Рыбный Мурман. 1956 г. Август.
Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н П Р О Ф С О Ю З Н А Я Ж И З Н Ь К а б и н е т н ы м пу т ем № 102 (498), 28 августа 1956 г. Н А Ш К А Л Е Н Д А Р Ь В управлении транспортного фло та, как и на всех предприятиях, имеется коллективный договор. Он заключен между администрацией и профсоюзной организацией. Значе ние этого документа трудно переоце нить. Коллективный договор пресле дует цель обеспечить успешное вы полнение государственного плана, широкий размах социалистического соревнования, удовлетворение куль турно-бытовых запросов моряков. Прошло почти восемь месяцев ны нешнего года. Как же выполняются взаимные обязательства, записанные в коллективном договоре? Коллектив транспортного флота перевыполняет план грузоперевозок, своевременно были подготовлены суда для приемки рыбы от рыбаков-колхозников. Но результаты работы предприятия мог ли быть лучше, если бы уделялось больше внимания осуществлению всего того, что записано в договоре. Особенно плохо выполняет свои обязательства базовый комитет проф союза (председатель тов. Лодкина). Социалистическое соревнование на кораблях организовано формально. Его итоти подводятся нерегулярно. Моряки не знают, кто из экипажей держит первенство на флоте. На су дах отсутствует соревнование по профессиям и по вахтам. Не сорев нуются между собой и команды транспортных кораблей. На предприятии имеется немало передовиков производства, показы вающих образцы самоотверженного труда. Однако их опыт находится под спудом, лучшие приемы работы ■не популяризируются. Все это является результатом то го, что базовый комитет профсоюза фактически самоустранился от рабо ты по организации социалистиче ского соревнования. Комитеты проф союза на кораблях также работают неважно, слабо занимаются воспита нием личного состава, зачастую не реагируют на недисциплинирован ность и нерадивое отношение к делу со стороны отдельных моряков. Не удивительно, что на судах флота уча стились случаи нарушения трудовой дисциплины. Недостатков в работе базового ко митета профсоюза и администрации предприятия немало. Если бы к про верке выполнения коллективного до говора был привлечен широкий круг моряков, то можно было бы выявить еще больше •недостатков и наметить практические меры по их устране нию. Но, как это ни странно, про верка коллективного договора была организована формально, кабинет ным путем. В ней не участвовала об щественность и даже члены базового комитета профсоюза. Не случайно поэтому, что на рас ширенном заседании базового коми тета, где был заслушан доклад на чальника управления транспортного флота трв. Коковина, почти никто не выступил. Не раздалось здесь ни од ного критического замечания в ад рес администрации и комитета профсоюза. Совершенно очевидно — подобное '«обсуждение» хода выполнения кол лективного договора не способствует развитию критики в нашей профсо юзной организации, ведет к тому, что серьезные недостатки в работе и администрации и базового комитета профсоюза не устраняются. И. АХЛЫНОВА. Член npo4>qoK>3a. Великий украинский писатель С п р а в е д л и в а Траулер «Рига» с января текуще го года находится в среднем ремонте и, видимо, простоит в нем еще долго. Но экипаж стремится приблизить срок выхода судна на промысел. А для этого и палубная и машинная команды многие ремонтные работы производят своими силами. По существующему положению, которое нашло отражение и в кол лективном договоре, команды кораб лей, стоящих в ремонте, должны, как и для промысла, обеспечиваться я п р е т е н з и я спецодеждой. Однако морякам наше го судна не выдали брезентовых курток и брюк и трудиться прихо дится в личной одежде, мало приспо собленной для таких работ, как скрябка и покраска корпуса и над строек траулера. Спрашивается, когда же, наконец, нас снабдят спецодеждой? В это дело должен вмешаться базовый комитет профсоюза. Н. СИРОТКИН. Матрос траулера «Рига». 27 августа исполнилось сто лет со дня рождения великого сына украинского народа Ивана Франко. Иван Франко был стра стным и мужественным борцом за свободу и счастье своего на рода. Произведения писателя вошли в сокровищницу украин ской культуры. Столетие со дня рождения Франко по решению Всемирного Совета Мира широ ко отмечается во всех странах. Франко был всесторонне об разованный, талантливый чело век. И все знания, колоссаль ный творческий дар Франко от дал служению народа. В одном из своих стихотворений Иван Франко говорит: Наша цель — это счастье людское, Светлый разум без' веры в богов, Братство крепкое и мировое И свободный труд и любовь. Иван Яковлевич Франко не только большой поэт, который поднял украинскую поэзию на вершины мировой поэзии. Этот энциклопедически образован ный, талантливый человек был также замечательным прозаи ком, драматургом и переводчи ком, серьезным и вдумчивым историком, теоретиком литера туры и критиком, общественным деятелем. Перу Ивана Франко принад лежит более 4600 различных произведений — стихов, прозы, драматургии, научных работ. Он переводил на свой родной украинский язык произведения русских, немецких, английских, французских, чешских класси ков. Литературное наследство Франко еще недостаточно разра ботано, сейчас ученые взялись за его изучение. Они готовят пол ное собрание сочинений велико го украинского поэта. Жизнь поэт прожил сложную и тяжелую. Он родился 27 ав густа 1856 года в Западной Ук раине — Галиции. В то время Галиция, принадлежащая Авст ро-Венгерской империи, была пе редана на расправу польской шляхте. И украинский народ страдал под тяжелым двойным игом. В стране подавлялось все национальное, малейшие прояв ления революционного настрое ния... И поэт всю свою жизнь мечтал о том времени, когда ук- К СТОЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И. ФРАНКО + раинские земли будут воссоеди нены в одном украинском сво бодном государстве. И не толь ко мечтал. Все его творчество, вся жизнь немало способствова ли осуществлению вековых чая ний украинского народа. Впервые горькие слова о тя желой жизни и непосильном тру де народа маленький Иван Фран ко услышал в кузнице своего отца. Здесь у деревенского «Яця-кузнеца» собирались кре стьяне и рабочие промыслов. С недетским вниманием слушал впечатлительный мальчик разго воры бедняков, их грустные пес ни о своей недоле. С творчеством Тараса Шев ченко — любимого поэта, кото рый стал его учителем, Иван Франко познакомился в детст ве. «Кобзарь» Шевченко произ вел на него потрясающее впечат ление. Он выучил почти весь «Кобзарь» наизусть. В гимназии Франко знакомит ся с произведениями Льва Тол стого, Тургенева, с увлечением читает произведения Белинско го, Чернышевского, Герцена. Свои первые стихи, драмы, повести, переводы с иностран ных языков он пишет еще в школьные годы. С детства по любив труд, Франко с первых лет творчества -воспевает его. * Окончив гимназию, Иван Франко поступает в Львовский университет. Но через два года его арестовывают и судят за ре волюционную деятельность. По эта бросают в тюрьму. С тех пор и до конца жизни Франко не мог освободиться от полицейского надзора. После выхода из тюрьмы Франко изучает «Капитал» Маркса, близко знакомится с экономикой Галиции, бытом ра бочих. В эти годы выходят в свет его замечательные прозаи ческие произведения о жизни и борьбе пролетариата Галиции: «Борислав смеется», «В поте лица», «Вершины и низины», пьеса «Украденное счастье». В них писатель с большой силой показывает жестокую эксплуа тацию рабочих, выводит образы хищников-капиталистов, хорошо рисует быт рабочих. Поэзия Франко отличаетсся суровой реалистичностью, беспо щадной правдивостью. В поэти ческих произведениях «Галиц кие картинки», «Панские заба вы» и других Франко дает кар тины тяжелого и непосильного Труда крестьян, показывает ужас нищеты, издевательства и надругательства сильных над слабыми, описывает борьбу кре стьян за человеческое и нацио нальное достоинство, их стихий ные порывы к свету, знаниям. Наряду с творческой работой Франко занимается обществен ной деятельностью. Он редакти рует польскую рабочую газету «Труд», пишет программу укра инских и польских социалистов, переводит на украинский язык главы «Капитала» Маркса, статьи Энгельса, издает брошю ру «Чего хотят галицкие рабо чие». Умер Франко 28 мая 1916 го да во Львове. Революционер, труженик, бо рец, поэт — Иван Франко и сейчас дорог и близок нам. Безмежные видел я в мыс лях поля, Трудом обновляющая об щим земля Кормила народ мой свобод ный, счастливый... Так рисует Франко в одном из своих стихотворений — «Думы на меже» будущее. И пророче ство его осуществилось. В. КОПЕЛИОВИЧ. В. МАЕВСКИИ. Начальник тралового флота. За последнее время расширились экономические и .культурные связи между Советским Союзом и Англи ей. В значительной степени этому способствовал недавний визит в Ве ликобританию Председателя Совета Министров СССР тов. Н. А. Булга нина и Члена Президиума Верховно го Совета СССР тов. Н. С. Хрущева. В июле в Англии побывала груп па работников рыбной промышлен ности, возглавляемая первым заме стителем министра рыбной промыш ленности СССР тов. Русаковым. В ее состав входил и я. В гостях у ры баков Великобритании мы были око ло месяца. Нас встречали везде теп ло п радушно, подробно знакомили с положением дел в английском ры боловстве, с работой промыслового флота и обслуживающих его пред приятий. Свою поездку по этой стране мы начали с посещения Лондона. Здесь нас принял парламентский секретарь г-н Ныодженд, занимающийся воп росами рыболовства. Был обсужден маршрут нашей поездки по портам страны. Затем нас ознакомили с ад министративной структурой рыблой промышленности Англии, рассказа ли, что представляет из себя про мысловый флот. Мы побывали в гг. Абердин, Гуль, Лоустофт, Гримсби и имели возмож ность детально ознакомиться со все^ тем, что нас интересовало. 1 . Рыбной промышленностью в Англии занимается Министерство сельского хозяйства, рыболовства и продоволь ствия. Оно руководит научно-иссле довательскими институтами, решает вопросы, связанные с охраной гра ниц рыболовства, осуществляет ры боловный надзор, заботится о малом флоте, который для рентабельной ра боты нужно субсидировать и поддер живать на современном техническом уровне, а также о перспективах раз вития рыбной 'промышленности. . Министерству подчиняются два управления: по белой рыбе (трало вый лов) и по сельди. Эти управле ния содержатся за счет сборов, взи маемых в зависимости от выгружен ного количества рыбы. Однако слу жащие находятся на жаловании от правительства. Чем же занимается управление по белой рыбе? Оно стимулирует науч но-исследовательские работы, прояв ляет заботу об их расширении; суб сидирует строительство флота и бе реговых предприятий, оказывает по мощь промысловикам в оптовой тор говле рыбой. Управление имеет пра во издавать обязательные постанов ления, утверждаемые затем мини стерством. В состав управления ухо дят два комитета: по орудиям лова и по обработке рыбы. При управле нии имеется консультативный совет, состоящий из всех предпринимате лей, а также потребителей. Этот со вет в шутку называют рыбным пар ламентом. 2 . Великобритания имеет 250 трау леров. Они ведут траловый промысел вдали от берегов. Флот, в состав которого входят эти корабли, полу чил название арктический. Вылов арктическим траловым флотом Англии, который базируете! на порты Гуль, Гримсби и Флитвуд, составил в 1954 году 5.5*20 тысяч центнеров, а в 1955 году — 5.964 тысячи центнеров рыбы. Прирост до бычи рыбы за год составил почти семь процентов. Это увеличение вы лова произошло не благодаря попол нению флота,'а в основном за счет оснащения судов новой радиолока ционной техникой и блатоприятной промысловой обстановки в районах лова. Где же 'промышляют английские траулеры? В прошлом году в Барен цевом море было добыто 23,7 про цента рыбы от общего улова, в рай оне острова Медвежий — 23,6 про цента, у Исландии — 38,5 процен та, у Норвежского побережья — 8,2 процента. По статистическим данным аркти ческий траловый флот Англии доста вил в порт 2/3 всего улова страны. Таким образом, следует считать об щую добьгчуг рыбы в Великобритании в минувшем году — около 8 мил лионов центнеров. Причем по ассор тименту улов распределяется так: треска — 75 процентов, пикша — 14 процентов, сайда — 4 процента, камбала — 2 процента, прочие по роды рыб — 5 .процентов. Каждый траулер находится на промысле в течение го да 300 суток, в среднем доставляет из каждого рейса продол жительностью в 20 суток 160 тонн продукции. Следовательно, англий ские корабли добывают за год около 35 тысяч центнеров рыбы. В 1955 году лучших результатов на промыс ле добились моряки траулера «Кор- кемла», сдавшие на рынок 39 ты сяч центнеров сырца. Шкипер этого корабля Тейлор награжден «серебря ной треской». Эта награда носит ха рактер переходящего кубка, она вручается ежегодно в торжественной обстановке. Рыбная промышленность Англии не ставит перед собой задачи значи тельного увеличения добычи рыбы. Все дело в том, что рынок не в со стоянии принять большое количест во рыбной продукции. Об этом сви детельствует следующий факт. В прошлом году 12 траулеров были пе реведены на заготовку только соле ной рыбы для экспорта. В против ном случае из-за отсутствия спроса на рыбу эти корабли должны были быть поставлены на прикол. Согласно отчету Британской феде рации траулеров за 1955 год, в те чение ближайших трех лет ожидает ся увеличение добычи рыбы по стра не всего лишь на 15 'процентов. Во всех беседах с английскими офи циальными лицами и представителя ми деловых кругов с их стороны не однократно проявлялась заинтересо ванность в увеличении экспорта рыбных товаров. / (Продолжение следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz