Рыбный Мурман. 1955 г. Октябрь.
№ 129 (369), 28 октября 1955 г РЫБ НЫЙ м у р м а н 3 О визуалЬной связи на селЬдяном промЫсле Многообразные условия пла вания промысловых судов в Север ной Атлантике требуют о-т рыбаков, чтобы они постоянно поддерживали друг с другом контакт, обменивались взаимной информацией о ходе про мысла, по вопросам судовождения и т. д. Основным средством связи на сель дяном лову является радио. Оно ока зывает неоценимую помощь морякам. Без радио трудно себе представить управление многочисленными кораб лями, промышляющими на значи тельных расстояниях друг от друга. Но радио — средство дальней связи. Во время плавания морякам раз ных кораблей необходимо часто де литься своими наблюдениями, опы том, мнениями. Находясь друг от друга в нескольких кабельтовых, нецелесообразно переговариваться по радио, а более удобно и выгодно пользоваться средствами зрительной связи. Капитана среднего траулера при подходе к судам с хорошими улова ми интересуют главным образом следующие вопросы: «каков улов на сеть», «сторона попадания, или от куда и куда движется сельдь» (на юг, юго-востоас и т. д.), «лучший го ризонт или на какой длине повод- цов имеются наилучшие уловы», «какова температура поверхностной воды или куда и с какой скоростью снесло судно за время дрейфа». Специальная промысловая сигна лизация, с помощью которой можно было бы задать эти вопросы и отве тить на них, была бы очень слож ной. Обычно же, пользуясь данными промысловых сводок, высказывания ми на радиосовещаниях, капитаны средних траулеров по радиопеленгу выходят на суда, имеющие хорошие уловы, и, сближаясь на дальность го лосовой связи, уточняют интересую щие их вопросы, а затем выбирают место для выметкн сетей. Но сбли жаться на дальность голосовой свя зи не всегда удается. Это особенно сложно в осенне-зимний период, во время непогоды и длительной ночи. Ночью, при значительном волне нии моря и ограниченной видимости неоценимую пользу может принести световая сигнализация с помощью клотикового огня или сигнального прожектора. Но на судах «Мурмансельди» это му важному и надежному виду связи не придается серьезного значения. Между тем, Устав службы на судах флота рыбной промышленности СССР обязывает матроса первого класса уметь пользоваться средствами зри тельной связи (семафорными флаж ками, световой сигнализацией по аз буке Морзе), знать буквенные обоз начения флагов «Международного свода сигналов», записывать сигна лы и знать правила несения сиг нальной службы. Однако на наших судах большинство матросов первого класса не умеет пользоваться сред ствами зрительной связи. Сред ствами визуальной связи не уме ют пользоваться не только мат росы первого класса, но и многие помощники капитанов. В мореходных училищах будущие судоводители изучают сигнальное дело, но, придя на суда «Мурмансельди», они совер шенно забывают то, что изучали и знали. В результате большинство по мощников капитанов не умеет поль зоваться семафорными флажками, не владеет световой сигнализацией, да же не знает азбуки Морзе. Все это является результатом того, что у многих судоводителей кораблей сельдяного флота сложилось непра вильное представление о значении средств зрительной связи. На наших судах совершенно не пользуются се мафорными флажками и световой сигнализацией. По малейшим вопро сам капитаны судов-прибегают к ра диосвязи, тем самым грубо нарушая правила радиообмена, они забывают при этом, что тактико-технические данные визуальных средств связи вполне удовлетворительны. Даль ность видимости белого клотикового огня, например, равняется пяти ми лям, скорость передачи — 40 зна кам в минуту, а дальность видимости прожектора доходит до 12 миль, флажный семафор читается на рас стоянии двух миль, флажная сигна лизация — 3 миль. Разумеется, эти данные зависят от метеорологиче ских условий. Если в летних условиях мы могли опознавать свои суда и вести пере говоры в благоприятных условиях мегафоном, то с наступлением поляр ной ночи, в осенне-зимних условиях, голосовая связь совершенно отпа дает. Зная световую сигнализацию, мы сможем успешно держать зри тельную связь между судами, что во многом поможет успешному выпол нению задач по добыче сельди, стоя щих перед моряками промысловых судов. В. НИКАНОРОВ. Капитан среднего траулера № 331. ||! 1 v X v ЙШМ щ ц Й 'Й 'Х ’Й Щ щ 11111 Хорошее решение не претворяется в жизнь шт С каждым днем ширится со ревнование в честь 38-й годов щины Великого Октября и XX съезда КПСС. На снимке — старший мастер по добыче рыбы на траулере «Арга» В. ЕПИФА НОВ (справа) и боцман Г. ГА ЛИТА. Они добиваются высо ких показателей в своей работе. Фото из «Полярной правды». Электрификация рыболовецких колхозов Почти по всему побережью Коль ского полуострова, где расположены становища рыбаков, сейчас ярко сверкают электрические огни. Один за другим вступают в строй новые колхозные электродвигатели. В ок тябре закончена электрификация ры боловецких колхозов имени Клары Цеткин, «Прибой», «Волна» и дру гих, расположенных в Териберском, Кандалакшском и Терском районах. Лампочки Ильича зажглись недавно в домах рыбаков колхоза «Всходы коммунизма», Терского района. В октябре электрифицированы 56 домов рыбаков-колхозников самой молодой рыболовецкой артели Коль ского полуострова «Новая Титовка •>, Полярного района. До конца года бу дет завершена полная электрифика ция рыболовецких колхозов Кольско го полуострова. Электрификация отдаленных кол хозов свидетельствует об огромной заботе Коммунистической партии п Советского правительства о труже никах советского Заполярья. В ответ на эту заботу колхозные промысло вики еще шире развертывают социа листическое соревнование за достой ную встречу XX съезда КПСС. Недавно, по инициативе партийно го бюро нашего завода и политотдела тралового флота, было созвано сов местное производственное совещание производителей работ и групповых механиков. Разбор взаимных претен зий, произведенный.на этом совеща нии, привел к деловому решению не которых наболевших вопросов. Но мало записать критические за мечания — их надо претворять в жизнь. Факты же говорят о том, что за полмесяца, прошедшие после это го совещания, положение не измени лось. Вот факты. При ремонте траулера «Акула» трубопроводчики завода по теряли два дня в ожидании, когда водолазы рыбного порта поставят пластырь. Это привело к срыву со циалистического обязательства, при нятого судоремонтниками. На «Мил- ске» три дня была закрыта каюта капитана, в которой предстояло от ремонтировать паровое отопление. Приняв в ремонт механизмы трауле ра «Волхов», судоремонтники не мог ли два дня приступить к другим ра ботам по вине старшего помощника, который с большим опозданием за нялся оформлением ремонтных доку ментов. Производители работ завода все еще недостаточно тщательно рассма тривают и принимают заказы на ре монт судовой техники. Неоперативно решаются и вопросы очередности вы полнения ремонтных работ. Особенно плохо обстоит это дело в слесарном цехе (начальник тов. Суринов). Здесь часто не учитывают того, что после слесарей придется трудиться еще другим рабочим, чтобы отремон тировать судно в установленное время. На траулере «Камчатка» не обходимо было привести в порядок рыбомучную установку. Срок окон чания работ был установлен на 16 часов 17 октября. Слесари заверши ли работы в этот день к 24 часам. Вслед за ними к половине двенадца того 18 октября выполнили заказ и трубопроводчики. Но акт об оконча нии ремонта был оформлен только в 17 часов. В простое обвинили трубо проводчиков, хотя при своевременном окончании слесарных работ они не 1допустили бы задержки корабля в 1ремонте. j Пора учесть все эти ошибки и пре- ( творить в жизнь деловое решение, 1принятое на совместном производст- | венном совещании производителей работ завода и групповых механи ков тралового флота. С. ТКАЧУК. Старший мастер трубопро водного участка судоре монтного завода Главмур- манрыбпрома. Что мешает смене успешно работать В честь 38-й годовщины Великой Октябрьской социалистической рево люции и XX съезда Коммунистиче ской партии Советского Союза наша смена приняла на себя повышенные обязательства. Мы заняты на заводе уборкой сельди, поступающей с ко раблей 'сельдяного флота и плавбаз. Сейчас, когда промысловая обстанов ка в Северной Атлантике значитель но улучшилась и приток продукции намного увеличился, нам поручили убирать за смену 70 тонн сельди. Однако в течение последних дней рабочие не справляются с заданием — вместо 70 тонн успевают убрать только 59— 63 тонны сельди. Помехой в нашей работе является переброска людей на 'Другие работы, не связанные с уборкой сельди, и острый недостаток 120-литровой сельдяной бочкотары. В смене почти все рыбообработчи ки — опытные производственники, выпускающие продукцию высокого качества. Если бы все они были за няты своим основным делом, мы мог ли бы убрать не только 70 тонн сель ди, но и значительно болмпе. Но вся оеда в том, что каждый день по рас поряжению дирекции из смены ухо дят до 10 человек для анализа сель ди, поступающей с плавбаз, для по мощи завхозу, товароведу и т. д. А если учесть людей, не выходящих на работу из-за болезни, то в смене остается до 60 человек. Безусловно, что им трудно справиться с зада нием, которое.должны выполнять 80 человек. Большим тормозом в нашей работе является и то, что за последнее вре мя к нам почти не поступают 120-литровые бочки. Приходится пользоваться тарой, которую достав ляют с плавбаз. Она очень низкого качества и требует большого ремон та. А если даже бочки с плавбаз поступают и хорошие, то к ним не достает доньев. Все это, естественно, снижает производительность труда. При устранении этих недостатков наша смена вполне справится со своим заданием и с честью выполнит принятые обязательства. Н. АВЧУК. Сменный мастер рыбозаво да № 2. Увеличить заготовку свежей рыбы Свежая рыбная продукция поль зуется большим спросом у потре бителей. Заготовлять ее не только легче, но и выгоднее, чем соленую рыбу. Эти прописные истины хоро шо известны всем. Но, к сожале нию, их приходится повторять сно ва и снова, так как не все -этих истин придерживаются. Траловый флот в октябре не только не выполняет плана по вы пуску валовой продукции, но и не отправляется с заданием по ассор тименту. Возвращающиеся сейчас в порт суда сдааот на рыбокомбинат очень мало свежей рыбы. За 20 дней октября месячный план по за готовке свежья выполнен всего-на всего на 33 процента. Государству уже недодано 25 тысяч центнеров этой ценной продукции. Мы попросили начальника отдела обработки тралового флота тов. Ка лашникова назвать нам корабли, которые бы в последних рейсах справились с заданием по доставке свежей рыбы. — Это сделать очень трудно, — ответил он. — Вот если назвать корабли, которые не сщравились с заданием по свежью, то это будет значительно легче. Тов. Калашников открыл пух- □ □ □ ПРЕОДОЛЕТЬ ОТСТАВАНИЕ В ДОСТАВКЕ СВЕЖЬЯ □ □ * лую папку и начал перечислять корабли. Траулер «Чирчик» при за дании в 56 тонн свежего полуфаб риката доставил из последнего рей са только 19 тонн, траулер «Трал» при рейсовом задании 57 тонн до ставил 33 тонны, траулер «Ненец» при задании 56 тонн — 33 тонны. Этот список можно было бы зна чительно продолжить. За последнее время только несколько судов вер нулось в порт с выполненным рей совым заданием по затотовже свежья. Это траулер «Джанкой» (старший мастер по обработке рыбы тов. Вихарев) и траулер «Аджари- стан» (старший мастер по обработ ке рыбы тов. Епифанов). Некоторые работники тралового флота, в том числе и начальник от дела обработки тов. Калашников, считают это чуть ли не нормальным явлением. — Видите ли, — говорят они, — такое положение наблюдается у нас каждый год. Промысловая обста новка в море неважная, погода пло хая, рыба ловится мелкая. По только ли в этом дело? Ведь у нас есть корабли, которые, про мышляя в одних и тех же условиях с другими судами, не только выпол няют план по ассортименту, но и перевыполняют его. На этих судах капитаны, мастера по обработке рыбы и все моряки по-настоящему борются за выполнение рейсовых заданий.. Часто можно слышать, что арок хранения на судах мелкой свежей рыбы (а в настоящее время в тралы попадает больше мелкой рыбы) установлен в семь суток и что за этот период очень трудно выполнить за дание по свежью. Но одновременно с мелкой рыбой в трал всегда попа дает какой-то процент крупной трески или пикши. На кораблях, оде ведется действительная борьба за увеличение заготовки свежья, матросы начинают тща/гельно отби рать за одиннадцать суток до при хода в парт крупную рыбу, отдель но разделывают ее и укладывают в лед, а мелкую направляют в посол. Опыт передовиков нужно .рас пространять на все корабли. Необ ходимо чаще проводить в море ра диосовещания мастеров по обработ ке рыбы. Траловый флот не только не вы полняет плана по заготовке свежья, но и не справляется с заданием по его сортности. Все это наносит го сударству весьма большой ущерб. То обстоятельство, что сортность свежей рыбы в летний период была выше, чем сейчас, заставляет заду маться о многом. Необходимо лучше укладывать свежье в трюмные чер даки, тщательнее сохранять полу фабрикат. Сейчас в управлении тралового флота ведутся разговоры о необхо димости (широко практиковать овежьевые рейсы. У нас немало ко раблей оборудовано специальными морозильными установками и име ют сравнительно непродолжитель ный срок плавания. В настоящее время эти суда используются как обычные корабли. Пробыв в море положенный срок плавания, в те чение которого заготовляется исключительно соленая рыба, такой корабль отправляется в Тювангубу на пополнение снабжения, после чего 'продолжает рейс. Естественно, что при такой постановке дела удельный вес свежья к общему ко личеству привозимого в порт полу фабриката всегда будет низким. По этому мысль об организации ско ростных свежьевых рейсов абсолют н о правильна. Плохо только то, что она пока еще медленно претво ряется в жизнь. Необходимо поторо питься с организацией свежьевых рейсов. Есть и еще одна возможность ликвидировать отставание в заго товке свежей рыбы. В сентябре план по заготовке свежей продукции траловый флот перевыполнил. Во многом этому способствовало пре бывание на промысле рефрижерато ра X» 9. Экипажи судов имели воз можность едавать на него свежую рыбу и снова продолжать промысел, удлиняя время своего нахождения в море. Только за девять дней на рефрижератор было сдано с находя щихся на промысле траулеров 450 тонн свежего полуфабриката. Сей час рефрижератор N° 9 находится в Северной Атлантике, куда он пос лан за свежей сельдью. Необходимо сразу же после его возвращения пе редать это судно для обслуживания судов тралового флота. Есть все возможности увеличить заготовку свежья. Но добиться этого можно только при условии, если все моряки поведут настойчи вую, упорную борьбу за выполне ние этой 'важной задачи. Увеличе ние заготовки свежей рыбы будет способствовать успешному выполне нию социалистических обяза тельств, принятых в честь XX съезда КПСС. С. ДЕМИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz