Рыбный Мурман. 1956 г. Декабрь.
№ 147 (543), 13 декабря 1956 г. Р Ы Б Н Ы Й м у р м а н 3 Опыту передовинов— широное распространени е ТАК РАБОТАЮТ АРХАНГЕЛЬСКИЕ ПРОМЫСЛОВИКИ * * 1| ТЗ МЕСТЕ с кораблями Мурманского тралового флота на просторах Баренцева моря ведут промысел архангельские суда. В последнее время наши соседи работают лучше, чем мур манчане. Так, в ноябре коллектив Архангельского тралового флота справился с месячным планом на три дня досрочно, в то время как мурманские промысловики недодали стране около 16 тысяч цент неров рыбы. На кораблях Архангельского тралового флота накоплен нема лый опыт. Здесь добились увеличения режима траления, внесли ряд усовершенствований в орудия лова. Оперативно осуществляет ся руководство работой архангельских траулеров. На этой странице печатается ряд материалов о работе моря ков Архангельского тралового флота. ☆ Полногрузный рейс траулера „Ваенга“ * * Творческий подход к деду Промысловые корабли Архангель ском тралового флота имеют на сво ем вооружении 35-метровый укоро ченный и 25-метровый тралы. Эти орудия лова моряки применяют в различных грунтовых условиях, умело применяясь к обстановке. . Большинство капитанов и стар ших мастеров по добыче рыбы, пла вающих на судах Архангельского флота, творчески относятся к делу, проявляют много инициативы при вооружении орудий лова. Именно та® поступают (Капитан траулера «Ваенга» тов. Аранович, капитан траулера «.Михаил Громов» тов. Шильников, старший мастер по до быче рыбы траулера «Печорец» тов. Копыто® и другие. Известно, что у 25-метрового тра ла есть некоторые недостатки. В частности, у него длинноват футроп. Большая нагрузка приходится на хотлайн. На наших судах нашли вы ход из положения. На хотлайн ста вят не одну лапку, а две — разме ром три или четыре метра. А на фу троп ставят лални, укороченные на полметра, т. е. размером 2,5 и.ти 3,5 метра. Польза от такого новшества весьма ощутительна. Нагрузка на трал становится более равномерной, в результате повышается его сопро тивляемость, увеличивается верти кальное раскрытие. К тому же при таком оснащении хотлайна и фу- тропа бывает меньше рвани. Помнят у нас и о другом: нельзя ни в коем случае допускать пере груза нижней подборы трала. Из лишний груз или несимметричное его распределение ведет к пролову. От перегруза грунтропа трал замет но сужается и уменьшается ето го ризонтальное раскрытие. На наших кораблях принимаются все меры к тому, чтобы нижняя подбора воору жалась с учетом грунтовых условии и глубин, на которых ведется про мысел. У 35 ^метрового трала есть свои положительные стороны и в то же время он не лишен недостатков. Укороченный трал очень подвержен перекосу. А перекосы, как известно, отрицательно сказываются на ходе промысла. Старшие мастера по до быче рыбы постоянно заботятся о своем хозяйстве и стараются не до пускать перекосов. Но хотя, по дан ным промысловых отделов мурман ского и архангельского траловых флотов, у 35-метрового трала уло- вистость выше, на наших судах все же предпочитают работать 25-мет ровым тралом. Успех работы каждого траулера в значительной степени зависит от состояния орудий лова. Положитель ным является у нас то, что подав ляющее большинство капитанов глубоко вникает в деятельность тралмейстерского состава, хорошо знает орудия лова, активно участву ет в их совершенствовании. Нет готовых рецептов вооружения орудий лова. В этом деле надо по стоянно проявлять творчество и инициативу. На кораблях Архан гельского тралового флота капитаны и старшие мастера по добыче рыбы, как правило, поступают именно так. Несомненно, что и у мурманчан на коплен большой опыт по оснащению тралов. Надо чаще общаться моря кам двух флотов, работающих обыч но в одних и тех же районах, де литься этим опытом. Хочется, чтобы лучшие приемы вооружения орудий лова стали широким достоянием. Б. НЕЧАЕВ. Инструктор по добыче ры бы Архангельского тра лового флота. Траулер «Ваенга» отходил в очередной рейс накануне всена родного праздника — 39-й годов щины Великого Октября. Экипаж судна единодушно решил отметить знаменательную дату трудовой победой — значительно перевы полнить рейсовое задание. Еще до выхода в море капитан Борис Семенович Аранович озна комился с промысловой сводкой, внимательно ее изучил. Радовать ся было нечему — у одних судов подъемы составляли полтонны, а против наименования других мелькали «колеса». Флот про мышлял у Колгуева. Туда и ре шил повести капитан Аранович свой корабль. ...Трал был спущен в стороне от группы судов, восточнее ее в двух — трех милях. Затем его спустили еще дважды. Капитану стало ясно направление косяка, глубина, на которой держится рыба. Он сумел быстро приспосо биться к обстановке, и суточные уловы сразу же стали доходить до 12—13 тонн. По сути дела судно промышля ло только днем. В отличие от прежних лет ночью рыба пропа дала, она поднималась вверх. Командный состав траулера «Ваенга» учел это обстоятельство и организовал труд моряков по- иному, чем раньше. Матросы пер вого класса и засольщики отдыха ли ночью, а днем они все время были заняты делом. Перед ними была поставлена задача: в корот кий срок обработать богатый улов. Мастера по добыче рыбы в часы спада промысла занимались под готовкой орудий лова к работе, устраняли неисправности. В ноч ное время механики выполняли профилактический ремонт, а стар ший мастер по обработке рыбы обеспечивал полный порядок на своем производственном участке. На траулере «Ваенга» хорошо знают, что от правильного воору жения трала зависит очень многое. При работе у Колгуева нижняя подбора была оснащена так: кроме резиновых прокладок и цепок с шайбами, она никакого груза не имела; имелось пять четырехсот, миллиметровых бобинцев по центру и по шесть на крыльях; на хотлайн привязывали 22 кухтыля — по шесть на крылья и десять по центру. Работали таким тралом на глубине от 70 до 320 метров, и везде команда «Ваенги» имела успех. Траления были относитель но короткими, они доходили до 50—60 минут. На судне с первых же дней рейса широкий размах приняло социалистическое соревнование между коллективами вахт. Луч шие результаты были у вахты, руководимой старшим помощни ком капитана тов. Смирновым. Успешно справлялись с суточны ми заданиями вахты во главе с помощниками капитана тт. По повым и Кучковым. Старший мастер по добыче ры бы тов. Худяков и мастера тт. Майзеров и Чернышев работали, не считаясь со временем. Их почти постоянно можно было ви деть на палубе — за спуском и подъемом орудий лова, за чинкой трала. Не покладая рук труди- Яйсь старший мастер по обработке рыбы тов. Слядников, засольщики тт. Копытов, Мошков и Замарин. Затем «Ваенга» участвовала в облове пербых косяков у Канина. В улове преобладала мелкая пикша. Вдруг подъемы резко сни зились. По всему было видно, что рыба отошла на запад. Многие суда пошли за ней вдогонку. Ка питан Аранович поступил по- иному. Он стал ждать подхода основного косяка. И действитель но, через 10—12 часов с востока появилась рыба. Здесь и завер шил свое плавание траулер j «Ваенга». Через несколько дней в !порту была принята радиограмма: «Про мысел закончен, груз полный — соленой — 180, свежей — 80 тонн, консервов — 10.200 банок, жиру — 5,5 тонны, муки — 25 тонн». Так, благодаря самоотвержен ному труду экипажа, знанию командным составом районов про мысла, умению приспособиться к ним, экипаж траулера «Ваенга» доставил недавно в порт полный груз рыбы. Рейсовое задание бы ло перекрыто вдвое. Пример того, как нужно бороть ся за выполнение социалистиче ского обязательства, показали ком мунисты и комсомольцы. Маши нист рыбомучной установки ком мунист тов. Морозов выработал втрое больше муки, чем планиро валось. Матрос коммунист тов. Суханов быстрее всех разделывал улов. Сейчас экипаж траулера «Ваен га» близок к завершению годового плана. Д. ПОДОПЛЕКИН. Заместитель начальника Ар хангельского тралового флота. . Хорошо освоил специаль ность бондаря матрос среднего траулера № 4167 Анатолий Алексеевич Ильчуков. Он за служенно считается передови ком производства. На снимке: бондарь среднего траулера № 4167 А. А. ИЛЬ ЧУКОВ. Фото П. Быстроумова. Навстречу новой навигации Много потрудились в этом году мо ряки транспортного флота Главмур- маирыбпрома. Экипажи судов самоот верженно работали на перевозке ры бы, леса и других народнохозяйст венных грузов, добились лучшего ис пользования судовых емкостей и ме ханизмов. Большинство команд кораб лей досрочно справилось с государ ственными заданиями. Буксиры со вершали рейсы в арктические порты. Управление транспортного флота заканчивает первый год шестой пя тилетки с высокими производствен ными показателями. Сверх програм мы перевезены десятки тысяч тонн грузов. Сейчас, когда основные рабо ты окончились, с гр!узоперевозками на побережье Мурмана. успешно справляются шхуны «Полет», «Лан густ», «Труд», «Полярная звезда», Нынче значительно раньше, чем в прошлые годы, началась, подготовка к новой навигации. В ней активно участвуют вкипажи судов. С начала года они отработали на ремонте ко раблей 63:500 нормо-часов, хотя планировалось 45 тысяч нормо-часов. Особенно много времени ремонту ме ханизмов 'Своими омами отдают мо ряки танкера «Джамрат» и шхуны («Полярная звезда», где старшими механиками плавают тт. Фролов и Гончаров. - Г Л А В Н О Е - О П Е Р А Т И В Н О С Т Ь НА ПР ОМЫСЛЕ В последнее время архангельские промысловики работают успешнее мурманчан. Что же способствует этому? Во-первых, моряки нашего трало вого флота, вернее капитаны, имеют более солидный стаж работы, боль шой практический опыт. Кроме того, у нас, в период затухания добычи рыбы, каждый день вводятся допол нительные сводки, а если требуют ся, то и совещания капитанов в мо ре. Этими совещаниями руководят капитан-на ставник или один из ру ководителей флота. Сами капитаны нашего флота ■проявляют особую оперативность в *гех случаях, когда в ближайших районах появляются неплохие подъ емы рыбы. Они немедленно снима ются и, не дожидаясь указания флагмана, переходят в другой рай он. Такое разрешение дано всем ка питанам: действовать самостоя тельно, если переходы не превыша ют 30—40 миль. Короче говоря, нашим капитанам предоставлена широкая инициатива и в поиске рыбы и в облове кося ков. Возможность проявления этой инициативы капитанами промысло БЕСЕДА С НАЧАЛЬНИКОМ АРХАНГЕЛЬСКОГО ТРАЛОВОГО ФЛОТА Н. 3. ВЕСЕЛКОВЫМ вых кораблей бесспорно способству ет успеху в работе. Промысловая тактика капитанов наших судов сводится прежде всего к большой оперативности в поисках исчезнувшего косяка рыбы в данном квадрате. Такие капитаны, как тт. Аранович, Пятков, Соснин при резком снижении уловов быстро поднимают трал на борт и уходят на расстояние в 10— 15, а иногда и до 20 миль в сторону предполагаемого продвижения косяка. Здесь они спу скают трал и, как правило, снова имеют неплохие уловы. Характерно и другое. Лучшие ка питаны нашего флота приучили тралмейстерский состав системати чески следить за состоянием ору дий лова. Тралы каждый день про веряются по нескольку раз. Для то го, чтобы проверить исправность орудия лова, капитаны промысло вых судов работают попеременно тралами то с левого, то с правого бортов. Это позволяет быть уверен ным в исправности тралов, дает воз можность при наличии повреждений своевременно устранить их. У нас каждый капитан старается примениться к грунтовой обстанов ке и вооружать трал так, как счи тает нужным, чтобы добиться луч ших уловов. На плохих грунтах они дают загрузку нижней подборы меньше, а на хороших грунтах — больше. И, как мне кажется, одним из слагаемых успеха является то, что наши капитаны все время детально анализируют работу всего флота не только в том районе, где они сами промышляют, но и в других райо нах. Это позволяет им выбрать луч шие места для промысла и подни мать на борт больше рыбы. Причем, чаше всего капитаны решают этот вопрос правильно. Еще одна особенность. Корабли тралового флота треста «Севрыба» в своем большинстве вооружены и 25 и 35-метровыми тралами. У нас на каждом корабле с одного борта орал одного размера, на дру гом борту — другого размера. На хороших грунтах наши капи таны часто работают 35-метровым тралом, а на задевистых грунтах больше любят работать 25-метро вым. За счет этого они и увеличи вают режим работы с тралом. А чем дольше трал находится за бортом, тем больше рыбы в трюмах. Наши старые траулеры типа «Пе чорец» вооружены с обоих бортов 25-метровыми тралами. И наши ка питаны считают, что для этого типа кораблей такой трал, особенно в зимнее время, более уловистый. Тре буется меньше усилий для его бук сировки, его можно быстрее поднять на борт и скорее произвести чинку. Имеет очень большое значение для успешной работы и режим тра ления. На отдельных наших судах он достигает 17— 18 часов в сутки. А когда флот работал в Канино-Кол- гуевевом районе, где, как известно, глубины небольшие, отдельные эки пажи суточный режим траления до вели до 20 часов. Коллектив Архангельского трало вого флота стремится сейчас закре пить успех, достигнутый в ноябре, и обеспечить успешное выполнение годового плана. У рационализаторов „Мурмансельди" Недавно технический совет уп равления «Мурмансельдь». на своем заседании рассмотрел и принял ряд новых рационализаторских предло жений. Групповые механики тт. Козьмин, Лизунов й Хомутов предложили сконструировать по разработанным ими схемам прибор автоматической сигнализации при вскипании, попа дании соли хлоридов в теплый ящик, замере солености конденсата. Обе эти схемы будут выполнены, испытаны в производственных условиях. Старший инженер по технике бе зопасности тов. Широкоступ предло жил дополнительные электрогрелки в носовые помещения средних трау леров, а старший механик тов. Мак симов — приспособление для вы- пресовки заклиненных форсуночных игл. Число рационализаторов и изобре тателей в управлении «Мурман сельдь» растет с каждым годом, сви детельствуя о творческой активно сти работников сельдяного флота. Г. БОРОВОЙ. Инженер по рационализа ции управления «Мурман сельдь».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz