Рыбный Мурман. 1955 г. Сентябрь.

№ 109 (349), 11 сентября 1955 г. равняй м у р м а н ПОВЫШАТЬ РОЛЬ МАСТЕРА НА ПРОИЗВОДСТВЕ ☆ ☆ Правильная организация труда— залог успеха Главное в работе мастера — это правильно и умело организовать труд рыбообработчиков на своем участке. В этом состоит залог успе­ ха на производстве. Многие смены, которыми руководят старые, опыт­ ные мастера, систематически доби­ ваются высоких показателей. Здесь постоянно увеличивается выпуск продукции, повышается ее качество. К сожалению, у большинства моло­ дых руководителей смен в этом от­ ношении дела обстоят неважно. Про­ исходит это потому, что между ста­ рыми и молодыми мастерами нет тесного контакта в работе, нет творческого производственного со­ дружества, нет постоянного обмена опытом. Некоторые молодые мастера стесняются обратиться за советом и помощью к опытным, а те, в свою очередь, хотя и замечают недостатки, не хотят первыми предлагать свои услуги. Такое отношение между ма­ стерами известно директорам и глав­ ным инженерам. Однако ни у кого из них не возникла мысль о том, чтобы организованно проводить об­ мен опытом. Мастер рыбозавода № 3 тов. Саф­ ронова отметила в своем выступле­ нии, что на предприятии работает много молодых мастеров, выросших из рабочих. Кроме того, на рыбозаво­ де имеется немало мастеров, которые пришли на производство после окон­ чания техникумов. У первых — бо­ гатая практика, опыт, у вторых — хорошая теоретическая подготовка. И тем и другим необходима большая помощь, но ее-то мастера и не полу­ чают. А ведь была бы большая поль-^ за, если бы молодые мастера труди­ лись вместе со старыми. Июльский Пленум ЦК КПСС в своих решениях отметил большую роль мастеров на производстве. Они являются непосредственными организатора­ ми рабочих, руководителями коллектива, от кото­ рых зависит успешное выполнение государствен­ ного плана. / , На заводах Мурманского рыбокомбината тру­ дятся десятки мастеров. Среди них немало на­ стоящих командиров производства, которые, умело организуя работу, мобилизуют рыбообработчиков на самоотверженный труд. Однако роль мастера на предприятиях комби­ ната еще недостаточно высока. Имеются факты, когда директора, главные инженеры и технологи принижают их роль, не оказывают им необходи­ мой помощи. . 1 На днях редакция «Рыбный Мурман» совмест­ но с партийным бюро рыбокомбината провела со­ вещание мастеров заводов комбината по вопросу «О роли мастера на производстве». На этом сове­ щании был поднят ряд важных вопросов о роли и авторитете мастеров на заводах рыбокомбината. Участники совещания обратили серьезное внима­ ние на имеющиеся недостатки в деле организа­ ции труда, технической учебы, воспитательной работы, снабжения, высказали ряд претензий в адрес отдела труда и зарплаты, управления ком­ бината, директоров и главных инженеров заводов, а также руководителей комбината и главка. Ниже публикуются материалы о совещании мастеров. \ полнении сменного задания в таком случае не может быть и речи. В выступлениях мастеров по это­ му вопросу выявилась -единая мысль: помочь им научиться пра­ вильно организовывать труд, нала­ дить обмен опытом, не перемещать рабочую силу без их ведома с одно­ го места на другое. О роли и авторитете средних командиров производства Мастер должен чувствовать себя самостоятельным и ответственным руководителем своего участка. От того, как правильно сумеет он орга­ низовать труд коллектива в смене, насколько умело сможет произвести расстановку рабочей силы и -со всей принципиальностью потребовать от рабочих точного выполнения правил и инструкций по обработке рыбы — зависит изготовление и выпуск вы­ сококачественной рыбной продук­ ции. Если мастер проявляет в своей На заводе работает молодой ма- Работе требовательность, принци- стер тов. Чуйкова. Известно, что в пиальгаость, самюстоятельность в смене у нее неправильно организо-1 решении тех или иных произ- ван труд людей, что она неумело родственных вопросов расставляет их по рабочим местам. А вот помощи в устранении этих недостатков ей никто до сих пор не оказывает. На некоторых предприятиях еще не искоренился такой стиль руко­ водства со стороны дирекции, при котором организаторская роль ма­ стера сводится на нет. Взять хотя бы филейный цех, коллектив кото­ рого занят изготовлением ценной продукции, пользующейся у поку­ пателей большим спросом, — рыб­ ного филе. Перед началом смеиы ма­ стера распределяют филейщиц по своим местам, дают соответствующие указания. Однако не успеют работ­ ницы приступить к своему делу, как от директора холодильного завода поступает распоряжение — бросить резку филе и переключаться на уборку рыбы. Такие случаи на­ столько часты, что многие филей- щицы уже деквалифицировались. В течение года они имели возможность работать по своей специальности только месяца два. При этом с мне­ ниями мастеров не считаются, к со­ ветам, предложениям и их просьбам не прислушиваются. Особенно много неразберихи в ор­ ганизации труда на рыбозаводе № 3 (директор тов. Кобылкина, главный инженер тов. Цедрик). Многие ма­ стера совершенно справедливо уп­ рекают руководителей предприятия в том, что те, не советуясь с масте­ рами и даже не ставя их в изве­ стность, переводят рыбообработчи­ ков с одного места на другое. Дав рыбообработчице задание, поставив ее на определенном месте, мастер на­ деется, что дело пойдет хорошо. Через некоторое время, обходя ра­ бочие места, мастер уже не находит на нем производственника. В даль­ нейшем выясняется, что директор направил его на другое место. Это приводит к тому, что порою мастер даже не знает, где трудятся его лю­ ди, чем занимаются. Конечно, о вы- именно недостатки были допущены в! она испытывала и испытывает пот- работе той или иной филейщицей. ребность в приобретении практиче- Стоит мастер перед тов. Борзой, кра- ских навыков. Однако на месте та- снеет .от оскорблений, а так и не кая помощь ей оказана не была, поймет, в чем же, наконец, дело. Это Нет при заводе или комбинате спе- явный подрыв авторитета мастера, циальшлх годичных курсов. Хороший руководитель, заметив в Чтобы учить рыбообработчиков работе мастера какие-либо недостат- как надо выполнять правила и инст- ки, должен поговорить с ним, объяс- рукции при обработке рыбы, давать нить, что и к чему, дать ему воз- им полезные советы и оказывать можность самостоятельно исправить всемерную помощь в их работе, ма- положение. Эт<< будет намного полез- стер сам должен хорошо знать всю нее, чем поднимать пгум на произ- технологию. На заводах комбината водстве. зачастую бывает и так, что мастер Неправильную позицию по отно- не всегда может дать ответ на воп- шению к мастерам занимает и ди- росы рыбообработчиков, ректор рыбозавода № 3 тов. Ко- Многие молодые мастера — вче- былкина. От нее, в присутствии ра- рашние рядовые рыбообработчики,— бочих, мастерам часто приходится находясь во главе небольшого кол- выслушивать грубости, оскорбления, лектива, обязаны их учить. Заводы насмешки. Способствует ли это по- постоянно пополняются новыми ра- вышению производительности тру- бочими. А что же полезного может да? Конечно, нет. При таком обра- дать новичкам тот мастер, который щении между мастерами и директо- сам плохо знает технологию обра- ром не будет тесного контакта в ра- ботки рыбы? Руководителям заво- боте. Многие из них даже боятся дов, комбината и главка необходи- обратиться к тов. Кобылкиной за мо уделить вопросу учебы мастеров советом, опасаясь в ответ услышать самое серьезное внимание. очередную грубость. д е т о л ь к о р у к о в о д и т ь , Такое отношение к мастерам со ' ~ ’ если он внимательно вникает в каждую ме­ лочь технологического процесса, своевременно приходит на помощь рыбообработчикам, делится с ним своим богатым опытом.— такой ма­ стер пользуется в смене всеобщим уважением. Однако имеется еще много слу­ чаев, когда директора и главные ин­ женеры заводов, отдельные руково­ дители комбината и главка сковыва­ ют инициативу мастеров, вмешива­ ются в их дела, а нередко «отчиты­ вают» в присутствии рабочих, не разобравшись по-настоящему и глу­ боко в сути дела. В своем выступлении начальник цеха рыбозавода № 1 тов. Ларионов привел такой факт. Как-то замести- стороны вышестоящих руководителей i j j q ^ воспитывать ни в коей степени не соответствует положению на наших с о ц и а л и с т е - , м б заботиться не ских предприятиях Июльскии Пле- » б рабочие вы- нуи ЦК КПСС потребовал выше под- ™ ° • выработки и боро­ н и ш ь роль и авторитет мастеров, ™ J продукции. Мастер как непосредственных организаторов воспитателе» своих производства и труда на тех местах, ' б проводником политики Со- где решается судьба выполнения го- £ ^ правительства и Коммувн- сударственного плана. С зтам ди- ет1иеской р и в в каж. ректорам, главным инженерам и . { » й сшше , ? ачали" ” цм цех<1в за°одов рывово*,- | быть хорошо налажена массово-по- литическая работа. Выступавшие на совещании ма- бината надо считаться. Повышать технические знания Чтобы быть хорошими руководи­ телями, мастера должны постоян стера обращали внимание на то, что в тех сменах, где массово-политиче­ ская работа ведется систематически и хорошо — там производительность " | труда выше. Например, в цехах и сменах консервного завода регуляр­ но повышать свои технические зна- одятся громкие читки газет ния. В этом всемерную помощь им 1 « wvnpo обязаны оказывать директора, глав- тель начальника главка тов. Дани-'ные инженеры, технологи предприя- лов пришел на рыбозавод № 1. Проходя мимо работниц, уклады­ вающих рыбу в бочки, он стал кри­ чать: «ты правильно делаешь», «ты неправильно», «эта совсем не умеет». Рыбообработчицы смуща­ лись, в неудобном положении ока­ зался и мастер. Тов. Данилов, не обращая внимания на мастера, давал через его голову различные распо­ ряжения. После этого случая, рас­ сказывает тов. Ларионов, авторитет мастера в смене заметно снизился. Рядовые работницы, когда им мастер давал распоряжения или советы, не­ редко выкрикивали в ответ: «Вы сами в этом не разбираетесь». В филейном цехе холодильного за­ вода, указала в своем выступлении мастер тов. Зайкова, долгое время работала начальником тов. Борзая. Мастерам, тем более молодым, было очень трудно с ней работать. Придя в цех и заметив какие-либо недо­ статки, она поднимала крик и шум. В присутствии рядовых филейщиц тов. Борзая всячески оскорбляла ма­ стеров, кричала на них, а потом бе­ жала к руководителям завода и на­ чинала жаловаться. При этом масте­ рам она так и не говорила, какие тия. К сожалению, на заводах рыбо­ комбината такой помощи не ощу­ щается. Характерным было заявление ма­ стера филейного цеха холодильного завода тов. Зайковой. «Два года назад, — заявила она, — меня вы­ звал директор завода и сказал, что' назначает мастером. С работой, мол, справляешься неплохо, справишься и с обязанностями мастера. . Если что, приходи, будем помогать. С тех пор прошло немало времени, но по­ мощи никакой я не получала. А по­ мощь нужна очень большая. Я бы с большой охотой стала учиться, по­ сещать курсы мастеров, хотелось бы больше и глубже знать свое де­ ло, но вся беда в том, что на нашем предприятии, да и на остальных за­ водах комбината, такому важному вопросу, как учебе мастеров, не придают серьезного значения». Аналогичную претензию высказа­ ла на совещании и мастер филейно­ го цеха тов. Якимова. Она работает на производстве недавно, придя на завод из учебного заведения. Без­ условно, что ей пришлось столк­ нуться со многими трудностями. Имея теоретический запас знаний, консервщики всегда в курсе того, что делается в нашей стране и за рубежом, они хорошо знакомы с по­ становлениями партии и правитель­ ства. Поэтому мастерам легче моби­ лизовать своих людей на самоот­ верженный труд, широко развер­ нуть социалистическое соревнова­ ние. В тех сменах, где отсутствует вос­ питательная и массово-политическая работа, замечаются частые наруше­ ния трудовой и производственной дисциплины, догаусжается брак, про­ гулы, невыполнение распоряжений ступлении обратил серьезное вни­ мание на неподготовленность неко­ торых работников госрьгбинспекции, большей частью выпускников шко­ лы фабрично-заводского ученичест­ ва комбината. Не имея практическо­ го навыка, не умея даже иногда оп­ ределить сортность рыбы, особенно сельди, они ошибаются, вносят пу­ таницу при сдаче продукции, не­ обоснованно задерживают марки. Выступающие приводили примеры необоснованного отказа от отгрузки готовой рыбной продукции со сторо­ ны работников Мурманской конто­ ры Главрыбторга. Недавно замести­ тель управляющего конторой тов. Пашенцев потребовал на рыбозаво­ де № 1, чтобы рыбообработчики произвели выломку и промывку пар­ тии сельди пряного посола. Большие претензии были выска­ заны мастерами в адрес моряков тралового флота. На рыбозаводе № 1 подсчитано, например, что за последнее время из всей принятой от траулеров рыбы — 40 процентов ее было с загаром. Получается это потому, что на кораблях неправиль­ но разделывают рыбу, не вскрыва­ ют при первичной обработке почки, не удаляют кровь, не кладут соль в жабры и не натирают полость в районе анального плавника. Все это усложняет работу на заводе и при­ водит часто к тому, что большое ко­ личество рыбы приходится заклады­ вать в чаны. На рыбозавод № 3 по­ ступило на днях с траулера «Двина» около десяти тонн рыбы. Из этого количества 15 процентов ее оказа­ лось бессортной. Мастера консервно­ го завода жаловались на то, что мо­ ряки тралового флота не обеспечи­ вают их достаточным количеством тресковой печени. Из-за этого недо­ выполняется план по ассортименту. Мастер холодильного завода тов. Свистунова рассказала в своем вы­ ступлении о таком факте, когда ру­ ководители главка в приказном по­ рядке заставили принять от рефри­ жератора № 9 несколько тонн за­ мороженной рыбы. Эта продукция долго находилась на судне и поте­ ряла свое качество. Рыбу впослед­ ствии пришлось размораживать, обезглавливать и сдать на рыбоза­ вод № 3. На эти операции было по­ трачено много времени. Мастер коптильного завода тов. Кустовинова в своем выступлении говорила о необходимости создания запаса сельди, окуня, зубатки для того, чтобы это предприятие могло работать ритмично и систематически выпускать копченую продукцию из этих пород рыб. С этим вопросом, — говорит тов. Кустовинова,— мы не­ однократно обращались к руководи­ телям комбината и главка, но до се­ го времени там не могут решить его положительно. Создание запаса сырья для завода — дело нетруд­ ное. Однако (в рыбокомбинате и главке проявляется исключительное равнодушие к нашим просьбам. Большим тормозом в работе завода, — говорит далее тов. Кустовинова, — является недостаток реек. Из-за этого часто бывают простои, созда­ ются большие неудобства в работе коллектива. По этому вопросу также было написано много заявлений, вы­ сказано много просьб, но до сего вре- мастеров. ______________ _____ __ ^______ ^ Мастер должен быть не только! мени ни в рыбокомбинате, ни в глав­ руководителем и организатором сво- ке не принимают решительных мер их рабочих, но и их воспитателем. ' для обеспечения завода необходимым Это одно из важных условии для ус- количеством реек. Руководители заводов, комбината пешного выполнения государствен­ ного плана и обязательств, приня­ тых в честь XX съезда КПСС. О взаимоотношениях со смежными организациями Большой помехой в деятельности мастеров является подчас неудов­ летворительная, неоперативная ра­ бота смежных организаций и пред­ приятий. Начальник цеха рыбоза­ вода № 1 тов. Ларионов в своем вы- и главка обязаны прислушиваться к голосу мастеров, принять все меры к тому, чтобы удовлетворять их просьбы и заявления, принципиаль­ но ставить вопросы перед руководи­ телями смежных организаций и предприятий и тем самым создавать все условия мастерам для успешной работы по выполнению государст­ венного плана выпуска рыбопродук­ ции и социалистических обяза­ тельств.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz