Рыбный Мурман. 1955 г. Сентябрь.

Р ЫБ НЫЙ М У Р М А Н № 105 (345), 2 сентября 1955 г. УЧЕБНЫЙ ГОД В ШКОЛАХ НА ЧАЛСЯ ☆ - д Праздник д е m в о р bi Начало занятий в школах — это подлинный праздник детворы. И к нему учащиеся готовятся заранее. Еще до первого сентября оставалось два дня, а школа № 13 была запол­ нена детьми. Ребята пришли в школу, чтобы по­ смотреть, как она подготовилась к началу занятии, узнать, в каких классах будут учиться, поприветст­ вовать своих учителей, поделиться друг с другом воспоминаниями о днях летнего отдыха. Многие из уча­ щихся не узнали школьные помеще­ ния: классы отремонтированы, чи­ сто вымыты, прибраны. В школу пришли ученики разных отрыва от производства Исторические решения июльского Пленума ЦК КПСС с новой силой подчеркивают важность внедрения в промышленность новой техники и дают советскому народу развернутую программу борьбы за технический прогресс народного хозяйства. Коммунистическая партия и Совет­ ское правительство проявляют боль­ шую заботу о развитии рыбной про­ мышленности нашего бассейна. Рас­ ширяются предприятия, производство оснащается новой техникой. За по­ следние годы траловый флот попол­ нился десятками промысловых кораб­ лей с мощными механизмами и слож­ ной аппаратурой. Вступили в строй такие траулеры, как «Пушкин», Самостоятельная учеба без отрыва от производства, особенно в условиях тралового флота, вызывает известные трудности. Кроме того, согласно поло­ жению о заочной школе, лица, окон­ чившие учебные заведения свыше двух лет назад, должны теперь сда­ вать вступительные экзамены. Для некоторых моряков это также нелег­ ко. Эти трудности испугали многих из моряков, изъявивших желание учиться в заочной школе. В резуль­ тате к 30 августа было зачислено на обучение лишь около 50 моряков. В числе тех, кто не испугался трудно­ стей и решил настойчиво овладевать знаниями, тт. Бахмутов, Петров, Усков, Михайлов и другие. Эти това­ рищи плавают на траулерах «В. Чка­ лов», «Революция», «Кит», «Пуш­ кин» и т. д. Надо полагать, что число учащих­ ся заочной школы станет расти. Ре­ шение этого вопроса во многом за- «Гоголь», «Некрасов», имеющие классов. Здесь и Люба Проценко, ко- | кормовое траление и выпускающие торая первого сентября впервые ся- . готовую продукцию. Эти суда обору- дет за парту. А сейчас девочка при- ; дованы сложной, новейшей техни- шла узнать, где она будет учиться, j кой. Здесь же, в школе, происходит пер- | Внедрение всего передового, ново- вое знакомство будущих товарищей и го, грамотная эксплуатация слож- ' висит от работы партийных, проф- подруг. Люба рассказывает девочке, ных механизмов немыслимы без гра- союзных и комсомольских организа- — тоже первокласснице,— что у нее мотных людей, знающих технику, ций, призванных разъяснять моря-* все готово к началу учебы. 1имеющих прочные общеобразователь- j кам всю важность повышения обще- Люба Проценко чувствует себя в ные и специальные знания. Од- , образовательных знаний, школе несколько робко. А вот те, кто ^нако на кораблях тралового флота | Нельзя не сказать и о том, что ру- уже занимался здесь, гораздо уве- : имеется большое количество моряков, ководство заочной школы моряков и реннее. Наташа Соколова будет ; у которых нет не только среднего, но учиться во втором классе. Она хоро- и семилетнего образования. Немало шо провела летние каникулы, заго-1 производственников из-за этого не рела, отдохнула, а теперь с новыми имеют возможности повышать свою силами примется за учебу. | квалификацию, а, следовательно, За Два дня до начала учебного го- ; умело эксплуатировать новую тех- да оживленно было и в школе № 10. нику. Все здесь радует глаза ребят, при- j Недавно в Мурманске создана заоч- шедших в школу после трехмесячно- ; ная средняя школа для моряков про- го перерыва. Шефы — коллектив ры- >мыслового и транспортного флотов, бокомбината — хорошо отремонтиро- ■Теперь промысловики получили воз- вали все помещения. Повсюду чисто- можность без отрыва от производст- Первая советская СССР. На снимке: атомная электростанция Академии наук атомный реактор. Фотохроника ТАСС. Прочитайте эти нниги Брошюры-лекции об атомной энергии") областного отдела народного образо­ вания несерьезно подошло к вопросу организации учебы: положение о за­ очной школе оказалось не выполнен- Трудящиеся нашей страны про­ являют живейший интерес к дости­ жениям советской науки в области использования атомной энергии для мирных целей. Лекции на эту тему, прочитанные только за последние месяцы в центральном лектории Всесоюзного общества по распрост­ ранению политических и научных знаний, привлекли десятки тысяч слушателей. Международная научно- техническая конференция, проис- ным. Так вступительные экзамены ходившая в Женеве, еще больше та и порядок. Школа обеспечена большим количеством наглядных по­ собий. Многое уже здесь сделано для того, чтобы успешно проходили заня­ тия по ручному труду и практические занятия в мастерских. С нетерпением ждала детвора пер­ вого дня занятий. И вот он, наконец, наступил. Вчера Люба Проценко, На­ таша Соколова и тысячи других уча­ щихся сели за парты в школах Ми­ кояновского района и стали слушать первый в новом учебном году рас­ сказ учителя. И каждый из школьни­ ков, придя в светлые просторные классы, хочет учиться так, чтобы от­ благодарить партию и правительство за отеческую заботу о советских де­ тях. Л. ГЛУЩЕНКО. ва, плавая на кораблях, повышать свой общеобразовательный уровень. Подавляющее большинство моряков тралового флота с радостью узнало о создании заочной школы. Многие работники различных специальностей изъявили желание заниматься в этой школе. На траулерах «Микоян», «Чайка», «Пикша», «Белуга», «Ум- ба» большая группа членов коман­ ды решила обучаться без отрыва от работы. В то же время на траулерах «Сельдь», «Трал», «Щука» партий­ ные, профсоюзные и комсомольские организации, а также командный со­ став этих судов проявили явную не­ дооценку важного дела обучения мо­ ряков. Неудивительно, что на этих кораблях почти не нашлось желаю­ щих учиться в заочной школе. начались с месячным опозданием. Это привело к тому, что моряки ко­ раблей, находящихся в плавании с середины августа до середины сен­ тября, не будут иметь возможность поступать в школу в начале учебно­ го года. Им придется оформляться сюда теперь уже только в январе бу­ дущего года. Не были . направлены повысила интерес советских людей к новой энергии, которая безгра­ нично расширяет власть человека над силами природы, открывает воз­ можности огромного роста произво­ дительных сил, ускорения техниче­ ского и культурного прогресса. Вот почему нельзя не приветство­ вать инициативу издательства «Зна- на промысел для приема экзаменов ние», выпустившего несколько бро- представители заочной школы моря- шюр-лекций, посвященных атом- ков. Между тем, это можно было и ной энергии и перспективам ее ис­ следовало сделать. В последнюю д е -!пользования в народном хозяй- каду августа в Тюва-губе ежеднев­ но находилось свыше десяти кораб- стве.*) Авторы этих брошюр рассказыва- леи, которые пришли сюда на по- ют о том, как последовательно раз- полнение. Учебный год в заочной школе мо­ ряков начался. Пожелаем же труже­ никам моря, сочетающим работу с за­ нятиями в школе, успехов в труде и учебе! С. ПОДЪЯБЛОНСКИЙ. Инструктор политотдела тра­ лового флота. С помощью шефов В школах нашего города, как и всей страны, начались занятия. Что характерно для учебно-воспи­ тательного процесса в 1955—56 учебном году? Прежде всего необхо­ димо отметить, что в нынешнем году учебный план и программы подверг­ лись большому изменению с учетом политехнизации обучения. Учащиеся первых—четвертых классов будут обучаться ручному труду, для школь­ ников пятых—седьмых классов вво­ дятся практические занятия в ма­ стерских и на учебно-опытных участ­ ках. Учащиеся восьмых—десятых классов будут проводить практиче­ ские работы по машиноведению и электротехнике. Коллектив нашей школы не смог бы сам решить вопрос политехниза­ ции обучения. Большую помощь в этом деле оказывают нам шефы — коллектив тралового флота. Шефы оборудовали в школе слесарную ма­ стерскую, в которой установили вер­ стаки на 24 рабочих места, токарный станок, наждачное точило и подобра­ ли слесарный инструмент. Кроме то­ го, выделен инженер-электрик, кото­ рый будет вести в десятом классе практику и по электротехнике. Управление тралового флота оказа­ ло нашей школе большую помощь в подготовке ее к новому учебному го­ ду. Приведено в образцовый вид школьное здание, заново отремонти­ рованы крыша, водопроводная систе­ ма, сменена электропроводка. Вчера ребята пришли в чистые, светлые, хорошо отремонтированные классы и коридоры. Наши шефы оборудовали в этом го­ ду и пионерскую комнату. На окна в этой комнате повешены шелковые шторы, на столах — шерстяные ска­ терти, а стены оформлены портрета­ ми. В пионерской комнате имеется радиола «Урал» — подарок коллек­ тива предприятия, шефствующего над школой. Здесь же — немало настоль­ ных игр, также приобретенных для школьников нашими шефами. Вот почему коллектив учащихся и преподаватели школы выражают иск­ реннюю благодарность коллективу тралового флота, руководителям предприятия, его партийной и проф­ союзной и комсомольской организа­ циям, которые много сделали для того, чтобы дети работников пред­ приятий рыбной промышленности могли заниматься в хороших усло­ виях, весело и культурно проводить свой досуг, получать трудовые на­ выки. Мы уверены в том, что связь шко­ лы с траловым флотом будет креп­ нуть в течение нового учебного года. Знатные промысловики будут при­ ходить в гости к учащимся, хозяйст­ венные и партийные руководители станут выступать перед школьника­ ми, а педагоги нашей школы проч­ тут немало лекций для родителей. Нынешний учебный год должен стать годом напряженной творческой работы всех учителей по претворению в жизнь новых учебных планов и программ. Большие задачи пред­ стоит решить и нашему педагогиче­ скому коллективу. Они могут быть успешно осуществлены совместными усилиями школы, родителей и обще­ ственности. Нет сомнения в том, что общественные организации и роди­ тели окажут большую помощь школе в деле обучения и воспитания детей. А. МЕЛКИСЕДЕКЯНЦ. Директор средней школы № 4 г. Мурманска. вивалось учение о строении атома и его ядра, описывают состав и свой­ ства атомных ядер, излагают прин­ ципы получения атомной энергии. Останавливаясь на устройстве атом­ ных котлов, в которых цепная реак­ ция распада урана протекает с определенной, регулируемой ско­ ростью, авторы разъясняют сущест­ во различных ядерных реакций, устройство уран-графитового реак­ тора и способы превращения тепла, отводимого от реактора, в электри­ ческую энергию. Атомная электростанция обладает многими преимуществами по срав­ нению с электростанцией, работаю­ щей на обычном топливе. Теплотвор­ ная способность ядерного «горюче­ го» в миллионы раз выше, чем у энергией. Хорошо рассказано в брошюре и о том, как с помощью метода «меченых» атомов удается проникнуть в тайны природы. Этот метод широко применяется сейчас в различных областях советской нау­ ки. Он оказался очень плодотворным при изучении различных биологи­ ческих процессов, особенно процесса обмена веществ, а также при опре­ делении структуры сплавов в ме­ таллургии. Уже в ближайшем буду­ щем число веществ, служащих ис­ точником получения атомной энер­ гии, несомненно, возрастет. Подробно характеризуя огромное значение атомной энергии для раз­ вития народного хозяйства, авторы подчеркивают, что успехи советских ученых в области ядерной физики становятся достоянием мировой науки. Советский Союз оказывает научную и техническую помощь на­ родам других стран в развитии работ и подготовке специалистов для мир­ ного использования атомной энер­ гии. Рецензируемые брошюры, к сожа­ лению, не лишены некоторых недо­ статков. Наиболее важный из них заключается в том, что, рассказы­ вая о величественных перспективах мирного применения атомной энер­ гии, авторы недостаточно использу­ ют богатый фактический материал, накопленный в различных отраслях нашего народного хозяйства. В брошюрах А. Китайгородского, В. Михайлова и М. Мкртычева встречаются недостаточно популяр­ ные места. Вряд ли целесообразно в лекции, рассчитанной на массового читателя, приводить формулы удельной энергии связи ядра, как делают это авторы. Нельзя соглат ситься также с утверждением про­ фессора А. Китайгородского о том, что’ «необходимость тяжелой защи- л - „ ты даже для реактора, у которого 5 2 : рабочий объем очень невелик, не в ближайшее ставляют такие установки, кото­ рые, производя атомную энергию, одновременно «размножают» ядер- ное горючее. В брошюре-лекции о радиоактив­ ных изотопах приведены интерес­ ные данные о том, как с помощью ускорителей заряженных частиц и ядерных реакторов удалось получить радиоактивные изотопы всех эле­ ментов периодической системы Мен­ делеева. В настоящее время извест­ но уже более тысячи радиоактивных изотопов, отличающихся периодом полураспада, видом излучения и его *) А. И. Китайгородский «Физи­ ческие основы ядерной энергети­ ки». Я. Г. Дорфман «Атомная энергия и ее применение в народ­ ном хозяйстве». Ан. Н. Несмеянов «Радиоактивные изотопы». В. А. Михайлов и М. Г. Мкртычев «Атомная энергия и перспективы ее использования». позволяет ожидать время использования ядерных реак­ торов для движения автомобилей и самолетов» (стр. 36). Современный быстрый прогресс техники не дает оснований для такого рода заключе­ ний. Отмеченные выше недостатки не снижают большой практической ценности брошюр-лекций, излагаю­ щих в доступной для массового чи­ тателя форме сущность атомной энергии и возможности ее использо­ вания в народном хозяйстве. Следу­ ет пожелать, чтобы издательство продолжило выпуск брошюр этой серии, включая в лекции материа­ лы, обсуждавшиеся на Международ­ ной научно-технической конферен­ ции по мирному использованию атомной энергии. Я. ГОРЕЛИК. Редактор М. С. ЦЕЛОУСОВ. Адрес редакции: г. Мурманск. Рыбный порт. Телефоны: редактор 2-75, зам. редактора и отв. секретарь — 3-96. промышленный отдел i Типография «Полярная правда». Зак. 3811 Тир. 2750 ПН 02917. отдел культуры и быта — 4-33,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz