Рыбный Мурман. 1956 г. Июль.
р ы б н ы й м у p m a h № 82 ,(478), 12 июля 1956 г. ПО РЫБНЫМ БАСЕЙНАМ СТРАНЫ РЫБАКИ ПРИМОРЬЯ ЗАВЕРШИЛИ ГОДОВОЙ ПЛАН ДОБЫЧИ СЕЛЬДИ Рыбаки Приморского бассейна до срочно завершили годовой план до бычи сельди. На береговые и плову- чие базы сельди поступило в пол тора с лищним раза больше, чем за такой же период прошлого года. Сейнерный и траловый флоты Приморья перебазировались в на стоящее время к юго-западным бе регам Камчатки, где развернули мас совый лов летней жирующей сельди. □ ЭКСПЕДИЦИЯ РЫБАКОВ НА СЕВЕРНЫЕ КУРИЛЫ В прибрежных водах Северных Курил имеются значительные запа сы трески. Ее промысел до сих пор ограничивался из-за отсутствия до статочного количества промысловых судов. В ближайшие дни из Корсакова на Северные Курилы выйдут для про- мысла трески, а также сельди 60 средних рыболовных ботов, РБ-80 и сейнеров. Такая экспедиция органи зуется Главсахалинрыблромом впер вые. До осени экспедиционники долж ны выловить свыше 60 тысяч цент неров рыбы, главным образом тре ски. Каждый рыбокомбинат, посы лающий суда в экспедицию, орга низует на берегу приемные базы. Сдавать уловы рыбаки будут также и на рефрижераторные суда. • □ У КОЛХОЗНЫХ РЫБАКОВ Моторный баркас «Адлие» мягко покачивается на прибрежной волне. Бригадир еще раз внимательно ос мотрел мотор, орудия лова, и убе дившись в том, что все в порядке, скомандовал: — Заводи мотор, отчаливай! Баркас плавно отошел от берега и взял курс в открытое море. Это рыболовецкая бригада сель хозартели пм. Молотова села Ангиса, Батумского района, руководимая опытным рыбаком Катимом Цулу кидзе, отправилась на очередной лов рыбы. Начав весеннюю путггну, колхоз ные рыбаки в этом году уже добы ли свыше 1.000 килограммов став риды и кефали. От реализации рыбы в кассу сельхозартели поступило свыше 5.000 рублей. □ У.ЧЕНЫЕ ПОМОГАЮТ ПРОМЫСЛОВИКАМ В Рижский залив на специальном судне вышла научная экспедиция Латвийского отделения Всесоюзного научно-исследовательского институ та морского рыбного хозяйства и океанографии. Экспедиция пробу дет в море несколько дней. Учепые займутся исследованием промыслово го скопления рыб и ознакомятся с гидрологической обстановкой в Риж ском заливе. В частности, будет про должаться изучение причин низких уловов рыбы в 1956 году. □ НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ РЫБОКОНСЕРВНОГО ЗАВОДА В третьем квартале нынешнего года в Клайпеде вступит в строй крупнейший в Прибалтике рыбокон сервный завод мощностью 30 мил лионов банок консервов в год. Сей час в просторных корпусах монти руется оборудование: автоматиче ские линии по обработке рыбы, транспортеры, тельферы, авто клавы. Первые цехи предприятия всту пили в строй. На днях завершено оборудование холодильно-засолочно- го цеха, пропускная способность ко торого составляет около 80 тонн продукции в сутки. = Новый пропашной дизельный трантор тщттщшшшщ Li А Харьковском тракторосбо- П рочном заводе начался се рийный выпуск новых пропаш ных дизельных тракторов типа самоходного шасои. Вместо бензинового мотора, ко торым до этого снабжались трак торы «ХТЗ-7», установлен ди зельный двигатель «Д-14», рабо тающий на дешевом топливе. ■ ■ ■ Новую машину можно исполь зовать и на транспортных рабо тах. Да снимке: первый пропаш ной дизельный трактор «ДСШ-14» с самосвальной плат формой, выпущенный Харьков ским тракторо-сборочным заво дом. Фото Е. Андреева. Фотохроника ТАСС. Л у Внимание многих посетителей Все союзной сельскохо зяйственной и про мышленной выставок привлекает экспони руемая в Главном павильоне сверхско ростная фоторегист рирующая установка — СФР. Аппарат СФР поз воляет проводить фо тосъемку с частотой 2,5 миллиона кадров в секунду. Если вы хотите по лучить более нагляд ное представление о скорости работы экс позиционного оптиче ского затвора этого аппарата, разделите мысленно одну се кунду на 2,5 миллио на долей и вообра зите, что все проис шедшее в это мгно вение может быть точно (воспроизведе но на фотопленке, бумаге или кино экране. Новая фотокамера не велика по габари там, удобна в обра щении и надежна в работе. Она состоит па в р е м е н и ДВА С п о л о в и н о и МИЛЛИОНА ФОТОСНИМКОВ В СЕКУНДУ ♦ из трех основных уз лов: съемочной ка-, меры, пульта управ ления и объектива. В зависимости от це левого назначения съемок применяются объективы с фокус ным расстоянием от 210 миллиметров до двух метров. Это поз воляет производить в крупном масштабе съемки на расстоя нии до десяти кило метров. Работа затвора съемочной камеры достигается за счет установки системы специальных линз, диафрагм и зеркала, которое вращается со скоростью от 3 тысяч до 75 тысяч оборотов в минуту. Пульт управления снабжен автоматиче скими и контрольны ми электронными устройствами. Сменная оптика дает возможность ис пользовать прибор в двух вариантах: как фоторегистратор с непрерывным изобра жением процесса и как лупу времени с покадровым фотогра фированием иссле дуемого явления. Сверхскоростная фотографическая ус тановка предназначе на для фиксации бы стро протекающих физических процес сов — взрывов, горе ния, электрических разрядов, распрост ранения ударных волн и т. д. Большие возмож ности перед учеными и практиками откры вает применение СФР для научного анализа термоядер ных процессов в плазме, для испыта ния высоковольтной аппаратуры, изуче ния процессов горе ния и детонации га зовых смесей в тур бореактивных уста новках и двигателях внутреннего сгора ния. ХОРОШИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЧТО ПОКАЗАЛИ ИТОГИ УЧЕБНОГО ГОДА В ЗАОЧНОЙ ШКОЛЕ МОРЯКОВ НАШ КАЛЕНДАРЬ М О Р Е П Л А В А Т Е Л Ь И У Ч Е НЫ Й В. М . Г О Л О В Н И Н Среди мореплавателей и исследо вателей XIX века имя Василия Ми хайловича Головнина занимает по четное место. Он внес значительный вклад во все области военно-морско го дела, много сделал для организа ции и строительства флота. В. М. Головнин родился 8 апреля 1776 года в небогатой дворянской семье. Десяти лет он лишился роди телей. Когда Головнину исполнилось тринадцать лет, близкие родственни ки определили его в Морской ка детский корпус. В 1790 году Головнин был про изведен в гардемарины и назначен на корабль «Не тронь меня». Во время русско-шведской войны 1788 — 1790 гг. он участвовал,^ двух сражениях и за проявленную отва гу и храбрость был награжден золо той медалью. Через два года Головнин успешно закончил курс теоретического обу чения. По существовавшим тогда порядкам, лица, не достигшие сем надцатилетнего возраста, не могли быть выпущены из корпуса с офи церским званием. Поэтому Головнин был оставлен при корпусе еще на один год. Этот год не прошел для не го даром. В 1793 году Головнин окончил Морской корпус и был произведен в мичманы. Прошло несколько лет, и он стал лейтенантом, а в 1802 году в числе наиболее способных и под готовленных морских офицеров был послан в Англию для ознакомления с организацией и тактикой англий ского флота. По возвращении на родину, в 1806 году, Головнин был назначен командиром шлюпа «Диана», от правлявшегося в кругосветное пла вание к русским владениям в Се верной Америке с целью гидрографи ческих исследований в этой части Тихого ожеана. Почти полтора года длилось это тяжелое плавание. Ис пытав много лишений, преодолев много трудностей, экипаж «Дианы» прошел большой путь от берегов Финского залива до Петропавловска- Камчатского. Но отдыхать после про должительного рейса пришлось не долго. Весной 1810 года Головнин «новь отправился в плавание к аме риканским берегам. Весной следующего года Головни ну было поручено произвести опись Алеутских и Курильских островов, Тата)рского берега (Приморья) до ре ки Уды, мыса Хабарова и Шантар- еких островов и астрономически оп ределить их положение. Исследование Курильских остро вов было сопряжено с большими трудностями. Постоянные туманы, обрывистые и скалистые берега, от сутствие удобной, укрытой от вет ров якорной стоянки часто лишали моряков возможности проникнуть в глубь того или иного острова. Од нако Головнин и его спутники, ус пешно совершившие тяжелый пере ход от Кронштадта до Камчатки, ра ди выполнения порученного им дела были готовы на любые лишения. В 1816 году В. М. Головнин на чал деятельную подготовку к но вому кругосветному плаванию. Оно продолжалось два года и десять месяцев. Шлюп «Камчатка» за все время плавания не потерял ни одно го паруса и не имел повреждений в рангоуте. В 1823 году Головнин был на значен генерал-интендантом флота. Ему были подчинены все судострои тельные верфи и береговые здания Адмиралтейского ведомства. Не жа лея сил, трудился Головнин над со зданием сильного русского флота. Ровно 125 лет тому назад, 12 ию ля 1831 года, Головнин умер. Это была большая потеря для всех моря ков русского флота, для всех истин ных патриотов России. Наш народ ценит деятельность Василия Михайловича Головнина, которая была многогранной и пло дотворной. Обладая разносторонними и глубокими познаниями и большим практическим опытом, Головнин внес ценный вклад в различные об ласти науки, проявил себя выдаю щимся мореплавателем. В. М. Головнин воспитал целую плеяду отважных русских морепла вателей. В их числе можно назвать Ф. П. Литке, Ф. П. Врангеля и дру гих. " Вклад, внесенный Головниным в науку, нашел широкое признание в нашей стране. Его именем названа гора на острове Новая Земля, пролив в Курильской гряде. Просторы Ба ренцева моря бороздит траулер, на борту которого красуется надпись— «Василий Головнин». В. ДИВИН. ЛЧСОБЕННО многолюдно было в ^ Мурманской заочной средней школе моряков в дни недавних пе реводных и выпускных экзаменов. С промысловых судов, пловучих баз, танкеров, только что пришвар товавшихся к причалу порта, моря ки-учащиеся группами и в одиноч ку направлялись к зданию школы для сдачи экзаменов. К проведению экзаменов школа хорошо подготовилась. В простор ных и оборудованных классах эк заменующиеся писали сочинения, изложения, решали задачи, отве чали по билетам по пройденному курсу. И вот итог: в результате эк заменов 95 человек переведены в следующие классы, а 18 морякам- заочникам, как успешно сдав шим экзамены за 10 класс, вруче ны аттестаты зрелости. Кто они — первые выпускники заочной средней школы моряков? Это третий механик траулера «Дзержинский» Юрий Просвиров, мастер по приемке рыбы плавбазы «Памяти Ильича» Иван Бойко, третий механик траулера «Рыбец» Виктор Красюков, работник отде ла снабжения «Мурмансельди» Николай Мишанин и другие. Свою учебу все они умело сочета ли с работой на производстве. С хорошими результатами окон чили седьмой класс радист плав базы «Памяти Ильича» Жорин, рыбообработчики этого же кораб ля Векшина и Васильев. Успешно завершив учебный план, перешли в девятый класс ме ханик траулера «Кедровка» Алек сей Воспенников, радист среднего траулера № 243 Федор Мунин и другие. Одновременно с приемом экза менов от заочников в школе, в Мурманске, принимались экзаме ны от моряков-заочников, находя щихся в это время на промысле в Северной Атлантике. С этой целью на танкере «Уржум» туда было послано двое преподавате лей. В районе Фарерских островов на плавбазе «Антарктика» был устроен не совсем обычный экза менационный пункт. К плавбазе пришвартовывались промысловые суда, сдавали сельдь, а моряки- учащиеся, пользуясь стоянкой сво его корабля, успевали тем време нем сдать переводные и выпускные экзамены. Нелегко в море заниматься. Но заочник пятого класса помощник | рыбмастера среднего траулера i «Баклунд» Алексей Хохлов, гото- ! вясь к экзаменам, составил лич ный план занятий. На каждый день у него заранее распределено, каким предметом и сколько часов он должен заниматься. И этого плана Алексей все время строго придерживался. Когда его судно пришвартовалось к плавбазе, он сдал все переводные экзамены за пятый класс только с оценкой «4» и полностью завершил программ ный материал. Находясь в море на промысле, успешно закончил учебный план седьмого класса радист среднего траулера «Ходовариха» Л. Миня ев, с оценкой «4» сдали перевод ные экзамены матрос среднего траулера «Капитан Бабаев» ше стиклассник Вячеслав Болотов и старший помощник капитана сред него траулера «Сума» Виктор Ка закевич. ч Однако переводные и выпускные экзамены моряков-заочников про шли бы еще лучше, если бы на чальники управлений и политорга- ны тралового и сельдяного флотов уделили им больше внимания. На пример, заочник седьмого класса, капитан траулера «Лещ» тов. Зу- бакин не сумел сдать экзамены ввиду того, что не был отпущен с судна. iC большими трудностями цриходилось выкраивать время для сдачи экзаменов за девятый класС и старшему помощнику капи тана среднего траулера № 180 тов. Филькову, а капитану среднего траулера № 19 тов. Ткаченко, за очнику восьмого класса, находя щемуся на промысле, вообще не дали возможности полностью одать экзамены. Заочника восьмого класса меха ника среднего траулера № 16 тов. Сазонова, находящегося во время экзаменов в районе плавбаз, так и не могли доставить на экзамена ционный пункт на плавбазу «Ан тарктика». Первый учебный год в заочной средней школе моряков завершен. Он показал, что вполне можно сов мещать учебу с работой на судне. Для этого надо иметь лишь твер дое желание и настойчивость. Необходимо отметить, что в дни весенних экзаменов часть моряков, находящихся на промысле, решила сдавать экзамены экстерном за седьмой класс. К .приходу в порт четверо моряков плавбазы «Ан тарктика» успешно их сдали. Это второй механик тов. Шмуть, маши нист тов/ Халявин, рыбообработ чик тов. Марук и рыбмастер тов. Кочетов. Сейчас в заочной средней школе моряков начался прием учащихся на новый 1956—57 учебный год.' И та активность, которая прояв ляется нынче со стороны моряков цри поступлении в заочную школу, показывает, как велика тяга нашей молодежи к повышению своих зна ний. н. ПУСТЫНЦЕВ. Преподаватель заочной сред ней школы моряков. Зам. редактора Е. Б. БРОИДО. Адрес редакции: г. Мурманск, рыбный порт, здание управления рыбокомбината, 3 этаж. Телефоны: редактор — 2 -75 , зан. редактора и отв. секретарь — 3-96, промышленный отдел а отдел культуры в быта — 4-33. Типография «Полярная правда». Зак. 3082. Тир. 3 .500 . ПН 00386 .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz