Рыбный Мурман. 1956 г. Август.

№ 103 (499), 30 августа 1956 г. РЫБНЫЙ М7 РМАН Об этом должны помнить судоводители Снова на родном корабле Поисковые рейсы траулера «Мор- шанск» в июле и августе проходили в районе восточного склона острова Медвежий и в Надеждинском районе. Каковы итоги этих плавании? Они показали, что здесь имеются кон­ центрации трески промыслового зна­ чения. В отличие от предыдущих лет сейчас гидрологические условия в названных районах резко измени­ лись. Прогрев придонных темпера­ тур запаздывает, в то время как тем­ пературы средних и поверхностных слоев воды довольно высокие: плюс 5— плюс 6 градусов. Естественно, что такое несоответствие гидрологи­ ческой обстановки отразилось на поведении капшака и мойвы, являю­ щихся нищей для трески. Они на­ ходятся нынче в теплых слоях воды, а это в свою очередь сказывается отрицательно на стойкости концент­ раций трески. Низкие придонные температуры воды ведут к тому, что рыба вынуж­ дена совершать свою сезонную ми­ грацию в северо-восточном направле­ нии более теплыми средними слоя­ ми. Совершенно очевидно, что это вызывает трудности — в значитель­ ной мере мешает наблюдению за ее передвижением. Значит и вести про­ мысел ее нелегко. Тем не менее, учи­ тывая общую неблагоприятную об­ становку, промысел в северо-запад­ ных районах вести можно, особен­ но траулерам типа «Кремль» и «Пушкин». О чем должны помнить судоводи­ тели, которые будут работать здесь? Прежде всего следует учитывать, что рыба концентрируется у температур­ ных градиентов (граница теплой и холодной воды) и что вопреки обще­ принятому мнению она держится в местах с довольно низкой темпера­ турой: плюс 0,2 — плюс 0,4 градуса. Разница в глубине до 5 метров повлечет изменение придон­ ной температуры до 1 градуса. Многие судоводители промысло­ вых траулеров настолько пренебре­ гают изучением гидрологии моря, что даже не имеют на борту ни термо­ метров, ни рам для них. Такое по­ ложение дел не может не сказаться отрицательно на ходе промысла, что и наблюдалось у некоторых кораблей при работе в районе острова Надеж­ ды в середине июля. Работая у буя траулера «Моржовец» на обнаружен­ ной нами концентрации, они не учитывали гидрологических усло­ вий, и, придерживаясь, казалось бы, одних и тех же глубин, были в про- лове. Кроме того, я считаю, что сле­ дует при тех обстоятельствах, ког­ да рыба держится небольшими пят­ нами, концентрировать весь флот в одном месте. Нужно разделять его на группы и облавливать все «пят­ на». При теперешней системе ру­ ководства на промысле особенно в неприглядном положении оказыва­ ются обычные траулеры с ограни­ ченным запасом топлива, которые, придя в дальний район, не имеют возможности уже переходить в дру­ гие зоны лова*, если вдруг рыба «откажет». Следует подумать руководству флота о возможности предоставления обычным траулерам некбторых пре­ имуществ при таких обстоятель­ ствах. Нельзя считать нормальным по­ ложением отсутствие гидрологиче­ ского корабля в северо-западных районах, особенно да Возвышен­ ности Персея и в районе острова Надежды. Здесь может наступить резкое потепление и, следовательно, есть все основания утверждать, что промысловая обстановка в скором времени улучшится. Д. КАЛЮГИН Капитан траулера «Мор- шанск». Соревнование двух предприятий Многолетняя дружба связывает между собой рыбообработчиков Мур­ манска и Астрахани. Коллективы Мурманского и Астраханского рыбо­ комбинатов в течение ряда лет со­ ревнуются между собой. Недавно Министерство рыбной промышленности РСФСР рассмотрело итоги социалистического соревнова­ ния между коллективами мурманчан и астраханцев за второй квартал текущего года. По основным показа­ телям производственной деятельно­ сти Мурманский рыбокомбинат име­ ет лучшие результаты, чем Астра­ ханский, однако мурманчане не вы­ полнили плана по выпуску и ассор­ тименту консервов. На Астраханском комбинате широ­ ко развернута работа с рационализа­ торами. Только за второй квартал внедрение рационализаторских пред­ ложений принесло предприятию свы­ ше двухсот тысяч рублей экономии. Во втором квартале рыбообработ­ чики комбината имени Ми­ кояна снизили себестоимость' выпускаемой продукции на 3,5 процента, а мурманчане толь­ ко на 2,37 процента. Успешно выполняется в Астраха­ ни и обязательство по передаче про­ изводственникам передовых методов труда. Здесь во всех цехах созданы школы передовото опыта, в них обучаются: все рабочие, не выпол­ няющие нормы выработки. Хотя коллектив мурманских рыбо­ обработчиков и добился по основным показателям первенства в соревно­ вании, но ему предстоит еще про­ делать немалую работу по устране­ нию недостатков в организации про­ изводства, наведения чистоты и по­ рядка на предприятиях. Челябинская область. Уральский автомобильный завод имени Сталина в г. Миассе по итогам социалистического соревнования за 2-й квартал занял первое место среди предприятий Министерст­ ва автомобильной промышленности. На снимке: конвейер сборки моторов. Фотохроника ТАСС. В каюту капитана траулера «Киров» Мошкова вошел старший мастер по добыче рыбы Павел Иванович Городилов. — Яков Алексеевич, — обра­ тился он, — помощник мой на бе­ регу остался, в отпуск пошел. Вдвоем с Беловым нам будет труд­ новато. Напишите отношение в отдел кадров, может пришлют че­ ловека. * — А зачем нам в отдел кадров обращаться, — сказал Яков Алек­ сеевич, — у нас и свои люди есть. Капитан молчал. Но Городилов понял, о чем хотел сказать Мош- ков. В палубной команде есть ма­ трос Александр Сидоренко. Работ­ ник он старательный, -настойчи­ вый. Павел Иванович нарушил мол­ чание: — Сидоренко в помощники надо перевести. — Правильно, — поддержал капитан, — кандидатура подходя­ щая. Рейс траулера при неблаго­ приятной промысловой обстанов­ ке был настоящим экзаменом для матроса Сидоренко. Заменив това­ рища, ушедшего в отпуск, Алек­ сандр успешно справлялся с обя­ занностями мастера по добыче ры­ бы. Работа на трудных грунтах в прибрежных районах требовала от мастеров по добыче экономного и разумного расходования сетемате- риалов, правильного вооружения трала. Павел Иванович Городилов остался доволен своим новым по­ мощником. Городилов не случайно брал се­ бе в помощники Александра Сидо­ ренко. Еще четыре года назад он обучал молодого моряка тралмей- стерскому делу, старался передать ему свой опыт и знания. С каждым рейсом совершенст­ вовалось мастерство молодого ма­ троса. Вскоре на судовой Доске почета было записано его имя. А. СИДОРЕНКО — * * — Оно так и не сходило с Доски по­ чета, пока Александра не призва­ ли в армию. Однажды первый помощник ка­ питана Алексей Федорович Тра­ пезников, получая по приходе в порт почту, среди многочисленной корреспонденции увидел конверт с надписью «полевая почта». Алексей Федорович узнал по­ черк Александра Сидоренко. «Мо­ лодец,— думал Трапезников, — свой родной корабль не забывает». В конверте была вырезка из воен­ ной газеты. В большой корреспон­ денции подробно рассказывалось о передовом орудийном расчете, ко­ торым командовал сержант А. Си­ доренко. «Недавно я узнал о новых ус­ пехах нашего «Кирова». Я не только радуюсь этим успехам, но и торжусь ими... Отслужу — сно­ ва вернусь на корабль», — писал Александр своим товарищам по судну. О том, как воин Си­ доренко дорожит честью моряка рыболовного флота, было подробно рассказано 20 марта прошлого го­ да и в газете «Рыбный Мурман». Прошел еще год. Сидоренко от­ служил положенный срок и снова вернулся на траулер «Киров». Нелегко, конечно, пришлось ему на первых порах: матрос отвык от прежней работы, многое позабыл. Но Сидоренко с присущим ему старанием и настойчивостью по­ стигал морское дело. На помощь ему пришли опытные моряки. Теперь он уже матрос первого класса, старшина вахты. Неболь­ шой коллектив вахты за короткий срок отлично сработался, и душой коллектива по праву стали назы­ вать Александра Сидоренко. Во время подъема и спуска трала мо­ ряки работают без сутолоки. Они добились того, что на эту произ­ водственную операцию уходит не более получаса. Про таких людей, как Сидорен­ ко, обычно говорят: «У него есть рыбацкая жилка». Иначе говоря, человек сроднился с морем, со сво­ им кораблем. А. ОСМИНКИН. РАЦИОНАЛИЗАТОРЫ ПОЛУЧАЮТ ПРЕМИИ В связи с проведением смотра-кон­ курса по рационализации на Мур­ манском рыбокомбинате возросло чи­ сло предложений, поданных рабо­ чими и инженерно-техническими ра­ ботниками. За последние полтора' ме­ сяца количество рабочих-рационали- заторов увеличилось на 14 человек. На днях администрация ры­ бокомбината премировала 11 чело­ век, внесших свои предложения, на­ правленные на улучшение работы предприятия. Экономический эффект от внедрения этих предложений со­ ставит за год (по предварительным подсчетам) около 140 тысяч рублей. Слесарь завода медицинского жи­ ра тов. Потапов за предложение по перевозке стеарина в железнодорож­ ных цистернах премирован 1375 рублями. Получили премии работни­ цы коптильного завода тт. Кабанова и Калинина, предложившие вывеши­ вать на рейки палтус без обвязки шпагатом. Мастер-регулировщик жестяно-ба­ ночной фабрики тов. Макаров за внесенное предложение по установке счетчика на хвостовой части су­ шильной печи в лакировочном цехе премирован 710 рублями. ' Выплачены премии работнице тов. Лебедевой и сменному механику кон­ сервного завода тов. Недвиго, инже­ неру технического отдела комбина­ та тов. Семенову и начальнику ме­ ханического цеха тов. Озорнину, главному инженеру ремонтно-меха­ нических мастерских тов. Белявско­ му и экономисту коптильного завода тов. Бересневу. Мастеру консервно­ го завода тов. Шумиловой объявлена благодарность. ■ Письма с первого участка рыбного порта 2. Дядя С а ш а недо Дяде Саше под пятьдесят. К нам в рыбный порт он пришел по вер­ бовке из Ивановской области. Пер­ вое время он был весел и бодр и когда видел, что дело идет на лад, несмотря на свой преклонный воз­ раст, работал с полным напряже­ нием сил. Но уже с середины мая дядя Саша все громче и резче стал проявлять недовольство. И не столько потому, что к этому вре­ мени начал намечаться спад добы­ чи рыбы в районах промысла, а из- за того, что в рыбном порту зача­ стую не умеют правильно организо- %вать труд грузчиков. Мне запом- ' нился такой случай, когда дядя Са­ ша рвал и метал. — В смене стивидор, четыре прораба, а мы мотаемся с причала на причал и в наряде у нас пусто, — горячился дядя Саша после смены. Бригадир молча пожимал плеча­ ми. Что можно было возразить? Ничего. В тот день нашу бригаду послали на разгрузку мороженой рыбы с траулера «Златоуст». Мы открыли трюмы и... просидели око­ ло них четыре часа. Вагоны не бы­ ли поданы. После этого нас направили на траулер «Судак» выгружать кон­ сервы, но когда мы пришли на судно, то здесь не оказалось кон­ сервов. Производитель работ тов. Зенюк срочно перебросил нас еще на один корабль выгружать консер­ вы, но там их оказалось всего 27 ящиков и их уже выгружала дру­ гая бригада. Потом мы побывали еще на двух причалах, но делать там тоже было нечего. Опрашивается, зачем существует диспетчерская служба на первом участке порта? Что думают некото­ рые прорабы, когда посылают грузчиков туда, где нечего делать и почему никто не отвечает за поте­ рянное грузчиками время? Ведь можно же было точно выяснить, .когда подадут вагоны и не держать напрасно людей четыре часа на траулере «Златоуст». Конечно, можно. Но этого не было сделано или по халатности или умышленно. Мне могут возразить: ведь все это было в мае. Да, действительно, это произошло 14 мая с бригадой № 59. И, быть может, об этом сей­ час не следовало вспоминать,' если бы подобные случаи составляли исключение и больше не повторя­ лись. Беда вся в том, что до сего времени подобные случаи не только вызывают недовольство дяди Са­ ши, но и лихорадят работу многих бригад грузчиков. Вот совсем недавний случай. Это произошло в той же бригаде № 59 воле н... 10 августа. Нас направили на раз­ грузку рефрижераторного судна «Добролюбов». Мы подготовили трюм, два сттропа с 'мороженым филе, но так ни одного и не под­ няли. Почти два часа мы стояли в ожидании вагонов, но их не пода­ ли. Нас перевели на выгрузку соли с траулера «Моржовец». И здесь мы не столько работали, сколько стояли. Соль грузили в стампах прямо на машину. Машина была одна — на нее ставилось по семь стапш. В ожидании их разгрузки мы стояли, простаивал и кран. В результате за четыре часа мы мог­ ли выгрузить только 20 тонн и вы­ полнить норму на 40 процен,тов. Последние полтора часа бригада и крановщик бездействовали пото­ му, что машина, выделенная для нас, ушла за рабочими на Уголь­ ную базу. В эту смену каждый из нас заработал по 10 рублей, в три раза меньше тарифной ставки. На участке такую организацию дела называют «маневрированием». Нам приходится только сожалеть о таких маневрах. Вот почему у дя­ ди Саши, да и не только у него, есть серьезные основания к недо­ вольству. К. ТЮЛЯПИН. Грузчик первого участка рыбного порта.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz