Рыбный Мурман. 1956 г. Декабрь.

№ 147 (543), 13 декабря 1956 г. Р Ы Б Н Ы Й м у р м а н 3 Опыту передовинов— широное распространени е ТАК РАБОТАЮТ АРХАНГЕЛЬСКИЕ ПРОМЫСЛОВИКИ * * 1| ТЗ МЕСТЕ с кораблями Мурманского тралового флота на просторах Баренцева моря ведут промысел архангельские суда. В последнее время наши соседи работают лучше, чем мур­ манчане. Так, в ноябре коллектив Архангельского тралового флота справился с месячным планом на три дня досрочно, в то время как мурманские промысловики недодали стране около 16 тысяч цент­ неров рыбы. На кораблях Архангельского тралового флота накоплен нема­ лый опыт. Здесь добились увеличения режима траления, внесли ряд усовершенствований в орудия лова. Оперативно осуществляет­ ся руководство работой архангельских траулеров. На этой странице печатается ряд материалов о работе моря­ ков Архангельского тралового флота. ☆ Полногрузный рейс траулера „Ваенга“ * * Творческий подход к деду Промысловые корабли Архангель­ ском тралового флота имеют на сво­ ем вооружении 35-метровый укоро­ ченный и 25-метровый тралы. Эти орудия лова моряки применяют в различных грунтовых условиях, умело применяясь к обстановке. . Большинство капитанов и стар­ ших мастеров по добыче рыбы, пла­ вающих на судах Архангельского флота, творчески относятся к делу, проявляют много инициативы при вооружении орудий лова. Именно та® поступают (Капитан траулера «Ваенга» тов. Аранович, капитан траулера «.Михаил Громов» тов. Шильников, старший мастер по до­ быче рыбы траулера «Печорец» тов. Копыто® и другие. Известно, что у 25-метрового тра­ ла есть некоторые недостатки. В частности, у него длинноват футроп. Большая нагрузка приходится на хотлайн. На наших судах нашли вы­ ход из положения. На хотлайн ста­ вят не одну лапку, а две — разме­ ром три или четыре метра. А на фу­ троп ставят лални, укороченные на полметра, т. е. размером 2,5 и.ти 3,5 метра. Польза от такого новшества весьма ощутительна. Нагрузка на трал становится более равномерной, в результате повышается его сопро­ тивляемость, увеличивается верти­ кальное раскрытие. К тому же при таком оснащении хотлайна и фу- тропа бывает меньше рвани. Помнят у нас и о другом: нельзя ни в коем случае допускать пере­ груза нижней подборы трала. Из­ лишний груз или несимметричное его распределение ведет к пролову. От перегруза грунтропа трал замет­ но сужается и уменьшается ето го­ ризонтальное раскрытие. На наших кораблях принимаются все меры к тому, чтобы нижняя подбора воору­ жалась с учетом грунтовых условии и глубин, на которых ведется про­ мысел. У 35 ^метрового трала есть свои положительные стороны и в то же время он не лишен недостатков. Укороченный трал очень подвержен перекосу. А перекосы, как известно, отрицательно сказываются на ходе промысла. Старшие мастера по до­ быче рыбы постоянно заботятся о своем хозяйстве и стараются не до­ пускать перекосов. Но хотя, по дан­ ным промысловых отделов мурман­ ского и архангельского траловых флотов, у 35-метрового трала уло- вистость выше, на наших судах все же предпочитают работать 25-мет­ ровым тралом. Успех работы каждого траулера в значительной степени зависит от состояния орудий лова. Положитель­ ным является у нас то, что подав­ ляющее большинство капитанов глубоко вникает в деятельность тралмейстерского состава, хорошо знает орудия лова, активно участву­ ет в их совершенствовании. Нет готовых рецептов вооружения орудий лова. В этом деле надо по­ стоянно проявлять творчество и инициативу. На кораблях Архан­ гельского тралового флота капитаны и старшие мастера по добыче рыбы, как правило, поступают именно так. Несомненно, что и у мурманчан на­ коплен большой опыт по оснащению тралов. Надо чаще общаться моря­ кам двух флотов, работающих обыч­ но в одних и тех же районах, де­ литься этим опытом. Хочется, чтобы лучшие приемы вооружения орудий лова стали широким достоянием. Б. НЕЧАЕВ. Инструктор по добыче ры­ бы Архангельского тра­ лового флота. Траулер «Ваенга» отходил в очередной рейс накануне всена­ родного праздника — 39-й годов­ щины Великого Октября. Экипаж судна единодушно решил отметить знаменательную дату трудовой победой — значительно перевы­ полнить рейсовое задание. Еще до выхода в море капитан Борис Семенович Аранович озна­ комился с промысловой сводкой, внимательно ее изучил. Радовать­ ся было нечему — у одних судов подъемы составляли полтонны, а против наименования других мелькали «колеса». Флот про­ мышлял у Колгуева. Туда и ре­ шил повести капитан Аранович свой корабль. ...Трал был спущен в стороне от группы судов, восточнее ее в двух — трех милях. Затем его спустили еще дважды. Капитану стало ясно направление косяка, глубина, на которой держится рыба. Он сумел быстро приспосо­ биться к обстановке, и суточные уловы сразу же стали доходить до 12—13 тонн. По сути дела судно промышля­ ло только днем. В отличие от прежних лет ночью рыба пропа­ дала, она поднималась вверх. Командный состав траулера «Ваенга» учел это обстоятельство и организовал труд моряков по- иному, чем раньше. Матросы пер­ вого класса и засольщики отдыха­ ли ночью, а днем они все время были заняты делом. Перед ними была поставлена задача: в корот­ кий срок обработать богатый улов. Мастера по добыче рыбы в часы спада промысла занимались под­ готовкой орудий лова к работе, устраняли неисправности. В ноч­ ное время механики выполняли профилактический ремонт, а стар­ ший мастер по обработке рыбы обеспечивал полный порядок на своем производственном участке. На траулере «Ваенга» хорошо знают, что от правильного воору­ жения трала зависит очень многое. При работе у Колгуева нижняя подбора была оснащена так: кроме резиновых прокладок и цепок с шайбами, она никакого груза не имела; имелось пять четырехсот, миллиметровых бобинцев по центру и по шесть на крыльях; на хотлайн привязывали 22 кухтыля — по шесть на крылья и десять по центру. Работали таким тралом на глубине от 70 до 320 метров, и везде команда «Ваенги» имела успех. Траления были относитель­ но короткими, они доходили до 50—60 минут. На судне с первых же дней рейса широкий размах приняло социалистическое соревнование между коллективами вахт. Луч­ шие результаты были у вахты, руководимой старшим помощни­ ком капитана тов. Смирновым. Успешно справлялись с суточны­ ми заданиями вахты во главе с помощниками капитана тт. По­ повым и Кучковым. Старший мастер по добыче ры­ бы тов. Худяков и мастера тт. Майзеров и Чернышев работали, не считаясь со временем. Их почти постоянно можно было ви­ деть на палубе — за спуском и подъемом орудий лова, за чинкой трала. Не покладая рук труди- Яйсь старший мастер по обработке рыбы тов. Слядников, засольщики тт. Копытов, Мошков и Замарин. Затем «Ваенга» участвовала в облове пербых косяков у Канина. В улове преобладала мелкая пикша. Вдруг подъемы резко сни­ зились. По всему было видно, что рыба отошла на запад. Многие суда пошли за ней вдогонку. Ка­ питан Аранович поступил по- иному. Он стал ждать подхода основного косяка. И действитель­ но, через 10—12 часов с востока появилась рыба. Здесь и завер­ шил свое плавание траулер j «Ваенга». Через несколько дней в !порту была принята радиограмма: «Про­ мысел закончен, груз полный — соленой — 180, свежей — 80 тонн, консервов — 10.200 банок, жиру — 5,5 тонны, муки — 25 тонн». Так, благодаря самоотвержен­ ному труду экипажа, знанию командным составом районов про­ мысла, умению приспособиться к ним, экипаж траулера «Ваенга» доставил недавно в порт полный груз рыбы. Рейсовое задание бы­ ло перекрыто вдвое. Пример того, как нужно бороть­ ся за выполнение социалистиче­ ского обязательства, показали ком­ мунисты и комсомольцы. Маши­ нист рыбомучной установки ком­ мунист тов. Морозов выработал втрое больше муки, чем планиро­ валось. Матрос коммунист тов. Суханов быстрее всех разделывал улов. Сейчас экипаж траулера «Ваен­ га» близок к завершению годового плана. Д. ПОДОПЛЕКИН. Заместитель начальника Ар­ хангельского тралового флота. . Хорошо освоил специаль­ ность бондаря матрос среднего траулера № 4167 Анатолий Алексеевич Ильчуков. Он за­ служенно считается передови­ ком производства. На снимке: бондарь среднего траулера № 4167 А. А. ИЛЬ­ ЧУКОВ. Фото П. Быстроумова. Навстречу новой навигации Много потрудились в этом году мо­ ряки транспортного флота Главмур- маирыбпрома. Экипажи судов самоот­ верженно работали на перевозке ры­ бы, леса и других народнохозяйст­ венных грузов, добились лучшего ис­ пользования судовых емкостей и ме­ ханизмов. Большинство команд кораб­ лей досрочно справилось с государ­ ственными заданиями. Буксиры со­ вершали рейсы в арктические порты. Управление транспортного флота заканчивает первый год шестой пя­ тилетки с высокими производствен­ ными показателями. Сверх програм­ мы перевезены десятки тысяч тонн грузов. Сейчас, когда основные рабо­ ты окончились, с гр!узоперевозками на побережье Мурмана. успешно справляются шхуны «Полет», «Лан­ густ», «Труд», «Полярная звезда», Нынче значительно раньше, чем в прошлые годы, началась, подготовка к новой навигации. В ней активно участвуют вкипажи судов. С начала года они отработали на ремонте ко­ раблей 63:500 нормо-часов, хотя планировалось 45 тысяч нормо-часов. Особенно много времени ремонту ме­ ханизмов 'Своими омами отдают мо­ ряки танкера «Джамрат» и шхуны («Полярная звезда», где старшими механиками плавают тт. Фролов и Гончаров. - Г Л А В Н О Е - О П Е Р А Т И В Н О С Т Ь НА ПР ОМЫСЛЕ В последнее время архангельские промысловики работают успешнее мурманчан. Что же способствует этому? Во-первых, моряки нашего трало­ вого флота, вернее капитаны, имеют более солидный стаж работы, боль­ шой практический опыт. Кроме того, у нас, в период затухания добычи рыбы, каждый день вводятся допол­ нительные сводки, а если требуют­ ся, то и совещания капитанов в мо­ ре. Этими совещаниями руководят капитан-на ставник или один из ру­ ководителей флота. Сами капитаны нашего флота ■проявляют особую оперативность в *гех случаях, когда в ближайших районах появляются неплохие подъ­ емы рыбы. Они немедленно снима­ ются и, не дожидаясь указания флагмана, переходят в другой рай­ он. Такое разрешение дано всем ка­ питанам: действовать самостоя­ тельно, если переходы не превыша­ ют 30—40 миль. Короче говоря, нашим капитанам предоставлена широкая инициатива и в поиске рыбы и в облове кося­ ков. Возможность проявления этой инициативы капитанами промысло­ БЕСЕДА С НАЧАЛЬНИКОМ АРХАНГЕЛЬСКОГО ТРАЛОВОГО ФЛОТА Н. 3. ВЕСЕЛКОВЫМ вых кораблей бесспорно способству­ ет успеху в работе. Промысловая тактика капитанов наших судов сводится прежде всего к большой оперативности в поисках исчезнувшего косяка рыбы в данном квадрате. Такие капитаны, как тт. Аранович, Пятков, Соснин при резком снижении уловов быстро поднимают трал на борт и уходят на расстояние в 10— 15, а иногда и до 20 миль в сторону предполагаемого продвижения косяка. Здесь они спу­ скают трал и, как правило, снова имеют неплохие уловы. Характерно и другое. Лучшие ка­ питаны нашего флота приучили тралмейстерский состав системати­ чески следить за состоянием ору­ дий лова. Тралы каждый день про­ веряются по нескольку раз. Для то­ го, чтобы проверить исправность орудия лова, капитаны промысло­ вых судов работают попеременно тралами то с левого, то с правого бортов. Это позволяет быть уверен­ ным в исправности тралов, дает воз­ можность при наличии повреждений своевременно устранить их. У нас каждый капитан старается примениться к грунтовой обстанов­ ке и вооружать трал так, как счи­ тает нужным, чтобы добиться луч­ ших уловов. На плохих грунтах они дают загрузку нижней подборы меньше, а на хороших грунтах — больше. И, как мне кажется, одним из слагаемых успеха является то, что наши капитаны все время детально анализируют работу всего флота не только в том районе, где они сами промышляют, но и в других райо­ нах. Это позволяет им выбрать луч­ шие места для промысла и подни­ мать на борт больше рыбы. Причем, чаше всего капитаны решают этот вопрос правильно. Еще одна особенность. Корабли тралового флота треста «Севрыба» в своем большинстве вооружены и 25 и 35-метровыми тралами. У нас на каждом корабле с одного борта орал одного размера, на дру­ гом борту — другого размера. На хороших грунтах наши капи­ таны часто работают 35-метровым тралом, а на задевистых грунтах больше любят работать 25-метро­ вым. За счет этого они и увеличи­ вают режим работы с тралом. А чем дольше трал находится за бортом, тем больше рыбы в трюмах. Наши старые траулеры типа «Пе­ чорец» вооружены с обоих бортов 25-метровыми тралами. И наши ка­ питаны считают, что для этого типа кораблей такой трал, особенно в зимнее время, более уловистый. Тре­ буется меньше усилий для его бук­ сировки, его можно быстрее поднять на борт и скорее произвести чинку. Имеет очень большое значение для успешной работы и режим тра­ ления. На отдельных наших судах он достигает 17— 18 часов в сутки. А когда флот работал в Канино-Кол- гуевевом районе, где, как известно, глубины небольшие, отдельные эки­ пажи суточный режим траления до­ вели до 20 часов. Коллектив Архангельского трало­ вого флота стремится сейчас закре­ пить успех, достигнутый в ноябре, и обеспечить успешное выполнение годового плана. У рационализаторов „Мурмансельди" Недавно технический совет уп­ равления «Мурмансельдь». на своем заседании рассмотрел и принял ряд новых рационализаторских предло­ жений. Групповые механики тт. Козьмин, Лизунов й Хомутов предложили сконструировать по разработанным ими схемам прибор автоматической сигнализации при вскипании, попа­ дании соли хлоридов в теплый ящик, замере солености конденсата. Обе эти схемы будут выполнены, испытаны в производственных условиях. Старший инженер по технике бе­ зопасности тов. Широкоступ предло­ жил дополнительные электрогрелки в носовые помещения средних трау­ леров, а старший механик тов. Мак­ симов — приспособление для вы- пресовки заклиненных форсуночных игл. Число рационализаторов и изобре­ тателей в управлении «Мурман­ сельдь» растет с каждым годом, сви­ детельствуя о творческой активно­ сти работников сельдяного флота. Г. БОРОВОЙ. Инженер по рационализа­ ции управления «Мурман­ сельдь».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz