Рыбный Мурман. 1956 г. Декабрь.

Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н № 150 (546), 20 декабря 1956 г. J J Посмотрите этот фильм Это начиналось так.. НАШ КАЛЕНДАРЬ На экране — пробуждающаяся от зимней спячки казахстанская степь. Беками не тронутая, бес­ крайняя, неооозримая... Уто — земля целинная. Кажется, что и человека здесь встретишь редко. Д а , так и оыло! И вот степь ожи­ ла. Зазвенели звонкие молодые голоса, захарахтел трактор и по­ явился неоолыпой столбик с до­ щечкой, на которой короткая, но выразительная надпись — «Сов­ хоз «Степной». Совхоза еще нет. Но есть моло­ дые энтузиасты, молодые москви­ чи, приоыыние в степь но зову партии, по велению сердца, чтооы создать здесь, в 140 километрах от пустаная, фабрику зерна, за­ ставить эти бескрайние просторы давать стране дешевый целинный хлео. Много хлеба[ Будет совхоз «Степной», будет шуметь на целине пшеница золо­ тая, какие бы трудности ни приш­ лось встретить на своем пути пос­ ланцам комсомола, новоселам. Ведь нашей молодежи по плечу люоые задачи. Смелыми и настой­ чивыми, не унывающими и гото­ выми преодолеть люоые трудности воспитали советских юношей и де­ вушек Ленинский комсомол. Ком­ мунистическая партия. И такими мы видим на экране героев новой кинокартины «Уто начиналось гак...». Фильм привлекает своей жиз­ ненной правдой. Без прикрас рас-' сказывается в нем о наступлении на целину, о трудностях и невзго­ дах, выпавших на долю новоселов. Создавать совхоз в степи при­ ехали юноши и девушки из столи­ цы, молодые московские рабочие. Б подавляющем большинстве это люди, решившие- связать свою жизнь с Казахстаном, трудиться здесь на благо родной страны. Но к каждому большому движению нередко примазываются попутчики. Одни — ради шкурных интересов, другие — просто так, для моды. Не обошлось без подобных людей и в группе молодых москвичей, приехавших в будущий совхоз «Степной». Завьялов сразу же по­ казал себя шкурником, а потом оказался дезертиром. Пьянство Лапшина не только отрицательно влияло на работу тракторной бригады. Результатом его была трагическая смерть любимца ново­ селов, бригадира Василия Сквор­ цова. Но таких, как Завьялов и Лап- Знаменитый русский мореплаватель шин, было немного. Одних пере­ воспитал коллектив, направив на верный путь, другие — как трусы оежали с поля оитвы за хлео. А комсомольцы новоселы — Алек­ сей, Геннадий, Татьяна, Александр и их друзья-товарищи — тво­ рили большое дело, покоряя це­ линную землю. Молодежь знала, что в степи будет нелегко, она ведала, что едег не к теще на блины. Но то, что увидели молодые москвичи на целине, превзошло их ожидания, хгажется все на первых порах Оы­ ло против них. Из-за нераспоряди­ тельности заместителя директора совхоза, деляги и оюрократа Бур- кача .не оыл своевременно подго­ товлен для раОоты инвентарь; тракторы простаивали из-за отсут­ ствия горючего, когда следо­ вало вести пахоту; засуха вот-вот готова была уоить первые всхо­ ды... В этих трудностях познава­ лись люди, закалялись их характе­ ры, мужественнее становились сердца. В фильме много надолго запо­ минающихся кадров, настоящих режиссерских находок. Среди ге­ роев кинокартины нет секретаря партийной организации. Но зрите­ лю ясно, что всю работу молодых патриотов направляет партия. В лице директора совхоза Гришани­ на мы видим настоящего комму­ ниста, подлинного представителя партии на целине. Не показаны в картине ни митинги, ни комсо­ мольские собрания. Но зато как много говорит о заинтересованно­ сти молодежи в получении высо­ кого урожая, о их горячем стрем­ лении с честью выполнить зада­ ние Родины поистине празднич­ ная ночь в тракторной бригаде, когда, наконец, хлынул дождь и миновала угроза засухи. Действие фильма разворачи­ вается в сравнительно короткий отрезок времени. Мы знакомимся с его героями ранней весной, ког­ да они приезжают на целину, а расстаемся накануне уборки бога­ того урожая. Прошло каких-ни­ будь шесть месяцев, а сделано много, положено начало большому трудовому подвигу молодежи. Смотришь фильм и веришь: имен­ но так начиналось наступление на целину, так ковалась победа в борьбе за казахстанский миллиард зерна первого года шестой пяти­ летки. Б. ЗЛАТИН. На картах мира делало значится фашиши русских людей. Это знаме- штые мореходы, путешественники, ■исследователи, землепроходцы, гше- е а м которых названы моря, реки, юры, острова, заливы, проливы и т. д. К числу таках ладей относит­ ься и замечательный русский море­ плаватель Штус Ьерпнг. В. Ьеринг— выходец из Дании. В 1704 году он был принят Петром 1 в русский военный флот в чине мич­ мана, но благодаря таланту и знанию морского дела быстро продвинулся до чина капитана-командора. Беринг служил в Азовском и Бал­ тийском флотах, участвовал в рус­ ско-турецкой войне, а также в бое­ вых действиях русских против шве­ дов. Своим опытом в морском деле Ъеринг заслужил доверие Петра 1, выполнял ряд его поручений. В 1724 году, по личной просьбе Беринг был уволен в отставку. Однако ой вскоре был возвращен на службу и назна­ чен начальником Первой Камчатской экспедиции. Перед экспедицией, возглавляемой Берингом, ставилась задача оконча­ тельно выяснить, существует ли пролив между Азией и Америкой, а также изучить и освоить дальнево­ сточные земли. Около двух лет участники экспе­ диции, мужественно преодолевая все трудности и лишения, добирались по сухопутью до Охотска, а затем мор­ ским путем переправились на Кам­ чатку. Важную роль в экспедиции и пла­ вании играл помощник Беринга, вы­ дающийся русский ученый и море­ плаватель начала XVIII века А. И. Чириков. На кораблях, построенных участ­ никами экспедиции, в крайне труд­ ных условиях и довольно короткий cpofi Беринг со своими смельчаками прошел к западному побережью Кам­ чатки, после чего пересек полуост­ ров, выйдя к восточному побережью. Здесь в Нижнеаамчатоке руссвами мастерами бьи выстроен основной экспедиционный корабль -«Святой Гавриил». Продолжая плавание, экспедиция Беринга обошла восточный берег Камчатки, южный и восточный бе­ рега .Чукотки, то есть фактически прошла пролив, отделяющий Азию от Америки, хотя у моряков и не бы­ ло еще доказательств о его сущест­ вовании. На обратном пути, после зимовки в Нижнекамчатске, Беринг обследовал море и нанес на карту южный мыс Камчатки (Допатку), а затем вернулся в Охотск. В Петербурге результаты экспеди­ ции признали неудовлетворительны­ ми. В 1733 году был утвержден план новой экспедиции, первой в истории по масштабу и объему .работ. Ей по­ ручалось произвести описание всего северного и восточного побережья Сибири, ознакомиться с берегами Америки и Японии и окончательно выяснить вопрос о проливе между Азией и Америкой. Беринг отправился с одним из от­ рядов этой экспедиции на Камчатку. Йа него лично возлагался поход к берегам Америки. Помощником его снова был назначен Чириков. Плавание проходило в крайне не­ благоприятных условиях. Еще в пути многие участники умерли от цынги, но основные задачи были выполне­ ны. Материалы съемок экспедиции использовались в картографии в те­ чение более двух столетий. В сентябре 1740 года, на вновь отстроенных в Охотске кораблях Бе­ ринг вышел в море. Следуя к берегам Америки, он открыл ряд островов, которые впоследствии были названы Евдокиевскими, часть Шумашн- ешх и некоторые Алеутские. В нояб­ ре 1741 года корабль Беринга при­ стал к неизвестным островам (ныне Командорским). Зимовка проходила на одном из крупных островов этой системы. Тяжелые условия жизни увеличи­ ли смертность. Умер от цынги и Ви­ тус Беринг. На могилу командира, похороненного на оетрове, моряки положили его шлагу с вьгбитыши на ней инициалами Беринга. Эту пшагу нашли 200 лет спустя. Вчера исполнилось 21'5 лет со дня смерти знаменитого мореплавателя, так много сделавшего для русской географической науки. Имя Беринга присвоено одному из обширных даль­ невосточных морей, проливу, отделя­ ющему Азию от Северной Америки, и наиболее крупному острову в группе Командорских островов, на котором умер и похоронен мореплаватель. ПОСТУПАЙТЕ В ЗАОЧНУЮ! ШКОЛУ, ТОВАРИЩИ МОРЯНИ! вв В прошлом году в Мурманске поставленной цели. И следует стала работать заочная средняя ° тДать должное многим заочникам школа моряков. Создание ее — ~ °ни обладают этими качества- яркое проявление заботы Комму -1 Трудно было помощнику капи- нистической партии и Советского т.ан * среднего траулера № 421 правительства о тружениках мо- А- Штапсву и машинисту трауле- ря. Ныне уже в траловом, сельдя- Ра *В. Головнин» В. Красюкову ном и транспортном флотах нег, закончить десятый класс. Но они пожалуй, ни одного человека, ко- не испугались трудностей и доби- тооый бы не знал о существовании лись своего. И не только они одни, заочной школы. Сейчас в ней нас- Весной нынешнего года свыше 20 читывается свыше пятисот уча- человек получили аттестат зрело- щихся. В школе обучаются моряки сти- различных специальностей и раз- Постоянно растет число учащих- ных возрастов. Ведь учиться ни- ся нашей заочной школы. И все когда не поздно1 же, учитывая число работающих В нынешнем году успешно за- на кораблях рыбного Мурмана, за­ нимаются в школе слесарь трауле- нимается еще у нас мало моряков, ра «Днепропетровск» Р. Пуртов,) А ведь не секрет, что многие из засольщик траулера «Меркурий» промысловиков не имеют даже не Ю. Беседин, старший механик I полного среднего образования и среднего траулера № 845 Н. Це­ ликов, матрос траулера «Джанкой> Л. Кондаков, механик среднего траулера № 682 Н. Минин, члены очень нуждаются в повышении своих знаний, расширении круго­ зора. Промысловый флот все время команды траулера «В. Чкалов» пополняется новыми судами, осна- А. Лобода и А. Акимов и другие, шейными современной техникой. Следует особо отметить хорошую Для того> чтобы умело эксплуати- организацию учебы заочников Р°вать механизмы и приборы, на- траулера «Ашхабад». На этом суд- Д° их ХОРОШО знать. А это в свою не 22 моряка являются учащими- очередь требует изучения целого ся нашей школы. Все они успешно РяДа общеобразовательных дисцип- занимаются, многие изучили боль-1лин. Жизнь подсказывает необхо- ше половины программного мате-1 Димость более широкой организа- продлится до 15 января 1957 года. Что же надо знать тем, кто стремится стать учащимся заоч­ ной школы? Для поступления в нее необходимо подать заявление. К нему должны быть приложены автобиография, справка об образо-j вании, справка с места работы и 1 две фотокарточки малого размера. Лица, имеющие документ об окончании 4—9 классов семилет­ них и средних школ, при перерыве в обучении не более двух лет, при­ нимаются в соответствующие клас­ сы без экзаменов. Тем товарищам, у которых есть документ об обра­ зовании, но перерыв в учебе про­ должался свыше двух лет, нужно держать вступительные письмен­ ные экзамены по русскому языку и по математике. При отсутствии документов об об­ разовании зачисление учащихся в соответствующие классы произво­ дится на основании проверочных экзаменов. Поступающим в 5—6 классы нужно экзаменоваться по В странах народной демократии В Корейской Народно-Демо­ кратической Республике всту­ пил в строй действующих пред­ приятий Мадонский цементный завод, который был сильно раз­ рушен во время войны. На снимке: на территории за­ вода. Фото Пресс фотоагентства КНДР. риала. Заниматься в заочной школе, учиться без отрыва от производст­ ва, конечно, нелегко. Надо иметь силу воли, горячее стремление к знаниям, настойчивость в достиже­ нии заочной учебы на кораблях тралового и сельдяного флотов. Каждый моряк, кто хочет учить­ ся заочно, может осуществить свое желание. Сейчас идет очередной русскому языку (письменно) и арифметике. При поступлении в 7 класс необходимо сдать два пись­ менных экзамена — по русскому языку и алгебре. Тем, кто решил заниматься в 8 классе, предстоит сдать письменные экзамены по русскому языку, алгебре с арифме­ тикой и устный — по геометрии. Четыре экзамена — по русскому языку и литературе (письменно) алгебрб (письменно), геометрш набор в нашу школу, который^ (устно) и физике (устно) — надле­ жит сдать морякам, желающим по­ ступить в 9 класс. Будущим деся­ тиклассникам при поступлении в школу надо экзаменоваться по русскому языку и литературе (письменно), алгебре (письменно), геометрии с применением тригоно­ метрии, физике, химии (устно). Основной формой обучения в заочной школе является самостоя­ тельная работа учащихся. В по­ мощь им организуются групповые и индивидуальные консультации. Моряки-заочники сельдяного фло­ та имеют возможность получить консультации и во время промыс­ ла: на плавбазах периодически бы­ вают учителя школы. В нынешнем году наши преподаватели для ока­ зания помощи учащимся тралового флота направляются и на большие рефрижераторные корабли. Моряки, окончившие 7 или 10 классов и сдавшие выпускные эк­ замены за семилетку или экзаме­ ны на аттестат зрелости, получают свидетельство или аттестат зрело­ сти общего образца и пользуются всеми правами лиц, получивших образование в обычных школах. Администрация заочной школы моряков уверена, что в ближай­ шие дни пополнятся ряды учащих­ ся, что многие промысловики нач­ нут в новом году без отрыва от производства повышать свои обще­ образовательные знания. П. КНЯЗЕВ. Директор заочной школы моряков. Народная Республика Болга­ рия. На реке Арда в Родопах предусматривается построить систему водохранилищ и элек­ тростанций, что позволит ис­ пользовать воды горной реки для нужд промышленности и сельского хозяйства. Сейчас идет строительство первых со­ оружений этой системы. . Фото болгарского телеграф­ ного агентства. Ж Чен Чи-ти еще недавно была домашней хозяйкой. Теперь она квалифицированная работница моторного цеха первого китай­ ского автозавода. На снимке: Чен Чи-ти за пультом управления автомати­ ческой линией. Фото Су Чи-ченя (агентство Синьхуа). Редактор М. С. ЦЕЛОУСОВ. Ашал ПРМК.ТТШГ г Mvdm^c.r пыбный порт, здание управления рыбокомбината, 3 этаж. Телефоны: редактор — 2-75, зам. редактора н отв. секретарь — 3-96, Адрес редакции, г. культуры и быта - 4-33, Типография «Полярной правды*. Зак. 5681. Тир. 3.500 ПН 00890

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz