Рыбный Мурман. 1956 г. Декабрь.

№ 152 (548), 25 декабря 1956 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н Новый метод лова сельди в Северной Атлантике (Окончание). 30 октября траулер «Северное сияние» прибыл в район лова сельди, где средние траулеры до­ бывали ее дрифтерными сетями. В этот же день приступили к тари­ ровке и проверке тралов, воору­ женных за время пути. Несмотря иа свежую погоду, работы по опро­ бованию и тарировке тралов не прекращались. В первом же тра­ лении по небольшому косяку сель­ ди было добыто ее свыше 100 кг. Уже 31 октября был обнаружен очень большой и плотный косяк сельди на глубине от 170 до 250 метров, протяженностью около двух миль. Но обловит^ его не удалось: в это время вооружался очередной трал. После тарировки тралов присту­ пили к опытному лову. Как и во всяком новом деле, вначале было много неполадок. Часть построен­ ных в 1956 году тралов оказалась несколько тяжелой даже для та­ ких мощных кораблей, как рефри­ жераторный траулер, и поэтому скорость траления не превышала при полных оборотах 3,7 узла. Большие тяговые усилия, при на­ личии сильного волнения, приводи­ ли к частым порывам сетей тра­ лов. Обнаружились и другие недо­ статки. Однако коллектив кораб­ ля не терял уверенности в успехе. И вот при установившейся про­ мысловой погоде 15 ноября были получены первые промысловые уловы в 2 и 3,5 тонны за час тра­ ления. Следующее траление по мощному косяку на глубине 300—320 метров дало подъем свыше 30 тонн, но, к сожалению, поднять на борт, из-за отсутствия возможности дележки улова и от­ носительно свежей погоды, уда­ лось только 14 тонн сельди; 17 ноября за одно траление было поднято на борт 17,5 тонны сель­ ди. Таким образом, за три дня суд­ но добыло тралом свыше 50 тонн атлантической сельди. В декабре промысловая обста­ новка -значительно улучшилась, на судне лучше освоили и технику прицельного траления разноглу­ бинным тралом, и с 3 по 11 декаб­ ря было поднято на палубу 214 тонн сельди. А ведь при этом зна­ чительное количество улова поте­ ряли из-за невозможности подъема его по частям. Наибольшие уловы за одно тра­ ление бывают в дневное время, когда сельдь погружается плотны­ ми скоплениями на значительную глубину. Вся добытая тралом сельдь по­ ступает в заморозку блоками по 10 кг., которые упаковываются в картонные ящики емкостью по 30 кг. (на один ящик — три бло­ ка). Известно, что свежая сельдь обладает высокими пищевыми ка­ чествами и может быть использо­ вана для приготовления высоко­ ценных и деликатесных рыбных продуктов. Тантина лова сельди разноглубинным тралом Траловый промысел сельди от­ личается от обычного лова донных рыб большой активностью и дина­ мичностью. Отличается и сама тактика лова. Дело обычно проис­ ходит так. На среднем, а в отдельных слу- чаях, и на полном ходу траулер обследует район, где были обна­ ружены косяки сельди поисковы­ ми и промысловыми судами. На штурманском мостике, помимо ру­ левого и вахтенного помощника капитана, неотрывно следя за ра­ ботой гидроакустических приборов, находится вахтенный гидроаку­ стик. Работает «Лодар» — совре­ менный гидроакустический при­ бор, позволяющий производить круговой поиск косяков сельди на различной глубине, на расстоянии до 2000 и более метров от кораб­ ля. Напряженно вслушиваясь и внимательно наблюдая за работой прибора, вахтенный гидроакустик «прощупывает» в различных на­ правлениях толщу воды. Вдруг справа или слева от кур­ са корабля прибор принимает зна­ комый звук эхосигнала, отражае­ мого от косяка сельди. Поворачи- П. СТАРОВОЙТОВ. КАНДИДАТ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК. вая рукоятки прибора и наблюдая за экраном прибора, гидроакустик точно определяет, на каком граду­ се от курса и на каком расстоянии от корабля находится наиболее плотное скопление рыбы и сооб­ щает об этом вахтенному помощ­ нику капитана. Он немедленно из­ меняет курс судна в направлении к обнаруженному скоплению, а на палубу передается команда подго­ товить трал к спуску. Зная ско­ рость траулера, определяемую гидроэлектролагом, гидроакустик докладывает, что через пять — восемь минут корабль достигнет места расположения косяка. Перо эхолота пишет на ленте первые штрихи эхосигналов, отражаемых от косяка сельди, — косяк уже достигнут. На отчетливой записи на ленте эхолота-самописца видны контуры протяженности косяка по курсу корабля и глубина его рас­ положения. Протяженность кося­ ков определяется соответствую- лова зимних скоплений косяков сельди убедительно показывают, что коллектив научных работни­ ков ПИНРО и инженеров про­ мышленности в содружестве с мо- ряками-практиками стали на вер- женным косякам, что значительно I ный путь создания и быстрого ос- сокращает время траления и Р®*'. ВОения нового метода лова атлан- ко повышает эффективность лова.1 Если обнаруженный косяк доста- Iтической сельди разноглубинными точно большой, сейчас же при-1 тралами, нимается решение его обловить. Корабль разворачивается на об-1 q чем говорят первые шаги ратный курс. Вахтенный помощ-1 г ник капитана, определив по зара­ нее составленному тарировочному графику необходимую длину вае -1 Первые итоги рейса траулера ров, дает указание спустить трал «Северное сияние» говорят преж- на нужную глубину. Траление по де о том, что лов сельди косяку производится всего не- разноглубинным тралом конструк- сколько минут, но их бывает до- ции ПИНРО в осенне-зимний пе- статочно, чтобы добыть за это вре- риод в районе Фарерских остро- мя 10 15, а иногда и больше j вов освоен и дает промысловые ЗА 50— 105 ТЫСЯЧ ЦЕНТНЕРОВ РЫБЫ НА ТРАУЛЕР Ход выполнения обязательств на21 декабря 195^ г. Наименование траулеров в большой работе тонн сельди. Если первый обна­ руженный косяк небольшой, а ря­ дом находятся еще косяки сельди то, маневрируя кораблем, по дан­ ным гидроакустических приборов, облавливаются и вблизи располо­ женные косяки. При этом иногда бывает так, уловы. Успешный лов сельди разноглу­ бинным тралом может произво­ диться только методом прицельно­ го траления, осуществляемого с помощью гидроакустических при­ боров горизонтального и верти­ кального поиска. Наилучшие уловы бывают в •ё со * S 2 о х со Q* <3> о * - ° о н Ц П о © S w V н н := S X «У х Д 8 е I § ? * «=: о. « 2 а/ ’б* а х Изучение возрастного состава сельди имеет большое практи­ ческое значение. Проще всего это сделать по биометрическим ис­ следованиям траловых уловов сельди. В отличие от дрифтерных сетей разноглубинный трал одина­ ково успешно ловит как мелкую, так и очень крупную сельдь. В составе улова сельди даже среднего косяка имеются рыбы разных размеров, что видно по данному снимку, сделанному в октябре с. г. на рефрижераторном траулере «Северное сияние» в Северной Атлантике. Эта фотография была сделана во время экспериментального рейса корабля с разноглубинным тралом. Фото автора. ------------------------------- # ж ----------------------------- что соседний косяк расположен на другой глубине, чем первый. В та­ щим масштабом в зависимости от j ком случае дается команда на па- I дневное время, когда сельдь наи- скорости корабля. Протяженность лубу потравить или выбрать опре- более плотными скоплениями опускается на глубину, которая нередко достигает 350—400 м. Но и в ночное время, когда сельдь придерживалась з ноябре и нача­ ле декабря глубин от 50 до 170 м., уловы за траление бывали свыше двух тонн. Для расширения промысла в начале 1957 года и главным обра­ зом для изучения состояния и по­ ведения косяков сельдя в январе и феврале необходимо направить в район работы траулера «Север­ ное сияние» еще одно рефрижера­ торное судно, вооруженное гид­ роакустическими приборами. Учитывая, что сельдь в зимний период может ловиться ^зноглу- бинными тралами на скоростях траления 3,2—3,5 узлов, необхо­ димо подготовить соответствую­ щее 'траловое вооружение и малые разноглубинные тралы (6,6x6,6 м; 7,0x7,0 м) для средних трауле­ ров, направив их в тот же район промысла для освоения нового ме­ тода лова сельди. Особое внимание должно быть уделено изучению поведения сель­ ди в промысловых районах в раз­ личные сезоны промысла и в раз­ ное время суток, так как, по от­ рывочным сведениям, и в летнее время наблюдались отдельные скопления сельди на больших глу­ бинах. С этой целью на всех ис­ следовательских судах параллель­ но с дрифтерньщи сетями надо иметь на вооружении разноглу­ бинный трал. В целях избежания потери уло­ ва цри подъемах сельди, превы­ шающих 12 тонн, необходимо на рефрижераторном траулере уста­ новить рыбонасос РН-150 для вы­ качки улова из двухрядного меш­ ка, а также изготовить несколько двухрядных мешков для передачи больших уловов на приемные су­ да, используя для этого малый рефрижератор и средние трау­ леры. Жизнь диктует также проведе­ ние дальнейшего усовершенство­ вания разноглубинных тралов и их вооружения, а также техники спуска и подъема тралов. С этой целью следовало бы заняться усо­ вершенствованием и испытанием существующих разноглубинных тралов конструкции ПИНРО и разработать более совершенную их оснастку и технику работы по спуску и подъему. Нужно также продумать методы подъема боль­ ших уловов и способы передачи сельди на приемные суда. Инте­ ресы дела требуют разработать и испытать в течение лета для кор­ мовых траулеров новые досни-ре- шетки, имзющие повышенную распорную силу. Требуется также улучшить изу­ чение причин вертикальных миг­ раций и поведения атлантической сельди в различные периоды ее жизненного цикла. Весь этот комплекс работ поз­ волит успешно применять в даль­ нейшем разноглубинные тралы на сельдяном лову, дать стране мно­ го ценной продукции. «Некрасов» 100.000 92.891 «Добролюбов» 105.000 85.837 «Гоголь» 70.000 74.541 «Серафимович» 100.000 71,120 «Достоевский» 85.000 67.218 «Салтыков- Щедрин» 75.000 67.119 «Пушкин» 75.000 65.797 j ... 1 «Новороссийск» 68.000 64.957 «Чехов» 65.000 62.502 «Новиков- Прибой» 60.000 59.937 «Н. Островский» 75.000 53.495 «Кремль». 70.000 51.277 «Ижевск» 70.000 49.869 «Сосковец» 50.000 48.138 «Ереван» 60.000 47.060 «Заволжск» 60.000 43.527 «Моржовец» 55.000 43.128 «Златоуст» 60.000 42.678 «'Благовещенск» 50.000 41.865 «Каунас» 50.000 41.736 «Соловецкий» 50.000 41.389 «(Кедровка» 50.000 40.5-32 «Победа» 70.000 39.890 «Хабаровск» 60.000 39.562 «Семга» 50.000 39.461 «Тифон» 50.000 38.916 «Лот» 55.000 38.601 «Лавна» 50.000 38,574 «Азербайджан» 50.000 38.076 «Авддерма» 50.000 37.634 «Шексна» 50.000 37.010 «Ярославль» 50.000 36.9.28 «Новгород» 50.000 35.727 «Ашсай» 50.000 35.573 «Мишуков» 50.000 3*5.'543 «Сатурн» 50.000 33.990 «Шегаьцурак» 50.000 32.767 «Марс» 50.000 32.1131 «Советск» 50.000 30.206 «Огрелюк» 50.000 27.991 «Скумбрия» 50.000 27.615 «Жрасно- гоардейск» 50.000 27.480 косяков сельди составляет от не­ скольких десятков метров до не­ скольких тысяч метров. Таким образом, с помощью гидроакусти­ ческих приборов можно не только найти скопления сельди, но и оце­ нить ‘их величину и плотность. Следовательно, траление разно- деленную часть ваеров или изме­ нить скорость корабля с таким ра­ счетом, чтобы трал прошел в тол­ ще косяка. Конечно, еще не все вопросы решены. Есть пока много неясно­ го как в поведении косяков сель­ ди, так и /в самой технике и так- глубинным тралом " производится тике их облова, но полученные ре- не вслепую, а только по обнару-1зультаты экспериментального об- П е р е д о в а я б р и г а д а Бригада грузчиков, руководимая Антониной Гусевой, является ©днюй из передовых на первом погрузо-раз- лрузочном участке рыбного порта. Досрочно закончив годовую програм­ му, она уже переработала десятки тонн грузов в счет 1957 года. На днях с промысла возвратился с богатым уловом траулер к<Ваекга». Бригада тов. Гусевой заранее подгото­ вилась к обработке корабля. Сразу же как только судно ошвартовалось к причалу, над его палубой повисли стальные стрелы стеллшнгов. Быстро были раскрыты трюма, расставлены люда. Вакоре лебедчицы Зинаида То- ропова и Антонина Коитявва спусти­ ли на палубу пустые деревянные стампы. — Ну, девчата, — обратилась Ан­ тонина Гусева ж членам своей брига­ ды, — выполним задание? — Обязательно выполним и пе­ ревыполним! — в один голос ответи­ ли грузчицы, в этом можно не со­ мневаться. И вот работа закипела. Тамара Орлова, Антонина Викторова и дру­ гие члены бригады быстро набрасы­ вали рыбу в стампы. Прошли счи­ танные минуты, и раздалась команда ухмана: «Вира!» До отказа напол­ ненная рыбой стампа скрылась в приемочной рыбокомбината. Все чаще и чаще слышалась команда ухмана. Быстро убывала ры­ ба из трюмов. Когда закончилась смена, то ока­ залось, что бригада тов. Гусевой су­ мела выгрузить из трюмов корабля 91 тонну рыбы, при плане 71 тонна и сберегла команде траулера! 1 час 23 минуты ценного промыслового 1 врвмени. Так трудится бригада грузчиков первого участка рыбного порта Ан­ тонины Гусевой. Она показывает пример успешной борьбы за план. ЗА 10— 10,5 ТЫСЯЧ ЦЕНТНЕРОВ СЕЛЬДИ Ход выполнения обязательств на 21 декабря 1956 г. wNs№средних траулеров Е оя л 8 S о а. 3S о 2 08 н «X S S а> МЯ оа>ш g.gg §3 g*2 H оз сл 8*5 2»? * О ев Но и 4214 ■10.000 10.624 311 683 10.000 10.248 306 4202 10,500 9.756 319 4123 10.500 9.307 306 4122 10.000 8.255 284 833 10.000 8.246 288 183 10.000 8.066 298 15 10.000 7.843 302 176 10.000 7.561 282 170 10.000 7.545 298 420 10.000 7.450 290 189 10.000 7.447 305 159 10.000 7.384 268 4218 10.000 7.073 294 17 • 10.000 7.048 311 Пополнение флота Мурманский траловый флот все время пополняется новыми корабля­ ми. После ходовых испытаний по Кольскому заливу к одному из при­ чалов порта ошвартовался новый траулер типа «Рига». Ему присвое­ но наименование «Гродно» — наз­ вание областного центра одной из областей Белорусской СОР. Прибыл для пополнения флота и другой промысловый корабль типа «Ереван» — «Еировобад».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz