Рыбный Мурман. 1955 г. Октябрь.
Р ЫБ Н Н Й МУ Р Я А В № 128 (368), 26 октября 1955 г. Великий преобразователь природы 27 октября 1955 года исполняет ся 100 лет со дня рождения великого советского ученого-естествоиспыта- теля и преобразователя живой при роды Ивана Владимировича Мичури на. Имя Мичурина, создавшего но вое, материалистическое направление в биологии. посвятившего всю свою жизнь беззаветному служению трудящимся, чтут все народы Совет ского Союза, все передовое и про грессивное человечество. Великая заслуга И. В. Мичурина заключается в том, что он не толь ко объяснил, что такое наследствен ность растительных и животных ор ганизмов, но и открыл неизвестные ю него законы, позволяющие уп равлять наследственностью и разви тием организмов. Тем самым Мичу рин увеличил власть человека над природой, вооружил его могучим ору жием в борьбе за создание новых фо(рм (сортов) сельскохозяйственных растений и пород животных с жела тельными свойствами и качествами. Как известно, природа развивается независимо от воли и сознания чело века, она не может сама по себе удовлетворить его многообразные, всегда растущие жизненные потреб ности. И. В. Мичурин провозгласил свой материалистический девиз: «Мы не можем ждать милостей от приро ды; взять их у нее — наша задача» (Соч., т. 1, стр. 605, изд. 1948 г.). Рассматривая природу как вечный процесс возникновения, изменения, развития, Мичурин на протяжении всей своей деятельности отстаивал и развивал материалистическую идею о разумном вмешательстве человека в природные процессы. Он учил, что «при вмешательстве человека является возможным вынудить каж дую форму животного или растения более быстро изменяться и притом б лучшую сторону, желательную че ловеку» (Соч., т. IV, стр. 158). К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И. В. МИЧУРИНА сохраняться их в лежке продлить на 75— 80 дней. У другого своего сор та яблок — «кандиль-китайка» Ми- . чурииу удалось повысить холодостой- олытном участке, Мичурин установил этот совершенно новый в природе кость до уровня стойкого русского резкие различия в развитии дичков вид плодового растения, гиориды ря- и привитых на них южных сортов оины «ликерная», «гранатная», «де- ллодовых растений. Южные растения сертная Мичурина» и многие другие. весной начинали расти раньше, но в то время, когда наши дикие яблони, Однако гибрид не главное в уче нии Мичурина. Полученные гибриды груши, вишни и сливы уже сбрасы- ,часто обладают плохими качествами, вали листву, у привитых к ним юж- !Желательные признаки по большей ных сортов все листья оставались ;части не проявляются у гибридов, а зелеными до тех пор, пока их не 'нежелательные, плохие качества не Иван Владимирович МИЧУРИН. Фотохроника ТАСС. сорта «антоновка», а вес плодов увеличить с 35—40 граммов до 210 граммов. Плоды вишне-черешневого гибрида «краса Севера» оказались белыми; с помощью ментора, крас ноплодной вишни, Мичурин превра тил их в розовые. Ученики и последователи Мичури на с 'Помощью ментора повышают холодостойкость и урожайность пло довых растений, изменяют форму, ве личину и окраску плодов, повышают процент сахара в плодах, увеличи вают размеры корневой «истемы в тех случаях, когда она окажется не доразвитой и т. д. * * * • «Вся дорога моя до революции,— | писал Иван Владимирович, — была выстлана осмеянием, пренебреже нием, забвением... Чиновники из де партамента кричали на меня: «Не сметь!» Казенные ученые объявляли мои гибриды «незаконнорожденны ми». Попы грозили: «Не кощун ствуй! Не превращай божьего сада в дом терпимости!» (так характеризо валась гибридизация)» (Соч., т. I, стр. 602— 603). У великого естест воиспытателя в дореволюционное время был лишь крохотный питом ник без лабораторий, без теплиц, без научного оборудования; у него не йыло учеников, помощников и про должателей его дела. Великий перелом в жизни России, совершившийся в октябре 1917 го да, был полным переворотом и в жиз ни и деятельности И. В. Мичурина. Коммунистическая партия, великий Ленин и продолжатель его дела И. В. Сталин по достоинству оцени ли труды И. В. Мичурина и открыли широкий путь для развития мичу ринского учения. Благодаря заботам Коммунистиче- пафтии и Советского правитель ства по всей стране развернута сеть желательные ценные качества и уст- ___ „ ранить нежелательные. В непримири- j институтов, зональных опытных мой борьбе против реакционного, | станции, опорных пунктов, которые имеет за плечами большой стажпла- идеалис1нческото учения Вейсмана ныне 'прод«^ !!?т_ и ,вания. Она побывала и в Средивем- Глубоко веря в творческую роль 'убивали морозы. И ученый начинает 'исчезают. Селекционер должен вос- человека, в его воздействие на при- ^искать другие пути для осуществле- впитывать гибридные растения или ■ ™ роду, Мичурин прямо говорил, что ния своей идеи. животные так, чтобы развить в них 0 человек лучше природы может соз- J: Мичурин переходит к гибридиза- давать новые формы растений. !цин плодовых растений, подбирая * * * ' материнские формы из диких вос- Вудучи по всему своему внутрен- точно-азиатских плодовых растений, нему складу прирожденным натура- самых холодостойких в мире, а от- ;Мичурин разработал прогрессивное, листом, И. В. Мичурин двадцатилет- донские — из западноевропейских . материалистическое учение о формо- и южных культурных плодовых рас- j образовании новых видов в зависи- ФРТ-гпй О н VPTSiHA'RJTHiRflРФ ш л ТТПЛУ- МОСТИ ОТ УСЛОВИИ Ж И ЗНИ , ОТ ВЛИЯНИЯ j ifTtwtrntTTTTTTT т т п л п а пш а п тт/чттл. \Гтж тении, ин устанавливает, что полу ( * - Внешняя шеиа РЫ-мичуринцы, продолжая дела Ми- ченные от скрещивания таких ро- | окружающей среды, внешняя среда, j пшнгая фплтлгл яя rmrnwmw» татг- •дительских растений гибриды, то говорил он, и есть настоящая мать- есть потомство, легче приспосабли- , воспитательница. Управление разви- — .............. ______ таются к условиям средней полосы тием организма растения путем це- .решяя, десертные сорта груши и яб- | России. Они сочетают в себе холодо- !лесообразного воспитания вот в лоии. Это стало целью всей его дол- .стойкость и урожайность материн- , чем сущность учения Мичурина. Для Моряки учатся Радостная весть пронеслась среди экипажа плавбазы «Воркута»: на судно пришли преподаватели област ной заочной средней школы моряков. В уютное помещение красного уголка один за другим стали схо диться учащиеся-заочники. Многие из них только что вернулись с оче редной вахты. Тут и восьмиклассни ки — кочегар Шаликов, машинист Суханов, повар Карпушкина, меха ник Образцов, и десятиклассник — лебедчик Анненко, и 50-летний при емщик рыбы Иван Павлович Магаю нов — учащийся пятого класса. За время прошедшего рейса у мно гих из них при выполнении учебно го задания возникло немало трудно стей. Старший механик тов. Перву шин хочет получить консультацию по литературе Киевской Руси, вось миклассница Карпушкина забыла фо нетику английского языка, пожилой немногословный Иван Павлович Ма- гаюнов встретил затруднения при письменном разборе предложений. Преподаватели подробно отвечают на все вопросы заочников. Много работы на плавбазе во время рейса. Вахта сменяется подвахтой. К борту судна один за другим пришвар товываются промысловые траулеры, пруженые бочками с сельдью. Круг лосуточно идет приемка рыбы. Бу шует осеннее море, шторм, снежные вихри... До учебы ли здесь? Однако трудности не пугают моряков. Допоздна горит электросвет в каюте, где проживает рыбоприемщик Магаюнов. Вернувшись с палубы, с очередной вахты, Иван Павлович, не торопясь, надевает очки, достает с полки тетради, учебники и, присев к столу, принимается старательно пи сать упражнения по грамматике. Трудновато ему. Многое забылось: около сорока лет прошло, как он окончил четырехклассное училище. Стремление получить среднее об разование без отрыва от производст ва имеют многие моряки плавбазы. Судовой повар Елена Карпушкина ним юношей задумал перестроить са доводство родной страны. Он хотел, чтобы в средней и северной полосе России росли и плодоносили такие прекрасные плодовые растения юга, как абрикос, персик, виноград, че- и учение Мичурина в растениевод стве, в животноводстве, в микробио логии, в теоретической медицине и ветеринарии. Советские селекционе- гои жизпи. Изучая учение великого англий ского ученого Чарлза Дарвина и тру- ских производителен, величину, фор- развития в пиоридах желательных ка честв Мичурин подготавливал для них особую почву, предоставлял различ- му, окраску и высокое качество пло- дов отцовских производителей. Та- ды наших отечественных ученых-ма- ,«“>* ™Дбор растения, географически , ?™"Я “ “ Д° ™ НР™ териалистов, Мичурин не нашел и \ ш о ш > = ы, | П Ш « т“ них прямых теоретических указании и явился тем «переходным мостом», для осуществления своей идеи в кон- |'по которому Мичурин, так сказать, jтуру. чурина, только за последние двад цать лет создали в нашей стране свыше 1.500 новых, выдающихся по урожайности сортов сельскохозяй ственных растений и десятки высоко продуктивных пород домашних жи вотных. Далеко на севере, на Урале и в Сибири, в высокогорных районах Армении, Азербайджана, Киргизии цветут и плодоносят мичуринские сады. В 15 тысячах колхозов и сов хозов, имеющих сады от нескольких десятков до полутора тысяч гекта- кретных условиях средней полосы .переносил «юг на север», то есть. Одним из самых действенных ме - :ров и больше, культивируются цен- России. Сначала он высевал семена из наилучших южных сортов яблони, груши, вишни, сливы, абрикоса, на создавал в средней полосе России такие плодово-ягодные растения, ко торые раньше могли произрастать деясь, что среди их саженцев обнару- только на юге. От скрещивания ди- жатся такие экземпляры, которые не щ°и уссурийской груши с южной только приспособятся к жизненным культурной грушей ^ «бере рояль» условиям средней полосы России, но jМичурин создал свой замечательный и принесут прекрасные плоды. Но . 1С°РТ груши «бере зимняя Мичурина», это было ошибкой. Организмы юж- /Так были получены им зимостойкие ных растений, привыкшие к уело- , ’сорта слив, черешни, абрикоса, вино- виям тепла, не могли приспособиться :'гРаДа> множество прекрасных сортов к новым условиям жизни в суровом , яблони, вишни, не уступающих по климате и в первые же зимы вымер- 'качеству плодов западноевропейским и южным сортам. Разработав учение о подборе роди тельских пар растений-производите- лей, отдаленных по месту своего географического обитания, Мичурин зали. Многие русские садоводы того вре мени считали возможным акклима тизацию западноевропейских и юж ных плодовых растений путем при вивки их на наши тодов воспитания гибридов явился разработанный Мичуриным впервые в истории научной селекции метод ментора (воспитателя). Метод мен тора — это вершина мичуринской теории управления развитием расти тельных организмов. Сущность его заключается в том, что в крону гиб ридов прививают черенки плодовых растений, которые обладают такими качествами, каких нет у гибридов. ■ное значение Если, скажем, гибрид яблони недо- ‘ статочно холодостоек, в его крону нужно привить черенки высокохоло достойких сортов — антоновки или грушевки. Если у него мелкие пло ды, то в его крону прививают черен ки крупноплодовых сортов. Если нужно, чтобы плоды гибрида дольше холодостойкие j задумал создать совершенно новую . дички. Они утверждали, что холодо- плодовую породу. Он смело перешел [сохранялись в свежем виде, тогда стойкие дички явятся передатчиками к межвидовой гибридизации, начал в его крону прививают черенки с зимостоикости южным растениям, скрещивать далекие по родству меж- Мичурин решил проверить правиль- 1ду собой растения: яблоню с грушей, ность этих утверждений. На свои ‘вишню с черемухой, миндаль с пер- средства он выписал большую кол- |сиком, рябину с грушей и т. п. Так лекцию южных и западноевропей- (получил он свой вишне-черешневый ских плодовых растений — свыше гибрид «краса Севера», вишне-чере- 600 сортов. Ведя наблюдения на муховый гибрид «церападус» — деревьев тех сортов, плоды которых хранятся до зимы или даже на про тяжении всей зимы. Так, при помо щи ментора Мичурину удалось уве личить вес плодов своего сорта ябло ни «бельфлер-китайка» со 154 грам мов до 250 граммов, а способность нейшие мичуринские сорта яблонь, груш, слив и вишни. Мичуринское учение, будучи приложимым ко все му живому — к растениям, живот ным и микроорганизмам, стало до стоянием биологов, микробиологов, агрономов, зоотехников, миллионов тружеников колхозов и совхозов. Дальнейшее всемерное развитие мичуринского учения имеет огром- для осуществления программы крутого подъема сельско го хозяйства, начертанной решения ми сентябрьского Пленума ЦК КПСС и последующими решениями партии и правительства. * * * Передовая мичуринская биологи ческая наука — могучее оружие со ветского народа в бехрьбе за преоб- ном мотзе, и в портах Канады и Аф рики. И все эти годы у .нее завет ным желанием было учиться, полу-. чить среднее образование. И вот те перь эта мечта начинает воплощать ся в жизнь. Успешно работает над выполне нием учебного плана и Магаюнов. В зачетной книжке у него уже записа ны сданные зачеты по русскому языку и литературному чтению. Во время предстоящего рейса он обя зался подготовить и зачет по второ му учебному заданию. Написал пер вую контрольную работу и восьми классник Алексей Образцов. На плавбазе с помощью дирекции заочной средней школы организован консультационный пункт. Коротки дни стоянки. Сдав рыбо продукцию, погрузив соль, бочкота ру, «Воркута» снова отправилась в Северную Атлантику. На корабле вышли на промысел и два препода вателя заочной школы. Н. ПУСТЫНЦЕВ. Преподаватель областной заочной средней школы мо ряков. Культпоход в театр Моряки траулера «Лосось» умеют не только хорошо трудиться, но и культурно отдыхать. Каждую стоин- ку в порту на судне организуются культпоходы в кино и театр. 13 октября по инициативе пар- разование природы, за создание изо- тинной организации траулера был билия сельскохозяйственных про дуктов в нашей стране. А. БАХАРЕВ. Кандидат сельскохозяйст венных наук, г. Мичуринск. организован культпоход в театр на спектакль «Сельские вечера». В культпоходе приняли участие 15 промысловиков.____________________ Редактор М. С. ЦЕЛОУСОВ. Адрес редакции: г. Мурманск. Рыбный порт. Телефоны: редактор 2-75 , зам. редактора и отв. секретарь— 3-96, промышленный отдел и отдел культуры и быта — 4-33f Типвграфия «Полярная правда». Зак. 4733. Тир. 2750. ПН 05319.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz