Рыбный Мурман. 1956 г. Декабрь.
№ 151 (547), 22 декабря 1956 г. Р Ы Б Н Ы Й м у р м л н я 3 Новый метод лова сельди Несколько слов о прошлом в СевернойАтлантике Над проблемой создания разно глубинных тралов, способных брать рыбу в толще воды на лю бом горизонте, работают не один десяток лет многие ученые, инже неры и практики в различных сцранах и у нас, в Советском Со юзе. Однако, как известно, ни в одной стране до сих пор нет про мышленного применения разноглу бинных тралов. Более шести лет решением этой проблемы занимаются и научные работники лаборатории промыш ленного рыболовства ИИНРО. Соз дано было немало различных про ектов разноглубинных тралов, от личающихся по форме и оснастке, которые давали то или иное гори зонтальное и вертикальное раскры тия. Уже в 1952 году-были разра ботаны разноглубинные тралы раз ных размеров, устойчиво идущие при тралении на любом горизонте в толще воды и обеспечивающие горизонтальное и вертикальное раскрытие 7 на 7 м., У на 9 м. и 20 на 20 м. Однако непродолжительные ис пытания этих тралов в 1У51 — JLUOJ гг. на лове сельди в водах Северной Атлантики с двух и с одною средних траулеров, имею щих главные машины мощностью по oUU л. с., не принесли оольших успехов. Так, например, в ihtDJ году из 113 получасовых и часовых тралений, сделанных в летнии пе риод по косякам сельди, зарегист рированным эхолотом, только шесть тоалений дали улов в не сколько десятков килограммов и лишь одно — в 15UU кг. Уто объ яснялось, прежде всего, совершен но недостаточной скоростью трале ния, не превышавшей двух узлов, и несоразмерно оольшим размером разноглуоинных тралов примени' тельно к малой буксировочной мощности среднего траулера. После этого испытания нового трала продолжались с неослабе вающей силой, ьыли у нас, в ра боте неудачи и трудности, неиз бежные при освоении нового дела, а тем более такого сложного, ка ким является разноглубинный трал. Но эти неудачи не сломили же лания научных сотрудников ПИНРО и работников промыш ленности предпринять новые по пытки с целью испытания разно глубинного трала на сельдяном промысле. Подготовка к испытаниям разноглубинных тралов Наконец, было решено испытать разноглубинные тралы на промыс ле сельди в Северной Атлантике. Подобрали время — зимнюю по ру, подобрали корабль — рефри жераторный траулер «Северное сияние». Почему же именно в зимний пе риод надо было организовать экс периментальный лов сельди разно глубинным тралом? По данным научно-исследова тельских судов, поисковых и про мысловых кораблей, вооруженных эхолотами, стало известно, что в осенне-знмний период, с октября по февраль, атлантические сельди образуют очень большие и плот ные косяки. Эти косяки, главным образом, в дневное время распола гаются в толще воды на глубинах 300—400 и более метров. В ве чернее время косяки поднимают ся и уже располагаются на глубинах от 40 до 150—200 метров от поверхности. О крупных скоплениях сельди в ноябре и декабре свидетельствова ли и другие факты. В частности, уловы на сетку доходили до 1000 и более килограммов. В это же время наблюдались наиболее ча стые случаи потери дрифтерных порядков от обильных уловов. Из вестно также, что плотные и боль шие косяки малоподвижны. Вот почему этот период является наи более благоприятным для лова сельди разноглубинным тралом с одного корабля. Есть предположе ние, что и в другие периоды года сельдь также может образовывать плотные скопления на значитель- П. СТАРОВОЙТОВ. КАНДИДАТ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК ных глубинах от поверхности и, следовательно, может быть облов лена разноглубинными тралами. Выбор на корабль типа «Пуш кин» пал также не случайно. У такого траулера длительный ради ус плавания, мощная главная ма шина, способная обеспечить значи тельную — до 5 узлов — скорость буксировки трала с большим гори зонтальным и вертикальным рас крытиями. Самым важным обстоя тельством при выборе для этой це ли корабля типа «Пушкин» яви лось то, что рефрижераторные ко рабли оборудованы современными гидроакустическими приборами для поиска косяков сельди в толще воды и имеют установки для мо- розки улова. В первом рейсе 23 октября рефрижераторный траулер «Северное сияние» под командованием капитана тов. За- курдаева вышел в рейс, имея на борту большую группу научных раоотников, инженеров и гидро акустиков. Во время перехода к месту промысла команда знакоми лась с новой техникой и вооружа ла к предстоящему испытанию разноглубинные тралы. Предстояло решить важную за дачу — освоить новый метод про мысла сельди разноглубинным тралом в открытом океане. На борту корабля находились разноглубинные тралы разных размеров, разработанные работни ками лаборатории промышленного рыболовства ПИНРО, и трал кон струкции капитана А. Я. Макла- кова. Тралы были построены из капроновых делей с различными размерами ячей. В отличие от дон ных тралов и трала Маклакова, имеющего нижний сквер, разно глубинные тралы конструкции ПИНРО отличаются симметрич ным расположением частей и изго тавливаются из четырех одинако вых пластей. Длина верхних, ниж них и боковых подбор у этих тра лов одинаковая и равна около 30 м. по сетям. Крылья и первые части тралов изготавливаются из редкоячейного сетного полотна с постепенным уменьшением размеров ячей сетей до двухрядного мешка. Двухряд ный мешок длиной 24. м. сделан из двухпрядного капронового прядена с внутренней рубашкой из капроновой'дели с 20 мм. ячей. Проектное и фактическое верти кальное раскрытие этого трала — около 13 м., горизонтальное рас крытие его также около 13 м. Поэтому такой трал имеет назва ние «разноглубинный трал 13 на 13 м.». У тралов этих конструкций не сколько отличные размеры, как по общей площади сетного полотна, так и по размерам ячей и толщине прядена. Большое раскрытие у них достигается при\тен?кием длинных — до 50 м. — выбирающихся го лых концов, которые заменяют в данном случае обычные кабели. На верхнюю подбору ставятся го лые концы из стального каната диаметром' 15 мм., на нижнюю — из стального каната диаметром 17 мм. Верхняя подбора осна щается обычными 200 мм. кухты- лями в количестве от 130 до 150 шт., нижняя подбора загружается такелажными цепями общим весом 200—250 кг. Доски применяются обычные овальные — конструк ции Матросова с площадью 4,5 кв. м. Глубина погружения трала во время траления регулируется дли ной вытравленных ваеров и ско ростью траления. С этой целью, прежде чем начать лов, необходи мо каждый трал, при определен ной оснастке и траловых досках, протарировать с помощью спе циальных приборов, определяю щих глубину хода трала, на раз личных скоростях траления и с различной длиной вытравленных ваеров. После этого составляются таблицы или графики глубины хо да данного трала при данном во оружении и при постоянной ско рости траления в зависимости от длины вытравливаемых ваеров. При изменении системы оснастки трала или смене распорных досок тарировку надо производить вновь. Скорость траления при та рировке должна быть постоянной. Не следует во время тарировки производить повороты корабля, так как при этом скорость движе ния трала в воде падает и он по гружается на большую глубину. При установившейся скорости тра ления и определенной длине вы травленных ваеров разноглубин ные тралы идут весьма устойчиво на любой заданной глубине. СТРОИТЬ ЖИЛЬЕ СИЛАМИ П Р Е Д П Р И Я Т И Й * К ценному почину рабочих и служащих Горьковского автомо бильного завода привлечено сейчас внимание миллионов советских людей. Выполняя решения XX "съезда КПСС по жилищному строительству, горьковчане личнымтрудом участвуют в строитель стве домов. Партийные н профсоюзные организации, хозяйствен ники предприятий оказывают им самую широкую поддержку. В наших условиях хозяйственники, партийные и профсоюзные организации могут оказать большую помощь рабочим н служащим, если уделят серьезное внимание вопросу жилищного строитель ства. Кроме жесткого общественного контроля за деятельностью треста «Мурманрыбстрой», следует широко развернуть строитель ство жилья силами коллективов предприятий, больше помощи ока зывать индивидуальным застройщикам. Некоторая работа в этом направлении проводится в рыбном порту, инициативу горьковчан поддерживают и судоремонтники, а на остальных предприятиях по этому вопросу делается еще очень мало. Жилищному строительству хозяйственным способом с широ ким привлечением трудящихся в новом 1957 году нужно уделить максимум внимания. * = С помощью общественности (Окончание в следующем №). * Ценный почин проявил коллектив Горьковского автомобильного заво да, выступив инициатором строи тельства жилых домов силами пред приятия и при активном участии ра бочих и служащих. Такой способ ве дения жилищного строительства по могает в какой-то мере удовлетво рить нужду трудящихся в жилом фонде. Мурманский рыбный порт, как и все предприятия нашего1 бассейна, испытывают острую нехватку не только жилья, но и разного рода бы товых учреждений. Чтобы полнее удовлетворить запросы трудящихся, в порту уже несколько лет подряд ведется строительство своими сила- ад жилых домов и бытовых учреж дений. 'Эту работу ремонтно-строи тельная группа производит одно временно с проведением капитально го и текущего ремонта производст венных зданий и сооружений. Так называемым хозяйственным способом за последние годы в порту выстроено несколько жилых домов и два детских сада — на Угольной ба ге и в Тюва-губе. Строительство жилья своими си лами продолжается. Нынче в экс плуатацию уже введен один двух этажный восьмиквартирный дом, а второй такой же будет закончен к концу года. Начато строительство еще одного рубленого дома на 8 квартир. Заканчивается строитель ство четырехквартирного дома на льдобазе в Тюва-губе. 'Всего в 1956 году вступит в строй 665 квадратных метров жилой площади. Б нынешнем году в домах, вы строенных хозяйственным способом, на Угольной базе оправили ново селье 18 семей. Там теперь живут грузчики тт. Еременко, Жучкова, шофер тов. Дьяконов, плотник тов. Храпов и другие. Некоторые много семейные портовики получили в но вых домах по две комнаты. Безусловно, только силами ремонт но-строительной группы мы не смог ли бы справиться с таким объемом работ. Большую помощь в строитель стве жилья оказал коллектив рабо чих. На строительной площадке не раз трудились по субботним и вос кресным дням портовики. Грузчики становились плотниками, моряки— землекопами. Жилищное строительство силами предприятия и 'При участии коллек тива мы будем продолжать и в бу дущем году. Объем его намечаем увеличить почти в два раза. Мы на мечаем построить четыре двухэтаж ных дома по 8 квартир в каждом — всего 1200 квадратных метров. Бу дет начато и строительство кирпич ной бани на Угольной базе. Общий объем капиталовложений на строи тельство хозяйственным способом со ставит в 1957 году 2 миллиона 250 тысяч рублей. Чтобы успешно справиться с вво дом жилья в эксплуатацию, строи телям потребуется большая помощь всего коллектива. Будем надеяться, что общественные организации и партийное бюро возьмут жилищное строительство под свой контроль и обеспечат участие на стройке всего ■коллектива портовиков. Следует отметить, что темпы стро ительства хозяйственным способом сдерживаются из-за нехватки необ ходимых материалов. Этому вопросу наши снабженческие организации до сих пор пека не уделяют должно го внимания. А. КУДРЯВЦЕВ. Старший инженер-строитель рыбного порта. На траулере «Северное сияние». Уборка первого промыс лового улова сельди и передача ее на рыбофабрику для замо- а тт J роэки. Фото автора. Инициатива судоремонтников БЕСЕДА С ЗАМЕСТИТЕЛЕМ ДИРЕКТОРА СУДОРЕМОНТНОГО ЗАВОДА ГЛАВМУРМАНРЫБПРОМА Н. И. КОСОБРЮХОВЫМ На нашем предприятии есть не мало тружеников, нуждающихся в жилье, однако из-за неповоротливо сти строительных организаций эти потребности производственников Удовлетворяются крайне медленно. Поэтому, поддерживая почин горь ковчан, мы решили начать в 1957 году строительство жилых домов своими силами. Типовой проект дома нами уже выбран. Это будет двухэтажное брусчатое здание. В доме будет 8 квартир, часть из которых трех- комнатные, а остальные двухком натные. Общая жилая площадь до ма составляет 300 'Квадратных мет ров. Здесь будет тровое отопление от своей кочегарки. Для лучшей те плоизоляции дом снаружи будет об шит шифером, а внутри стены от делаются сухой штукатуркой. Стои мость дома — около полмиллиона рублей. •Мы рассчитываем в будущем году построить два таких дома для судо ремонтников. Бели городской архитектор удов летворит нашу просьбу, то строить будем на улице Фрунзе. Строитель ство предполагаем начать в начале года, чтобы в конце 1957 г. в обо их домах люди уже справляли ново селье. Жилье здесь в первую очередь по лучат старейшие работники завода. Некоторым из 'них будут предостав лены и отдельные квартиры. Для возведения домов мы создаем небольшую строительную группу. Активное участие в работе примут те люди, кому 'предстоит въехать в эти новые квартиры. Нет сомнения, что и остальной коллектив судоре монтников не будет стоять в сторо не, а поможет своим товарищам. Наша задала облегчается тем, что. завод обладает кадрами людей са мых широких профессий, и их ак тивное участие в строительстве зна чительно ускорит сдачу жилья в эксплуатацию.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz