Рыбный Мурман. 1956 г. Апрель.
р ы б н ы й м у р м а н № 42 (438), 6 апреля 1956 г. КНИЖНАЯ г т о л : к ж В библиотеку тех 1 щгческого каби нета Глашмурманрыбпрома поступи- ла 'следующая литература: «Физические основы подводной акустики». Перевод с ’агаглийского Б. Г. Белкина, В. С. . Григорьева, М. А. Псаковпча. iB книге рассматриваются вопро сы распространения и поглощения звука в морской воде, а также его отражения от различных подводных препятствий. Шкурин Г. П. «Справочник по электроизмерительным и радиоизме- рительным приборам» (издание вто рое, переработанное и дополненное). Второе издание справочника до-, полнено описанием большого коли чества новых приборов, разработан ных за последние пять лет. При опи сании каждого прибора приводятся краткие сведения о назначении, об ласти применения, технически!! ха рактеристиках и конструкции дан ного 'прибора. Ицхоки Я. С. «Нелинейная радио техника». Книга посвящена рассмотрению важнейших общих свойств нелиней ных элементов, цепей и основных нелинейных преобразователей. Изло жены принципиальные вопросы са мовозбуждения автогенераторов. В тексте дано около 500 задач, неко торые из них с решениями. Главное внимание в книге уделено возможно более глубокому освещению сущно сти физических процессов в основ ных нелинейных системам. Асеев Б. П. «Колебательные цепи». В книге рассматриваются колеба тельные контуры, являющиеся ос новными элементами большинства радиосхем, электрические цепи с распределенными постоянными и фильтрующие цепи. Айзинов М. М. «Переходные про цессы в элементах радиоустройств». Книга посвящена анализу пере ходных процессов в ряде важнейших элементов современных радиотехни ческих устройств. Р. ПАСТУШЕНКО. Зав. библиотекой техническо го кабинета. На X X I I Празднике Севера Мастер спорта В. ВАНЬКОВ (слева) и заслуженный мастер спорта П. КОЛЧИН на XXII Празднике Севера. Фото А. Клюева. В третий день XXII Праздни ка Севера зрители с большим интересом наблюдали за гонка ми оленьих упряжек на дистан цию 3200 метров. Победу в этом виде спорта, требующем от спортсменов особой ловкости, смелости и мастерства, одержал представитель колхоза «Добро волец» Ловозерского района Максим Захаров. Второе место занял оленевод колхоза «Крас ное Пулозеро» Кольского райо на Василий Шиловский. В этот же день мужчины и юноши оспаривали первенство на трассе слалома. У мужчин победу одержал кировчанин Юрий Астафьев со временем 55 секунд. Второе ме сто занял заслуженный мастер спорта москвич Павел Колчин и на третьем месте оказался лыж ник «Пищевика» Владимир Климов. В соревнованиях женщин пер вое и второе место поделили Коммунара Смолянинова (г. Се вероморск) и мастер спорта мо сквичка Нина Темлянцева. У де вушек победителем оказалась кировчанка Нина Александрова. В Кировске 3 апреля состоя лись лыжные гонки на дистан- $■ цию 15 километров для двое борцев и слалом-гигант для мужчин и женщин. 52 горно лыжника приняли участие в со ревнованиях по двоеборью. Победу одержал представитель Карело-Финской ССР Н. Гуса ков, набравший 450 очков. Для соревнований по слало му-гиганту впервые была вы брана технически наиболее сложная трасса — с пятью ис кусственными трамплинами и тремя контруклонами, для жен щин — на 900 метров, для мужчин — 1300 метров. У мужчин победу одержали перворазрядники Шаповалов, Агеев и мастер спорта Пикузо. Все они являются представите лями заполярного Кировска. Победу среди женщин одержала мастер спорта Наботенко (г. Ко строма). В последний день соревнова ний в гонке на 30 километров первым был вологодский мастер спорта Василий Холщагин. У женщин на дистанции 10 кило метров победила мастер спорта Нина Терехина (Московская об ласть). Посмотрите этот фильм Д В А К А П И Т А Н А " У карты мира Ш В Е Ц И Я Появление на экранах нового ки нофильма под таким названием встречено зрителями с особой заин тересованностью. Редко кто из на ших юношей или девушек не читал роман В. Каверина «Два капита на», повествующий о смелом л на стойчивом пареньке Сане Григорье ве, который поставил перед собой благородную цель — раскрыть тайну гибели полярного исследова теля капитана Ивана Татаринова и его товарищей, которые в тяжелых условиях царской России, без помо щи государства, пошли на научный подвиг, думая о славе своего наро да, заботясь о судьбе будущих по колений. Смелый поступок капитана Та таринова, любовь его к Родине, к простому народу вызвал к жизни героизм другого капитана — поляр ного летчика Григорьева — настой чивого в овладении знаниями, в тру де и в бою. Сценаристы — автор романа В. Каверин и Е. Габрилович — су мели в многочисленных, но логиче ски связанных кадрах фильма по казать становление характера юно ши, девизом которого стали слова: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!». ___ Учащийся ремесленного училища Боря Беляев так хорошо исполняет роль Сани Григорьева, что веришь — дело не в случае,‘не в том, что он нашел в сумке погибшего в реке почтальона письмо капитана Та таринова. Веришь, что в те трудные для молодой Советской республики годы молодежь вместе со взрослыми горячо бралась за выкорчевывание остатков старого, сгнившего мира и доводила это дело до конца. Внутренне убежденный в своей правоте, честный, бескорыстный в своих замыслах Григорьев разобла чает лжеученого Николая Татари нова (роль эта — новая творческая удача артиста Л. Галлиса), погу бившего преднамеренно своего брата. Правдиво, жизненно верно пока зана любовь Александра Григорьева, роль которого умело продолжает после Беляева артист А. Михайлов, к дочери капитана Татаринова — Кате. Девятиклассница Люда Шкел- ко и артистка 0. Заботкина создали цельный, запоминающийся образ дочери смелого моряка. Трус, шкурник, предатель, для которого нет ничего святого, таким воспринимает зритель «Ромашку» — честолюбивого помощника Ни колая Татаринова — Ромашова. Его гнилую мещанскую натуру хорошо показывает артист Е. Лебедев. Можно многое рассказать о собы тиях, развертывающихся в фильме «Два капитана». Очень жаль, что в нем не нашел никакого отображения образ первого учителя Сани — Ивана Ивановича, так тепло опи санного В. Кавериным в романе. Другой наставник героя книги — Иван Павлович Кораблев в фильме показан бледно, почти вне действия, хотя он, и никто иной, совершил крутой поворот в судьбе Сани, выр вав его из среды 'беспризорников. Коротко, но по установившемуся шаблону сделаны в фильме военные сцены. Если постановщикам удалось экранизировать почти все основные события романа, то коллектив, ко торый оказал влияние на формиро вание характера главного героя фильма, показан безликой массой. Есть чему поучиться зрителям у героя полюбившейся и юношеству и взрослым книти и нового фильма — Григорьева. Ведь и сегодня, шагая в первых рядах строителей комму низма, надо иметь большую настой чивость, уметь творчески дерзать, уметь «бороться и искать, найти и не сдаваться»! П. БЫСТРОУМОВ. Швеции расположена на севере Европы, на Скандинавском полуост рове. Ее территория составляет 449 тысяч (квадратных километров (тре тье место среди капиталистических стран Европы). Население Швеции — 7,2 миллиона человек. По своему государственному уст ройству Швеция — конституцион ная монархия. В отличие от консти туций некоторых других стран За падной Европы шведская конститу ция не .предусматривает огоетствен- ности правительства перед парла ментом. Смена кабинета, (происходит после очередных выборов в риксдаг (парламент), состоящий из двух па лат. iB настоящее 'время шведское ‘правительство возглавляет Таге Эр- ландер, являющийся лидером социал- демократической партии. Наиболее крупные города — сто лица страны Стокгольм (752 тыся чи жителей), Гетеборг {358 тысяч жителей) и Мальме <(196 тысяч жи телей) — являются в то же время и важнейшими шведскими портами. Море играет огромную роль в жизни Швеции. Общая протяжен ность ее (береговой линии, изобилую щей шхерами и изрезанной бухтами, превышает 7500 километров. В Балтийском море, которое омывает Швецию с востока и юга, располо жены принадлежащие ей два круп ных острова — Готланд (3001 кв. км) и Эланд (1344 кв. км.). Морской транспорт Швеции яв ляется в подлинном смысле жизнен ным нервом страны. Морскими суда ми перевозится 99 процентов1 гру зов, идущих на. экспорт. Торговый флот Швеции достигает трех миллио нов брутто-регистровых тонн. Свы ше трех четвертей всего тоннажа приходится на дизельные суда (в конце 1950 г. доля этих судов со ставляла 67 проц., а в 1938 г, — всего 40 проц.). Немалую роль в экономике страны играют и внутренние водные пути сообщения. В Швеции создана сеть каналов, соединяющих озера и судо ходные реки. Некоторые каналы от крыты для судоходства круглый год, другие 7— 8 месяцев. Швеция — индустриально-аграр ная страна. В ее (промышленности ведущую роль играет машинострое ние (особенно электротехника). Ведущими отраслями шведской промышленности являются также лесопильная и целлюлозно-бумаж ная. (Примерно половину всей терри тории Швеции составляют лесные массивы — важнейшее природное богатство страны. Из полезных ис копаемых имеется высокосортная железная руда, идущая как на экс порт, так и для выплавки качествен ной стали внутри страны (на дре весном угле с использованием гид роэлектроэнергии). Быстрые и по рожистые реки восточной части Скандинавского полуострова состав^ ляют 'основную энергетическую базу Швеции. В сельском хозяйстве стра ны 'преобладает животноводство, имеющее’ преимущественно молочное направление, и отчасти беконное свиноводство. Важное значение для развития экономики и культуры Швеции, а также для ее внешнеполитических связей имеет то обстоятельство, что на протяжении почти полутора ве ков она ни разу не участвовала в войнах. В настоящее время прави тельство Швеции проводит ней тральную политику или, ка® писа ла недавно ,газета «Морген тнднин- ген», «свободная От союзов Швеция стремится к поддержанию добрых, мирных отношений со всеми стра нами». Советский Союз, верный своей миролюбивой внешней политике, стремится к развитию1и укреплению .дружественных отношений со всеми -странами, в том числе, конечно, и со Швецией, являющейся к тому же соседом СССР, Нормальные дипломатические от ношения между нашими странами существуют свыше 30 лет. Совет ско-шведоюие политические, эконо мические и культурные связи слу жат делу мира и международной бе ^опасности. Тесная дружба устаио вилась между советскими и швед скими моряками. Хорошо знакомы между собой и спортсмены обеих стран. Как сообщало недавно стокгольм ское [радио, одна из пгведских судо ходных компаний выделяет нынеш ним летом пассажирский пароход для регулярных рейсов между Стокголь мом и Ленинградом. Полагают, что рейсы начнутся! в мае и будут про должаться все лето, чтобы* обслу жить значительное число туристов. Советский народ в большим удов летворением встретил сообщение о визите в СССР шведского премьер- министра г-на Эрландера, рассмат ривая этот вшит как важный вклад в дело мира и международной безо пасности. А. МАЛЕНИН. — Конкурс на лучший фотоснимок — Редакция газеты «Рыбный Мурман» объявила конкурс на лучший фотоснимок. Конкурс проводится в течение трех месяцев, с 1 апреля по 1 июля с. г., и рассчитан только на фотолюбителей из числа моряков, рыбообработчиков, портовиков и судоремонтников нашего бассейна. Фотолюбители могут заснять своих товарищей по труду, добив шихся успеха в социалистическом соревновании. Снимки должны отражать наиболее характерные моменты производственной дея тельности как моряков, так и работников береговых предприятий. Особенно ценными будут снимки, рассказывающие об освоении и умелом применении тружениками бассейна новой техники: оборудо вания рефрижераторных траулеров, сетевыборочных машин, автома тов включения и выключения траловых досок, станков и машин по следнего выпуска и т. п. Можно запечатлеть на снимках также интересные эпизоды культурного отдыха, быта, спортивной борьбы и игр, их победите лей, технической и общеобразовательной учебы с показом отлични ков, умело применяющих полученные знания на практике. Любители художественной фотографии могут прислать снимки пейзажей нашего края, морских пейзажей. Снимки должны быть правильно выполнены и иметь точные, разборчивые подписи с указанием должности, фамилии, имени и от чества как каждого сфотографированного, так и автора фотографии. Размер снимков 9x12 см и 12x18 см. За опубликованные снимки авторы получат гонорар в обычном порядке. За лучшие работы установлены денежные премии: одна первая премия — 200 рублей, две вторых премии — по 150 рублей, четыре третьих премии — по 100 рублей. Зам. редактора Б. Б. БРОЙДО. Адрес редакции: г. Мурманск, рыбный порт. Телефоны: редактор — 2-75, зам. редактора и отв. секретарь — 3-96, промышленный отдел и отдел культуры и быта — 4*33. Типография «Полярная правда». Зак. 1667. Зак. 1711. Тир. 3.500 ПН 02044
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz