Рыбный Мурман. 1955 г. Январь.

№ 4 (244), 9 января 1955 ri Р Ы Б НЫЙ МУРМАН 3 ЗА ДОСРОЧНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ПЯТОЙ ПЯТИЛЕТКИ МОРЯКИ ТРАЛОВОГО ФЛОТА! БОЛЬШЕ РЫБЫ СТРАНЕ ☆ ☆ ☆ Перспективы тралового промысла в первом квартале В 1954 году траловый флот неплохо поработал над выпол­ нением задач, поставленных партией и правительством перед рыбаками нашего бассейна,и перевыполнил не только государственный план, но и дополнительное задание, данное на второе полугодие. В общей сложно­ сти траловый флот дал государству боле четырех миллионв центнеров рыбы, значительно больше чем в 1953 году. Совершенно несомненно, что кро­ ме улучшения организации труда и широкого развертывания соревнова­ ния среди экипажей судов, в успе­ хах тралового промысла в 1954 году немалую роль сыграло хорошее со­ стояние сырьевой базы и благо­ приятное распределение ее на про­ мысловой акватории. Промысловое стадо трески состоя­ ло из рыб довольно «урожайных» поколений 1947, 1948, 1949 и 1950 гг., т. е. в возрасте от семи до четырех лет. Такой состав обусловил не только обильные уловы, но и хо­ роший размерный ассортимент по сравнению с несколькими предшест­ вующими годами. В лучшем состоянии были и запа­ сы пикши, промысловое стадо кото­ рой комплектовалось в основном из поколения 1950 года(в возрасте 4 лет) с боле или менее значительной примесью поколения 1948 года. Условия 1954 года (температур­ ный режим и распределение кор­ мовойбазы) складывались так, что в течение значительной части года наибольшие концентрации рыбыдер- час также вполне благоприятными^ Уловы трески и пикши будут со­ стоять из тех же поколений, что и в прошлом году. Понятно, что в вос­ точных районах будет ловиться более мелкая рыба, чем в западных, но в общем она будет крупнее, чем в первом квартале 1954 года. Сильное отеплениевсех промысло­ вых районов и сравнительно медлен­ ный темп развития зимних процес­ сов позволяют ожидать, что основная грузка порта ит. д.— ведет к значи­ тельному уменьшению количества свежей рыбы, доставляемой в порт. Повидимому, на первый квартал 1955 года необходимо пересмотреть безусловное применение догрузки су­ дов в море, сократить количе­ ство догружающихся кораблей и перевести значительную часть флота преимущественно на свежьёвые рейсы. В первом квартале трудно ожидать масса зимующеи трески и пикши появления крупных концентрации будет держаться в январе и феврале морского окуня. Однако в этот пе- в Центральных районах, на северном риод должна быть проведена весьма и западном склонах Мурманского серьезная подготовка к организован- мелководья^ и прилежащих склонах ному облову косяков этой ценной Мурманской банки. В марте, с под- рыбы, который начнется в апреле. ходом к берегам мойвы, большое значение приобретут районы при- Необходимо прежде всего обобщить опыт работы флота в 1954 году на брежной зоны. Хорошим резервным Копытовской банке с привлечением районом должен быть южный склон Мурманской банки. всех экономических данных; опреде- „ лить промысловые суда, которые в Для успешного завершения плана текущем годубудут работать в этом первого квартала очень важно дер- pag0He; наметитьприемо-транспорт- 151 ать ^°_ВУ возможно большее^ ко- HbIg фЛОТ и прикрепить к ним про­ мысловые траулеры; усовершенство­ вать конструкцию мешков, приме­ няемых для передачи уловов на ба­ зы и подготовитьдостаточное коли­ чество их; определить способы и личество промысловых траулеров и наиболее эффективно использовать благоприятную обстановку. Несколько слов по некоторым ор­ ганизационным вопросам. В 1954 году при весьма успешном выполне- {средства обработки морского окуня нии плана по количеству добытой;на базах. И, наконец, следуетсвое- рыбы траловый Флот^ отстал с временно начать обследование райо- показателями по валовой продукции, 1 на Копытовской банки и некоторых по ассортименту рыбопродукции и, в других, чтобы обнаружить начала частности, по заготовке свежья. Этот урок надо учесть и уже с самого на- Лучшие люди траулера «Меркурий» (слева направо): третий штурман И. Ф. БРЫЛОВ, мастер по добыче рыбы А. Д. СОКО­ ЛОВ и мастер по вытопке рыбьего жира И. Е. ТОРОПОВ. И в шторм можно добиваться хороших уловов В первые дни нового года погода в Баренцевом море мешала успешно­ му промыслу. То и дело морякам при­ ходилось прекращать ловрыбы из-за шторма. Но, несмотря на сложную обстановку, экипажи ряда траулеров прилагают все усилия к тому, чтобы преодолеть трудности, не снижать, а наращивать темпыпромысла. Напряженно в эти дни трудится чала текущего года принять меры к тому, чтобы не допускать подобное положение. Необходимо полностью жались в центральных промысловых !использовать благоприятные условия районах, и вновь обрела свое значе- ' (холодное время, боле крупный ние Гусиная банка. Это обстоятель- !ассортимент рыбы) и в первом квар- ство сильно способствовало успеш- \ тале 1955 года усилить заготовку ному промыслу — в этих районах, как известно, наиболее благоприят­ ные грунтовые условия, меньше ска­ зывается влияние погоды, чем, на­ пример, в прибрежной зоне и запад­ ных районах, и промысел, следова­ тельно, бывает более устойчивым. В первом квартале 1955 года ус­ ловия промысла представляются сей- экипаж траулера «Семга». 3 января, концентрации окуня и подготовить [К0Гда море штормило и отдельные — ^ этот суда В00 5 щене промышляли, моряки свежья. Сейчас в траловом флоте широко применяется догрузка кораблей в море углем, водойи солью. И в пе­ чати, и на различных совещаниях неоднократно отмечалось, что это мероприятие, имея ряд положитель­ ных сторон — некоторое удлинение продолжительности плавания, раз- своевременное переключение в район промысловых траулеров. По ряду признаков весной теку­ щего года можно.ожидать оживления промысла золотистого окуня и у по­ бережья Норвегии. Ужо с февраля нужно наладитьрегулярное обследо­ вание районов, расположенных вдоль этого побережья, начиная от Фин- маркенской банки и до дальних за­ падных районов — Андейи Маланг- банки. В. ТРАВИН. Заведующий лабораторией донных рыб ПИНРО, кан­ дидат биологических наук. Об э к о н о ми ч е с к и х п о к а з а т е л я х длителЬнЫх с т о я н к а х и План добычи рыбы в прошлом году траулер «Красноармеец» выполнил на 107 процентов. По экипаж имел все возможности добиться еще более высоких показателей, если бы был устранен ряд недостатков и помех в нашей работе. К сожалению, работники управле­ ния тралового флота слабо изучают работу кораблей, удовлетворяясь главным образом только тем, выпол­ нено ли рейсовое задание, выпол­ нен месячныйили квартальныйплан добычи рыбы или нет. Так случилось и с нами. Траулер как будто успешно справлялся с ра­ ботой— квартальные планы перевы­ полнялись. Никаких указанийна ка­ кие-либонедочеты в нашей работе нам никто не делал — ни промыс­ ловый отдел, ни отдел рыбообработ­ ки, ни бухгалтерия, ни плановый отдел. А в октябре вдруг «выясни­ лось», что за три квартала траулер недодал рыбной продукции на 450 тысяч рублей, прибыль на 622 тыся­ чи рублей меньше, чем было запла­ нировано, себестоимость одного цент­ нера рыбы-сырца на 3,9 процента выше плана. На совещании, где обсуждались показатели корабля за три квартала, работники отделов управления флота удивились этому. Удивились и моря­ ки нашего корабля. Они не моглипо­ нять, как же так получилось — план добычи рыбы перевыполняется, а экономические показатели неудов­ летворительные. А если бы в управлении флота глубже изучали деятельность кораб­ лей, и в частности нашего траулера, то неблагополучие с экономическими показателями было бы вскрыто зна­ чительно раньше, можно было бы своевременно обнаружить недостат­ ки и помочь нам их устранить. Чувствуя, чтов нашейпроизводст­ венной деятельности имеются недо­ статки, мы просили направить к нам для оказания помощи капитана-на- ставника и мастера по добыче рыбы- наставника. Но их направили на траулер только в самом конце года — в тринадцатом рейсе. Надо ска­ зать, чтои капитан-наставник тов. Форощук и мастер по добыче рыбы тов. Маклаков помогали вдм наладить работу, устранить недостатки, и мы стали больше ловить рыбы. А если быэта помощь была оказана раньше, тонаверно и показатели нашейрабо­ ты были бынамного лучше. Есть у нас претензия к техниче­ скому отделу ик заводу междурейсо­ вого ремонта. Завод ремонтирует наш траулер и долго и плохо, а работни­ ки технического отдела равнодушно относятся к этому факту. В резуль­ тате же междурейсовые стоянки за­ тягиваются и мы непроизводительно теряем время. Вот один из примеров. 24 ноября завод отремонтировал шток главной машины.-Мы отправи­ лись на промысел, но сумели дойти только до... торгового порта. Из-за недоброкачественного ремонта маши­ на вышла из строя. Пришлось вер­ нуться и простоять еще несколько дней. Неудовлетворительно обслуживает корабли и рыбныйпорт. Особенно ча­ сты бесцельные перестановки судов от одного причала к другому. В том же ноябре был такой случай. Трау­ лер стоял у одного причала. Перед тем, как мы должны были опробо­ вать главнуюмашину, корабль пере­ ставили к другому причалу, где про­ ворачивать машину нельзя. И бук­ сиры снова перетянули наше судно через всю акваторию порта к np<*t- нему причалу. Зато, когда нам 29 ноября нужно было уходить в море, пришлось потратить шесть часов, чтобы добыть буксир, который мог бы отжать два траулера и дать нам возможность отойти от причала. Управлению флота следует глуб­ же вникать в работу каждого трау­ лера, а береговым организациям лучше обслуживать промысловые суда. М. ПАВЛОВ. Первый помощник капитана траулера «Красноармеец». этого корабля подняли на борт и об­ работали свыше 15 тонн рыбы. Так же хорошо работала команда «Сем­ ги» и в последующие дни. 4 января, ни на минуту не прекращая промы­ сел из-за плохой погоды, моряки поднимали две— три тонны за тра­ ление. Ассортимент рыбы хороший. Почти ' четвертая часть улова — крупная треска и около половины — ровная. Борясь за качество продук­ ции, моряки «Семги» заготавливают рыбу высшим сортом. Экипаж траулера «Семга» настой­ чиво борется за экономное расходо­ вание топлива и других материалов. Как заявил капитан тов. Разумов, это даст возможность продлить рейс на два дня сверх графика, выловить дополнительно, десятки тонн рыбы. Среди экипажей траулеров, хоро­ шо работающих с первых днейно­ вого года, стремящихся трудовыми подарками встретить день выборов в ВерховныйСовет РСФСР и в местные Советыдепутатов трудящихся,— мо­ ряки кораблей «Мойва», «Чирчик» и других. На траулере «Мойва» подъе­ мы составляют две — три тон ы рыбы. Самоотвеоженный труд моря­ ков на уборке способствует тому, что судно ни одного часа не лежит в дрейфе. На траулере «Чирчик» от­ дельные подъемы достигают шести тонн. Так, как работают передовики про­ мысла, могути должны трудиться экипажи всех кораблей. Возможности промысла для всех судов одинако­ вые. Но вся беда в том, чтоэти воз­ можности не всегда хорошо исполь­ зуются. Некоторые корабли в первой пятидневке января оказались в про- лове толькопотому, что экипажи их не стремятся к преодолению трудно­ стей. Были случаи, когда отдельные суда прекращали промысел при незначительном шторме, в то время как другие в этих же условиях ра­ ботали успешно. Существенный недостаток в орга­ низации промысла на ряде кораблей заключается в том, что в период сильных штормов, когда не ведется промысел, на судах прекращается почти всякая работа по устранению недостатков. Это приводит к тому, что с улучшением погоды, когда нужно начинать промысел, только еще берутся за осмотр орудий лова, за устранение повреждений. На все это расходуется лишне время. Опыт работы передовиков промыс­ ла показывает, что и в шторм, не превышающий7—8 бал ов, можно успешно ловить рыбу. К этому долж­ ныстремиться все моряки тралового флота, чтобы обеспечить выполнение заданий и ритмичную работу с пер­ выхднейнового, 1955 года. С. КОРОТКОВ. Баренцево мора (Наш спец. корр. По радио). На поисковом траулере О к о л о полутора месяцев бороздит воды Баренцова моря большой ди­ зельный поисковый траулер «Сева­ стополь». На борту судна кроме по­ исковиков находится группа инжене­ ров по орудиям лова, проводившая испытания новых видов тралов. Ис­ пытания проходили в трудных метео­ рологических условиях. Полярная ночь, частые штормы и снежные за­ ряды усложняли работу экипажа. Но моряки, руководимые опытнымкапи­ таном тов. Вайгиным, успешно -справились с поставленной задачей. За время экспериментальных работ экипажем траулера выловлено около четырех тысяч центнеров рыбы. Консервной группой во главе с тоз. Гришиным изготовлено боле десяти тысяч банок консервов и выгрето свыше шестидесяти центнеров рыбьего жира. Впереди еще полтора месяца по­ исковых работ в отдаленных районах промысла. Экипаж прикладывает все свои усилия, чтобы обеспечить флот надежнойсырьевой базой. В период плавания моряки кораб­ ля не раз вспоминают недобрым сло­ вом флотских снабженцев. При отхо­ де на промысел их снабдили рукави­ цами. Они сразу намокают и быстро снашиваются. Вместо хороших ножей для разделки улова, производства Ленинградского завода, на траулер были получены ножи старого образ­ ца, почти не пригодные к работе. Плохо дело обстоит с дождевойодеж­ дой, которая рвется по швам. Пора работникам отдела снабже­ ния понять, что от таких «мелочей» многое зависит на промысле. н. КОШКИН. Матрос траулера «Севасто­ поль». Баренцево море.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz