченном зазоре баббит на верхних половинках подшипников трескает ся и выкрашивается. Выхлопные и всасывающие кла паны, а также форсунки мы заме няли по мере необходимости запас ными, причем снятые клапаны и форсунки разбирали, устраняли дефекты и ставили в запас. Топливные насосы мы также ре монтировали в море. Наиболее час тые дефекты в них — это пропус ки в приемных и отсечных клапа нах. Как только такой дефект вы являлся, мы, при первой же воз можности, а чаще всего во время шторма, выключали дефектную группу насосов. Двигатель в это время работал на трех цилиндрах, развивая 130 оборотов без пере грузки, что вполне достаточно при «штормовании» судна. В это вре мя устранялись дефекты у выклю ченной группы насосов. К приходу в порт подготавлива лось все необходимое для чистки цилиндров главного двигателя. О Д АЫШД И & А &ОЛТЫ Рис. 1. Сразу же после швартовки к при чалу, еще горячее масло перекачи валось в грязный танк. На чистке цилиндров главного двигателя ра ботало 4 человека во главе со вто рым механиком. Демонтировалась вся арматура на крышках, стави лись керны, фиксирующие поло жение гаек при полной затяжке, и только после этого отдавались гай ки на крышках и мотылевых под шипниках. Затем силами трех мо тористов и механиков, принимаю щих участие в ремонте, поднима лись и укладывались на выгородки крышки цилиндров, поднимались ■и устанавливались прямо над цилиндрами поршни, снимались го ловки поршней и кольца, затем производилась чистка поршней. Крышки со стороны водяной поло сти чистили вахтенные в ночное время. Одновременно двое работа ли в картере, разбирая мотылевые подшипники и вытягивая их из картера. При выполнении этой операции у нас выработался своеобразный метод. Заключается он в следую щем. Мотыль ставится в верхнюю мертвую точку, под подшипник подводится полотенце и отдаются стягивающие болты. Нижняя поло винка провисает на полотенце меж ду щек коленчатого вала, а верхняя вытягивается из картера малень кой талью. После произведенных работ подшипники собираются в j обратном порядке. Такой способ со- ’ кращает вдвое врёмя сборки и раз борки подшипника. На других, од нотипных с нашим, судах на эту работу времени затрачивалось больше. Чистку двух цилиндров мы делали в течение трех дней, чем экономили время на выполне ние других ремонтных работ. Это очень важно при короткой десяти суточной стоянке. Среднийремонтврейсе Осмотр всего движения вспомо гательных двигателей мы делали через каждые 300 часов работы при смене масла. Через 1,5 тыс. часов делали чистку двигателей, заменяя при этом поизносившиеся детали. Причем эти работы выпол нялись. как правило, в море, до прихода в порт. Например, дизель- динамо № 3 (мощностью в 103 л. с.) проработало 29.600 часов. За это время было сделано 18 чисток и один средний ремонт, проведенный в море за 6 суток. Выполнили мы его следующим образом. Еще до ремонта (так же, как и перед чисткой) было заготов лено все необходимое: цинковые протекторы, прокладки под крыш ки, резиновые уплотнения, шплин ты, приспособления для расточки цилиндровых втулок, для проточ ки поршней, для калибровки моты левых шеек и их шлифовки и т. д. На производственном совещании были распределены все работы по вахтам. Так, первая вахта произво дила все работы с цилиндровыми крышками, клапанами, замену цинковых протекторов, очищала водяное пространство цилиндров от накипи и грязи. Токарь произ водил расточку цилиндров и при гонку поршней по ним, проточку клапанов и гнезд. Третья вахта подгоняла кольца по поршням и цилиндрам, а моты левые подшипники — по калибру и собирала шатунно-поршневую группу. Вторая вахта занималась переукладкой коленчатого вала по рамовым подшипникам, калибров кой мотылевых шеек, выборкой слабины из рамовых подшипников и сборкой всего двигателя совме стно с другими вахтами. Пример но также распределялись работы и при очередных чистках других вспомогательных двигателей, а так же при текущем ремонте дизель- динамо № 2 (мощностью в 170 л. с.), отработавшего 10.700 часов. У него мы прошлифовали нарабо ток в нижней и верхней части ци линдров, приспособив для этого электродрель, откалибровали мо тылевые шейки, проточили кепа на поршнях, пригнали по ним коль ца, проточили клапаны, заменили ролики, выбрали слабину из под шипников. Все это делалось для поддержа ния механизмов в отличном состо янии и возможно только при нали чии запасных частей и инструмен тов. На это мы обратили много внимания. Запчасти у нас по мере расхода пополнялись за счет полу чения со склада или изготовления своими силами и на судоремонт ном заводе Главмурманрыбпрома. Хранили мы их или в гнездах или стеллажах, отведенных для них. Для специнструмента были изго товлены щиты, которые мы уста новили рядом с рабочими местами. Большое количество спецключей было изготовлено своими силами или же по нашим чертежам — на заводе. Творческийтруд / 1 л о н си о и б с г б о л т fШток) Ремонт судовой техники своими силами способствует развитию творческой инициативы членов ма шинной команды. Уже упоминав шиеся здесь приспособления пред ложены и изготовлены машинной командой нашего корабля. Имея в судовой мастерской токарный ста нок, мы производили расточку ци линдровых втулок двигателя дина мо, пользуясь приспособлением слесаря тов. Парамонова. (Рис. 1.) Приспособление, которым мы поль зовались для калибровки мотыле- вых шеек, предложено бывшим старшим механиком нашего судна тов. Мыльниковым. Кстати ска зать, по его же предложению были использованы под воду донные топ ливные цистерны, что дало воз можность 90-суточный рейс совер шать без захода в Тюва-губу на по полнение водой. Судовые рацио нализаторы осуществили также блокировку машинного телеграфа с реверсом главного двигателя, что исключило возможность дачи неправильных ходов. Приспособления, которые мы применяли, просты по устройству и почти все могут найти широкое распространение на судах, где есть токарные станки. Вот, к при меру, как выглядит приспособле ние для проточки поршней двигате ля динамо. (Рис. 2). Для установки поршня на ста нок у нас была изготовлена спе циальная планшайба с отверстием в центре и длинный шток, имею щий на одном конце резьбу, а на другом — кольцо. Поршень кре пился так. Кольцо штока вводи лось в поршень и закреплялось на фальшивом поршневом пальце, из готовленном только для проточки поршня. Шток пропускался через отверстие в планшайбе и через весь шпиндель, а затем крепился на нем с помощью гайки. Устано вив таким образом поршень, то карь центровал его, а потом с од ного раза протачивал. Такое при способление приемлемо и для судо ремонтников, если они пользуются менее эффективным способом об работки поршней. Отмечая стремление моряков эксплуатировать судовую технику на высоком уровне, нельзя пройти мимо несерьезного отношения ра ботников снабженческого аппарата к обеспечению машинных команд всем необходимым. фалЬшибыи полец А'ольчо и/то ка Поршень Рис. 2. * * * Советский народ, с воодушевлением претворяя в жизнь истори ческие решения XX съезда партии, борется за новый мощный подъ ем всех отраслей народного хозяйства нашей великой Родины. Промысловики Мурманского бассейна не пожалеют сил, прило жат все свои знания и опыт для того, чтобы увеличить вылов рыбы и выпуск высококачественной рыбной продукции, с честью справить ся с заданиями новой пятилетки. Машинные команды, используя на копленный опыт, приобретая новые знания, должны внести свой вклад в выполнение этой почетной задачи, обеспечить бесперебой ную работу корабельной техники. К. СОСУНОВ. Старший механик траулера «Пионер».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz