Рыбный Мурман. 1956 г. Август.

I ПО РЫБНЫМ БАССЕЙНАМ СТРАНЫ ЗА ТУНЦОМ В западную часть Тихого океана вышел первый советский тунцедов- нып клиппер «Нора». На его борту, кроме рыбаков, группа научных ра­ ботников Тихоокеанского института рыбного хозяйства и океанографии. Ученые уточнят сведения о биоло­ гии тунца и обобщат первый опыт по добыче этой ценной рыбы. Тунец — рыба отряда окунеоб­ разных. Ее длина достигает более трех метров, вес — до 500 кило­ граммов. Добыча тунца производится со специальных судов — клипперов. Это быстроходное выеокоманевреняое судно, способное длительное время плавать в открытом океане. На клиппере имеются помещения для хранения прпманкн (замороженная мелкая рыба). Судно оборудовано наиболее эффективными орудиями лова — ярусами. Ярус выметывает­ ся в море, и клиппер дрейфует с ним в течение десяти — двенадцати ча­ сов. После этого ярус выбирается специальной лебедкой. Улов хранит­ ся в морозильных камерах. □ МЕХАНИЗАЦИЯ ДОБЫЧИ И ОБРАБОТКИ РЫБЫ С каждым годом рыболовецкий флот Каспия пополняется новыми судами, оборудованными рыбонасос- нымп установками типа «РБ-150» для лова кильки на электросвет. Недавно коллектив авто-электроре- монтных мастерских Волго-Каспий- ского госрыбтреста оборудовал таки­ ми установками 300-мильные сейне­ ры «Выг-озеро», «Чехов», «Зенит», которые вышли на промысел и до­ бывают рыбу на Южном Каспии. В ближайшее время на промысел кильки выйдут еще два сейнера — «Буря» и «Забияка», на которых также имеются рыбонасосные уста­ новки. Кроме того, в этом году та­ кими же приспособлениями намече­ но оборудовать сейнеры «Вихрь», «Некрасов» и «Добролюбов». В цехах мастерских изготавли­ вается опытный образец машины для подачи рыбы в сортировочный ав­ томат, сконструированный инжене- ром-конструктором эксперименталь­ ной базы тов. Нарыковым. На рыбозаводе имени Астрахан­ ского пролетариата закончились ис­ пытания первой низальной машины. Они показали хорошие результаты. I □ ПРИМОРСКИЕ РЫБАКИ У БЕРЕГОВ КАМЧАТКИ В Охотском море часто бушуют свирепые штормы, наплывают с Ти­ хого океана густые туманы. В лю­ бую погоду экспедиция приморских рыбаков* промышляющая у юго-за­ падных берегов Камчатки, выходит в море и берет богатые уловы сельди. За полтора месяца летней путины промысловики добыли уже 360 ты­ сяч пудов жировой сельди, значи­ тельно больше задания. Камчатская экспедиция примор­ ских рыбаков располагает 16 трау­ лерами и 25 океанскими сейнерами. Ее обслуживают четыре пловучпе рыбообрабатывающие базы. □ НАЧАЛСЯ СЕЗОН ДОБЫЧИ ЛОСОСЯ Над Рижским заливом дуют ус­ тойчивые северо-западные • ветры. Они ускорили подход лососевых стай к устью Даугавы. Большие группы этой ценной рыбы зашли в реку. Рыболовецкие артели начали промы­ сел. За день рыбаки колхоза «Сарка- нас даугавиетис» добыли свыше 800 килограммов лосося. Р Н Б Н Н И М У Р М А Н № 91 (487), 2 августа 1956 г. Приб 'о 'р 'ы для р г з е е д к и н е д р Ленинград. Коллектив завода «Геологоразведка», выполняя ре­ шения XX съезда КПСС, создает новые приборы для геофизической разведки недр. Освоено серийное производство геофизических стан­ ций автоматического действия — . АСГМ-25. С помощью этого чувст­ вительного прибора, укрепленного на борту самолета, обнаруживают­ ся магнитные и радиоактивные руды. Место нахождения руд авто­ матически записывается на спе­ циальной ленте. На снимке: настройщик Н. А. ДМИТРИЕВ настраивает магнито­ метр геофизической станции АСГМ-25. Фото А. Михайлова. Фотохроника ТАСС. Шхуна „Заря"—единственное в мире немагнитное судно Междуведомствен­ ный Комитет по под1 готовке к Междуна­ родному геофизиче­ скому году при пре­ зидиуме Академии наук СССР утвердил план проведения ма­ гнитных измерений на морях в 1957 — 1958 гг. Работы бу­ дут выполняться на специально пост­ роенном для этой це­ ли немагнитном суд­ не — трехмачтовой парусно - моторной шхуне «Заря». В отличие от обычных судов эта шхуна построена почти целиком из немагнитных мате­ риалов: дерева, бронзы, латуни и не­ магнитной стали. Небольшое количе­ ство железных масс, имеющееся главным образом в судовых двигателях, удалено от измерительных приборов на боль­ шое расстояние. Как показывает опыт, эти железные массы не влияют на точ­ ность показаний приборов. Корабль «Заря» является сейчас един­ ственным в мире не­ магнитным судном, могущим выполнять работы в открытом океане. Водоизмеще­ ние шхуны — 600 тонн. Она может хо­ дить под парусами и мотором. Запасы ди­ зельного топлива и воды дают возмож­ ность судну совер­ шать переходы в 3500 миль без захо­ да в порты. Шхуна оснащена современ­ ными навигационны­ ми и магнитны­ ми приборами отече­ ственного производ­ ства и представляет собой пловучую ла­ бораторию. Планом работ пре­ дусматривается про­ ведение магнитных измерений с борта «Зари» в Атлантиче­ ском, Индийском и Тихом океанах. После гибели не­ магнитного амери­ канского судна «Кар­ неги», магнитные из­ мерения на океанах не производились уже свыше 25 лет. Данные измерений «Зари» дадут воз­ можность установить изменения, проис­ шедшие в магнитном поле Земли за это время, и построить более надежные маг­ нитные карты для мореплавателей. Книга— социалистическая собственность, е нужно беречь Моряки сельдяного флота любят книгу. Она является для них источ­ ником знаний, помогает им в труде и учебе. Читателями нашей библио­ теки являются более двух тысяч мо­ ряков. Большую работу по пропаганде книги проводят судовые библиотека­ ри средних траулеров JfiMI 4164, 154, 11 — тт. Труфанов, Сидоров, Трошин и другие. Эти общественни­ ки в дни стоянки корабля в порту берут литературу с учетом запросов читателей, книги всегда сдают в хорошем состоянии. Бывает и так, что во время длительного пользова­ ния рвутся листы, становится по­ трепанной обложка. Многие библио­ текари-общественники принимают меры к тому, чтобы и такие книги были приведены в порядок. Коллектив нашей библиотеки жи­ вет одной целью: полностью удовле­ творить запросы моряков. Но не всегда нам это удается сделать. На­ шу работу тормозят отдельные нера­ дивые судовйе библиотекари, кото­ рые сами безобразно относятся к книгам и не стремятся, чтобы их берегли члены экипажа. Такие биб­ лиотекари подолгу не бывают в библиотеке, не сдают литературу, а если и приносят нам книги, то, как правило, в очень плохом состоянии: порванными, засаленными, без на­ чала и конца. Судовой библиотекарь плавбазы «Антарктика» Колоколов еще с прошлого года не нашел времени, чтобы зайти в нашу библиотеку и сдать числящиеся за ним 292 кни­ ги. Не лучше обстоит дело на плав­ базе «Памяти Ильича», где бывший библиотекарь Куликов растранжирил 253 книги на сумму 2800 рублей. Не проявляет заботы о возврате 65 книг судовой библиотекарь сред­ него траулера № 439 Кузьмин. Имеются нерадивые читатели и из числа работников береговых органи­ заций и управления флота. Заведую­ щая детским садом на Ледовом озере Чередниченко взяла книгу «Угрюм- река» еще в октябре 1954 года. Не блещет аккуратностью и маши­ нистка управления флота Спицьгаа, за которой с октября 1955 года числится книга «Голубой рейд». В списке задолжников нашей библио­ теки можно найти фамилии и ряда руководящих работников управления «Мурманеельди» — главного ’бух­ галтера Сивкова, начальника отдела труда и зарплаты Емельянова и дру­ гих, которые годами не возвращают книги в библиотеку и тем самым за­ трудняют обеспечение кораблей ху­ дожественной литературой. Капитаны судов, их первые по­ мощники, председатели судовых ко­ митетов профсоюза не интересуются работой судовых библиотек, мирятся с тем, что на кораблях теряются и уничтожаются книги. Следует устранить недостатки в таком важном деле, как обмен, сбе­ режение и хранение литературы. Книга — социалистическая собст­ венность, ее нужно беречь! Т. ПЕСТОВСКАЯ. Заведующая профсоюзной библиотекой сельдяного флота. Р е й с п л о в у ч е й к у л ь т б а з ы На днях, для культурного обслу­ живания рыбаков побережья, вышла в очередной рейс нультбааа обкома профсоюза рабочих пищевой промыш. ленйосяи. Она остановится в становищах Гаврилово, Харлово, Дальних Зелен­ цах. На обратном пути зайдет в по­ селки Кильдин, ПортчВладимир, Ура- губу, Тюва-губу. Перед рыбакашикояхадниками и рыбообработчиками выступит лектор областного лекционного бюро тов. Демидова, которая прочтет лекцию о международном положении и об эко­ номических и культурных связях COOP с зарубежными странами. Рыбаки также просмотрят кино­ фильмы: «Крутые щрки», «Первые •радости», «Дело № 306» и другие. ОТВЕЧАЕМ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ . ПРЕЗИДЕНТ Египетской Респуб- 1 1 лики Насер заявил 26 июля о том, что египетское правительство приняло решение национализировать компанию Суэцкого канала, блокиро­ вать фонды и средства компании. Од­ но из крупнейших гидротехнических сооружении мира, которое почти 90 лет находилось в руках иностранцев, перешло в собственность египетско­ го государства. Идея прорытия канала через Су­ эцкий перешеек, отделяющий Среди­ земное море от Красного, возникла более двух тысячелетии назад. По­ пытки соединить эти моря посредст­ вом канала предпринимались еще в древнем Египте. Начиная с конца XVIH века, эту идею пыталась на­ стойчиво претворить в жизнь Фран­ ция. В 1854 году французы доби­ лись от египетского' правительства концессии на строительство Суэцко­ го кана^ . Строительство канала началось в 1859 году. Оно велось руками еги­ петских крестьян, работавших без всякого вознаграждения. Канал был сооружен ценой жизни многих десят­ ков тысяч египтян. Канал строился весьма медленно. Все работы производились вручную, без применения каких-либо меха­ низмов. 17 ноября 1869 года строи­ тельство Суэцкого канала было, на­ конец, завершено. Последующие годы отмечены уси­ лением борьбы за контроль над ка­ налом между французскими и анг- СУЭЦКИЙ К А Н А Д Ж * Инструктор завкома рыбокомбината JI. А. Кононов в письме, присланном в редакцию, пишет: «На днях в газетах опубликовано сообщение о национализации Египетским правительством Суэцкого канала. Хотелось бы подробнее узнать о Суэцком канале, о том, кто управлял им до последнего времени». Публикуемая ниже статья является ответом на вопрос тов. Кононова. лийскими капиталистами. Для Анг­ лии Суэцкий канал всегда имел большое стратегическое значение. Он значительно сокращал путь из важ­ нейшей английской колонии Индии в Лондон. Кроме того, он лежал в центре системы английских баз и опорных пунктов, контролирующих Средиземное море и западную часть Индийского океана. Английским монополиям удалось довольно быстро установить свой контроль над каналом посредством ловкой финансовой операции. В 1882 году английские войска подавили национально-освободитель­ ное движение египетского народа и на долгие годы оккупировали стра­ ну. Захват египетской территории английскими колонизаторами озна­ чал по существу и захват канала. На его берегах обосновались гарнизоны английских солдат. Суэцкий канал и в наше время представляет одно из замечательных гидротехнических 'Сооружений. Его общая длина составляет около 173 километров. Различают собственно канал, имеющий протяженность око­ ло 160 километров и проходящий от Порт-Саида на севере до Суэца на юге, и искусственные фарватеры на подходах к каналу, проложенные по дну Средиземного моря и Суэцкого залива. Суэцкий канал не только круп­ ное гидротехническое сооружение, но и огромное коммерческое предприя­ тие. Он эксплуатировался компани­ ей Суэцкого канала, которая офици­ ально считается частным междуна­ родным обществом. Из 800 тысяч акций компании 353 тысячи (44 процента) принадлежало английско­ му правительству, которое таким об­ разом являлось крупнейшим держа­ телем акций канала, 56 процентов акций распределены главным обра­ зом между отдельными французски­ ми капиталистами. Доходы компании слагаются глав­ ным образом из сборов с проходящих через канал судов. Определенная ' сумма взимается с каждой тонны груза. Тоннаж проходящих судов по­ стоянно возрастал, особенно в пос­ левоенные годы. Соответственно с этим возрастали и доходы компании. В 1950 году они составляли 28 миллиардов франков, а в 1955 году — почти 35 милли­ ардов франков, или около 100 мил­ лионов долларов. Из этой суммы Египту досталось менее 3 миллионов долларов. Суэцкий канал всегда служил не только источником доходов для анг­ лийских и иных иностранных капи­ талистов, но и давал возможность колонизаторам оказывать давление на Египет. Английские войска, нахо­ дившиеся до июня этого года в зоне канала, являлись постоянной угро­ зой безопасности и независимости Египта. Решение египетского правительст­ ва от 26 июля сделало Египет хозяи­ ном Суэцкого канала. Согласно зако­ ну о национализации компании Су­ эцкого канала, эта компания стано­ вится египетским акционерным об­ ществом. В своем выступлении президент Насер указал, что все средства от национализации Суэцкого канала пойдут на осуществление проектов экономического развития и индуст­ риализации Египта. Отныне Суэцкий канал станет важным фактором в развитии египетской национальной экономику. К. МИХАЙЛОВ. Зам. редактора Е. Б. БРОИДО. Адрес редакции: г. Мурманск, рыбный порт, здание управления рыбокомбината, 3 этаж. Телефоны: редактор— 2-75, зам. редактора и отв. секретарь __ 3-96 промышленный отдел и отдел культуры и быта — 4-33. Типография «Полярная правда». Зак. 3433 Тир. 3.500 ПН 00714 ' 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz