Рыбный Мурман. 1956 г. Апрель.
Работаем и учимся Еще находясь в рядах Советской Армии, я много слышал от своих то- варищей-мурманчан о Баренцевом море. Эти рассказы пробудили во мне желание самому стать моряком, на необъятных просторах океана трудиться на благо Родины. После демобилизации я приехал в совет ское Заполярье, поступил на работу в траловый флот и был направлен на траулер «Сталинград». Вначале было трудно работать на открытой палубе, приходилось при выкать к качке, запоминать незна комые термины и названия промыс лового оборудования и снаряжения. Стать настоящим промысловиком мне помогли опытные матросы, та кие, как тов. Шпига и другие. Как раз в то время экипаж наше го корабля, обсудив свои возможно сти, принял на себя повышенное обязательство на 1955 год. Месяц за месяцем я внимательно присмат ривайся к тому, как трудятся быва лые моряки. Работать приходилось и в тихую и в штормовую погоду. Так постепенно я освоил морское дело и стал матросом первого класса. Сейчас у нас на корабле также плавают новички. Я, мой товарищ тов. Перцев и другие помогаем им правильно организовать свой труд, постоянно учим, как нужно разделы вать улов, производить различные операции с тралом. На корабле ведется борьба за уп лотнение рабочего времени. Напри мер, чтобы рыба долго не залежива лась на палубе, мы, заступив па вахту, стараемся производить подго товку рабочих мест во время трав ления ваеров. За каждым матросом на судне за креплены определенные ножи, годо- ворубные топорики и т. д. К нача лу работы все эти инструменты бы вают хорошо наточены и выправ лены. Каждый матрос корабля борется за выполнение своих индивидуаль ных обязательств и вместе с тем внимательно следит за тем, как тру дится его товарищ, чтобы в случае надобности прийти к нему на по мощь. А. ХАРЛАМОВ. Матрос траулера «Сталинград». 54 ☆ 5 . 8 3 7 ч а с о в б е з п р о с т о я Траулер «Сталинград» относится к группе дизельных промысловых судов с большим радиусом действия. Он оснащен сложными механизма ми и электрооборудованием. Поэто му, когда в прошлом году коллектив корабля принимал на себя повы шенные социалистические обяза тельства, все наши механики и мо тористы хорошо понимали, какая большая доля ответственности ло жится на них. И каждый член на шего дружного коллектива поставил перед собой задачу: как можно луч ше справляться с порученным ему делом, содержать в образцовом по рядке все судовые механизмы. Успех рейса прежде всего зави сит от того, как проведена к нему подготовка. В период стоянки ко рабля в порту мы всегда уделяли и уделяем большое внимание главно му двигателю. Именно поэтому он у нас проработал в прошлом году 5.837 часов без простоев и задер жек. Хорошо действовали судовые механизмы и в первом рейсе этого года. На траулере немало опытных спе циалистов. Второй механик тов. Па- сынко, мотористы тт. Бородуля, Арсеньев, Омельченко и другие на протяжении многих междурейсовых стоянок выполняли сложные ре монтные работы. Они своими сила ми заменяли и подгоняли мотыле- вые подшипники, меняли всасываю щие и выхлопные клапаны, прота чивали и притирали посадочные по ля гнезд. Было время, когда эти и многие другие работы мы поручали выполнять судоремонтному заводу Главмурманрыбпрома. Благодаря инициативе наших механиков и мо тористов большинство таких работ выполняется сейчас силами моря ков. На нашем корабле только два действующих вспомогательных дви гателя. Один из них вырабатывает электроэнергию для освещения ко рабля. С помощью другого приво дится в действие электролебедка. Чтобы обойтись без третьего вспо могательного двигателя, нам прихо дится особенно тщательно произво-; дить профилактический ремонт двух действующих. Большую часть работ мы выполняем без помощи завода. Механик тов. Арбаев, мотористы тт. Каюков и Погребняк своими силами производили чистку двигателей, за меняли поршневые кольца, выбирали слабины в мотылевых и рамовых подшипниках и выполняли другие работы. Так, например, члены ма шинной команды своими силами притирали клапаны трубопроводов и паропроводов, что позволило зна чительно сократить расходование пресной воды, топлива и смазочных масел. Многие работы мы производим не только в порту, но и в море, ис пользуя для этого время, когда про изводится спуск и подъем трала,' в штормовую погоду и т. д. К. ЗУБКОВ. f t <3 Борясь за сохранение вверенных нам механизмов от коррозии, меха ники и мотористы систематически производят очистку и окраску всех агрегатов и служебных помещений. Очень многое дал нам проводив шийся в прошлом году обществен ный смотр технического состояния судов. За время смотра были выяв лены многие дефекты и неполадки в механизмах и агрегатах. Это позво лило еще лучше организовать рабо ту, избегать вынужденных просто ев, экономить топливо и смазочные материалы. Так, чтобы сберечь как можно больше машинного масла, мы очищаем уже отработанное масло, пропускаем его через сепаратор и используем вновь. Большое внима ние уделяется на корабле состоянию масляных колец двигателей. Ведь чем меньше кольца изнашиваются, тем меньше расходуется смазочных материалов. Серьезно занимаемся мы и эконо мней дизельного топлива. Члены ма шинной команды стараются как можно точнее регулировать топлив ную аппаратуру, следят за исправ ным состоянием насосов, форсунок и фильтров, правильностью газорас пределения. На корабле систематически про водятся занятия по повышению ква лификации специалистов. На каж дый рейс составляется хорошо про думанный план технической учебы. Тема каждого занятия, дата его про ведения и товарищ, который будет руководить учебой, утверждаются заранее. Большую помощь оказывают на ши механики и мотористы палубной команде. Своими силами мы произ водим ремонт промыслового оборудо вания, протачиваем пальцы и роли ки, изготовляем штауферные тавот- ницы к центральным тумбам, про изводим проточку соединительных скоб, а также выполняем другие ра боты в помощь мастерам по добыче рыбы. В прошлом году многие наши мо ряки были направлены на курсы по повышению квалификации и сейчас успешно работают на других кораблях. Все механики и мотористы трау лера «Сталинград» активно борются за сокращение срока стоянки судна в порту. Благодаря этому в прошлом году наш траулер, как правило, уходил в море строго по графику, экипаж имел возможность больше времени находиться на промысле. Сейчас на корабле широко раз вернулось социалистическое сорев нование за достойную встречу меж дународного праздника трудящихся 1 Мая. Машинная команда прини мает в нем активное участие. К. ЗУБКОВ. Старший механик траулера «Сталинград». Дружными усилиями В первых числах февраля этого года в море разразился сильный шторм. Как и экипажи других су- тов, моряки траулера «Сталинград» были вынуждены временно прекра тить промысел. Корабль лег в дрейф. Однако это не послужило поводом для отдыха. Мотористы тт. Смирнов и Мичурин- во главе с вахтенным механиком тов. Арбаевым разобрали дигель-динамо № 3, сменили изно сившиеся кольца, выполнили другие работы. Таких примеров можно было бы привести немало. Все члены машин ной команды траулера «Сталинград» с чувством большой ответственно сти относятся к порученному им де лу. Каждый моторист на судне име ет конкретные социалистические обязательства и старается как мож но лучше их выполнить. Отвечая за определенные механизмы и агрега ты, мотористы траулера «Сталин град» систематически производят их осмотр и ремонт. Уходя в море, мы обычно приво дим в порядок все агрегаты, в част ности ликвидируем слабины, моем картер, циркуляционную систему. Когда через 45 суток плавания ко рабль приходит в Тюва-губу, чтобы пополнить запас воды и промысло вого снаряжения, мы вновь, пользу ясь стоянкой, осматриваем все агре гаты и производим необходимые ре монтные работы. Траулеру «Сталинград» уже дав но пора стать в средний ремонт. Однако благодаря дружным усили ям членов машинной команды мы, возвратясь из первого в этом году рейса, вновь отправляемся на про мысел. Во время работы в море мы постараемся как можно лучше под готовиться к предстоящему ремон ту, составить дефектные ведомости, выявить все, что нужно будет сде лать для оказания помощи судоре монтникам в их работе. М. ДЬЯЧЕК. Старший моторист траулера «Сталинград». Г. АРСЕНЬЕВ. Моторист. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА НА ВАХТЕ Вахта — основное звено, обеспе чивающее успешную работу коллек тива траулера. От того, как матросы той или иной вахты производят спуск и подъем трала, переходят с трала на трал, разделывают рыбу, выполняют другие производственные операции, зависит успех борьбы за достижение высоких уловов. Когда экипаж траулера «Сталин град» взял на себя в 1955 году по вышенные обязательства, на корабле широко развернулось социалистиче ское соревнование. С честью спра вившись с ними, наш коллектив про должал бороться за высокие показа тели в труде и в первом рейсе теку щего года. В этом рейсе мы перевы полнили задание. В этой статье я хочу рассказать о том, как на нашем корабле организо ван труд вахт, как все мы боремся за наибольший вылов рыбы. Прежде всего, как организован труд на нашей и других вахтах. Все мы, борясь за высокие уловы, стре мимся как можно лучше выпол нять свои обязанности, стараем ся использовать опыт экипажей передовых судов, быстро и четко производить все операции с тралом, без задержек и доброкачественно раз делывать рыбу. "Каждая вахта состоит из шести матросов — двух первого, двух вто рого и двух третьего классов. При спуске трала все они принимают участие в выбрасывании мешка за борт. Как только он оказывается спущенным и удавной трос хорошо подтянуло, отдаются грунтропные цепки и все матросы становятся по своим местам. Один матрос первого класса вместе с матросом второго класса становится у кормовой доски. Другой же матрос первого класса вместе с матрос§м третьего класса занимает место у лебедки, а два матроса — второго и третьего клас сов — у носовой доски. Когда мастер по добыче рыбы на чинает травить кабеля, матросы, стоящие у лебедки, следят, чтобы они шли свободно и ни за что не за девали. Одновременно дают слабую кабеля, соединяют переходной конец с кабелем, приготовляют траловые доски к спуску. При подъеме трала расстановка сил на судне та же самая, что и при спуске, но только до взятия грунт- ропов. Как только они берутся, мат рос первого класса, тот, что стоял до этого у лебедки, вирает носовой квартроп. Матрос же первого клас са, стоящий ранее у кормовой доски, теперь становится к вентилю лебед ки, а его напарник — матрос второ го класса — вирает кормовой квар троп. Один матрос второго класса и два матроса третьего класса вместе с мастером по добыче рыбы за нимаются подъемом мешка. Таким образом, каждый из наших матросов выполняет строго опреде ленные обязанности. Это позволяет морякам хорошо отработать произ водственные операции, быстро, чет ко, без каких бы то ни было задер жек выполнять свою работу. Также тщательно организован у нас труд и за рыборазделочными столами. На всех вахтах главное внимание уделяется не только быст роте, но и качеству разделки улова. Вот как это выглядит на прак тике. Если рыба в трал попала не крупная и ее сравнительно немного, то два матроса первого класса и один матрос второго класса за нимаются разделкой улова. При этом матросы первого класса, так как они работают быстрее, становятся даль ше от головорубщиков, а матрос вто рого класса рядом с ними. Разделы вая улов, он одновременно подталки вает рыбу товарищам. Другой же матрос второго класса рубит рыбьи головы. Рядом с ним этим же за нимается, перенимая опыт работы, матрос третьего класса. Второй мат рос третьего класса подает рыбу. Когда рыбы в трал попадает осо бенно много и она крупная, то обя занности на вахтах траулера «Ста линград» распределяются следую щим образом: два наиболее опытных матроса разделывают рыбу, двое — рубят рыбьи головы, один Из матро сов третьего класса учится разде лывать рыбу, а другой подает ее на рыборазделочный стол. Тщательно продуманная органи зация труда, регулярно проводимая техническая учеба, стремление всех матросов успешно справляться со своими социалистическими обяза тельствами помогают коллективу добиваться высоких уловов. Многие из опытных матросов, ко торые являются у нас застрельщи ками социалистического соревнова ния и помогают молодежи овладе вать морской профессией, ранее бы ли новичками. Так, например, в на чале прошлого года матрос первой вахты тов. Перцев имел всего лишь третий класс. Вместе со своими то варищами он тогда принял обяза тельство способствовать сокращению времени, затрачиваемого на спуск и подъем трала, перевыполнять нор мы по разделке рыбы и стать матро сом второго класса. Для этого ему пришлось с помощью товарищей упорно учиться. Но слово свое он сдержал. Сейчас тов. Перцев рабо тает матросом первого класса, а в случае надобности может заменить и мастера по добыче рыбы. Такой же путь прошел на нашем корабле и матрос тов. Харламов. После демобилизации из Советской Армии он в начале прошлого года поступил на работу в траловый флот и был направлен на траулер «Сталинград». Шефство над нович ком взял опытный матрос тов. Яушкин. Благодаря его помощи тов. Харламов овладел промысловым де лом и стал отличным работником — матросом первого класса и теперь учит других. Так, когда с одного из промысловых кораблей к нам пере шел матрос тов. Егошин, выясни лось, что он недостаточно подготов лен к работе в море. С ним стал в числе других заниматься матрос тов. Харламов, и он также в совершенст ве овладел своим делом. Так организован труд на нашей и других вахтах. Это во многом помог ло экипажу успешно справиться со своими обязательствами в прошлом году, перевыполнить задание послед него рейса. Соревнуясь за достой ную встречу 1 Мая, коллектив на шей вахты так же, как и все моря ки траулера, будет работать еще лучше. С. ЧЕРНИКОВ. Третий помощник капитана траулера «Сталинград».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz