Рыбный Мурман. 1955 г. Октябрь.

№ 129 (369), 28 октября 1955 г РЫБ НЫЙ м у р м а н 3 О визуалЬной связи на селЬдяном промЫсле Многообразные условия пла­ вания промысловых судов в Север­ ной Атлантике требуют о-т рыбаков, чтобы они постоянно поддерживали друг с другом контакт, обменивались взаимной информацией о ходе про­ мысла, по вопросам судовождения и т. д. Основным средством связи на сель­ дяном лову является радио. Оно ока­ зывает неоценимую помощь морякам. Без радио трудно себе представить управление многочисленными кораб­ лями, промышляющими на значи­ тельных расстояниях друг от друга. Но радио — средство дальней связи. Во время плавания морякам раз­ ных кораблей необходимо часто де­ литься своими наблюдениями, опы­ том, мнениями. Находясь друг от друга в нескольких кабельтовых, нецелесообразно переговариваться по радио, а более удобно и выгодно пользоваться средствами зрительной связи. Капитана среднего траулера при подходе к судам с хорошими улова­ ми интересуют главным образом следующие вопросы: «каков улов на сеть», «сторона попадания, или от­ куда и куда движется сельдь» (на юг, юго-востоас и т. д.), «лучший го­ ризонт или на какой длине повод- цов имеются наилучшие уловы», «какова температура поверхностной воды или куда и с какой скоростью снесло судно за время дрейфа». Специальная промысловая сигна­ лизация, с помощью которой можно было бы задать эти вопросы и отве­ тить на них, была бы очень слож­ ной. Обычно же, пользуясь данными промысловых сводок, высказывания­ ми на радиосовещаниях, капитаны средних траулеров по радиопеленгу выходят на суда, имеющие хорошие уловы, и, сближаясь на дальность го­ лосовой связи, уточняют интересую­ щие их вопросы, а затем выбирают место для выметкн сетей. Но сбли­ жаться на дальность голосовой свя­ зи не всегда удается. Это особенно сложно в осенне-зимний период, во время непогоды и длительной ночи. Ночью, при значительном волне­ нии моря и ограниченной видимости неоценимую пользу может принести световая сигнализация с помощью клотикового огня или сигнального прожектора. Но на судах «Мурмансельди» это­ му важному и надежному виду связи не придается серьезного значения. Между тем, Устав службы на судах флота рыбной промышленности СССР обязывает матроса первого класса уметь пользоваться средствами зри­ тельной связи (семафорными флаж­ ками, световой сигнализацией по аз­ буке Морзе), знать буквенные обоз­ начения флагов «Международного свода сигналов», записывать сигна­ лы и знать правила несения сиг­ нальной службы. Однако на наших судах большинство матросов первого класса не умеет пользоваться сред­ ствами зрительной связи. Сред­ ствами визуальной связи не уме­ ют пользоваться не только мат­ росы первого класса, но и многие помощники капитанов. В мореходных училищах будущие судоводители изучают сигнальное дело, но, придя на суда «Мурмансельди», они совер­ шенно забывают то, что изучали и знали. В результате большинство по­ мощников капитанов не умеет поль­ зоваться семафорными флажками, не владеет световой сигнализацией, да­ же не знает азбуки Морзе. Все это является результатом того, что у многих судоводителей кораблей сельдяного флота сложилось непра­ вильное представление о значении средств зрительной связи. На наших судах совершенно не пользуются се­ мафорными флажками и световой сигнализацией. По малейшим вопро­ сам капитаны судов-прибегают к ра­ диосвязи, тем самым грубо нарушая правила радиообмена, они забывают при этом, что тактико-технические данные визуальных средств связи вполне удовлетворительны. Даль­ ность видимости белого клотикового огня, например, равняется пяти ми­ лям, скорость передачи — 40 зна­ кам в минуту, а дальность видимости прожектора доходит до 12 миль, флажный семафор читается на рас­ стоянии двух миль, флажная сигна­ лизация — 3 миль. Разумеется, эти данные зависят от метеорологиче­ ских условий. Если в летних условиях мы могли опознавать свои суда и вести пере­ говоры в благоприятных условиях мегафоном, то с наступлением поляр­ ной ночи, в осенне-зимних условиях, голосовая связь совершенно отпа­ дает. Зная световую сигнализацию, мы сможем успешно держать зри­ тельную связь между судами, что во многом поможет успешному выпол­ нению задач по добыче сельди, стоя­ щих перед моряками промысловых судов. В. НИКАНОРОВ. Капитан среднего траулера № 331. ||! 1 v X v ЙШМ щ ц Й 'Й 'Х ’Й Щ щ 11111 Хорошее решение не претворяется в жизнь шт С каждым днем ширится со­ ревнование в честь 38-й годов­ щины Великого Октября и XX съезда КПСС. На снимке — старший мастер по добыче рыбы на траулере «Арга» В. ЕПИФА­ НОВ (справа) и боцман Г. ГА­ ЛИТА. Они добиваются высо­ ких показателей в своей работе. Фото из «Полярной правды». Электрификация рыболовецких колхозов Почти по всему побережью Коль­ ского полуострова, где расположены становища рыбаков, сейчас ярко сверкают электрические огни. Один за другим вступают в строй новые колхозные электродвигатели. В ок­ тябре закончена электрификация ры­ боловецких колхозов имени Клары Цеткин, «Прибой», «Волна» и дру­ гих, расположенных в Териберском, Кандалакшском и Терском районах. Лампочки Ильича зажглись недавно в домах рыбаков колхоза «Всходы коммунизма», Терского района. В октябре электрифицированы 56 домов рыбаков-колхозников самой молодой рыболовецкой артели Коль­ ского полуострова «Новая Титовка •>, Полярного района. До конца года бу­ дет завершена полная электрифика­ ция рыболовецких колхозов Кольско­ го полуострова. Электрификация отдаленных кол­ хозов свидетельствует об огромной заботе Коммунистической партии п Советского правительства о труже­ никах советского Заполярья. В ответ на эту заботу колхозные промысло­ вики еще шире развертывают социа­ листическое соревнование за достой­ ную встречу XX съезда КПСС. Недавно, по инициативе партийно­ го бюро нашего завода и политотдела тралового флота, было созвано сов­ местное производственное совещание производителей работ и групповых механиков. Разбор взаимных претен­ зий, произведенный.на этом совеща­ нии, привел к деловому решению не­ которых наболевших вопросов. Но мало записать критические за­ мечания — их надо претворять в жизнь. Факты же говорят о том, что за полмесяца, прошедшие после это­ го совещания, положение не измени­ лось. Вот факты. При ремонте траулера «Акула» трубопроводчики завода по­ теряли два дня в ожидании, когда водолазы рыбного порта поставят пластырь. Это привело к срыву со­ циалистического обязательства, при­ нятого судоремонтниками. На «Мил- ске» три дня была закрыта каюта капитана, в которой предстояло от­ ремонтировать паровое отопление. Приняв в ремонт механизмы трауле­ ра «Волхов», судоремонтники не мог­ ли два дня приступить к другим ра­ ботам по вине старшего помощника, который с большим опозданием за­ нялся оформлением ремонтных доку­ ментов. Производители работ завода все еще недостаточно тщательно рассма­ тривают и принимают заказы на ре­ монт судовой техники. Неоперативно решаются и вопросы очередности вы­ полнения ремонтных работ. Особенно плохо обстоит это дело в слесарном цехе (начальник тов. Суринов). Здесь часто не учитывают того, что после слесарей придется трудиться еще другим рабочим, чтобы отремон­ тировать судно в установленное время. На траулере «Камчатка» не­ обходимо было привести в порядок рыбомучную установку. Срок окон­ чания работ был установлен на 16 часов 17 октября. Слесари заверши­ ли работы в этот день к 24 часам. Вслед за ними к половине двенадца­ того 18 октября выполнили заказ и трубопроводчики. Но акт об оконча­ нии ремонта был оформлен только в 17 часов. В простое обвинили трубо­ проводчиков, хотя при своевременном окончании слесарных работ они не 1допустили бы задержки корабля в 1ремонте. j Пора учесть все эти ошибки и пре- ( творить в жизнь деловое решение, 1принятое на совместном производст- | венном совещании производителей работ завода и групповых механи­ ков тралового флота. С. ТКАЧУК. Старший мастер трубопро­ водного участка судоре­ монтного завода Главмур- манрыбпрома. Что мешает смене успешно работать В честь 38-й годовщины Великой Октябрьской социалистической рево­ люции и XX съезда Коммунистиче­ ской партии Советского Союза наша смена приняла на себя повышенные обязательства. Мы заняты на заводе уборкой сельди, поступающей с ко­ раблей 'сельдяного флота и плавбаз. Сейчас, когда промысловая обстанов­ ка в Северной Атлантике значитель­ но улучшилась и приток продукции намного увеличился, нам поручили убирать за смену 70 тонн сельди. Однако в течение последних дней рабочие не справляются с заданием — вместо 70 тонн успевают убрать только 59— 63 тонны сельди. Помехой в нашей работе является переброска людей на 'Другие работы, не связанные с уборкой сельди, и острый недостаток 120-литровой сельдяной бочкотары. В смене почти все рыбообработчи­ ки — опытные производственники, выпускающие продукцию высокого качества. Если бы все они были за­ няты своим основным делом, мы мог­ ли бы убрать не только 70 тонн сель­ ди, но и значительно болмпе. Но вся оеда в том, что каждый день по рас­ поряжению дирекции из смены ухо­ дят до 10 человек для анализа сель­ ди, поступающей с плавбаз, для по­ мощи завхозу, товароведу и т. д. А если учесть людей, не выходящих на работу из-за болезни, то в смене остается до 60 человек. Безусловно, что им трудно справиться с зада­ нием, которое.должны выполнять 80 человек. Большим тормозом в нашей работе является и то, что за последнее вре­ мя к нам почти не поступают 120-литровые бочки. Приходится пользоваться тарой, которую достав­ ляют с плавбаз. Она очень низкого качества и требует большого ремон­ та. А если даже бочки с плавбаз поступают и хорошие, то к ним не­ достает доньев. Все это, естественно, снижает производительность труда. При устранении этих недостатков наша смена вполне справится со своим заданием и с честью выполнит принятые обязательства. Н. АВЧУК. Сменный мастер рыбозаво­ да № 2. Увеличить заготовку свежей рыбы Свежая рыбная продукция поль­ зуется большим спросом у потре­ бителей. Заготовлять ее не только легче, но и выгоднее, чем соленую рыбу. Эти прописные истины хоро­ шо известны всем. Но, к сожале­ нию, их приходится повторять сно­ ва и снова, так как не все -этих истин придерживаются. Траловый флот в октябре не только не выполняет плана по вы­ пуску валовой продукции, но и не отправляется с заданием по ассор­ тименту. Возвращающиеся сейчас в порт суда сдааот на рыбокомбинат очень мало свежей рыбы. За 20 дней октября месячный план по за­ готовке свежья выполнен всего-на­ всего на 33 процента. Государству уже недодано 25 тысяч центнеров этой ценной продукции. Мы попросили начальника отдела обработки тралового флота тов. Ка­ лашникова назвать нам корабли, которые бы в последних рейсах справились с заданием по доставке свежей рыбы. — Это сделать очень трудно, — ответил он. — Вот если назвать корабли, которые не сщравились с заданием по свежью, то это будет значительно легче. Тов. Калашников открыл пух- □ □ □ ПРЕОДОЛЕТЬ ОТСТАВАНИЕ В ДОСТАВКЕ СВЕЖЬЯ □ □ * лую папку и начал перечислять корабли. Траулер «Чирчик» при за­ дании в 56 тонн свежего полуфаб­ риката доставил из последнего рей­ са только 19 тонн, траулер «Трал» при рейсовом задании 57 тонн до­ ставил 33 тонны, траулер «Ненец» при задании 56 тонн — 33 тонны. Этот список можно было бы зна­ чительно продолжить. За последнее время только несколько судов вер­ нулось в порт с выполненным рей­ совым заданием по затотовже свежья. Это траулер «Джанкой» (старший мастер по обработке рыбы тов. Вихарев) и траулер «Аджари- стан» (старший мастер по обработ­ ке рыбы тов. Епифанов). Некоторые работники тралового флота, в том числе и начальник от­ дела обработки тов. Калашников, считают это чуть ли не нормальным явлением. — Видите ли, — говорят они, — такое положение наблюдается у нас каждый год. Промысловая обста­ новка в море неважная, погода пло­ хая, рыба ловится мелкая. По только ли в этом дело? Ведь у нас есть корабли, которые, про­ мышляя в одних и тех же условиях с другими судами, не только выпол­ няют план по ассортименту, но и перевыполняют его. На этих судах капитаны, мастера по обработке рыбы и все моряки по-настоящему борются за выполнение рейсовых заданий.. Часто можно слышать, что арок хранения на судах мелкой свежей рыбы (а в настоящее время в тралы попадает больше мелкой рыбы) установлен в семь суток и что за этот период очень трудно выполнить за­ дание по свежью. Но одновременно с мелкой рыбой в трал всегда попа­ дает какой-то процент крупной трески или пикши. На кораблях, оде ведется действительная борьба за увеличение заготовки свежья, матросы начинают тща/гельно отби­ рать за одиннадцать суток до при­ хода в парт крупную рыбу, отдель­ но разделывают ее и укладывают в лед, а мелкую направляют в посол. Опыт передовиков нужно .рас­ пространять на все корабли. Необ­ ходимо чаще проводить в море ра­ диосовещания мастеров по обработ­ ке рыбы. Траловый флот не только не вы­ полняет плана по заготовке свежья, но и не справляется с заданием по его сортности. Все это наносит го­ сударству весьма большой ущерб. То обстоятельство, что сортность свежей рыбы в летний период была выше, чем сейчас, заставляет заду­ маться о многом. Необходимо лучше укладывать свежье в трюмные чер­ даки, тщательнее сохранять полу­ фабрикат. Сейчас в управлении тралового флота ведутся разговоры о необхо­ димости (широко практиковать овежьевые рейсы. У нас немало ко­ раблей оборудовано специальными морозильными установками и име­ ют сравнительно непродолжитель­ ный срок плавания. В настоящее время эти суда используются как обычные корабли. Пробыв в море положенный срок плавания, в те­ чение которого заготовляется исключительно соленая рыба, такой корабль отправляется в Тювангубу на пополнение снабжения, после чего 'продолжает рейс. Естественно, что при такой постановке дела удельный вес свежья к общему ко­ личеству привозимого в порт полу­ фабриката всегда будет низким. По­ этому мысль об организации ско­ ростных свежьевых рейсов абсолют­ н о правильна. Плохо только то, что она пока еще медленно претво­ ряется в жизнь. Необходимо поторо­ питься с организацией свежьевых рейсов. Есть и еще одна возможность ликвидировать отставание в заго­ товке свежей рыбы. В сентябре план по заготовке свежей продукции траловый флот перевыполнил. Во многом этому способствовало пре­ бывание на промысле рефрижерато­ ра X» 9. Экипажи судов имели воз­ можность едавать на него свежую рыбу и снова продолжать промысел, удлиняя время своего нахождения в море. Только за девять дней на рефрижератор было сдано с находя­ щихся на промысле траулеров 450 тонн свежего полуфабриката. Сей­ час рефрижератор N° 9 находится в Северной Атлантике, куда он пос­ лан за свежей сельдью. Необходимо сразу же после его возвращения пе­ редать это судно для обслуживания судов тралового флота. Есть все возможности увеличить заготовку свежья. Но добиться этого можно только при условии, если все моряки поведут настойчи­ вую, упорную борьбу за выполне­ ние этой 'важной задачи. Увеличе­ ние заготовки свежей рыбы будет способствовать успешному выполне­ нию социалистических обяза­ тельств, принятых в честь XX съезда КПСС. С. ДЕМИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz