Рыбный Мурман. 1955 г. Сентябрь.

№ 105 (345), 2 сентября 1955 г. РЫБ НЫЙ МУРМАВ Первый рейс траулера „Пушкин" Начало пути Проверены механизмы, сказаны последние слова напутствий, и над палубой траулера «Пушкин» несется зычная команда: —Отдать швартовый! Корабль медленно разворачивается и отходит от причальной стенки. С берега машут провожающие: — Счастливо плавать на новом ко­ рабле! Уходят назад замшелые скалы. Вот и море — неприветливое и такое родное. Капитан корабля Николай Лукич Бибиков входит в рубку и коротко говорит вахтенному штурману: — Проложите курс к группе про­ мысловых кораблей. Так траулер «Пушкин» начал свой первый рейс. Это было девятого июля... «Пушкин» — первоклассный ко­ рабль, первое в Заполярье судно с кормовым тралением, настоящий пло- вучий завод. На нем — обилие тех­ ники. Пока судно шло в район про­ мысла, моряки знакомились с маши­ нами. Все усилпя экипажа были на­ правлены к одной цели — с первого же дня брать высокие уловы, чтобы привезти в порт много готовой про­ дукции. Творчество И вот корабль на Медвежинской банке. Заработала лебедка. Громы­ хая железной оснасткой, трал скольз­ нул по наклонной площадке — сли­ пу и скрылся в морской пучине. По­ тянулись томительные минуты. Нако­ нец, вахтенный штурман нажал кнопку сигнального звонка. Вахтен­ ные матросы стали по местам. Стар­ ший мастер по добыче Борис Павло­ вич Колпаков махнул рукой: — Давай! Снова застучала лебедка. Сети вы­ ползли из воды, легли на палубу. — Тонны две, — наметанным взглядом определил Колпаков. Матросы были довольны: работали они на высокой палубе. Даже брызги редко залетали сюда. Разве что из сетей натечет. Капитан Бибиков то­ же не скрывал улыбки: очень удоб­ но поднимать трал с кормы, не при­ ходится разворачивать судно бортом к ветру и циркуляции делать не надо. Но вот трал принес богатый улов — тонн десять. Сети, словно нехотя, вползали на слип. И вдруг — беда! Прядено не выдержало тяжести ры­ бы. Мешок оторвался. Рыба, конечно, была потеряна. Капитан приказал мастерам по до­ быче поставить новый мешок. Не­ сколько тралений сделали успешно. А потом — снова обрыв. — Так не пойдет, — рассудили моряки, — надо что-то придумать. И придумали. Вспомнили, что на окуневом промысле тоже часто бы­ вают порывы мешков, правда, по дру­ гой причине: поднятый на поверх­ ность воды окунь распирает сети. Что делают в этом случае моряки? Ставят специальный, «окуневый», мешок, более прочный, чем обыч­ ный. Такой же мешок использовали и промысловики траулера «Пуш­ кин». Вдобавок они удлинили его, усилили дополнительными топенан­ тами. Усиленный мешок стал ус­ пешно выдерживать большую на­ грузку. С обрывами было покончено. Но трудности еще оставались. Нелегко было, например, произво­ дить дележку улова. На обычном ко­ рабле при дележке основная масса рыбы находится за бортом — в воде. А тут — на палубе. Из-за этого не так-то легко перебросить куток тра­ ла на правый или на левый борт — рыба мешает. Старший мастер по добыче комму­ нист Колпаков и тут нашел выход из положения: он предложил закры­ вать ворота слипа и выпускать часть улова на палубу. И только после этого производить дележку. Работа пошла быстрее. — Но это нельзя считать оконча- Рыбообработчики прилагали нема- тельным решением задачи, — рас- ло усилий, чтобы быстрее освоить сказывает сейчас капитан корабля сложную технику, тов. Бибиков, — это лишь полумера. Молодая работница Тоня Буданце-- Посудите сами: выпущенную на па- ва пошла в море впервые. Правда, с лубу рыбу приходится перебрасы- рыбой ей приходилось иметь дело и вать вручную. И пока не перебро- до этого — она работала некоторое сишь, нельзя спускать трал. В бу- время на рыбозаводе в Астрахани, дущих рейсах нам предстоит еще не- Но рыбозавод — одно, а траулер мало поработать, чтобы полностью «Пушкин» — совсем другое, устранить потери времени . | Вначале Тоне поручили неслож- Плавание продолжалось. Моряки ное дело, укладку рыбы на противни приобретали навык в работе. Если перед заморозкой. Но девушку тяну- вначале спуск трала занимал 35,40, ' ло к механизмам, а то и все 50 минут, то под конец | — Поставьте меня к головорубоч- рейса время на эту операцию сокра- ' ной машине, — попросила Будан- Организованноэксплуатировать северо-западные промысловые районы тилось до 15— 20 минут. Подъем трала во время рейса на траулере «Пушкин». Хорошо освоились с делом матро­ сы тт. Лебедев, Худяков, Фомин и другие. Они с большим желанием пе­ редавали свой опыт другим членам экипажа. В цехах норабля Много дела было и у судовых ры­ бообработчиков. На траулере «Пуш­ кин» разделка рыбы производится в закрытых цеховых помещениях. С палубы треска попадает в руки шкерщиков. Каждый из них трудится за отдельным небольшим столом. Ему не приходится делать лишних движений. —Мы не знали, что такое завал рыбы, — рассказывает капитан, — шестеро шкерщиков управлялись с разделкой улова даже при самых больших подъемах. При этом, конеч­ но, надо учесть, что обработка рыбы велась у нас непрерывно, а на обыч­ ных кораблях ее приходится прек­ ращать при спуске и подъеме трала. Каков же был дальнейший путь трески? Крупная треска шла на филейную линию. Здесь на специальной машине рыба обезглавливалась, у нее уда­ лялись плавнжи. Затем треска по­ ступала на филити'ровочную маши­ ну, очень сложный умный меха­ низм. Посмотришь на него — залю­ буешься. До чего же точны движе­ ния многочисленных рычагов и но­ жей! Машина без участия человека распластывает рыбину на две поло­ винки, удаляет хребтовую кость. Филе готово! Осталось заморозить его. Конечно, такой четкости в работе удалось добиться не сразу. На пер­ вых порах были случаи, что маши­ на мяла рыбу. Механики подрегули­ ровали ее — дело пошло. У средней по размерам трески бы­ ла иная дорога. Она обрабатывалась на другой линии. Здесь тоже много механизмов — головорубочный агре­ гат, система транспортеров, мощная мойка. цева. Ее просьбу удовлетворили. На пер­ вых порах у Тони были заминки. Сама она рассказывает об этом так: — Понимаете — у головорубоч­ ной машины есть барабан с гнезда­ ми. Барабан вращается. И тут надо успеть в каждое гнездо положить по рыбине. Вначале я не успевала — пропускала гнезда. А вот почему: брала рыбу из бункера и переносила ее в гнездо одной рукой. Потом по­ думала, а нельзя ли ускорить движе­ ния? Попробовала делать по-иному: стала брать рыбину левой рукой, быстрее перебрасывать ее в правую и уже правой укладывать в гнездо. Вроде ничего особенного в этом нет, а дело пошло быстрее. Гнезд я боль­ ше не пропускала, механизм стал ис­ пользоваться на полную мощность. Освоила Буданцева и вторую голо­ ворубочную машину — ту, что на филейной линии. А затем Буданцева проявила еще одну инициативу: стала обслужи­ вать две машины. Там, где раньше стояло два человека, — девушка стала справляться одна, да еще вре­ менами выкраивала время помогать укладчице. И таких, ка® Буданцева — много на корабле. Достигнутое — не предел Капитан корабля тов. Бибиков так рассказывает о результатах плава­ ния: — Рейс продолжался 48 суток вместо 65 по заданию. Доставили в порт 532 тонны рыбопродукции — 410 тонн замороженной рыбы и 122 тонны филе. А по плану полагалось доставить всей продукции 350 тонн. Каждый моряк корабля хорошо осо­ знал задачи, поставленные июльским Пленумом ЦК КПСС перед нашей про­ мышленностью. Партийная организа­ ция нацеливала людей на быстрей­ шее освоение техники. На судне — немало передовых производственников. Отлично работал старший мастер по добыче коммунист тов. Колпаков. Хорошо освоились с делом механики тт. Сахаров и Хлы­ новский, рыббобработчики тт. Михай- ленко, Смирнова, Новикова и другие. В последующих плаваниях мы по­ стараемся добиться еще более высо­ ких показателей. Этому будет спо­ собствовать широко развернутое со­ циалистическое соревнование в честь XX съезда партии. Но у нас есть серьезная претензия к снабженцам. В этом рейсе нам да­ ли нестандартные деревянные ящики. С ними было трудно работать. Боль­ ше того— из-за этих ящиков проис­ ходили поломки подъемных механиз­ мов. Для упаковки рыбы нам нужна картонная тара. * * * I Траулер «Пушкин» стоит сейчас у причала рыбного порта. Впервые в истории тралового флота продукция с корабля не поступает в цеха рыбо­ комбината. Она с пловучего судна- завода прямо идет к советским пот­ ребителям. Пройдет немного времени, и трау­ лер «Пушкин» снова выйдет на суро­ вые просторы Баренцева моря. А вме- За последнее время в печати по­ явился ряд статей о необходимости осваивать траловый промысел в районах острова Медвежий. Неволь­ но возникает вопрос — о каком же освоении идет речь? Промысловые корабли в Медве- жинский район начали выходить еще в 1929— 1930 гг. Это были старые маленькие траулеры, такие как «Скат», «Сайда», «Ф. Дзержин­ ский» и другие. Еще до прихода бо­ лее мощных траулеров типа «Ло­ сось», «Ерш», «Навага» и до орга­ низации промысловой разведки, пользуясь иностранными данными п материалами Гоина, промысел там производили ежегодно, в' большей или меньшей степени, с апреля — мая (в зависимости от ледовой об­ становки) до августа, сентября и октября. Так продолжалось до 1936 года. Начиная с этого времени, по 1940 год промысловые корабли этот рай­ он почти совершенно не посещали, так как с 1936 года имелись хоро­ шие подходы рыбы в ближние за­ падные и центральные районы и на Гусиную банку, а также и в во­ сточные районы. Но начиная с 1939 года, с момента организации про­ мысловой разведки, поисковые суда ежегодно проверяли все склоны Медвежинского района и выходили в район острова Надежды. Результаты их работы свидетельствовали о том, что там имеются хорошие подходы крупной и ровной трески и морско­ го окуня. С ростом флота, пользуясь данны­ ми поисковиков, начали выходить в Медвежинский район и промысло­ вые суда. Так, в 1941 году, к нача­ лу Отечественной войны, большин­ ство кораблей тралового флота рабо­ тало на южном склоне Медвежки. В послевоенные годы поисковые суда, в определенные периоды, вели регулярную разведку в Медвежин- ском районе, ежегодно выходя в район Надежды и на возвышенность Персея, а в 1948 году поисковый траулер «Слава», впервые в истории тралового флота, вышел в район Зюйд-Капского жолоба, где обнару­ жил обильные концентрации ровной трески. Таким образом, не приходится го­ ворить сейчас об освоении северо- ^падных районов вообще и в осо­ бенности Медвежинского района, так как они давно уже освоены. Про­ мысловых данных об этих районах более чем достаточно. Другое дело, что эти данные не использованы в должной мере ни промышленностью, Обработанная рыба и филе морози- !сте с ним будут Работать такие же лись в специальных тоннелях, затем ' М0ЩНЬ1е’ 0СНа1Денные по последнему упаковывались в ящики и шли в слову техники промысловые кораб- ни наукой и не доведены в доходчи­ вой и ясной форме до промыслови­ ков. Промысловые лоции северо-запад­ ных районов, составленные в свое время ПИНРО, не освещают в пол­ ном объеме условий тралового про­ мысла и частично уже устарели. Поэтому судоводителям, впервые пришедшим сюда работать, безус­ ловно, приходится труднее, чем в центральных районах, учитывая ча­ стые и продолжительные туманы, преобладающие в летний период вре­ мени, а весной и осенью снегопады п большую подвижность рыбы в го­ ризонтальном п вертикальном нап­ равлениях в погоне за пищей. Одна­ ко при наличии современной нави­ гационной техники, во много раз лучшей по сравнению с тем, что имели наши траулеры, впервые вы­ ходившие промышлять на эти бан­ ки, работать можно хорошо и в этих условиях. Имея пеленги радиомая­ ков, следя за рельефом дна, который в районах Медвежки выражен до­ вольно резко, можно всегда знать точное местонахождение корабля, а, следовательно, иметь и хорошие уловы. Ссылки на отдаленность Медве- жпнского района не основательны. Современные траулеры переход с южного склона Медвежки, при бла­ гоприятной погоде, совершают за 1,5 суток. Это равносильно переходу с северного склона Гусиной банки или северного Повоземельского мел­ ководья, а Колгуевский район и южное Новоземельское мелководье отстоят даже значительно дальше. Однако в восточные районы промыс­ ловики идут , охотно, хотя нередко вылавливают там значительно мень­ ше рыбы, чем в северо-западных. Разведка косяков рыбы в северо- западных районах должна быть по­ ставлена на должную высоту, что при наличии пятнадцати поисковых траулеров вполне осуществимо. Не­ обходимо шире внедрять поисковую аппаратуру, в особенности для оп­ ределения вертикальной миграции трески, которая в погоне за пищей часто отрывается от грунта. Этот факт создает ложное представление у промысловиков и поисковиков об отходе косяков рыбы из района про­ мысла. Необходимо более организованно и решительно вести разведку и промы­ сел в северо-западных районах, а не ссылаться на недостаточное их ос­ воение. Капитан С. КОПЫТОВ. Использовать благоприятную сырьевую базу трюм — на хранение. В трюме, ко­ нечно, постоянно поддерживалась низкая температура. ли — «Гоголь», «Некрасов» — бу­ дущее нашего тралового флота. К. СИВЕРСКИЙ. В отличие от предыдущих двух лет, в нынешнем году к берегам Мур- мана подходит сравнительно крупная сельдь, состоящая в основном из урожайного поколения 1953 года. Сейчас, в возрасте трех лет, оно имеет наиболее широкое распростра­ нение. Уже в текущем году это поко­ ление выходит из Белого моря и дру­ гих более восточных районов Барен­ цева моря, куда оно было занесено течением в больших количествах, в более западные районы и, идя вдоль восточного побережья Мурмана, за­ ходит в Иоканьгу, Дроздовку и т. п. Сельди поколения 1953 года могут уже служить значительным приловом при дрифтерном промысле в откры­ тых районах моря, а в осенние меся­ цы — объектом промысла в губах и заливах. Вместе с этим в открытых районах моря имеется и более крупная сельдь богатого поколения 1950 года, в воз­ расте шести лет, достигающая 2 2— 23 сантиметров. Она была обнаруже­ на еще в июле поисковыми судами № 571 и № 687. Скопления ее бы­ ли отмечены в районе Финмаркена, на Мурманской банке, на северном склоне Мурманского мелководья и в Западно-центральном районе. Тогда она держалась в рассеянном состоя­ нии и усиленно питалась. В августе сельдь закончила свой откорм и начала мигрировать с восто­ ка на запад. Концентрации ее резко увеличились, уловы стали возра­ стать. То же поисковое судно № 687 в Западно-центральном районе в по­ следние дни добывало до 13—20 тонн сельди за дрейф. Таким образом, сейчас налицо все возможности для организации высокоэффективного дрифтерного промысла мурманской сельди. Сети нужно применять крупно- ячейные, 2 0—22 и даже 24 мм. Предпочтительнее применять сети высокостенные — высотою в де­ вять или даже двенадцать метров, что позволит увеличить вылов. Крупная сельдь будет держаться в перечисленных выше . районах до ноября—декабря. Рыбодобывающим организациям Мурмана следует ис­ пользовать эту благоприятную сырье­ вую базу и организовать широкий дрифтерный промысел. И. КОРЖ. Младший научный сотруд­ ник ПИНРО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz