Рыбный Мурман. 1956 г. Апрель.

Работаем и учимся Еще находясь в рядах Советской Армии, я много слышал от своих то- варищей-мурманчан о Баренцевом море. Эти рассказы пробудили во мне желание самому стать моряком, на необъятных просторах океана трудиться на благо Родины. После демобилизации я приехал в совет­ ское Заполярье, поступил на работу в траловый флот и был направлен на траулер «Сталинград». Вначале было трудно работать на открытой палубе, приходилось при­ выкать к качке, запоминать незна­ комые термины и названия промыс­ лового оборудования и снаряжения. Стать настоящим промысловиком мне помогли опытные матросы, та­ кие, как тов. Шпига и другие. Как раз в то время экипаж наше­ го корабля, обсудив свои возможно­ сти, принял на себя повышенное обязательство на 1955 год. Месяц за месяцем я внимательно присмат­ ривайся к тому, как трудятся быва­ лые моряки. Работать приходилось и в тихую и в штормовую погоду. Так постепенно я освоил морское дело и стал матросом первого класса. Сейчас у нас на корабле также плавают новички. Я, мой товарищ тов. Перцев и другие помогаем им правильно организовать свой труд, постоянно учим, как нужно разделы­ вать улов, производить различные операции с тралом. На корабле ведется борьба за уп­ лотнение рабочего времени. Напри­ мер, чтобы рыба долго не залежива­ лась на палубе, мы, заступив па вахту, стараемся производить подго­ товку рабочих мест во время трав­ ления ваеров. За каждым матросом на судне за­ креплены определенные ножи, годо- ворубные топорики и т. д. К нача­ лу работы все эти инструменты бы­ вают хорошо наточены и выправ­ лены. Каждый матрос корабля борется за выполнение своих индивидуаль­ ных обязательств и вместе с тем внимательно следит за тем, как тру­ дится его товарищ, чтобы в случае надобности прийти к нему на по­ мощь. А. ХАРЛАМОВ. Матрос траулера «Сталинград». 54 ☆ 5 . 8 3 7 ч а с о в б е з п р о с т о я Траулер «Сталинград» относится к группе дизельных промысловых судов с большим радиусом действия. Он оснащен сложными механизма­ ми и электрооборудованием. Поэто­ му, когда в прошлом году коллектив корабля принимал на себя повы­ шенные социалистические обяза­ тельства, все наши механики и мо­ тористы хорошо понимали, какая большая доля ответственности ло­ жится на них. И каждый член на­ шего дружного коллектива поставил перед собой задачу: как можно луч­ ше справляться с порученным ему делом, содержать в образцовом по­ рядке все судовые механизмы. Успех рейса прежде всего зави­ сит от того, как проведена к нему подготовка. В период стоянки ко­ рабля в порту мы всегда уделяли и уделяем большое внимание главно­ му двигателю. Именно поэтому он у нас проработал в прошлом году 5.837 часов без простоев и задер­ жек. Хорошо действовали судовые механизмы и в первом рейсе этого года. На траулере немало опытных спе­ циалистов. Второй механик тов. Па- сынко, мотористы тт. Бородуля, Арсеньев, Омельченко и другие на протяжении многих междурейсовых стоянок выполняли сложные ре­ монтные работы. Они своими сила­ ми заменяли и подгоняли мотыле- вые подшипники, меняли всасываю­ щие и выхлопные клапаны, прота­ чивали и притирали посадочные по­ ля гнезд. Было время, когда эти и многие другие работы мы поручали выполнять судоремонтному заводу Главмурманрыбпрома. Благодаря инициативе наших механиков и мо­ тористов большинство таких работ выполняется сейчас силами моря­ ков. На нашем корабле только два действующих вспомогательных дви­ гателя. Один из них вырабатывает электроэнергию для освещения ко­ рабля. С помощью другого приво­ дится в действие электролебедка. Чтобы обойтись без третьего вспо­ могательного двигателя, нам прихо­ дится особенно тщательно произво-; дить профилактический ремонт двух действующих. Большую часть работ мы выполняем без помощи завода. Механик тов. Арбаев, мотористы тт. Каюков и Погребняк своими силами производили чистку двигателей, за­ меняли поршневые кольца, выбирали слабины в мотылевых и рамовых подшипниках и выполняли другие работы. Так, например, члены ма­ шинной команды своими силами притирали клапаны трубопроводов и паропроводов, что позволило зна­ чительно сократить расходование пресной воды, топлива и смазочных масел. Многие работы мы производим не только в порту, но и в море, ис­ пользуя для этого время, когда про­ изводится спуск и подъем трала,' в штормовую погоду и т. д. К. ЗУБКОВ. f t <3 Борясь за сохранение вверенных нам механизмов от коррозии, меха­ ники и мотористы систематически производят очистку и окраску всех агрегатов и служебных помещений. Очень многое дал нам проводив­ шийся в прошлом году обществен­ ный смотр технического состояния судов. За время смотра были выяв­ лены многие дефекты и неполадки в механизмах и агрегатах. Это позво­ лило еще лучше организовать рабо­ ту, избегать вынужденных просто­ ев, экономить топливо и смазочные материалы. Так, чтобы сберечь как можно больше машинного масла, мы очищаем уже отработанное масло, пропускаем его через сепаратор и используем вновь. Большое внима­ ние уделяется на корабле состоянию масляных колец двигателей. Ведь чем меньше кольца изнашиваются, тем меньше расходуется смазочных материалов. Серьезно занимаемся мы и эконо­ мней дизельного топлива. Члены ма­ шинной команды стараются как можно точнее регулировать топлив­ ную аппаратуру, следят за исправ­ ным состоянием насосов, форсунок и фильтров, правильностью газорас­ пределения. На корабле систематически про­ водятся занятия по повышению ква­ лификации специалистов. На каж­ дый рейс составляется хорошо про­ думанный план технической учебы. Тема каждого занятия, дата его про­ ведения и товарищ, который будет руководить учебой, утверждаются заранее. Большую помощь оказывают на­ ши механики и мотористы палубной команде. Своими силами мы произ­ водим ремонт промыслового оборудо­ вания, протачиваем пальцы и роли­ ки, изготовляем штауферные тавот- ницы к центральным тумбам, про­ изводим проточку соединительных скоб, а также выполняем другие ра­ боты в помощь мастерам по добыче рыбы. В прошлом году многие наши мо­ ряки были направлены на курсы по повышению квалификации и сейчас успешно работают на других кораблях. Все механики и мотористы трау­ лера «Сталинград» активно борются за сокращение срока стоянки судна в порту. Благодаря этому в прошлом году наш траулер, как правило, уходил в море строго по графику, экипаж имел возможность больше времени находиться на промысле. Сейчас на корабле широко раз­ вернулось социалистическое сорев­ нование за достойную встречу меж­ дународного праздника трудящихся 1 Мая. Машинная команда прини­ мает в нем активное участие. К. ЗУБКОВ. Старший механик траулера «Сталинград». Дружными усилиями В первых числах февраля этого года в море разразился сильный шторм. Как и экипажи других су- тов, моряки траулера «Сталинград» были вынуждены временно прекра­ тить промысел. Корабль лег в дрейф. Однако это не послужило поводом для отдыха. Мотористы тт. Смирнов и Мичурин- во главе с вахтенным механиком тов. Арбаевым разобрали дигель-динамо № 3, сменили изно­ сившиеся кольца, выполнили другие работы. Таких примеров можно было бы привести немало. Все члены машин­ ной команды траулера «Сталинград» с чувством большой ответственно­ сти относятся к порученному им де­ лу. Каждый моторист на судне име­ ет конкретные социалистические обязательства и старается как мож­ но лучше их выполнить. Отвечая за определенные механизмы и агрега­ ты, мотористы траулера «Сталин­ град» систематически производят их осмотр и ремонт. Уходя в море, мы обычно приво­ дим в порядок все агрегаты, в част­ ности ликвидируем слабины, моем картер, циркуляционную систему. Когда через 45 суток плавания ко­ рабль приходит в Тюва-губу, чтобы пополнить запас воды и промысло­ вого снаряжения, мы вновь, пользу­ ясь стоянкой, осматриваем все агре­ гаты и производим необходимые ре­ монтные работы. Траулеру «Сталинград» уже дав­ но пора стать в средний ремонт. Однако благодаря дружным усили­ ям членов машинной команды мы, возвратясь из первого в этом году рейса, вновь отправляемся на про­ мысел. Во время работы в море мы постараемся как можно лучше под­ готовиться к предстоящему ремон­ ту, составить дефектные ведомости, выявить все, что нужно будет сде­ лать для оказания помощи судоре­ монтникам в их работе. М. ДЬЯЧЕК. Старший моторист траулера «Сталинград». Г. АРСЕНЬЕВ. Моторист. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА НА ВАХТЕ Вахта — основное звено, обеспе­ чивающее успешную работу коллек­ тива траулера. От того, как матросы той или иной вахты производят спуск и подъем трала, переходят с трала на трал, разделывают рыбу, выполняют другие производственные операции, зависит успех борьбы за достижение высоких уловов. Когда экипаж траулера «Сталин­ град» взял на себя в 1955 году по­ вышенные обязательства, на корабле широко развернулось социалистиче­ ское соревнование. С честью спра­ вившись с ними, наш коллектив про­ должал бороться за высокие показа­ тели в труде и в первом рейсе теку­ щего года. В этом рейсе мы перевы­ полнили задание. В этой статье я хочу рассказать о том, как на нашем корабле организо­ ван труд вахт, как все мы боремся за наибольший вылов рыбы. Прежде всего, как организован труд на нашей и других вахтах. Все мы, борясь за высокие уловы, стре­ мимся как можно лучше выпол­ нять свои обязанности, стараем­ ся использовать опыт экипажей передовых судов, быстро и четко производить все операции с тралом, без задержек и доброкачественно раз­ делывать рыбу. "Каждая вахта состоит из шести матросов — двух первого, двух вто­ рого и двух третьего классов. При спуске трала все они принимают участие в выбрасывании мешка за борт. Как только он оказывается спущенным и удавной трос хорошо подтянуло, отдаются грунтропные цепки и все матросы становятся по своим местам. Один матрос первого класса вместе с матросом второго класса становится у кормовой доски. Другой же матрос первого класса вместе с матрос§м третьего класса занимает место у лебедки, а два матроса — второго и третьего клас­ сов — у носовой доски. Когда мастер по добыче рыбы на­ чинает травить кабеля, матросы, стоящие у лебедки, следят, чтобы они шли свободно и ни за что не за­ девали. Одновременно дают слабую кабеля, соединяют переходной конец с кабелем, приготовляют траловые доски к спуску. При подъеме трала расстановка сил на судне та же самая, что и при спуске, но только до взятия грунт- ропов. Как только они берутся, мат­ рос первого класса, тот, что стоял до этого у лебедки, вирает носовой квартроп. Матрос же первого клас­ са, стоящий ранее у кормовой доски, теперь становится к вентилю лебед­ ки, а его напарник — матрос второ­ го класса — вирает кормовой квар­ троп. Один матрос второго класса и два матроса третьего класса вместе с мастером по добыче рыбы за­ нимаются подъемом мешка. Таким образом, каждый из наших матросов выполняет строго опреде­ ленные обязанности. Это позволяет морякам хорошо отработать произ­ водственные операции, быстро, чет­ ко, без каких бы то ни было задер­ жек выполнять свою работу. Также тщательно организован у нас труд и за рыборазделочными столами. На всех вахтах главное внимание уделяется не только быст­ роте, но и качеству разделки улова. Вот как это выглядит на прак­ тике. Если рыба в трал попала не крупная и ее сравнительно немного, то два матроса первого класса и один матрос второго класса за­ нимаются разделкой улова. При этом матросы первого класса, так как они работают быстрее, становятся даль­ ше от головорубщиков, а матрос вто­ рого класса рядом с ними. Разделы­ вая улов, он одновременно подталки­ вает рыбу товарищам. Другой же матрос второго класса рубит рыбьи головы. Рядом с ним этим же за­ нимается, перенимая опыт работы, матрос третьего класса. Второй мат­ рос третьего класса подает рыбу. Когда рыбы в трал попадает осо­ бенно много и она крупная, то обя­ занности на вахтах траулера «Ста­ линград» распределяются следую­ щим образом: два наиболее опытных матроса разделывают рыбу, двое — рубят рыбьи головы, один Из матро­ сов третьего класса учится разде­ лывать рыбу, а другой подает ее на рыборазделочный стол. Тщательно продуманная органи­ зация труда, регулярно проводимая техническая учеба, стремление всех матросов успешно справляться со своими социалистическими обяза­ тельствами помогают коллективу добиваться высоких уловов. Многие из опытных матросов, ко­ торые являются у нас застрельщи­ ками социалистического соревнова­ ния и помогают молодежи овладе­ вать морской профессией, ранее бы­ ли новичками. Так, например, в на­ чале прошлого года матрос первой вахты тов. Перцев имел всего лишь третий класс. Вместе со своими то­ варищами он тогда принял обяза­ тельство способствовать сокращению времени, затрачиваемого на спуск и подъем трала, перевыполнять нор­ мы по разделке рыбы и стать матро­ сом второго класса. Для этого ему пришлось с помощью товарищей упорно учиться. Но слово свое он сдержал. Сейчас тов. Перцев рабо­ тает матросом первого класса, а в случае надобности может заменить и мастера по добыче рыбы. Такой же путь прошел на нашем корабле и матрос тов. Харламов. После демобилизации из Советской Армии он в начале прошлого года поступил на работу в траловый флот и был направлен на траулер «Сталинград». Шефство над нович­ ком взял опытный матрос тов. Яушкин. Благодаря его помощи тов. Харламов овладел промысловым де­ лом и стал отличным работником — матросом первого класса и теперь учит других. Так, когда с одного из промысловых кораблей к нам пере­ шел матрос тов. Егошин, выясни­ лось, что он недостаточно подготов­ лен к работе в море. С ним стал в числе других заниматься матрос тов. Харламов, и он также в совершенст­ ве овладел своим делом. Так организован труд на нашей и других вахтах. Это во многом помог­ ло экипажу успешно справиться со своими обязательствами в прошлом году, перевыполнить задание послед­ него рейса. Соревнуясь за достой­ ную встречу 1 Мая, коллектив на­ шей вахты так же, как и все моря­ ки траулера, будет работать еще лучше. С. ЧЕРНИКОВ. Третий помощник капитана траулера «Сталинград».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz