Рыбный Мурман. 1956 г. Апрель.

р ы б н ы й м у р м а и Новости техники Во Всесоюзном научно-иссле­ довательском институте по стро­ ительству «Виистройнефть» Министерства строительства предприятий нефтяной промыш­ ленности по предложению нова­ тора электросварщика А. А. Морозова создан новый свароч­ ный автомат «АМД-3». Автомат дает возможность сваривать стыки труб газонефте- проводов диаметром от 325 до 720 миллиметров и (при замене опорных кронштейнов) друше цилиндрические изделия боль­ ших или меньших диаметров. Сварка первого шва произво­ дится в потолочном положении под слоем флюса без подклад­ ных технологических колец, ко­ торые применяются при обыч­ ных способах сварки. Сварка второго шва стыка ведется по первому шву в нижнем положе­ нии под слоем флюса. Стальные подкладные кольца, остающиеся в трубах после сварки, снижают пропускную способность трубопроводов, кро­ ме того при транспортировке нефтепродуктов, выделяющих парафин, возможна закупорка труб. Внедрение автомата «АМД-3» позволит устранить эти недостатки. На снимке: электросварщик А . А. МОРОЗОВ сваривает стыки труб при помощи своего автомата «АМД-3». Фото О. Кузьмина. Фотохроника ТАСС. Ссуды кассы взаимопомощи Большую шомощь оказывает сво­ им членам касса взаимопомощи уп­ равления транспортного флота. Мотористу рыбного рефрижерато­ ра № 1279 тов. Яковлеву выдана ссуда в сумме 1000 рублей для при­ обретения радиоприемника и пальто. Такую же ссуду получил машинист парохода «Сайда» тов. Чабан для покупки мебели. (казана денежная помощь и юн­ ге парохода «Кумжа» тов. Островер­ ховой. Только за три месяца нынешнего года денежные ссуды получили бо­ лее 30 членов кассы взаимопомощи. Пополнениекнижного фонда Большим спросом среди коллекти­ ва Абрам-мысских судоремонтных мастерских пользуется художествен­ ная, техническая и политическая ли­ тература. Заведующая профсоюзной библиотекой тов. Королева старается удовлетворить запросы судоремонт­ ников и членов их семей на новую книгу. Недавно в библиотеку поступила новая партия литературы. Среди вновь поступивших книг — повесть Л. Обуховой «Глубынмгородок», ро­ ман Д. Петрова «Сказание о каза­ ках», повесть Ю. Королькова «Пар­ тизан Леня Голиков» и другие. Зна­ чительно пополнилась библиотека также и технической литературой. и с п ы т а н и е После очередной стоянки в порту теплым летним вечером ^траулер «Сокол» направлялся в район про­ мысла. Вахтенный механик Быстрин снова и снова заглядывал в смотро­ вое окошечко котла. Среди черных закопченных трубок пароперегрева­ теля ярко выделялась одна добела раскаленная секция. На миг она по­ казалась механику даже красивой, но вспомнив, что красота этой ме­ таллической золотистой змеи обман­ чива и коварна, он недовольно от­ вернулся. В это время зазвонил телефон. Быстрин снял трубку. Старший ме­ ханик справлялся о состоянии сек­ ции. — Пока не улучшается, — отве­ тил вахтенный механик. — Продолжайте наблюдать! «Идем на риск», — подумал Бы­ стрин и повесил трубку. Вдруг раздался сильный шум в котле. Трубка перегорела, и через отверстие с бешеной силой, под дав­ лением пятнадцать атмосфер с шу­ мом и свистом бил пар. Прибежал вызванный Быстриным старший механик. Опытный спе­ циалист, он сразу оценил обста­ новку. — Что же, до начала промысла времени осталось немного, дойдем помаленьку, бросим трал в море — тогда можно будет и котлом занять­ ся, — сказал старший механик. — Много оборотов не давайте, пару держите атмосфер 12, а в случае че­ го докладывайте мне. Я буду или у себя, или же на мостике, доложу капитану о своем намерении и узнаю его мнение. Но усилившийся шум в котле за­ ставил Быстрина насторожиться. Нет! Поздно будет устранять дефект после спуска трала. К этому времени воды в балластах не останется на обратный путь, не то, что на про­ мысел. А кочегары? — «Колесом» ходят ребята, а пару нет. Мокрые от пота выходят из кочегарки, пошаты­ ваясь, как пьяные, жадно пьют во­ ду, утоляя жажду. Но присутствия духа не теряют, пробуют отшучи­ ваться: «Ничего, бывает хуже». Быстрин сообщил старшему ме­ ханику, что положение резко ухуд­ шается, и по ето мнению, необходи­ мо принять срочные меры. — А иначе нельзя? — спросил капитан, когда к нему обратились с предложением немедленно присту­ пить к ремонту котла. — Нельзя, — коротко ответил старший механик. — Тогда нужно выйти подалыпф в море, а то боюсь, что прибьет нас волна к берегу. Смотри, как круто идет, так и старается сбить с кур­ са... А сколько времени надо на ре­ монт? — Не знаю, как управимся. Ду­ маю, часа три— четыре хватит. — Это же два траления?! — И тут же, заметив смущение на лице механика, добавил: — Делайте, де­ лайте, Александр Власыч, да побы­ стрее. ' Устранить неисправность первым вызвался третий механик Веткин. Начались приготовления. Маши­ нисты выносили необходимый инст­ румент, открывали лаз в огневую камеру котла, механики закрывали пар на пароперегреватель. Труднее оказалось решить вопрос с одеждой. На судне не оказалось ни одной па­ ры валенок, фуфайки, ватных брюк... — Есть выход, — 'предложил кто- то из машинистов. — Веткин оде­ нет брезентовку, а мы из шланга холодной водой будем его поливать. — Вы хотите из меня шашлык сделать, отшутился третий механик. — Вы понимаете, что значит на­ ходиться мокрому при такой жаре. Сразу же образуется пар и можно свариться в собственном соку. Р А С С К А З + Все засмеялись, а машинист, сконфуженный, отошел в сторону. — Шапка у меня есть, — сказал третий механик, — хорошая, новая, Только что купил в эту стоянку. С лета на зиму запасаюсь. А вот придется, наверно, одеть. Пропадет — ничего не поделаешь. Наловим ры­ бы — другую куплю. — А у меня фуфайка есть, — сказал старший машинист, — може­ те взять, сейчас принесу. — Может быть и брюки у кото найдутся? — спросил собравшихся третий механик. — И валенки, — добавил Быст­ рин. Все виновато молчали. — Забавная картина, — пошу­ тил третий механик. — Последняя зимняя мода: человек в шапке, фу­ файке и трусиках. Вскоре третий механик, одетый в двое брезентовых брюк и фуфайку, обутый в высокие рыбацкие сапоги, с асбестовыми рукавицами до лок­ тей спускался в пышущий жаром люк. В одной руке он держал низко­ вольтную переносную электролампу, в другой — большой гаечный ключ. В огневой камере горячий воз­ дух, перемешанный с дымом, ел глаза, захватывал дыхание. Малей­ шее движение влекло колебание воз­ духа и сильную обжигающую боль на незакрытом лице. Теснота из-за множества нагроможденных здесь трубок вынуждала работать только лежа на раскаленном коллекторе, который жег тело даже сквозь вату фуфайки. Найти нужную секцию оказалось нелегко — была она теперь такая же черная, как и все остальные. — Покажите секцию! — крик­ нул Веткин. Для слуха собравшихся над лазом этот крик показался идущим со дна глубокого колодца. Старший механик быстро просу­ нул двухметровый железный пруток в смотровое окно и постучал по сек­ ции. Через полминуты он увидел, как внутри камеры опустилась лам­ почка, которую взял с собой третий механик, и коснулась прутка. Затем внутри огневой камеры послыша­ лись глухие удары. Веткин уже притерпелся и чувствовал себя неплохо. Однако он понимал, что поддаваться такому ощущению нель­ зя. По телу его проходила теплая приятная истома, хотелось закрыть глаза и уснуть. — Время вылезать,— услышал он голос старшего механика. Это он понимал и сам. Еще один поворот ключа, и гайка отдана. Вскоре с инструментом и гайкой в руках показался в лазе и сам Веткин. Его подхватили два маши­ ниста и вытащили. Механик жадно хватил свежего воздуха и, каза­ лось, захлебнулся. Перед глазами пошли красные и черные круги. Большого роста, широкий в плечах, он казался теперь щуплым л бес­ помощным. С него быстро сняли фуфайку, стащили шапку и обмотали ■голову мокрым полотенцем. Вет­ кин открыл глаза, вздохнул и обли­ вал обсохшие губы. Его вывели на палубу. Вьгпив кружку компота, он облокотился на высокий фальш­ борт... В памяти Веткина ожил дру­ гой случай, когда ему пришлось, одетым в теплую одежду, ползти по горячему настилу досок в топке котла. Перед ним стояла кирпичная кладка экрана, прикрывающего трубки пароперегревателя. В экране зияло огромное отверстие. Как оно там образовалось, никто понять не мог. Температура пара поднялась тогда до пятисот градусов. На што­ ках машин горело масло, главная машина скрипела, как несмазанная телега. А шли с тралом. Устранять неисправность нужно было, не под­ нимая трала. Огнеупорная глина быстро нагревалась, высыхала в руках и обжигала их даже сквозь асбестовые рукавицы. Дым горящих досок разъедал глаза... Никогда не забыть ему этого первого своего боевого крещения огнем ради ус­ пешного окончания рейса. А в это время одевался и гото­ вился к спуску в котел второй ме­ ханик — старый задушевный друг Веткина. Вместе они учились и вме­ сте окончили четыре года назад мо­ реходное училище. Теперь они вме­ сте плавают. Жили вдвоем в одной каюте, мечтали, делились мнениями, спорили, но никогда не ругались. Быстрин спускался в котел... В кармане фуфайки у него лежала гайка, которую отвернул его друт, и заглушка, напоминающая по своей форме заклепку. В руке он держал ключ и молоток. Работа, на первый взгляд, представлялась простой, во всяком случае не такой уж трудной: отжать секцию, поставить заглушку и завернуть гайку. «Скоро снова можно будет идти своим курсом на промысел, взять полный труз рыбы!» — подумал механик, и в его воображении, как наяву, встали открытые трюмы, полные ровно уложенной рыбы. Вот и секция. «Отжать!». Меха­ ник поддел ее ручкой молотка, и она вышла из гнезда. «Поставить за­ глушку!». Но в это время судно качнуло на волне, и секция заняла свое первоначальное положение, а Быстрин инстинктивно ухватился за нос. «Значит, клюнул носом горя­ чую трубку», — догадался он. Еще раз отжал секцию, поставил заглуш­ ку^ и хотел было уже навернуть гайку, как вдруг секция пошла на место и прижала ему руку. Крепко сжимая в руке затлушку и гайку, он освободил руку и снова взялся за дело. Оказывается, заглушку поставить не так уж просто. Мешает прокля­ тая качка, которая никогда, кажется, не утихает. Хоть бы на этот раз море было тихим. Механик на мгновенье закрыл глаза, и ему по­ казалось, что он плывет по этому тихому морю. «Оставаться здесь больше нельзя, нужно вылезать...». Быстрин показался в лазе, и его, как Веткина, подхватили товарищи. Он отстранил, их и, пошатываясь, пошел на палубу. Там стоял третий механик и смотрел на темное от туч море. Неподалеку проходил траулер, глубоко сидящий в воде. — С полным грузом возвращает­ ся, — произнес Веткин. — Возвращается, — как эхо повторил Быстрин. — А вот мы стоим... Я заглушки не поставил... Они посмотрели друг на друта. — Буду одеваться, — твердо сказал третий механик. Быстрин отдал ему фуфайку, шапку и по-товартцески тепло за* метил: — Смотри, поосторожнее там, и много не сиди. Веткин посмотрел на своего друга и вдруг захохотал. — Да ты себе нос обжог, Иван... — Ничего, до свадьбы заживет, — ответил Быстрин, хотя он был уже женат и свадьба давно была сыграна. ...Вскоре на дрейфующем трауле­ ре от трубы потянулся шлейф ды­ ма. За кормой забурлила вода. Ко­ рабль пошел заданным курсом. У борта стояло два механика. Они честно выполнили свой долг перед товарищами, перед Родиной. Н. РОМАНОВ. Третий механик траулера «Абхазия». В часы досуга Задача „Явления природы" Составил В. Лысков. № 43 (439), 8 апреля 1066 г. щ 1 (£(в (ш((I • t - м ш Ж Переставьте квадратики так, чтобы ни в одном из горизонталь­ ных и вертикальных рядов и по диагоналям рисунки не повторя­ лись. Тогда в горизонтальных ря­ дах можно будет прочесть назва­ ния пяти явлений природы. З а д а ч а Составил С. Егоров. ш ш ш ш в ш т pffo ШЕЮ и л Ш а д о W / ш 777Т, Ж шшт ж А Ш А Я Й S Т ± 'ш ш m m шшш Ш / А 1 / Л . Б Б 7 £ / Начиная, с одной из угловых кле­ ток и двигаясь по доске ходом шах­ матного коня, прочтите высказыва­ ние Н. Г. Чернышевского. ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД «школьный», ПОМЕЩЕННЫЙ 1 АПРЕЛЯ С.Г. По вертикали: 1. Каникулы. 2. «Зенит». 3. Падеж. 4. «Школь­ ник». 7. Кружок. 9. Белинский. 10 . Менделеев. 12. «Ревизор». 13. Экзамен. 18. Краковяк. 19. Щу- карь. 20. «Следопыт». 24. Ручка. 25. Перов. По горизонтали: 5. Галилей. 6. Зарядка. 8. Тимуровец. 11. Му­ зей. 14. Песня. 15. «Девочки». 16. Знание. 17. «Чапаев». 21. Кочубей. 22. Надир. 23. «Се­ вер». 26. Суворовец. 27. Пятер­ ка. 28. «Вожатый». НУДА ПОЙТИ СЕГОДНЯ В залах кинотеатра «Родина» состоится демонстрация фильма «Два капитана», поставленного по одноименному роману В. Каверина. Этот фильм рассказывает о смелых и отважных людях, о подвиге по­ лярного исследователя капитана Та- таринова и героизме советского лет­ чика Александра Григорьева. «Наш директор» — так назы­ вается новая комедия производства студии «Бухарест» (Румыния), ко­ торая сегодня будет демонстриро­ ваться в кинозале Дома культуры имени С. М. Кирова. -4- Новый спектакль «Это было на Мурмане» покажет Мурманский дра­ матический театр. Пьеса написана местным авторам, артистом театра В. Мининым. Она освещает борьбу трудящихся Мурмана с интервен­ тами и белогвардейцами, геройство и самоотверженность, которые прояв­ ляли в этой борьбе советские люди. Зам. редактора'Е. Б. БРОИДО. Аши* пелакпии- г Мурманск, рыбный Порт. Телефоны: редактор — 2-75, зам. редактора и отв секретарь - - 3-96, промышленный отдел и отдел культуры Адрес редакции, г. туу»* и быта — 4-33. Типография «Полярная правда». Зак. 1667. Зак. 1712. Тир. 3.500 ПН 01075

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz