Рыбный Мурман. 1955 г. Январь.

№ 2 (242), 5 января 1955 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р МА Н ШКОЛА ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА Как уменьшить аварийность орудий лова Ил выступления капитана-наставника тралового флота К. А. ПАТОНА КУРСАНТЫ НА ПРАКТИКЕ В практике работы промысловых кораблей тра­ лового флота нередко встречаются случаи заверта тралов или задева их за препятствия, находящиеся на дне моря. Это приводит к потере уловов, к потере промыслового времени или к авариям ору­ дий лова, что неизбежно сказывается на добыче рыбы. Передовые судоводители тралового флота нако­ пили богатый опыт наиболее безболезненной лик­ видации этих аварийных случаев при работе с тра­ лом. Знание этих приемов поможет менее опыт­ ным, а в особенности молодым судоводителям, сократить потери промыслового времени на лик­ видацию происшедших во время работы завертов и задевов и тем самым повысить рыбодобычу. Об этих приемах, выработанных передовыми промысловиками, и рассказывает судоводителям капитан-наставник К. ПАТОН. Заверты трала считаются аварией на промысле. Б большинстве случаев они вызывают*потерю промыслового времени и более или менее серьез­ ные повреждения орудий лова. За время нахождения в дрейфе, при распутывании заверта траулер ока­ зывается снесенным влияниемветра и течения в сторону от места про­ мысла. Заверты в основном подразделя­ ются на: заверт ваеров, вызывающий сцеп­ лениетраловых досок, и часто пере­ ходящий в заверт кабелейи крыльев трала; заверт крыльев, когда одноиз них (реже оба) оказываются завернуты­ ми вокруг грунтропа; заверт мешка вокруг носового или кормового крыла. О причинах каждого из этих наи­ болеехарактерных завертов можно сказать следующее: Заверт ваеров происходит обычно из-за неисправности траловых досок, которые при травлении ваеров мо­ гут описывать колебательные дви­ жения, а это приводит к тому, что до-ска вае*ра >или кабеля зацепляет другую доску.. Заверт происходит также потому, чтоне работают вертлюги на ваерах, которые при травления стремятся скручиваться, пока не преодолеют сопротивление вертлюгов. Траловые доски при этом получают колеба­ тельные движения, вызывающие в итогеих сцепление. Необходимо отметить также и сле­ дующие причины, вызывающие за­ верты ваеров: а) когда ваера травятся с неоди­ наковой скоростью и это, придавая доскам колебательные движения, вызывает их сцепление; б) когда при травлении ваеров судно не удерживается на одном румбе и не уклоняется медленно только в сторону ваеров, а рыскает в обе стороны. Это придает ваерам и доскам колебательные движения и вызывает сцеплениедосок; в) в тех случаях, когдапри трав­ лении ваеров скорость судна недо­ статочна, а ваера травятся при этом недостаточно туго. За время трав­ ления судно делает циркуляцию на 90 градусов и более.В результате при вытягивании ваеров на прямом курсе, после взятия на стопор, мо­ жет произойти сцеплениедосок; е) когда после взятия ваеров на стопор начинают равнять их, не до­ жидаясь, чтобы доски селина грунт. Поэтому при травлении носового ваера доска может «сыграть» и вы­ звать сцепление с другим ваером; ж) когда начинают травить ваера, не дожидаясь нормальнойработы до­ сок и надлежащего распора ваеров, что также приводит к сцеплению досок. , Практика передовых судоводите­ лей.выработала следующие приемы распутывания подобных завертов. Кактолько выяснится, что ваера идут в заверте или идут рядом и не расходятся под надлежащим углом, необходимо сейчас же прекратить траление и поднять трал. После отдачи ваеров со стопора нужно выравнять марки у подвес­ ных роликов и затемразномерно вы­ бирать ваера. Когда за бортом останется по од­ ной марке (50 м), выборку ваеров следует приостановить на три—пять минут, а затем вновь продолжать до конца. Если при этом доски расцепи­ лись и пришли к дугам нормально, необходимо выбирать кабели до кля- чевок и проверить правильность и исправность трала. Если же доски не расцепились, ваера необходимо осто­ рожно' подбирать до тех пор, пока они не начнут обтягиваться вдоль борта. Тогда надо постараться выяс­ нить, вокруг какой доски произошло накручивание другого кабеля или ваера, и эту доску подтянуть к своей дуге. Если трал недолго шел в заверте, то обычно бываетдостаточным взять доску на цепной стопор дуги, а ваер другой доски пристопорить надеж­ ным геркулесовым или стальным сто­ порным концом к той же дуге за утки; затем разобщить переходный конец и шкентель доски, взятой на депной стопор, распутать их с пере­ ходным концом, шкентелем, кабелем или ваером второй доски, отдать стопор, держащий ваер, и одновре­ мен о быстро подбирать его на ба­ рабан лебедки. Если после распутывания досок, заверт перешел на кабели и крылья трала, необходимо подтягивать обе клячевки к носовой дуге, кормовую клячевку крепить к дуге стопорным концом и отсоединять от не кабель. При этом следует уточнить, в какую сторону скручены крылья и сколько витков сделало одно крыло вокруг другого. Если крыло свернуто только один раз, нужно обнести кормовой кабель вокруг носового крьгла в сторону скручивания, соединить его с кор­ мовой клячевкой, отдать стопор кор­ мовой клячевки и выбирать кор­ мовой кабель. Если же крылья скручены не­ сколько раз, то после отсоединения кормового кабеля кормовую клячев­ ку нужно обнести вокруг носового крыла в сторону, противоположную скручиванию при помощи сушилки или патента, и распутывать заверт, а затем соединить кабель с клячев­ кой и выбирать его до места. , Иногда бывает так, что после взя­ тия ваеров на стопор оказывается, что ваера около стопора имеют скру­ чивание, а затем идут нормально с обычным распором. В этом случае трал при спуске перевернулся на 360 градусов и занял на грунте нор­ мальное положение. Но ваера у сто­ пора будут в месте скручивания пор­ титься. Поэтому тралнадо поднять или попытаться распутать его, не поднимая. Иногда удается ликвиди­ ровать этот заверт, сделав судном быстрый поворот на 360 градусов в сторону, противоположную скручива­ нию ваеров. Заверт крыла вокруг нижней под­ боры случается, когда при вывали­ вании трала за борт крыловые бо- бинцы стравлены в сетикрыла. Ког­ да при спуске трала будет сразу же обращено внимание на то обстоя­ тельство, что крыловые кухтыли не расправились и не всплыли, а голые концы у клячевок не обтягиваются и не принимают правильного поло­ жения, кормовым джильсоном сле­ дует приподнять голый грунтрон, очистить бобинцы от сетей и затем правильно его стравить. С носовым грунтропом проделывается то же са­ мое при помощи носового джильсона. Если же трал ходилполное траление с завертом крыла, то для распуты­ вания его приходится почти всегда поднимать трална палубу, так как он. окажется сильно закрученным и поврежденным. Заверт мешка бывает в тех слу­ чаях, когда при вываливании его за борт мешок оказывается стравлен­ ным в носовое или кормовое крыло, и в таком положении находится в продолжении всего траления. Рыба при этом в трал, конечно, не попа­ дает, трал и мешок бываютвсегда повреждены. Для распутывания меш­ ка приходится поднимать весь трал на палубу. Задевытрала на грунте в основ­ ном бываютдвух видов: когда трал нижней подборой под­ девает на грунте крупные камни или посторонние предметы, лежащие на грунте, или задевает за лежащие на грунте затопленные суда; когда траловые доски врезаются в жидкий илистый грунт, что осо­ бенно часто встречается в тех слу­ чаях, когда траулер, работая на крутых склонах, травит ваера или тралирует курсом, пересекающим на­ правление изобат с больших глубин на меньшие. Подобныеже явления бываюти на участках ровного дна, но с особо жидким илистым грун­ том, когда при взятии ваеров на стопор траловые доски при резком задержании получают стремитель­ ное «пикирующее» движение и вре­ заются в грунт. В первом случае освободиться от задева бывает возможно с большими или меньшимизатруднениями, в зависимости от тяжести того пред­ мета или камня, который поддет тралом. Приходится поднимать трал, выбирая осторожно ваера. Если же тралом поддета тяжесть, не под­ дающаяся усилиям траловой лебед­ ки, и приходится тянуть ваера, под­ рабатывая машиной, то обычно ло­ пается какая-нибудь деталь трала или его вооружения (ваер, кабель или грунтроп), трал освобождается от задева и, естественно, получает при этом значительные повреждения или целиком остается на грунте. Специальные приемы освобожде­ ния от таких задевов рекомендовать трудно: это целиком зависит от об­ становки и обстоятельств. Следует только посоветовать судоводителям проявлять максимальное внимание при работе в районах, где имеются зафиксированные места подобных задевов, нанесенные на промысло­ вые планшеты. Во втором случае, когда траловые доски врезаются в грунт, надо попы­ таться поднятьтрал, выбирая ваера. При-этом, когда ваера туго обтя­ нутся, надо временами приостанав­ ливать их выборку и зажимать сто­ пора барабанов лебедки. Судно, по­ качиваясь на волне, понемногу будет подергивать ваера и иногда при этом траловые доски выходятиз грунта. Еслиже таким путем освободиться от задева не удается, рекомендуется вытравить снова по две марки вае­ ров (по 100 м) и, развернувшись на курс, противоп ложныйтому, на котором произошел задев, осторожно добавляя обороты, подрабатывать машиной на передний ход. В боль­ шинстве случаев при этом маневре доски освобождаются и трал сохра­ няется без повреждений. Курсанты Мурманского мореходного училища проходят практи- . ку на учебном судне «Краб». На снимке: занятия по практической j прокладке курса судна. Занятие проводит третий помощник капита- | на Э. Д. МИЛОСЕРДОВ (крайний справа). Фото Б. Алексеева*. I ------- О производственных площадях и новом строительстве Высококачественная обработка и выпуск рыбопродукции во многом зависят от наличия необходимых производственных площадей. Из-за отсутствия их на рыбокомбинате происходит много нарушений техно­ логических инструкций. В то время как площадь рыбооб­ рабатывающих предприятий в порту не увеличивается, территория рыб­ ного порта обрастает вспомогатель­ ными предприятиями и им отводятся вводимые вновь в эксплуатацию здания. Так, за последнее время по­ строена столярная мастерская рыб­ ного порта, расширяются сооруже­ ния судоремонтного завода рядом с рыбозаводом Ml 1, выстроенное не­ давно трехэтажное здание предостав­ лено Мурманрыбснабу для хранения материалов. До войны на одном из причалов существовал и работал механизиро­ ванный посолочный завод. Он поме­ щался в удобном трехэтажном зда­ нии. Однако в течение тринадцати лет добрая половина этогоздания не восстанавливается, не оборудуется и не используется для обработки рыбо­ продукции. В настоящий момент назрела ост­ рая необходимость расширить про­ изводственные площади рыбообра­ батывающих предприятий за счет вспомогательных предприятий. Если в прошлые годы ''добыча сельди на Мурмане, ее переработка и отгрузка являлись сезонной, то теперь сельдь добывается в течение круглого года. Естественно, поэтому, что в Мурманске нужно строить сельдяныеперерабатывающие заводы с охлажденными помещениями. Строить нужно скорее, иначе опять повторится история масовойпорчи сельди, происшедшая летом прош­ логогода. Для того, чтобы рыбную продук­ цию обрабатывать высококачествен­ но, необходимо изжить диспропор­ цию, имеющуюся сейчас междубе­ реговым строительством технической базы для переработки рыбы и уве­ личением добычи рыбы и сельди. Готовая продукция складируется где попало: достаточного освещения нет,отсутствуют сдаточные обору­ дован ые площадки. Убранная и предназначенная к сдаче продукция часто бракуется и перерабатывается. Запроектированное строительство не отвечает требованиям технологи­ ческих инструкций. Предприятия строятся без подъездных путей, с нарушением поточности в подаче рыбопродукции под погрузку. Меха­ низация погрузочных работ в проек­ тах строительства не предусматри­ вается, а существующие погрузоч­ ные площадки не обеспечивают фронт погрузки. В плачевном состоянии находятся эстакады. Это деревянные, ветхие площадки без навесов, без достаточ­ ного искусственного освещения. Ра­ ботать здесь приходится под дождем и снегом. От дождя трафарет на боч­ ках смывается, становится неразбор­ чивым. Часто с эстакад продукция расхищается. Мурманская контора Главрыб- торга не имеет ни мастерских, ни механизаторов. Целесообразнее будет погрузочные эстакады передать Главмурманрыбпрому, чтобы осуще­ ствить комплексную механизацию. Тогдавопрос своевременной вывозки рыбопродукции с заводов комбината намного упростится. В настоящее время автотранспорт не обеспечивает еще своевременной вывозки рыбопродукции. Вместо се­ ми— восьми автокар рыбный порт выделяеттолько две— три. Осталь­ ные же или вышли из строя, или используются для других целей. Вывозка рыбопродукции из цехов комбината затрудняется еще и пото­ му, что при подаче и расстановке вагонов’' (а это занимает четвертую часть суток) всякое движение тран­ спорта прекращается. В порту су­ ществует невероятная скученность. Везут лед, соль, тару, бочки с ры­ бой. Давно ставился вопрос о строи­ тельстве надземной и подземной ме­ ханизации для вывозки рыбопродук­ ции из цехов, но окончательного ре­ шения он до сих пор не нашел. Вопрос о расширении производст­ венных площадей имеет первооче­ редное значение. От этого зависит своевременная отгрузка рыбной про­ дукции Ci сохранением ее высокого качества. Руководству Главмурмая- рыбпрома следовало бы обратить на это серьезное внимание. С. ГУЩЯН . Управляющий Мурманской конторой Главрыбторга. С л о в о с д е р ж а л и За экипажем траулера «Киров» уже давно упрочилась слава передо­ вого коллектива тралового флота. Дважды в довоенные годы и в 1947 году моряки этого судна вылавлива­ ли по 60 тысяч центнеров рыбы. В 1954 годукировцы также реши­ ли добиться такого высокого резуль- jтата. Самоотверженный труд всех членов команды от капитана до юнги принес производственную победу. В канун 1955 года кировцы закончили выполнение ответственного социали­ стического обязательства. На их сче­ ту 60 тысяч центнеров рыбы, вы­ ловленной в минувшем году.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz