Рыбный Мурман. 1956 г. Июль.

4 Р Ы Б НЫ Й м у р м а н № 83 (479), 14 июля 1956 г НАШ КА Л ЕН ДА Р Ь Р Е А Б Р А Н Д Т ПЕНИАЛЬНЫЙ голландский ху­ дожник Рембрандт Гарменс ван Рейн родплся 15 июля 1606 года в семье зажиточного владельца мельни­ цы в г. Лейдене. С юных лет Рем­ брандт всецело посвятил себя искус­ ству. Первым-учптелем его был мест­ ный живописец, затем около полуго­ ла он пополнял свое художественное образование в Амстердаме в мастер­ ской художника П. Ластмана. С 1625 года Рем­ брандт начал са­ мостоятельно ра­ ботать в Лейдене. Его первые кар­ тины еще декора­ тивны, несколько пестры, но в них уже чувствуется богатство фанта­ зии, стремление к выразительной пе­ редаче человече­ ских пережива­ ний. В 1631 году Рембрандт пересе­ ляется в Амстер­ дам, где вскоре вступает в брак с Саскией ван Эйленбург, девушкой из богатой бур­ жуазной семьи. Наступают годы наибольшего ус­ пеха и благополучия в жизни Ремб­ рандта. Групповой портрет амстер­ дамских врачей «Урок анатомии док­ тора Тульпа» приносит ему извест­ ность и многочисленные заказы. Рембрандт жил и творил в эпоху, когда его родина — Голландия, сбро­ сив испанское феодально-монархиче­ ское иго, быстро развивалась как буржуазная страна. XVII век был временем расцвета голландской на­ циональной школы живописи. Творчество Рембрандта, великого мастера голландской живописи, орга­ нически воспринявшего наиболее прогрессивные демократические иде­ алы своей эпохи, характеризуется необычной правдивостью в изображе­ нии жизни, ее 'сложных противоре­ чий и конфликтов, мудрым .понима­ нием движений человеческой души, совершенным живописным мастерст­ вом. В передаче глубоких человече­ ских переживаний Рембрандт исполь­ зует светотень, являющуюся у него главным средством художественной выразительности. Мощью своего та­ ланта, остротой видения жизни Ремб­ рандт намного превосходит современ­ ных ему голландских художников. Голландской буржуазии, быстро утратившей свои демократические тенденции, был чужд смелый и пол­ нокровный реализм лучших зрелых работ Рембрандта. Искусство худож­ ника не вмещалось в ограниченный кругозор голланд­ ского буржуа. Это расхождение с особой резкостью проявилось, когда одна из талантли­ вейших картин Рембрандта «Ноч­ ной дозор» вы­ звала протесты заказчиков. При­ ток новых заказов почти прекратил­ ся. Последние го­ ды гениальный художник жил в нужде, создавая наиболее глубокие по своему идейно­ му содержанию произведения. На­ писанный Рембрандтом груп­ повой портрет старейшин суконного цеха «Синдики» является одним из шедевров мировой портретной живо­ писи. Изображая драматические жиз­ ненные конфликты, Рембрандт вме­ сте с тем утверждает величие и кра­ соту нравственной силы человека.' Умер Рембрандт в нищете. Смерть его прошла незамеченной. Лишь в середине XVIII вежа повышается ин­ терес к его искусству. И. Н. Крам­ ской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. А. Серов, В. В. Стасов в России чтили Рембрандта как одного из ге­ ниальнейших мастеров реалистиче­ ского искусства. Глубокая человеч­ ность творчества Рембрандта делает его одним из наиболее любимых ху­ дожников в СССР. В картинных га­ лереях Москвы, Ленинграда и неко­ торых других городов нашей страны произведения Рембрандта вызывают постоянный и глубокий интерес со­ ветских людей. По решению Всемирного Совета Мира 350-летие со дня рождения Рембрандта отмечается во всех стра­ нах мира. ЧАСЫ ДОСУГА ЗАДАЧА «13 БАСЕН» Нужно переместить рисунки в кружках так, чтобы из названий рисунков в прямоугольниках и кружках составились названия 12 басен И. А. Крылова. Если вы сделаете это правильно, то из букв в кружках составится наз­ вание еще одной известной басни Крылова. РЕБУС Разгадав четыре ребуса, вы прочтете фамилии четырех из­ вестных русских писателей. Ес­ ли вы затем возьмете из первой рои — вторую и т. д., то у вас получится название древнегрече­ ского музыкального инструмента, символ творческого вдохновения поэта. фамилии первую букву, из вто- ОТВЕТ НА ЗАДАЧУ, ПОМЕЩ ЕННУЮ 7 ИЮЛЯ С. Г. 1. Овес. 2. Хобта. 3. Клевер. 4. Кукуруза. 5. Земледелие. 6. Ячмень. 7. Стогометатель. 8. Малина. 9. Дыня. 10. Пшени­ ца. 11. Колос. 12. Элеватор. 13. Полевод. 14. Доярка. 15. Стенд. 16. Животноводство. 17. Горох. 18. Хлопок. 19. Озерный. 20. Агротехника. «ВСХВ — замечательная школа передового опыта». Куда пойти сегодня и завтра + Заканчиваются гастроли Карело-Финского театра музы­ кальной комедии. Сегодня в большом зале Дома культуры имени С. М. Кирова — оперетта «Нищий студент». Завтра этот же спектакль можно посмотреть на утреннем представлении. Ве­ чером, в 19 часов, последнее выступление артистов театра — пойдет оперетта «Холопка». + В кинотеатре «Родина» в эти дни демонстрируются но­ вые художественные фильмы «Моя дочь живет в Вене» н «Ре­ шающие минуты». + В кинозале Дома культуры — кинокомедия «На подмостках сцены». ПВО ВСЕМ ПОНЕМНОГУ САМОПРОВЕРЯЮЩИЕСЯ ЧАСЫ Институт хронометрии в Швейца­ рии недавно присудил первую пре­ мию за новые электронные часы с автоматической проверкой точности хода по обычным радиосигналам проверки времени. Через небольшой радиоприемник часы получают им­ пульсы в момент, когда передается сигнал времени. Если часы отстали или ушли вперед, аппарат ставит стрелки в правильное положение и , регулирует ход. Часы могут работать и от электросети и от пружинного завода. Несмотря на сложность кон­ струкции, эти часы могут изготов­ ляться конвейерным способом. □ «АЭРОПОЕЗД» На железных дорогах США всту­ пил в эксплуатацию новый поезд, построенный автомобильной корпо­ рацией .«Дженерал Моторе». Этот поезд с дизельным тепловозом изго­ товлен в основном из легких спла­ вов. Благодаря этому удалось дове­ сти вес поезда, приходящийся на одного пассажира, до 450 килограм­ мов, что в несколько раз меньше, чем у обычных поездов. Одна из особенностей поезда — очень низкое расположение центра тяжести. В сочетании с малым ве­ сом состава это позволяет почти не снижать скорости на поворотах. В результате средняя скорость дви­ жения превышает 160 километров в ча<£ Этот поезд назван «аэропоез­ дом». □ КРЫЛАТЫЙ п а р а ш ю т и с т Спортсмен-парашютист, летчик Лео Валентин недавно осуществил свою смелую идею. В один из летних дней он поднял­ ся на самолете на высоту четырех с лишним километров. Отсюда он должен был начать прыжок, ставя своей задачей опуститься как можно дальше. С этой целью, кроме пара­ шюта, он надел легкие крылья из пластмассы, прикрепленные к ру- | кам и спине. Распрямив свои крылья, он вы­ бросился из дверцы самолета вниз. Лео Валентин овладел собой — тре­ нировка помогла ему быстро сориен­ тироваться — и он начал круто планирующий спуск на крыльях. Над самой землей он раскрыл пара­ шют и спустился обычным образом. И. Н а у м о в Немного успокоившись, доктор рассказывает с веселым недоуме­ нием: — Представьте, приходит ко мне этот молодец и просит, дескать, ос­ мотрите меня, доктор. А что его ос- сыпались, я охватил молодца за ши­ ворот и выставил за дверь... Вот она, какая история. Дорого бы я дал, чтоб только по­ смотреть, как маленький тщедушный доктор хватает за шиворот такого (Окончание). — Ясно, — уныло произнес Сте­ па и начал было жаловаться на рас­ строенное здоровье, но Гурин толь­ ко громко и раскатисто рассмеялся. — Иди и не морочь мне голову,— потом жестко добавил. — Будешь дурачиться — пошлю матросом, не захочешь идти матросом — распро­ щайся с флотом. Все. До свидания... «Кока». С тех пор, с легкой руки началь­ ника экспедиции и прилипло к Сте­ пе игривое прозвище «Кока», хотя поваром он больше уже не работал. После разговора с Гуриным Степа попрежнему был, что называется, «душой общества», заигрывал с кам- бузницами п прачками, с увлече­ нием рассказывал старые, потрепан­ ные анекдоты, с достоинством под­ держивал солидный разговор с ки­ номехаником или синоптиком, вы­ ступал однажды даже в концерте ху­ дожественной самодеятельности, лихо отбив чечетку, словом, оставался са­ мим собой. Но за всем этим нельзя матривать. За версту видно — здо-! здоровенного парня, как Степа, и тот рается подавить в себе чувство бес­ покойства. — «Кока» начинает ронять, свои перья, — сказал как-то Вася Суты- гин, почему-то не взлюбивший с пер­ вого же знакомства Шаликова. Я рассмеялся, представив Степу в образе франтоватого петуха, у кото­ рого вдруг начинают выпадать из хвоста самые цветистые перья. По какому-то делу мне надо было зайти к нашему врачу. Только под­ хожу к каюте, где разместилась ам­ булатория, как вдруг из распахнутых дверей выскакивает красный, распа­ ренный, точно из бани, Степа и чуть не сбивает меня с ног. Всегда вежли­ вый и предупредительный, на этот раз он даже не взглянул на меня и промчался мимо. — Что случилось, Павел Евграфо­ вич? — спрашиваю доктора, тоже, видно по всему, чем-то расстроен­ ного. — Нет, каков ловчила! Из моло­ дых, да ранний! — возмущается чем- то добрейший Корнев, шагая из угла __________ в в У ров, как буйвол. На что, спрашиваю для формы, жалуетесь. Да вот, гово­ рит, резь в животе, думаю — аппен­ дицит. Исследую самым добросовест­ ным образом и, конечно, никаких признаков болезни не нахожу. Но он убеждает так горячо и вкрадчиво, бежит, точно побитая собачонка. При встрече со Степой я и виду не подал, что знаю эту некрасивую исто­ рию, но он, очевидно, догадывался об этом и сторонился меня. Вскоре мы расстались со Степой. По приказу начальника экспедиции кстати, вспоминает случаи, как ма- ! он ушел помощником дрифмеистера ленькая врачебная ошибка стоила1на «Меридиане». жизни какому-то 'его приятелю, что я начинаю сомневаться в себе. На Я Ш Л 1 t u u u u X X V ----- ----------- ----- ' ' ---------- -------- r -------- 7 ------------------------d было не заметить, что он упорно ста-1 в угол своей тесной амбулатории. Встретил я его месяца через два в порту. Он шумно обрадовался, меня нашло какое-то наваждение, и j д1()(ЛТ0 ТрЯС М(>10 руку, на широком, я уже готов был направить его в , руМЯН0М дще сияла неподдельная улыбка. — Что, ваше судно вернулось с промысла? — поинтересовался я. — Да нет, корвет мой еще бол­ тается в мюре. — А вы как же? — Описался по семейным обстоя­ тельствам. — Разве вы женаты? — Вроде, не совсем еще женат, порт для клинического исследования, может быть, побоялся ответственно­ сти, но скорей всего этот пройдоха чем-то околдовал меня. Доктор так уморительно наивно посмотрел на меня своими грустны­ ми глазами, что я невольно рас­ смеялся. — Но тут он, кажется, немного переборщил и на радостях начал по­ роть какую-то чепуху, долго жал мне j— и Степа лукаво мне подмигнул, руку, чуть не слезно благодарил и j — Когда я сейчас шел пассажи- дал понять, что этой услуга он мне ром на «Антарктике»... — Степа не забудет, чуть ли не предложил j взял меня под руку и начал рас- мне взятку. Ну этого я уже стерпеть j сказывать какую-то веселую исто- не смог. Все его чары мпновенно рас- - рию. Но я не слушал. «Вот человек, думалось мне, однажды сел на какой- то поезд да так и застрял в нем. Куда едет — сам не знает. Равно­ душно смотрит на пробегающие за окном станции, села, города, ново­ стройки. Иногда сойдет, потолкает­ ся в привокзальной суете и снова забирается в свой вагон, где среди дорожных попутчиков он слывет славным малым». — Где же вы теперь ... «молоти­ те»? — спросил я, вспомнив его выражение. — Да пока в резерве, но думаю устроиться в отдел анабжения. Я посмотрел на его румяное лицо, озаренное обаятельной улыбкой, и подумал: «Сколько среди нас таких «славных малых», и как мы плохо боремся с этими на первый взгляд безвредными, бесплотными сущест­ вами, которые подобно угрю способ­ ны вывернуться из любой беды, обольстить, напакостить, своевре­ менно ускользнув от заслуженной кары. Мало боремся, а зря!» И я решил пойти туда, куда соби­ рался «устроиться» этот тип, и сказать: — Берегитесь, это Шаликов — пассажир! Зам. редактора Е. Б. БРОИДО. Адрес редакции: г. Мурманск, рыбный порт, здание управления рыбокомбината, 3 этаж. Телефоны: редактор — 2-75. зам. редактора и отв. секретарь промышленный отдел и отдел культуры и быта — 4-33. Типография «Полярная правда». Зак. 3083. Тир. 3.500. ПН 00392. 3-96,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz