Рыбный Мурман. 1955 г. Январь.
№ 12 (252), 28 января 1955 г. р ы б н ы й м у р м а н 3 Создадим и с т о р ию своего корабля ! Т а к р е ш и л и м о р я к и т р а у л е р а „ К о м с о м о л е ц << СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ РАССКАЗЫВАЮТ + В о г н е в о й камере Моряки, работавшие раньше на траулере «Комсомолец», рассказыва ют о многих случаях самоотвержен ности, а порой и героизма, прояв ленных членами экипажа как в го ды войны, так и в послевоенныйпе риод. Вот один из них, который произошел летом 1944 года. Механизмы, длительное время ра ботавшие без ремонта, часто выхо дили из строя. Однажды,когда суд но находилось на промысле в Цент ральном районе Баренцова моря, ды могарные трубки стали пропускать воду. Заглушить их, не потушивко тел, было нельзя. Тогдатретий ме ханик Абрамовский и машинист Константин Васильевич Фролов, ко торый и до сих пор бессменно рабо таетна корабле, взялись устранить повреждение, временно прекратив топку котла. Жар из котла был выбран. Одев шись в телогрейки, ватныебрюки и зимние шапки, предварительно об лившись водой, Абрамовскийи Фро лов попеременно забирались в огне вую камеру. Несмотря на то, что каждыйиз них работал тамне более 8 — 1 0 минут,при выходе из топки одежда на них становилась совер шенно сухой. В этих трудных условиях морякам пришлось проработать свыше полу тора часов. Но трубки были заглу шены. Корабль, не возвращаясь в порт, находился на промысле докон ца рейса. □ Сильнее урагана Осенью 1951 года, когда траулер «Комсомолец» промышлял на Деми довской банке, разразился шторм, перешедший затем в ураган. Огром ные волны и сильный ветеробру шились на судно. Ударом волны по правому борту были выбиты все ил люминаторы и сорвана шлюпка. В помещения полилась вода. Нужно было немедленно устранять повреж дения. Не ожидая улучшения погоды группа моряков взялась за ремонт. Особенно хорошо потрудился тогда боцман Иван Васильевич Сметанин, показывая образцы смелости и на ходчивости. В короткийсрок шлюп ка была водворена на место, илю минаторы прочно забиты досками. На устранении повреждений в пе риод ппорма хорошо поработал так же матрос Василий Федорович Те рентьев, который сейчас трудится на судне мастером по добыче рыбы. Самоотверженность моряков по могла экипажу избежать опасности. После окончания шторма траулер до конца рейса находился на промысле. □ Находчивость моряка Весной1951 года судно промыш ляло на Норвежской банке. В трал попало около восьми тонн окуня. Мешок всплыл на поверхность с большой силой, и под давлением раздувшейся рыбылопнул. Созда лась угроза потери улова. Смелость и находчивость в это время проявил Иван Семенович Та расов, плававший на «Комсомоль це» мастером по добыче рыбы. Имея при себе все необходимое для починки трала, он выпрыгнул на мешок с рыбой, добрался до места повреждения и устранил его. Улов был спасен. Общее собрание постановило... Общее собрание экипажа траулера «Комсомо лец», поддерживая инициативу моряков-ветеранов о создании истории корабля, постановляет: 1. Написать историю РТ-17 «Комсомолец», оформив ее отдельной книгой. История корабля должна явиться документом, направленным на воспитание моряков в духе славных традиций мо ряков тралового флота, в духе беспредельной преданности Родине. 2. В книге «История траулера «Комсомолец» должны найти отражение наиболее знаменатель ные факты из жизни экипажа со времени вступ ления корабля в строй, рассказы о подвигах кол лектива и отдельных моряков. 3. Каждый факт заносить в историю траулера только по решению общего собрания экипажа после всестороннего его обсуждения, заверять су довой печатью и подписью капитана с примеча нием: «Утверждено общим собранием экипажа (дата)». 4. Образовать редакционную коллегию по соз данию «Истории траулера «Комсомолец» в соста ве капитана тов. Соколова, первого помощника капитана тов. Савинкнна, машиниста тов. Фролова и старшего механика тов. Полетаева. Ответствен ным редактором утвердить тов. Савннкина. 5. Установить, что в случае ухода с судна кого- либо из членов редакционной коллегии, состав ее пополняется за счет наиболее активных, передо вых людейтраулера по решению общего собрания. 6. Поручить редакционной коллегии ознако миться с архивными материалами, имеющими от ношение к истории траулера «Комсомолец», по беседовать с моряками, когда-либо плававшими ранее на этом судне, используя наиболее харак терные факты для внесения в историю корабля. Собрание считает важнейшей обязанностью каждо го члена экипажа оказание всемерной помощи ре дакционной коллегии по подготовке «Истории траулера «Комсомолец». 7. Книгу «История траулера «Комсомолец» от крыть настоящим постановлением. Внести в нее следующие, уже подготовленные материалы: «В последние месяцы войны», «Они плавали на нашем судне», «Сильнее урагана», «В огневой ка мере», «Первенство по флоту», «Школа на кораб ле», «Находчивость моряка» и «Заслуженное поощрение». Э т о н а ч а л о с ь с б е с е д ы Недавно, когда траулер «Комсо- бежкой вражеской авиации, преодо- молец» находился на промысле, мо ряки были вынуждены прекратить работу из-за шторма. Свободные от вахт члены экипажа собрались в су довой столовой. Промысловики слу шали радио, играли в домино... Дру гие прикидывали, как лучше навер стать упущенное, когда море немно го успокоится. Агитатор коммунист Михаил Герасимович Григорьев ре шил использовать это время для то го, чтобы провести беседу на тему «О подлиных и ложных морских традициях». Когда он сказал об этом присутствующим в столовой моря кам, они охотно согласились с его предложением. И беседа началась. — Наш флот, в том числе и ры боловный, — начал агитатор, — имеет славные традиции. Отвага ис следователей полярных морей, доб лестный труд наших предков-рыба- ков, которые на утлых, исключи тельно плохо оснащенных суденыш ках, выходили далеко в море ловить рыбу и добыватьморского зверя, — вот характерные качества моряков, которые в трудеи в бою стремились прославить свою Родину. Михаил Герасимович приводит примеры патриотизма и мужества моряков военного, транспортного и рыболовного флотов, отмечает, что любовь к Родине, готовность во имя ее преодолеть любые трудности, а еслипотребуется, то отдать ижизнь, — неотъемлемые качества наших моряков. — Кому не известно, — говорит Григорьев, — что в годы Великой Отечественной войны наши моряки, на каком бы участке они ни находи лись, показали исключительно высо кие духовные качества и доказали всему миру, что для них нетничего дороже, чем Родина, безопасность ее рубежей,чем счастье народа. Морская жизнь, связанная с ря дом опасностей и трудностей, дли тельный отрыв сравнительно неболь шой группы людей, находящейся на корабле, способствуют воспитанию в моряках таких замечательных ка честв, как отвага, смелость, наход чивость, дружба, готовность в любое время прийти на помощь товарищу. Хорошие традиции имеет и наш траловый флот. В годыВеликой Оте чественной войны некоторые экипа жи траулеров вместе с воинами Се верного Военно-Морского Флота при нимали участие в боях с немецко- фашистскими захватчиками. Славные страницы в военную летопись впи сали моряки траулеров «Аскольд», «Северныйполюс», «Киров», «Ре волюция», «Щука» и других. Но не менеегероические дела со вершали и экипажи траулеров, ко торые в годы войны занимались про мыслом рыбы. Под обстрелом и бом- левая невероятные трудности, рабо тали наши промысловики. Есть чем гордиться и нам, членам экипажа траулера «Комсомолец». В годы войны, добывая рыбу для за щитников нашей Родины, моряки корабля проявляли подлиннуютрудо вую доблесть. А сколько славных дел совершил экипаж нашего судна в послевоенное время! В 1946 году, например, эки паж «Комсомольца» вышел на пер вое место по траловому флоту по вылову рыбы. Можно привести много примеров, показывающих самоотвер женность команды. Далееагитатор приводит эпизоды из жизни экипажа траулера «Комсо молец», называет фамилии отдель ных моряков, которые и сейчас тру дятся добросовестно, ведут правиль ныйобраз жизни. К числу их отно сятся: машинист Константин Ва сильевич Фролов, плавающий на суднебеспрерывно свыше десяти лет, мастер по добыче рыбы коммунист Василий Федорович Терейтьев, кото рый за восемь лет работы на «Ком сомольце» завоевал общий авторитет и уважение, боцман Иван Василье вич Сметанин, матрос первого класса КлавдийИванович Соловьев, кочегар Алексей Иванович Барашев и дру гие. Эти люди — гордость корабля. Но среди некоторой части наших моряков еще живучи ложные тради ции. Придерживаясь их, отдельные члены коллектива наносят большой ущерб нашему общему делу, позорят весь экипаж. Кое-кто из нас еще до сих пор считает, что употреблять алкогольные напитки, пьянствовать — этоморская традиция и не моряк тот, ктоне пьет. Взять таких, как матросы Кусков, Колобанов, Лгалов, кочегар Лазарчук и некоторые Д!0у- гие. Они неоднократно появлялись на судне в пьяном виде, нарушая дисциплину, показывая плохой при мер другим Членам экипажа, дезор ганизуя коллектив. В беседе агитатор отметил и та кие ложные традиции, которых еще придерживаются даже отдельные ка питаны, как невыход из порта в по недельникили 13 числа, бросание монетв море, чтобыутих шторм, или бросание рукавиц для определения местонахождения рыбыи т. д. В зак лючение он призвалморяков хранить и приумножать подлинныетрадиции, решительно бороться с ложными, свято охранять достоинство моряка советского рыболовного флота, бо роться за честь своего корабля. После того, как тов. Григорьев за кончил свой рассказ, между присут ствующими завязалась оживленная беседа. Люди вспоминали случаи доблести отваги моряков траулера «Комсомолец», приводили примеры из жизни экипажейтехсудов, на ко торых имприходилось плавать рань ше. Боцман Иван Васильевич Смета нин, отдавший морю всю свою соз нательную жизнь, с возмущением говоря о людях, которые позорят вы- ское звание моряка пьянством и другими неблаговидными поступка ми, сказал: — Среди тех, кто нарушает дис циплину, недобросовестно относится к выполнению порученного дела, много молодежи, недавно пришедшей на флот. Наслышавшись рассказов о попойках, некоторые увлекаются вы пивкой. В этом случае сказывает ся справедливость поговорки, что дурные примеры заразительны. А мы, старые моряки, не всегда еще делаем все от нас зависящее для того, чтобы наставить молодежь на правильный путь. Боцмана поддержалмашинист Кон стантин Васильевич Фролов. — Неплохо было бы, — говорит он, — еслйбы на наших судах, в частности на траулере «Комсомо лец», велась книга, в которой рас сказывалось бы о людях корабля, об их делах. Это была бы своего рода история корабля. Ознакомившись с ней, каждый моряк наиболее отчет ливо уяснил бы себе, что своими проступками он может наложить пятно на весь экипаж корабля. Но вички, приходящие на судно, также будут делать для себя необходимые, правильные выводы, не будут попа дать под дурное влияние. Машиниста Фролова поддержали и другие присутствовавшие на бесе де моряки. Для того, чтобывнесен ное им предложение претворить в жизнь, здесь же решили вынести этот вопрос на обсуждение общего собрания экипажа. В одиниз последних днейпрошед шегогода такое собрание состоя лось. Наряду с производственными, в повестке дня собрания на этот раз стоял не совсем обычный вопрос: о создании книги «История траулера «Комсомолец». Он очень заинте ресовал всех моряков. Люди задавали много вопросов, вносили свои пред ложения, подсказывали, как сделать, чтобыистория корабля имела боль шое воспитательное значение. По об сужденному вопросу принято по становление, избрана редакционная кол егия. Так на траулере «Комсомолец» претворяется в жизнь идея по созда ниюистории своего судна. Эта боль шая работа уже начата. Страницы истории рассказывают о славных де лах экипажа, вдохновляют моряков на самоотверженный труд во имя Родины. С. КОРОТКОВ. ☆ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ РАССКАЗЫВАЮТ + Они плавали на нашем судне Многиеморяки прошли на трау лере «Комсомолец» школу воспита ния, закалки и опыта. На судне перед началом Великой Отечествен ной войны плавал прославленный капитан Демидов, который открыл промысловую банку, названную его именем. Экипаж траулера «Комсомолец» гордится тем, что на корабле в пер вые годы после войны был капита ном опытный промысловик Павел Ильич Баев, нынедепутат Верхов ного Совета РСФСР. Пятнадцать лет на, судне плавал старший механик Федор Григорье вич Рогозин. Он вложил много тру да, чтобы машина работала четко я бесперебойно. Один из заслуженных работников тралового флота Михаил Михайло вич Епарин одно время также ко мандовал траулером «Комсомолец», внеся большой вкладв дело воспи тания экипажа. Воспитанником корабля является и Александр Васильевич Бронзов. В 1945 году он пришел на «Комсо молец» помполитом, затем, окончив учебно-курсовой комбинат, вернулся на траулер третьимпомощником ка питана и вырос здесь до капитана. □ Первенство по флоту В декабре 1945 года траулер «Комсомолец» вышел из капиталь ного ремонта. Капитаном на судно был назначен Павел Ильич Баев, ра ботавший до того времени старшим помощником капитана на траулере «И. Сивков». Опытныйпромысловик, умелый организатор и воспитатель, он сплотилэкипаж в дружный кол лектив. В 1946 году, умело используя промысловую обстановку, работая с чувством большой ответственности перед Родиной, которая залечивала раны, нанесенные войной, экипаж одержал большой трудовой успех. За год было выловлено свыше 55 тысяч центнеров рыбы. В тот год это был лучший показатель в тра ловом флоте. □ З а с л у ж е н н о е поощрение Это было в феврале 1948 года. Траулер «Комсомолец» находился в море. Погода стояла штормовая, но на палубе шли работы. И вдруг не ожиданно налетелураган.- Сильным ударом волны разбило окно в рубке, разломало заборочные доски, выво ротило две стойки. Волны перекатывались через па лубу. Но матросы и засольщики не уходили, быстро стремясь закончить авральные работы. Особенно хорошо поработали тогда рыбмастер Генна дийАлексеевич Богданов, засольщик Моисеев и другие. За самоотверженный труд во вре мя урагана несколько моряковтрау лера «Комсомолец», в том числе и рыбмастер Богданов, были награжде ны Почетными грамотами Министер ства рыбной промышленности СССР.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz