Рыбный Мурман. 1956 г. Август.
№ 94 (490), 9 августа 1956 г Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н 3 В августе наверстать упущенное В июле траловый флот работал неудовлетворительно. Условия про мысла в течение почти всего месяца былп неблагоприятными. Концентра ции трески отличались крайней неустойчивостью и держались в уз кой прибрежной полосе, где трале ния часто сопровождались авариями. За 25 дпей июля флот израсходовал на местные переходы по квадратам 9,5 процента и на починку тралов 11,2 процента общего промыслового времени. На ходе лова неблагоприят но отразилось также и то, что тре ска надолго оставляла придонные горизонты. С борта экспедиционного судна ППНРО «Персеи-2» было сде лано много гидроакустических на блюдении, подтверждающих пребы вание массы рыбы в толще воды. Трудно с уверенностью сказать, чем объясняются особенности рас пределения и поведения трески в июле. Повидимому, неустойчивость, подвижность косяков вызвана дефи цитом корма. Как показал анализ желудков, треска в прибрежной по лосе питалась очень слабо, случай ной пищей, голодная рыба была вы нуждена- «рыскать» по веем направ лениям. Данные мечения показы вают, что одни экземпляры соверша ли местные передвижения на запад, другие — на восток, причем послед нее направление было более типич ным. Температура воды в текущем го ду держалась ниже среднего много летнего уровня. Летний прогрев ох ватил только поверхностные слои п узкую прибрежную полосу. Этим, возможно, отчасти объясняется рас пространение рыбы вдоль самого по бережья, а также, подъем в верхние слои. Из-за медленности прогрева ния моря треска дольше обычного задержалась в западных районах. До конца июля отдельные подъемы трески удавалось брать в Норвеж ском жолобе и на Финмаркенской банке. Очень заметную, подчас преобла дающую роль в июльских уловах играла пикша. Ее запасы за послед ние годы значительно возросли, благодаря чрезвычайно высокой чис ленности «урожайнош» поколения 1950 года. Сейчас экземпляры этого поколения достигли длины около 50 см и почти килограммового веса. В целом условия промысла в ию ле были весьма сложными; не улуч шились они и в первые дни августа. В дальнейшем промысловая обста новка, несомненно, сделается значи тельно более благоприятной. Ведь неудачи промысла объясняются от нюдь не обеднением запасов, не об щим снижением численности рыбы, а временными особенностями ее распределения и поведения. В течение августа на Кашшскую банку будут подходить новые кон- ПИСЬМА С ТРАУЛЕРА „ГОГОЛЬ“ цснтрацип пикши; во второй поло вине месяца возможно появление пикши и на Канино'-Колгуевском мелководье. Сейчас там слишком низкая для пикши температура; но мелководная юго-восточная • часть моря^ прогревается довольно быстро. На Кашгно-Колгуевское мелководье, а позже и в район Колгуева пройдут наиболее крупные экземпляры пик ши. Можно ожидать, что в течение всего августа, а также и в осенние месяцы пикша сохранит ведущее значение в уловах. Треска в августе будет удержи ваться в прибрежных районах, по степенно продвигаясь в восточном направлении. Вероятно, однако, и появление значительных концентра ций трески на Мурманском мелко водье, его Северном склоне, в Севе ро-Центральном районе, за ечет ча стичного отхода рыбы от берегов. Весьма перспективными для авгу стовского промысла следует считать и некоторые северо-западные райо ны. Как известно, в начале лета исключительно плотные и устойчи вые концентрации трески облавли вались на Западном склоне Медве- жинской банки. Эта рыба продвину лась затем на север и северо-восток и может вновь образовать мощные скопления в районе Надежды, Зюйд- капа или Шпицбергена. Уже в пер вых числах августа отдельные трау леры начали успешный промысел на северо-западе. Итак, есть все основания ожидать улучшения промысловой обстановки в августе. Однако главная задача сейчас — максимально использовать все возможности сегодняшнего дня, добиваясь выполнения плана и в сложившихся трудных условиях. Особенное значение . имеет техника работы орудиями лова при трале нии у берегов. Заслуживает внима ния, в частности, применение бес- квартропного трала и третьей (гори зонтальной) распорной доски. В ря де случаев может оказаться целесо образным использование не обычного промыслового, а двадцатипятиметро вого трала. Очень существенны при работе в прибрежной зоне детали на бивки грунтропа, правильный выбор курсов траления, своевременная по становка буев. Исключительно важ ное значение имеет и промысловая выдержка. Плавсостав тралового флота и бе реговые работники самоотверженным трудом должны наверстать в августе упущенное в предыдущие месяцы, добиться преодоления отставания, успешного выполнения плана добы чи рыбы. К. КОНСТАНТИНОВ. Старший научный сотруд ник ПИНРО, кандидат био логических наук. 1. С П У С Т Я год. . . Первые итоги В траловом флот© с каждым месяцем увеличивается число принципиально новых по уст ройству рыболовных кораблей — рефрижераторных траулеров кормового траления. Все экипа жи этих судов упорно борются за овладение новой техникой, за перевыполнение 'государст венного плана первого года ше стой пятилетки. Соревнование за максимальный вылов рыбы и выпуск высококачественной рыбной продукции стало первой замечательной традицией экипа жей новых траулеров. Рефрижераторный траулер «Гоголь» — второе по счету после «Пушкина» новое судно. Недавно исполнился год со дня вступления этого корабля в строй тралового флота. (Первые итоги нас радуют, но не успо каивают. Большого успеха добились моряки передового экипажа за этот год. Вылов рыбы, в перево де на сырец, составил более 82 тысяч центнеров. За год выра- В поисковом рейсе Очередное платание нашего кораб ля длилось 22 суток. Все это время мы вели поисковые работы на во сточном склоне Медвежинакой банки. Перед каждым спуском трала измеря ли глубины и. температуру воды, оп ределяли наличие пищи для рыбьи Уже с первых дней нами была обнаружена рыба и поставлен буй. За каждое траление, которое длилось по 1 часу 15 — 1 часу 20 минут, поднимали на борт по 1,5— 2 тонны крупной трески. О найденной концентрации сразу же было сообщено промысловым ко раблям. Вскоре к нам подошли реф рижераторные траулеры «Ярос лавль», «Ижевск» и другие. Вначале они имели успех. Но затем, когда ры ба временно «отказала», экипажи этих судов не проявили промысловой выдержки,, ушли в другие районы. Но ушли они напрасно, так как ры ба здесь была. Несмотря на частые туманы, хо рошо оправлялись со своими обязан ностями наши судоводители под ру ководством капитана Дмитрия Яков левича Калюгина. Со знанием дела вооружил орудия лова старший мастер по добыче ры бы тов. Ларькин. Хорошо работала палубная коман да. Отличились в труде матросы тт. Врублевич, Кожин, Чакий, боц ман тов. Першаков. Обнаружив концентрацию рыбы, команда нашего тра/улера доставила в порт 130 тонн рыбы, 12 тонн рыб ной муки' около шести тысяч банок консервов. К. РЫЖОВ. Матрос поискового траулера «Моршанск». Ремонтно-механические ма стерские Мурманского рыбоком бината производят монтаж ли нии для транспортировки рыбы на холодильник № 1. На снимке: передовые произ водственники мастерских (слева направо) сварщик тов. АНИСИ МОВ, бригадир слесарей тов. КОСТЫЛЕВ и слесарь тов. БУТЯКОВ за работой по монта жу линии. Фото Б. Алексеева. Для корабельных консервщиков Сейчас при выработке консервов на кораблях дозировка соли и специй производится ручной меркой. Но не tsce консервщики одинаково дозиру ют соль и снеции и поэтому готовая продукция, доставленная в порт, бы вает иногда «пестрой» по своим вку совым качествам. Секцией технического совета глав ка принято предложение тов. Образ цова об изготовлении брикетов из со ли и перца в виде таблеток, упако ванных в водонепроницаемую оберт ку для использования в консервах на промысле. Первая пробная партия брикетов в количестве 10 тысяч штук зака зывается в Москве, а затем после получения необходимого оборудова ния, они будут изготовляться в Мур манске. ботано и доставлено в порт 4200 тонн высококачественной рыбной продукции, в .том числе 1200 тонн филе; изготовлено свыше 200 тысяч банок консер вов, более 600 тонн рыбной му ки, вытоплено более 900 центне ров рыбьего жира. Годовая при быль составила 6 миллионов рублей, в том числе сверхплано вая — 2,5 миллиона рублей. Успешный труд моряков «Го голя» неоднократно заслуженно поощрялся. За достижение хо роших результатов в выполне нии плана сентября и октября прошлого года коллективу было присуждено переходящее Крас ное знамя Мурманского горис полкома и городского комитета КПСС, а за успехи, достигну тые в четвертом квартале,— пе реходящий вымпел Министер ства рыбной промышленности СССР и ВЦСПС. Не снижает темпов труда экипаж и с начала нынешнего года. Во втором квартале моря ки «Гоголя» добились макси- малыного вылова среди экипа жей однотипных кораблей тра лового флота. Это — этапы короткого тру дового пути экипажа траулера «Гоголь», который занимает одно из первых мест среди со ревнующихся коллективов про мысловых судов. Готовим квалифицированные кадры Год — сравнительно неболь шой отрезок времени. Как же удалось нашему коллективу в течение года не только хорошо освоить новую технику, но и до биться неплохих результатов в выполнении плана? Ответ один: благодаря хорошей ор ганизации труда, настойчивости всех членов коллектива в корот кий срок овладеть новой техни кой, широко развернутому со циалистическому соревнованию, возглавляемому коммунистами и комсомольцами, передовиками производства. Техническая учеба как в пер вом рейсе, так и по настоящее время — одно из главных за нятий моряков. Матросы знако мятся с тралмейстерским делом, рыбообработчики овладевают смежными профессиями, мото ристы — специальностями то каря и слесаря, судоводители настойчиво изучают приборы управления, поисковую аппара туру, стремятся в совершенстве знать ее, умело применять. Большая цель — подготовить непосредственно на корабле вы сококвалифицированные кадры — все ближе и ближе. Вот при меры. Матросы тт. Дюжев и Комраков стали мастерами по добыче рыбы, бывший электрик тов. Чауров третий рейс рабо тает электромехаником, сле- сарыналадчик тов. Кочубейник овладел специальностью меха ника - наладчика, рыбообра ботчик тов. Дюндик, изучив ме ханизмы, стал слесарем^налад чиком, рыбообработчик тов. Иванов переведен в мастера по обработке рыбы, рыбообработ чик тов. Аветисян успешно справляется с обязанностями машиниста рыбомучной установ ки, около двадцати матросов повысили свою классность... К этому следует добавить, что многие моряки, получившие у нас специальность, работают на других судах флота. Правильная организация тех нической учебы дала хорошие результаты: почти все специа листы ведущих профессий — это наши кадровые работники, пришедшие на судно перед на чалом первого или второго рей сов, т. е. почти год тому назад. В настоящее время 8 членов экипажа осваивают специаль ность моториста, матросы тт. Евтих и Колюпанов готовят ся к сдаче зачетов на мастеров по добыче рыбы, рыбообработ чик тов. Самолнин изучает реф рижераторное дело, стремясь стать машинистом холодильной установки корабля. Нормовое траление освоено Особое внимание было уделе но освоению техники кормового траления. |Вначале встречалось (немало неполадок и переделок, но благодаря творческой ини циативе многих членов экипажа выработался определенный, да ющий неплохие результаты стиль работы. Даже промысло вое расписание, составленное в первом рейсе, уже спустя два рейса было переработано. На копленный опыт позволяет нам добиваться успеха в самых сложных условиях. Промысел ведем даже в «свет жую» погоду, цри волнении в 7—8 баллов. Необходимо отме тить, что при пятибалльном вол нении моря спуск трала произ водится в любом направлении, даже «лагом». При более зна чительном волнении спуск тра ла производится только в двух направлениях — на ветер и по ветру, причем спускать его луч ше на ветер, так как в этом слу чае наблюдается меньше рыв ков, а волна не заходит на ра бочую палубу. При подъеме трала часто приходится разворачиваться и ложиться по волнам, которые сильно бьют под подзор, вы зывая сотрясение корпуса суд на. Чтобы избежать этого, сле дует прибавлять ходу, сообра зуясь с обстановкой. Даже при выборке ваеров дается малый, а иногда и средний ход. Управление судном во время спуска трала при волнении до четырех баллов производится с помощью гирорулевого, что спо собствует более точному удер жанию траулера на промысло вых курсах. Из-за значительной парусно сти суда типа «Пушкин» име ют большой дрейф, поэтому при волнении свыше .пяти баллов судоводители нашего корабля стараются выбирать промысло вые курсы с таким расчетом, чтобы дрейф не превышал 15 градусов. Скорость траления всякий раз определяется в зависимости от грунтовых условий и ассор тимента рыбы. Так, на плохом грунте или при облове пикши скорость у нас обычно поддер живается в 3 ,3—3,4 мили в час, при хорошем грунте, облав ливая треску, скорость судна равна 3,2 мили в час, при ра боте на окуневом промысле она снижается до 2,8 — 3 мили в час. В этом деле не может быть шаблона — скорость каждый раз приходится определять в за висимости от условий. Тан, об лавливая треску, мы учитываем ее размер. Когда в уловах пре обладает крупная рыба — ско рость следует уменьшить, а ес ли ровная и мелкая — увели чить. В. КУЗНЕЦОВ. Старший помощник ка питана траулера «Го голь». Баренцево море. Премия за экономию электроэнергии Во втором квартале с. г. на пред приятиях Мурманского рыбокомбина та было сэкономлено свыше 200 ты сяч киловатт-часов электроэнерши. По условиям соревнования за эко номию электроэнергии на промыш ленных предприятиях облисполком и облсовпроф на днях присудили ком бинату третью денежную премию. За достигнутые результаты в эко номии электроэнергии премирована группа инженерно-тахяичеюкйх ра ботников и электриков управления и предприятий комбината.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz