Рыбный Мурман. 1955 г. Сентябрь.
wNb 113 (353), 21 сентября 1955 г РЫБ НЫЙ МУРМАН 3 ВСЕ СИЛЫ НА УВЕЛИЧЕНИЕ ВЫЛОВА СЕЛЬ I С геркулесовыми поводцами На б л а г о Р о д и нЫ В последние годы в сельдяном флоте велись поиски способов по вышения прочности промыслового вооружения. Промысловикам и ин женерно-техническим работникам предстояло решить задачу ликвида ции потерь порядков и их деталей от обильных уловов и в штормовую по году. В прошлом году поиски увенчались успехом — было ре шено применить поводцы из гер кулесового троса диаметром 14— 15 миллиметров, которые стоят раза в два дешевле растительных. Опыт стал достоянием п р а к т и к и С выходом на промысел нами было изготовлено около трех комплектов геркулесовых поводцов. Для удобст ва работы на концах поводца ста вился растительный трос, а там, где к поводцу надо было укрепить кух- тыль, он заканчивался двухметро вым растительным тросом. Геркуле совая заготовка имела длину 10 мет ров с тем, чтобы после заращивания огонов «чистая» длина троса со ставляла 9 метров. В том месте, где обрубаются жилы троса после зара щивания огонов, геркулесовый трос оплетается траловой прядью во из бежание повреждения рук. Заготов ка из растительного троса, имея два с половиной метра, соединяется ого ном с геркулесом намертво. Свобод ный конец растительного трюеа клетнюется. Нижний поводец, со стоящий из 3-метрового геркулесо вого и двухметрового растительного тросов, всегда крепится геркулесом к сетям, а растительным к вожаку. У нас есть по этому поводу пред ложение, проверенное практикой. Растительный трос на нижнем по- водце необходимо иметь диаметром в 75 миллиметров. Он легко привязы вается к вожаку выбленочным узлом и при нагрузке затягивается не очень сильно, работает надежно, а при выборке порядка его легко раз вязать. 6 5 -миллиметровый же трос сильно затягивается на вожаке и его трудно развязать. Верхние поводцы делаются точно так же, но здесь двадцатиметровые поводцы, где геркулеса ставится шестнадцать метров, имеют с обеих сторон растительные двухметровые концы. Десятиметровый поводец имеет 8 метров геркулеса и 2 метра растительного троса. Это удобно для соединения поводцов между собою и для привязки их к кухтылям и к вожаку. Если сети ставятся на глу бину в сорок метров (вожак поверху), то вверх от вожака ставят два по водца: один двадцатиметровый, а второй десятиметровый. С помощью таких поводцов поря док практически можно поставить на любую глубину. Так, например, при необходимости поставить порядок на тридцатисемиметровую глубину, от края верхнего поводца отмеривается три метра (двухметровый раститель ный трос служит для этого удобной меркой), поводец продевается в приух кухтыля. Кухтыль устанав ливается на геркулесе в одном метре от места его соединения с расти тельным концом и крепится шкото вым узлом. Преимущества „Гернулеса“ Практика применения геркулесо вых поводцов показала, что с их помощью можно предотвратить по тери порядков и кухтылей. Дважды наше судно попадало с порядком в девятибальный шторм, и мы не по теряли ни сетей и ни одного кухты ля. При выборке порядка с поводца ми из растительного троса порядок идет к борту медленно, так как толстые, 65-миллиметровые поводцы имеют большее сопротивление дви жению в воде. Стальной геркулесо вый трос более эластичен, меньше диаметром, и порядок с геркулесовы ми поводцами выбирать легче. Многие моряки могут подумать, что стальной трос утяжелит поря док. Мною был проделан опыт, опро вергший такое мнение. Когда я взял и взвесил для сравнения метровые отрезки геркулесового, растительно го сизальского и пенькового осмо ленного тросов в сухом виде, то оказалось, что геркулес был самым легким из них. Когда же тросы бы ли помещены в бочку с забортной водой и извлечены оттуда через 16 часов, то при взвешивании оказа лось, что геркулес прибавил в весе очень немного из-за намокания оп летки троса. Сейчас геркулесовые поводцы применяются на многих судах «Мур- мансельди». И всюду они себя оп равдывают. Но отдельные капитаны и старшие мастера по добыче рыбы выступают против применения гер кулесовых поводцов. Они утверж дают, что когда в порядке часть по водцов сделана из геркулеса, а часть из растительного троса, то сельдь оказывается только там, где нет геркулесовых поводцов. Это, по мо ему мнению, не соответствует дейст вительности. Здесь могла быть до пущена ошибка в изготовлении по водцов; в части сетей рыбы не ока залось по какой-либо другой при чине, геркулес тут не причем. Противники применения геркуле са говорят и о том, что при волне нии в семь — восемь баллов по водцы из растительного троса растя гиваются, служат как бы амортиза торами, а геркулесовые поводцы не гасят толчков волн и поэтому ло пается вертикальная подбора сетей. Мы работаем с геркулесовыми по водами более шести месяцев, и у нас ни разу такого случая не было. Залог успеха е организации труда Успех работы с орудиями лова на промысле зависит от того, как орга низован труд палубной команды. У нас на корабле за каждым матросом твердо закреплен тот или иной уча сток, определена операция при вы- метке и при выборке порядка. Вы полняя свои обязанности, они сле дят за исправностью всех деталей порядка, а о замеченных недостат ках докладывают мне или само стоятельно устраняют мелкие неис правности. Особенно внимательно мы следим за исправностью поводцов. Четко выполняются членами палубной команды обязанности по контролю за сохранностью и исправностью за пасного промвооружения. Это позво ляет нам избегать потерь, экономить ценные материалы. За полгода мы не потеряли ни одного кухтыля, ни одной оплетки с чехла. Известно, что на многих средних траулерах старшие мастера по до быче рыбы расставляют людей на рабочих местах каждый по-своему, руководствуясь при этом своим лич ным опытом. Учитывая недостатки в расстановке людей на других су дах, на которых мне приходилось бывать, мы решили матросов, наби рающих нижнюю и верхнюю подбо ры, ставить так: один матрос, при нимающий нижние поводцы, ставит ся в носовой части, а второй, заня тый набором верхней подборы, — против комингса кормового трюма. Матрос, принимающий нижние поводцы, обносит ими стоящую здесь же рядом бочку один — два раза, а затем свободный конец поводца два раза огибает вокруг фордуна с тем, чтобы потом, при выметке порядка, его легче было взять и передать мастеру по добыче для соединения поводца с вожаком. Матрос, наби рающий верхнюю подбору и верхние поводцы, также ставит на своем ра бочем месте, у края комингса кор мового трюма, бочку. Поводцы и здесь укладываются в несколько оборотов вокруг бочки, а свободные концы их привязываются к оттяж ке, которая натянута от стрелы к обуху, специально по моему заказу приваренному к левому заднему углу комингса кормового трюма. При вы метке порядка матросу здесь легче следить за верхней подборой. Ему никто не мешает, а он может в лю бую минуту прийти на помощь матросу, занятому подачей поводца для привязки кухтылей. Кроме того, здесь работают еще три члена па лубной команды: один подает кух- тыли, второй привязывает их и третий выбрасывает за борт кухтыль вместе с поводцом. С конца прошлого года в сельдя ном флоте нашли свое 'применение металлические кухтыли. Они ста вятся на геркулесовый вожак и гер кулесовые поводцы. Вожак из рас тительного троса, когда порядок ставится с вожаком поверху, не ме шает выметке сетей, та® как обла дает неплохой пловучестью, и сети с грузом тонут раньше его. Геркулесо вый вожак пловучестью не обладает, он тонет быстрее сетей, концевые сети могут лечь на него и спутаться. Во избежание этого на геркулесо вый вожак и поводцы из геркулеса ставятся металлические кухтыли. На конец вожака ставится связка кужтылей (по три штуки в связке), располагаясь затем по нему против центров первых трех сетей. В нача ле выметки порядка, если вытрав ливается одна марка свободного кон ца вожака, на него ставится одна связка кухтылей в центре, а если вытравливается две марки, то ста вится три связки, на равном рас- j стоянии друг от друга. При глуби- I нах постановки порядка более 30 метров металлические кухтыли, те перь уже в одиночку, ставятся и на ( геркулесовые 4 поводцы через каж- | дые 5— 7 метров. Это помогает су-1 доводителям избегать намотки по водцов на винт и ускоряет выборку порядка. Поводец с кухтылями всплывает, его отлично видно „ на поверхности моря и поэтому предо ставляется возможность свободно маневрировать кораблем, не опасаясь намотки металлических поводцов на винт. В нынешнем году сельдяной флот плохо справляется с поставленными перед ним задачами. Планы добычи сельди систематически не выпол няются экипажами многих судов и флотом в целом. Коллектив нашего корабля, используя все резервы тех ники, организации труда и возмож ности промысловой обстановки, су мел добиться успеха. План первого и второго кварталов нами выполнен. В июне весь флот оказался в про- лове, а наш экипаж и на этот раз перевыполнил задание, выловив около 120 тонн сельди. У нас нет каких-либо особых сек ретов в работе. Дело в том, что су доводители во главе с капитаном Владимиром Кузьмичем Яицким си стематически анализировали про мысловую обстановку, не допускали непродуманных перебежек к местам, где обнаруживалась «большая ры ба». Даже при уловах в тридцать килограммов на сеть мы не уходили с обнаруженного косяка. Экипаж нашего среднего трауле ра, воодушевленный историческими решениями июльского Пленума ЦК КПСС, решил внести свой вклад в дело ликвидации отставания рыбной промышленности. Наше единодуш ное стремление — встретить XX съезд Коммунистической партии Со ветского Союза достойными трудо выми подарками. Б. ШАБАРОВ. Старший мастер по добыче рыбы среднего траулера № 4239 . Моряки среднего траулера № 161 с .начала года работали на промысле трески. Умело пре одолевая трудности в .работе, экипаж судна добился досрочно го выполнения годового плана на 119,6 процента. С 4 сентября средний траулер № 161 переключился на сельдя ной лов. Промышляя в необоз римых просторах Северной Ат лантики, команда корабля стре мится к полному использованию резервов и возможностей, ста раясь ознаменовать приближаю щийся XX съезд Коммунистиче ской партии Советского Союза новыми трудовыми успехами, но выми победами во славу нашей социалистической Родины. . На снимке: капитан среднего траулера № 161 Петр Моисее вич АКУЛЕНКО в штурманской рубке корабля. Фото Б. Алексеева. К чему приводит з а з н а й с т в о Закончился промысловый рейс | среднего траулера «Александр Мат- | ipoco®». За четыре с половиной месяца команда этого судна вылови ла только 224 тонны сельди. Это со ставляет немногим больше половины рейсового задания. . Работники отдела добычи управле ния «Мурмаисельдь» даже развели руками перед фактом столь неудов летворительной работы экипажа. — Как же так! — недоумевали они. — Ведь в прошлом капитан это го судна Георгий Ефимович Вдовчен- ко справлялся с заданиями? Что же помешало ему сейчас? И только подробный разбор рейса дал исчерпывающие ответы на воп росы, которые до этого висели в воз духе. Капитан Вдовченко не принял ни каких мер к тому, чтобы рейсовое за дание было реализовано. — В море сложилась неблаго приятная промысловая обстановка, — оправдывается Вдовченко. Безусловно, сырьевая база играет большую роль в выполнении госу дарственного плана вылова рыбы. Но ясно и то, что селедка сама не по дойдет к борту судна. Рыбу нужно искать, используя для этого все воз можности корабля, перенимая опыт лучших промысловиков. Но серьезным анализом промысло вой обстановки на среднем траулере «Александр Матросов» не занима лись. .Перед уходом на промысел на суд не установим эхолот. — Теперь мы всю палубу завалим рыбой, — обнадеживал команду ка питан. Но на деле этого не случилось. Высоких уловов средний траулер так и не поднимал. Капитан Вдовченко забыл указание Коммунистической партии о том, что только кадры, ов ладевшие техникой, решают успех дела. Он не добился безотказной ра боты установленного прибора и толь ко потому не имел показаний эхо лота. Вдовченко перестал вести промыс ловый планшет. Выметка порядка производилась наугад. Как же мож но ожидать хороших уловов сельди, если капитан не знает, какой темпе ратурный разрез имеется в районе дрейфа, какое здесь течение, в каком направлении оно движется, каково направление косяка сельди, в какое время рыба будет подниматься на по верхность. Без учета этих обстоя тельств нечего ждать (больших подъе мов на каждую дрифтерную сеть. Имелись случаи, когда капитан тов. Вдовченко не сумел даже вос пользоваться данными поисковых судов. Капитан поискового среднего трау лера № 331 тов. Ульянов сообщил, что в семидесяти милях от 37— 38 квадратов он взял хорошие уловы, поднимая по 120 центнеров сельди в день. А экипаж среднего траулера «Александр Матросов» поднимал в этом районе только по две с полови ной тонны. Разница в уловах произо шла только потому, что капитан Вдовченко, не исследовав как сле дует район дрейфа, выметывал поря док, где попало, и в результате ои оказался не на косяке. Главная причина .невыполнения рейсового задания состояла в том, что тов. Вдовченко не явился под линным организатором коллектива в борьбе за выполнение государствен ного задания. Как коммунист и руко водитель предприятия, он не сделал для себя надлежащих выводов из ре шений июльского Пленума ЦК КПСС, не мобилизовал экипаж судна на ус пешное их применение в жизнь. Оставаясь в роли постороннего на блюдателя, он ии разу не поинтере совался тем, как готовится дрифтер ный порядок, почему штурманский состав мало имеет определений, про шел мимо фактов, когда его старший помощник тов. Дымчук не имел ни одного астрономического определе ния. Плохр была организована и радио пеленгация на суда, которые имели хорошие уловы. — Йаш капитан, — заявляет мат рос тов. Свиридов, — ни разу с на ми не беседовал. Он не знает нужд экипажа судна, не учит людей, как лучше организовать работу на про мысле, не принял никаких мер к ор ганизации технической учебы среди палубной команды. — В начале рейса, — говорит старший мастер по добыче рыбы Григорий Фошкин, — я несколько раз обращался к капитану за совета ми. Но каждый раз он отделывался молчанием. О том, что тов. Вдовченко стоит в стороне от жизни экипажа судна, неоднократно говорилось на собрании команды, указывали ему на э*от не достаток и коммунисты корабля. Но все эти критические замечания оста вались гласом вопиющего в пустыне. Вдовченко проводил свою линию не вмешательства, не обращая внима ния на критику. Все эти недостатки в работе эки пажа среднего траулера «Александр Матросов» произошли, главным обра зом, по вине капитана, который ото рвался от масс, зазнался и на все хладнокровно машет рукой, откро венно говоря: — У меня душа не лежит к ра боте. А. ДВИНСКИЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz