Рыбный Мурман. 1955 г. Январь.

4 Р ЫБ НЫЙ м у р м а н № 2 (242), 5 января 1955 г Откровенный разговор Д Л Я БЛАГА СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ Наш собеседник — знатный про­ мысловик, капитан передового трау­ лера, рассказывал о благополучном исходе последнего рейса. После того, как он закончил свое повествование, мы задали ему вопрос: правда ли, что моряки траулеров выбрасывают за борт синюю зубатку, И еслиэто действительно так, точемвызывают­ ся такие действия? — Да, как этони странно, но это правда, — ответил капитан, — и я постараюсь это объяснить. — Что­ бы материально заинтересовать ры­ баков и стимулировать наибольший выловрыбы, для промысловиков вве­ дена прогрессивная и премиальная оплата за труд. В связи с этим эки­ паж корабля крайне заинтересован перевыполнить рейсовое задание и получить прогрессивную и преми­ альную оплату за труд. Промысловики передовых судов, как правило, за сверхплановую про­ дукцию получают большую сумму денег, чемза весь плановый вылов. Но здесь необходимо отметить один очень важный момент, который рас­ крывает причину, почему выбрасы­ вается за борт такая ценная рыба, как синяя зубатка. Дело в том, что прогрессивна выплачивается в за­ висимости от того, сколько и какую продукцию сдаетэкипаж на прием­ ныйпункт. Если команда перевыполнила рей­ совое задание не толькопо коли­ чественным, но и по качественным показателям, тогда морякам трауле­ ра выплачивается за сверхплановую Продукцию до двухсот процентов ее плановой стоимости и дополнительно выдаются премиальные — командно­ му составу до 30 процентов, а рядо­ вому — до 20 процентов месячного заработка. Но совсем другое дело, когда эки­ паж корабля, перевыполнив *рейсо- вое задание по добыче рыбы, не вы­ полнит задания по ее сортности. В этом случае администрация флота может снизить' про/рессивную опла­ ту до 50 процентов и лишить пре­ миальных. Вот здесь-то и раскры­ вается причина того, почему синяя зубатка выбрасывается за борт ко­ рабля... — Но позвольте, при чем тутси­ няя? — В этом вся суть. В минувшем 1954 году не было еще случая, что­ бы Мурманский рыбокомбинат при­ нял синюю зубатку первым сортом, ее участь быть принятой только вто­ рымсортом. А чтоэтозначит? А то, что моряки уже заранее предвидят, что если они не выбросят за -борт эту рыбу, то, наверняка, будут ли­ шены премиальных и много денег недополучат по прогрессивке. Представьте себе, чторейсовым за­ данием траулера предусмотрено вы­ ловить за рейс сто тоннрыбыи сдать рыбной продукции вторымсортом не боле трех с половиной — четырех процентов. В ходепромысла рыбаки успешно выполнили рейсовое зада­ ние. Но в выловленных ста тоннах оказалось не менее трех — четырех тоннсиней зубатки, илидругими сло­ вами 3—4 процента второго сорта.' Предположим, что 3—4 процента второго сорта составит другая рыба, то общее количество второго сорта окажется не менее 7—8 процентов. Ясно, что если моряки траулера выловят, допустим, 20—50 тонн сверх плана и соотношение сортно­ сти останется таким же, то они уже заранее знают, что их лишат пре­ миальных и резко сократят оплату по прогрессивке. И вот, чтобыизбе­ жать угрозы снижения своего зара­ ботка, они выбрасывают за борт всю выловлен уюсинюю зубатку. Вэтом случае они на несколько процентов снижают второсортную рыбу. — Сколько же за один рейс вы­ брасывает каждый траулер за борт этой рыбы? — Во всяком случае не меньше двух — трех, а иногда и четырех тон. — А сколько губят этой ценной рыбы за год? — По меньшей мере сотни тонн, а то и больше... В ходе дальнейшего собеседования мыспрашиваем капитана, чем объяс­ нить, что синюю зубатку принимают в рыбокомбинате только вторым сор­ том? Может быть она не подходит по своим вкусовым качествам? — Да нет, вкусовые качества ее несравненно лучше тресковых пород. Главная причина состоит в том, что у этой рыбы очень хрупкий позво­ ночник, а сама она громоздкая ипри обработке ломается... — И от этого теряет свои вкусо­ вые качества? — Нисколько, отвечает капитан. — Просто она не подходит для приемки первым сортом по стан­ дарту. — А знают ли руководители тра­ лового флота и главка, что этот цен­ ный продукт летит за борт? — Должно быть знают, — уклон­ чиво отвечает капитан. — У всех на глазах губятгосудар­ ственное добро, десятки, сотни тонн ценной - продукции выбрасывает­ ся за борт только потому, что хо­ зяйственники н как не могутрешить это по существу несложное дело, а вы до сих пор не могли поднять об этом вопрос, скажем, на собрании, или, наконец, в газетах? — Да, моя вина в этом имеется. Но в свое оправдание хочу сказать, что об этом безобразии неоднократно говорил руководителям тралового флота. Но вопрос почему-тодо сих цор не решается, а ценную рыбу продолжают выбрасывать за борт. Теперь я надеюсь, что редакция га­ зеты «РыбныйМурман» выступитпо этому ваясному вопросу. \ Мы выполняем просьбу капитана, неназывая его фамилии. Одновре­ мен о считаем, что этим делом заин­ тересуются руководители тралового флотаи Главмурманрыбпрома и при­ мут необходимые конкретные меры по этому важному вопр' су. М. СЕМЕНОВ. Эстонская ССР . Таллинская пошивочно-вязальная артель «Моод» в этом году выпустила 60 новых моделей вязаных изделий. Женские ж аке ты , мужские и детские свитеры, спортивные гарни­ туры украшены художественными •рисунками эстонских националь­ ных орнаментов. На снимке: в фирменном магазине артели «Моод» по улице Харью в Таллине. „ а л р Фото В. Горбунова. Фотохроника ТАСС. П и с ь м а в р е д а к ц и ю Когда фильмы безобразно эксплуатируются Кино играет важную роль в орга­ низации культурного досуга трудя­ щихся. Особенно велико воспита­ тельноезначение кино в обслужи­ вании моряков на промысле. На пе­ реходах и в свободное время от вахт промысловики обычно собираются в салона^, чтобы просмотреть хорошую кинокартину, обменяться впечатле­ ниями о фильме. Работники кинопроката принима­ ют все меры к тому, чтобы пол­ ностью удовлетворить запросы моря­ ков тралового и сельдяного флотов. Но в нашей работе встречается мно­ гопомех, которые создают отдельные недисциплинированные моряки. Они безответственно относятся к социа­ листическому имуществу, портят ки­ нокартины, по несколько месяцев не возвращают фильм на базу, создают трудности в нормальном обмене ки­ нофильмов для других траулеров. Чтобы не быть голословной, при­ веду несколько фактов. На траулер «Засольщик» взяли три кинокарти­ ны еще28 июля, а сдалиих на базу 16 ноября, продержав на борту ко­ рабля три с половиноймесяца. За последнеевремя в траловом флоте получила распространение по­ рочная практика обмена картин в море во время стоянок в Тюва-губе или улихтеров, минуя базу, чем на­ рушается постановление правитель­ ства о демонстрировании филь­ мов. Так, например, на траулер «Днестр» были получены совер­ шенно новые экземпляры кинофиль­ мов «Бродяга» и «Адмирал Нахи­ мов». Первый помощник капитана тов. Шилов был предупрежден, что­ бы он не передавал эти картины на другие корабли. Но он не посчитался с предупреждением и произвел об­ мен с траулером «Умба». Там эти фильмы безобразно эксплуатирова­ лись и после продолжительного вре­ мени были сданы на базу с 50 про­ центной годностью. Надо, чтобы вопрос об обмене и эксплуатации кинофильмов был взят под повседневный контроль полит­ работников, комсомольских и проф­ союзных организацийтраулеров. В. АНДРОНОВА. ' Фильмопроверщица базы кинопроката. Использовать механизацию Творческая смекалка Конструкторский отдел и экспери­ ментальная мастерская рыбокомби­ ната в 1954 году проделали неко­ торую работу по механизации трудо­ емких процессов обработки рыбы на предприятии. Спроектирована и из­ готовлена, при помощи ремонтно-ме- ханических мастерских рыбокомби­ ната, механизированная линия ук­ ладки рыбыв тару. Создано несколь­ ко механизмов по предложениям ра­ ционализаторов. Так, изготовлены станки для обрезки сельдина тушку, для срезки тешиокуня мелких раз­ меров, машина для подъема бочек на эстакаду и другие. Много творческойинициативы при создании новой техники проявили конструкторы тт. Рассолов и Бори­ сов, мастера тт. Огородников и Цвы- лев, токарь тов. Кобелев, слесари тт. Мисищева, Горецкийи другие. В наступившем году будет осу­ ществляться проект комплекснойме- ханизациии приемки и транспорти­ ровки рыбыво все основные цехи рыбокомбината, продолжены работы по усовершенствованию уже создан­ ных механизированных линий. Ак­ тивное участие в этойработе примут инженеры-конструкторы и весь кол­ лектив экспериментальной мастер­ ской. В. ДУНАЕВСКИЙ. Начальник конструкторско­ го отдела Мурманского ры­ бокомбината. Для упрощения и ускорения про­ цесса погрузки на корабли смазоч­ ныхпродуктов для двигателейу Мур­ манского рыбного порта имеется спе­ циальная автоцистерна, оборудован­ ная подогревателеми мотопомпой. С помощью автоцистерны снабжаются суда сельдяного флота и большие ди­ зельные корабли. Однако, несмотря на совершенно очевидное преимущество этого^меха- низированного способа, рыбный порт почему-тодо сих пор снабжает ко­ рабли тралового флота машинным маслом в бочках — тяжелых и край­ не неудобных как для моряков, так и для специальной бригадыгрузчи­ ков нефтебазы пор’ха. В чем же дело? Почему рыбный порт, механизировав процесс снабже­ ния смазочными материалами кораб­ лей сельдяного флота и большегруз­ ных траулеров, упорно, во вредсебе, нежелает ввести подобную же меха­ низацию по снабжению остальных кораблей тралового флота? Дело, оказывается, объясняется чрезвычайнопросто. Масляные танки на судах тралового флота в некото­ рых случаях имеютприемные пат­ рубки не двухдюймовые, а несколько меньших размеров, а рыбный порт не ставит перед управлением трало­ вого флота вопрос о замене этих пат­ рубков. Траловому флоту и рыбному ворту необходимо, не откладывая дела в долгийящик, принять согласованное решение по этому вопросу. Г. ЖДАНЮК. Ст. инженер по технике без­ опасности тралового флота. На траулере „Прут 1 ВЫСОКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ Хорошо потрудились моряки суд­ на в третьем рейсе. За пятнадцать суток промысла они доставили в порт 182 тонны рыбы при рейсовом задании 100 тонн, 9.500 банок консервов, 11,7 тоннырыбной муки и 7,5 тонны рыбьего жнра. Успеху способствовала слаженная работа всего коллектива судна. Вы­ соких показателей добились матросы тт. Чистов, Кузин и Пузанов, коче­ гары тт. Шаров и Ожиганов, стар­ ший помощник капитана тов. Шуга­ ев. Большую помощь промыслови­ кам оказывал боцман тов. Бойко, со­ державший в образцовом порядке ко­ рабельное хозяйство. ДРУЖБА С КНИГОИ Большойлюбовью пользуются у экипажа корабля книги. Их читают все — от-матроса до капитана. Со­ держательную пропаганду книги проводит судовой библиотекарь, за­ меститель секретаря комсомольской организации матрос тов. Пузанов. Он беседуетс моряками, узнает их запросы и соответственно этому под­ бирает в общефлотской библиотеке литературу. Активными читателями являются матрос тов. Кузин, машинист тов. Куприньчик, кочегар тов. Шаров и другие. Они прочитали такие книги, как «Искры» Соколова, «Угрюм-ре- ка» Шишкова, «К новому берегу» Лациса, «Гангутцы» Рудного, «Рос­ сии верные сыны» Никулина и дру­ гие. ТЕХНИЧЕСКАЯ УЧЕБА НА КОРАБЛЕ На траулере регулярно проводят­ ся занятия с ,членами палубной команды. Учеба проходит под руко­ водством старшего помощника капи­ тана тов. Шугаева и второго помощ­ ника тов. Якутовского. Матросы изу­ чают устройство орудий лова, их чинку и работу при спуске и подъ­ еме. Каждый рейс на судне проводят­ ся четыре— пять занятий. Благода­ ря хорошей постановке технической учебы вновь прибывшие на траулер тт. Дьячков и Тараканов за корот­ кое время освоили профессию матро­ са, и сейчас хорошо работают на уборке-рыбы, по спуску и подъему трала. В этом им немалую помощь оказывали опытные матросы тт. Чи­ стов и Кузин. ЛЕКЦИИ ДЛЯ МОРЯКОВ В последнем рейсе для экипажа прочитал лекцию «О международном положении» капитан тов. Яренгин. Моряки задавали лектору много во­ просов. Их интересовало—проходив­ шее в Москве Совещание европей­ ских стран по обеспечению мира и безопасности в Европе, положение в Иране, Египте, в Юго-Восточной Азии. Первый помощник капитана тов. Щетин прочитал лекцию на тему: «Конституция страны победившего социализма». \ Спасибо за заботу По три — четыре месяца моряки сельдяного флотанаходятся в Север­ нойАтлантике. За этовремя у мно­ гих моряков возникает острая необ­ ходимость в лечении зубов. Раньше в условиях промысла трудно было лечитьзубы. Не было дипломиро­ ванных врачей-стоматологов, и мо­ ряки порою длительное время стра­ дали зубной болью. Сейчас на плавбазах организова­ ны зубоврачебные кабинеты. Здесь работают высококвалифицированные врачи. Мне лично пришлось лечить зубы у врача-стоматолога плавбазы I «Памяти Ильича» Г. К. Пашкевича, и я очень благодарен ему за быстро оказанную помощь. Мнехочется от всего сердца по­ благодарить Коммунистическую пар­ тию и наше Советское правительство !за постоянное внимание к морякам ;сельдяного флота, за заботу о нас. ! А. ЛОБАНОВ. Капитан среднего траулера № 331. По с л е д а м н а ш и х в ы с т у п л е н и й «СТАРЫЕ ОШИБКИ» Так называлась корреспонденция, опубликованная в газете «Рыбный Мурман» 19 декабря 1954 года. Заместитель начальника тралового флота тов. Маевский сообщил в ре­ дакцию, что факты, изложенные в корреспонденции, подтвердились. В настоящее время на траулер «Петро­ заводск» подобран судоводительский состав, который будет закреплен на весь 1955 год. Редактор М. С. ЦЕЛОУСОВ. i w , прлакпии* г Мурманск. Рыбный порт. Телефоны: редактор — 2-75, зам. редактора и отв.секретарь — 3-96, промышленный отдел и отдел культуры ддрес редакции. . Типография «Полярная правда». Зак. 7 Тир. 2.500 ПН 03157 и быта — 4-33.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz