Рыбный Мурман. 1956 г. Июль.
4 Р Ы Б НЫ Й м у р м а н № 83 (479), 14 июля 1956 г НАШ КА Л ЕН ДА Р Ь Р Е А Б Р А Н Д Т ПЕНИАЛЬНЫЙ голландский ху дожник Рембрандт Гарменс ван Рейн родплся 15 июля 1606 года в семье зажиточного владельца мельни цы в г. Лейдене. С юных лет Рем брандт всецело посвятил себя искус ству. Первым-учптелем его был мест ный живописец, затем около полуго ла он пополнял свое художественное образование в Амстердаме в мастер ской художника П. Ластмана. С 1625 года Рем брандт начал са мостоятельно ра ботать в Лейдене. Его первые кар тины еще декора тивны, несколько пестры, но в них уже чувствуется богатство фанта зии, стремление к выразительной пе редаче человече ских пережива ний. В 1631 году Рембрандт пересе ляется в Амстер дам, где вскоре вступает в брак с Саскией ван Эйленбург, девушкой из богатой бур жуазной семьи. Наступают годы наибольшего ус пеха и благополучия в жизни Ремб рандта. Групповой портрет амстер дамских врачей «Урок анатомии док тора Тульпа» приносит ему извест ность и многочисленные заказы. Рембрандт жил и творил в эпоху, когда его родина — Голландия, сбро сив испанское феодально-монархиче ское иго, быстро развивалась как буржуазная страна. XVII век был временем расцвета голландской на циональной школы живописи. Творчество Рембрандта, великого мастера голландской живописи, орга нически воспринявшего наиболее прогрессивные демократические иде алы своей эпохи, характеризуется необычной правдивостью в изображе нии жизни, ее 'сложных противоре чий и конфликтов, мудрым .понима нием движений человеческой души, совершенным живописным мастерст вом. В передаче глубоких человече ских переживаний Рембрандт исполь зует светотень, являющуюся у него главным средством художественной выразительности. Мощью своего та ланта, остротой видения жизни Ремб рандт намного превосходит современ ных ему голландских художников. Голландской буржуазии, быстро утратившей свои демократические тенденции, был чужд смелый и пол нокровный реализм лучших зрелых работ Рембрандта. Искусство худож ника не вмещалось в ограниченный кругозор голланд ского буржуа. Это расхождение с особой резкостью проявилось, когда одна из талантли вейших картин Рембрандта «Ноч ной дозор» вы звала протесты заказчиков. При ток новых заказов почти прекратил ся. Последние го ды гениальный художник жил в нужде, создавая наиболее глубокие по своему идейно му содержанию произведения. На писанный Рембрандтом груп повой портрет старейшин суконного цеха «Синдики» является одним из шедевров мировой портретной живо писи. Изображая драматические жиз ненные конфликты, Рембрандт вме сте с тем утверждает величие и кра соту нравственной силы человека.' Умер Рембрандт в нищете. Смерть его прошла незамеченной. Лишь в середине XVIII вежа повышается ин терес к его искусству. И. Н. Крам ской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. А. Серов, В. В. Стасов в России чтили Рембрандта как одного из ге ниальнейших мастеров реалистиче ского искусства. Глубокая человеч ность творчества Рембрандта делает его одним из наиболее любимых ху дожников в СССР. В картинных га лереях Москвы, Ленинграда и неко торых других городов нашей страны произведения Рембрандта вызывают постоянный и глубокий интерес со ветских людей. По решению Всемирного Совета Мира 350-летие со дня рождения Рембрандта отмечается во всех стра нах мира. ЧАСЫ ДОСУГА ЗАДАЧА «13 БАСЕН» Нужно переместить рисунки в кружках так, чтобы из названий рисунков в прямоугольниках и кружках составились названия 12 басен И. А. Крылова. Если вы сделаете это правильно, то из букв в кружках составится наз вание еще одной известной басни Крылова. РЕБУС Разгадав четыре ребуса, вы прочтете фамилии четырех из вестных русских писателей. Ес ли вы затем возьмете из первой рои — вторую и т. д., то у вас получится название древнегрече ского музыкального инструмента, символ творческого вдохновения поэта. фамилии первую букву, из вто- ОТВЕТ НА ЗАДАЧУ, ПОМЕЩ ЕННУЮ 7 ИЮЛЯ С. Г. 1. Овес. 2. Хобта. 3. Клевер. 4. Кукуруза. 5. Земледелие. 6. Ячмень. 7. Стогометатель. 8. Малина. 9. Дыня. 10. Пшени ца. 11. Колос. 12. Элеватор. 13. Полевод. 14. Доярка. 15. Стенд. 16. Животноводство. 17. Горох. 18. Хлопок. 19. Озерный. 20. Агротехника. «ВСХВ — замечательная школа передового опыта». Куда пойти сегодня и завтра + Заканчиваются гастроли Карело-Финского театра музы кальной комедии. Сегодня в большом зале Дома культуры имени С. М. Кирова — оперетта «Нищий студент». Завтра этот же спектакль можно посмотреть на утреннем представлении. Ве чером, в 19 часов, последнее выступление артистов театра — пойдет оперетта «Холопка». + В кинотеатре «Родина» в эти дни демонстрируются но вые художественные фильмы «Моя дочь живет в Вене» н «Ре шающие минуты». + В кинозале Дома культуры — кинокомедия «На подмостках сцены». ПВО ВСЕМ ПОНЕМНОГУ САМОПРОВЕРЯЮЩИЕСЯ ЧАСЫ Институт хронометрии в Швейца рии недавно присудил первую пре мию за новые электронные часы с автоматической проверкой точности хода по обычным радиосигналам проверки времени. Через небольшой радиоприемник часы получают им пульсы в момент, когда передается сигнал времени. Если часы отстали или ушли вперед, аппарат ставит стрелки в правильное положение и , регулирует ход. Часы могут работать и от электросети и от пружинного завода. Несмотря на сложность кон струкции, эти часы могут изготов ляться конвейерным способом. □ «АЭРОПОЕЗД» На железных дорогах США всту пил в эксплуатацию новый поезд, построенный автомобильной корпо рацией .«Дженерал Моторе». Этот поезд с дизельным тепловозом изго товлен в основном из легких спла вов. Благодаря этому удалось дове сти вес поезда, приходящийся на одного пассажира, до 450 килограм мов, что в несколько раз меньше, чем у обычных поездов. Одна из особенностей поезда — очень низкое расположение центра тяжести. В сочетании с малым ве сом состава это позволяет почти не снижать скорости на поворотах. В результате средняя скорость дви жения превышает 160 километров в ча<£ Этот поезд назван «аэропоез дом». □ КРЫЛАТЫЙ п а р а ш ю т и с т Спортсмен-парашютист, летчик Лео Валентин недавно осуществил свою смелую идею. В один из летних дней он поднял ся на самолете на высоту четырех с лишним километров. Отсюда он должен был начать прыжок, ставя своей задачей опуститься как можно дальше. С этой целью, кроме пара шюта, он надел легкие крылья из пластмассы, прикрепленные к ру- | кам и спине. Распрямив свои крылья, он вы бросился из дверцы самолета вниз. Лео Валентин овладел собой — тре нировка помогла ему быстро сориен тироваться — и он начал круто планирующий спуск на крыльях. Над самой землей он раскрыл пара шют и спустился обычным образом. И. Н а у м о в Немного успокоившись, доктор рассказывает с веселым недоуме нием: — Представьте, приходит ко мне этот молодец и просит, дескать, ос мотрите меня, доктор. А что его ос- сыпались, я охватил молодца за ши ворот и выставил за дверь... Вот она, какая история. Дорого бы я дал, чтоб только по смотреть, как маленький тщедушный доктор хватает за шиворот такого (Окончание). — Ясно, — уныло произнес Сте па и начал было жаловаться на рас строенное здоровье, но Гурин толь ко громко и раскатисто рассмеялся. — Иди и не морочь мне голову,— потом жестко добавил. — Будешь дурачиться — пошлю матросом, не захочешь идти матросом — распро щайся с флотом. Все. До свидания... «Кока». С тех пор, с легкой руки началь ника экспедиции и прилипло к Сте пе игривое прозвище «Кока», хотя поваром он больше уже не работал. После разговора с Гуриным Степа попрежнему был, что называется, «душой общества», заигрывал с кам- бузницами п прачками, с увлече нием рассказывал старые, потрепан ные анекдоты, с достоинством под держивал солидный разговор с ки номехаником или синоптиком, вы ступал однажды даже в концерте ху дожественной самодеятельности, лихо отбив чечетку, словом, оставался са мим собой. Но за всем этим нельзя матривать. За версту видно — здо-! здоровенного парня, как Степа, и тот рается подавить в себе чувство бес покойства. — «Кока» начинает ронять, свои перья, — сказал как-то Вася Суты- гин, почему-то не взлюбивший с пер вого же знакомства Шаликова. Я рассмеялся, представив Степу в образе франтоватого петуха, у кото рого вдруг начинают выпадать из хвоста самые цветистые перья. По какому-то делу мне надо было зайти к нашему врачу. Только под хожу к каюте, где разместилась ам булатория, как вдруг из распахнутых дверей выскакивает красный, распа ренный, точно из бани, Степа и чуть не сбивает меня с ног. Всегда вежли вый и предупредительный, на этот раз он даже не взглянул на меня и промчался мимо. — Что случилось, Павел Евграфо вич? — спрашиваю доктора, тоже, видно по всему, чем-то расстроен ного. — Нет, каков ловчила! Из моло дых, да ранний! — возмущается чем- то добрейший Корнев, шагая из угла __________ в в У ров, как буйвол. На что, спрашиваю для формы, жалуетесь. Да вот, гово рит, резь в животе, думаю — аппен дицит. Исследую самым добросовест ным образом и, конечно, никаких признаков болезни не нахожу. Но он убеждает так горячо и вкрадчиво, бежит, точно побитая собачонка. При встрече со Степой я и виду не подал, что знаю эту некрасивую исто рию, но он, очевидно, догадывался об этом и сторонился меня. Вскоре мы расстались со Степой. По приказу начальника экспедиции кстати, вспоминает случаи, как ма- ! он ушел помощником дрифмеистера ленькая врачебная ошибка стоила1на «Меридиане». жизни какому-то 'его приятелю, что я начинаю сомневаться в себе. На Я Ш Л 1 t u u u u X X V ----- ----------- ----- ' ' ---------- -------- r -------- 7 ------------------------d было не заметить, что он упорно ста-1 в угол своей тесной амбулатории. Встретил я его месяца через два в порту. Он шумно обрадовался, меня нашло какое-то наваждение, и j д1()(ЛТ0 ТрЯС М(>10 руку, на широком, я уже готов был направить его в , руМЯН0М дще сияла неподдельная улыбка. — Что, ваше судно вернулось с промысла? — поинтересовался я. — Да нет, корвет мой еще бол тается в мюре. — А вы как же? — Описался по семейным обстоя тельствам. — Разве вы женаты? — Вроде, не совсем еще женат, порт для клинического исследования, может быть, побоялся ответственно сти, но скорей всего этот пройдоха чем-то околдовал меня. Доктор так уморительно наивно посмотрел на меня своими грустны ми глазами, что я невольно рас смеялся. — Но тут он, кажется, немного переборщил и на радостях начал по роть какую-то чепуху, долго жал мне j— и Степа лукаво мне подмигнул, руку, чуть не слезно благодарил и j — Когда я сейчас шел пассажи- дал понять, что этой услуга он мне ром на «Антарктике»... — Степа не забудет, чуть ли не предложил j взял меня под руку и начал рас- мне взятку. Ну этого я уже стерпеть j сказывать какую-то веселую исто- не смог. Все его чары мпновенно рас- - рию. Но я не слушал. «Вот человек, думалось мне, однажды сел на какой- то поезд да так и застрял в нем. Куда едет — сам не знает. Равно душно смотрит на пробегающие за окном станции, села, города, ново стройки. Иногда сойдет, потолкает ся в привокзальной суете и снова забирается в свой вагон, где среди дорожных попутчиков он слывет славным малым». — Где же вы теперь ... «молоти те»? — спросил я, вспомнив его выражение. — Да пока в резерве, но думаю устроиться в отдел анабжения. Я посмотрел на его румяное лицо, озаренное обаятельной улыбкой, и подумал: «Сколько среди нас таких «славных малых», и как мы плохо боремся с этими на первый взгляд безвредными, бесплотными сущест вами, которые подобно угрю способ ны вывернуться из любой беды, обольстить, напакостить, своевре менно ускользнув от заслуженной кары. Мало боремся, а зря!» И я решил пойти туда, куда соби рался «устроиться» этот тип, и сказать: — Берегитесь, это Шаликов — пассажир! Зам. редактора Е. Б. БРОИДО. Адрес редакции: г. Мурманск, рыбный порт, здание управления рыбокомбината, 3 этаж. Телефоны: редактор — 2-75. зам. редактора и отв. секретарь промышленный отдел и отдел культуры и быта — 4-33. Типография «Полярная правда». Зак. 3083. Тир. 3.500. ПН 00392. 3-96,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz