Рыбный Мурман. 1955 г. Январь.
№ 10 (250), 22 января 1955r р ы б н ы й м у p m a h S 2 7 ФЕВРАЛЯ 1955 ГОДА— ВЫБОРЫ В ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РСФСР И В МЕСТНЫЕ СОВЕТЫ Так организовано производственное обучение на судне Шлифовщик судоремонтного завода Главмурманрыбпрома Григорий Васильевич Заплатин — один из лучших производствен ников предприятия. В честь выборов в Верховный Совет РСФСР и в местные Советы депутатов трудящихся он обязался высокока чественно выполнять шлифовку судовых деталей. На снимке: тов. ЗАПЛАТИН за работой. О чем забыли на траулере „Стрелок" На однойиз дверей, которая ведетв столовую траулера «Стрелок», висит полуоборванная, измятая полоска бумаги, на которой небрежно выве дено: «Агитпункт». Это все. что на поминает на судне о предстоящих выборах в Верховный Совет РСФСР и в местные Советыдепутаов тру дящихся. В агитпункте ничто не говорит о важности избирательной кампании. Моряки корабля на во прос, почему так неуютно в агит пункте, не без горечи заявляют: — Да что говорить об уюте... Хуже, когда здесь не проводится ни какой работы, никто не заботится о том, чтобы моряки могли отдохнугь после вахты, почитать, послушать интересную беседу или доклад... И для таких заявлений моряки имеютвсе основания. Вместо того, чтобы стать излюбленным местом трудящихся, где бы они находили ^тветы на все волнующие их вопро сы, агитпункт на траулере «Стре лок» пока существует только на бу маге, хотя у первого помощника капитана тов. Лангурта самые бла гие намерения. Он собирается (толь ко еще собирается!) рассказать из бирателям о Положении о выборах в Верховный Совет РСФСР и в мест ные Советыдепутатовтрудящихся, организовать беседы с молодыми из бирателями и провести целый ряд других мероприятий. А что уже сделанов действитель ности, как эти намерения вопло щаются в жизнь? Пока не сделано ничего. За месяц на судне не удосужились даже собрать партийное собрание, их голоса. Вряд ли и сами агитаторы знают, что им следует делать. Пер выйпомощник капитана, он же сек ретарь партийнойорганизации, тов. Лангурт ещени разу не собирал их и не инструктировал по вопросам работы среди избирателей. А сколько интересных мероприя тийможно было бы организовать?! Большинство состава экипажа — мо лодежь. Часть из них в этом году впервые будет осуществлять почет ное гражданское право. Есть здесь и старые ветераны тралового флота, такие как, например, боцман тов. Калинини другие, на глазах кото рых росла техническая оснащенность флота, росли люди. Используя эти возможности, партийная организация могла бы интересно построить аги тационно-массовую работу на судне. Могла бы, но эти возможности пока ещене используются. — Плохо помогают комсомольцы, — с огорчением говорит тов. Лан гурт. Но кто как не судовая партийная организация обязана подсказать ком- На корабль зачастую приходят ра ботать люди, никогда раньше не пла вавшие, а нередко и вообще не ви девшиеморя. Велика и ответственна задача обучения этого весьма значи тельного контингента новичков на наших судах. Она ложится не только на капитана корабля и его старшего помощника, но и на весь остальной командный состав судна, на быва лых. опытных матросов. На страницах газеты «Рыбный Мурман» мне хочется поделиться опытом проведения техминимума для матросов первого и второго классов на среднем траулере «Коряк». Вся полнота ответственности за производственную подготовку палуб нойкоманды, за методически грамот ное и своевременное проведение уче бы, очередность прохождения темза нятий и правильный подбор обучаю щихся ложится на старшего помощ ника капитана. Это необходимо учи тывать при организации занятий на судне. С чего начинается учеба и из че го она слагается? Прежде всего, с ознакомления с новыми людьми, пришедшими на траулер. Вот, постучав в дверь моейкаюты и получив разрешение войти, пе редо мной появляется подтянутый, с безупречной военной выправкой,мо лодой человек, одетый в военную форму без погон. — Грехов, направлен к вам матро сом, — говорит он, протягивая на правление. Знакомлюсь с ним подробнее. Ока зывается, что этотчеловек — демо билизованный после срочнойслужбы в пограничных войсках, комсомолец, раньше никогда не плавал. — Хорошо, товарищ Грехов, — говорю я, — устраивайтесь, боцман укажет вам каюту и койку. Кстати, сейчас уже конец рабочего дня, пой- рантирует как безопасность судна, так и предупреждение от несчастных случаев. Мне могут возразить, что следить за всем этим — обязанность вах теного помощника капитана. Это, безусловно, правильно. Но вместе с тем это не снимает ни ответствен ности, ни инициативы с вахтенного матроса, регламентируемых соответ ствующим разделом Устава службы на судах флота рыбной промышлен ности. Иногда вахтенный помощник капитана не может уследитьза от дельными неполадками на палубе, быть может и мелкими,но могущими повлечь за собой серьезные послед ствия. Вот здесь-то и должен про явить себя вахтенный матрос. Как-то, после окончания работ я заметил, что не закрыт вожаковый люк.Немедленно я собрал матросов, несущих вахту, и провел с ними бе седу о недопустимости такой халат ности, привел ряд примеров падения моряков в трюм, напомнил соответ ствующие параграфы из инструкции по технике безопасности. После этого подобные упущения со стороны вах тенных матросов больше не повторя лись. Необходимо, не откладывая дела в долгий ящик, изучить с матросами Устав службы на судах флота и дисциплинарный устав. Занятия провожу я сам, твердо уяснив, что лучше усвоить эти важнейшие до кументы, регламентирующие жизнь на судне, всю производственнуюдис циплину, в порядке живой беседы. Однажды передовик производства, матрос тов. Бермелеев задал мне вопрос: — Юрий Михайлович, а почему я не могу назвать штурмана по особое внимание следует уделять изучению устройств корабля. После обзорнойбеседы, проведенной стар шим помощником, новички-матросы должны приняться за самостоятель ноеизучение судна, обращения с от дельными механизмами под соответ ствующим контролем старпома и боцмана. Например, приступив к обучению пришедших недавно на наше судно трех матросов, никогда ранее не плававших, я коротко рас сказал им об устройстве корабля; несколько позже проверил их зна ния, рекомендовав в обязательном порядке заниматься самостоятельно, не упускать из внимания ни одной части^рангоута, такелажа, судовых устройств и т. д. После этогоя неоднократно про верял их знания. И надо сказать, что раньше никогда не плававшие матросы Грехов, Никитин и другие успешно овладевают морскойпрак тикой. Велика роль боцмана, дрифмейсте- ра и рыбмастера в непосредственном практическом обучении матросов по программе техминимума. Это должно делаться под руководством старшего помощника и под егоконтролем, осо бенно по промысловойработе, рыбо обработке и т. д. Зачастую моряки, сдавшие техми нимум матросов первого и второго классов, не владеют семафорной азбукой. Это существенный недоста ток в обучении; ведь квалификацию матроса первого класса получают лица, окончившие двухгодичную школу юнг. И если у нас нет еще возможностей в условиях корабля поднять полностью знания наших матросов до уровня выпускников школы юнг, то все же уровень их имени или обратиться к нему на ты, i должен соответствовать про- если он мне приятель? jграммеподготовм- Я объяснил тов. Бермелееву поло- октябре прошлого года сдали демте со мной, я проинструктирую жение у ст запрещающего пани- экзамены на звание матросов перво- вас по технике безопасности и поз-| братство на судах фГота, обязываю- Iг0 класса Ермаков, Нагорнов и накомлю коротко с устройством судна. щего начальников и подчиненных м а> , ст Iбыть взаимно вежливыми, называть Мы выходим на палубу. Я называю друг друга на вы новичку основные корабельные уст ройства, даю емуинструктаж, а за тем, убедившись в его усвоении, объясняю подробно обязанности вах тенного на судне. — Ведь вас штурманы называют на вы, по фамилии. В свою очередь и вы должнывыполнять требования другие. Они получили хорошие и от личные оценки, владеют теорией, отлично стоят на руле, знают судо вые и промысловые работы. Что же касается теоретических занятий, то время для них мы нахо дим во время переходов. Для прак тических занятий используется по- Устава, так как в противном случае т7 неизбежно 6vjipt нягтттрна лигттпгт-! 1П™ аа& псиильзуегоя ио- * 2 2 ? = - Iлика . n . p i на соте Вьгаотят ! S f S b S T S S Й Г ш - назначение новичка, если он не плавал раньше, в первый раз на вахту в ночное время. Вахта ком плектуется обязательно с таким рас- сомольцам, что им надо делать, на- , четом, чтобыу неопытного матроса править их молодую энергию на ре шение той или другой задачи. А секретарь партийной организации траулера тов. Лангурт не посчитал нужным даже поговорить с комсо мольцами о тех делах,которые пред стоит выполнить им в зериод боль шой политической кампании. Десять комсомольцев на судне остались по существу в стороне от подготовки к выборам. Партийная организация траулера «Стрелок» имеет все возможности обсудить задачи партийнойорганиза-iвьшравить положение’ по-настояще- пии В р в я ™ р вчбппами пячпабптять IМУ взягься за развертывание агита- план практических мероприятий. Цнсино-массовои работ и по-боево- На траулере имеется три агитато- jму встРетить день выборов, ра. Но избиратели еще не слышали ! ПОПОВ. Бе с еды для моряков На, комсомольско - молодежном траулере «А. Бредов» развернулась деятельная подготовка к предстоя щим выборам в Верховный Совет РСФСР и в местные Советы депута тов трудящихся. Как только был опубликован Указ Президиума Вер ховного Совета РСФСР о назначении дня выборов, на судне был создан агитпункт. Заведует им коммунист тов. Тимонин. Мною совместно с тов. Тимониным был составлен план работы нашего корабельного агитпункта. Здесь ре гулярно проводятся различные ме роприятия — организуются беседы для моряков, читаются доклады. С большиминтересом промысло вики прослушали беседу на тему: «Советская избирательная система — самая демократическая в мире». На агитпункте также были проведе ны беседы — «Социализм и рели гия», «Народы Европы в борьбе за мир и коллективную безопасность». В свободные от вахт часы моряки собираются в своем агитпункте. Агитаторы проводят громкие читки художественных произведений. В минувшем рейсе была прочитана книга «В далекойгавани». А. СТЕПИН. Руководитель агитколлекти ва траулера «А. Бредов». подвахтенным был бывалый моряк. Практическое обучение вахтенной службе, привитие навыков, воспита ние инициативы и решительности у вахтенного матроса, особенно нович ка, имеет большое значение. Оно га- порядок на судне, ли матросы приказ штурмана, кото рыйдля них не начальник, а просто «Вася»? Наверняка не выполнят, а это будет грозить в отдельных слу чаях серьезными последствиями, — заключил я свое объяснение» Присутствующие во время этой беседы моряки вполне со мной сог ласились. Для людей, никогда не плававших, метки порядка. Таков опыт организации и мето дики производственного обучения на траулере «Коряк». Ю. ГОНТАРЕВ. Старший помощник капита на поискового среднего траулера «Коряк». Северная Атлантика. Корабли простаивают в порту... Успех работы экипажа любого траулера зависит от того, как будет организован труд моряков на про мысле. Необходимо, чтобы команда представляла собой сплоченный кол лектив, единыйв своем стремлении добиться успеха, чтобы среди про мысловиков подвергалось здоровой критике поведение тех, кто ведет себя недостойно на берегу — пьяни цы, прогульщики, дезорганизаторы производства. К сожалению, ещевстречаются на отдельных траулерах такие разбол танные люди. По их вине происхо дят задержки кораблейв порту сверх назначенного графиком срока. Траулер «Челюскинец Павлов» простоял 8 часов 30 минут в ожида нии кочегаров Мансурова и Сапож- никова. Если Мансуров, чувствуя КОГДА МОРЯКИ НАРУШАЮТ ТРУДОВУЮ ДИСЦИПЛИНУ ♦ Отход на промысел траулеров «Аскольд», «Комсомолец» и «Вай- гач» был назначен соответственно на 13, 16 и 20 часов 19 января. Но все эти суда ушли в море только в ночь на 20 января, простояв в об щейсложности сверх графика окоЛо 28 часов. И тем не мене на трау лер «Аскольд» к моменту отхода не явились боцман Просвиров и матрос Хонтинов, на траулер «Комсомолец» — матрос Кувычкин и третий по мощник капитана Калинюк, на трау лер «Вайгач» — кочегары Галкин и Домогацкий. Не являются примером дисципли нированности, не соблюдают уста- хотя в какой-то мере ответственность Iновленный порядок и отдельные передколлективом, пришел на судно командиры производства. Вместо то- через восемь с половиной часов, то ;го, чтобы еще и еще раз убедиться Сапожников вообще не явился на ,в подготовленности механизмов и корабль. Iличного состава к работе на про мысле, старший механик траулера «Белуга» Семенов перед отходом отлучился с корабля, чем вызвал непроизводительный простой судна. Траулер «Большевик» был уже го тов к отходу на промысел, остава лось только вывести его с помощью буксиров на рейд рыбного порта, от куда он смог бы самостоятельно уйти в море. Но перед тем, как вы вести корабль на рейд, выяснилось, что судно самовольно покинул мас тер по обработке рыбы Шварев. Находятся еще и такие руководи тели, которые «забывают» сообщить о причинах простоев. Так, капитан траулера «Батуми» тов. Копытов не оставил рапорта о причинах простоя вверенного ему корабля при отходе на промысел. Не сделал этого и ка питан траулера «Кета» тов. Шилов. Все эти факты достойны самого сурового осуждения. Дезорганизато ры производства должны получить по заслугам. П. БЫСТРОУМОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz