Рыбный Мурман. 1955 г. Сентябрь.

wNb 113 (353), 21 сентября 1955 г РЫБ НЫЙ МУРМАН 3 ВСЕ СИЛЫ НА УВЕЛИЧЕНИЕ ВЫЛОВА СЕЛЬ I С геркулесовыми поводцами На б л а г о Р о д и нЫ В последние годы в сельдяном флоте велись поиски способов по­ вышения прочности промыслового вооружения. Промысловикам и ин­ женерно-техническим работникам предстояло решить задачу ликвида­ ции потерь порядков и их деталей от обильных уловов и в штормовую по­ году. В прошлом году поиски увенчались успехом — было ре­ шено применить поводцы из гер­ кулесового троса диаметром 14— 15 миллиметров, которые стоят раза в два дешевле растительных. Опыт стал достоянием п р а к т и к и С выходом на промысел нами было изготовлено около трех комплектов геркулесовых поводцов. Для удобст­ ва работы на концах поводца ста­ вился растительный трос, а там, где к поводцу надо было укрепить кух- тыль, он заканчивался двухметро­ вым растительным тросом. Геркуле­ совая заготовка имела длину 10 мет­ ров с тем, чтобы после заращивания огонов «чистая» длина троса со­ ставляла 9 метров. В том месте, где обрубаются жилы троса после зара­ щивания огонов, геркулесовый трос оплетается траловой прядью во из­ бежание повреждения рук. Заготов­ ка из растительного троса, имея два с половиной метра, соединяется ого­ ном с геркулесом намертво. Свобод­ ный конец растительного трюеа клетнюется. Нижний поводец, со­ стоящий из 3-метрового геркулесо­ вого и двухметрового растительного тросов, всегда крепится геркулесом к сетям, а растительным к вожаку. У нас есть по этому поводу пред­ ложение, проверенное практикой. Растительный трос на нижнем по- водце необходимо иметь диаметром в 75 миллиметров. Он легко привязы­ вается к вожаку выбленочным узлом и при нагрузке затягивается не очень сильно, работает надежно, а при выборке порядка его легко раз­ вязать. 6 5 -миллиметровый же трос сильно затягивается на вожаке и его трудно развязать. Верхние поводцы делаются точно так же, но здесь двадцатиметровые поводцы, где геркулеса ставится шестнадцать метров, имеют с обеих сторон растительные двухметровые концы. Десятиметровый поводец имеет 8 метров геркулеса и 2 метра растительного троса. Это удобно для соединения поводцов между собою и для привязки их к кухтылям и к вожаку. Если сети ставятся на глу­ бину в сорок метров (вожак поверху), то вверх от вожака ставят два по­ водца: один двадцатиметровый, а второй десятиметровый. С помощью таких поводцов поря­ док практически можно поставить на любую глубину. Так, например, при необходимости поставить порядок на тридцатисемиметровую глубину, от края верхнего поводца отмеривается три метра (двухметровый раститель­ ный трос служит для этого удобной меркой), поводец продевается в приух кухтыля. Кухтыль устанав­ ливается на геркулесе в одном метре от места его соединения с расти­ тельным концом и крепится шкото­ вым узлом. Преимущества „Гернулеса“ Практика применения геркулесо­ вых поводцов показала, что с их помощью можно предотвратить по­ тери порядков и кухтылей. Дважды наше судно попадало с порядком в девятибальный шторм, и мы не по­ теряли ни сетей и ни одного кухты­ ля. При выборке порядка с поводца­ ми из растительного троса порядок идет к борту медленно, так как толстые, 65-миллиметровые поводцы имеют большее сопротивление дви­ жению в воде. Стальной геркулесо­ вый трос более эластичен, меньше диаметром, и порядок с геркулесовы ми поводцами выбирать легче. Многие моряки могут подумать, что стальной трос утяжелит поря­ док. Мною был проделан опыт, опро­ вергший такое мнение. Когда я взял и взвесил для сравнения метровые отрезки геркулесового, растительно­ го сизальского и пенькового осмо­ ленного тросов в сухом виде, то оказалось, что геркулес был самым легким из них. Когда же тросы бы­ ли помещены в бочку с забортной водой и извлечены оттуда через 16 часов, то при взвешивании оказа­ лось, что геркулес прибавил в весе очень немного из-за намокания оп­ летки троса. Сейчас геркулесовые поводцы применяются на многих судах «Мур- мансельди». И всюду они себя оп­ равдывают. Но отдельные капитаны и старшие мастера по добыче рыбы выступают против применения гер­ кулесовых поводцов. Они утверж­ дают, что когда в порядке часть по­ водцов сделана из геркулеса, а часть из растительного троса, то сельдь оказывается только там, где нет геркулесовых поводцов. Это, по мо­ ему мнению, не соответствует дейст­ вительности. Здесь могла быть до­ пущена ошибка в изготовлении по­ водцов; в части сетей рыбы не ока­ залось по какой-либо другой при­ чине, геркулес тут не причем. Противники применения геркуле­ са говорят и о том, что при волне­ нии в семь — восемь баллов по­ водцы из растительного троса растя­ гиваются, служат как бы амортиза­ торами, а геркулесовые поводцы не гасят толчков волн и поэтому ло­ пается вертикальная подбора сетей. Мы работаем с геркулесовыми по­ водами более шести месяцев, и у нас ни разу такого случая не было. Залог успеха е организации труда Успех работы с орудиями лова на промысле зависит от того, как орга­ низован труд палубной команды. У нас на корабле за каждым матросом твердо закреплен тот или иной уча­ сток, определена операция при вы- метке и при выборке порядка. Вы­ полняя свои обязанности, они сле­ дят за исправностью всех деталей порядка, а о замеченных недостат­ ках докладывают мне или само­ стоятельно устраняют мелкие неис­ правности. Особенно внимательно мы следим за исправностью поводцов. Четко выполняются членами палубной команды обязанности по контролю за сохранностью и исправностью за­ пасного промвооружения. Это позво­ ляет нам избегать потерь, экономить ценные материалы. За полгода мы не потеряли ни одного кухтыля, ни одной оплетки с чехла. Известно, что на многих средних траулерах старшие мастера по до­ быче рыбы расставляют людей на рабочих местах каждый по-своему, руководствуясь при этом своим лич­ ным опытом. Учитывая недостатки в расстановке людей на других су­ дах, на которых мне приходилось бывать, мы решили матросов, наби­ рающих нижнюю и верхнюю подбо­ ры, ставить так: один матрос, при­ нимающий нижние поводцы, ставит­ ся в носовой части, а второй, заня­ тый набором верхней подборы, — против комингса кормового трюма. Матрос, принимающий нижние поводцы, обносит ими стоящую здесь же рядом бочку один — два раза, а затем свободный конец поводца два раза огибает вокруг фордуна с тем, чтобы потом, при выметке порядка, его легче было взять и передать мастеру по добыче для соединения поводца с вожаком. Матрос, наби­ рающий верхнюю подбору и верхние поводцы, также ставит на своем ра­ бочем месте, у края комингса кор­ мового трюма, бочку. Поводцы и здесь укладываются в несколько оборотов вокруг бочки, а свободные концы их привязываются к оттяж­ ке, которая натянута от стрелы к обуху, специально по моему заказу приваренному к левому заднему углу комингса кормового трюма. При вы­ метке порядка матросу здесь легче следить за верхней подборой. Ему никто не мешает, а он может в лю­ бую минуту прийти на помощь матросу, занятому подачей поводца для привязки кухтылей. Кроме того, здесь работают еще три члена па­ лубной команды: один подает кух- тыли, второй привязывает их и третий выбрасывает за борт кухтыль вместе с поводцом. С конца прошлого года в сельдя­ ном флоте нашли свое 'применение металлические кухтыли. Они ста­ вятся на геркулесовый вожак и гер­ кулесовые поводцы. Вожак из рас­ тительного троса, когда порядок ставится с вожаком поверху, не ме­ шает выметке сетей, та® как обла­ дает неплохой пловучестью, и сети с грузом тонут раньше его. Геркулесо­ вый вожак пловучестью не обладает, он тонет быстрее сетей, концевые сети могут лечь на него и спутаться. Во избежание этого на геркулесо­ вый вожак и поводцы из геркулеса ставятся металлические кухтыли. На конец вожака ставится связка кужтылей (по три штуки в связке), располагаясь затем по нему против центров первых трех сетей. В нача­ ле выметки порядка, если вытрав­ ливается одна марка свободного кон­ ца вожака, на него ставится одна связка кухтылей в центре, а если вытравливается две марки, то ста­ вится три связки, на равном рас- j стоянии друг от друга. При глуби- I нах постановки порядка более 30 метров металлические кухтыли, те­ перь уже в одиночку, ставятся и на ( геркулесовые 4 поводцы через каж- | дые 5— 7 метров. Это помогает су-1 доводителям избегать намотки по­ водцов на винт и ускоряет выборку порядка. Поводец с кухтылями всплывает, его отлично видно „ на поверхности моря и поэтому предо­ ставляется возможность свободно маневрировать кораблем, не опасаясь намотки металлических поводцов на винт. В нынешнем году сельдяной флот плохо справляется с поставленными перед ним задачами. Планы добычи сельди систематически не выпол­ няются экипажами многих судов и флотом в целом. Коллектив нашего корабля, используя все резервы тех­ ники, организации труда и возмож­ ности промысловой обстановки, су­ мел добиться успеха. План первого и второго кварталов нами выполнен. В июне весь флот оказался в про- лове, а наш экипаж и на этот раз перевыполнил задание, выловив около 120 тонн сельди. У нас нет каких-либо особых сек­ ретов в работе. Дело в том, что су­ доводители во главе с капитаном Владимиром Кузьмичем Яицким си­ стематически анализировали про­ мысловую обстановку, не допускали непродуманных перебежек к местам, где обнаруживалась «большая ры­ ба». Даже при уловах в тридцать килограммов на сеть мы не уходили с обнаруженного косяка. Экипаж нашего среднего трауле­ ра, воодушевленный историческими решениями июльского Пленума ЦК КПСС, решил внести свой вклад в дело ликвидации отставания рыбной промышленности. Наше единодуш­ ное стремление — встретить XX съезд Коммунистической партии Со­ ветского Союза достойными трудо­ выми подарками. Б. ШАБАРОВ. Старший мастер по добыче рыбы среднего траулера № 4239 . Моряки среднего траулера № 161 с .начала года работали на промысле трески. Умело пре­ одолевая трудности в .работе, экипаж судна добился досрочно­ го выполнения годового плана на 119,6 процента. С 4 сентября средний траулер № 161 переключился на сельдя­ ной лов. Промышляя в необоз­ римых просторах Северной Ат­ лантики, команда корабля стре­ мится к полному использованию резервов и возможностей, ста­ раясь ознаменовать приближаю­ щийся XX съезд Коммунистиче­ ской партии Советского Союза новыми трудовыми успехами, но­ выми победами во славу нашей социалистической Родины. . На снимке: капитан среднего траулера № 161 Петр Моисее­ вич АКУЛЕНКО в штурманской рубке корабля. Фото Б. Алексеева. К чему приводит з а з н а й с т в о Закончился промысловый рейс | среднего траулера «Александр Мат- | ipoco®». За четыре с половиной месяца команда этого судна вылови­ ла только 224 тонны сельди. Это со­ ставляет немногим больше половины рейсового задания. . Работники отдела добычи управле­ ния «Мурмаисельдь» даже развели руками перед фактом столь неудов­ летворительной работы экипажа. — Как же так! — недоумевали они. — Ведь в прошлом капитан это­ го судна Георгий Ефимович Вдовчен- ко справлялся с заданиями? Что же помешало ему сейчас? И только подробный разбор рейса дал исчерпывающие ответы на воп­ росы, которые до этого висели в воз­ духе. Капитан Вдовченко не принял ни­ каких мер к тому, чтобы рейсовое за­ дание было реализовано. — В море сложилась неблаго­ приятная промысловая обстановка, — оправдывается Вдовченко. Безусловно, сырьевая база играет большую роль в выполнении госу­ дарственного плана вылова рыбы. Но ясно и то, что селедка сама не по­ дойдет к борту судна. Рыбу нужно искать, используя для этого все воз­ можности корабля, перенимая опыт лучших промысловиков. Но серьезным анализом промысло­ вой обстановки на среднем траулере «Александр Матросов» не занима­ лись. .Перед уходом на промысел на суд­ не установим эхолот. — Теперь мы всю палубу завалим рыбой, — обнадеживал команду ка­ питан. Но на деле этого не случилось. Высоких уловов средний траулер так и не поднимал. Капитан Вдовченко забыл указание Коммунистической партии о том, что только кадры, ов­ ладевшие техникой, решают успех дела. Он не добился безотказной ра­ боты установленного прибора и толь­ ко потому не имел показаний эхо­ лота. Вдовченко перестал вести промыс­ ловый планшет. Выметка порядка производилась наугад. Как же мож­ но ожидать хороших уловов сельди, если капитан не знает, какой темпе­ ратурный разрез имеется в районе дрейфа, какое здесь течение, в каком направлении оно движется, каково направление косяка сельди, в какое время рыба будет подниматься на по­ верхность. Без учета этих обстоя­ тельств нечего ждать (больших подъе­ мов на каждую дрифтерную сеть. Имелись случаи, когда капитан тов. Вдовченко не сумел даже вос­ пользоваться данными поисковых судов. Капитан поискового среднего трау­ лера № 331 тов. Ульянов сообщил, что в семидесяти милях от 37— 38 квадратов он взял хорошие уловы, поднимая по 120 центнеров сельди в день. А экипаж среднего траулера «Александр Матросов» поднимал в этом районе только по две с полови­ ной тонны. Разница в уловах произо­ шла только потому, что капитан Вдовченко, не исследовав как сле­ дует район дрейфа, выметывал поря­ док, где попало, и в результате ои оказался не на косяке. Главная причина .невыполнения рейсового задания состояла в том, что тов. Вдовченко не явился под­ линным организатором коллектива в борьбе за выполнение государствен­ ного задания. Как коммунист и руко­ водитель предприятия, он не сделал для себя надлежащих выводов из ре­ шений июльского Пленума ЦК КПСС, не мобилизовал экипаж судна на ус­ пешное их применение в жизнь. Оставаясь в роли постороннего на­ блюдателя, он ии разу не поинтере­ совался тем, как готовится дрифтер­ ный порядок, почему штурманский состав мало имеет определений, про­ шел мимо фактов, когда его старший помощник тов. Дымчук не имел ни одного астрономического определе­ ния. Плохр была организована и радио­ пеленгация на суда, которые имели хорошие уловы. — Йаш капитан, — заявляет мат­ рос тов. Свиридов, — ни разу с на­ ми не беседовал. Он не знает нужд экипажа судна, не учит людей, как лучше организовать работу на про­ мысле, не принял никаких мер к ор­ ганизации технической учебы среди палубной команды. — В начале рейса, — говорит старший мастер по добыче рыбы Григорий Фошкин, — я несколько раз обращался к капитану за совета­ ми. Но каждый раз он отделывался молчанием. О том, что тов. Вдовченко стоит в стороне от жизни экипажа судна, неоднократно говорилось на собрании команды, указывали ему на э*от не­ достаток и коммунисты корабля. Но все эти критические замечания оста­ вались гласом вопиющего в пустыне. Вдовченко проводил свою линию не­ вмешательства, не обращая внима­ ния на критику. Все эти недостатки в работе эки­ пажа среднего траулера «Александр Матросов» произошли, главным обра­ зом, по вине капитана, который ото­ рвался от масс, зазнался и на все хладнокровно машет рукой, откро­ венно говоря: — У меня душа не лежит к ра­ боте. А. ДВИНСКИЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz