Рыбный Мурман. 1956 г. Декабрь.

№ 151 (547), 22 декабря 1956 г. Р Ы Б Н Ы Й м у р м л н я 3 Новый метод лова сельди Несколько слов о прошлом в СевернойАтлантике Над проблемой создания разно­ глубинных тралов, способных брать рыбу в толще воды на лю­ бом горизонте, работают не один десяток лет многие ученые, инже­ неры и практики в различных сцранах и у нас, в Советском Со­ юзе. Однако, как известно, ни в одной стране до сих пор нет про­ мышленного применения разноглу­ бинных тралов. Более шести лет решением этой проблемы занимаются и научные работники лаборатории промыш­ ленного рыболовства ИИНРО. Соз­ дано было немало различных про­ ектов разноглубинных тралов, от­ личающихся по форме и оснастке, которые давали то или иное гори­ зонтальное и вертикальное раскры­ тия. Уже в 1952 году-были разра­ ботаны разноглубинные тралы раз­ ных размеров, устойчиво идущие при тралении на любом горизонте в толще воды и обеспечивающие горизонтальное и вертикальное раскрытие 7 на 7 м., У на 9 м. и 20 на 20 м. Однако непродолжительные ис­ пытания этих тралов в 1У51 — JLUOJ гг. на лове сельди в водах Северной Атлантики с двух и с одною средних траулеров, имею­ щих главные машины мощностью по oUU л. с., не принесли оольших успехов. Так, например, в ihtDJ году из 113 получасовых и часовых тралений, сделанных в летнии пе­ риод по косякам сельди, зарегист­ рированным эхолотом, только шесть тоалений дали улов в не­ сколько десятков килограммов и лишь одно — в 15UU кг. Уто объ­ яснялось, прежде всего, совершен­ но недостаточной скоростью трале­ ния, не превышавшей двух узлов, и несоразмерно оольшим размером разноглуоинных тралов примени' тельно к малой буксировочной мощности среднего траулера. После этого испытания нового трала продолжались с неослабе­ вающей силой, ьыли у нас, в ра­ боте неудачи и трудности, неиз­ бежные при освоении нового дела, а тем более такого сложного, ка­ ким является разноглубинный трал. Но эти неудачи не сломили же­ лания научных сотрудников ПИНРО и работников промыш­ ленности предпринять новые по­ пытки с целью испытания разно­ глубинного трала на сельдяном промысле. Подготовка к испытаниям разноглубинных тралов Наконец, было решено испытать разноглубинные тралы на промыс­ ле сельди в Северной Атлантике. Подобрали время — зимнюю по­ ру, подобрали корабль — рефри­ жераторный траулер «Северное сияние». Почему же именно в зимний пе­ риод надо было организовать экс­ периментальный лов сельди разно­ глубинным тралом? По данным научно-исследова­ тельских судов, поисковых и про­ мысловых кораблей, вооруженных эхолотами, стало известно, что в осенне-знмний период, с октября по февраль, атлантические сельди образуют очень большие и плот­ ные косяки. Эти косяки, главным образом, в дневное время распола­ гаются в толще воды на глубинах 300—400 и более метров. В ве­ чернее время косяки поднимают­ ся и уже располагаются на глубинах от 40 до 150—200 метров от поверхности. О крупных скоплениях сельди в ноябре и декабре свидетельствова­ ли и другие факты. В частности, уловы на сетку доходили до 1000 и более килограммов. В это же время наблюдались наиболее ча­ стые случаи потери дрифтерных порядков от обильных уловов. Из­ вестно также, что плотные и боль­ шие косяки малоподвижны. Вот почему этот период является наи­ более благоприятным для лова сельди разноглубинным тралом с одного корабля. Есть предположе­ ние, что и в другие периоды года сельдь также может образовывать плотные скопления на значитель- П. СТАРОВОЙТОВ. КАНДИДАТ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК ных глубинах от поверхности и, следовательно, может быть облов­ лена разноглубинными тралами. Выбор на корабль типа «Пуш­ кин» пал также не случайно. У такого траулера длительный ради­ ус плавания, мощная главная ма­ шина, способная обеспечить значи­ тельную — до 5 узлов — скорость буксировки трала с большим гори­ зонтальным и вертикальным рас­ крытиями. Самым важным обстоя­ тельством при выборе для этой це­ ли корабля типа «Пушкин» яви­ лось то, что рефрижераторные ко­ рабли оборудованы современными гидроакустическими приборами для поиска косяков сельди в толще воды и имеют установки для мо- розки улова. В первом рейсе 23 октября рефрижераторный траулер «Северное сияние» под командованием капитана тов. За- курдаева вышел в рейс, имея на борту большую группу научных раоотников, инженеров и гидро­ акустиков. Во время перехода к месту промысла команда знакоми­ лась с новой техникой и вооружа­ ла к предстоящему испытанию разноглубинные тралы. Предстояло решить важную за­ дачу — освоить новый метод про­ мысла сельди разноглубинным тралом в открытом океане. На борту корабля находились разноглубинные тралы разных размеров, разработанные работни­ ками лаборатории промышленного рыболовства ПИНРО, и трал кон­ струкции капитана А. Я. Макла- кова. Тралы были построены из капроновых делей с различными размерами ячей. В отличие от дон­ ных тралов и трала Маклакова, имеющего нижний сквер, разно­ глубинные тралы конструкции ПИНРО отличаются симметрич­ ным расположением частей и изго­ тавливаются из четырех одинако­ вых пластей. Длина верхних, ниж­ них и боковых подбор у этих тра­ лов одинаковая и равна около 30 м. по сетям. Крылья и первые части тралов изготавливаются из редкоячейного сетного полотна с постепенным уменьшением размеров ячей сетей до двухрядного мешка. Двухряд­ ный мешок длиной 24. м. сделан из двухпрядного капронового прядена с внутренней рубашкой из капроновой'дели с 20 мм. ячей. Проектное и фактическое верти­ кальное раскрытие этого трала — около 13 м., горизонтальное рас­ крытие его также около 13 м. Поэтому такой трал имеет назва­ ние «разноглубинный трал 13 на 13 м.». У тралов этих конструкций не­ сколько отличные размеры, как по общей площади сетного полотна, так и по размерам ячей и толщине прядена. Большое раскрытие у них достигается при\тен?кием длинных — до 50 м. — выбирающихся го­ лых концов, которые заменяют в данном случае обычные кабели. На верхнюю подбору ставятся го­ лые концы из стального каната диаметром' 15 мм., на нижнюю — из стального каната диаметром 17 мм. Верхняя подбора осна­ щается обычными 200 мм. кухты- лями в количестве от 130 до 150 шт., нижняя подбора загружается такелажными цепями общим весом 200—250 кг. Доски применяются обычные овальные — конструк­ ции Матросова с площадью 4,5 кв. м. Глубина погружения трала во время траления регулируется дли­ ной вытравленных ваеров и ско­ ростью траления. С этой целью, прежде чем начать лов, необходи­ мо каждый трал, при определен­ ной оснастке и траловых досках, протарировать с помощью спе­ циальных приборов, определяю­ щих глубину хода трала, на раз­ личных скоростях траления и с различной длиной вытравленных ваеров. После этого составляются таблицы или графики глубины хо­ да данного трала при данном во­ оружении и при постоянной ско­ рости траления в зависимости от длины вытравливаемых ваеров. При изменении системы оснастки трала или смене распорных досок тарировку надо производить вновь. Скорость траления при та­ рировке должна быть постоянной. Не следует во время тарировки производить повороты корабля, так как при этом скорость движе­ ния трала в воде падает и он по­ гружается на большую глубину. При установившейся скорости тра­ ления и определенной длине вы­ травленных ваеров разноглубин­ ные тралы идут весьма устойчиво на любой заданной глубине. СТРОИТЬ ЖИЛЬЕ СИЛАМИ П Р Е Д П Р И Я Т И Й * К ценному почину рабочих и служащих Горьковского автомо­ бильного завода привлечено сейчас внимание миллионов советских людей. Выполняя решения XX "съезда КПСС по жилищному строительству, горьковчане личнымтрудом участвуют в строитель­ стве домов. Партийные н профсоюзные организации, хозяйствен­ ники предприятий оказывают им самую широкую поддержку. В наших условиях хозяйственники, партийные и профсоюзные организации могут оказать большую помощь рабочим н служащим, если уделят серьезное внимание вопросу жилищного строитель­ ства. Кроме жесткого общественного контроля за деятельностью треста «Мурманрыбстрой», следует широко развернуть строитель­ ство жилья силами коллективов предприятий, больше помощи ока­ зывать индивидуальным застройщикам. Некоторая работа в этом направлении проводится в рыбном порту, инициативу горьковчан поддерживают и судоремонтники, а на остальных предприятиях по этому вопросу делается еще очень мало. Жилищному строительству хозяйственным способом с широ­ ким привлечением трудящихся в новом 1957 году нужно уделить максимум внимания. * = С помощью общественности (Окончание в следующем №). * Ценный почин проявил коллектив Горьковского автомобильного заво­ да, выступив инициатором строи­ тельства жилых домов силами пред­ приятия и при активном участии ра­ бочих и служащих. Такой способ ве­ дения жилищного строительства по­ могает в какой-то мере удовлетво­ рить нужду трудящихся в жилом фонде. Мурманский рыбный порт, как и все предприятия нашего1 бассейна, испытывают острую нехватку не только жилья, но и разного рода бы­ товых учреждений. Чтобы полнее удовлетворить запросы трудящихся, в порту уже несколько лет подряд ведется строительство своими сила- ад жилых домов и бытовых учреж­ дений. 'Эту работу ремонтно-строи­ тельная группа производит одно­ временно с проведением капитально­ го и текущего ремонта производст­ венных зданий и сооружений. Так называемым хозяйственным способом за последние годы в порту выстроено несколько жилых домов и два детских сада — на Угольной ба­ ге и в Тюва-губе. Строительство жилья своими си­ лами продолжается. Нынче в экс­ плуатацию уже введен один двух­ этажный восьмиквартирный дом, а второй такой же будет закончен к концу года. Начато строительство еще одного рубленого дома на 8 квартир. Заканчивается строитель­ ство четырехквартирного дома на льдобазе в Тюва-губе. 'Всего в 1956 году вступит в строй 665 квадратных метров жилой площади. Б нынешнем году в домах, вы­ строенных хозяйственным способом, на Угольной базе оправили ново­ селье 18 семей. Там теперь живут грузчики тт. Еременко, Жучкова, шофер тов. Дьяконов, плотник тов. Храпов и другие. Некоторые много­ семейные портовики получили в но­ вых домах по две комнаты. Безусловно, только силами ремонт­ но-строительной группы мы не смог­ ли бы справиться с таким объемом работ. Большую помощь в строитель­ стве жилья оказал коллектив рабо­ чих. На строительной площадке не раз трудились по субботним и вос­ кресным дням портовики. Грузчики становились плотниками, моряки— землекопами. Жилищное строительство силами предприятия и 'При участии коллек­ тива мы будем продолжать и в бу­ дущем году. Объем его намечаем увеличить почти в два раза. Мы на­ мечаем построить четыре двухэтаж­ ных дома по 8 квартир в каждом — всего 1200 квадратных метров. Бу­ дет начато и строительство кирпич­ ной бани на Угольной базе. Общий объем капиталовложений на строи­ тельство хозяйственным способом со­ ставит в 1957 году 2 миллиона 250 тысяч рублей. Чтобы успешно справиться с вво­ дом жилья в эксплуатацию, строи­ телям потребуется большая помощь всего коллектива. Будем надеяться, что общественные организации и партийное бюро возьмут жилищное строительство под свой контроль и обеспечат участие на стройке всего ■коллектива портовиков. Следует отметить, что темпы стро­ ительства хозяйственным способом сдерживаются из-за нехватки необ­ ходимых материалов. Этому вопросу наши снабженческие организации до сих пор пека не уделяют должно­ го внимания. А. КУДРЯВЦЕВ. Старший инженер-строитель рыбного порта. На траулере «Северное сияние». Уборка первого промыс­ лового улова сельди и передача ее на рыбофабрику для замо- а тт J роэки. Фото автора. Инициатива судоремонтников БЕСЕДА С ЗАМЕСТИТЕЛЕМ ДИРЕКТОРА СУДОРЕМОНТНОГО ЗАВОДА ГЛАВМУРМАНРЫБПРОМА Н. И. КОСОБРЮХОВЫМ На нашем предприятии есть не­ мало тружеников, нуждающихся в жилье, однако из-за неповоротливо­ сти строительных организаций эти потребности производственников Удовлетворяются крайне медленно. Поэтому, поддерживая почин горь­ ковчан, мы решили начать в 1957 году строительство жилых домов своими силами. Типовой проект дома нами уже выбран. Это будет двухэтажное брусчатое здание. В доме будет 8 квартир, часть из которых трех- комнатные, а остальные двухком­ натные. Общая жилая площадь до­ ма составляет 300 'Квадратных мет­ ров. Здесь будет тровое отопление от своей кочегарки. Для лучшей те­ плоизоляции дом снаружи будет об­ шит шифером, а внутри стены от­ делаются сухой штукатуркой. Стои­ мость дома — около полмиллиона рублей. •Мы рассчитываем в будущем году построить два таких дома для судо­ ремонтников. Бели городской архитектор удов­ летворит нашу просьбу, то строить будем на улице Фрунзе. Строитель­ ство предполагаем начать в начале года, чтобы в конце 1957 г. в обо­ их домах люди уже справляли ново­ селье. Жилье здесь в первую очередь по­ лучат старейшие работники завода. Некоторым из 'них будут предостав­ лены и отдельные квартиры. Для возведения домов мы создаем небольшую строительную группу. Активное участие в работе примут те люди, кому 'предстоит въехать в эти новые квартиры. Нет сомнения, что и остальной коллектив судоре­ монтников не будет стоять в сторо­ не, а поможет своим товарищам. Наша задала облегчается тем, что. завод обладает кадрами людей са­ мых широких профессий, и их ак­ тивное участие в строительстве зна­ чительно ускорит сдачу жилья в эксплуатацию.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz