Рыбный Мурман. 1956 г. Август.
I ПО РЫБНЫМ БАССЕЙНАМ СТРАНЫ ЗА ТУНЦОМ В западную часть Тихого океана вышел первый советский тунцедов- нып клиппер «Нора». На его борту, кроме рыбаков, группа научных ра ботников Тихоокеанского института рыбного хозяйства и океанографии. Ученые уточнят сведения о биоло гии тунца и обобщат первый опыт по добыче этой ценной рыбы. Тунец — рыба отряда окунеоб разных. Ее длина достигает более трех метров, вес — до 500 кило граммов. Добыча тунца производится со специальных судов — клипперов. Это быстроходное выеокоманевреняое судно, способное длительное время плавать в открытом океане. На клиппере имеются помещения для хранения прпманкн (замороженная мелкая рыба). Судно оборудовано наиболее эффективными орудиями лова — ярусами. Ярус выметывает ся в море, и клиппер дрейфует с ним в течение десяти — двенадцати ча сов. После этого ярус выбирается специальной лебедкой. Улов хранит ся в морозильных камерах. □ МЕХАНИЗАЦИЯ ДОБЫЧИ И ОБРАБОТКИ РЫБЫ С каждым годом рыболовецкий флот Каспия пополняется новыми судами, оборудованными рыбонасос- нымп установками типа «РБ-150» для лова кильки на электросвет. Недавно коллектив авто-электроре- монтных мастерских Волго-Каспий- ского госрыбтреста оборудовал таки ми установками 300-мильные сейне ры «Выг-озеро», «Чехов», «Зенит», которые вышли на промысел и до бывают рыбу на Южном Каспии. В ближайшее время на промысел кильки выйдут еще два сейнера — «Буря» и «Забияка», на которых также имеются рыбонасосные уста новки. Кроме того, в этом году та кими же приспособлениями намече но оборудовать сейнеры «Вихрь», «Некрасов» и «Добролюбов». В цехах мастерских изготавли вается опытный образец машины для подачи рыбы в сортировочный ав томат, сконструированный инжене- ром-конструктором эксперименталь ной базы тов. Нарыковым. На рыбозаводе имени Астрахан ского пролетариата закончились ис пытания первой низальной машины. Они показали хорошие результаты. I □ ПРИМОРСКИЕ РЫБАКИ У БЕРЕГОВ КАМЧАТКИ В Охотском море часто бушуют свирепые штормы, наплывают с Ти хого океана густые туманы. В лю бую погоду экспедиция приморских рыбаков* промышляющая у юго-за падных берегов Камчатки, выходит в море и берет богатые уловы сельди. За полтора месяца летней путины промысловики добыли уже 360 ты сяч пудов жировой сельди, значи тельно больше задания. Камчатская экспедиция примор ских рыбаков располагает 16 трау лерами и 25 океанскими сейнерами. Ее обслуживают четыре пловучпе рыбообрабатывающие базы. □ НАЧАЛСЯ СЕЗОН ДОБЫЧИ ЛОСОСЯ Над Рижским заливом дуют ус тойчивые северо-западные • ветры. Они ускорили подход лососевых стай к устью Даугавы. Большие группы этой ценной рыбы зашли в реку. Рыболовецкие артели начали промы сел. За день рыбаки колхоза «Сарка- нас даугавиетис» добыли свыше 800 килограммов лосося. Р Н Б Н Н И М У Р М А Н № 91 (487), 2 августа 1956 г. Приб 'о 'р 'ы для р г з е е д к и н е д р Ленинград. Коллектив завода «Геологоразведка», выполняя ре шения XX съезда КПСС, создает новые приборы для геофизической разведки недр. Освоено серийное производство геофизических стан ций автоматического действия — . АСГМ-25. С помощью этого чувст вительного прибора, укрепленного на борту самолета, обнаруживают ся магнитные и радиоактивные руды. Место нахождения руд авто матически записывается на спе циальной ленте. На снимке: настройщик Н. А. ДМИТРИЕВ настраивает магнито метр геофизической станции АСГМ-25. Фото А. Михайлова. Фотохроника ТАСС. Шхуна „Заря"—единственное в мире немагнитное судно Междуведомствен ный Комитет по под1 готовке к Междуна родному геофизиче скому году при пре зидиуме Академии наук СССР утвердил план проведения ма гнитных измерений на морях в 1957 — 1958 гг. Работы бу дут выполняться на специально пост роенном для этой це ли немагнитном суд не — трехмачтовой парусно - моторной шхуне «Заря». В отличие от обычных судов эта шхуна построена почти целиком из немагнитных мате риалов: дерева, бронзы, латуни и не магнитной стали. Небольшое количе ство железных масс, имеющееся главным образом в судовых двигателях, удалено от измерительных приборов на боль шое расстояние. Как показывает опыт, эти железные массы не влияют на точ ность показаний приборов. Корабль «Заря» является сейчас един ственным в мире не магнитным судном, могущим выполнять работы в открытом океане. Водоизмеще ние шхуны — 600 тонн. Она может хо дить под парусами и мотором. Запасы ди зельного топлива и воды дают возмож ность судну совер шать переходы в 3500 миль без захо да в порты. Шхуна оснащена современ ными навигационны ми и магнитны ми приборами отече ственного производ ства и представляет собой пловучую ла бораторию. Планом работ пре дусматривается про ведение магнитных измерений с борта «Зари» в Атлантиче ском, Индийском и Тихом океанах. После гибели не магнитного амери канского судна «Кар неги», магнитные из мерения на океанах не производились уже свыше 25 лет. Данные измерений «Зари» дадут воз можность установить изменения, проис шедшие в магнитном поле Земли за это время, и построить более надежные маг нитные карты для мореплавателей. Книга— социалистическая собственность, е нужно беречь Моряки сельдяного флота любят книгу. Она является для них источ ником знаний, помогает им в труде и учебе. Читателями нашей библио теки являются более двух тысяч мо ряков. Большую работу по пропаганде книги проводят судовые библиотека ри средних траулеров JfiMI 4164, 154, 11 — тт. Труфанов, Сидоров, Трошин и другие. Эти общественни ки в дни стоянки корабля в порту берут литературу с учетом запросов читателей, книги всегда сдают в хорошем состоянии. Бывает и так, что во время длительного пользова ния рвутся листы, становится по трепанной обложка. Многие библио текари-общественники принимают меры к тому, чтобы и такие книги были приведены в порядок. Коллектив нашей библиотеки жи вет одной целью: полностью удовле творить запросы моряков. Но не всегда нам это удается сделать. На шу работу тормозят отдельные нера дивые судовйе библиотекари, кото рые сами безобразно относятся к книгам и не стремятся, чтобы их берегли члены экипажа. Такие биб лиотекари подолгу не бывают в библиотеке, не сдают литературу, а если и приносят нам книги, то, как правило, в очень плохом состоянии: порванными, засаленными, без на чала и конца. Судовой библиотекарь плавбазы «Антарктика» Колоколов еще с прошлого года не нашел времени, чтобы зайти в нашу библиотеку и сдать числящиеся за ним 292 кни ги. Не лучше обстоит дело на плав базе «Памяти Ильича», где бывший библиотекарь Куликов растранжирил 253 книги на сумму 2800 рублей. Не проявляет заботы о возврате 65 книг судовой библиотекарь сред него траулера № 439 Кузьмин. Имеются нерадивые читатели и из числа работников береговых органи заций и управления флота. Заведую щая детским садом на Ледовом озере Чередниченко взяла книгу «Угрюм- река» еще в октябре 1954 года. Не блещет аккуратностью и маши нистка управления флота Спицьгаа, за которой с октября 1955 года числится книга «Голубой рейд». В списке задолжников нашей библио теки можно найти фамилии и ряда руководящих работников управления «Мурманеельди» — главного ’бух галтера Сивкова, начальника отдела труда и зарплаты Емельянова и дру гих, которые годами не возвращают книги в библиотеку и тем самым за трудняют обеспечение кораблей ху дожественной литературой. Капитаны судов, их первые по мощники, председатели судовых ко митетов профсоюза не интересуются работой судовых библиотек, мирятся с тем, что на кораблях теряются и уничтожаются книги. Следует устранить недостатки в таком важном деле, как обмен, сбе режение и хранение литературы. Книга — социалистическая собст венность, ее нужно беречь! Т. ПЕСТОВСКАЯ. Заведующая профсоюзной библиотекой сельдяного флота. Р е й с п л о в у ч е й к у л ь т б а з ы На днях, для культурного обслу живания рыбаков побережья, вышла в очередной рейс нультбааа обкома профсоюза рабочих пищевой промыш. ленйосяи. Она остановится в становищах Гаврилово, Харлово, Дальних Зелен цах. На обратном пути зайдет в по селки Кильдин, ПортчВладимир, Ура- губу, Тюва-губу. Перед рыбакашикояхадниками и рыбообработчиками выступит лектор областного лекционного бюро тов. Демидова, которая прочтет лекцию о международном положении и об эко номических и культурных связях COOP с зарубежными странами. Рыбаки также просмотрят кино фильмы: «Крутые щрки», «Первые •радости», «Дело № 306» и другие. ОТВЕЧАЕМ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ . ПРЕЗИДЕНТ Египетской Респуб- 1 1 лики Насер заявил 26 июля о том, что египетское правительство приняло решение национализировать компанию Суэцкого канала, блокиро вать фонды и средства компании. Од но из крупнейших гидротехнических сооружении мира, которое почти 90 лет находилось в руках иностранцев, перешло в собственность египетско го государства. Идея прорытия канала через Су эцкий перешеек, отделяющий Среди земное море от Красного, возникла более двух тысячелетии назад. По пытки соединить эти моря посредст вом канала предпринимались еще в древнем Египте. Начиная с конца XVIH века, эту идею пыталась на стойчиво претворить в жизнь Фран ция. В 1854 году французы доби лись от египетского' правительства концессии на строительство Суэцко го кана^ . Строительство канала началось в 1859 году. Оно велось руками еги петских крестьян, работавших без всякого вознаграждения. Канал был сооружен ценой жизни многих десят ков тысяч египтян. Канал строился весьма медленно. Все работы производились вручную, без применения каких-либо меха низмов. 17 ноября 1869 года строи тельство Суэцкого канала было, на конец, завершено. Последующие годы отмечены уси лением борьбы за контроль над ка налом между французскими и анг- СУЭЦКИЙ К А Н А Д Ж * Инструктор завкома рыбокомбината JI. А. Кононов в письме, присланном в редакцию, пишет: «На днях в газетах опубликовано сообщение о национализации Египетским правительством Суэцкого канала. Хотелось бы подробнее узнать о Суэцком канале, о том, кто управлял им до последнего времени». Публикуемая ниже статья является ответом на вопрос тов. Кононова. лийскими капиталистами. Для Анг лии Суэцкий канал всегда имел большое стратегическое значение. Он значительно сокращал путь из важ нейшей английской колонии Индии в Лондон. Кроме того, он лежал в центре системы английских баз и опорных пунктов, контролирующих Средиземное море и западную часть Индийского океана. Английским монополиям удалось довольно быстро установить свой контроль над каналом посредством ловкой финансовой операции. В 1882 году английские войска подавили национально-освободитель ное движение египетского народа и на долгие годы оккупировали стра ну. Захват египетской территории английскими колонизаторами озна чал по существу и захват канала. На его берегах обосновались гарнизоны английских солдат. Суэцкий канал и в наше время представляет одно из замечательных гидротехнических 'Сооружений. Его общая длина составляет около 173 километров. Различают собственно канал, имеющий протяженность око ло 160 километров и проходящий от Порт-Саида на севере до Суэца на юге, и искусственные фарватеры на подходах к каналу, проложенные по дну Средиземного моря и Суэцкого залива. Суэцкий канал не только круп ное гидротехническое сооружение, но и огромное коммерческое предприя тие. Он эксплуатировался компани ей Суэцкого канала, которая офици ально считается частным междуна родным обществом. Из 800 тысяч акций компании 353 тысячи (44 процента) принадлежало английско му правительству, которое таким об разом являлось крупнейшим держа телем акций канала, 56 процентов акций распределены главным обра зом между отдельными французски ми капиталистами. Доходы компании слагаются глав ным образом из сборов с проходящих через канал судов. Определенная ' сумма взимается с каждой тонны груза. Тоннаж проходящих судов по стоянно возрастал, особенно в пос левоенные годы. Соответственно с этим возрастали и доходы компании. В 1950 году они составляли 28 миллиардов франков, а в 1955 году — почти 35 милли ардов франков, или около 100 мил лионов долларов. Из этой суммы Египту досталось менее 3 миллионов долларов. Суэцкий канал всегда служил не только источником доходов для анг лийских и иных иностранных капи талистов, но и давал возможность колонизаторам оказывать давление на Египет. Английские войска, нахо дившиеся до июня этого года в зоне канала, являлись постоянной угро зой безопасности и независимости Египта. Решение египетского правительст ва от 26 июля сделало Египет хозяи ном Суэцкого канала. Согласно зако ну о национализации компании Су эцкого канала, эта компания стано вится египетским акционерным об ществом. В своем выступлении президент Насер указал, что все средства от национализации Суэцкого канала пойдут на осуществление проектов экономического развития и индуст риализации Египта. Отныне Суэцкий канал станет важным фактором в развитии египетской национальной экономику. К. МИХАЙЛОВ. Зам. редактора Е. Б. БРОИДО. Адрес редакции: г. Мурманск, рыбный порт, здание управления рыбокомбината, 3 этаж. Телефоны: редактор— 2-75, зам. редактора и отв. секретарь __ 3-96 промышленный отдел и отдел культуры и быта — 4-33. Типография «Полярная правда». Зак. 3433 Тир. 3.500 ПН 00714 ' 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz