Рыбный Мурман. 1955 г. Сентябрь.
Р ЫБ НЫЙ М У Р М А Н № 105 (345), 2 сентября 1955 г. УЧЕБНЫЙ ГОД В ШКОЛАХ НА ЧАЛСЯ ☆ - д Праздник д е m в о р bi Начало занятий в школах — это подлинный праздник детворы. И к нему учащиеся готовятся заранее. Еще до первого сентября оставалось два дня, а школа № 13 была запол нена детьми. Ребята пришли в школу, чтобы по смотреть, как она подготовилась к началу занятии, узнать, в каких классах будут учиться, поприветст вовать своих учителей, поделиться друг с другом воспоминаниями о днях летнего отдыха. Многие из уча щихся не узнали школьные помеще ния: классы отремонтированы, чи сто вымыты, прибраны. В школу пришли ученики разных отрыва от производства Исторические решения июльского Пленума ЦК КПСС с новой силой подчеркивают важность внедрения в промышленность новой техники и дают советскому народу развернутую программу борьбы за технический прогресс народного хозяйства. Коммунистическая партия и Совет ское правительство проявляют боль шую заботу о развитии рыбной про мышленности нашего бассейна. Рас ширяются предприятия, производство оснащается новой техникой. За по следние годы траловый флот попол нился десятками промысловых кораб лей с мощными механизмами и слож ной аппаратурой. Вступили в строй такие траулеры, как «Пушкин», Самостоятельная учеба без отрыва от производства, особенно в условиях тралового флота, вызывает известные трудности. Кроме того, согласно поло жению о заочной школе, лица, окон чившие учебные заведения свыше двух лет назад, должны теперь сда вать вступительные экзамены. Для некоторых моряков это также нелег ко. Эти трудности испугали многих из моряков, изъявивших желание учиться в заочной школе. В резуль тате к 30 августа было зачислено на обучение лишь около 50 моряков. В числе тех, кто не испугался трудно стей и решил настойчиво овладевать знаниями, тт. Бахмутов, Петров, Усков, Михайлов и другие. Эти това рищи плавают на траулерах «В. Чка лов», «Революция», «Кит», «Пуш кин» и т. д. Надо полагать, что число учащих ся заочной школы станет расти. Ре шение этого вопроса во многом за- «Гоголь», «Некрасов», имеющие классов. Здесь и Люба Проценко, ко- | кормовое траление и выпускающие торая первого сентября впервые ся- . готовую продукцию. Эти суда обору- дет за парту. А сейчас девочка при- ; дованы сложной, новейшей техни- шла узнать, где она будет учиться, j кой. Здесь же, в школе, происходит пер- | Внедрение всего передового, ново- вое знакомство будущих товарищей и го, грамотная эксплуатация слож- ' висит от работы партийных, проф- подруг. Люба рассказывает девочке, ных механизмов немыслимы без гра- союзных и комсомольских организа- — тоже первокласснице,— что у нее мотных людей, знающих технику, ций, призванных разъяснять моря-* все готово к началу учебы. 1имеющих прочные общеобразователь- j кам всю важность повышения обще- Люба Проценко чувствует себя в ные и специальные знания. Од- , образовательных знаний, школе несколько робко. А вот те, кто ^нако на кораблях тралового флота | Нельзя не сказать и о том, что ру- уже занимался здесь, гораздо уве- : имеется большое количество моряков, ководство заочной школы моряков и реннее. Наташа Соколова будет ; у которых нет не только среднего, но учиться во втором классе. Она хоро- и семилетнего образования. Немало шо провела летние каникулы, заго-1 производственников из-за этого не рела, отдохнула, а теперь с новыми имеют возможности повышать свою силами примется за учебу. | квалификацию, а, следовательно, За Два дня до начала учебного го- ; умело эксплуатировать новую тех- да оживленно было и в школе № 10. нику. Все здесь радует глаза ребят, при- j Недавно в Мурманске создана заоч- шедших в школу после трехмесячно- ; ная средняя школа для моряков про- го перерыва. Шефы — коллектив ры- >мыслового и транспортного флотов, бокомбината — хорошо отремонтиро- ■Теперь промысловики получили воз- вали все помещения. Повсюду чисто- можность без отрыва от производст- Первая советская СССР. На снимке: атомная электростанция Академии наук атомный реактор. Фотохроника ТАСС. Прочитайте эти нниги Брошюры-лекции об атомной энергии") областного отдела народного образо вания несерьезно подошло к вопросу организации учебы: положение о за очной школе оказалось не выполнен- Трудящиеся нашей страны про являют живейший интерес к дости жениям советской науки в области использования атомной энергии для мирных целей. Лекции на эту тему, прочитанные только за последние месяцы в центральном лектории Всесоюзного общества по распрост ранению политических и научных знаний, привлекли десятки тысяч слушателей. Международная научно- техническая конференция, проис- ным. Так вступительные экзамены ходившая в Женеве, еще больше та и порядок. Школа обеспечена большим количеством наглядных по собий. Многое уже здесь сделано для того, чтобы успешно проходили заня тия по ручному труду и практические занятия в мастерских. С нетерпением ждала детвора пер вого дня занятий. И вот он, наконец, наступил. Вчера Люба Проценко, На таша Соколова и тысячи других уча щихся сели за парты в школах Ми кояновского района и стали слушать первый в новом учебном году рас сказ учителя. И каждый из школьни ков, придя в светлые просторные классы, хочет учиться так, чтобы от благодарить партию и правительство за отеческую заботу о советских де тях. Л. ГЛУЩЕНКО. ва, плавая на кораблях, повышать свой общеобразовательный уровень. Подавляющее большинство моряков тралового флота с радостью узнало о создании заочной школы. Многие работники различных специальностей изъявили желание заниматься в этой школе. На траулерах «Микоян», «Чайка», «Пикша», «Белуга», «Ум- ба» большая группа членов коман ды решила обучаться без отрыва от работы. В то же время на траулерах «Сельдь», «Трал», «Щука» партий ные, профсоюзные и комсомольские организации, а также командный со став этих судов проявили явную не дооценку важного дела обучения мо ряков. Неудивительно, что на этих кораблях почти не нашлось желаю щих учиться в заочной школе. начались с месячным опозданием. Это привело к тому, что моряки ко раблей, находящихся в плавании с середины августа до середины сен тября, не будут иметь возможность поступать в школу в начале учебно го года. Им придется оформляться сюда теперь уже только в январе бу дущего года. Не были . направлены повысила интерес советских людей к новой энергии, которая безгра нично расширяет власть человека над силами природы, открывает воз можности огромного роста произво дительных сил, ускорения техниче ского и культурного прогресса. Вот почему нельзя не приветство вать инициативу издательства «Зна- на промысел для приема экзаменов ние», выпустившего несколько бро- представители заочной школы моря- шюр-лекций, посвященных атом- ков. Между тем, это можно было и ной энергии и перспективам ее ис следовало сделать. В последнюю д е -!пользования в народном хозяй- каду августа в Тюва-губе ежеднев но находилось свыше десяти кораб- стве.*) Авторы этих брошюр рассказыва- леи, которые пришли сюда на по- ют о том, как последовательно раз- полнение. Учебный год в заочной школе мо ряков начался. Пожелаем же труже никам моря, сочетающим работу с за нятиями в школе, успехов в труде и учебе! С. ПОДЪЯБЛОНСКИЙ. Инструктор политотдела тра лового флота. С помощью шефов В школах нашего города, как и всей страны, начались занятия. Что характерно для учебно-воспи тательного процесса в 1955—56 учебном году? Прежде всего необхо димо отметить, что в нынешнем году учебный план и программы подверг лись большому изменению с учетом политехнизации обучения. Учащиеся первых—четвертых классов будут обучаться ручному труду, для школь ников пятых—седьмых классов вво дятся практические занятия в ма стерских и на учебно-опытных участ ках. Учащиеся восьмых—десятых классов будут проводить практиче ские работы по машиноведению и электротехнике. Коллектив нашей школы не смог бы сам решить вопрос политехниза ции обучения. Большую помощь в этом деле оказывают нам шефы — коллектив тралового флота. Шефы оборудовали в школе слесарную ма стерскую, в которой установили вер стаки на 24 рабочих места, токарный станок, наждачное точило и подобра ли слесарный инструмент. Кроме то го, выделен инженер-электрик, кото рый будет вести в десятом классе практику и по электротехнике. Управление тралового флота оказа ло нашей школе большую помощь в подготовке ее к новому учебному го ду. Приведено в образцовый вид школьное здание, заново отремонти рованы крыша, водопроводная систе ма, сменена электропроводка. Вчера ребята пришли в чистые, светлые, хорошо отремонтированные классы и коридоры. Наши шефы оборудовали в этом го ду и пионерскую комнату. На окна в этой комнате повешены шелковые шторы, на столах — шерстяные ска терти, а стены оформлены портрета ми. В пионерской комнате имеется радиола «Урал» — подарок коллек тива предприятия, шефствующего над школой. Здесь же — немало настоль ных игр, также приобретенных для школьников нашими шефами. Вот почему коллектив учащихся и преподаватели школы выражают иск реннюю благодарность коллективу тралового флота, руководителям предприятия, его партийной и проф союзной и комсомольской организа циям, которые много сделали для того, чтобы дети работников пред приятий рыбной промышленности могли заниматься в хороших усло виях, весело и культурно проводить свой досуг, получать трудовые на выки. Мы уверены в том, что связь шко лы с траловым флотом будет креп нуть в течение нового учебного года. Знатные промысловики будут при ходить в гости к учащимся, хозяйст венные и партийные руководители станут выступать перед школьника ми, а педагоги нашей школы проч тут немало лекций для родителей. Нынешний учебный год должен стать годом напряженной творческой работы всех учителей по претворению в жизнь новых учебных планов и программ. Большие задачи пред стоит решить и нашему педагогиче скому коллективу. Они могут быть успешно осуществлены совместными усилиями школы, родителей и обще ственности. Нет сомнения в том, что общественные организации и роди тели окажут большую помощь школе в деле обучения и воспитания детей. А. МЕЛКИСЕДЕКЯНЦ. Директор средней школы № 4 г. Мурманска. вивалось учение о строении атома и его ядра, описывают состав и свой ства атомных ядер, излагают прин ципы получения атомной энергии. Останавливаясь на устройстве атом ных котлов, в которых цепная реак ция распада урана протекает с определенной, регулируемой ско ростью, авторы разъясняют сущест во различных ядерных реакций, устройство уран-графитового реак тора и способы превращения тепла, отводимого от реактора, в электри ческую энергию. Атомная электростанция обладает многими преимуществами по срав нению с электростанцией, работаю щей на обычном топливе. Теплотвор ная способность ядерного «горюче го» в миллионы раз выше, чем у энергией. Хорошо рассказано в брошюре и о том, как с помощью метода «меченых» атомов удается проникнуть в тайны природы. Этот метод широко применяется сейчас в различных областях советской нау ки. Он оказался очень плодотворным при изучении различных биологи ческих процессов, особенно процесса обмена веществ, а также при опре делении структуры сплавов в ме таллургии. Уже в ближайшем буду щем число веществ, служащих ис точником получения атомной энер гии, несомненно, возрастет. Подробно характеризуя огромное значение атомной энергии для раз вития народного хозяйства, авторы подчеркивают, что успехи советских ученых в области ядерной физики становятся достоянием мировой науки. Советский Союз оказывает научную и техническую помощь на родам других стран в развитии работ и подготовке специалистов для мир ного использования атомной энер гии. Рецензируемые брошюры, к сожа лению, не лишены некоторых недо статков. Наиболее важный из них заключается в том, что, рассказы вая о величественных перспективах мирного применения атомной энер гии, авторы недостаточно использу ют богатый фактический материал, накопленный в различных отраслях нашего народного хозяйства. В брошюрах А. Китайгородского, В. Михайлова и М. Мкртычева встречаются недостаточно популяр ные места. Вряд ли целесообразно в лекции, рассчитанной на массового читателя, приводить формулы удельной энергии связи ядра, как делают это авторы. Нельзя соглат ситься также с утверждением про фессора А. Китайгородского о том, что’ «необходимость тяжелой защи- л - „ ты даже для реактора, у которого 5 2 : рабочий объем очень невелик, не в ближайшее ставляют такие установки, кото рые, производя атомную энергию, одновременно «размножают» ядер- ное горючее. В брошюре-лекции о радиоактив ных изотопах приведены интерес ные данные о том, как с помощью ускорителей заряженных частиц и ядерных реакторов удалось получить радиоактивные изотопы всех эле ментов периодической системы Мен делеева. В настоящее время извест но уже более тысячи радиоактивных изотопов, отличающихся периодом полураспада, видом излучения и его *) А. И. Китайгородский «Физи ческие основы ядерной энергети ки». Я. Г. Дорфман «Атомная энергия и ее применение в народ ном хозяйстве». Ан. Н. Несмеянов «Радиоактивные изотопы». В. А. Михайлов и М. Г. Мкртычев «Атомная энергия и перспективы ее использования». позволяет ожидать время использования ядерных реак торов для движения автомобилей и самолетов» (стр. 36). Современный быстрый прогресс техники не дает оснований для такого рода заключе ний. Отмеченные выше недостатки не снижают большой практической ценности брошюр-лекций, излагаю щих в доступной для массового чи тателя форме сущность атомной энергии и возможности ее использо вания в народном хозяйстве. Следу ет пожелать, чтобы издательство продолжило выпуск брошюр этой серии, включая в лекции материа лы, обсуждавшиеся на Международ ной научно-технической конферен ции по мирному использованию атомной энергии. Я. ГОРЕЛИК. Редактор М. С. ЦЕЛОУСОВ. Адрес редакции: г. Мурманск. Рыбный порт. Телефоны: редактор 2-75, зам. редактора и отв. секретарь — 3-96. промышленный отдел i Типография «Полярная правда». Зак. 3811 Тир. 2750 ПН 02917. отдел культуры и быта — 4-33,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz