Рыбный Мурман. 1955 г. Январь.
№ 4 (244), 9 января 1955 ri Р Ы Б НЫЙ МУРМАН 3 ЗА ДОСРОЧНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ПЯТОЙ ПЯТИЛЕТКИ МОРЯКИ ТРАЛОВОГО ФЛОТА! БОЛЬШЕ РЫБЫ СТРАНЕ ☆ ☆ ☆ Перспективы тралового промысла в первом квартале В 1954 году траловый флот неплохо поработал над выпол нением задач, поставленных партией и правительством перед рыбаками нашего бассейна,и перевыполнил не только государственный план, но и дополнительное задание, данное на второе полугодие. В общей сложно сти траловый флот дал государству боле четырех миллионв центнеров рыбы, значительно больше чем в 1953 году. Совершенно несомненно, что кро ме улучшения организации труда и широкого развертывания соревнова ния среди экипажей судов, в успе хах тралового промысла в 1954 году немалую роль сыграло хорошее со стояние сырьевой базы и благо приятное распределение ее на про мысловой акватории. Промысловое стадо трески состоя ло из рыб довольно «урожайных» поколений 1947, 1948, 1949 и 1950 гг., т. е. в возрасте от семи до четырех лет. Такой состав обусловил не только обильные уловы, но и хо роший размерный ассортимент по сравнению с несколькими предшест вующими годами. В лучшем состоянии были и запа сы пикши, промысловое стадо кото рой комплектовалось в основном из поколения 1950 года(в возрасте 4 лет) с боле или менее значительной примесью поколения 1948 года. Условия 1954 года (температур ный режим и распределение кор мовойбазы) складывались так, что в течение значительной части года наибольшие концентрации рыбыдер- час также вполне благоприятными^ Уловы трески и пикши будут со стоять из тех же поколений, что и в прошлом году. Понятно, что в вос точных районах будет ловиться более мелкая рыба, чем в западных, но в общем она будет крупнее, чем в первом квартале 1954 года. Сильное отеплениевсех промысло вых районов и сравнительно медлен ный темп развития зимних процес сов позволяют ожидать, что основная грузка порта ит. д.— ведет к значи тельному уменьшению количества свежей рыбы, доставляемой в порт. Повидимому, на первый квартал 1955 года необходимо пересмотреть безусловное применение догрузки су дов в море, сократить количе ство догружающихся кораблей и перевести значительную часть флота преимущественно на свежьёвые рейсы. В первом квартале трудно ожидать масса зимующеи трески и пикши появления крупных концентрации будет держаться в январе и феврале морского окуня. Однако в этот пе- в Центральных районах, на северном риод должна быть проведена весьма и западном склонах Мурманского серьезная подготовка к организован- мелководья^ и прилежащих склонах ному облову косяков этой ценной Мурманской банки. В марте, с под- рыбы, который начнется в апреле. ходом к берегам мойвы, большое значение приобретут районы при- Необходимо прежде всего обобщить опыт работы флота в 1954 году на брежной зоны. Хорошим резервным Копытовской банке с привлечением районом должен быть южный склон Мурманской банки. всех экономических данных; опреде- „ лить промысловые суда, которые в Для успешного завершения плана текущем годубудут работать в этом первого квартала очень важно дер- pag0He; наметитьприемо-транспорт- 151 ать ^°_ВУ возможно большее^ ко- HbIg фЛОТ и прикрепить к ним про мысловые траулеры; усовершенство вать конструкцию мешков, приме няемых для передачи уловов на ба зы и подготовитьдостаточное коли чество их; определить способы и личество промысловых траулеров и наиболее эффективно использовать благоприятную обстановку. Несколько слов по некоторым ор ганизационным вопросам. В 1954 году при весьма успешном выполне- {средства обработки морского окуня нии плана по количеству добытой;на базах. И, наконец, следуетсвое- рыбы траловый Флот^ отстал с временно начать обследование райо- показателями по валовой продукции, 1 на Копытовской банки и некоторых по ассортименту рыбопродукции и, в других, чтобы обнаружить начала частности, по заготовке свежья. Этот урок надо учесть и уже с самого на- Лучшие люди траулера «Меркурий» (слева направо): третий штурман И. Ф. БРЫЛОВ, мастер по добыче рыбы А. Д. СОКО ЛОВ и мастер по вытопке рыбьего жира И. Е. ТОРОПОВ. И в шторм можно добиваться хороших уловов В первые дни нового года погода в Баренцевом море мешала успешно му промыслу. То и дело морякам при ходилось прекращать ловрыбы из-за шторма. Но, несмотря на сложную обстановку, экипажи ряда траулеров прилагают все усилия к тому, чтобы преодолеть трудности, не снижать, а наращивать темпыпромысла. Напряженно в эти дни трудится чала текущего года принять меры к тому, чтобы не допускать подобное положение. Необходимо полностью жались в центральных промысловых !использовать благоприятные условия районах, и вновь обрела свое значе- ' (холодное время, боле крупный ние Гусиная банка. Это обстоятель- !ассортимент рыбы) и в первом квар- ство сильно способствовало успеш- \ тале 1955 года усилить заготовку ному промыслу — в этих районах, как известно, наиболее благоприят ные грунтовые условия, меньше ска зывается влияние погоды, чем, на пример, в прибрежной зоне и запад ных районах, и промысел, следова тельно, бывает более устойчивым. В первом квартале 1955 года ус ловия промысла представляются сей- экипаж траулера «Семга». 3 января, концентрации окуня и подготовить [К0Гда море штормило и отдельные — ^ этот суда В00 5 щене промышляли, моряки свежья. Сейчас в траловом флоте широко применяется догрузка кораблей в море углем, водойи солью. И в пе чати, и на различных совещаниях неоднократно отмечалось, что это мероприятие, имея ряд положитель ных сторон — некоторое удлинение продолжительности плавания, раз- своевременное переключение в район промысловых траулеров. По ряду признаков весной теку щего года можно.ожидать оживления промысла золотистого окуня и у по бережья Норвегии. Ужо с февраля нужно наладитьрегулярное обследо вание районов, расположенных вдоль этого побережья, начиная от Фин- маркенской банки и до дальних за падных районов — Андейи Маланг- банки. В. ТРАВИН. Заведующий лабораторией донных рыб ПИНРО, кан дидат биологических наук. Об э к о н о ми ч е с к и х п о к а з а т е л я х длителЬнЫх с т о я н к а х и План добычи рыбы в прошлом году траулер «Красноармеец» выполнил на 107 процентов. По экипаж имел все возможности добиться еще более высоких показателей, если бы был устранен ряд недостатков и помех в нашей работе. К сожалению, работники управле ния тралового флота слабо изучают работу кораблей, удовлетворяясь главным образом только тем, выпол нено ли рейсовое задание, выпол нен месячныйили квартальныйплан добычи рыбы или нет. Так случилось и с нами. Траулер как будто успешно справлялся с ра ботой— квартальные планы перевы полнялись. Никаких указанийна ка кие-либонедочеты в нашей работе нам никто не делал — ни промыс ловый отдел, ни отдел рыбообработ ки, ни бухгалтерия, ни плановый отдел. А в октябре вдруг «выясни лось», что за три квартала траулер недодал рыбной продукции на 450 тысяч рублей, прибыль на 622 тыся чи рублей меньше, чем было запла нировано, себестоимость одного цент нера рыбы-сырца на 3,9 процента выше плана. На совещании, где обсуждались показатели корабля за три квартала, работники отделов управления флота удивились этому. Удивились и моря ки нашего корабля. Они не моглипо нять, как же так получилось — план добычи рыбы перевыполняется, а экономические показатели неудов летворительные. А если бы в управлении флота глубже изучали деятельность кораб лей, и в частности нашего траулера, то неблагополучие с экономическими показателями было бы вскрыто зна чительно раньше, можно было бы своевременно обнаружить недостат ки и помочь нам их устранить. Чувствуя, чтов нашейпроизводст венной деятельности имеются недо статки, мы просили направить к нам для оказания помощи капитана-на- ставника и мастера по добыче рыбы- наставника. Но их направили на траулер только в самом конце года — в тринадцатом рейсе. Надо ска зать, чтои капитан-наставник тов. Форощук и мастер по добыче рыбы тов. Маклаков помогали вдм наладить работу, устранить недостатки, и мы стали больше ловить рыбы. А если быэта помощь была оказана раньше, тонаверно и показатели нашейрабо ты были бынамного лучше. Есть у нас претензия к техниче скому отделу ик заводу междурейсо вого ремонта. Завод ремонтирует наш траулер и долго и плохо, а работни ки технического отдела равнодушно относятся к этому факту. В резуль тате же междурейсовые стоянки за тягиваются и мы непроизводительно теряем время. Вот один из примеров. 24 ноября завод отремонтировал шток главной машины.-Мы отправи лись на промысел, но сумели дойти только до... торгового порта. Из-за недоброкачественного ремонта маши на вышла из строя. Пришлось вер нуться и простоять еще несколько дней. Неудовлетворительно обслуживает корабли и рыбныйпорт. Особенно ча сты бесцельные перестановки судов от одного причала к другому. В том же ноябре был такой случай. Трау лер стоял у одного причала. Перед тем, как мы должны были опробо вать главнуюмашину, корабль пере ставили к другому причалу, где про ворачивать машину нельзя. И бук сиры снова перетянули наше судно через всю акваторию порта к np<*t- нему причалу. Зато, когда нам 29 ноября нужно было уходить в море, пришлось потратить шесть часов, чтобы добыть буксир, который мог бы отжать два траулера и дать нам возможность отойти от причала. Управлению флота следует глуб же вникать в работу каждого трау лера, а береговым организациям лучше обслуживать промысловые суда. М. ПАВЛОВ. Первый помощник капитана траулера «Красноармеец». этого корабля подняли на борт и об работали свыше 15 тонн рыбы. Так же хорошо работала команда «Сем ги» и в последующие дни. 4 января, ни на минуту не прекращая промы сел из-за плохой погоды, моряки поднимали две— три тонны за тра ление. Ассортимент рыбы хороший. Почти ' четвертая часть улова — крупная треска и около половины — ровная. Борясь за качество продук ции, моряки «Семги» заготавливают рыбу высшим сортом. Экипаж траулера «Семга» настой чиво борется за экономное расходо вание топлива и других материалов. Как заявил капитан тов. Разумов, это даст возможность продлить рейс на два дня сверх графика, выловить дополнительно, десятки тонн рыбы. Среди экипажей траулеров, хоро шо работающих с первых днейно вого года, стремящихся трудовыми подарками встретить день выборов в ВерховныйСовет РСФСР и в местные Советыдепутатов трудящихся,— мо ряки кораблей «Мойва», «Чирчик» и других. На траулере «Мойва» подъе мы составляют две — три тон ы рыбы. Самоотвеоженный труд моря ков на уборке способствует тому, что судно ни одного часа не лежит в дрейфе. На траулере «Чирчик» от дельные подъемы достигают шести тонн. Так, как работают передовики про мысла, могути должны трудиться экипажи всех кораблей. Возможности промысла для всех судов одинако вые. Но вся беда в том, чтоэти воз можности не всегда хорошо исполь зуются. Некоторые корабли в первой пятидневке января оказались в про- лове толькопотому, что экипажи их не стремятся к преодолению трудно стей. Были случаи, когда отдельные суда прекращали промысел при незначительном шторме, в то время как другие в этих же условиях ра ботали успешно. Существенный недостаток в орга низации промысла на ряде кораблей заключается в том, что в период сильных штормов, когда не ведется промысел, на судах прекращается почти всякая работа по устранению недостатков. Это приводит к тому, что с улучшением погоды, когда нужно начинать промысел, только еще берутся за осмотр орудий лова, за устранение повреждений. На все это расходуется лишне время. Опыт работы передовиков промыс ла показывает, что и в шторм, не превышающий7—8 бал ов, можно успешно ловить рыбу. К этому долж ныстремиться все моряки тралового флота, чтобы обеспечить выполнение заданий и ритмичную работу с пер выхднейнового, 1955 года. С. КОРОТКОВ. Баренцево мора (Наш спец. корр. По радио). На поисковом траулере О к о л о полутора месяцев бороздит воды Баренцова моря большой ди зельный поисковый траулер «Сева стополь». На борту судна кроме по исковиков находится группа инжене ров по орудиям лова, проводившая испытания новых видов тралов. Ис пытания проходили в трудных метео рологических условиях. Полярная ночь, частые штормы и снежные за ряды усложняли работу экипажа. Но моряки, руководимые опытнымкапи таном тов. Вайгиным, успешно -справились с поставленной задачей. За время экспериментальных работ экипажем траулера выловлено около четырех тысяч центнеров рыбы. Консервной группой во главе с тоз. Гришиным изготовлено боле десяти тысяч банок консервов и выгрето свыше шестидесяти центнеров рыбьего жира. Впереди еще полтора месяца по исковых работ в отдаленных районах промысла. Экипаж прикладывает все свои усилия, чтобы обеспечить флот надежнойсырьевой базой. В период плавания моряки кораб ля не раз вспоминают недобрым сло вом флотских снабженцев. При отхо де на промысел их снабдили рукави цами. Они сразу намокают и быстро снашиваются. Вместо хороших ножей для разделки улова, производства Ленинградского завода, на траулер были получены ножи старого образ ца, почти не пригодные к работе. Плохо дело обстоит с дождевойодеж дой, которая рвется по швам. Пора работникам отдела снабже ния понять, что от таких «мелочей» многое зависит на промысле. н. КОШКИН. Матрос траулера «Севасто поль». Баренцево море.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz