Рыбный Мурман. 1956 г. Апрель.

^ w ”,W t . . v ^ y v Успешно провести массовый лов окуня Как вести промысел в районе Копытова В рыбном порту. Разгрузка большегрузного траулера «Но­ вороссийск». Фото А. Клюева. Добыча рыбы Сводка на 11 апреля 1956 года Траловый флот Сельдяной флот База активного лова Колхозы IIи к „ 60м 5 © я £ е в и о ^ н ® я К В ? . х £ в о я о ч « 2 f i l l В 2s с 25,9 39,6 23,6 3,8 17,4 25,5 9,4 16,4 * * * Промысловикам нашего бассейна в наступившем втором квартале необходимо '‘’всемерно усилить темпы добычи рыбы. Траловому флоту пред­ стоит выловить почти на миллион центнеров рыбы, а сельдяному фло­ ту — на 90 тысяч центнеров сельди больше, чем в первом квар­ тале. Если траловый флот благодаря наличию богатой сырьевой базы успешно начал выполнение квар­ тального задания, то в «Мурман- сельди» создалось тревожное поло­ жение. В первой декаде апреля тем­ пы промысла сельди в Северной Атлантике резко снизились. Вместо 26 тысяч центнеров по плану, вы­ ловлено только 2.871 центнер сельди. Произошло это потому, что поисковики не сумели своевременно обеспечить флот сырьевой базой, а сельдь, спустившуюся на глубины 200— 300 метров, промысловики с помощью дрифтерных порядков об­ лавливать не могут. Поиск сельди в Баренцовом море положительных результатов также не дал. Необходимо отметить также и тот факт, что сельдяной флот исключи­ тельно плохо обеспечивается пром- вооруженпем. Это, естествещм, не дает возможности промысловикам иметь в дрифтерных порядках наи­ большее количество сетей. Несмотря на то, что коллектив тралового флота добился некоторого успеха в выполнении плана второго квартала, он мог бы работать значи­ тельно лучше. Кораблей в море на­ ходится меньше запланированного, траулеры плохо обеспечиваются вае- рами и отдельными важными дета­ лями вооружения трала. Мешают работе флота еще многочисленные простои по вине портовиков и снаб­ женческого аппарата. Только за первую декаду апреля экипажи ко­ раблей тралового флота по вине порта потеряли непроизводительно 1 .118 часов, а из-за неразворотлп- востп снабженцев — около 130 часов. Коллективы предприятий бассейна готовят достойную встречу между­ народному празднику трудящихся — 1 Мая. Необходимо добиться ликви­ дации отставания в добыче рыбы, использовать все резервы для повы­ шения темпов промысла, для выпол­ нения принятых социалистических обязательств. Скоро начнется массовый лов окуня. Первые корабли уже ведут промысел этой ценной рыбы в рай­ оне Копытова. Промысловая обста­ новка будет с каждым днем улуч­ шаться и в середине апреля стаби­ лизируется. В период массового лова окуня потребуется особенно четкая органи­ зация работы не только тралового флота, но и береговых предприятий, которые должны предупредить про­ стои траулеров в порту, обеспечить быструю разгрузку кораблей, соз­ дать все условия для полногрузных и скоростных рейсов. 1 . Работая в Копытовском районе, промысловики должны знать о его особенностях, заранее принимать все меры предупреждения аварий орудий лова. Район Копытова можно разделить на три участка: юго-западный, центральный и восточный. На юго-западном склоне в трал попадает много губки, имеются за- девистые места, при неумелом тра­ лении доски могут врезаться в или­ стое дно. Большинство таких мест отмечено на планшетах. Наиболее удобные для работы и безопасные глубины — это 395— 425 метров. С уменьшением глубин есть опас­ ность попадания в трал губки. Кур­ сы в этом районе необходимо распо­ лагать норд — норд-ост, зюйд — зюйд-вест или норд-зюйд. Далеко на юг уходить не следует, так как там встречается очень задевистый грунт. К западу глубины резко увеличива­ ются. Поднимаясь к северу, трауле­ ры выходят на более ровную пло­ щадку. Здесь обычно промысловики работают на глубинах чуть превы­ шающих 410 метров, в большинстве своем на курсах ост-вест (при глу­ бине 370— 400 метров). Но и южнее этой площадки есть скопления губки, которая наносит повреждения тралу. Здесь обычно попадает в небольших количествах бесформенная, светлосерая губка, с вросшими в нее мелкими камнями. Она серьезно помешать промыслу не может. Но когда в трал начинает попадать серая губка, напоминаю­ щая по форме арбузы, то это должно насторожить промысловиков. Попа­ дание ее в трал говорит о том, что корабль находится в непосредствен­ ной близости от большого скопле­ ния губки, т. е. траулер снесло к югу и поэтому необходимо отойти в северном направлении. Работая в восточных квадратах района Копытова, курсы следует располагать норд-зюйд и норд-вест — зюйд-ост. Здесь в трал также сам-1с; досок. Вот почему ле рекомендуется на больших глубинах ваеров тра­ вить больше двух расстояний от днища корабля до дна моря. Практическим путем установлено, что на различных глубинах ваеров может попадать гуока и мелкие к } ледует травить вполне определен­ ии. Следует учитывать и течения, которые в основном имеют направ­ ления на восток и на ост-зюйд-ост. Скорость течения составляет около одной мили в час. Если в это время постоянно дуют западные или юго- западные ветры, то создается еще поверхностное течение. 2 . Концентрации окуня обычно бы­ вают очень мощными и поэтому ув­ лекаться длительными тралениями не следует. За сорокаминутное— ча­ совое траление уловы достигают восьми и более тонн. При таких уловах траловые мешки подчас ло­ паются. В настоящее время на суда выдаются специальные окуневые мешки. Но если подъем трала будет производиться неверно, то не исклю­ чена возможность выхода из строя и этих мешков. Трал с окунем нужно поднимать следующим образом. Когда в воде остается 100 метров ваеров, ход следует снижать до среднего, при­ мерно до 60 оборотов. Когда остает­ ся 25 метров, необходимо прекра­ тить выборку ваеров и продолжать делать циркуляцию до тех пор, пока мешок с рыбой не всплывет на по­ верхность моря. После этого нужно поставить корабль к ветру тем бор­ том, с которого спущен трал, и про­ должать подъем орудий лова. Если в трале окажется много губки (0,5 тонны и больше), то следует подтра­ вить доски на 20— 25 метров. Перед выходом на окуневый про­ мысел особых изменений в вооруже­ ние трала не вносится. По центру, как обычно, ставятся пять или шесть 600-миллиметровых бобинцев. Чтобы избежать попадания камней, можно оставить только по "одной ко­ нусной цепке, остальных не привя­ зывать. Камни обычно захватывают­ ся в трал крыльями, поэтому их можно также не привязывать. Будет меньше в этом случае попадать и губки. Курсы следует располагать без поворотов, так как на больших глубинах повороты серьезно влияют на распор досок. Чем больше вы­ травливается ваеров, тем значитель­ нее их влияние на распор траловых Длина ваеров 450 метров 500 метров 550 метров 600 метров 650 метров 700 метров 750 метров 800 метров 850 метров ное количество. Такая зависимость отчетливо видна из следующей таблицы: Глубина моря 140— 150 .метров 160— 190 метров 190— 220 метров 220— 250 метров 250— 275 метров 275— 325 метров 325— 370 метров 370— 410 метров 410— 450 метров 450— 500 метров 900— 950 мет­ ров. Можно считать, что это обеспечит успех в тралении. На больших глу­ бинах, при 800— 900 метрах вы­ травленных ваеров, можно не боять­ ся, что трал оторвется от грунта на любой скорости, в то же время излишне вытравленные ваера влия­ ют на распор досок и увеличивают время спуска — подъема трала. На двухрядный мешок необходимо ставить дополнительный второй де- лежный строп, примерно в четырех метрах от первого стропа. Известно, что при подъеме улова на палубу при отработке задним ходом трауле­ ра окунь плохо загоняется в куток, а при помощи второго стропа, кото­ рый подтягивается на сушилку, рыба направляется в куток без да­ чи кораблем заднего хода. 3 . Промысел окуня в районе Копы­ това ведется не первый год. Окунь здесь держится в определенное вре­ мя, в течение примерно 40— 45 суток. На больших глубинах трало­ вый флот работает нечасто. Многие опытные капитаны выработали свои приемы лова окуня. Необходимо этим опытом поделиться с моло­ дежью и с теми капитанами, кото­ рые впервые пойдут на промысел 01 ущя. Было бы хорошо, если про­ мысловики поделились на страницах газет своим опытом, своими наблю­ дениями за поведением -окуня, свои­ ми соображениями по организации работы на промысле этой рыбы. М. КУЗНЕЦОВ. Кашгган-наставник тралово­ го флота. ЗА 50— 100 ТЫСЯЧ ЦЕНТНЕРОВ РЫБЫ НА ТРАУЛЕР Ход выполнения обязательств на 1 апреля 1956 г. И з у ч а т ь о п ы т п е р е д о в и к о в Открытый старейшим капита­ ном тралового флота тов. Копыто- вым район концентрации морского окуня, названный его именем, с каждым годом становится все бо­ лее эффективным местом лова ры­ бы. Многие капитаны поисковых и промысловых судов / приложили немало труда и знаний, чтобы рас­ ширить этот район, как можно лучше изучить его и сделать рабо­ ту там наиболее успешной. За по­ следние годы наши промысловики накопили значительный опыт ве­ дения промысла морского окуня в районе Копытова. На днях промысловый отдел уп­ равления мурманского тралового флота провел совещание по обме­ ну опытом работы в районе Копы­ това. В совещании приняли уча­ стие капитаны поисковых и про­ мысловых судов, штурманы, капи­ таны-наставники. Они обменялись мнениями о том, как лучше орга­ низовать труд судовых экипажей на облове окуневых косяков, воо­ ружать орудия лова, хранить до­ бытую рыбу. Участники совещания подробно говорили о тех недостатках, кото­ рые мешают подчас добиваться высоких уловов, сокращать рейсы траулеров, работающих в районе Копытова. Как известно, в этой части Баренцова моря, особенно весной, наблюдается изменчивая погода. Сравнительно тихие перио­ ды внезапно сменяются сильными штормами. В связи с этим заслужи­ вает внимания предложение капи­ тана траулера «Лавна» тов. Бурак, сделанное им на этом совещании. Чтобы дать возможность судово­ дителям заранее планировать ра­ боту в соответствии с погодой, необходимо, чтобы на траулеры, которые работают в районе Копы­ това, не реже чем через день по­ ступали точные прогнозы погоды. К этому предложению присоеди­ нились все участники совещания. Один из опытнейших промысло­ виков нашего бассейна капитан- наставник тов. Глущенко говорил в своем выступлении о том, как нужно производить траления в районе Копытова. — Очень важно,— заявил он,— чтобы скорость судна, с которой производится траление, не превы­ шала 2,8—3 узлов. Если скорость будет выше, то в трал попадет значительно меньше рыбы. Это подтверждается примерами ряда лет. Судоводителям, работающим на облове окуневых косяков, необ­ ходимо всегда помнить об этом. В своем выступлении тов. Глу­ щенко остановился еще на очень важном вопросе. Обычно при мас­ совых уловах окуня на некоторых кораблях выбрасывается за борт так называемый прилов (треска, камбала и т. д.). Такая практика наносит большой урон государст­ ву. За рейс теряется обычно по 20—30 тонн рыбы. Весь прилов необходимо отбирать, тщательно разделывать и засаливать. Капитан траулера «Кировск» тов. Зайцев и капитан траулера «Нева» тов. Базанов поделились опытом передачи траловых мешков с окунем на рефрижераторные су­ да. Для приема окуня в море луч­ ше всего использовать рефрижера­ торы типа «РР-7». Эти суда име­ ют сравнительно низкий борт и принимать траловые мешки с ры­ бой на них значительно легче, чем на более крупные суда. Во время массового лова окуня многие промысловики жаловались на то, что взамен новых траловых мешков с рефрижераторов им воз­ вращали другие, старые мешки. Совещание по обмену опытом еще раз показало, что живой об­ мен мнениями значительно облег­ чает распространение передовых методов работы. Следует надеять­ ся, что в период массового лова окуня промысловый отдел станет систематически проводить такие совещания. Это будет способство­ вать дальнейшему изучению и ос­ воению района Копытова, а также и других, недостаточно изученных промысловых районов. С. ДЕМИН. Наименование траулеров Текраеов» 1обролюбов» Душкин» Гоголь» Достоевский» Серафимович» S. Островский» Салтыков- Щедрин» Новороссийск» Кремль» Моржовец» Ереван» Соловецкий» Победа» Каунас» Благовещенск» Сосновец» Чехов» Азербайджан» Амдерма» Тифон» Мишуков» Семга» Лавна» Кедровка» Шексна» Красногвар- дейск» Новгород» Шенкурск» Аксай» Лот» Сатурн» Марс» Новиков- Прибой» Скумбрия» Советск» Стрелок» 100.000 86.000 75.000 70.000 85.000 78.500 75.000 60.000 68.000 70.000 50.000 60.000 50.000 70.000 50.000 50.000 50.000 65.000 50.000 50.000 50.000 50.000 50.000 50.000 50.000 50.000 . 50.000 50.000 50.000 50.000 55.000 50.000 50.000 52.800 50.000 50.000 50.000 27.683 27.381 23.881 23.653 23.384 22.677 22.163 20.351 19.830 19.124 17.433 17.194 16.904 16.454 16.450 15.664 15.255 14.599 14.517 14.176 13.902 13.872 13.854 13.770 13.696 13.558 13.297 13.137 12.757 12.633 12.543 10.995 10.988 10.619 10.121 7.878 4.206 ЗА 10— 10,5 ТЫСЯЧИ ЦЕНТНЕРОВ СЕЛЬДИ Ход выполнения обязательств на 1 апреля 1956 г. №№ средних траулеров 4214 10.000 3.763 420 10.000 3.165 170 IO.OQ j O 2.955 189 10.000 2.853 4202 10.500 2.820 223 10.000 2.734 4215 10.00Q 2.731 688 10.000 2.502 4222 10.000 2.429 15 10.000 2.424 178 10.000 2 .364 4123 10.500 2.358 159 10.000 2.233 17 10.000 2.029 183 10.000 . 1.839 ПО СЛЕДАМ НАШИХ ВЬ/СТУПЛЕНИЙ «ПРОСТОЕВ ТРАУЛЕРОВ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ» Так называлась статья, опубли­ кованная в газете «Рыбный Мур- ман» 30 марта с. г. И. о. директора судоремонтного завода Главмурманрыбпрома тов. Кособрюхов сообщил редакции, что статья обсуждалась на собрании кол­ лектива слесарного цеха. За грубое нарушение трудовой дисциплины бригадир Челюскин уволен с завода, слесарю тов. Крыло­ ву объявлен строгий выговор.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz