Рыбный Мурман. 1955 г. Сентябрь.
№ 105 (345), 2 сентября 1955 г. РЫБ НЫЙ МУРМАВ Первый рейс траулера „Пушкин" Начало пути Проверены механизмы, сказаны последние слова напутствий, и над палубой траулера «Пушкин» несется зычная команда: —Отдать швартовый! Корабль медленно разворачивается и отходит от причальной стенки. С берега машут провожающие: — Счастливо плавать на новом ко рабле! Уходят назад замшелые скалы. Вот и море — неприветливое и такое родное. Капитан корабля Николай Лукич Бибиков входит в рубку и коротко говорит вахтенному штурману: — Проложите курс к группе про мысловых кораблей. Так траулер «Пушкин» начал свой первый рейс. Это было девятого июля... «Пушкин» — первоклассный ко рабль, первое в Заполярье судно с кормовым тралением, настоящий пло- вучий завод. На нем — обилие тех ники. Пока судно шло в район про мысла, моряки знакомились с маши нами. Все усилпя экипажа были на правлены к одной цели — с первого же дня брать высокие уловы, чтобы привезти в порт много готовой про дукции. Творчество И вот корабль на Медвежинской банке. Заработала лебедка. Громы хая железной оснасткой, трал скольз нул по наклонной площадке — сли пу и скрылся в морской пучине. По тянулись томительные минуты. Нако нец, вахтенный штурман нажал кнопку сигнального звонка. Вахтен ные матросы стали по местам. Стар ший мастер по добыче Борис Павло вич Колпаков махнул рукой: — Давай! Снова застучала лебедка. Сети вы ползли из воды, легли на палубу. — Тонны две, — наметанным взглядом определил Колпаков. Матросы были довольны: работали они на высокой палубе. Даже брызги редко залетали сюда. Разве что из сетей натечет. Капитан Бибиков то же не скрывал улыбки: очень удоб но поднимать трал с кормы, не при ходится разворачивать судно бортом к ветру и циркуляции делать не надо. Но вот трал принес богатый улов — тонн десять. Сети, словно нехотя, вползали на слип. И вдруг — беда! Прядено не выдержало тяжести ры бы. Мешок оторвался. Рыба, конечно, была потеряна. Капитан приказал мастерам по до быче поставить новый мешок. Не сколько тралений сделали успешно. А потом — снова обрыв. — Так не пойдет, — рассудили моряки, — надо что-то придумать. И придумали. Вспомнили, что на окуневом промысле тоже часто бы вают порывы мешков, правда, по дру гой причине: поднятый на поверх ность воды окунь распирает сети. Что делают в этом случае моряки? Ставят специальный, «окуневый», мешок, более прочный, чем обыч ный. Такой же мешок использовали и промысловики траулера «Пуш кин». Вдобавок они удлинили его, усилили дополнительными топенан тами. Усиленный мешок стал ус пешно выдерживать большую на грузку. С обрывами было покончено. Но трудности еще оставались. Нелегко было, например, произво дить дележку улова. На обычном ко рабле при дележке основная масса рыбы находится за бортом — в воде. А тут — на палубе. Из-за этого не так-то легко перебросить куток тра ла на правый или на левый борт — рыба мешает. Старший мастер по добыче комму нист Колпаков и тут нашел выход из положения: он предложил закры вать ворота слипа и выпускать часть улова на палубу. И только после этого производить дележку. Работа пошла быстрее. — Но это нельзя считать оконча- Рыбообработчики прилагали нема- тельным решением задачи, — рас- ло усилий, чтобы быстрее освоить сказывает сейчас капитан корабля сложную технику, тов. Бибиков, — это лишь полумера. Молодая работница Тоня Буданце-- Посудите сами: выпущенную на па- ва пошла в море впервые. Правда, с лубу рыбу приходится перебрасы- рыбой ей приходилось иметь дело и вать вручную. И пока не перебро- до этого — она работала некоторое сишь, нельзя спускать трал. В бу- время на рыбозаводе в Астрахани, дущих рейсах нам предстоит еще не- Но рыбозавод — одно, а траулер мало поработать, чтобы полностью «Пушкин» — совсем другое, устранить потери времени . | Вначале Тоне поручили неслож- Плавание продолжалось. Моряки ное дело, укладку рыбы на противни приобретали навык в работе. Если перед заморозкой. Но девушку тяну- вначале спуск трала занимал 35,40, ' ло к механизмам, а то и все 50 минут, то под конец | — Поставьте меня к головорубоч- рейса время на эту операцию сокра- ' ной машине, — попросила Будан- Организованноэксплуатировать северо-западные промысловые районы тилось до 15— 20 минут. Подъем трала во время рейса на траулере «Пушкин». Хорошо освоились с делом матро сы тт. Лебедев, Худяков, Фомин и другие. Они с большим желанием пе редавали свой опыт другим членам экипажа. В цехах норабля Много дела было и у судовых ры бообработчиков. На траулере «Пуш кин» разделка рыбы производится в закрытых цеховых помещениях. С палубы треска попадает в руки шкерщиков. Каждый из них трудится за отдельным небольшим столом. Ему не приходится делать лишних движений. —Мы не знали, что такое завал рыбы, — рассказывает капитан, — шестеро шкерщиков управлялись с разделкой улова даже при самых больших подъемах. При этом, конеч но, надо учесть, что обработка рыбы велась у нас непрерывно, а на обыч ных кораблях ее приходится прек ращать при спуске и подъеме трала. Каков же был дальнейший путь трески? Крупная треска шла на филейную линию. Здесь на специальной машине рыба обезглавливалась, у нее уда лялись плавнжи. Затем треска по ступала на филити'ровочную маши ну, очень сложный умный меха низм. Посмотришь на него — залю буешься. До чего же точны движе ния многочисленных рычагов и но жей! Машина без участия человека распластывает рыбину на две поло винки, удаляет хребтовую кость. Филе готово! Осталось заморозить его. Конечно, такой четкости в работе удалось добиться не сразу. На пер вых порах были случаи, что маши на мяла рыбу. Механики подрегули ровали ее — дело пошло. У средней по размерам трески бы ла иная дорога. Она обрабатывалась на другой линии. Здесь тоже много механизмов — головорубочный агре гат, система транспортеров, мощная мойка. цева. Ее просьбу удовлетворили. На пер вых порах у Тони были заминки. Сама она рассказывает об этом так: — Понимаете — у головорубоч ной машины есть барабан с гнезда ми. Барабан вращается. И тут надо успеть в каждое гнездо положить по рыбине. Вначале я не успевала — пропускала гнезда. А вот почему: брала рыбу из бункера и переносила ее в гнездо одной рукой. Потом по думала, а нельзя ли ускорить движе ния? Попробовала делать по-иному: стала брать рыбину левой рукой, быстрее перебрасывать ее в правую и уже правой укладывать в гнездо. Вроде ничего особенного в этом нет, а дело пошло быстрее. Гнезд я боль ше не пропускала, механизм стал ис пользоваться на полную мощность. Освоила Буданцева и вторую голо ворубочную машину — ту, что на филейной линии. А затем Буданцева проявила еще одну инициативу: стала обслужи вать две машины. Там, где раньше стояло два человека, — девушка стала справляться одна, да еще вре менами выкраивала время помогать укладчице. И таких, ка® Буданцева — много на корабле. Достигнутое — не предел Капитан корабля тов. Бибиков так рассказывает о результатах плава ния: — Рейс продолжался 48 суток вместо 65 по заданию. Доставили в порт 532 тонны рыбопродукции — 410 тонн замороженной рыбы и 122 тонны филе. А по плану полагалось доставить всей продукции 350 тонн. Каждый моряк корабля хорошо осо знал задачи, поставленные июльским Пленумом ЦК КПСС перед нашей про мышленностью. Партийная организа ция нацеливала людей на быстрей шее освоение техники. На судне — немало передовых производственников. Отлично работал старший мастер по добыче коммунист тов. Колпаков. Хорошо освоились с делом механики тт. Сахаров и Хлы новский, рыббобработчики тт. Михай- ленко, Смирнова, Новикова и другие. В последующих плаваниях мы по стараемся добиться еще более высо ких показателей. Этому будет спо собствовать широко развернутое со циалистическое соревнование в честь XX съезда партии. Но у нас есть серьезная претензия к снабженцам. В этом рейсе нам да ли нестандартные деревянные ящики. С ними было трудно работать. Боль ше того— из-за этих ящиков проис ходили поломки подъемных механиз мов. Для упаковки рыбы нам нужна картонная тара. * * * I Траулер «Пушкин» стоит сейчас у причала рыбного порта. Впервые в истории тралового флота продукция с корабля не поступает в цеха рыбо комбината. Она с пловучего судна- завода прямо идет к советским пот ребителям. Пройдет немного времени, и трау лер «Пушкин» снова выйдет на суро вые просторы Баренцева моря. А вме- За последнее время в печати по явился ряд статей о необходимости осваивать траловый промысел в районах острова Медвежий. Неволь но возникает вопрос — о каком же освоении идет речь? Промысловые корабли в Медве- жинский район начали выходить еще в 1929— 1930 гг. Это были старые маленькие траулеры, такие как «Скат», «Сайда», «Ф. Дзержин ский» и другие. Еще до прихода бо лее мощных траулеров типа «Ло сось», «Ерш», «Навага» и до орга низации промысловой разведки, пользуясь иностранными данными п материалами Гоина, промысел там производили ежегодно, в' большей или меньшей степени, с апреля — мая (в зависимости от ледовой об становки) до августа, сентября и октября. Так продолжалось до 1936 года. Начиная с этого времени, по 1940 год промысловые корабли этот рай он почти совершенно не посещали, так как с 1936 года имелись хоро шие подходы рыбы в ближние за падные и центральные районы и на Гусиную банку, а также и в во сточные районы. Но начиная с 1939 года, с момента организации про мысловой разведки, поисковые суда ежегодно проверяли все склоны Медвежинского района и выходили в район острова Надежды. Результаты их работы свидетельствовали о том, что там имеются хорошие подходы крупной и ровной трески и морско го окуня. С ростом флота, пользуясь данны ми поисковиков, начали выходить в Медвежинский район и промысло вые суда. Так, в 1941 году, к нача лу Отечественной войны, большин ство кораблей тралового флота рабо тало на южном склоне Медвежки. В послевоенные годы поисковые суда, в определенные периоды, вели регулярную разведку в Медвежин- ском районе, ежегодно выходя в район Надежды и на возвышенность Персея, а в 1948 году поисковый траулер «Слава», впервые в истории тралового флота, вышел в район Зюйд-Капского жолоба, где обнару жил обильные концентрации ровной трески. Таким образом, не приходится го ворить сейчас об освоении северо- ^падных районов вообще и в осо бенности Медвежинского района, так как они давно уже освоены. Про мысловых данных об этих районах более чем достаточно. Другое дело, что эти данные не использованы в должной мере ни промышленностью, Обработанная рыба и филе морози- !сте с ним будут Работать такие же лись в специальных тоннелях, затем ' М0ЩНЬ1е’ 0СНа1Денные по последнему упаковывались в ящики и шли в слову техники промысловые кораб- ни наукой и не доведены в доходчи вой и ясной форме до промыслови ков. Промысловые лоции северо-запад ных районов, составленные в свое время ПИНРО, не освещают в пол ном объеме условий тралового про мысла и частично уже устарели. Поэтому судоводителям, впервые пришедшим сюда работать, безус ловно, приходится труднее, чем в центральных районах, учитывая ча стые и продолжительные туманы, преобладающие в летний период вре мени, а весной и осенью снегопады п большую подвижность рыбы в го ризонтальном п вертикальном нап равлениях в погоне за пищей. Одна ко при наличии современной нави гационной техники, во много раз лучшей по сравнению с тем, что имели наши траулеры, впервые вы ходившие промышлять на эти бан ки, работать можно хорошо и в этих условиях. Имея пеленги радиомая ков, следя за рельефом дна, который в районах Медвежки выражен до вольно резко, можно всегда знать точное местонахождение корабля, а, следовательно, иметь и хорошие уловы. Ссылки на отдаленность Медве- жпнского района не основательны. Современные траулеры переход с южного склона Медвежки, при бла гоприятной погоде, совершают за 1,5 суток. Это равносильно переходу с северного склона Гусиной банки или северного Повоземельского мел ководья, а Колгуевский район и южное Новоземельское мелководье отстоят даже значительно дальше. Однако в восточные районы промыс ловики идут , охотно, хотя нередко вылавливают там значительно мень ше рыбы, чем в северо-западных. Разведка косяков рыбы в северо- западных районах должна быть по ставлена на должную высоту, что при наличии пятнадцати поисковых траулеров вполне осуществимо. Не обходимо шире внедрять поисковую аппаратуру, в особенности для оп ределения вертикальной миграции трески, которая в погоне за пищей часто отрывается от грунта. Этот факт создает ложное представление у промысловиков и поисковиков об отходе косяков рыбы из района про мысла. Необходимо более организованно и решительно вести разведку и промы сел в северо-западных районах, а не ссылаться на недостаточное их ос воение. Капитан С. КОПЫТОВ. Использовать благоприятную сырьевую базу трюм — на хранение. В трюме, ко нечно, постоянно поддерживалась низкая температура. ли — «Гоголь», «Некрасов» — бу дущее нашего тралового флота. К. СИВЕРСКИЙ. В отличие от предыдущих двух лет, в нынешнем году к берегам Мур- мана подходит сравнительно крупная сельдь, состоящая в основном из урожайного поколения 1953 года. Сейчас, в возрасте трех лет, оно имеет наиболее широкое распростра нение. Уже в текущем году это поко ление выходит из Белого моря и дру гих более восточных районов Барен цева моря, куда оно было занесено течением в больших количествах, в более западные районы и, идя вдоль восточного побережья Мурмана, за ходит в Иоканьгу, Дроздовку и т. п. Сельди поколения 1953 года могут уже служить значительным приловом при дрифтерном промысле в откры тых районах моря, а в осенние меся цы — объектом промысла в губах и заливах. Вместе с этим в открытых районах моря имеется и более крупная сельдь богатого поколения 1950 года, в воз расте шести лет, достигающая 2 2— 23 сантиметров. Она была обнаруже на еще в июле поисковыми судами № 571 и № 687. Скопления ее бы ли отмечены в районе Финмаркена, на Мурманской банке, на северном склоне Мурманского мелководья и в Западно-центральном районе. Тогда она держалась в рассеянном состоя нии и усиленно питалась. В августе сельдь закончила свой откорм и начала мигрировать с восто ка на запад. Концентрации ее резко увеличились, уловы стали возра стать. То же поисковое судно № 687 в Западно-центральном районе в по следние дни добывало до 13—20 тонн сельди за дрейф. Таким образом, сейчас налицо все возможности для организации высокоэффективного дрифтерного промысла мурманской сельди. Сети нужно применять крупно- ячейные, 2 0—22 и даже 24 мм. Предпочтительнее применять сети высокостенные — высотою в де вять или даже двенадцать метров, что позволит увеличить вылов. Крупная сельдь будет держаться в перечисленных выше . районах до ноября—декабря. Рыбодобывающим организациям Мурмана следует ис пользовать эту благоприятную сырье вую базу и организовать широкий дрифтерный промысел. И. КОРЖ. Младший научный сотруд ник ПИНРО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz