Рыбный Мурман. 1955 г. Январь.

№ 5 (245), 12 января 1955 г. Р ЫБ НЫЙ МУРМАН 3 ЕЫа ЗА ДОСРОЧНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ПЯТОЙ ПЯТИЛЕТКИ Передовой опыт обработки рыбы Изучение, распространение и внедрение передового опыта обработ­ ки рыбы на траулерах способствует повышению производительности тру­ да моряков-рыбообработчиков, со­ вершенствованию технологического процесса рыбообработки и всемерно­ му повышению качества рыбопро­ дукции. В прошлом году в совещаниях по обмену опытом активное участие принимали мастефа по обработке ры­ бы траулеров «Капитан Демидов», «Киров»', «Ваер» и «Меркурий» тт. Синев, Хабаров, Куцин и Комисса­ ров. В первом полугодии, когда в уловах преобладала мелкая рыба, ма­ стер тов. Синев выступил по радио с рассказом о своем опыте заготовки свежья. Много сделалидля распростране­ ния передового опыта обработки ры­ бы мастера-наставники, выходившие в прошлом годуна промысел. Перед каждой такой командировкой масте- ров инструктировали, знакомили их с достижениями и с недостатками, ведущимик снижению сортности (ры­ бопродукции на отдельных трау­ лерах. В чем же заключается передовой опыт обработки рыбы на траулерах? Известно, что организация своевре­ меннойобработки улова до очередно­ го подъема трала обеспечивает хоро­ шее качество как соленой, так и свежейрыбы. На лучших траулерах моряки своевременно выходят на вахты и подвахты, заранее готовится инструмент и т. д. Здесь не допу­ скается излишняя перевалка рыбы, она убирается от подъема до подъема трала; при обильных уловах сокра­ щается время траления с тем, чтобы рыба не лежала долго на палубе не убранной. По качеству соленой рыбы высо­ ких показателей добились экипажи траулеров «Киров», «Ваер», «М. Горький», «Латвия», «Аксай» и других судов. Здесь осуществляется тщательный контроль за разделкой продукции, в посол не допускается неверно разделанная рыба, посол производится поштучно с рядовой укладкой и равномерной посыпкой солью. Много внимания уделяется свое­ временномупосолу рыбыи правиль­ ному распределению в трюме .консер­ вирующих материалов. Как прави­ ло, снижение сортности соленойры­ бы наблюдается в период обильных уловов. На передовых кораблях в этот период в трюм на помощь ма­ стеру по обработке посылаются мо­ ряки, способные обеспечить правиль­ ныйпосол и своевременную укладку рыбы. На этих судах в составе эки­ пажа всегда естьнесколько квалифи­ цированных засольщиков, которые могут притти в любое время на по­ мощь мастеру по обработке рыбы. Несмотря на то, что флот не справляется с планом заготовки свежья, здесьимеется группа трауле­ ров, которые систематически выпол­ няют задание по этому виду продук­ ции. В прошлом годув эту группу входили траулеры «Ролик», «Капи­ танДемидов», «Цикша», «Макрель», «Революция» и другие. Они, как и весь флот, работали на мелком ас­ сортименте рыбы, не добивались вы­ соких показателейи в этих условиях. Использовать опытэкипажей пере­ довыхкораблей — долг всех моря­ ков тралового флота. О. КАЛАШНИКОВ. Начальник отдела рыбооб­ работки тралового флота. Навести порядок на сельдяном лову Организация любого дела имеет, безусловно, первостепенное значение. Там, где работа спорится, где произ­ водственные процессы построены четко и грамотно, там, несомненно, налицо организованность и порядок. И обратное происходит там, где имеются элементы разболтанности, потери чувства ответственности за порученную работу. В этомубеждает организация промысла в Северной Атлантике. Здесь имеется еще немало недостатков. Практика показывает, что в зимний период случаи потоп­ ления порядков из-за больших уло­ вов рыбы бывают значительно чаще, нежели летом. Бесспорно, это зави­ сит от более тяжелых метеорологиче­ ских условий. Однако в немалойсте­ пени это и результат недоброкачест­ венного снаряжения судов. И вот то­ му наглядный пример. В первых числах декабря на промысел пришел средний траулер № 441, судну был выдан гнилой поводцовый трос. А ведь это неизбежно ведет к потере кухтылей, порядков сетей, а, следо­ вательно, и улова. Как правило, на промысле недоста­ точно поводцового троса. Так, напри­ мер, среднийтраулер № 426 в тече­ ние четырнадцати днейподнимал пу­ стыепорядки сетей. Почему? Да лишь потому, что экипаж суд­ на могставить сетитолько на глуби­ ну 50 метров, а сельдьдержалась на 70—80 метрах и даже глубже. Среднийтраулер № 157 также ме­ тал сети только на 50 метров. Есте­ ственно, что и он находился в про- лове. В осенне-зимний период корабли должны снабясаться только доброка­ чественным поводцовымтросом и при том в достаточном количестве. Было бы очень полезно через одну—две сетки привязывать по два кухтыля. Это увеличит пловучесть порядка се­ тей, предохранит его от затопления. Большинство судов сельдяного ;флота снабжено самопишущими эхо­ лотами, являющимися основными приборами для поисков сельди. Одна­ ко подавляющая часть этих приборов не работает, так как на судах нет специалистов по регулировке эхоло­ тов.Один же специалист тов. Калаш­ ников, во-первых, не в состоянии об­ служить весь флот, а во-вторых, он производит регулировку эхолотов в большинстве случаев в районе рабо­ ты плавбаз, ориентируясь по дну океана вблизи берегов. Неудивитель­ но, что при выходе судна на промы­ сел эхолот не показывает наличия косяков сельди. Моряки надеются,, что все эти не­ достатки в ближайшее время будут ликвидированы, что имбудут созданы все условия для плодотворного труда на благо любимой Родины. Г. ОГАРКОВ. Инструктор по политработе группы судов сельдяного флота. Механики завода рыбной 1 у*уки тт. Галкин Н. И., Агеев И. Т., Григорьев П. В. — активные рационализаторы. На снимке (слева направо): Н. И. ГАЛКИН, И. Т. АГЕЕВ и П. В. ГРИГОРЬЕВ за обсуждением рационализаторского предложения. Уважать труд промысловиков За первые семь дней января ко­ рабли тралового флота доставили в порт и сдали рыбокомбинату около двух тысяч тонн свежей и соленой рыбы. Ежедневно в среднем разгру­ жалось по два — три траулера. Такимобразом, работники рыбного порта имели возможность обеспечить быструю и аккуратную выгрузку рыбы с промысловых кораблей, а предприятия рыбокомбината — пол­ ную рассортировку рыбы по ассор­ тименту, более точное определение ее сортности и своевременную перера­ ботку. Но так не получилось. Разгрузка доставленной судами продукции, об­ ращение с нейгрузчиков остались прежние. В результате 24,5 тонны пришлось отнести к разряду «техни­ ческой рвани», тс есть к утилю, годному только для переработки на рыбную муку. Характерно, что механические по­ вреждения при выгрузке свежейры­ бы имели место только в четырех случаях при разгрузке пятнадцати траулеров. Такой рыбы оказалось 1,6 тонны. А повреждения при вы­ грузке соленой рыбы имели место во всех пятнадцати случаях, и «техни­ ческой рвани» оказалось 22,5- тонны. «Техническая рвань», при выгруз­ ке продукции с некоторых кораблей доходит до значительных размеров. Так, например, у траулера «Сатурн» при общем грузе в 223 тонны рыбы с механическими повреждениями по­ сле разгрузки оказалось 4,6 тонны, то есть свыше двух процентов, у траулера «Трал» — при грузе в 161 тонну— 2,8тонны. Определение породного и размер­ ного ассортимента попрежнему ве­ дется небрежно. Так, например, в последнее время траловый флот ло­ вит и доставляет в порт много пик­ ши — и крупной и мелкой. Но на­ прасно было бы искать в приемных актах эту рыбу. Сдача пикпщ офор­ млена только по четырем траулерам: из пятнадцати, да и то указана сда­ ча лишь 4,6 тонны свежей пикши. Работникам рыбного порта и предприятий рыбокомбината пора научиться бережно относиться к ры­ бе, доставляемой моряками тралового флота, как к ценному пищевому продукту, пора научиться уважать труд промысловиков флота. В. КОВАЛЕВ. За последнее время на кораблях сельдяного флота нашел довольно широкое применение вожак из кана­ та геркулес, который существенно отличается от каната из сизаля и пеньки. Поэтому и техника работы с нимнесколько отлична от работы с вожаками из растительных материа­ лов. Если взять одинаковые по прочно­ сти геркулесовый и растительный канаты, то канат из геркулеса, осо­ бенно в теплое время, медленнее те­ ряет свою прочность, долговечне растительного. Об этом убедительно свидетельствует опыт работы эки­ пажа среднего траулера № 221, где капитаном тов. Калинин. Здесь поль­ зовались одним комплектомгерку­ лесового вожака боле двух лет. Известно, что сети изготовляются мастерскими строго одного размера. Длина сухой сети равна 30 метрам. При намокании подборы сетиукора­ чиваются: пеньковая сильнее, а си- зальская несколько меньше. Средняя длина мокрой сети 27,5—28 мет­ ров. Геркулес же в процессе работы незначительно вытягивается. Поэто­ му во избежание массовых порывов сетей расстояние между основными марками делают равным 28 метрам. Следует учесть, что бухты герку­ леса иногда состоят из двух — трех отдельных кусков общей длиной 900— 1000 метров. Чтобы не поте­ рять их при растяжке за судном, бухту предварительно распускают и койлают на палубе. Распускать бухту геркулеса и кой- лать ее на палубе следует таким об­ разом, чтобы при распускании СОВЕТЫ ПРОМЫСЛОВИКАМ Работа дрифтерным порядком с геркулесовым вожаком крутка его уменьшилась. Перед на­ чалом распускания бухтына конце геркулеса заращивается огон. Во ' избежание ранения рук все сросты ; тщательно дважды клетнюются тра- ловойпрядью. От начала огона отме­ ряют первую марку и наносят ее краской на геркулес. Затем огон кре­ пят на кнехтах и накладывают че­ тыре шлага на шпиль. После этого укладывают геркулес на палубе. На палубе же наносят марки, расстоя­ ние между которыми равно 27 мет­ рам. После вытяжки на полном ходу судна в течение 20—25 минут гер­ кулес выбирают и по расстоянию на палубе краской наносят марки. Для удобства перехода с конца на конец и отсоединения на сетях геркулес разрубают на отдельные части так, чтобы к каждой из них можно было подвязать от 9 до 11 сетей. Следова­ тельно, длина такой отдельной бух­ ты вместес огонами может быть равна 243 метрам, 270 метрам или 297 метрам. После растяжки и маркир<твки бухт приступают к пробивке марок. Как бы тугони завязывали поводцы на геркулесе, они держатся слабо и могут переползать по вожаку, поэто­ му на геркулесе пробиваются тол­ стые марки. А чтобы поводец, завя­ занный около марки, не начал пере­ ползать при переходе судна на дру­ гойконец порядка, марки делают двойными— основная и вспомога­ тельная на расстоянии 50 см. от не . Заслуживает внимания опытморя­ ков среднего траулера i№ 144. Там марку пробивают так: старойподбо­ рой свивают первую и вторую пар­ ты и третью с четвертой, а затем первую с третьей и вторую с чет­ вертой. Для того, чтобы можно было дер­ жать в порядке до 120—130 сетей, судно снабжается следующим ком­ плектом геркулесового троса: 29 мм — 750 метров, 26 мм — 250 мет­ ров и 22 мм — 2500 метров. Весь стояночный 29 мм трос помещается на правом барабане траловой лебед­ ки, где он крепится клином и нало­ жением на барабан трех .выбленоч- ных шлагов. На голом стояночном тросе через 81 метр пробивают двойные марки для привязывания поводцов с кухтылями. Весь остальной трос койлают в вожаковом трюме, начиная с боль­ шого круга. Как только койлание малых кругов становится затруд­ нительным, из геркулеса дела­ ют восьмерку и вновь начи­ нают койлать с большого круга. При работе с нижним положением вожака отдельные бухты соединяют­ ся между собой чекелем М5 7. При работе с верхним положением вожака ошны бухт связываются новым си- зальским поводцом размером 50 мм длинойв три метра. Старшиймастер по добыче рыбы ежедневно проверя­ ет связку бухт и заменяет ее новой по мере износа, но не реже одного раза в три месяца. Практика показывает, что герку­ лес тоньше растительного вожака той же прочности, удельный вес геркулеса больше, тонет он быстрее растительного. При вымегке порядка с верхнимположением вожжа, вожак погружается быстрее сетейи возни­ кает опасность набрасывания их на вожак, как было, например, на среднем трайлере Л* 831. Для того, чтобы замедлить погружение вожа­ ка, стараются травить его по воз­ можности туго, а к поводцам конце­ вых сетей подвязывают пенопласт или металлические кухтыли, чтобы они медленнее тонули. Так поступа­ ют на среднем траулере К: 837. В воде геркулесовыйтрос тяжелее растительного, он сильнее провисает, стягивает концевые сети и кухтыли в кучу, особенно сильно в штилевую погоду. Поэтому на конец шрядкь нельзя ставить трос толще 22 мм. Для уменьшения провисания вожа­ ка, снижающего уловистость конце­ вых сетей, четыре — пять концевьи; пролетов вожака оснащаются двуш металлическими 200 мм кухтылями. Кухтыли подвязываются на расстоя­ нии 11 метров в обе стороныоткаж­ дой марки. Два — три таких же кухтыля подвязываются к буйлиню Геркулесовый трос боится много' кратных перегибов на одном и ток же месте, поэтому в свежую погоду стояночный вожак следует чере; один — два часа потравливать не . один— два метра. Желательно становиться на вожаа так, чтобыс полуклюзом он соприка­ сался каждый раз новым местом. Из-, нос пеньковой части геркулесового вожака незначительно понижает еих- прочность и не. служит признаков:: ^износа. Истирание пеньковой части герку­ леса уменьшает коэфициент тренш: вожака о шпиль и при выборке тре­ бует навивки на шпиль дополнитель­ ного шлата. Хотя геркулес и прочнее расти­ тельного каната, но вместе с темон менее эластичен и хуже переносит рывки. Это следует учитывать при выборке сетейв свежую погоду и не допускать рывков и стремительного натяжения вожака, когда большак волна отбрасывает судно от порядка. В. САВОСТЬЯНОВ. И. о. начальника отдела до­ бычи управления «Мурман- сельдь».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz