Рыбный Мурман. 1956 г. Июль.
За отличное состояние судов и механизмов Всё должно быть в полной исправности Важное значение в работе каждо го судна имеют палубные механиз мы. На промысловых кораблях типа «Пушкин» всегда в полной исправ н о с т и ц готовности должны быть траловая и грузовые лебедки, браш пиль. Малейшая неисправность, к примеру, траловой лебедки, вызо вет простой на корабле, станет тор мозом в работе цехов нашего рефри жераторного траулера — рыбообра батывающего п.товучего завода. А каждая минута простоя отрицатель но сказывается на улове рыбы, ме шает выполнению принятых обяза тельств. Моряки, отвечающие за исправ ное техническое состояние палубных механизмов, должны внимательно следить за правильной эксплуатаци ей их, хорошо обслуживать. В соблюдении инструкций по об служиванию палубных механизмов и, особенно траловой лебедки, механи кам должны оказывать помощь ма стера по добыче рыбы и матросы, ра ботающие на этих механизмах. На нашем траулере хорошо обслу живают палубные механизмы мастер по добыче рьгбы тов. Росляков, мат рос тов. Травников и некоторые дру гие. Однако не все моряки еще до конца понимают всю важность пра вильной эксплуатации и хорошего обслуживания палубных механизмов. Приходится зачастую напоминать им о том, чтобы они чаще смазывали трущиеся части механизмов, прово дили своевременные, систематиче ские осмотры их. У траловой лебедки необходимо прошприцовывать тру щиеся части через ниппеля и про жимать масленки. Есть у нас еще члены экипажа, которые невнимательно работают на траловой лебедке при спуске и подъ еме орудий лова. Так, однажды ма стер по добыче рыбы тов. Манаенко допустил неосторожность при подъе ме трала. В результате этого гаком джильсана была сделана вмятина у кожуха цепной передачи от основно го вала к вспомогательному по ле вой стороне кафкаса траловой лебед ки. Агрегат был выведен га строя на несколько часов. А вот второй случай. При подъе ме орудий лова в ваероукладчик были затянуты бобинцы. Из-за этого траловая лебедка ремонтировалась три часа, за которые команда поте ряла десятки центнеров рыбы. Для своевременного устранения неполадок, предотвращения прежде временного износа узлов и деталей, нужно чаще производить осмотры палубных механизмов, во-время вы бирать появляющиеся слабины в соединениях, смазывать трущиеся части. Моряки должны с любовью относиться к своим обязанностям при работе с механизмами. Большую пользу в этом деле может оказать общественный смотр, который следу ет провести на судах. Он заставит моряков до мельчайших деталей про думывать постановку работы по со держанию палубных механизмов в технически исправном состоянии. Г. РЕВУНОВ. Четвертый механик траулера «Добролюбов». О чем говорят полногрузнЫе рейсЫ траулера „Стрелок" В настоящее время, когда на промысле возникла сложная обстановка, многие судоводители тралового флота утверждают, что при создавшихся условиях нельзя доставлять на базу богатый улов. Эти неправильные рассуждения опровергает работа экипажа траулера «Стрелок», который уже третий раз подряд доставляет в порт полный груз рыбопродукции. I ровной трески. В этом районе про мысла нами был взят основной груз рыбы. В прибрежном районе Последнее плавание траулера «Стрелок» длилось 23 суток. Как и прежде, капитан Прокопий Федоро вич Телов повел вначале судно в Мотовский залив, где в прошлом рей се был взят полный груз рыбы. Здесь траулер работал несколько дней. Руководствуясь промысловым планшетом, судоводители строго при держивались обозначенных на нем глубин и изобат, при ходе с тралом избегали задевистых мест и неровно стей морского дна. Генеральные кур сы прокладывались с востока на за пад от маяка Эйне до маяка Мотка. Спуская трал у маяка Эйне, судно шло к маяку Мотка, обходя отмечен ные на планшете задевы, держа ору дия лова на глубине от 60 до 170 метров. Чтобы не сбиться с курса, вахтенные штурманы через каждые 3— 5 минут измеряли эхолотом глу бины, пеленговали береговые пред меты, сравнивая их с пеленгами, указанными на планшете. Пройдя 1 час — 1 час 20 минут, в зависи мости от того, сколько делали от клонений от основного курса, моря ки «Стрелка» поднимали трал. За тем, учтя приливо-отливные тече ния, которые сносили корабль, вы ходили снова на старый курс и шли в обратный путь с тралом от Мотки до Эйне. И так ходили туда и об ратно, поднимая на борт по 2 — 4 тонны пикши и трески. Когда рыба в Мотовском заливе «отказала», траулер «Стрелок» пе решел в район Гавриловского маяка и острова Харлов. И здесь команда судна быстро приспособилась к ра боте. Тут, помимо затруднений, ко торые встречались в Мотовском за ливе, приходилось учитывать и дру гие особенности промысла. Рыба в этом районе часто меняла глубины в зависимости от приливов и отливов, а также от направления ветров. Во время прилива, и когда ветер дул с берега, треска подходила ближе к берегам на глубины от 90 до 130 метров. При направлении ветра с северо-востока или с северо-запада, рыба откатывалась на глубины до 225 метров, независимо от прили вов. Все это команда учитывала при тралениях и не оставалась в про- лове. — Между маяком Гавриловским и островом Харлов, — рассказывает Прокопий Федорович, — мы выбра ли небольшую площадку, отмечен ную на промысловом планшете. По ставили свой буй и ходили с тралом по два часа на больших глубинах и по полтора часа — на меньших. Как и в Мотовском заливе, строго следи ли за глубинами, пеленгами, кото рые брали на берегу, соблюдали за данные курсы и изобаты. Уловы здесь были хорошие. За каждое тра ление поднимали на палубу по 4— 5, а иногда и до 8— 10 тонн крупной и Правильно вооружать трал уловы. И когда делали переходы с трала на трал, команда не остава лась в пролове. Облегчили мастера по добыче и траловый мешок, чтобы он не имел лишних протираний о каменистое морское дно. К кутку мешка подвя зали шесть кухтылей, к удавному стропу — по десять кухтылей. Под низ мешка подвешивались фартуки из старых двухрящных сетей и уже на них крепились по две скотских шкуры. Когда скотские шкуры выш ли из строя, к кутку тралового меш ка подвязывалась пенопластовая бочка. Экипаж траулера «Стрелок», ра ботая в сложных промысловых ус ловиях у берегов, не только доставил в порт полный груз рыбы, но и добился значительной экономии се тей в этом рейсе. Уходя в порт, моряки «Стрелка» передали в море по одному тралу командам траулеров «Ржев» и «Со- сновец» и один трал привезли с со бой на базу. И в этом, несомненно, большая заслуга старшего мастера по добыче рыбы тов. Гурьева. Гяавное— промысловая выдертка — Рыба у берегов есть, — гово рит капитан траулера «Стрелок» 1 П. Ф. Телов, — нужно только су меть ее взять. Самое главное при работе в этом районе — промыс- Но не только правильное и гра мотное судовождение принесло успех морякам «Стрелка». Большую роль сыграло и правильное вооружение орудий лова. Опытный старший мастер по до быче рыбы Алексей Мефодьевич Гурьев, проработавший на траловом флоте уже более четверти века, так оснастил орудия лова при работе у берегов, что они мало имели повреж дений, приносили обильные уловы. Трал правого борта им был воору жен так: по центру нижней подборы было поставлено пять 500-милли метровых бобинцев, между ними по ставлены металлические чушки по 14 и по 8 килограммов. На конусе у нижних крыльев трала поставили по одному 500-миллиметровому бобин- цу 'с таким же грузом, как в центре подборы. После каждого бобинца пе ред металлическими чушками были набиты резиновые прокладки. Дополнительных пятикилограммо вых цепок на центре нижней подбо ры не ставилось, так как у 14-кило граммовых чушек были свои цепки, л<)вая выдержка. Не надо делать которые привязывались к футропу. лишних переходов, не гоняться, как Они устраняли провесы сетей, не говорят, за большой рыбой. Мы, на давали им возможности собирать со ПрИцер, если рыба «отказывала», не дна камни и грязь, не так быстро уходили с места лова от 1,5 до 2 су- изнашивались. ток Бывали случаи, когда в тече- Укороченные крылья трала тов. ние суток на борт поднимали за тра- Гурьевым были вооружены также ление вс€го по несколько килограм- по-своему. На шестиметровых отрез- мов ТреСки, а в это время в другой ках крыльев нижней подборы он на- 3<)не лова) указывали в сводках бил по три 400-миллиметровых бо- экипажи судов, брали за траление до бинца. Далее на трехметровых отрез- 4— 5 тонн \ потом оказывалось ! ! и Л п п МВ ° поставлен®™ од- наоборот, у нас через сутки подъе- ому 400-миллиметровому ообинцу мы уВеличивались до 5— 6 тонн, а и на десятиметровых голых концах у тех Су д О В уменьшились до полтон-: f f i ™ по одному скользящему ны jj те КОрабли, которые уходили т.- бобинцу. ца от нас^ теряли промысловое время крылья трала к бобинцам большого на переходы, а мы же, за счет груза не ставили, кроме шести пяти- обильных подъемов, покрывали недо- килограммовых чушек с цепками. | лов ^ 1 рал левого борта был вооружен i несколько иначе. На нижней подборе I Важным в работе в прибрежных его поставили четыре 600-милли- районах является и судовождение, метровых бобинца, между которыми Капитаны и штурманы некоторых набили по три — четыре березовых кораблей, промышляющих у берегов, бобинца с резиновыми прокладками. не следят точно за глубинами, не Так как 600-миллиметровые бобин- пеленгуются по береговым предме- цы были недоброкачественные, про- там> совершенно не придерживаются текали и прижимались к грунту, то промысловых планшетов, тов. Гурьев и его помощники н е ! Так, например, если команда ставили на центр подборы дополни- траулера «Стрелок» брала в Мотов- тельного груза, а набили лишь во- ском заливе хорошие уловы и почти юемь пятикилограммовых чушек с не имела повреждений орудий лова, Астрахань. На рыбоконсерв ном холодильном комбинате имени А. И. Микояна обучается группа вьетнамцев. По окон чании практики они будут ра ботать у себя на родине началь никами цехов, мастерами. На снимке: старший мастер цеха икорно-балычного завода А. И. ДОСАЕВ знакомит груп пу вьетнамцев с видами рыб. Фото А. Заплетина. Фотохроника ТАСС. 148 безремонтных стоянок Моряки тралового флота широко практикуют проведение ремонтных работ силами экипажей. За полуго дие по флоту сделано 148 безремонт ных стоянок в порту. Машинные команды большой группы траулеров не давали крупных заказов судоре монтникам в течение 3— 5 стоянок. Успешно ремонтируют судовую технику своими силами моряки трау лера «Амдерма», «Соловецкий», «Ржев», «Семга» и многих других яораблеп. цепками. Несмотря на некоторую разницу в вооружении, и тот и другой тралы ловили одинаково, брали хорошие то экипажи траулеров «Сельдь» и «Ржев», работая бок о бок со «Стрелком», поднимали мизерные уловы, рвали сети. Работа траулера «Стрелок» еще раз наглядно доказывает, что рыба в прибрежных районах есть, только надо умело приспосабли ваться к ее облову, соблюдать все правила судовождения при работе у берегов, со знанием дела оснащать орудия лова. Б. ЧЕРВОВ. О н и и д у т в п е р е ди В сельдяном флоте в течение ря да лет большая группа экипажей соревнуется за максимальный вы лов сельди на один корабль. Сорев нование «десятитысячников» стало традиционным. Инициатором его в первом году шестой пятилетки яв ляются моряки комсомольско-моло дежного среднего траулера № 4202. Несмотря на то, что в начале го да судно вышло на промысел после продолжительной стоянки в ремонте, моряки перекрыли в два раза зада ние первого квартала. Не сломили их и неудачи, постигшие флот в последнее время. В первом рейсе было добыто 3.314 центнеров атлан тической сельди — почти на 500 центнеров больше задания. Недавно этот корабль начал свой второй рейс. Экипаж знал, что его ждут впереди большие трудности, но был уверен в том, что добьется успе ха. Так оно и произошло. В районе острова Медвежий была обнаружена концентрация сельди, и. моряки в короткое время взяли ее более четы рехсот центнеров. Коллектив сред него траулера № 4202 в числе не многих судов «Мурмавсельди» до срочно справился с полугодовым планом, добыл в июне больше рыбы, чем все другие команды. Успех объясняется дружной рабо той экипажа, руководимого опытным капитаном тов. Авдеевым, который вместе с судоводителями творчески подходит к решению вопросов про мысла. На корабле уделяется много внимания и правильной обработке уловов. Это обеспечивает высокое качество рыбопродукции. Вся добы тая сельдь сдана сортностью на 2,3 процента выше плановой. В этом немалая заслуга мастера по обработ ке рыбы тов. Савина. Хорошо ра ботают старший мастер по добыче рыбы тов. Горбунов, матросы тт. Ле- туновский и Орлов, боцман тов. Швед и другие члены экипажа. Задание по сортности продукции перевыполнено На траулере «Северный полюс» я ходил два рейса мастером по обра ботке рыбы. Как в прошлом, так и в последнем плавании, на корабле бы ла развернута борьба за сохранение высокого качества рыбопродукции. Хочется рассказать о последнем рейсе, который мы закончили со значительным превышением зада ния. С первых же дней промысла я и мои помощники следили за правиль ной обработкой уловов. Каждая, не правильно разделанная рыбина воз вращалась из трюма на палубу. Мы, непосредственно за рыборазделочны ми столами, показывали матросам, особенно новичкам, как нужно пра вильно раэделйвать треску и пикшу. Здесь нам большую помощь оказы вали матросы тт. Аверин, Калини ченко, Бондаренко, которые переда вали свой опыт остальным членам команды. Отлично справлялись со своими обязанностями тт. Казаков, Корягин и Миронов, занятые на засолке и укладке рыбы в трюмах. Из последнего плавания мы доста вили на базу более половины рыбы в свежем виде. Чтобы не мялась све жая треска, она укладывалась в каждом трюмном отсеке на четыре горизонтальные площадки. Рыба пересыпалась мелко раздробленным льдом и укладывалась спинками квефху, чтобы из брюшной полости ее стекала вода, наличие которой способствует порче продукции. Лед раскладывался ровными слоями на площадках с учетом дозировки, ука занной в инструкции отдела рыбооб работки. Солевая рыба в трюмных отсеках укладывалась на трех площадках. Здесь уже каждая рыбина была уло жена спинкой вниз, чтобы из брюш ной полости ее не вытекал тузлук. Большую роль для сохранения качества рыбопродукции играет тщательная мойка трюмов после выгрузки рыбы. Поэтому я или мои помощники проверяем всегда трюмы после их обработки. Присутствуем мы во время получения на корабль соли и льда для того, чтобы правиль но распределить соль и лед в трюмных чердаках. Правильная рас кладка консервирующих материалов в трюмах ускоряет засолку и уклад ку рыбопродукции. В последнем плавании нами сда на вся рыба сортностью выше пла новой. Экипаж корабля решил и в последующих рейсах доставлять в порт рыбопродукцию высокого ка чества. КАРАЧЕВ. Мастер по обработке рыбы траулера «Северный по люс».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz