Рыбный Мурман. 1956 г. Август.

№ 94 (490), 9 августа 1956 г Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н 3 В августе наверстать упущенное В июле траловый флот работал неудовлетворительно. Условия про­ мысла в течение почти всего месяца былп неблагоприятными. Концентра­ ции трески отличались крайней неустойчивостью и держались в уз­ кой прибрежной полосе, где трале­ ния часто сопровождались авариями. За 25 дпей июля флот израсходовал на местные переходы по квадратам 9,5 процента и на починку тралов 11,2 процента общего промыслового времени. На ходе лова неблагоприят­ но отразилось также и то, что тре­ ска надолго оставляла придонные горизонты. С борта экспедиционного судна ППНРО «Персеи-2» было сде­ лано много гидроакустических на­ блюдении, подтверждающих пребы­ вание массы рыбы в толще воды. Трудно с уверенностью сказать, чем объясняются особенности рас­ пределения и поведения трески в июле. Повидимому, неустойчивость, подвижность косяков вызвана дефи­ цитом корма. Как показал анализ желудков, треска в прибрежной по­ лосе питалась очень слабо, случай­ ной пищей, голодная рыба была вы­ нуждена- «рыскать» по веем направ­ лениям. Данные мечения показы­ вают, что одни экземпляры соверша­ ли местные передвижения на запад, другие — на восток, причем послед­ нее направление было более типич­ ным. Температура воды в текущем го­ ду держалась ниже среднего много­ летнего уровня. Летний прогрев ох­ ватил только поверхностные слои п узкую прибрежную полосу. Этим, возможно, отчасти объясняется рас­ пространение рыбы вдоль самого по­ бережья, а также, подъем в верхние слои. Из-за медленности прогрева­ ния моря треска дольше обычного задержалась в западных районах. До конца июля отдельные подъемы трески удавалось брать в Норвеж­ ском жолобе и на Финмаркенской банке. Очень заметную, подчас преобла­ дающую роль в июльских уловах играла пикша. Ее запасы за послед­ ние годы значительно возросли, благодаря чрезвычайно высокой чис­ ленности «урожайнош» поколения 1950 года. Сейчас экземпляры этого поколения достигли длины около 50 см и почти килограммового веса. В целом условия промысла в ию­ ле были весьма сложными; не улуч­ шились они и в первые дни августа. В дальнейшем промысловая обста­ новка, несомненно, сделается значи­ тельно более благоприятной. Ведь неудачи промысла объясняются от­ нюдь не обеднением запасов, не об­ щим снижением численности рыбы, а временными особенностями ее распределения и поведения. В течение августа на Кашшскую банку будут подходить новые кон- ПИСЬМА С ТРАУЛЕРА „ГОГОЛЬ“ цснтрацип пикши; во второй поло­ вине месяца возможно появление пикши и на Канино'-Колгуевском мелководье. Сейчас там слишком низкая для пикши температура; но мелководная юго-восточная • часть моря^ прогревается довольно быстро. На Кашгно-Колгуевское мелководье, а позже и в район Колгуева пройдут наиболее крупные экземпляры пик­ ши. Можно ожидать, что в течение всего августа, а также и в осенние месяцы пикша сохранит ведущее значение в уловах. Треска в августе будет удержи­ ваться в прибрежных районах, по­ степенно продвигаясь в восточном направлении. Вероятно, однако, и появление значительных концентра­ ций трески на Мурманском мелко­ водье, его Северном склоне, в Севе­ ро-Центральном районе, за ечет ча­ стичного отхода рыбы от берегов. Весьма перспективными для авгу­ стовского промысла следует считать и некоторые северо-западные райо­ ны. Как известно, в начале лета исключительно плотные и устойчи­ вые концентрации трески облавли­ вались на Западном склоне Медве- жинской банки. Эта рыба продвину­ лась затем на север и северо-восток и может вновь образовать мощные скопления в районе Надежды, Зюйд- капа или Шпицбергена. Уже в пер­ вых числах августа отдельные трау­ леры начали успешный промысел на северо-западе. Итак, есть все основания ожидать улучшения промысловой обстановки в августе. Однако главная задача сейчас — максимально использовать все возможности сегодняшнего дня, добиваясь выполнения плана и в сложившихся трудных условиях. Особенное значение . имеет техника работы орудиями лова при трале­ нии у берегов. Заслуживает внима­ ния, в частности, применение бес- квартропного трала и третьей (гори­ зонтальной) распорной доски. В ря­ де случаев может оказаться целесо­ образным использование не обычного промыслового, а двадцатипятиметро­ вого трала. Очень существенны при работе в прибрежной зоне детали на­ бивки грунтропа, правильный выбор курсов траления, своевременная по­ становка буев. Исключительно важ­ ное значение имеет и промысловая выдержка. Плавсостав тралового флота и бе­ реговые работники самоотверженным трудом должны наверстать в августе упущенное в предыдущие месяцы, добиться преодоления отставания, успешного выполнения плана добы­ чи рыбы. К. КОНСТАНТИНОВ. Старший научный сотруд­ ник ПИНРО, кандидат био­ логических наук. 1. С П У С Т Я год. . . Первые итоги В траловом флот© с каждым месяцем увеличивается число принципиально новых по уст­ ройству рыболовных кораблей — рефрижераторных траулеров кормового траления. Все экипа­ жи этих судов упорно борются за овладение новой техникой, за перевыполнение 'государст­ венного плана первого года ше­ стой пятилетки. Соревнование за максимальный вылов рыбы и выпуск высококачественной рыбной продукции стало первой замечательной традицией экипа­ жей новых траулеров. Рефрижераторный траулер «Гоголь» — второе по счету после «Пушкина» новое судно. Недавно исполнился год со дня вступления этого корабля в строй тралового флота. (Первые итоги нас радуют, но не успо­ каивают. Большого успеха добились моряки передового экипажа за этот год. Вылов рыбы, в перево­ де на сырец, составил более 82 тысяч центнеров. За год выра- В поисковом рейсе Очередное платание нашего кораб­ ля длилось 22 суток. Все это время мы вели поисковые работы на во­ сточном склоне Медвежинакой банки. Перед каждым спуском трала измеря­ ли глубины и. температуру воды, оп­ ределяли наличие пищи для рыбьи Уже с первых дней нами была обнаружена рыба и поставлен буй. За каждое траление, которое длилось по 1 часу 15 — 1 часу 20 минут, поднимали на борт по 1,5— 2 тонны крупной трески. О найденной концентрации сразу же было сообщено промысловым ко­ раблям. Вскоре к нам подошли реф­ рижераторные траулеры «Ярос­ лавль», «Ижевск» и другие. Вначале они имели успех. Но затем, когда ры­ ба временно «отказала», экипажи этих судов не проявили промысловой выдержки,, ушли в другие районы. Но ушли они напрасно, так как ры­ ба здесь была. Несмотря на частые туманы, хо­ рошо оправлялись со своими обязан­ ностями наши судоводители под ру­ ководством капитана Дмитрия Яков­ левича Калюгина. Со знанием дела вооружил орудия лова старший мастер по добыче ры­ бы тов. Ларькин. Хорошо работала палубная коман­ да. Отличились в труде матросы тт. Врублевич, Кожин, Чакий, боц­ ман тов. Першаков. Обнаружив концентрацию рыбы, команда нашего тра/улера доставила в порт 130 тонн рыбы, 12 тонн рыб­ ной муки' около шести тысяч банок консервов. К. РЫЖОВ. Матрос поискового траулера «Моршанск». Ремонтно-механические ма­ стерские Мурманского рыбоком­ бината производят монтаж ли­ нии для транспортировки рыбы на холодильник № 1. На снимке: передовые произ­ водственники мастерских (слева направо) сварщик тов. АНИСИ­ МОВ, бригадир слесарей тов. КОСТЫЛЕВ и слесарь тов. БУТЯКОВ за работой по монта­ жу линии. Фото Б. Алексеева. Для корабельных консервщиков Сейчас при выработке консервов на кораблях дозировка соли и специй производится ручной меркой. Но не tsce консервщики одинаково дозиру­ ют соль и снеции и поэтому готовая продукция, доставленная в порт, бы­ вает иногда «пестрой» по своим вку­ совым качествам. Секцией технического совета глав­ ка принято предложение тов. Образ­ цова об изготовлении брикетов из со­ ли и перца в виде таблеток, упако­ ванных в водонепроницаемую оберт­ ку для использования в консервах на промысле. Первая пробная партия брикетов в количестве 10 тысяч штук зака­ зывается в Москве, а затем после получения необходимого оборудова­ ния, они будут изготовляться в Мур­ манске. ботано и доставлено в порт 4200 тонн высококачественной рыбной продукции, в .том числе 1200 тонн филе; изготовлено свыше 200 тысяч банок консер­ вов, более 600 тонн рыбной му­ ки, вытоплено более 900 центне­ ров рыбьего жира. Годовая при­ быль составила 6 миллионов рублей, в том числе сверхплано­ вая — 2,5 миллиона рублей. Успешный труд моряков «Го­ голя» неоднократно заслуженно поощрялся. За достижение хо­ роших результатов в выполне­ нии плана сентября и октября прошлого года коллективу было присуждено переходящее Крас­ ное знамя Мурманского горис­ полкома и городского комитета КПСС, а за успехи, достигну­ тые в четвертом квартале,— пе­ реходящий вымпел Министер­ ства рыбной промышленности СССР и ВЦСПС. Не снижает темпов труда экипаж и с начала нынешнего года. Во втором квартале моря­ ки «Гоголя» добились макси- малыного вылова среди экипа­ жей однотипных кораблей тра­ лового флота. Это — этапы короткого тру­ дового пути экипажа траулера «Гоголь», который занимает одно из первых мест среди со­ ревнующихся коллективов про­ мысловых судов. Готовим квалифицированные кадры Год — сравнительно неболь­ шой отрезок времени. Как же удалось нашему коллективу в течение года не только хорошо освоить новую технику, но и до­ биться неплохих результатов в выполнении плана? Ответ один: благодаря хорошей ор­ ганизации труда, настойчивости всех членов коллектива в корот­ кий срок овладеть новой техни­ кой, широко развернутому со­ циалистическому соревнованию, возглавляемому коммунистами и комсомольцами, передовиками производства. Техническая учеба как в пер­ вом рейсе, так и по настоящее время — одно из главных за­ нятий моряков. Матросы знако­ мятся с тралмейстерским делом, рыбообработчики овладевают смежными профессиями, мото­ ристы — специальностями то­ каря и слесаря, судоводители настойчиво изучают приборы управления, поисковую аппара­ туру, стремятся в совершенстве знать ее, умело применять. Большая цель — подготовить непосредственно на корабле вы­ сококвалифицированные кадры — все ближе и ближе. Вот при­ меры. Матросы тт. Дюжев и Комраков стали мастерами по добыче рыбы, бывший электрик тов. Чауров третий рейс рабо­ тает электромехаником, сле- сарыналадчик тов. Кочубейник овладел специальностью меха­ ника - наладчика, рыбообра­ ботчик тов. Дюндик, изучив ме­ ханизмы, стал слесарем^налад­ чиком, рыбообработчик тов. Иванов переведен в мастера по обработке рыбы, рыбообработ­ чик тов. Аветисян успешно справляется с обязанностями машиниста рыбомучной установ­ ки, около двадцати матросов повысили свою классность... К этому следует добавить, что многие моряки, получившие у нас специальность, работают на других судах флота. Правильная организация тех­ нической учебы дала хорошие результаты: почти все специа­ листы ведущих профессий — это наши кадровые работники, пришедшие на судно перед на­ чалом первого или второго рей­ сов, т. е. почти год тому назад. В настоящее время 8 членов экипажа осваивают специаль­ ность моториста, матросы тт. Евтих и Колюпанов готовят­ ся к сдаче зачетов на мастеров по добыче рыбы, рыбообработ­ чик тов. Самолнин изучает реф­ рижераторное дело, стремясь стать машинистом холодильной установки корабля. Нормовое траление освоено Особое внимание было уделе­ но освоению техники кормового траления. |Вначале встречалось (немало неполадок и переделок, но благодаря творческой ини­ циативе многих членов экипажа выработался определенный, да­ ющий неплохие результаты стиль работы. Даже промысло­ вое расписание, составленное в первом рейсе, уже спустя два рейса было переработано. На­ копленный опыт позволяет нам добиваться успеха в самых сложных условиях. Промысел ведем даже в «свет жую» погоду, цри волнении в 7—8 баллов. Необходимо отме­ тить, что при пятибалльном вол­ нении моря спуск трала произ­ водится в любом направлении, даже «лагом». При более зна­ чительном волнении спуск тра­ ла производится только в двух направлениях — на ветер и по ветру, причем спускать его луч­ ше на ветер, так как в этом слу­ чае наблюдается меньше рыв­ ков, а волна не заходит на ра­ бочую палубу. При подъеме трала часто приходится разворачиваться и ложиться по волнам, которые сильно бьют под подзор, вы­ зывая сотрясение корпуса суд­ на. Чтобы избежать этого, сле­ дует прибавлять ходу, сообра­ зуясь с обстановкой. Даже при выборке ваеров дается малый, а иногда и средний ход. Управление судном во время спуска трала при волнении до четырех баллов производится с помощью гирорулевого, что спо­ собствует более точному удер­ жанию траулера на промысло­ вых курсах. Из-за значительной парусно­ сти суда типа «Пушкин» име­ ют большой дрейф, поэтому при волнении свыше .пяти баллов судоводители нашего корабля стараются выбирать промысло­ вые курсы с таким расчетом, чтобы дрейф не превышал 15 градусов. Скорость траления всякий раз определяется в зависимости от грунтовых условий и ассор­ тимента рыбы. Так, на плохом грунте или при облове пикши скорость у нас обычно поддер­ живается в 3 ,3—3,4 мили в час, при хорошем грунте, облав­ ливая треску, скорость судна равна 3,2 мили в час, при ра­ боте на окуневом промысле она снижается до 2,8 — 3 мили в час. В этом деле не может быть шаблона — скорость каждый раз приходится определять в за­ висимости от условий. Тан, об­ лавливая треску, мы учитываем ее размер. Когда в уловах пре­ обладает крупная рыба — ско­ рость следует уменьшить, а ес­ ли ровная и мелкая — увели­ чить. В. КУЗНЕЦОВ. Старший помощник ка­ питана траулера «Го­ голь». Баренцево море. Премия за экономию электроэнергии Во втором квартале с. г. на пред­ приятиях Мурманского рыбокомбина­ та было сэкономлено свыше 200 ты­ сяч киловатт-часов электроэнерши. По условиям соревнования за эко­ номию электроэнергии на промыш­ ленных предприятиях облисполком и облсовпроф на днях присудили ком­ бинату третью денежную премию. За достигнутые результаты в эко­ номии электроэнергии премирована группа инженерно-тахяичеюкйх ра­ ботников и электриков управления и предприятий комбината.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz