Рыбный Мурман. 1955 г. Сентябрь.

№ 114 (354), 23 сентября 1955 г. — -- - ----- - ---- ___________ РЫБ НЫП МУРМАН Л ю д и н а ш е г о б а с с е й н а Ма с т е р выс о ки х у л о в о в ■Когда траулер «Меркурий» вер­ нулся в порт из очередного рейса, аа «Сириусе» обрадовались. — Очень кстати пришел «Мерку­ рий». Теперь, значит, мы пойдем в рейс с нашим Николаем Ивановичем. Старший мастер по добыче трау­ лера «Сириус» Николай Иванович Прыгов был направлен ва «Мерку­ рий» временно, пока его судно про­ ходило докование. Но если на «Си­ риусе» с нетерпением ждали его возвращения, то и на «Меркурии» ни капитан, ни матросы не были склонны работаться с новым масте­ ром по добыче. Своей отличной ра­ ботой, душевным характером он за два рейса плавания на корабле снис­ кал всеобщее уважение. — Не дам аттестата, — твердо заявил капитан «Меркурия». — Оставайтесь работать у вас. — Ну поймите, это же мой корабль! — Ничего не знаю. Команда не хочет, чтобы вы уходили. То же самое заявил капитан «Меркурия» и то©. 'Седову — капи­ тану «Сириуса», когда он пришел к нему «выручать» своего старшего мастера по добыче. Только после специального распоряжения началь­ ника промыслового отдела тралового флота Николай Иванович смог вер­ нуться на свой корабль. Этот спор между капитанами про­ изошел не случайно. Где бы ни при­ шлось работать тов. Прыгову, он всегда быстро завоевывает автори­ тет и уважение товарищей. Его не­ даром называют мастером высоких уловов. На «Сириусе» он трудит­ ся уже третий год, с момента вступ­ ления корабля в строй действующих судов тралового флота. Когда этот обаятельный человек говорит: «Мой корабль», — чувствуется, что он действительно, по-морскому счита­ ет судно, на котором плавает, своим родным домом, а товарищей, с кото­ рыми вместе работает, — дорогой ему семьей. В траловом флоте Нико­ лай Иванович трудится с 1946 года. Пришел он на промысловые суда после демобилизации из Северного флота. — Не хотелось мне возвращаться к себе в село, — скупо роняет Пры­ гав, — слишком тяжелю было бы это. Родители во время гитлеров­ ской оккупации погибли. Один я остался. К тому же за время воен­ ной службы полюбил я -евер, наше бурное море. , С первых же дней работы на про­ мысловом корабле всегда подтяну- только не бегал от работы, но, на- том, как устроены орудия лова, как оборот, старался сделать как можно их следует вооружать в зависимости больше и сделать хорошо. Траловый от районов моря, где промышляет в флот начал в то время расти. Все то или иное время корабль. На судне больше и больше становилось новых имеется макет трала. Это очень об- траулеров. Требовались квалифицн-' легчает учебу. Бывает, что подзовет ровавные кадры. Бывший воин с к себе Николай Иванович молодого увлечением взялся за мирный сози- матроса, даст ему в руки сеть, спе- дательный труд. Бывало придет циально порванную, и велит зашить трал порванным из воды, а Прыгов дыру. Не всякому легко дается эта уж тут как тут, помогает мастеру наука. Однако с помощью старшего по добыче чинить орудия лова, тру­ дится, не считаясь со временем. Вскоре после поступления в тра­ ловый флот Николай Иванович стал матросом первого класса, а через некоторое время мастером по до­ быче. В сентябре 1953 года Николай Иванович Прыгов был назначен старшим мастером по добыче на вновь построенный траулер «Сири­ ус». С первых же рейсов, сделанных на этом корабле, он доказал, что хо­ рошо знает свое дело. Сам Прыгов о себе рассказывает мало: «Не мастер я говорить». — Николай Иванович, — говорит капитан «Сириуса» тов. Седов, — содержит всю промысловую технику з образцовом порядке. Из-за орудий лова у нас не бывает неприятностей. Придя на «Меркурий», старший мастер по добыче сразу же взялся за вооружение тралов. Несмотря на то, что в последнем рейсе корабль промышлял в прибрежных районах, где, как известно, морское дно каме­ нисто и задевисто, тралы рвали.’,ь редко. Чтобы предохранить орудия лова от повреждений, старший мастер по добыче укоротил крылья тралов, подвязал к тралам дополнительные кухтыли. Вернувшись на свой корабль, Пры­ гов начал активно готовиться к про­ мыслу. — Надо наверстать упущенное за время стоянки корабля в ремонте, — заявил он. Вместе с ним горячо взялись за вооружение орудий лова и мастера по добыче Малинин и Бурков, полу­ чившие специальность с помощью Николая Ивановича. За время своей работы на «Сириу­ се» Прыгов подготовил несколько мастеров по добыче. Часть из них плавает сейчас на других судах. Техническая учеба на корабле про­ водится регулярно. Часто, сменив­ шись с вахты, моряки собираются в корабельной столовой. Не только но­ вички, но и знающие свое дело ма- мастера по добыче новичок хорошо осваивает новое для него дело. Но не только на производственные темы ведет беседы Прыгов с моряка­ ми. Хорошо после ужина посидеть в уютной столовой, поговорить с това­ рищем по душам о разных житей­ ских делах, особенно если попадется собеседник, который хорошо тебя по­ нимает, умеющий дать дельный, пра­ вильный совет. Николай Иванович Прыгов — коммунист и неплохой агитатор — и является именно таким собеседником. Ему трудно провести беседу, скажем, о международном по­ ложении, но зато в корабельных де­ лах, о том, что нужно делать, чтобы лучше выполнить взятые социали­ стические обязательства, он разби­ рается отлично. После проводимых им бесед люди с большим жаром при­ нимаются за работу. Не редко такие беседы помогают молодежи найти себе место в коллек­ тиве. Пришел, к примеру, на корабль матрос Костяев. Насмотревшись на разных лодырей-разгальдяев, он во­ образил, что разболтанность, грубое отношение со старшими товарищами, !нарушение трудовой дисциплины является «настоящим морским ши­ ком». За воспитание молодого моря­ ка взялся старший мастер по добыче. Результат коллективного труда Траулер «Гоголь» вернулся в порт из первого промыслового рейса. Наш экипаж предъявил к сдаче значи­ тельно больше готовой продукции, чем было предусмотрено заданием. Это результат самоотверженной ра­ боты всего коллектива корабля. Нелегким было начало рейса. Большинство членов экипажа выхо­ дило в море впервые, не имея пред­ ставления о промысле, об обработке рыбы, не зная даже о том, как отли­ чить треску от пикши. Чтобы пра­ вильно организовать труд рыбообра­ ботчиков нашей смены, мобилизовать их на успешное выполнение рейсо­ вого задания и принятых социалисти­ ческих обязательств в честь XX съезда Коммунистической партии, пришлось провести большую подго­ товку с людьми. Наша смена была укомплектована незадолго до выхода в море. На ко­ рабль пришли разные люди. Так, тт. Архипов, Бисеров и Трубников рабо­ тали раньше на кораблях тралового флота, процесс обработки рыбы им был хорошо известен. А вот тт. Тюль- панкина, Зинченко и ряд других то­ варищей не знали даже породы рыб, не говоря уже об их обработке. Когда смена была укомплектована, на судне организовали занятия. Ры­ бообработчики их охотно посещали, было заметно, что с каждым днем знания их обогащались, появлялась уверенность, что новой, специально­ стью они овладеют. Однако работа на нашем судне во многом отличается от труда на обык­ новенных траулерах. Наше судно ос­ нащено сложной новейшей техникой, на нем имеются большие производст­ венные цеха. Здесь установлены го­ ловорубочная, филейная машина, мо­ розильные камеры, проходит кон­ вейер. Чтобы правильно и наиболее После нескольких бесед, проведен-, полно использовать эту технику, ных с ним в присутствии товарищей. ! нужно иметь грамотных, знающих молодой моряк понял свои ошибки, I свое дело специалистов. тып, исполнительный матрос Пры- j тросы с интересом слушают объясне- гов завоевал всеобщее уважение. Не ния старшего мастера по добыче о встал на правильный путь. — Наш траловый флот попол­ няется вое новыми кораблями, — говорит Николаи Иванович. — Кому же, как не нам, опытным морякам, растить и воспитывать но­ вые кадры. Коммунист Прыгов с честью справ­ ляется со своими обязанностями. И не случайно поэтому он пользуется всеобщим уважением. — Тот. кто* любит свой корабль, свое дело, тот и есть настоящий про­ мысловик, — часто говорит он моло­ дым матросам. Сам Николай Иванович Прыгов и является таким моряком, патриотом родного корабля, мастером высоких На траулере развернулась учеба. Рыбообработчик тов. Петухов стал об­ служивать головорубочную машину, а тов. Архипов — филейную. Они внимательно и тщательно изучили устройство машин, обращались за со­ ветами и помощью к технологу, сменному мастеру, докладывали о каждом неполадке. Их старания не пропали даром. Во время поступле­ ния рыбы механизмы действовали безотказно. В первой половине рейса уклад­ чицы тт. Зинченко и Лизнева на­ капливали на рабочем месте много продукции. Оказалось, что девушки делают много лишних движений, суетятся, волнуются. Им показали на деле, как быстрее принимать и ук­ ладывать продукцию в противни. Раньше они брали рыбу одной рукой, потом научились принимать ее дву­ мя. Производительность труда значи­ тельно возросла. За смену девушки стали заполнять противнями до 16 клетей. В первой половине рейса среди рыбообработчиков не было еще тес­ ного производственного контакта. Так, одни работали быстрее, другие отставали, третьи допускали завал продукции и задерживали труд остальных. Нужно было изучить способности, деловые качества каж­ дого человека и произвести расста­ новку рабочей силы так,, чтобы каж­ дый из рыбообработчиков наиболее успешно обеспечивал ту или другую операцию. В результате тов. Тюль- панкина быстрее остальных принима­ ла филе с расфасовочной машины и не задерживала рабочих, занятых следующими операциями. За упако­ вочным столом трудились тт. Журав­ лева, Соловьева и Трубников. Втроем они успевали принимать всю посту­ пающую на стол продукцию, прочно и крепко упаковывать ее в тару. Труд каждого рыбообработчика внимательно контролировался брига­ диром Ниной Николаевной Скакун. Хороший и умелый организатор, она своими советами и деловой, практи­ ческой помощью способствовала ус­ пеху каждого члена нашей смены. В первом рейсе в работе смены бы­ ло и немало недостатков. Но самое главное сделано: люди привыкли трудиться в условиях промысла, ос­ воили технику, технологические процессы обработки рыбы, приобрели необходимые навыки. Во втором рей­ се смена, еще шире развернув социа­ листическое соревнование в честь XX съезда КПСС, добьется новых ус­ пехов на производстве. П. АНУФРИЕВ. Сменный мастер по обра­ ботке рыбы траулера «Го­ голь». Как избежать безтузлучности тары уловов. С. ДЕМИН. Д в а г о д о в ы х п л а Средний траулер 431 с начала; капитана т. Мухин, — сдал рыбо- года находился на промысле трески в Баренцевом море. На днях судно воз­ вратилось в порт из своего очеред- н а ного рейса. — Экипаж нашего корабля, — сказал нашему корреспонденту и. о. Передовиками в досрочной реали- вомбинату более 700 центнеров ры- зации годовой программы вылова ры­ бы. Годовой план мы выполнили на бы зарекомендовали себя старший 215,5 процента. мастер во добыче тов. Большаков, Высоких показателей в труде рыбмастер тов. Кочкарев, завалыцик команда добилась благодаря слажен­ ной работа! всех моряков. тов.. Чернышев, матросы тт. Кудряв­ цев, Яровой и Коровенков. В ч е с шЬ XX с ъ е з д а п а р т и и Основу развития всего народ­ ного хозяйства, неуклонного ро­ ста благосостояния трудящихся и укрепления оборонной мощи страны составляет тяжелая про­ мышленность. На •Магнитогорском металлур­ гическом комбинате широко раз­ вернулось социалистическое со­ ревнование в честь XX съезда КПСС. Коллектив листопрокат­ ного цеха № 1 пересмотрел свои социалистические обязательства и взял новые, повышенные. В частности, решено прокатать сверх годового плана 25.000 тонн листа, повысить производи­ тельность труда на 2 процента. На снимке: в листопрокатном цехе № 1. Фотохроника ТАСС. Многие рыбмастера средних трау­ леров, сдавая сельдь-полуфабрикат на плавбазы или береговые обраба­ тывающие предприятия, не выдер­ живают установленных норм по сортности. Немало еще сдается ры­ бы вторыми сортами и даже нестан­ дартной. . Одной из причин низкого качества сельди является безтузлучность бо­ чек. Почему же она возникает и как ее можно избежать? По этим вопро­ сам мне и хочется высказать свое мнение. Помимо низкого качества тары, которое вызывает течь бочек, боль­ шую роль, в ликвидации водопрони­ цаемости играет правильная погруз­ ка сельдянок в трюм судна. Практи­ ка показала, что, размещая бочки в трюме лежачими рядами, образуется сильное давление верхних рядов на нижние. В результате клепка бочек расходится и тузлук вытекает. При таком виде погрузки наибо­ лее полно используется кубатура складирования, но зато очень высок процент безтузлучности. Были слу­ чаи, когда отдельные суда в прошлом году, имея старую тару, привозили на базу более четверти бочек, кото­ рые не держали тузлука. От такого метода погрузки рыбопродукции пришлось отказаться. Погрузка «на стакан», которая сейчас применяется на судах сель­ дяного флота, дает лучший эффект в смысле сохранения продукции, но из-за кривизны обводов обшивки трюма в чистом виде примяняться не может. Поэтому для того, чтобы полнее загрузить трюмы судна в центре их, бочки с сельдью ставятся «на стакан», а по бортам грузятся «иа пук», лежачими рядами. Процент безтузлучности при этом уменьшился, но полностью он не изжит. После каждого рейса сельдь из безтузлучной тары приходится заново перерабатывать, на что ухо­ дит промысловое время, а порой случается, что рыба из таких бочек выбрасывается за борт. Избежать этих недостатков можно при условии применения самой простой реконструкции складирова­ ния бочек с рыбой в трюме судна. На дно трюма ставится ряд бочек «на стакан» вплоть до скулы судна. В месте скулового среза кладется на бок одна бочка. По борту трюма на­ шивается на высоте 120 -литровой бочки (90 сантиметров) прочный широкий буртик 15x10 или 10 x 10 мм, на него, а также на крайнюю бочку, стоящую «на ста­ кан», кладется съемный деревян­ ный щит размером 1 , 2 x 1 ,5 метра из аосок толщиной 30 мм. Таким образом, скуловой срез полностью заполняется. Мне кажется, что такой способ погрузки при внимательной про­ верке бочек на водотечность перед засолкой позволит полностью из­ жить безтузлучность тары при ми­ нимальных затратах труда и средств, тем более, что щиты можно просто заменить « « “ “ „ д р о в Матрос-бондарь среднего траулера № 843.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz