Рыбный Мурман. 1955 г. Январь.

№ 7 (247), 16 января 1955 г. РЫБНЫЙ МУРМАН 3 Больше внимания хозяйственному расчету Вылов рыбы — одиниз важней­ ших производственных показате­ лей работы траулера. Но не менее важными являются и экономические результаты деятельности корабля, так как не только центнерами, а и рублями оценивается работа любого судна тралового флота. За девять месяцев 1954 годафлот в целом получил значительнуюпри­ быль, которая исчисляется в десят­ ках мил ионов рублей, и в то же время не выполнил задание по на­ коплениям. Известную роль в этом сыграло то обстоятельство, что во втором полугодии были снижены расчетные цены на продукцию, сда­ ваемую рыбокомбинату, хотя план реализации продукции в третьем квартале (в денежном выражении) остался прежним. Однако главная причина заклю­ чается в отношении к хозяйствен­ ному расчету, на который переведе­ ны корабли тралового флота, в сла­ бой борьбе, которая ведется на от­ дельных судах за улучшение эконо­ мических показателей. Вот, например, экипаж траулера «Волхов» (капитан тов. Савинов). Моряки судна стремятся не только улучшить работу на промысле и увеличить добычу рыбы, но и обес­ печить снижение себестоимости продукции, добиться значительных сверхплановых прибылей. Годовой план по вылову рыбы моряки этого траулера реализовали на 128,4 про­ цента и добились большой экономии средств. Так, например, за три квартала топлива сэкономлено на 253 тысячи рублей, орудий лова — на 118 тысяч рублей, спецодежды — на 21 тысячу рублей, инвента­ ря — на 19 тысяч рублей, льда — на 27 тысяч рублей. Борьба за экономию и бережли­ вость ведется на всех участках про­ изводства. Капитан тов. Савинов не ждет, когда бухгалтерия подведет финансовые результаты рейса, а сам определяет эти результаты. Зная количество и ассортимент про­ дукции на борту корабля, он по имеющимся у него расценкам, пу­ тем простого умножения цены на количество продукции узнает ее стоимость, а согласно выданных им чеков знает сумму расхода. Таким образом он ориентировочно выводит результат работы за рейс. Экономические показатели трау­ лера «Волхов» говорят сами за себя. За девять месяцев получено только сверхплановой прибыли 735 тысяч рублей: Себестоимость одного цент­ нера рыбы-сырца сниясена на 11,2 процента. А вот другой траулер — «Плу­ тон» (капитан тов. Сороченков). Судно однотипное с «Волховым». Но, несмотря на то, что у этих ко­ раблей одинаковое эксплуатацион­ ное время, план добычи выполнен «Плутоном» только на 100,4 про­ цента. Еще более различны эконо­ мические результаты этих кораб­ лей. На междурейсовые стоянки «Плу­ тон» затратил на 5,2 суток больше, чем «Волхов», а простой в море из-за уборки рыбы составил 131,6 часа. Добыча на промысловые сутки у «Плутона» ниже чем у «Волхо­ ва» на 20 процентов, а на час тра­ ления — на 2,6 центнера. В итоге траулер «Плутон» завы­ сил себестоимость одного центнера рыбы-сырца на 1,3 процента и дал прибыли меньше, чем «Волхов» на 1.050 тысяч рублей. И такое положение характерно не только для этого судна. На ряде траулеров, как, например, «Красно­ армеец», «Акула», «Чайка», «Не­ ва», «Двина» и других, все еще не уделяют внимания хозяйственному расчету. Как ни странно, но капи­ таны траулеров «Нева», «Поляр­ ный», «Кремль» и «Нептун» не знают даже результатов работы в течение трех кварталов. Большинство из этих кораблей выполнило задания по добыче ры­ бы. Однако, вследствие отсутствия контроля за финансовой деятель­ ностью, борьбы за действенный хо­ зяйственный расчет, суда завысили себестоимость и не справились с планом накоплений. Борьба за улучшение экономиче­ ских показателей, за снижение се­ бестоимости продукции должна за­ нятьна флоте такое же место, как и борьба за увеличение вылова рыбы. Большую роль в этом должен сыг­ рать хозяйственный расчет. Ему следует уделять первостепенное внимание. А. ЛАПИНА. Старший бухгалтер хозрас­ четной группы тралового флота. На днях в гости к комсомольцам Мурманского рыбокомбина­ та приехали из Порт-Владимира передовые рыбообработчицы Га­ лина Малиновская и Нора Андержанова. Они побывали в цехах рыбокомбината, ознакомились с методами работы передо­ виков производства, беседовали с работницами, присутствовали на собрании комсомольского актива. На снимке- (слева напра­ во): Г. П. МАЛИНОВСКАЯ, Н. Н. АНДЕРЖАНОВА и ра­ ботницы рыбозавода № 1 В. Н. КУЗНЕЦОВА, Р. Ф. АНИКЕЕ­ ВА и К. П. ИВАНОВА за беседой. О непроизводительных потерях Коллектив деревообрабатывающего цеха Абрам-мысских судоремонтных мастерских успешно справился с вы­ полнением своего социалистического обязательства. 7 декабря деревооб- работчики выполнилигодовойгосу­ дарственный план. Этот успех до­ стигнут благодаря самоотверженному труду рабочих всех специальностей цеха, широко развернутому между ними социалистическому соревнова­ нию. Хорошо поработали в прошлом году бригадысудоремонтников, воз­ главляемые тт. Шушковым и Щепет- киным. Они еще 1 декабря заверши­ ли свои годовые задания. Но советские люди никогда не останавливаются на достигнутом. «Работать сегодня лучше, чем вче­ ра»— таково стремление каждого труженика нашей Родины. У нас на предприятии и в нашем цехе, в ча­ стности, имеется много еще неис­ пользованных резервов. Как показа­ ла хронометрическая фотография ра­ бочего дня бригадышлюпочников, руководимойтов. Игумновым, здесь полезно используется для выполне­ ния производственных заданий толь­ ко 75 процентов рабочего времени. Задача состоит в том, чтобыреши­ тельно улучшить организацию труда в отдельных бригадах, покончить с непроизводительными потерями ра­ бочего времени. (Большое значение для работы все­ го предприятия в целом имеет улуч­ шение взаимосвязи между цехами. Подчас из-за несвоевременного вы­ полнения межцеховых заказов, из- за несогласованности в выполнении работ на кораблях рабочими разных специальностей срываются сроки выхода из ремонта промысловых су­ дов, возникают простои. А ведь каждый час внепланового простоя — это многие центнеры рыбы, недо­ данной советскому потребителю. Ликвидация непроизводительных потерь на производстве должна нахо­ диться в центре внимания партий­ ной, профсоюзной и комсомольской организаций, руководителей пред­ приятия. Только при этом условии мы сумеем успешно справиться с за­ дачами, стоящими перед нашим кол­ лективомв 1955 году. А. СУВОРОВ. Норинровщнк деревообра­ батывающего цеха Абрам- мысских судоремонтных ма­ стерских. Впервые в море 3 июля 1954 года я первый раз в жизни вышел в море и начал свой трудовой путь матросом среднего траулера № 682. Вместе со мнойна корабле было много новичков. Ка­ питан тов. Терентьев и его старший помощник тов. Ляплиев познакоми­ ли нас с устройством судна, с пра­ вилами техники безопасности, а при переходе в район промысла стар­ ший мастер по добыче рыбы тов. Кочановский объяснил устройство дрифтерного порядка. В выметке и выборке первого-ло- рядка принимали участие молодые моряки. У рола стояли более опыт­ ные товарищи, а тряску и укладку сетей поручали новичкам. Мастер по обработке рыбы тов. Невидимов показал, как обрабатывать сельдь. В течение прошедшего рейса, приобретя необходимый опытработы с дрифтерным порядком и в обра­ ботке уловов, мы смоглисправить­ ся с выполне ием повышенного обязательства по вылову 10.000 центнеров сельди. Сейчас команда среднего трауле­ ра дала слово выловить в нынеш­ немгоду 12 тысяч центнеров сель­ ди. Это вполне нам под силу. Н. ШИРЯЕВ. Матрос среднего траулера № 682. Не снижая темпов В августе прошлого года я был временно направлен на траулер «Сталин». В первом рейсе на этом корабле я изготовил 13 тонн рыб­ ной муки при задании в три тон­ ны, во втором рейсе, при таком же задании, я сдал уже 15.700 кило­ граммов, а в третьем,когда задание было увеличено всего лишь на од­ ну тонну, — 19,5 тон ы рыбной муки. Трудиться приходилось с боль­ шой нагрузкой, особенно при хоро­ шей промысловой обстановке, когда сырья для изготовления рыбной му­ ки было много. Сейчас я нахожусь в резерве. Сразу, как получу назначение на корабль, я возьму на себя социали­ стическое обязательство в честь дня выборов в Верховный Совет РСФСР и в местныеСоветыдепута­ тов трудящихся, приложу все силы к тому, чтобы работать еще лучше, не снижая темпов, достигнутых в прошлом году. Й. ИСАЕВ. Машинист рыбомучной уста­ новки. ОПЫТ НОВАТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА — В МАССЫ! Электросварка чугуна новым способом На одномиз советских теплоходов вышелиз строя выхлопной коллек­ тор. Тяжелая чугунная деталь дал! длинную, почти полуметровую тре­ щину. Заварить ее обычным спосо­ бом с подогревом всего коллектора не представлялось возможным. Для этого потребовалось бы необыкно­ венно большого размера печь, да и контуры самой детали во время сварки неизбежно подверглись бы деформированию. Специалисты Рижского судострои­ тельно-судоремонтного завода реши­ ли эту сложную задачу инымспосо­ бом. Они произвели холодную сварку трещины с помощью электрода из сверхпрочного чугуна. Сварка кол­ лектора по новому способу заняла всего лишь четыре часа. Метод холодной сварки зародился здесь же на заводе. Он был предло­ жен инженером П. В. Арсеньевым и сварщиком А. А. Кравал. На судостроительно-судоремонтном ваводе часто приходится восстанав­ ливать различные детали, имеющие поломки, трещины, раковины, сквоз­ ные отверстия и другие дефекты. Та­ койремонт обычно производится при помощи электродуговойсварки, кото­ рая надежно обеспечивает соедине­ ние металлических частей. Но если сталь, медь, алюминий и некоторые другие металлы хорошо поддаются сварке, то с чугуном воз­ никают серьезные трудности. Дело в том,что в процессе сварки подвоз- действием электрической дуги на- ;гретый чугун меняет свое строение | и свойства. Выгорание углерода вы- ;зывает «отбеливание» наплавленно- ' го чугуна, и шов не поддается после­ дующей механической обработке. Иногда шов получается непрочным, пористым. Кроме того, при нагреве места сварки, особенно если деталь имеет сложную форму, возникают значительные напряжения вследст­ вие неравномерной усадки и может появиться трещина на новом месте, как правило, рядом со швом. Чтобы избежать всех этих явле­ ний, в практике часто применяется Iпредварительныйподогрев сваривае- !мой детали. Попадая на нагретую Iповерхность, наплавленный металл I тогда охлаждается не слишком быст- | ро и не дает резкой усадки и тре­ щин. Такой процесс горячей сварки |по существу является заливкой де- j фектного места чугунной детали ' жидким металлом. Но он связан с рядом неудобств и серьезных труд­ ностей. Вот почему ещев начале прошло­ го года инженер т. Арсеньев в содру­ жестве со сварщиком т. Кравал на­ чали поиски нового способа сварки чугуна в холодном состоянии, т. е, без предварительного его подогрева. Весь смысл творческих поисков но­ ваторов состоял в том, чтобы найти такойметалл для электрода, который дал бы надежное соединение и хоро­ шую обрабатываемость шва. Вна­ чале новаторы пробовали произво­ дить сварку сталью различных ма­ рок, а также медью, но успеха не добились. Потом они избрали для этой цели чугун. Опыт, однако, по­ казал, что электродиз простого се­ рого чугуна очень быстро плавился. При застывании капель наплавлен­ ного металла образовывался опять твердый отбеленный чугун, легко дающийтрещины и не под ающийся механической обработке. Тогда была сделана попытка ва­ рить электродом из сверхпрочного чугуна марки «СПЧ-фгЮ». Этот чу­ гун по прочности мало уступает ста­ ли. Основное преимущество сверх­ прочного чугуна заключено в его по­ вышенной пластичности и вязкости. В содружестве с инженером т. Р<*- занцевым новаторы разработали со­ став обмазки новых электродов. В обмазку были включены три ком­ понента: серебристыйграфит и фер­ росилиций, придающие наплавлен­ ному металлу мягкость, и связываю­ щее вещество — казеиновый клей. Опытсудостроительно-судоремонт­ ного завода показывает, что изготов­ лениеподобных электродов возмож­ но наладить в любом литейном цехе, где отливаются изделия из сверх­ прочного чугуна. Размеры стержня электрода и толщина покрытия об­ мазкой определяются опытным пу­ тем, в зависимости от толщины сте­ нок свариваемых деталей. Обмазка изготовляется просто. На один литр водыберется 300 граммов порошко­ образного казеинового клея, 369 граммов серебристого графита и око­ ло 5 процентов к общему весу фер­ росилиция. Покрытие чугунных электродов производится простым окунанием их в обмазку. Подготовка деталейк сварке про­ изводится обычным путем. Сварка ведется ступенчатым способом до полного заполнения шва наплавлен­ ным металлом. Практика показыва­ ет, что электрод во время сварки сле­ дует держать перпендикулярно к основному металлу и электрическую дугу необходимо поддерживать по возможности короче. В процессе сварки электрод непрерывно погру­ жают в ванночку с расплавленным металлом и следят за равномерным прогреванием всей зоны сварки. Для того, чтобы деталь чрезмерно не пе­ регревалась, сварка периодически прекращается. Лабораторные испытания деталей, сваренных новым способом, показы­ вают хорошие механические качест* ва шва. Испытания, произведенные специалистами механического фа­ культета Латвийского государствен­ ного университета, свидетельствуют, что шов становится даже на 30— 35 процентов прочнее основного«метал­ ла. Важно и то, что он хорошо по­ том обрабатывается. Его можно пи­ лить, строгать, сверлить всеми руч­ нымии станочными инструментами. На заводе электродом из сверх­ прочного чугуна подвергаются свар­ ке такие детали корабельных меха­ низмов, как кронштейны с подшип­ ником червячного вала, кронштейны реверсивного устройства главнойма­ шины и т. д. О том, какое широкое применение может найти новый способ сварки, свидетельствует такой факт. Инициаторов нового способа свар­ ки Павла Васильевича Арсеньева и Александра Александровича Кравал часто можно встретить в Латвийском республиканском Доме науки и тех­ ники. Здесь регулярно проводятся пятидневные семинары электросвар­ щиков машинно-тракторных стан­ ций. Тов. Арсеньев читает сварщи­ кам села лекции о свойствах чугу­ на, о холодной сварке, а т. Кравал ведет практические занятия. И. ИВЕРТ. г. Рига.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz