Рыбный Мурман. 1956 г. Август.

Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н П Р О Ф С О Ю З Н А Я Ж И З Н Ь К а б и н е т н ы м пу т ем № 102 (498), 28 августа 1956 г. Н А Ш К А Л Е Н Д А Р Ь В управлении транспортного фло­ та, как и на всех предприятиях, имеется коллективный договор. Он заключен между администрацией и профсоюзной организацией. Значе­ ние этого документа трудно переоце­ нить. Коллективный договор пресле­ дует цель обеспечить успешное вы­ полнение государственного плана, широкий размах социалистического соревнования, удовлетворение куль­ турно-бытовых запросов моряков. Прошло почти восемь месяцев ны­ нешнего года. Как же выполняются взаимные обязательства, записанные в коллективном договоре? Коллектив транспортного флота перевыполняет план грузоперевозок, своевременно были подготовлены суда для приемки рыбы от рыбаков-колхозников. Но результаты работы предприятия мог­ ли быть лучше, если бы уделялось больше внимания осуществлению всего того, что записано в договоре. Особенно плохо выполняет свои обязательства базовый комитет проф­ союза (председатель тов. Лодкина). Социалистическое соревнование на кораблях организовано формально. Его итоти подводятся нерегулярно. Моряки не знают, кто из экипажей держит первенство на флоте. На су­ дах отсутствует соревнование по профессиям и по вахтам. Не сорев­ нуются между собой и команды транспортных кораблей. На предприятии имеется немало передовиков производства, показы­ вающих образцы самоотверженного труда. Однако их опыт находится под спудом, лучшие приемы работы ■не популяризируются. Все это является результатом то­ го, что базовый комитет профсоюза фактически самоустранился от рабо­ ты по организации социалистиче­ ского соревнования. Комитеты проф­ союза на кораблях также работают неважно, слабо занимаются воспита­ нием личного состава, зачастую не реагируют на недисциплинирован­ ность и нерадивое отношение к делу со стороны отдельных моряков. Не­ удивительно, что на судах флота уча­ стились случаи нарушения трудовой дисциплины. Недостатков в работе базового ко­ митета профсоюза и администрации предприятия немало. Если бы к про­ верке выполнения коллективного до­ говора был привлечен широкий круг моряков, то можно было бы выявить еще больше •недостатков и наметить практические меры по их устране­ нию. Но, как это ни странно, про­ верка коллективного договора была организована формально, кабинет­ ным путем. В ней не участвовала об­ щественность и даже члены базового комитета профсоюза. Не случайно поэтому, что на рас­ ширенном заседании базового коми­ тета, где был заслушан доклад на­ чальника управления транспортного флота трв. Коковина, почти никто не выступил. Не раздалось здесь ни од­ ного критического замечания в ад­ рес администрации и комитета профсоюза. Совершенно очевидно — подобное '«обсуждение» хода выполнения кол­ лективного договора не способствует развитию критики в нашей профсо­ юзной организации, ведет к тому, что серьезные недостатки в работе и администрации и базового комитета профсоюза не устраняются. И. АХЛЫНОВА. Член npo4>qoK>3a. Великий украинский писатель С п р а в е д л и в а Траулер «Рига» с января текуще­ го года находится в среднем ремонте и, видимо, простоит в нем еще долго. Но экипаж стремится приблизить срок выхода судна на промысел. А для этого и палубная и машинная команды многие ремонтные работы производят своими силами. По существующему положению, которое нашло отражение и в кол­ лективном договоре, команды кораб­ лей, стоящих в ремонте, должны, как и для промысла, обеспечиваться я п р е т е н з и я спецодеждой. Однако морякам наше­ го судна не выдали брезентовых курток и брюк и трудиться прихо­ дится в личной одежде, мало приспо­ собленной для таких работ, как скрябка и покраска корпуса и над­ строек траулера. Спрашивается, когда же, наконец, нас снабдят спецодеждой? В это дело должен вмешаться базовый комитет профсоюза. Н. СИРОТКИН. Матрос траулера «Рига». 27 августа исполнилось сто лет со дня рождения великого сына украинского народа Ивана Франко. Иван Франко был стра­ стным и мужественным борцом за свободу и счастье своего на­ рода. Произведения писателя вошли в сокровищницу украин­ ской культуры. Столетие со дня рождения Франко по решению Всемирного Совета Мира широ­ ко отмечается во всех странах. Франко был всесторонне об­ разованный, талантливый чело­ век. И все знания, колоссаль­ ный творческий дар Франко от­ дал служению народа. В одном из своих стихотворений Иван Франко говорит: Наша цель — это счастье людское, Светлый разум без' веры в богов, Братство крепкое и мировое И свободный труд и любовь. Иван Яковлевич Франко не только большой поэт, который поднял украинскую поэзию на вершины мировой поэзии. Этот энциклопедически образован­ ный, талантливый человек был также замечательным прозаи­ ком, драматургом и переводчи­ ком, серьезным и вдумчивым историком, теоретиком литера­ туры и критиком, общественным деятелем. Перу Ивана Франко принад­ лежит более 4600 различных произведений — стихов, прозы, драматургии, научных работ. Он переводил на свой родной украинский язык произведения русских, немецких, английских, французских, чешских класси­ ков. Литературное наследство Франко еще недостаточно разра­ ботано, сейчас ученые взялись за его изучение. Они готовят пол­ ное собрание сочинений велико­ го украинского поэта. Жизнь поэт прожил сложную и тяжелую. Он родился 27 ав­ густа 1856 года в Западной Ук­ раине — Галиции. В то время Галиция, принадлежащая Авст­ ро-Венгерской империи, была пе­ редана на расправу польской шляхте. И украинский народ страдал под тяжелым двойным игом. В стране подавлялось все национальное, малейшие прояв­ ления революционного настрое­ ния... И поэт всю свою жизнь мечтал о том времени, когда ук- К СТОЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И. ФРАНКО + раинские земли будут воссоеди­ нены в одном украинском сво­ бодном государстве. И не толь­ ко мечтал. Все его творчество, вся жизнь немало способствова­ ли осуществлению вековых чая­ ний украинского народа. Впервые горькие слова о тя­ желой жизни и непосильном тру­ де народа маленький Иван Фран­ ко услышал в кузнице своего отца. Здесь у деревенского «Яця-кузнеца» собирались кре­ стьяне и рабочие промыслов. С недетским вниманием слушал впечатлительный мальчик разго­ воры бедняков, их грустные пес­ ни о своей недоле. С творчеством Тараса Шев­ ченко — любимого поэта, кото­ рый стал его учителем, Иван Франко познакомился в детст­ ве. «Кобзарь» Шевченко произ­ вел на него потрясающее впечат­ ление. Он выучил почти весь «Кобзарь» наизусть. В гимназии Франко знакомит­ ся с произведениями Льва Тол­ стого, Тургенева, с увлечением читает произведения Белинско­ го, Чернышевского, Герцена. Свои первые стихи, драмы, повести, переводы с иностран­ ных языков он пишет еще в школьные годы. С детства по­ любив труд, Франко с первых лет творчества -воспевает его. * Окончив гимназию, Иван Франко поступает в Львовский университет. Но через два года его арестовывают и судят за ре­ волюционную деятельность. По­ эта бросают в тюрьму. С тех пор и до конца жизни Франко не мог освободиться от полицейского надзора. После выхода из тюрьмы Франко изучает «Капитал» Маркса, близко знакомится с экономикой Галиции, бытом ра­ бочих. В эти годы выходят в свет его замечательные прозаи­ ческие произведения о жизни и борьбе пролетариата Галиции: «Борислав смеется», «В поте лица», «Вершины и низины», пьеса «Украденное счастье». В них писатель с большой силой показывает жестокую эксплуа­ тацию рабочих, выводит образы хищников-капиталистов, хорошо рисует быт рабочих. Поэзия Франко отличаетсся суровой реалистичностью, беспо­ щадной правдивостью. В поэти­ ческих произведениях «Галиц­ кие картинки», «Панские заба­ вы» и других Франко дает кар­ тины тяжелого и непосильного Труда крестьян, показывает ужас нищеты, издевательства и надругательства сильных над слабыми, описывает борьбу кре­ стьян за человеческое и нацио­ нальное достоинство, их стихий­ ные порывы к свету, знаниям. Наряду с творческой работой Франко занимается обществен­ ной деятельностью. Он редакти­ рует польскую рабочую газету «Труд», пишет программу укра­ инских и польских социалистов, переводит на украинский язык главы «Капитала» Маркса, статьи Энгельса, издает брошю­ ру «Чего хотят галицкие рабо­ чие». Умер Франко 28 мая 1916 го­ да во Львове. Революционер, труженик, бо­ рец, поэт — Иван Франко и сейчас дорог и близок нам. Безмежные видел я в мыс­ лях поля, Трудом обновляющая об­ щим земля Кормила народ мой свобод­ ный, счастливый... Так рисует Франко в одном из своих стихотворений — «Думы на меже» будущее. И пророче­ ство его осуществилось. В. КОПЕЛИОВИЧ. В. МАЕВСКИИ. Начальник тралового флота. За последнее время расширились экономические и .культурные связи между Советским Союзом и Англи­ ей. В значительной степени этому способствовал недавний визит в Ве­ ликобританию Председателя Совета Министров СССР тов. Н. А. Булга­ нина и Члена Президиума Верховно­ го Совета СССР тов. Н. С. Хрущева. В июле в Англии побывала груп­ па работников рыбной промышлен­ ности, возглавляемая первым заме­ стителем министра рыбной промыш­ ленности СССР тов. Русаковым. В ее состав входил и я. В гостях у ры­ баков Великобритании мы были око­ ло месяца. Нас встречали везде теп­ ло п радушно, подробно знакомили с положением дел в английском ры­ боловстве, с работой промыслового флота и обслуживающих его пред­ приятий. Свою поездку по этой стране мы начали с посещения Лондона. Здесь нас принял парламентский секретарь г-н Ныодженд, занимающийся воп­ росами рыболовства. Был обсужден маршрут нашей поездки по портам страны. Затем нас ознакомили с ад­ министративной структурой рыблой промышленности Англии, рассказа­ ли, что представляет из себя про­ мысловый флот. Мы побывали в гг. Абердин, Гуль, Лоустофт, Гримсби и имели возмож­ ность детально ознакомиться со все^ тем, что нас интересовало. 1 . Рыбной промышленностью в Англии занимается Министерство сельского хозяйства, рыболовства и продоволь­ ствия. Оно руководит научно-иссле­ довательскими институтами, решает вопросы, связанные с охраной гра­ ниц рыболовства, осуществляет ры­ боловный надзор, заботится о малом флоте, который для рентабельной ра­ боты нужно субсидировать и поддер­ живать на современном техническом уровне, а также о перспективах раз­ вития рыбной 'промышленности. . Министерству подчиняются два управления: по белой рыбе (трало­ вый лов) и по сельди. Эти управле­ ния содержатся за счет сборов, взи­ маемых в зависимости от выгружен­ ного количества рыбы. Однако слу­ жащие находятся на жаловании от правительства. Чем же занимается управление по белой рыбе? Оно стимулирует науч­ но-исследовательские работы, прояв­ ляет заботу об их расширении; суб­ сидирует строительство флота и бе­ реговых предприятий, оказывает по­ мощь промысловикам в оптовой тор­ говле рыбой. Управление имеет пра­ во издавать обязательные постанов­ ления, утверждаемые затем мини­ стерством. В состав управления ухо­ дят два комитета: по орудиям лова и по обработке рыбы. При управле­ нии имеется консультативный совет, состоящий из всех предпринимате­ лей, а также потребителей. Этот со­ вет в шутку называют рыбным пар­ ламентом. 2 . Великобритания имеет 250 трау­ леров. Они ведут траловый промысел вдали от берегов. Флот, в состав которого входят эти корабли, полу чил название арктический. Вылов арктическим траловым флотом Англии, который базируете! на порты Гуль, Гримсби и Флитвуд, составил в 1954 году 5.5*20 тысяч центнеров, а в 1955 году — 5.964 тысячи центнеров рыбы. Прирост до­ бычи рыбы за год составил почти семь процентов. Это увеличение вы­ лова произошло не благодаря попол­ нению флота,'а в основном за счет оснащения судов новой радиолока­ ционной техникой и блатоприятной промысловой обстановки в районах лова. Где же 'промышляют английские траулеры? В прошлом году в Барен­ цевом море было добыто 23,7 про­ цента рыбы от общего улова, в рай­ оне острова Медвежий — 23,6 про­ цента, у Исландии — 38,5 процен­ та, у Норвежского побережья — 8,2 процента. По статистическим данным аркти­ ческий траловый флот Англии доста­ вил в порт 2/3 всего улова страны. Таким образом, следует считать об­ щую добьгчуг рыбы в Великобритании в минувшем году — около 8 мил­ лионов центнеров. Причем по ассор­ тименту улов распределяется так: треска — 75 процентов, пикша — 14 процентов, сайда — 4 процента, камбала — 2 процента, прочие по­ роды рыб — 5 .процентов. Каждый траулер находится на промысле в течение го­ да 300 суток, в среднем доставляет из каждого рейса продол­ жительностью в 20 суток 160 тонн продукции. Следовательно, англий­ ские корабли добывают за год около 35 тысяч центнеров рыбы. В 1955 году лучших результатов на промыс­ ле добились моряки траулера «Кор- кемла», сдавшие на рынок 39 ты­ сяч центнеров сырца. Шкипер этого корабля Тейлор награжден «серебря­ ной треской». Эта награда носит ха­ рактер переходящего кубка, она вручается ежегодно в торжественной обстановке. Рыбная промышленность Англии не ставит перед собой задачи значи­ тельного увеличения добычи рыбы. Все дело в том, что рынок не в со­ стоянии принять большое количест­ во рыбной продукции. Об этом сви­ детельствует следующий факт. В прошлом году 12 траулеров были пе­ реведены на заготовку только соле­ ной рыбы для экспорта. В против­ ном случае из-за отсутствия спроса на рыбу эти корабли должны были быть поставлены на прикол. Согласно отчету Британской феде­ рации траулеров за 1955 год, в те­ чение ближайших трех лет ожидает­ ся увеличение добычи рыбы по стра­ не всего лишь на 15 'процентов. Во всех беседах с английскими офи­ циальными лицами и представителя­ ми деловых кругов с их стороны не­ однократно проявлялась заинтересо­ ванность в увеличении экспорта рыбных товаров. / (Продолжение следует).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz