Рыбный Мурман. 1955 г. Октябрь.

№ 128 (368), 26 октября 1955 г. р а в н я я я у р м а н Сводка на 21 октября 1955 года а * В О © аз да ed В К О к О Ч к й 0.0 5 п K ct-c 4 о 5 ^Н©к 5«?ев ©Чевк ^®ОСЗ S.S ®§ м я53в Qш Траловый флот 91,1 52,9 Сельдяной флот 82,0 94,1 Байа активного лова 81,6 16,2 Колхозы 108,6 7,1 * * * Несмотря на штормовую погоду в С&верной Атлантике, маржи сель­ дяного флота, стремясь преодолеть отставание и оправиться оо своими социалистическими обязательствами, хорошо поработали в четвертой пя­ тидневке, реализовав пятидневное задание на 122,7 процента. Ус­ пешно начали промысловики флота и третью декаду октября. Это поз­ волило им досрочно завершить вы­ полнение месячного плана. В то время, как моряки сельдя­ ного флота наращивают темпы про­ мысла, коллектив тралового флота допустил отставание в выполнении октябрьского плана. Задолженность превышает 45 тысяч центнеров рыбы. Неудовлетворительно 'про­ мышлял флот в четвертой пяти­ дневке. Вместо 56.450 центнеров выловлено 44.966 центнеров рыбы. Анализ работы флота показывает, что у кораблей имеется большая пестрота в уловах. На тех судах, где уделяется много внимания осна­ щению о ру д и й лова, правильному промысловому судовождению, — хо­ рошие результаты и, наоборот, там, где этого нет, — показатели остав­ ляют желать много лучшего. За последние дни промысловая обстановка на траловом лову стала очень хорошей. В районе Канина имеются мощные концентрации пикши. 24 октября, например, от­ дельные подъемы у кораблей дохо­ дили до десяти тонн. Необходимо Поисковики нуждаются в помощи Много лет уже идут разтоворы о необходимости оборудовать поиско­ вые суда тралового флота гидрологи­ ческими лебедками. Но Главмурман- рыбпрому был даже издан специаль­ ный приказ, в котором говорилось, что к концу 1953 года все поиско­ вые траулеры должны быть оборудо­ ваны гидрологическими электроле­ бедками. Но приказ этот не выпол­ нен до сих пор. Всякому, конечно, понятно, ,что прежде чем установить тидролебедки на судне, нужно их иметь. Во всяком случае времени было болев чем до­ статочно, чтобы дать заказ хотя бы Кандалакшскому механическому за­ воду. Можно было бы изготовить не­ сколько лебедок' в самом Мурманске и оборудовать ими в первую очередь корабли, которые работают в даль­ них районах, где, не зная придон­ ных температур, вести поиски рыбы почти -невозможно. Конечно, при желании, все это сделать можно, но вся беда в том, что на поисковые траулеры у нас привыкли смотреть как на второсте­ пенные суда. 4 Только этим можно объяснить тот факт, что на некоторых промысло­ вых судах уже давно установлены радиолокаторы, а мы все не можем добиться, чтобы этот прибор устано­ вили на поисковый траулер «Кали­ нин», который работает в сложных метеорологических, навигационных и промысловых условиях. В настоящее время разведчики измеряют придонные температуры с помощью механического лота ГУ. Некоторым может показаться, что установка электролебедок, кроме об­ легчения труда, ничего не даст, но это далеко не так. На Мурманской судоверфи на не­ которые корабли установлены изго­ товляемые здесь же лотбалки «стан­ дарт». Работать ими можно только, стоя у причала или на закрытом рейде на глубинах до 50 метров. Когда в декабре прошлого года я Судно ложится в дрейф, помощник капитана с двумя матросами идет из­ мерять придонную температуру. Че­ рез полчаса помощник капитана до­ кладывает: — Температуру измерить не уда­ лось, большой дрейф, опрокидываю­ щий механизм рамы не сработал. Что же делать? Терять еще пол­ часа? А вдруг опять неудача? Проще было бы, конечно, сделать короткое траление, но оно решит только по­ ловину задачи — по улову можно судить, имеются ли признаки рыбы в этом квадрате или нет. Но в каком направлении и на каких глубинах производить поиски, подскажет только придонная температура. Про­ цедура с измерением повторяется. Снова затрачивается много труда, времени и, наконец, удается все же выяснить, что температура отрица­ тельная и спускать трал нет смысла. Поисковик уходит в другой квадрат, на другие глубины, где все начи­ нается сначала. Мне могут сказать, что к гире ло­ та нужно добавить еще груз, тогда угол троса будет меньше и опроки­ дывающий механизм рамы в таком случае будет срабатывать. Но, как известно, направляющий роульс на лотбалке закреплен намертво, при дрейфе он не может развернуться по ходу, лотлиня, тросик все равно идет под каким-то углом к роульсу, по­ следний перестает вращаться, и фак­ тически лотлинь идет через ограни­ читель. Добавленный таким образом к гире груз увеличивает нагрузку и сопротивление, от чего тросик пере­ тирается. . Весной этого года поисковый тра­ улер «Водник», работая в северо- восточных районах, оборвал лот­ линь. Рама с термометрами, естест­ венно, при этом была утоплена. Тог­ да руководители промыслом незамед- лили упрекнуть капитана, что он, не зная температур, работает вслепую. А разве нам мало приходится так работать? Только в тепловодных рай­ онах это проходит незаметно. принимал из среднего ремонта трау­ лер «Калинин», то потребовал пере- j Взять, хотя бы, такой тепловод- делать лотбалку, так как работать в ный район, как Копытовская банка, полностью использовать сырьевую море на ней невозможно. Однако моя Здесь примерно с середины апреля и базу, изо дня в день наращивать законная претензия была отклонена. ) до конца мая облавливаются мощные темпы промысла, ликвидировать от- Судоремонтники заявили, что лот- j концентрации окуня, но как изме- ставашие, дшгущешоое ® течшие балки изготовляются по чертежу, няется здесь 'гидрологический режим двадцати дней октября, и обеспечить согласованному с траловым флотом. ' за эти полтора месяца, мы не знаем, безусловное выполнение месячного Не помог мне н заместитель главного | В материалах к промысловой ло- плана. инженера тралового флота по судо- i ции района Копытова (изд. ПИНРО, Боевая задача всех рыбаков на- ремонту тов. Левкин. На мою прось- 1955 г.) говорится: для того, что- шего бассейна — постоянно увели- бу — изготовить новую лотбалку не t бы узнать, в каких условиях проис- чивать вылов рыбы, чтобы ознаме- по чертежу, а по моему указанию, я , ходят наибольшие скопления мор- новать 38-ю годовщину Великой получил отказ, а на вопрос, как же [ ского окуня, на картах придонных изотерм отмечены квадраты хоро­ ших уловов; сопоставляя распреде­ ление скоплений морского окуня и температурные условия в придонном слое, в мае 1954 года можно заме­ тить, что хорошие уловы приходят­ ся как раз на самый стержень атлан­ тического течения, подходящето к банке довольно узким клином и вы­ деляющегося изотермами в четыре— пять градусов. Такое же сопоставле­ ние за май 1952 года показывает, что косяки морского окуня могут обнаруживаться и при 'более низкой температуре. Однако этот результат можно отнести и за счет расхождения во времени между изменениями тем­ пературы и ловом. Из этого ясно, что Полярный ин­ ститут не располагает достаточными данными для того, чтобы судить об изменении гидрологической обста­ новки за время промысла в районе Копытовской банки. Этот пробел мог бы быть восполнен наблюдениями Октябрьской социалистической ре- мы будем измерять придонные тем- волюции трудовыми подарками. | пературы, тов. Левкин ответил: — Это уже ваше дело... Злополучный «стандарт» ириш- СрТ. м р п а ц т ш пПЯI11 | л°сь в рейсе выбросить. Кстати, при- L u iD ; mCujlillDIrl ИЛаЩ боров, подобных этому «стандарту», Широко развернув предоктябрь- после заводского ремонта на корабле ское социалистическое соревнование, Iоказалось много, и судно сейчас нахо- стремясь порадовать любимую Роди- дится в худшем техническом состоя- ну новыми успехами в труде, Iнии, чем оно было раньше. Не слу- моряки Мурманской северо-атланти-1 чайно, во втором рейсе после ремон- ческой сельдяной экспедиции доби-1 та, на совещании командного ©оста­ лись значительной трудовой победы, ва траулера был специально постав- 21 октября, на десять дней раньше I лен вопрос о неотложности приня- орока, выполнив месячный план вы-1 тия необходимых мер для обесиече- лова атлантической сельди. I ния нормальной эксплуатации сутна. Экипажи многих средних трауле-1 Измерение придонных температур ров показывают образцы социали- для поисковиков является тру- стического отношения к труду. Мо- до&мкои ра^отои‘ нее £ * ряки среднего траулера № 154, воз-1 вается много труда и времени‘ ? а гдавляемые капитаном тов. Безги­ ным, при месячном плане вылова 1054 центнеров сельди, 21 октября добыли уже 1476 центнеров. Эки­ паж среднего траулера № 144, ру­ ководимый капитаном Сергеем Алек­ сандровичем Кузнецовым, выловил за это же время 1361 центнер сель­ ди, а моряки среднего траулера случается так: в северных районах необходимо выяснить, следует ли де­ лать траление? Быть может темпера­ тура отрицательная, тогда и время незачем тратить напрасно. поисковых судов, тем более, что раз­ ведчикам приходится часто ложиться в дрейф из-за уборки рыбы. Но мы, в частности, температуру в этом глубоководном районе не измеряем, да и не можем этого делать. Чтобы измерить температуру па глубине 400— 450 метров, учитывая дрейф, нужно вытравить более 500 метров троса, однако на судне его нет. При дрейфе мы можем макси­ мально измерять температуру на глу­ бинах не более 250— 270 метров. Работа на Демидовской банке в июле показала, что в ее восточной части температура выше, чем можно было ожидать в это время. Для вы­ яснения обстановки следовало бы продвигаться дальше на восток до барьера холодных вод, но свежая погода не дала возможности измерить температуру. Примерно через месяц этот же район проверял другой поис­ ковый траулер «В. Головнин». Инте­ ресуясь изменением гидрологической обстановки, я в промысловой развед­ ке специально посмотрел рейсовый отчет этого поисковика. В нем было сказано буквально следующее: «Нрп- донных температур не измеряли в виду свежей погоды». Моряки иногда спрашивают меня: «Когда же кончатся наши мучения?» Но что я могу им ответить? В свою очередь я тоже спрашиваю — когда же, наконец, нам будут созданы ус- 1 ловия для нормальной работы? Этот j вопрос хочется задать и лромразвед- ! ке. и руководителям тралового флота. ! Кроме лебедок на поисковые суда ! нужны еще блоки-счетчики. Будь ! они у нас сейчас, мы бы с их по­ мощью свободно обходились и без электролебедок, тем же лотом изме­ ряя температуру в любую промыс­ ловую погоду. Большая помощь нужна промыс­ ловикам от науки. В этом году воз­ вышенность Персея богата пищей для рыбы: есть капшак, много мой­ вы, имеется хорошая гидрологиче­ ская обстановка, а рыбы промысло­ вого значения все нет и нет. Не лучше положение и в районе острова Надежды. Если в первом районе ры­ бы пока нет, то, видимо, есть какая- то причина, задерживающая ее под­ ход. О втором же районе нельзя ска­ зать, чтобы там не было рыбы. Здесь наряду со штучными уловами на том же самом месте встречался улов в пять тонн за час траления. Казалось бы, рыба найдена. Но последующие тралы приходили пустыми. Поиско­ вик мечется во все стороны в надеж­ де перехватить рыбу, но безуспешно — она ушла бесследно. Возникает масса вопросов: почему ушла? Какие причины заставили ее опуститься на грунт за трое суток всего лишь на один час? Почему ры­ ба такая неспокойная, если в районе много капшака? Поставив перед собой эти и нм подобные вопросы и ни на один из них не ответив, мы окончательно за­ путываемся в сложившейся обста­ новке, тем более что все практиче­ ские доводы решительно опровер­ гаются. Промысловики от нас тре­ буют, чтобы мы грамотно разбира­ лись в промысловой обстановке, пра­ вильно информировали о состоянии сырьевой базы, не вызывали суда на облов случайной рыбы. Кроме желания для решения этих вопросов, поисковикам нужна передовая тех­ ника, точные новейшие приборы. П. САМАРИН. Капитан поискового трауле­ ра «Калинин». ЗА 50— 80 ТЫСЯЧ ЦЕНТНЕРОВ РЫБЫ ,НА ТРАУЛЕР Ход выполнения обязательств на 21 октября 1955 г. Наименование траулеров Д03 В и s | в ° и ф £ в 5 и ? © о о О т 5 Р« Ф а в 03Н Ь В ©© ftй ®п «5 В в ©к и оф03 tr ' Ё8 ?ЯЧ а* а а © *7 Ю В Сталинград» 80.000 72.558 )десса» 77.000 63.132 1овороссийск» 75.000 59.459 Ереван» 62.000 52.605 Аксай» 50.000 47.950 Чирчик» 52.000 47.885 Лоцман» 60.000 47.055 Кубань» 50.000 45.219 Амдерма» 51.000 44.854 Ваер» 51.000 43.941 Азербайджан» 50.000 43.934 Прут» 50.000 43.855 А. Бредов» 55.000 43.849 Иртыш» 50.000 43.772 Щука» 60.000 43.580 Сословец» 50.000 43.449 Пеленг» 54.000 42.514 Мойва» 50.000 42.447 Жемчуг» 50.000 42.131 Двина» 50.000 41.338 Россия» 65.000 41.28S Семга» 55.000 40.884 Петрозаводск» 50.000 40.862 Сатурн» 50.000 39.890 Трал» 50.000 39.545 Нева» 50.000 39.377 Вайгач» 51.000 33.954 И. Сивков» 50.000 38.513 Волхов» 50.000 38.360 Акула» 52.000 38.334 Ненец» 53.500 38.207 Марс» 50.000 37.883 Аджаристан» 50.000 37.491 Ржев» 50.000 36.696 Моржовец» 50.000 35.928 ЗА 10 — 12 ТЫСЯЧ ЦЕНТИЕРОВ СЕЛЬДИ Ход выполнения обязательств на 21 октября 1955 г. №№ средних] траулеров ей ^ • Я X В ь а н © си о *5 <ю в ч в 3® g в м я ет аз S И й к и О о; и ,£ © в О j* о - 3 « и S §■ 8 *a- w S 60 'и* Н О S 9 3 | е 3 S ВЫсокие показатели смен •>6 244, возглавляемые капитаном , „ п ______ « т.____ тов. Кузьмицким — 1280 центне- Л™ Советской Констиг^ции и да ров. На 21 октября месячные планы 1СВ0РХ задания 21 ысячу цештне- Коллектив рыбозавода М” 1 обя- jлись неплохих результатов. Месяч- ' киной, выполнила сентябрьский зался выполнить годовой план ко ную программу они выполнили на план на 138,5 процентов. 124,5 процента. Во ^многих сменах ведется борьба На уборюе рыбы в цехе № 16 хо- I— « «. „ „ . __ ___ л , рошо трудятся смены, руководимые dob готовой рыбной продукции. Раз- за уплотнение рабочего (времени, за s добычи сельди вьшо.типли уже Э И - 1 ' п о в ы ш е ™ качества т о й у и р н за I П та ’рвв(,и и Х Г ч ^ З М г и ш щ и н Г в е ш - ' а т о н » тары. РаЛтая V i x e “ »• Э™ « ж ш т и ч е - 441 10.000 8.039 223 10.642 7.299 4215 10.000 7.269 4200 10.000 7.235 4239 11.000 7.196 4145 10.000 7.190 4123 12.000 6.914 4201 10.000 6.835 682 12.000 6.748 4218 12.000 6.640 439 10.000 6.503 143 10.000 6.490 4167 10.000 6.435 155 12.500 6.253 132 10.000 6.243 688 11.000 6.128 839 10.000 5.707 пажи 35 промысловых судов. А. ШЕВЦОВ. Первый помощник капитана плавбазы «Атлантика». кой Октябрьской социалистической № 1 7 на уборке сельди, .которая , «®и перевыполняют шейные зада- революции и XX съезда Коммунп-!поступает от средних траулеров, стической партии Советского Союза, | промышляющих в Северной Атлан- Северная Атлантика. (По радио). | рыбообработчики в сентябре доби- тике, смена, возглавляемая тов. Ци- ния, напряженно борются за вы­ пуск продукции высокого качества и экономят тару. Передовые бригады Одной из рыболовецких бригад кол­ хоза «Коммунар», Кандалакшского района руководит семидесятилетний бригадир Г. В. Клемешин. За долгие годы работы в артели он воспитал многих рыбаков, постоянно передавая им свой богатый опыт. В нынешнем году бригада, руко­ водимая тов. Клемешиным, промыш­ ляет на тоне Капша. Правильно ор­ ганизуя труд рыбаков, тов. Клеме­ шин добился того, что коллектив зна­ чительно перевыполняет задания. В честь XX съезда Коммунистической партии Советского Союза бригада тов. Клемешина обязалась досрочно завер­ шить годовой план добычи рыбы. 1 октября рыбаки рапортовали о вы­ полнении своего обязательства. Успешно выполнила годовой план и бригада рыбаков, руководимая бри­ гадиром тов. Павловым.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz