Рыбный Мурман. 1955 г. Сентябрь.
№ 114 (354), 23 сентября 1955 г. — -- - ----- - ---- ___________ РЫБ НЫП МУРМАН Л ю д и н а ш е г о б а с с е й н а Ма с т е р выс о ки х у л о в о в ■Когда траулер «Меркурий» вер нулся в порт из очередного рейса, аа «Сириусе» обрадовались. — Очень кстати пришел «Мерку рий». Теперь, значит, мы пойдем в рейс с нашим Николаем Ивановичем. Старший мастер по добыче трау лера «Сириус» Николай Иванович Прыгов был направлен ва «Мерку рий» временно, пока его судно про ходило докование. Но если на «Си риусе» с нетерпением ждали его возвращения, то и на «Меркурии» ни капитан, ни матросы не были склонны работаться с новым масте ром по добыче. Своей отличной ра ботой, душевным характером он за два рейса плавания на корабле снис кал всеобщее уважение. — Не дам аттестата, — твердо заявил капитан «Меркурия». — Оставайтесь работать у вас. — Ну поймите, это же мой корабль! — Ничего не знаю. Команда не хочет, чтобы вы уходили. То же самое заявил капитан «Меркурия» и то©. 'Седову — капи тану «Сириуса», когда он пришел к нему «выручать» своего старшего мастера по добыче. Только после специального распоряжения началь ника промыслового отдела тралового флота Николай Иванович смог вер нуться на свой корабль. Этот спор между капитанами про изошел не случайно. Где бы ни при шлось работать тов. Прыгову, он всегда быстро завоевывает автори тет и уважение товарищей. Его не даром называют мастером высоких уловов. На «Сириусе» он трудит ся уже третий год, с момента вступ ления корабля в строй действующих судов тралового флота. Когда этот обаятельный человек говорит: «Мой корабль», — чувствуется, что он действительно, по-морскому счита ет судно, на котором плавает, своим родным домом, а товарищей, с кото рыми вместе работает, — дорогой ему семьей. В траловом флоте Нико лай Иванович трудится с 1946 года. Пришел он на промысловые суда после демобилизации из Северного флота. — Не хотелось мне возвращаться к себе в село, — скупо роняет Пры гав, — слишком тяжелю было бы это. Родители во время гитлеров ской оккупации погибли. Один я остался. К тому же за время воен ной службы полюбил я -евер, наше бурное море. , С первых же дней работы на про мысловом корабле всегда подтяну- только не бегал от работы, но, на- том, как устроены орудия лова, как оборот, старался сделать как можно их следует вооружать в зависимости больше и сделать хорошо. Траловый от районов моря, где промышляет в флот начал в то время расти. Все то или иное время корабль. На судне больше и больше становилось новых имеется макет трала. Это очень об- траулеров. Требовались квалифицн-' легчает учебу. Бывает, что подзовет ровавные кадры. Бывший воин с к себе Николай Иванович молодого увлечением взялся за мирный сози- матроса, даст ему в руки сеть, спе- дательный труд. Бывало придет циально порванную, и велит зашить трал порванным из воды, а Прыгов дыру. Не всякому легко дается эта уж тут как тут, помогает мастеру наука. Однако с помощью старшего по добыче чинить орудия лова, тру дится, не считаясь со временем. Вскоре после поступления в тра ловый флот Николай Иванович стал матросом первого класса, а через некоторое время мастером по до быче. В сентябре 1953 года Николай Иванович Прыгов был назначен старшим мастером по добыче на вновь построенный траулер «Сири ус». С первых же рейсов, сделанных на этом корабле, он доказал, что хо рошо знает свое дело. Сам Прыгов о себе рассказывает мало: «Не мастер я говорить». — Николай Иванович, — говорит капитан «Сириуса» тов. Седов, — содержит всю промысловую технику з образцовом порядке. Из-за орудий лова у нас не бывает неприятностей. Придя на «Меркурий», старший мастер по добыче сразу же взялся за вооружение тралов. Несмотря на то, что в последнем рейсе корабль промышлял в прибрежных районах, где, как известно, морское дно каме нисто и задевисто, тралы рвали.’,ь редко. Чтобы предохранить орудия лова от повреждений, старший мастер по добыче укоротил крылья тралов, подвязал к тралам дополнительные кухтыли. Вернувшись на свой корабль, Пры гов начал активно готовиться к про мыслу. — Надо наверстать упущенное за время стоянки корабля в ремонте, — заявил он. Вместе с ним горячо взялись за вооружение орудий лова и мастера по добыче Малинин и Бурков, полу чившие специальность с помощью Николая Ивановича. За время своей работы на «Сириу се» Прыгов подготовил несколько мастеров по добыче. Часть из них плавает сейчас на других судах. Техническая учеба на корабле про водится регулярно. Часто, сменив шись с вахты, моряки собираются в корабельной столовой. Не только но вички, но и знающие свое дело ма- мастера по добыче новичок хорошо осваивает новое для него дело. Но не только на производственные темы ведет беседы Прыгов с моряка ми. Хорошо после ужина посидеть в уютной столовой, поговорить с това рищем по душам о разных житей ских делах, особенно если попадется собеседник, который хорошо тебя по нимает, умеющий дать дельный, пра вильный совет. Николай Иванович Прыгов — коммунист и неплохой агитатор — и является именно таким собеседником. Ему трудно провести беседу, скажем, о международном по ложении, но зато в корабельных де лах, о том, что нужно делать, чтобы лучше выполнить взятые социали стические обязательства, он разби рается отлично. После проводимых им бесед люди с большим жаром при нимаются за работу. Не редко такие беседы помогают молодежи найти себе место в коллек тиве. Пришел, к примеру, на корабль матрос Костяев. Насмотревшись на разных лодырей-разгальдяев, он во образил, что разболтанность, грубое отношение со старшими товарищами, !нарушение трудовой дисциплины является «настоящим морским ши ком». За воспитание молодого моря ка взялся старший мастер по добыче. Результат коллективного труда Траулер «Гоголь» вернулся в порт из первого промыслового рейса. Наш экипаж предъявил к сдаче значи тельно больше готовой продукции, чем было предусмотрено заданием. Это результат самоотверженной ра боты всего коллектива корабля. Нелегким было начало рейса. Большинство членов экипажа выхо дило в море впервые, не имея пред ставления о промысле, об обработке рыбы, не зная даже о том, как отли чить треску от пикши. Чтобы пра вильно организовать труд рыбообра ботчиков нашей смены, мобилизовать их на успешное выполнение рейсо вого задания и принятых социалисти ческих обязательств в честь XX съезда Коммунистической партии, пришлось провести большую подго товку с людьми. Наша смена была укомплектована незадолго до выхода в море. На ко рабль пришли разные люди. Так, тт. Архипов, Бисеров и Трубников рабо тали раньше на кораблях тралового флота, процесс обработки рыбы им был хорошо известен. А вот тт. Тюль- панкина, Зинченко и ряд других то варищей не знали даже породы рыб, не говоря уже об их обработке. Когда смена была укомплектована, на судне организовали занятия. Ры бообработчики их охотно посещали, было заметно, что с каждым днем знания их обогащались, появлялась уверенность, что новой, специально стью они овладеют. Однако работа на нашем судне во многом отличается от труда на обык новенных траулерах. Наше судно ос нащено сложной новейшей техникой, на нем имеются большие производст венные цеха. Здесь установлены го ловорубочная, филейная машина, мо розильные камеры, проходит кон вейер. Чтобы правильно и наиболее После нескольких бесед, проведен-, полно использовать эту технику, ных с ним в присутствии товарищей. ! нужно иметь грамотных, знающих молодой моряк понял свои ошибки, I свое дело специалистов. тып, исполнительный матрос Пры- j тросы с интересом слушают объясне- гов завоевал всеобщее уважение. Не ния старшего мастера по добыче о встал на правильный путь. — Наш траловый флот попол няется вое новыми кораблями, — говорит Николаи Иванович. — Кому же, как не нам, опытным морякам, растить и воспитывать но вые кадры. Коммунист Прыгов с честью справ ляется со своими обязанностями. И не случайно поэтому он пользуется всеобщим уважением. — Тот. кто* любит свой корабль, свое дело, тот и есть настоящий про мысловик, — часто говорит он моло дым матросам. Сам Николай Иванович Прыгов и является таким моряком, патриотом родного корабля, мастером высоких На траулере развернулась учеба. Рыбообработчик тов. Петухов стал об служивать головорубочную машину, а тов. Архипов — филейную. Они внимательно и тщательно изучили устройство машин, обращались за со ветами и помощью к технологу, сменному мастеру, докладывали о каждом неполадке. Их старания не пропали даром. Во время поступле ния рыбы механизмы действовали безотказно. В первой половине рейса уклад чицы тт. Зинченко и Лизнева на капливали на рабочем месте много продукции. Оказалось, что девушки делают много лишних движений, суетятся, волнуются. Им показали на деле, как быстрее принимать и ук ладывать продукцию в противни. Раньше они брали рыбу одной рукой, потом научились принимать ее дву мя. Производительность труда значи тельно возросла. За смену девушки стали заполнять противнями до 16 клетей. В первой половине рейса среди рыбообработчиков не было еще тес ного производственного контакта. Так, одни работали быстрее, другие отставали, третьи допускали завал продукции и задерживали труд остальных. Нужно было изучить способности, деловые качества каж дого человека и произвести расста новку рабочей силы так,, чтобы каж дый из рыбообработчиков наиболее успешно обеспечивал ту или другую операцию. В результате тов. Тюль- панкина быстрее остальных принима ла филе с расфасовочной машины и не задерживала рабочих, занятых следующими операциями. За упако вочным столом трудились тт. Журав лева, Соловьева и Трубников. Втроем они успевали принимать всю посту пающую на стол продукцию, прочно и крепко упаковывать ее в тару. Труд каждого рыбообработчика внимательно контролировался брига диром Ниной Николаевной Скакун. Хороший и умелый организатор, она своими советами и деловой, практи ческой помощью способствовала ус пеху каждого члена нашей смены. В первом рейсе в работе смены бы ло и немало недостатков. Но самое главное сделано: люди привыкли трудиться в условиях промысла, ос воили технику, технологические процессы обработки рыбы, приобрели необходимые навыки. Во втором рей се смена, еще шире развернув социа листическое соревнование в честь XX съезда КПСС, добьется новых ус пехов на производстве. П. АНУФРИЕВ. Сменный мастер по обра ботке рыбы траулера «Го голь». Как избежать безтузлучности тары уловов. С. ДЕМИН. Д в а г о д о в ы х п л а Средний траулер 431 с начала; капитана т. Мухин, — сдал рыбо- года находился на промысле трески в Баренцевом море. На днях судно воз вратилось в порт из своего очеред- н а ного рейса. — Экипаж нашего корабля, — сказал нашему корреспонденту и. о. Передовиками в досрочной реали- вомбинату более 700 центнеров ры- зации годовой программы вылова ры бы. Годовой план мы выполнили на бы зарекомендовали себя старший 215,5 процента. мастер во добыче тов. Большаков, Высоких показателей в труде рыбмастер тов. Кочкарев, завалыцик команда добилась благодаря слажен ной работа! всех моряков. тов.. Чернышев, матросы тт. Кудряв цев, Яровой и Коровенков. В ч е с шЬ XX с ъ е з д а п а р т и и Основу развития всего народ ного хозяйства, неуклонного ро ста благосостояния трудящихся и укрепления оборонной мощи страны составляет тяжелая про мышленность. На •Магнитогорском металлур гическом комбинате широко раз вернулось социалистическое со ревнование в честь XX съезда КПСС. Коллектив листопрокат ного цеха № 1 пересмотрел свои социалистические обязательства и взял новые, повышенные. В частности, решено прокатать сверх годового плана 25.000 тонн листа, повысить производи тельность труда на 2 процента. На снимке: в листопрокатном цехе № 1. Фотохроника ТАСС. Многие рыбмастера средних трау леров, сдавая сельдь-полуфабрикат на плавбазы или береговые обраба тывающие предприятия, не выдер живают установленных норм по сортности. Немало еще сдается ры бы вторыми сортами и даже нестан дартной. . Одной из причин низкого качества сельди является безтузлучность бо чек. Почему же она возникает и как ее можно избежать? По этим вопро сам мне и хочется высказать свое мнение. Помимо низкого качества тары, которое вызывает течь бочек, боль шую роль, в ликвидации водопрони цаемости играет правильная погруз ка сельдянок в трюм судна. Практи ка показала, что, размещая бочки в трюме лежачими рядами, образуется сильное давление верхних рядов на нижние. В результате клепка бочек расходится и тузлук вытекает. При таком виде погрузки наибо лее полно используется кубатура складирования, но зато очень высок процент безтузлучности. Были слу чаи, когда отдельные суда в прошлом году, имея старую тару, привозили на базу более четверти бочек, кото рые не держали тузлука. От такого метода погрузки рыбопродукции пришлось отказаться. Погрузка «на стакан», которая сейчас применяется на судах сель дяного флота, дает лучший эффект в смысле сохранения продукции, но из-за кривизны обводов обшивки трюма в чистом виде примяняться не может. Поэтому для того, чтобы полнее загрузить трюмы судна в центре их, бочки с сельдью ставятся «на стакан», а по бортам грузятся «иа пук», лежачими рядами. Процент безтузлучности при этом уменьшился, но полностью он не изжит. После каждого рейса сельдь из безтузлучной тары приходится заново перерабатывать, на что ухо дит промысловое время, а порой случается, что рыба из таких бочек выбрасывается за борт. Избежать этих недостатков можно при условии применения самой простой реконструкции складирова ния бочек с рыбой в трюме судна. На дно трюма ставится ряд бочек «на стакан» вплоть до скулы судна. В месте скулового среза кладется на бок одна бочка. По борту трюма на шивается на высоте 120 -литровой бочки (90 сантиметров) прочный широкий буртик 15x10 или 10 x 10 мм, на него, а также на крайнюю бочку, стоящую «на ста кан», кладется съемный деревян ный щит размером 1 , 2 x 1 ,5 метра из аосок толщиной 30 мм. Таким образом, скуловой срез полностью заполняется. Мне кажется, что такой способ погрузки при внимательной про верке бочек на водотечность перед засолкой позволит полностью из жить безтузлучность тары при ми нимальных затратах труда и средств, тем более, что щиты можно просто заменить « « “ “ „ д р о в Матрос-бондарь среднего траулера № 843.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz