Рыбный Мурман. 1955 г. Октябрь.

Р ЫБ Н Н Й МУ Р Я А В № 128 (368), 26 октября 1955 г. Великий преобразователь природы 27 октября 1955 года исполняет­ ся 100 лет со дня рождения великого советского ученого-естествоиспыта- теля и преобразователя живой при­ роды Ивана Владимировича Мичури­ на. Имя Мичурина, создавшего но­ вое, материалистическое направление в биологии. посвятившего всю свою жизнь беззаветному служению трудящимся, чтут все народы Совет­ ского Союза, все передовое и про­ грессивное человечество. Великая заслуга И. В. Мичурина заключается в том, что он не толь­ ко объяснил, что такое наследствен­ ность растительных и животных ор­ ганизмов, но и открыл неизвестные ю него законы, позволяющие уп­ равлять наследственностью и разви­ тием организмов. Тем самым Мичу­ рин увеличил власть человека над природой, вооружил его могучим ору­ жием в борьбе за создание новых фо(рм (сортов) сельскохозяйственных растений и пород животных с жела­ тельными свойствами и качествами. Как известно, природа развивается независимо от воли и сознания чело­ века, она не может сама по себе удовлетворить его многообразные, всегда растущие жизненные потреб­ ности. И. В. Мичурин провозгласил свой материалистический девиз: «Мы не можем ждать милостей от приро­ ды; взять их у нее — наша задача» (Соч., т. 1, стр. 605, изд. 1948 г.). Рассматривая природу как вечный процесс возникновения, изменения, развития, Мичурин на протяжении всей своей деятельности отстаивал и развивал материалистическую идею о разумном вмешательстве человека в природные процессы. Он учил, что «при вмешательстве человека является возможным вынудить каж­ дую форму животного или растения более быстро изменяться и притом б лучшую сторону, желательную че­ ловеку» (Соч., т. IV, стр. 158). К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И. В. МИЧУРИНА сохраняться их в лежке продлить на 75— 80 дней. У другого своего сор­ та яблок — «кандиль-китайка» Ми- . чурииу удалось повысить холодостой- олытном участке, Мичурин установил этот совершенно новый в природе кость до уровня стойкого русского резкие различия в развитии дичков вид плодового растения, гиориды ря- и привитых на них южных сортов оины «ликерная», «гранатная», «де- ллодовых растений. Южные растения сертная Мичурина» и многие другие. весной начинали расти раньше, но в то время, когда наши дикие яблони, Однако гибрид не главное в уче­ нии Мичурина. Полученные гибриды груши, вишни и сливы уже сбрасы- ,часто обладают плохими качествами, вали листву, у привитых к ним юж- !Желательные признаки по большей ных сортов все листья оставались ;части не проявляются у гибридов, а зелеными до тех пор, пока их не 'нежелательные, плохие качества не Иван Владимирович МИЧУРИН. Фотохроника ТАСС. сорта «антоновка», а вес плодов увеличить с 35—40 граммов до 210 граммов. Плоды вишне-черешневого гибрида «краса Севера» оказались белыми; с помощью ментора, крас­ ноплодной вишни, Мичурин превра­ тил их в розовые. Ученики и последователи Мичури­ на с 'Помощью ментора повышают холодостойкость и урожайность пло­ довых растений, изменяют форму, ве­ личину и окраску плодов, повышают процент сахара в плодах, увеличи­ вают размеры корневой «истемы в тех случаях, когда она окажется не­ доразвитой и т. д. * * * • «Вся дорога моя до революции,— | писал Иван Владимирович, — была выстлана осмеянием, пренебреже­ нием, забвением... Чиновники из де­ партамента кричали на меня: «Не сметь!» Казенные ученые объявляли мои гибриды «незаконнорожденны­ ми». Попы грозили: «Не кощун­ ствуй! Не превращай божьего сада в дом терпимости!» (так характеризо­ валась гибридизация)» (Соч., т. I, стр. 602— 603). У великого естест­ воиспытателя в дореволюционное время был лишь крохотный питом­ ник без лабораторий, без теплиц, без научного оборудования; у него не йыло учеников, помощников и про­ должателей его дела. Великий перелом в жизни России, совершившийся в октябре 1917 го­ да, был полным переворотом и в жиз­ ни и деятельности И. В. Мичурина. Коммунистическая партия, великий Ленин и продолжатель его дела И. В. Сталин по достоинству оцени­ ли труды И. В. Мичурина и открыли широкий путь для развития мичу­ ринского учения. Благодаря заботам Коммунистиче- пафтии и Советского правитель­ ства по всей стране развернута сеть желательные ценные качества и уст- ___ „ ранить нежелательные. В непримири- j институтов, зональных опытных мой борьбе против реакционного, | станции, опорных пунктов, которые имеет за плечами большой стажпла- идеалис1нческото учения Вейсмана ныне 'прод«^ !!?т_ и ,вания. Она побывала и в Средивем- Глубоко веря в творческую роль 'убивали морозы. И ученый начинает 'исчезают. Селекционер должен вос- человека, в его воздействие на при- ^искать другие пути для осуществле- впитывать гибридные растения или ■ ™ роду, Мичурин прямо говорил, что ния своей идеи. животные так, чтобы развить в них 0 человек лучше природы может соз- J: Мичурин переходит к гибридиза- давать новые формы растений. !цин плодовых растений, подбирая * * * ' материнские формы из диких вос- Вудучи по всему своему внутрен- точно-азиатских плодовых растений, нему складу прирожденным натура- самых холодостойких в мире, а от- ;Мичурин разработал прогрессивное, листом, И. В. Мичурин двадцатилет- донские — из западноевропейских . материалистическое учение о формо- и южных культурных плодовых рас- j образовании новых видов в зависи- ФРТ-гпй О н VPTSiHA'RJTHiRflРФ ш л ТТПЛУ- МОСТИ ОТ УСЛОВИИ Ж И ЗНИ , ОТ ВЛИЯНИЯ j ifTtwtrntTTTTTTT т т п л п а пш а п тт/чттл. \Гтж тении, ин устанавливает, что полу ( * - Внешняя шеиа РЫ-мичуринцы, продолжая дела Ми- ченные от скрещивания таких ро- | окружающей среды, внешняя среда, j пшнгая фплтлгл яя rmrnwmw» татг- •дительских растений гибриды, то говорил он, и есть настоящая мать- есть потомство, легче приспосабли- , воспитательница. Управление разви- — .............. ______ таются к условиям средней полосы тием организма растения путем це- .решяя, десертные сорта груши и яб- | России. Они сочетают в себе холодо- !лесообразного воспитания вот в лоии. Это стало целью всей его дол- .стойкость и урожайность материн- , чем сущность учения Мичурина. Для Моряки учатся Радостная весть пронеслась среди экипажа плавбазы «Воркута»: на судно пришли преподаватели област­ ной заочной средней школы моряков. В уютное помещение красного уголка один за другим стали схо­ диться учащиеся-заочники. Многие из них только что вернулись с оче­ редной вахты. Тут и восьмиклассни­ ки — кочегар Шаликов, машинист Суханов, повар Карпушкина, меха­ ник Образцов, и десятиклассник — лебедчик Анненко, и 50-летний при­ емщик рыбы Иван Павлович Магаю­ нов — учащийся пятого класса. За время прошедшего рейса у мно­ гих из них при выполнении учебно­ го задания возникло немало трудно­ стей. Старший механик тов. Перву­ шин хочет получить консультацию по литературе Киевской Руси, вось­ миклассница Карпушкина забыла фо­ нетику английского языка, пожилой немногословный Иван Павлович Ма- гаюнов встретил затруднения при письменном разборе предложений. Преподаватели подробно отвечают на все вопросы заочников. Много работы на плавбазе во время рейса. Вахта сменяется подвахтой. К борту судна один за другим пришвар­ товываются промысловые траулеры, пруженые бочками с сельдью. Круг­ лосуточно идет приемка рыбы. Бу­ шует осеннее море, шторм, снежные вихри... До учебы ли здесь? Однако трудности не пугают моряков. Допоздна горит электросвет в каюте, где проживает рыбоприемщик Магаюнов. Вернувшись с палубы, с очередной вахты, Иван Павлович, не торопясь, надевает очки, достает с полки тетради, учебники и, присев к столу, принимается старательно пи­ сать упражнения по грамматике. Трудновато ему. Многое забылось: около сорока лет прошло, как он окончил четырехклассное училище. Стремление получить среднее об­ разование без отрыва от производст­ ва имеют многие моряки плавбазы. Судовой повар Елена Карпушкина ним юношей задумал перестроить са­ доводство родной страны. Он хотел, чтобы в средней и северной полосе России росли и плодоносили такие прекрасные плодовые растения юга, как абрикос, персик, виноград, че- и учение Мичурина в растениевод­ стве, в животноводстве, в микробио­ логии, в теоретической медицине и ветеринарии. Советские селекционе- гои жизпи. Изучая учение великого англий­ ского ученого Чарлза Дарвина и тру- ских производителен, величину, фор- развития в пиоридах желательных ка­ честв Мичурин подготавливал для них особую почву, предоставлял различ- му, окраску и высокое качество пло- дов отцовских производителей. Та- ды наших отечественных ученых-ма- ,«“>* ™Дбор растения, географически , ?™"Я “ “ Д° ™ НР™ териалистов, Мичурин не нашел и \ ш о ш > = ы, | П Ш « т“ них прямых теоретических указании и явился тем «переходным мостом», для осуществления своей идеи в кон- |'по которому Мичурин, так сказать, jтуру. чурина, только за последние двад­ цать лет создали в нашей стране свыше 1.500 новых, выдающихся по урожайности сортов сельскохозяй­ ственных растений и десятки высоко­ продуктивных пород домашних жи­ вотных. Далеко на севере, на Урале и в Сибири, в высокогорных районах Армении, Азербайджана, Киргизии цветут и плодоносят мичуринские сады. В 15 тысячах колхозов и сов­ хозов, имеющих сады от нескольких десятков до полутора тысяч гекта- кретных условиях средней полосы .переносил «юг на север», то есть. Одним из самых действенных ме - :ров и больше, культивируются цен- России. Сначала он высевал семена из наилучших южных сортов яблони, груши, вишни, сливы, абрикоса, на­ создавал в средней полосе России такие плодово-ягодные растения, ко­ торые раньше могли произрастать деясь, что среди их саженцев обнару- только на юге. От скрещивания ди- жатся такие экземпляры, которые не щ°и уссурийской груши с южной только приспособятся к жизненным культурной грушей ^ «бере рояль» условиям средней полосы России, но jМичурин создал свой замечательный и принесут прекрасные плоды. Но . 1С°РТ груши «бере зимняя Мичурина», это было ошибкой. Организмы юж- /Так были получены им зимостойкие ных растений, привыкшие к уело- , ’сорта слив, черешни, абрикоса, вино- виям тепла, не могли приспособиться :'гРаДа> множество прекрасных сортов к новым условиям жизни в суровом , яблони, вишни, не уступающих по климате и в первые же зимы вымер- 'качеству плодов западноевропейским и южным сортам. Разработав учение о подборе роди­ тельских пар растений-производите- лей, отдаленных по месту своего географического обитания, Мичурин зали. Многие русские садоводы того вре­ мени считали возможным акклима­ тизацию западноевропейских и юж­ ных плодовых растений путем при­ вивки их на наши тодов воспитания гибридов явился разработанный Мичуриным впервые в истории научной селекции метод ментора (воспитателя). Метод мен­ тора — это вершина мичуринской теории управления развитием расти­ тельных организмов. Сущность его заключается в том, что в крону гиб­ ридов прививают черенки плодовых растений, которые обладают такими качествами, каких нет у гибридов. ■ное значение Если, скажем, гибрид яблони недо- ‘ статочно холодостоек, в его крону нужно привить черенки высокохоло­ достойких сортов — антоновки или грушевки. Если у него мелкие пло­ ды, то в его крону прививают черен­ ки крупноплодовых сортов. Если нужно, чтобы плоды гибрида дольше холодостойкие j задумал создать совершенно новую . дички. Они утверждали, что холодо- плодовую породу. Он смело перешел [сохранялись в свежем виде, тогда стойкие дички явятся передатчиками к межвидовой гибридизации, начал в его крону прививают черенки с зимостоикости южным растениям, скрещивать далекие по родству меж- Мичурин решил проверить правиль- 1ду собой растения: яблоню с грушей, ность этих утверждений. На свои ‘вишню с черемухой, миндаль с пер- средства он выписал большую кол- |сиком, рябину с грушей и т. п. Так лекцию южных и западноевропей- (получил он свой вишне-черешневый ских плодовых растений — свыше гибрид «краса Севера», вишне-чере- 600 сортов. Ведя наблюдения на муховый гибрид «церападус» — деревьев тех сортов, плоды которых хранятся до зимы или даже на про­ тяжении всей зимы. Так, при помо­ щи ментора Мичурину удалось уве­ личить вес плодов своего сорта ябло­ ни «бельфлер-китайка» со 154 грам­ мов до 250 граммов, а способность нейшие мичуринские сорта яблонь, груш, слив и вишни. Мичуринское учение, будучи приложимым ко все­ му живому — к растениям, живот­ ным и микроорганизмам, стало до­ стоянием биологов, микробиологов, агрономов, зоотехников, миллионов тружеников колхозов и совхозов. Дальнейшее всемерное развитие мичуринского учения имеет огром- для осуществления программы крутого подъема сельско­ го хозяйства, начертанной решения­ ми сентябрьского Пленума ЦК КПСС и последующими решениями партии и правительства. * * * Передовая мичуринская биологи­ ческая наука — могучее оружие со­ ветского народа в бехрьбе за преоб- ном мотзе, и в портах Канады и Аф­ рики. И все эти годы у .нее завет­ ным желанием было учиться, полу-. чить среднее образование. И вот те­ перь эта мечта начинает воплощать­ ся в жизнь. Успешно работает над выполне­ нием учебного плана и Магаюнов. В зачетной книжке у него уже записа­ ны сданные зачеты по русскому языку и литературному чтению. Во время предстоящего рейса он обя­ зался подготовить и зачет по второ­ му учебному заданию. Написал пер­ вую контрольную работу и восьми­ классник Алексей Образцов. На плавбазе с помощью дирекции заочной средней школы организован консультационный пункт. Коротки дни стоянки. Сдав рыбо­ продукцию, погрузив соль, бочкота­ ру, «Воркута» снова отправилась в Северную Атлантику. На корабле вышли на промысел и два препода­ вателя заочной школы. Н. ПУСТЫНЦЕВ. Преподаватель областной заочной средней школы мо­ ряков. Культпоход в театр Моряки траулера «Лосось» умеют не только хорошо трудиться, но и культурно отдыхать. Каждую стоин- ку в порту на судне организуются культпоходы в кино и театр. 13 октября по инициативе пар- разование природы, за создание изо- тинной организации траулера был билия сельскохозяйственных про­ дуктов в нашей стране. А. БАХАРЕВ. Кандидат сельскохозяйст­ венных наук, г. Мичуринск. организован культпоход в театр на спектакль «Сельские вечера». В культпоходе приняли участие 15 промысловиков.____________________ Редактор М. С. ЦЕЛОУСОВ. Адрес редакции: г. Мурманск. Рыбный порт. Телефоны: редактор 2-75 , зам. редактора и отв. секретарь— 3-96, промышленный отдел и отдел культуры и быта — 4-33f Типвграфия «Полярная правда». Зак. 4733. Тир. 2750. ПН 05319.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz