Рыбный Мурман. 1955 г. Январь.
№ 5 (245), 12 января 1955 г. Р ЫБ НЫЙ МУРМАН 3 ЕЫа ЗА ДОСРОЧНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ПЯТОЙ ПЯТИЛЕТКИ Передовой опыт обработки рыбы Изучение, распространение и внедрение передового опыта обработ ки рыбы на траулерах способствует повышению производительности тру да моряков-рыбообработчиков, со вершенствованию технологического процесса рыбообработки и всемерно му повышению качества рыбопро дукции. В прошлом году в совещаниях по обмену опытом активное участие принимали мастефа по обработке ры бы траулеров «Капитан Демидов», «Киров»', «Ваер» и «Меркурий» тт. Синев, Хабаров, Куцин и Комисса ров. В первом полугодии, когда в уловах преобладала мелкая рыба, ма стер тов. Синев выступил по радио с рассказом о своем опыте заготовки свежья. Много сделалидля распростране ния передового опыта обработки ры бы мастера-наставники, выходившие в прошлом годуна промысел. Перед каждой такой командировкой масте- ров инструктировали, знакомили их с достижениями и с недостатками, ведущимик снижению сортности (ры бопродукции на отдельных трау лерах. В чем же заключается передовой опыт обработки рыбы на траулерах? Известно, что организация своевре меннойобработки улова до очередно го подъема трала обеспечивает хоро шее качество как соленой, так и свежейрыбы. На лучших траулерах моряки своевременно выходят на вахты и подвахты, заранее готовится инструмент и т. д. Здесь не допу скается излишняя перевалка рыбы, она убирается от подъема до подъема трала; при обильных уловах сокра щается время траления с тем, чтобы рыба не лежала долго на палубе не убранной. По качеству соленой рыбы высо ких показателей добились экипажи траулеров «Киров», «Ваер», «М. Горький», «Латвия», «Аксай» и других судов. Здесь осуществляется тщательный контроль за разделкой продукции, в посол не допускается неверно разделанная рыба, посол производится поштучно с рядовой укладкой и равномерной посыпкой солью. Много внимания уделяется свое временномупосолу рыбыи правиль ному распределению в трюме .консер вирующих материалов. Как прави ло, снижение сортности соленойры бы наблюдается в период обильных уловов. На передовых кораблях в этот период в трюм на помощь ма стеру по обработке посылаются мо ряки, способные обеспечить правиль ныйпосол и своевременную укладку рыбы. На этих судах в составе эки пажа всегда естьнесколько квалифи цированных засольщиков, которые могут притти в любое время на по мощь мастеру по обработке рыбы. Несмотря на то, что флот не справляется с планом заготовки свежья, здесьимеется группа трауле ров, которые систематически выпол няют задание по этому виду продук ции. В прошлом годув эту группу входили траулеры «Ролик», «Капи танДемидов», «Цикша», «Макрель», «Революция» и другие. Они, как и весь флот, работали на мелком ас сортименте рыбы, не добивались вы соких показателейи в этих условиях. Использовать опытэкипажей пере довыхкораблей — долг всех моря ков тралового флота. О. КАЛАШНИКОВ. Начальник отдела рыбооб работки тралового флота. Навести порядок на сельдяном лову Организация любого дела имеет, безусловно, первостепенное значение. Там, где работа спорится, где произ водственные процессы построены четко и грамотно, там, несомненно, налицо организованность и порядок. И обратное происходит там, где имеются элементы разболтанности, потери чувства ответственности за порученную работу. В этомубеждает организация промысла в Северной Атлантике. Здесь имеется еще немало недостатков. Практика показывает, что в зимний период случаи потоп ления порядков из-за больших уло вов рыбы бывают значительно чаще, нежели летом. Бесспорно, это зави сит от более тяжелых метеорологиче ских условий. Однако в немалойсте пени это и результат недоброкачест венного снаряжения судов. И вот то му наглядный пример. В первых числах декабря на промысел пришел средний траулер № 441, судну был выдан гнилой поводцовый трос. А ведь это неизбежно ведет к потере кухтылей, порядков сетей, а, следо вательно, и улова. Как правило, на промысле недоста точно поводцового троса. Так, напри мер, среднийтраулер № 426 в тече ние четырнадцати днейподнимал пу стыепорядки сетей. Почему? Да лишь потому, что экипаж суд на могставить сетитолько на глуби ну 50 метров, а сельдьдержалась на 70—80 метрах и даже глубже. Среднийтраулер № 157 также ме тал сети только на 50 метров. Есте ственно, что и он находился в про- лове. В осенне-зимний период корабли должны снабясаться только доброка чественным поводцовымтросом и при том в достаточном количестве. Было бы очень полезно через одну—две сетки привязывать по два кухтыля. Это увеличит пловучесть порядка се тей, предохранит его от затопления. Большинство судов сельдяного ;флота снабжено самопишущими эхо лотами, являющимися основными приборами для поисков сельди. Одна ко подавляющая часть этих приборов не работает, так как на судах нет специалистов по регулировке эхоло тов.Один же специалист тов. Калаш ников, во-первых, не в состоянии об служить весь флот, а во-вторых, он производит регулировку эхолотов в большинстве случаев в районе рабо ты плавбаз, ориентируясь по дну океана вблизи берегов. Неудивитель но, что при выходе судна на промы сел эхолот не показывает наличия косяков сельди. Моряки надеются,, что все эти не достатки в ближайшее время будут ликвидированы, что имбудут созданы все условия для плодотворного труда на благо любимой Родины. Г. ОГАРКОВ. Инструктор по политработе группы судов сельдяного флота. Механики завода рыбной 1 у*уки тт. Галкин Н. И., Агеев И. Т., Григорьев П. В. — активные рационализаторы. На снимке (слева направо): Н. И. ГАЛКИН, И. Т. АГЕЕВ и П. В. ГРИГОРЬЕВ за обсуждением рационализаторского предложения. Уважать труд промысловиков За первые семь дней января ко рабли тралового флота доставили в порт и сдали рыбокомбинату около двух тысяч тонн свежей и соленой рыбы. Ежедневно в среднем разгру жалось по два — три траулера. Такимобразом, работники рыбного порта имели возможность обеспечить быструю и аккуратную выгрузку рыбы с промысловых кораблей, а предприятия рыбокомбината — пол ную рассортировку рыбы по ассор тименту, более точное определение ее сортности и своевременную перера ботку. Но так не получилось. Разгрузка доставленной судами продукции, об ращение с нейгрузчиков остались прежние. В результате 24,5 тонны пришлось отнести к разряду «техни ческой рвани», тс есть к утилю, годному только для переработки на рыбную муку. Характерно, что механические по вреждения при выгрузке свежейры бы имели место только в четырех случаях при разгрузке пятнадцати траулеров. Такой рыбы оказалось 1,6 тонны. А повреждения при вы грузке соленой рыбы имели место во всех пятнадцати случаях, и «техни ческой рвани» оказалось 22,5- тонны. «Техническая рвань», при выгруз ке продукции с некоторых кораблей доходит до значительных размеров. Так, например, у траулера «Сатурн» при общем грузе в 223 тонны рыбы с механическими повреждениями по сле разгрузки оказалось 4,6 тонны, то есть свыше двух процентов, у траулера «Трал» — при грузе в 161 тонну— 2,8тонны. Определение породного и размер ного ассортимента попрежнему ве дется небрежно. Так, например, в последнее время траловый флот ло вит и доставляет в порт много пик ши — и крупной и мелкой. Но на прасно было бы искать в приемных актах эту рыбу. Сдача пикпщ офор млена только по четырем траулерам: из пятнадцати, да и то указана сда ча лишь 4,6 тонны свежей пикши. Работникам рыбного порта и предприятий рыбокомбината пора научиться бережно относиться к ры бе, доставляемой моряками тралового флота, как к ценному пищевому продукту, пора научиться уважать труд промысловиков флота. В. КОВАЛЕВ. За последнее время на кораблях сельдяного флота нашел довольно широкое применение вожак из кана та геркулес, который существенно отличается от каната из сизаля и пеньки. Поэтому и техника работы с нимнесколько отлична от работы с вожаками из растительных материа лов. Если взять одинаковые по прочно сти геркулесовый и растительный канаты, то канат из геркулеса, осо бенно в теплое время, медленнее те ряет свою прочность, долговечне растительного. Об этом убедительно свидетельствует опыт работы эки пажа среднего траулера № 221, где капитаном тов. Калинин. Здесь поль зовались одним комплектомгерку лесового вожака боле двух лет. Известно, что сети изготовляются мастерскими строго одного размера. Длина сухой сети равна 30 метрам. При намокании подборы сетиукора чиваются: пеньковая сильнее, а си- зальская несколько меньше. Средняя длина мокрой сети 27,5—28 мет ров. Геркулес же в процессе работы незначительно вытягивается. Поэто му во избежание массовых порывов сетей расстояние между основными марками делают равным 28 метрам. Следует учесть, что бухты герку леса иногда состоят из двух — трех отдельных кусков общей длиной 900— 1000 метров. Чтобы не поте рять их при растяжке за судном, бухту предварительно распускают и койлают на палубе. Распускать бухту геркулеса и кой- лать ее на палубе следует таким об разом, чтобы при распускании СОВЕТЫ ПРОМЫСЛОВИКАМ Работа дрифтерным порядком с геркулесовым вожаком крутка его уменьшилась. Перед на чалом распускания бухтына конце геркулеса заращивается огон. Во ' избежание ранения рук все сросты ; тщательно дважды клетнюются тра- ловойпрядью. От начала огона отме ряют первую марку и наносят ее краской на геркулес. Затем огон кре пят на кнехтах и накладывают че тыре шлага на шпиль. После этого укладывают геркулес на палубе. На палубе же наносят марки, расстоя ние между которыми равно 27 мет рам. После вытяжки на полном ходу судна в течение 20—25 минут гер кулес выбирают и по расстоянию на палубе краской наносят марки. Для удобства перехода с конца на конец и отсоединения на сетях геркулес разрубают на отдельные части так, чтобы к каждой из них можно было подвязать от 9 до 11 сетей. Следова тельно, длина такой отдельной бух ты вместес огонами может быть равна 243 метрам, 270 метрам или 297 метрам. После растяжки и маркир<твки бухт приступают к пробивке марок. Как бы тугони завязывали поводцы на геркулесе, они держатся слабо и могут переползать по вожаку, поэто му на геркулесе пробиваются тол стые марки. А чтобы поводец, завя занный около марки, не начал пере ползать при переходе судна на дру гойконец порядка, марки делают двойными— основная и вспомога тельная на расстоянии 50 см. от не . Заслуживает внимания опытморя ков среднего траулера i№ 144. Там марку пробивают так: старойподбо рой свивают первую и вторую пар ты и третью с четвертой, а затем первую с третьей и вторую с чет вертой. Для того, чтобы можно было дер жать в порядке до 120—130 сетей, судно снабжается следующим ком плектом геркулесового троса: 29 мм — 750 метров, 26 мм — 250 мет ров и 22 мм — 2500 метров. Весь стояночный 29 мм трос помещается на правом барабане траловой лебед ки, где он крепится клином и нало жением на барабан трех .выбленоч- ных шлагов. На голом стояночном тросе через 81 метр пробивают двойные марки для привязывания поводцов с кухтылями. Весь остальной трос койлают в вожаковом трюме, начиная с боль шого круга. Как только койлание малых кругов становится затруд нительным, из геркулеса дела ют восьмерку и вновь начи нают койлать с большого круга. При работе с нижним положением вожака отдельные бухты соединяют ся между собой чекелем М5 7. При работе с верхним положением вожака ошны бухт связываются новым си- зальским поводцом размером 50 мм длинойв три метра. Старшиймастер по добыче рыбы ежедневно проверя ет связку бухт и заменяет ее новой по мере износа, но не реже одного раза в три месяца. Практика показывает, что герку лес тоньше растительного вожака той же прочности, удельный вес геркулеса больше, тонет он быстрее растительного. При вымегке порядка с верхнимположением вожжа, вожак погружается быстрее сетейи возни кает опасность набрасывания их на вожак, как было, например, на среднем трайлере Л* 831. Для того, чтобы замедлить погружение вожа ка, стараются травить его по воз можности туго, а к поводцам конце вых сетей подвязывают пенопласт или металлические кухтыли, чтобы они медленнее тонули. Так поступа ют на среднем траулере К: 837. В воде геркулесовыйтрос тяжелее растительного, он сильнее провисает, стягивает концевые сети и кухтыли в кучу, особенно сильно в штилевую погоду. Поэтому на конец шрядкь нельзя ставить трос толще 22 мм. Для уменьшения провисания вожа ка, снижающего уловистость конце вых сетей, четыре — пять концевьи; пролетов вожака оснащаются двуш металлическими 200 мм кухтылями. Кухтыли подвязываются на расстоя нии 11 метров в обе стороныоткаж дой марки. Два — три таких же кухтыля подвязываются к буйлиню Геркулесовый трос боится много' кратных перегибов на одном и ток же месте, поэтому в свежую погоду стояночный вожак следует чере; один — два часа потравливать не . один— два метра. Желательно становиться на вожаа так, чтобыс полуклюзом он соприка сался каждый раз новым местом. Из-, нос пеньковой части геркулесового вожака незначительно понижает еих- прочность и не. служит признаков:: ^износа. Истирание пеньковой части герку леса уменьшает коэфициент тренш: вожака о шпиль и при выборке тре бует навивки на шпиль дополнитель ного шлата. Хотя геркулес и прочнее расти тельного каната, но вместе с темон менее эластичен и хуже переносит рывки. Это следует учитывать при выборке сетейв свежую погоду и не допускать рывков и стремительного натяжения вожака, когда большак волна отбрасывает судно от порядка. В. САВОСТЬЯНОВ. И. о. начальника отдела до бычи управления «Мурман- сельдь».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz