Рыбный Мурман. 1956 г. Апрель.
р ы б н ы й м у р м а и Новости техники Во Всесоюзном научно-иссле довательском институте по стро ительству «Виистройнефть» Министерства строительства предприятий нефтяной промыш ленности по предложению нова тора электросварщика А. А. Морозова создан новый свароч ный автомат «АМД-3». Автомат дает возможность сваривать стыки труб газонефте- проводов диаметром от 325 до 720 миллиметров и (при замене опорных кронштейнов) друше цилиндрические изделия боль ших или меньших диаметров. Сварка первого шва произво дится в потолочном положении под слоем флюса без подклад ных технологических колец, ко торые применяются при обыч ных способах сварки. Сварка второго шва стыка ведется по первому шву в нижнем положе нии под слоем флюса. Стальные подкладные кольца, остающиеся в трубах после сварки, снижают пропускную способность трубопроводов, кро ме того при транспортировке нефтепродуктов, выделяющих парафин, возможна закупорка труб. Внедрение автомата «АМД-3» позволит устранить эти недостатки. На снимке: электросварщик А . А. МОРОЗОВ сваривает стыки труб при помощи своего автомата «АМД-3». Фото О. Кузьмина. Фотохроника ТАСС. Ссуды кассы взаимопомощи Большую шомощь оказывает сво им членам касса взаимопомощи уп равления транспортного флота. Мотористу рыбного рефрижерато ра № 1279 тов. Яковлеву выдана ссуда в сумме 1000 рублей для при обретения радиоприемника и пальто. Такую же ссуду получил машинист парохода «Сайда» тов. Чабан для покупки мебели. (казана денежная помощь и юн ге парохода «Кумжа» тов. Островер ховой. Только за три месяца нынешнего года денежные ссуды получили бо лее 30 членов кассы взаимопомощи. Пополнениекнижного фонда Большим спросом среди коллекти ва Абрам-мысских судоремонтных мастерских пользуется художествен ная, техническая и политическая ли тература. Заведующая профсоюзной библиотекой тов. Королева старается удовлетворить запросы судоремонт ников и членов их семей на новую книгу. Недавно в библиотеку поступила новая партия литературы. Среди вновь поступивших книг — повесть Л. Обуховой «Глубынмгородок», ро ман Д. Петрова «Сказание о каза ках», повесть Ю. Королькова «Пар тизан Леня Голиков» и другие. Зна чительно пополнилась библиотека также и технической литературой. и с п ы т а н и е После очередной стоянки в порту теплым летним вечером ^траулер «Сокол» направлялся в район про мысла. Вахтенный механик Быстрин снова и снова заглядывал в смотро вое окошечко котла. Среди черных закопченных трубок пароперегрева теля ярко выделялась одна добела раскаленная секция. На миг она по казалась механику даже красивой, но вспомнив, что красота этой ме таллической золотистой змеи обман чива и коварна, он недовольно от вернулся. В это время зазвонил телефон. Быстрин снял трубку. Старший ме ханик справлялся о состоянии сек ции. — Пока не улучшается, — отве тил вахтенный механик. — Продолжайте наблюдать! «Идем на риск», — подумал Бы стрин и повесил трубку. Вдруг раздался сильный шум в котле. Трубка перегорела, и через отверстие с бешеной силой, под дав лением пятнадцать атмосфер с шу мом и свистом бил пар. Прибежал вызванный Быстриным старший механик. Опытный спе циалист, он сразу оценил обста новку. — Что же, до начала промысла времени осталось немного, дойдем помаленьку, бросим трал в море — тогда можно будет и котлом занять ся, — сказал старший механик. — Много оборотов не давайте, пару держите атмосфер 12, а в случае че го докладывайте мне. Я буду или у себя, или же на мостике, доложу капитану о своем намерении и узнаю его мнение. Но усилившийся шум в котле за ставил Быстрина насторожиться. Нет! Поздно будет устранять дефект после спуска трала. К этому времени воды в балластах не останется на обратный путь, не то, что на про мысел. А кочегары? — «Колесом» ходят ребята, а пару нет. Мокрые от пота выходят из кочегарки, пошаты ваясь, как пьяные, жадно пьют во ду, утоляя жажду. Но присутствия духа не теряют, пробуют отшучи ваться: «Ничего, бывает хуже». Быстрин сообщил старшему ме ханику, что положение резко ухуд шается, и по ето мнению, необходи мо принять срочные меры. — А иначе нельзя? — спросил капитан, когда к нему обратились с предложением немедленно присту пить к ремонту котла. — Нельзя, — коротко ответил старший механик. — Тогда нужно выйти подалыпф в море, а то боюсь, что прибьет нас волна к берегу. Смотри, как круто идет, так и старается сбить с кур са... А сколько времени надо на ре монт? — Не знаю, как управимся. Ду маю, часа три— четыре хватит. — Это же два траления?! — И тут же, заметив смущение на лице механика, добавил: — Делайте, де лайте, Александр Власыч, да побы стрее. ' Устранить неисправность первым вызвался третий механик Веткин. Начались приготовления. Маши нисты выносили необходимый инст румент, открывали лаз в огневую камеру котла, механики закрывали пар на пароперегреватель. Труднее оказалось решить вопрос с одеждой. На судне не оказалось ни одной па ры валенок, фуфайки, ватных брюк... — Есть выход, — 'предложил кто- то из машинистов. — Веткин оде нет брезентовку, а мы из шланга холодной водой будем его поливать. — Вы хотите из меня шашлык сделать, отшутился третий механик. — Вы понимаете, что значит на ходиться мокрому при такой жаре. Сразу же образуется пар и можно свариться в собственном соку. Р А С С К А З + Все засмеялись, а машинист, сконфуженный, отошел в сторону. — Шапка у меня есть, — сказал третий механик, — хорошая, новая, Только что купил в эту стоянку. С лета на зиму запасаюсь. А вот придется, наверно, одеть. Пропадет — ничего не поделаешь. Наловим ры бы — другую куплю. — А у меня фуфайка есть, — сказал старший машинист, — може те взять, сейчас принесу. — Может быть и брюки у кото найдутся? — спросил собравшихся третий механик. — И валенки, — добавил Быст рин. Все виновато молчали. — Забавная картина, — пошу тил третий механик. — Последняя зимняя мода: человек в шапке, фу файке и трусиках. Вскоре третий механик, одетый в двое брезентовых брюк и фуфайку, обутый в высокие рыбацкие сапоги, с асбестовыми рукавицами до лок тей спускался в пышущий жаром люк. В одной руке он держал низко вольтную переносную электролампу, в другой — большой гаечный ключ. В огневой камере горячий воз дух, перемешанный с дымом, ел глаза, захватывал дыхание. Малей шее движение влекло колебание воз духа и сильную обжигающую боль на незакрытом лице. Теснота из-за множества нагроможденных здесь трубок вынуждала работать только лежа на раскаленном коллекторе, который жег тело даже сквозь вату фуфайки. Найти нужную секцию оказалось нелегко — была она теперь такая же черная, как и все остальные. — Покажите секцию! — крик нул Веткин. Для слуха собравшихся над лазом этот крик показался идущим со дна глубокого колодца. Старший механик быстро просу нул двухметровый железный пруток в смотровое окно и постучал по сек ции. Через полминуты он увидел, как внутри камеры опустилась лам почка, которую взял с собой третий механик, и коснулась прутка. Затем внутри огневой камеры послыша лись глухие удары. Веткин уже притерпелся и чувствовал себя неплохо. Однако он понимал, что поддаваться такому ощущению нель зя. По телу его проходила теплая приятная истома, хотелось закрыть глаза и уснуть. — Время вылезать,— услышал он голос старшего механика. Это он понимал и сам. Еще один поворот ключа, и гайка отдана. Вскоре с инструментом и гайкой в руках показался в лазе и сам Веткин. Его подхватили два маши ниста и вытащили. Механик жадно хватил свежего воздуха и, каза лось, захлебнулся. Перед глазами пошли красные и черные круги. Большого роста, широкий в плечах, он казался теперь щуплым л бес помощным. С него быстро сняли фуфайку, стащили шапку и обмотали ■голову мокрым полотенцем. Вет кин открыл глаза, вздохнул и обли вал обсохшие губы. Его вывели на палубу. Вьгпив кружку компота, он облокотился на высокий фальш борт... В памяти Веткина ожил дру гой случай, когда ему пришлось, одетым в теплую одежду, ползти по горячему настилу досок в топке котла. Перед ним стояла кирпичная кладка экрана, прикрывающего трубки пароперегревателя. В экране зияло огромное отверстие. Как оно там образовалось, никто понять не мог. Температура пара поднялась тогда до пятисот градусов. На што ках машин горело масло, главная машина скрипела, как несмазанная телега. А шли с тралом. Устранять неисправность нужно было, не под нимая трала. Огнеупорная глина быстро нагревалась, высыхала в руках и обжигала их даже сквозь асбестовые рукавицы. Дым горящих досок разъедал глаза... Никогда не забыть ему этого первого своего боевого крещения огнем ради ус пешного окончания рейса. А в это время одевался и гото вился к спуску в котел второй ме ханик — старый задушевный друг Веткина. Вместе они учились и вме сте окончили четыре года назад мо реходное училище. Теперь они вме сте плавают. Жили вдвоем в одной каюте, мечтали, делились мнениями, спорили, но никогда не ругались. Быстрин спускался в котел... В кармане фуфайки у него лежала гайка, которую отвернул его друт, и заглушка, напоминающая по своей форме заклепку. В руке он держал ключ и молоток. Работа, на первый взгляд, представлялась простой, во всяком случае не такой уж трудной: отжать секцию, поставить заглушку и завернуть гайку. «Скоро снова можно будет идти своим курсом на промысел, взять полный труз рыбы!» — подумал механик, и в его воображении, как наяву, встали открытые трюмы, полные ровно уложенной рыбы. Вот и секция. «Отжать!». Меха ник поддел ее ручкой молотка, и она вышла из гнезда. «Поставить за глушку!». Но в это время судно качнуло на волне, и секция заняла свое первоначальное положение, а Быстрин инстинктивно ухватился за нос. «Значит, клюнул носом горя чую трубку», — догадался он. Еще раз отжал секцию, поставил заглуш ку^ и хотел было уже навернуть гайку, как вдруг секция пошла на место и прижала ему руку. Крепко сжимая в руке затлушку и гайку, он освободил руку и снова взялся за дело. Оказывается, заглушку поставить не так уж просто. Мешает прокля тая качка, которая никогда, кажется, не утихает. Хоть бы на этот раз море было тихим. Механик на мгновенье закрыл глаза, и ему по казалось, что он плывет по этому тихому морю. «Оставаться здесь больше нельзя, нужно вылезать...». Быстрин показался в лазе, и его, как Веткина, подхватили товарищи. Он отстранил, их и, пошатываясь, пошел на палубу. Там стоял третий механик и смотрел на темное от туч море. Неподалеку проходил траулер, глубоко сидящий в воде. — С полным грузом возвращает ся, — произнес Веткин. — Возвращается, — как эхо повторил Быстрин. — А вот мы стоим... Я заглушки не поставил... Они посмотрели друг на друта. — Буду одеваться, — твердо сказал третий механик. Быстрин отдал ему фуфайку, шапку и по-товартцески тепло за* метил: — Смотри, поосторожнее там, и много не сиди. Веткин посмотрел на своего друга и вдруг захохотал. — Да ты себе нос обжог, Иван... — Ничего, до свадьбы заживет, — ответил Быстрин, хотя он был уже женат и свадьба давно была сыграна. ...Вскоре на дрейфующем трауле ре от трубы потянулся шлейф ды ма. За кормой забурлила вода. Ко рабль пошел заданным курсом. У борта стояло два механика. Они честно выполнили свой долг перед товарищами, перед Родиной. Н. РОМАНОВ. Третий механик траулера «Абхазия». В часы досуга Задача „Явления природы" Составил В. Лысков. № 43 (439), 8 апреля 1066 г. щ 1 (£(в (ш((I • t - м ш Ж Переставьте квадратики так, чтобы ни в одном из горизонталь ных и вертикальных рядов и по диагоналям рисунки не повторя лись. Тогда в горизонтальных ря дах можно будет прочесть назва ния пяти явлений природы. З а д а ч а Составил С. Егоров. ш ш ш ш в ш т pffo ШЕЮ и л Ш а д о W / ш 777Т, Ж шшт ж А Ш А Я Й S Т ± 'ш ш m m шшш Ш / А 1 / Л . Б Б 7 £ / Начиная, с одной из угловых кле ток и двигаясь по доске ходом шах матного коня, прочтите высказыва ние Н. Г. Чернышевского. ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД «школьный», ПОМЕЩЕННЫЙ 1 АПРЕЛЯ С.Г. По вертикали: 1. Каникулы. 2. «Зенит». 3. Падеж. 4. «Школь ник». 7. Кружок. 9. Белинский. 10 . Менделеев. 12. «Ревизор». 13. Экзамен. 18. Краковяк. 19. Щу- карь. 20. «Следопыт». 24. Ручка. 25. Перов. По горизонтали: 5. Галилей. 6. Зарядка. 8. Тимуровец. 11. Му зей. 14. Песня. 15. «Девочки». 16. Знание. 17. «Чапаев». 21. Кочубей. 22. Надир. 23. «Се вер». 26. Суворовец. 27. Пятер ка. 28. «Вожатый». НУДА ПОЙТИ СЕГОДНЯ В залах кинотеатра «Родина» состоится демонстрация фильма «Два капитана», поставленного по одноименному роману В. Каверина. Этот фильм рассказывает о смелых и отважных людях, о подвиге по лярного исследователя капитана Та- таринова и героизме советского лет чика Александра Григорьева. «Наш директор» — так назы вается новая комедия производства студии «Бухарест» (Румыния), ко торая сегодня будет демонстриро ваться в кинозале Дома культуры имени С. М. Кирова. -4- Новый спектакль «Это было на Мурмане» покажет Мурманский дра матический театр. Пьеса написана местным авторам, артистом театра В. Мининым. Она освещает борьбу трудящихся Мурмана с интервен тами и белогвардейцами, геройство и самоотверженность, которые прояв ляли в этой борьбе советские люди. Зам. редактора'Е. Б. БРОИДО. Аши* пелакпии- г Мурманск, рыбный Порт. Телефоны: редактор — 2-75, зам. редактора и отв секретарь - - 3-96, промышленный отдел и отдел культуры Адрес редакции, г. туу»* и быта — 4-33. Типография «Полярная правда». Зак. 1667. Зак. 1712. Тир. 3.500 ПН 01075
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz