Рыбный Мурман. 1955 г. Январь.

№ 10 (250), 22 января 1955r р ы б н ы й м у p m a h S 2 7 ФЕВРАЛЯ 1955 ГОДА— ВЫБОРЫ В ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РСФСР И В МЕСТНЫЕ СОВЕТЫ Так организовано производственное обучение на судне Шлифовщик судоремонтного завода Главмурманрыбпрома Григорий Васильевич Заплатин — один из лучших производствен­ ников предприятия. В честь выборов в Верховный Совет РСФСР и в местные Советы депутатов трудящихся он обязался высокока­ чественно выполнять шлифовку судовых деталей. На снимке: тов. ЗАПЛАТИН за работой. О чем забыли на траулере „Стрелок" На однойиз дверей, которая ведетв столовую траулера «Стрелок», висит полуоборванная, измятая полоска бумаги, на которой небрежно выве­ дено: «Агитпункт». Это все. что на­ поминает на судне о предстоящих выборах в Верховный Совет РСФСР и в местные Советыдепутаов тру­ дящихся. В агитпункте ничто не говорит о важности избирательной кампании. Моряки корабля на во­ прос, почему так неуютно в агит­ пункте, не без горечи заявляют: — Да что говорить об уюте... Хуже, когда здесь не проводится ни­ какой работы, никто не заботится о том, чтобы моряки могли отдохнугь после вахты, почитать, послушать интересную беседу или доклад... И для таких заявлений моряки имеютвсе основания. Вместо того, чтобы стать излюбленным местом трудящихся, где бы они находили ^тветы на все волнующие их вопро­ сы, агитпункт на траулере «Стре­ лок» пока существует только на бу­ маге, хотя у первого помощника капитана тов. Лангурта самые бла­ гие намерения. Он собирается (толь­ ко еще собирается!) рассказать из­ бирателям о Положении о выборах в Верховный Совет РСФСР и в мест­ ные Советыдепутатовтрудящихся, организовать беседы с молодыми из­ бирателями и провести целый ряд других мероприятий. А что уже сделанов действитель­ ности, как эти намерения вопло­ щаются в жизнь? Пока не сделано ничего. За месяц на судне не удосужились даже собрать партийное собрание, их голоса. Вряд ли и сами агитаторы знают, что им следует делать. Пер­ выйпомощник капитана, он же сек­ ретарь партийнойорганизации, тов. Лангурт ещени разу не собирал их и не инструктировал по вопросам работы среди избирателей. А сколько интересных мероприя­ тийможно было бы организовать?! Большинство состава экипажа — мо­ лодежь. Часть из них в этом году впервые будет осуществлять почет­ ное гражданское право. Есть здесь и старые ветераны тралового флота, такие как, например, боцман тов. Калинини другие, на глазах кото­ рых росла техническая оснащенность флота, росли люди. Используя эти возможности, партийная организация могла бы интересно построить аги­ тационно-массовую работу на судне. Могла бы, но эти возможности пока ещене используются. — Плохо помогают комсомольцы, — с огорчением говорит тов. Лан­ гурт. Но кто как не судовая партийная организация обязана подсказать ком- На корабль зачастую приходят ра­ ботать люди, никогда раньше не пла­ вавшие, а нередко и вообще не ви­ девшиеморя. Велика и ответственна задача обучения этого весьма значи­ тельного контингента новичков на наших судах. Она ложится не только на капитана корабля и его старшего помощника, но и на весь остальной командный состав судна, на быва­ лых. опытных матросов. На страницах газеты «Рыбный Мурман» мне хочется поделиться опытом проведения техминимума для матросов первого и второго классов на среднем траулере «Коряк». Вся полнота ответственности за производственную подготовку палуб­ нойкоманды, за методически грамот­ ное и своевременное проведение уче­ бы, очередность прохождения темза­ нятий и правильный подбор обучаю­ щихся ложится на старшего помощ­ ника капитана. Это необходимо учи­ тывать при организации занятий на судне. С чего начинается учеба и из че­ го она слагается? Прежде всего, с ознакомления с новыми людьми, пришедшими на траулер. Вот, постучав в дверь моейкаюты и получив разрешение войти, пе­ редо мной появляется подтянутый, с безупречной военной выправкой,мо­ лодой человек, одетый в военную форму без погон. — Грехов, направлен к вам матро­ сом, — говорит он, протягивая на­ правление. Знакомлюсь с ним подробнее. Ока­ зывается, что этотчеловек — демо­ билизованный после срочнойслужбы в пограничных войсках, комсомолец, раньше никогда не плавал. — Хорошо, товарищ Грехов, — говорю я, — устраивайтесь, боцман укажет вам каюту и койку. Кстати, сейчас уже конец рабочего дня, пой- рантирует как безопасность судна, так и предупреждение от несчастных случаев. Мне могут возразить, что следить за всем этим — обязанность вах­ теного помощника капитана. Это, безусловно, правильно. Но вместе с тем это не снимает ни ответствен­ ности, ни инициативы с вахтенного матроса, регламентируемых соответ­ ствующим разделом Устава службы на судах флота рыбной промышлен­ ности. Иногда вахтенный помощник капитана не может уследитьза от­ дельными неполадками на палубе, быть может и мелкими,но могущими повлечь за собой серьезные послед­ ствия. Вот здесь-то и должен про­ явить себя вахтенный матрос. Как-то, после окончания работ я заметил, что не закрыт вожаковый люк.Немедленно я собрал матросов, несущих вахту, и провел с ними бе­ седу о недопустимости такой халат­ ности, привел ряд примеров падения моряков в трюм, напомнил соответ­ ствующие параграфы из инструкции по технике безопасности. После этого подобные упущения со стороны вах­ тенных матросов больше не повторя­ лись. Необходимо, не откладывая дела в долгий ящик, изучить с матросами Устав службы на судах флота и дисциплинарный устав. Занятия провожу я сам, твердо уяснив, что лучше усвоить эти важнейшие до­ кументы, регламентирующие жизнь на судне, всю производственнуюдис­ циплину, в порядке живой беседы. Однажды передовик производства, матрос тов. Бермелеев задал мне вопрос: — Юрий Михайлович, а почему я не могу назвать штурмана по особое внимание следует уделять изучению устройств корабля. После обзорнойбеседы, проведенной стар­ шим помощником, новички-матросы должны приняться за самостоятель­ ноеизучение судна, обращения с от­ дельными механизмами под соответ­ ствующим контролем старпома и боцмана. Например, приступив к обучению пришедших недавно на наше судно трех матросов, никогда ранее не плававших, я коротко рас­ сказал им об устройстве корабля; несколько позже проверил их зна­ ния, рекомендовав в обязательном порядке заниматься самостоятельно, не упускать из внимания ни одной части^рангоута, такелажа, судовых устройств и т. д. После этогоя неоднократно про­ верял их знания. И надо сказать, что раньше никогда не плававшие матросы Грехов, Никитин и другие успешно овладевают морскойпрак­ тикой. Велика роль боцмана, дрифмейсте- ра и рыбмастера в непосредственном практическом обучении матросов по программе техминимума. Это должно делаться под руководством старшего помощника и под егоконтролем, осо­ бенно по промысловойработе, рыбо­ обработке и т. д. Зачастую моряки, сдавшие техми­ нимум матросов первого и второго классов, не владеют семафорной азбукой. Это существенный недоста­ ток в обучении; ведь квалификацию матроса первого класса получают лица, окончившие двухгодичную школу юнг. И если у нас нет еще возможностей в условиях корабля поднять полностью знания наших матросов до уровня выпускников школы юнг, то все же уровень их имени или обратиться к нему на ты, i должен соответствовать про- если он мне приятель? jграммеподготовм- Я объяснил тов. Бермелееву поло- октябре прошлого года сдали демте со мной, я проинструктирую жение у ст запрещающего пани- экзамены на звание матросов перво- вас по технике безопасности и поз-| братство на судах фГота, обязываю- Iг0 класса Ермаков, Нагорнов и накомлю коротко с устройством судна. щего начальников и подчиненных м а> , ст Iбыть взаимно вежливыми, называть Мы выходим на палубу. Я называю друг друга на вы новичку основные корабельные уст­ ройства, даю емуинструктаж, а за­ тем, убедившись в его усвоении, объясняю подробно обязанности вах­ тенного на судне. — Ведь вас штурманы называют на вы, по фамилии. В свою очередь и вы должнывыполнять требования другие. Они получили хорошие и от­ личные оценки, владеют теорией, отлично стоят на руле, знают судо­ вые и промысловые работы. Что же касается теоретических занятий, то время для них мы нахо­ дим во время переходов. Для прак­ тических занятий используется по- Устава, так как в противном случае т7 неизбежно 6vjipt нягтттрна лигттпгт-! 1П™ аа& псиильзуегоя ио- * 2 2 ? = - Iлика . n . p i на соте Вьгаотят ! S f S b S T S S Й Г ш - назначение новичка, если он не плавал раньше, в первый раз на вахту в ночное время. Вахта ком­ плектуется обязательно с таким рас- сомольцам, что им надо делать, на- , четом, чтобыу неопытного матроса править их молодую энергию на ре шение той или другой задачи. А секретарь партийной организации траулера тов. Лангурт не посчитал нужным даже поговорить с комсо­ мольцами о тех делах,которые пред­ стоит выполнить им в зериод боль­ шой политической кампании. Десять комсомольцев на судне остались по существу в стороне от подготовки к выборам. Партийная организация траулера «Стрелок» имеет все возможности обсудить задачи партийнойорганиза-iвьшравить положение’ по-настояще- пии В р в я ™ р вчбппами пячпабптять IМУ взягься за развертывание агита- план практических мероприятий. Цнсино-массовои работ и по-боево- На траулере имеется три агитато- jму встРетить день выборов, ра. Но избиратели еще не слышали ! ПОПОВ. Бе с еды для моряков На, комсомольско - молодежном траулере «А. Бредов» развернулась деятельная подготовка к предстоя­ щим выборам в Верховный Совет РСФСР и в местные Советы депута­ тов трудящихся. Как только был опубликован Указ Президиума Вер­ ховного Совета РСФСР о назначении дня выборов, на судне был создан агитпункт. Заведует им коммунист тов. Тимонин. Мною совместно с тов. Тимониным был составлен план работы нашего корабельного агитпункта. Здесь ре­ гулярно проводятся различные ме­ роприятия — организуются беседы для моряков, читаются доклады. С большиминтересом промысло­ вики прослушали беседу на тему: «Советская избирательная система — самая демократическая в мире». На агитпункте также были проведе­ ны беседы — «Социализм и рели­ гия», «Народы Европы в борьбе за мир и коллективную безопасность». В свободные от вахт часы моряки собираются в своем агитпункте. Агитаторы проводят громкие читки художественных произведений. В минувшем рейсе была прочитана книга «В далекойгавани». А. СТЕПИН. Руководитель агитколлекти­ ва траулера «А. Бредов». подвахтенным был бывалый моряк. Практическое обучение вахтенной службе, привитие навыков, воспита­ ние инициативы и решительности у вахтенного матроса, особенно нович­ ка, имеет большое значение. Оно га- порядок на судне, ли матросы приказ штурмана, кото­ рыйдля них не начальник, а просто «Вася»? Наверняка не выполнят, а это будет грозить в отдельных слу­ чаях серьезными последствиями, — заключил я свое объяснение» Присутствующие во время этой беседы моряки вполне со мной сог­ ласились. Для людей, никогда не плававших, метки порядка. Таков опыт организации и мето­ дики производственного обучения на траулере «Коряк». Ю. ГОНТАРЕВ. Старший помощник капита­ на поискового среднего траулера «Коряк». Северная Атлантика. Корабли простаивают в порту... Успех работы экипажа любого траулера зависит от того, как будет организован труд моряков на про­ мысле. Необходимо, чтобы команда представляла собой сплоченный кол­ лектив, единыйв своем стремлении добиться успеха, чтобы среди про­ мысловиков подвергалось здоровой критике поведение тех, кто ведет себя недостойно на берегу — пьяни­ цы, прогульщики, дезорганизаторы производства. К сожалению, ещевстречаются на отдельных траулерах такие разбол­ танные люди. По их вине происхо­ дят задержки кораблейв порту сверх назначенного графиком срока. Траулер «Челюскинец Павлов» простоял 8 часов 30 минут в ожида­ нии кочегаров Мансурова и Сапож- никова. Если Мансуров, чувствуя КОГДА МОРЯКИ НАРУШАЮТ ТРУДОВУЮ ДИСЦИПЛИНУ ♦ Отход на промысел траулеров «Аскольд», «Комсомолец» и «Вай- гач» был назначен соответственно на 13, 16 и 20 часов 19 января. Но все эти суда ушли в море только в ночь на 20 января, простояв в об­ щейсложности сверх графика окоЛо 28 часов. И тем не мене на трау­ лер «Аскольд» к моменту отхода не явились боцман Просвиров и матрос Хонтинов, на траулер «Комсомолец» — матрос Кувычкин и третий по­ мощник капитана Калинюк, на трау­ лер «Вайгач» — кочегары Галкин и Домогацкий. Не являются примером дисципли­ нированности, не соблюдают уста- хотя в какой-то мере ответственность Iновленный порядок и отдельные передколлективом, пришел на судно командиры производства. Вместо то- через восемь с половиной часов, то ;го, чтобы еще и еще раз убедиться Сапожников вообще не явился на ,в подготовленности механизмов и корабль. Iличного состава к работе на про­ мысле, старший механик траулера «Белуга» Семенов перед отходом отлучился с корабля, чем вызвал непроизводительный простой судна. Траулер «Большевик» был уже го­ тов к отходу на промысел, остава­ лось только вывести его с помощью буксиров на рейд рыбного порта, от­ куда он смог бы самостоятельно уйти в море. Но перед тем, как вы­ вести корабль на рейд, выяснилось, что судно самовольно покинул мас­ тер по обработке рыбы Шварев. Находятся еще и такие руководи­ тели, которые «забывают» сообщить о причинах простоев. Так, капитан траулера «Батуми» тов. Копытов не оставил рапорта о причинах простоя вверенного ему корабля при отходе на промысел. Не сделал этого и ка­ питан траулера «Кета» тов. Шилов. Все эти факты достойны самого сурового осуждения. Дезорганизато­ ры производства должны получить по заслугам. П. БЫСТРОУМОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz