Рыбный Мурман. 1955 г. Январь.

№ 12 (252), 28 января 1955 г. р ы б н ы й м у р м а н 3 Создадим и с т о р ию своего корабля ! Т а к р е ш и л и м о р я к и т р а у л е р а „ К о м с о м о л е ц << СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ РАССКАЗЫВАЮТ + В о г н е в о й камере Моряки, работавшие раньше на траулере «Комсомолец», рассказыва­ ют о многих случаях самоотвержен­ ности, а порой и героизма, прояв­ ленных членами экипажа как в го­ ды войны, так и в послевоенныйпе­ риод. Вот один из них, который произошел летом 1944 года. Механизмы, длительное время ра­ ботавшие без ремонта, часто выхо­ дили из строя. Однажды,когда суд­ но находилось на промысле в Цент­ ральном районе Баренцова моря, ды­ могарные трубки стали пропускать воду. Заглушить их, не потушивко­ тел, было нельзя. Тогдатретий ме­ ханик Абрамовский и машинист Константин Васильевич Фролов, ко­ торый и до сих пор бессменно рабо­ таетна корабле, взялись устранить повреждение, временно прекратив топку котла. Жар из котла был выбран. Одев­ шись в телогрейки, ватныебрюки и зимние шапки, предварительно об­ лившись водой, Абрамовскийи Фро­ лов попеременно забирались в огне­ вую камеру. Несмотря на то, что каждыйиз них работал тамне более 8 — 1 0 минут,при выходе из топки одежда на них становилась совер­ шенно сухой. В этих трудных условиях морякам пришлось проработать свыше полу­ тора часов. Но трубки были заглу­ шены. Корабль, не возвращаясь в порт, находился на промысле докон­ ца рейса. □ Сильнее урагана Осенью 1951 года, когда траулер «Комсомолец» промышлял на Деми­ довской банке, разразился шторм, перешедший затем в ураган. Огром­ ные волны и сильный ветеробру­ шились на судно. Ударом волны по правому борту были выбиты все ил­ люминаторы и сорвана шлюпка. В помещения полилась вода. Нужно было немедленно устранять повреж­ дения. Не ожидая улучшения погоды группа моряков взялась за ремонт. Особенно хорошо потрудился тогда боцман Иван Васильевич Сметанин, показывая образцы смелости и на­ ходчивости. В короткийсрок шлюп­ ка была водворена на место, илю­ минаторы прочно забиты досками. На устранении повреждений в пе­ риод ппорма хорошо поработал так­ же матрос Василий Федорович Те­ рентьев, который сейчас трудится на судне мастером по добыче рыбы. Самоотверженность моряков по­ могла экипажу избежать опасности. После окончания шторма траулер до конца рейса находился на промысле. □ Находчивость моряка Весной1951 года судно промыш­ ляло на Норвежской банке. В трал попало около восьми тонн окуня. Мешок всплыл на поверхность с большой силой, и под давлением раздувшейся рыбылопнул. Созда­ лась угроза потери улова. Смелость и находчивость в это время проявил Иван Семенович Та­ расов, плававший на «Комсомоль­ це» мастером по добыче рыбы. Имея при себе все необходимое для починки трала, он выпрыгнул на мешок с рыбой, добрался до места повреждения и устранил его. Улов был спасен. Общее собрание постановило... Общее собрание экипажа траулера «Комсомо­ лец», поддерживая инициативу моряков-ветеранов о создании истории корабля, постановляет: 1. Написать историю РТ-17 «Комсомолец», оформив ее отдельной книгой. История корабля должна явиться документом, направленным на воспитание моряков в духе славных традиций мо­ ряков тралового флота, в духе беспредельной преданности Родине. 2. В книге «История траулера «Комсомолец» должны найти отражение наиболее знаменатель­ ные факты из жизни экипажа со времени вступ­ ления корабля в строй, рассказы о подвигах кол­ лектива и отдельных моряков. 3. Каждый факт заносить в историю траулера только по решению общего собрания экипажа после всестороннего его обсуждения, заверять су­ довой печатью и подписью капитана с примеча­ нием: «Утверждено общим собранием экипажа (дата)». 4. Образовать редакционную коллегию по соз­ данию «Истории траулера «Комсомолец» в соста­ ве капитана тов. Соколова, первого помощника капитана тов. Савинкнна, машиниста тов. Фролова и старшего механика тов. Полетаева. Ответствен­ ным редактором утвердить тов. Савннкина. 5. Установить, что в случае ухода с судна кого- либо из членов редакционной коллегии, состав ее пополняется за счет наиболее активных, передо­ вых людейтраулера по решению общего собрания. 6. Поручить редакционной коллегии ознако­ миться с архивными материалами, имеющими от­ ношение к истории траулера «Комсомолец», по­ беседовать с моряками, когда-либо плававшими ранее на этом судне, используя наиболее харак­ терные факты для внесения в историю корабля. Собрание считает важнейшей обязанностью каждо­ го члена экипажа оказание всемерной помощи ре­ дакционной коллегии по подготовке «Истории траулера «Комсомолец». 7. Книгу «История траулера «Комсомолец» от­ крыть настоящим постановлением. Внести в нее следующие, уже подготовленные материалы: «В последние месяцы войны», «Они плавали на нашем судне», «Сильнее урагана», «В огневой ка­ мере», «Первенство по флоту», «Школа на кораб­ ле», «Находчивость моряка» и «Заслуженное поощрение». Э т о н а ч а л о с ь с б е с е д ы Недавно, когда траулер «Комсо- бежкой вражеской авиации, преодо- молец» находился на промысле, мо­ ряки были вынуждены прекратить работу из-за шторма. Свободные от вахт члены экипажа собрались в су­ довой столовой. Промысловики слу­ шали радио, играли в домино... Дру­ гие прикидывали, как лучше навер­ стать упущенное, когда море немно­ го успокоится. Агитатор коммунист Михаил Герасимович Григорьев ре­ шил использовать это время для то­ го, чтобы провести беседу на тему «О подлиных и ложных морских традициях». Когда он сказал об этом присутствующим в столовой моря­ кам, они охотно согласились с его предложением. И беседа началась. — Наш флот, в том числе и ры­ боловный, — начал агитатор, — имеет славные традиции. Отвага ис­ следователей полярных морей, доб­ лестный труд наших предков-рыба- ков, которые на утлых, исключи­ тельно плохо оснащенных суденыш­ ках, выходили далеко в море ловить рыбу и добыватьморского зверя, — вот характерные качества моряков, которые в трудеи в бою стремились прославить свою Родину. Михаил Герасимович приводит примеры патриотизма и мужества моряков военного, транспортного и рыболовного флотов, отмечает, что любовь к Родине, готовность во имя ее преодолеть любые трудности, а еслипотребуется, то отдать ижизнь, — неотъемлемые качества наших моряков. — Кому не известно, — говорит Григорьев, — что в годы Великой Отечественной войны наши моряки, на каком бы участке они ни находи­ лись, показали исключительно высо­ кие духовные качества и доказали всему миру, что для них нетничего дороже, чем Родина, безопасность ее рубежей,чем счастье народа. Морская жизнь, связанная с ря­ дом опасностей и трудностей, дли­ тельный отрыв сравнительно неболь­ шой группы людей, находящейся на корабле, способствуют воспитанию в моряках таких замечательных ка­ честв, как отвага, смелость, наход­ чивость, дружба, готовность в любое время прийти на помощь товарищу. Хорошие традиции имеет и наш траловый флот. В годыВеликой Оте­ чественной войны некоторые экипа­ жи траулеров вместе с воинами Се­ верного Военно-Морского Флота при­ нимали участие в боях с немецко- фашистскими захватчиками. Славные страницы в военную летопись впи­ сали моряки траулеров «Аскольд», «Северныйполюс», «Киров», «Ре­ волюция», «Щука» и других. Но не менеегероические дела со­ вершали и экипажи траулеров, ко­ торые в годы войны занимались про­ мыслом рыбы. Под обстрелом и бом- левая невероятные трудности, рабо­ тали наши промысловики. Есть чем гордиться и нам, членам экипажа траулера «Комсомолец». В годы войны, добывая рыбу для за­ щитников нашей Родины, моряки корабля проявляли подлиннуютрудо­ вую доблесть. А сколько славных дел совершил экипаж нашего судна в послевоенное время! В 1946 году, например, эки­ паж «Комсомольца» вышел на пер­ вое место по траловому флоту по вылову рыбы. Можно привести много примеров, показывающих самоотвер­ женность команды. Далееагитатор приводит эпизоды из жизни экипажа траулера «Комсо­ молец», называет фамилии отдель­ ных моряков, которые и сейчас тру­ дятся добросовестно, ведут правиль­ ныйобраз жизни. К числу их отно­ сятся: машинист Константин Ва­ сильевич Фролов, плавающий на суднебеспрерывно свыше десяти лет, мастер по добыче рыбы коммунист Василий Федорович Терейтьев, кото­ рый за восемь лет работы на «Ком­ сомольце» завоевал общий авторитет и уважение, боцман Иван Василье­ вич Сметанин, матрос первого класса КлавдийИванович Соловьев, кочегар Алексей Иванович Барашев и дру­ гие. Эти люди — гордость корабля. Но среди некоторой части наших моряков еще живучи ложные тради­ ции. Придерживаясь их, отдельные члены коллектива наносят большой ущерб нашему общему делу, позорят весь экипаж. Кое-кто из нас еще до сих пор считает, что употреблять алкогольные напитки, пьянствовать — этоморская традиция и не моряк тот, ктоне пьет. Взять таких, как матросы Кусков, Колобанов, Лгалов, кочегар Лазарчук и некоторые Д!0у- гие. Они неоднократно появлялись на судне в пьяном виде, нарушая дисциплину, показывая плохой при­ мер другим Членам экипажа, дезор­ ганизуя коллектив. В беседе агитатор отметил и та­ кие ложные традиции, которых еще придерживаются даже отдельные ка­ питаны, как невыход из порта в по­ недельникили 13 числа, бросание монетв море, чтобыутих шторм, или бросание рукавиц для определения местонахождения рыбыи т. д. В зак­ лючение он призвалморяков хранить и приумножать подлинныетрадиции, решительно бороться с ложными, свято охранять достоинство моряка советского рыболовного флота, бо­ роться за честь своего корабля. После того, как тов. Григорьев за­ кончил свой рассказ, между присут­ ствующими завязалась оживленная беседа. Люди вспоминали случаи доблести отваги моряков траулера «Комсомолец», приводили примеры из жизни экипажейтехсудов, на ко­ торых имприходилось плавать рань­ ше. Боцман Иван Васильевич Смета­ нин, отдавший морю всю свою соз­ нательную жизнь, с возмущением говоря о людях, которые позорят вы- ское звание моряка пьянством и другими неблаговидными поступка­ ми, сказал: — Среди тех, кто нарушает дис­ циплину, недобросовестно относится к выполнению порученного дела, много молодежи, недавно пришедшей на флот. Наслышавшись рассказов о попойках, некоторые увлекаются вы­ пивкой. В этом случае сказывает­ ся справедливость поговорки, что дурные примеры заразительны. А мы, старые моряки, не всегда еще делаем все от нас зависящее для того, чтобы наставить молодежь на правильный путь. Боцмана поддержалмашинист Кон­ стантин Васильевич Фролов. — Неплохо было бы, — говорит он, — еслйбы на наших судах, в частности на траулере «Комсомо­ лец», велась книга, в которой рас­ сказывалось бы о людях корабля, об их делах. Это была бы своего рода история корабля. Ознакомившись с ней, каждый моряк наиболее отчет­ ливо уяснил бы себе, что своими проступками он может наложить пятно на весь экипаж корабля. Но­ вички, приходящие на судно, также будут делать для себя необходимые, правильные выводы, не будут попа­ дать под дурное влияние. Машиниста Фролова поддержали и другие присутствовавшие на бесе­ де моряки. Для того, чтобывнесен­ ное им предложение претворить в жизнь, здесь же решили вынести этот вопрос на обсуждение общего собрания экипажа. В одиниз последних днейпрошед­ шегогода такое собрание состоя­ лось. Наряду с производственными, в повестке дня собрания на этот раз стоял не совсем обычный вопрос: о создании книги «История траулера «Комсомолец». Он очень заинте­ ресовал всех моряков. Люди задавали много вопросов, вносили свои пред­ ложения, подсказывали, как сделать, чтобыистория корабля имела боль­ шое воспитательное значение. По об­ сужденному вопросу принято по­ становление, избрана редакционная кол егия. Так на траулере «Комсомолец» претворяется в жизнь идея по созда­ ниюистории своего судна. Эта боль­ шая работа уже начата. Страницы истории рассказывают о славных де­ лах экипажа, вдохновляют моряков на самоотверженный труд во имя Родины. С. КОРОТКОВ. ☆ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ РАССКАЗЫВАЮТ + Они плавали на нашем судне Многиеморяки прошли на трау­ лере «Комсомолец» школу воспита­ ния, закалки и опыта. На судне перед началом Великой Отечествен­ ной войны плавал прославленный капитан Демидов, который открыл промысловую банку, названную его именем. Экипаж траулера «Комсомолец» гордится тем, что на корабле в пер­ вые годы после войны был капита­ ном опытный промысловик Павел Ильич Баев, нынедепутат Верхов­ ного Совета РСФСР. Пятнадцать лет на, судне плавал старший механик Федор Григорье­ вич Рогозин. Он вложил много тру­ да, чтобы машина работала четко я бесперебойно. Один из заслуженных работников тралового флота Михаил Михайло­ вич Епарин одно время также ко­ мандовал траулером «Комсомолец», внеся большой вкладв дело воспи­ тания экипажа. Воспитанником корабля является и Александр Васильевич Бронзов. В 1945 году он пришел на «Комсо­ молец» помполитом, затем, окончив учебно-курсовой комбинат, вернулся на траулер третьимпомощником ка­ питана и вырос здесь до капитана. □ Первенство по флоту В декабре 1945 года траулер «Комсомолец» вышел из капиталь­ ного ремонта. Капитаном на судно был назначен Павел Ильич Баев, ра­ ботавший до того времени старшим помощником капитана на траулере «И. Сивков». Опытныйпромысловик, умелый организатор и воспитатель, он сплотилэкипаж в дружный кол­ лектив. В 1946 году, умело используя промысловую обстановку, работая с чувством большой ответственности перед Родиной, которая залечивала раны, нанесенные войной, экипаж одержал большой трудовой успех. За год было выловлено свыше 55 тысяч центнеров рыбы. В тот год это был лучший показатель в тра­ ловом флоте. □ З а с л у ж е н н о е поощрение Это было в феврале 1948 года. Траулер «Комсомолец» находился в море. Погода стояла штормовая, но на палубе шли работы. И вдруг не­ ожиданно налетелураган.- Сильным ударом волны разбило окно в рубке, разломало заборочные доски, выво­ ротило две стойки. Волны перекатывались через па­ лубу. Но матросы и засольщики не уходили, быстро стремясь закончить авральные работы. Особенно хорошо поработали тогда рыбмастер Генна­ дийАлексеевич Богданов, засольщик Моисеев и другие. За самоотверженный труд во вре­ мя урагана несколько моряковтрау­ лера «Комсомолец», в том числе и рыбмастер Богданов, были награжде­ ны Почетными грамотами Министер­ ства рыбной промышленности СССР.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz