Рыбный Мурман. 1955 г. Январь.
№ 7 (247), 16 января 1955 г. РЫБНЫЙ МУРМАН 3 Больше внимания хозяйственному расчету Вылов рыбы — одиниз важней ших производственных показате лей работы траулера. Но не менее важными являются и экономические результаты деятельности корабля, так как не только центнерами, а и рублями оценивается работа любого судна тралового флота. За девять месяцев 1954 годафлот в целом получил значительнуюпри быль, которая исчисляется в десят ках мил ионов рублей, и в то же время не выполнил задание по на коплениям. Известную роль в этом сыграло то обстоятельство, что во втором полугодии были снижены расчетные цены на продукцию, сда ваемую рыбокомбинату, хотя план реализации продукции в третьем квартале (в денежном выражении) остался прежним. Однако главная причина заклю чается в отношении к хозяйствен ному расчету, на который переведе ны корабли тралового флота, в сла бой борьбе, которая ведется на от дельных судах за улучшение эконо мических показателей. Вот, например, экипаж траулера «Волхов» (капитан тов. Савинов). Моряки судна стремятся не только улучшить работу на промысле и увеличить добычу рыбы, но и обес печить снижение себестоимости продукции, добиться значительных сверхплановых прибылей. Годовой план по вылову рыбы моряки этого траулера реализовали на 128,4 про цента и добились большой экономии средств. Так, например, за три квартала топлива сэкономлено на 253 тысячи рублей, орудий лова — на 118 тысяч рублей, спецодежды — на 21 тысячу рублей, инвента ря — на 19 тысяч рублей, льда — на 27 тысяч рублей. Борьба за экономию и бережли вость ведется на всех участках про изводства. Капитан тов. Савинов не ждет, когда бухгалтерия подведет финансовые результаты рейса, а сам определяет эти результаты. Зная количество и ассортимент про дукции на борту корабля, он по имеющимся у него расценкам, пу тем простого умножения цены на количество продукции узнает ее стоимость, а согласно выданных им чеков знает сумму расхода. Таким образом он ориентировочно выводит результат работы за рейс. Экономические показатели трау лера «Волхов» говорят сами за себя. За девять месяцев получено только сверхплановой прибыли 735 тысяч рублей: Себестоимость одного цент нера рыбы-сырца сниясена на 11,2 процента. А вот другой траулер — «Плу тон» (капитан тов. Сороченков). Судно однотипное с «Волховым». Но, несмотря на то, что у этих ко раблей одинаковое эксплуатацион ное время, план добычи выполнен «Плутоном» только на 100,4 про цента. Еще более различны эконо мические результаты этих кораб лей. На междурейсовые стоянки «Плу тон» затратил на 5,2 суток больше, чем «Волхов», а простой в море из-за уборки рыбы составил 131,6 часа. Добыча на промысловые сутки у «Плутона» ниже чем у «Волхо ва» на 20 процентов, а на час тра ления — на 2,6 центнера. В итоге траулер «Плутон» завы сил себестоимость одного центнера рыбы-сырца на 1,3 процента и дал прибыли меньше, чем «Волхов» на 1.050 тысяч рублей. И такое положение характерно не только для этого судна. На ряде траулеров, как, например, «Красно армеец», «Акула», «Чайка», «Не ва», «Двина» и других, все еще не уделяют внимания хозяйственному расчету. Как ни странно, но капи таны траулеров «Нева», «Поляр ный», «Кремль» и «Нептун» не знают даже результатов работы в течение трех кварталов. Большинство из этих кораблей выполнило задания по добыче ры бы. Однако, вследствие отсутствия контроля за финансовой деятель ностью, борьбы за действенный хо зяйственный расчет, суда завысили себестоимость и не справились с планом накоплений. Борьба за улучшение экономиче ских показателей, за снижение се бестоимости продукции должна за нятьна флоте такое же место, как и борьба за увеличение вылова рыбы. Большую роль в этом должен сыг рать хозяйственный расчет. Ему следует уделять первостепенное внимание. А. ЛАПИНА. Старший бухгалтер хозрас четной группы тралового флота. На днях в гости к комсомольцам Мурманского рыбокомбина та приехали из Порт-Владимира передовые рыбообработчицы Га лина Малиновская и Нора Андержанова. Они побывали в цехах рыбокомбината, ознакомились с методами работы передо виков производства, беседовали с работницами, присутствовали на собрании комсомольского актива. На снимке- (слева напра во): Г. П. МАЛИНОВСКАЯ, Н. Н. АНДЕРЖАНОВА и ра ботницы рыбозавода № 1 В. Н. КУЗНЕЦОВА, Р. Ф. АНИКЕЕ ВА и К. П. ИВАНОВА за беседой. О непроизводительных потерях Коллектив деревообрабатывающего цеха Абрам-мысских судоремонтных мастерских успешно справился с вы полнением своего социалистического обязательства. 7 декабря деревооб- работчики выполнилигодовойгосу дарственный план. Этот успех до стигнут благодаря самоотверженному труду рабочих всех специальностей цеха, широко развернутому между ними социалистическому соревнова нию. Хорошо поработали в прошлом году бригадысудоремонтников, воз главляемые тт. Шушковым и Щепет- киным. Они еще 1 декабря заверши ли свои годовые задания. Но советские люди никогда не останавливаются на достигнутом. «Работать сегодня лучше, чем вче ра»— таково стремление каждого труженика нашей Родины. У нас на предприятии и в нашем цехе, в ча стности, имеется много еще неис пользованных резервов. Как показа ла хронометрическая фотография ра бочего дня бригадышлюпочников, руководимойтов. Игумновым, здесь полезно используется для выполне ния производственных заданий толь ко 75 процентов рабочего времени. Задача состоит в том, чтобыреши тельно улучшить организацию труда в отдельных бригадах, покончить с непроизводительными потерями ра бочего времени. (Большое значение для работы все го предприятия в целом имеет улуч шение взаимосвязи между цехами. Подчас из-за несвоевременного вы полнения межцеховых заказов, из- за несогласованности в выполнении работ на кораблях рабочими разных специальностей срываются сроки выхода из ремонта промысловых су дов, возникают простои. А ведь каждый час внепланового простоя — это многие центнеры рыбы, недо данной советскому потребителю. Ликвидация непроизводительных потерь на производстве должна нахо диться в центре внимания партий ной, профсоюзной и комсомольской организаций, руководителей пред приятия. Только при этом условии мы сумеем успешно справиться с за дачами, стоящими перед нашим кол лективомв 1955 году. А. СУВОРОВ. Норинровщнк деревообра батывающего цеха Абрам- мысских судоремонтных ма стерских. Впервые в море 3 июля 1954 года я первый раз в жизни вышел в море и начал свой трудовой путь матросом среднего траулера № 682. Вместе со мнойна корабле было много новичков. Ка питан тов. Терентьев и его старший помощник тов. Ляплиев познакоми ли нас с устройством судна, с пра вилами техники безопасности, а при переходе в район промысла стар ший мастер по добыче рыбы тов. Кочановский объяснил устройство дрифтерного порядка. В выметке и выборке первого-ло- рядка принимали участие молодые моряки. У рола стояли более опыт ные товарищи, а тряску и укладку сетей поручали новичкам. Мастер по обработке рыбы тов. Невидимов показал, как обрабатывать сельдь. В течение прошедшего рейса, приобретя необходимый опытработы с дрифтерным порядком и в обра ботке уловов, мы смоглисправить ся с выполне ием повышенного обязательства по вылову 10.000 центнеров сельди. Сейчас команда среднего трауле ра дала слово выловить в нынеш немгоду 12 тысяч центнеров сель ди. Это вполне нам под силу. Н. ШИРЯЕВ. Матрос среднего траулера № 682. Не снижая темпов В августе прошлого года я был временно направлен на траулер «Сталин». В первом рейсе на этом корабле я изготовил 13 тонн рыб ной муки при задании в три тон ны, во втором рейсе, при таком же задании, я сдал уже 15.700 кило граммов, а в третьем,когда задание было увеличено всего лишь на од ну тонну, — 19,5 тон ы рыбной муки. Трудиться приходилось с боль шой нагрузкой, особенно при хоро шей промысловой обстановке, когда сырья для изготовления рыбной му ки было много. Сейчас я нахожусь в резерве. Сразу, как получу назначение на корабль, я возьму на себя социали стическое обязательство в честь дня выборов в Верховный Совет РСФСР и в местныеСоветыдепута тов трудящихся, приложу все силы к тому, чтобы работать еще лучше, не снижая темпов, достигнутых в прошлом году. Й. ИСАЕВ. Машинист рыбомучной уста новки. ОПЫТ НОВАТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА — В МАССЫ! Электросварка чугуна новым способом На одномиз советских теплоходов вышелиз строя выхлопной коллек тор. Тяжелая чугунная деталь дал! длинную, почти полуметровую тре щину. Заварить ее обычным спосо бом с подогревом всего коллектора не представлялось возможным. Для этого потребовалось бы необыкно венно большого размера печь, да и контуры самой детали во время сварки неизбежно подверглись бы деформированию. Специалисты Рижского судострои тельно-судоремонтного завода реши ли эту сложную задачу инымспосо бом. Они произвели холодную сварку трещины с помощью электрода из сверхпрочного чугуна. Сварка кол лектора по новому способу заняла всего лишь четыре часа. Метод холодной сварки зародился здесь же на заводе. Он был предло жен инженером П. В. Арсеньевым и сварщиком А. А. Кравал. На судостроительно-судоремонтном ваводе часто приходится восстанав ливать различные детали, имеющие поломки, трещины, раковины, сквоз ные отверстия и другие дефекты. Та койремонт обычно производится при помощи электродуговойсварки, кото рая надежно обеспечивает соедине ние металлических частей. Но если сталь, медь, алюминий и некоторые другие металлы хорошо поддаются сварке, то с чугуном воз никают серьезные трудности. Дело в том,что в процессе сварки подвоз- действием электрической дуги на- ;гретый чугун меняет свое строение | и свойства. Выгорание углерода вы- ;зывает «отбеливание» наплавленно- ' го чугуна, и шов не поддается после дующей механической обработке. Иногда шов получается непрочным, пористым. Кроме того, при нагреве места сварки, особенно если деталь имеет сложную форму, возникают значительные напряжения вследст вие неравномерной усадки и может появиться трещина на новом месте, как правило, рядом со швом. Чтобы избежать всех этих явле ний, в практике часто применяется Iпредварительныйподогрев сваривае- !мой детали. Попадая на нагретую Iповерхность, наплавленный металл I тогда охлаждается не слишком быст- | ро и не дает резкой усадки и тре щин. Такой процесс горячей сварки |по существу является заливкой де- j фектного места чугунной детали ' жидким металлом. Но он связан с рядом неудобств и серьезных труд ностей. Вот почему ещев начале прошло го года инженер т. Арсеньев в содру жестве со сварщиком т. Кравал на чали поиски нового способа сварки чугуна в холодном состоянии, т. е, без предварительного его подогрева. Весь смысл творческих поисков но ваторов состоял в том, чтобы найти такойметалл для электрода, который дал бы надежное соединение и хоро шую обрабатываемость шва. Вна чале новаторы пробовали произво дить сварку сталью различных ма рок, а также медью, но успеха не добились. Потом они избрали для этой цели чугун. Опыт, однако, по казал, что электродиз простого се рого чугуна очень быстро плавился. При застывании капель наплавлен ного металла образовывался опять твердый отбеленный чугун, легко дающийтрещины и не под ающийся механической обработке. Тогда была сделана попытка ва рить электродом из сверхпрочного чугуна марки «СПЧ-фгЮ». Этот чу гун по прочности мало уступает ста ли. Основное преимущество сверх прочного чугуна заключено в его по вышенной пластичности и вязкости. В содружестве с инженером т. Р<*- занцевым новаторы разработали со став обмазки новых электродов. В обмазку были включены три ком понента: серебристыйграфит и фер росилиций, придающие наплавлен ному металлу мягкость, и связываю щее вещество — казеиновый клей. Опытсудостроительно-судоремонт ного завода показывает, что изготов лениеподобных электродов возмож но наладить в любом литейном цехе, где отливаются изделия из сверх прочного чугуна. Размеры стержня электрода и толщина покрытия об мазкой определяются опытным пу тем, в зависимости от толщины сте нок свариваемых деталей. Обмазка изготовляется просто. На один литр водыберется 300 граммов порошко образного казеинового клея, 369 граммов серебристого графита и око ло 5 процентов к общему весу фер росилиция. Покрытие чугунных электродов производится простым окунанием их в обмазку. Подготовка деталейк сварке про изводится обычным путем. Сварка ведется ступенчатым способом до полного заполнения шва наплавлен ным металлом. Практика показыва ет, что электрод во время сварки сле дует держать перпендикулярно к основному металлу и электрическую дугу необходимо поддерживать по возможности короче. В процессе сварки электрод непрерывно погру жают в ванночку с расплавленным металлом и следят за равномерным прогреванием всей зоны сварки. Для того, чтобы деталь чрезмерно не пе регревалась, сварка периодически прекращается. Лабораторные испытания деталей, сваренных новым способом, показы вают хорошие механические качест* ва шва. Испытания, произведенные специалистами механического фа культета Латвийского государствен ного университета, свидетельствуют, что шов становится даже на 30— 35 процентов прочнее основного«метал ла. Важно и то, что он хорошо по том обрабатывается. Его можно пи лить, строгать, сверлить всеми руч нымии станочными инструментами. На заводе электродом из сверх прочного чугуна подвергаются свар ке такие детали корабельных меха низмов, как кронштейны с подшип ником червячного вала, кронштейны реверсивного устройства главнойма шины и т. д. О том, какое широкое применение может найти новый способ сварки, свидетельствует такой факт. Инициаторов нового способа свар ки Павла Васильевича Арсеньева и Александра Александровича Кравал часто можно встретить в Латвийском республиканском Доме науки и тех ники. Здесь регулярно проводятся пятидневные семинары электросвар щиков машинно-тракторных стан ций. Тов. Арсеньев читает сварщи кам села лекции о свойствах чугу на, о холодной сварке, а т. Кравал ведет практические занятия. И. ИВЕРТ. г. Рига.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz