Рыбный Мурман. 1955 г. Октябрь.

РБ1БНБ1И МУРМАН № 121 (361), 9 октября 1955 г. книжная Г Г О J T T v / А В библиотеку базового комитета профсоюза тралового флота поступи­ ли новые книги. Смирнов И. и Набатчиков А., «Ленинский комсомол — помощник и резерв Коммунистической пар­ тии». М., «Молодая гвардия», 1955 г., 112 стр. В книге рассказывается о том, как комсомол, активно участвуя в государственном и культурном строительстве нашей страны, помо­ гает партии в борьбе за построение коммунистического общества, вос­ питывает молодежь в духе комму­ низма. В ней рассмотрены основные положения Устава ВЛКСМ. Спе­ циальная глава посвящена борьбе советской молодежи за мир. Меньшиков Ф. К., «Алкоголизм — враг здоровья». М., «Знание», 1955 г., 24 стр. В брошюре показывается разру­ шающее действие алкоголя на орга­ низм человека. Автор особо подчер­ кивает особый вред алкоголя для лю­ дей, страдающих разными заболева­ ниями, рассказывает о предупреж­ дении и лечении алкоголизма. Соболев Л., «Зеленый луч». По­ весть. М., «Молодая гвардия», 1955 г., 199 стр. В основу повести положен один из эпизодов Великой Отечественной войны. Действие развивается в те­ чение одних суток на борту идущего в разведку сторожевого катера Чер­ номорского флота. Писатель показы­ вает своих героев, выполняющих сложное боевое задание, в минуты того предельного напряжения всех духовных сил, когда поступки явля­ ются итогом и проверкой прожитой жизни. Перед читателем проходят дни детства и юности молодого ко­ мандира катера — лейтенанта Ре­ шетникова. В книге показано, как пришло к нему решение стать воен­ ным моряком, как определились в нем черты советского командира, за­ воевавшие ему любовь и доверие команды. Повесть проникнута глу­ боким лиризмом, вдохновенной меч­ той о счастье, о мире, символом ко­ торого становится «зеленый луч» — условный сигнал корабельного фо­ наря, спасающий разведчиков от гибели. Вязов Е. И. «Руал Амундсен». М., Географгиз, 1955 г., 39 стр. Выдающийся норвежский иссле­ дователь Р. Амундсен известен свои­ ми путешествиями в полярные стра­ ны. Оп прошел на корабле вдоль се­ верных берегов Евразии, первым до­ стиг Южного полюса и пролетел на дирижабле со Шпицбергена через Северный полюс на Аляску. В этой Механизация животноводческой фермы Таджикская ССР. В колхозе имени Сталина Ленинабадского района завершено строительство животноводческой фермы. На ней механизированы подача во­ ды, подвоз кормов, вывозка на­ воза, кормоприготовление и дой­ ка коров. Завершается строи-- тельство таких же животноводче­ ских ферм еще в 30 колхозах Ленинабадсной области. На снимке: в новом коровнике животноводческой фермы колхо­ за имени Сталина. Техник колхо­ за Г. Шакиров (слева) и механи­ затор ЛенинабадсКой МТС А. УСМАНОВ проверяют обору­ дование новой фермы. Фото Б. Зайцева. Фотохроника ТАСС. Под льдами Арктики Издавна смелые русские морепла- рам волн, требующим повышен- ватели осваивали пути в Арктике.' ной прочности корпуса. Люди, стра- Они ходили из Архангельска на Гру- j дающие морской болезнью, будут мант (Шпицберген), вдоль сибир- чувствовать себя на подводном ко- ских берегов проникали далеко на рабле отлично. Кроме того, надо от- Перед открытием областной сельскохозяйственной выставки Выполняя решения пленумов союзною института растениеводства Центрального Комитета партии по вопросам сельского хозяйства, поле­ воды и животноводы нашей области добились значительных успехов в работе. Открывающаяся в Мурманске во второй половине октября област­ ная сельскохозяйственная выставка подведет итоги работы тружеников сельского хозяйства и рыбаков-кол- хозников за истекший год, расска­ жет о достижениях передовиков, бу­ дет пропагандировать их опыт ра­ боты. На выставке будет представлено около 30 хозяйств, экспозиционные залы разместятся в здании област­ ного краеведческого музея. Несмотря на холодное лето ны­ нешнего года, передовики вырасти­ ли неплохой урожай овощей. Много картофеля собрано в передовых кол­ хозах Терского и Кандалакшского районов, в передовых подсобных хо­ зяйствах. В подсобном хозяйстве тра­ лового флота «Арктика» больших успехов добились работники закры­ того грунта. Они вырастили много огурцов. Овощеводы представят на выставку натуральные экспонаты. Многого добились и животноводы области, обеспечив значительное повышение продуктивности скота. Высокие удои достигнуты в колхозе имени Третьей пятилетки, колхозе «Тулома» и других. Все они будут представлены на областной вы­ ставке. На Кольском полуострове созданы машинно-тракторные станции, осна­ щенные новейшими сельскохозяйст­ венными 'машинами: мощными трак­ торами, экскаваторами, картофеле­ уборочными комбайнами, канавоко­ пателями, культиваторами и т. д. Мурманская и Кандалакшская МТС, книге читатель прочтет о годах юно-1 выполняющие большие работы по сти Амундсена и его замечательных путешествиях. Гюго В. «Клод Ге». Перевод с французского А. Толстой. М., Гослит­ издат, 1955 г., 30 стр. Повесть основана на действитель­ ном факте — судебном процессе ра­ бочего Клода Ге, приговоренного к смертной казни за убийство тюрем­ ного надзирателя. Это произведение свидетельствует о глубоком сочув­ ствии писателя судьбам обездолен­ ных народных масс. Поступок Клода Ге изображается в повести не как преступление, а как акт стихийпо- го протеста против социальной несправедливости. С любовыо рисует писатель образ Клода Ге — человека из народа, наделенного ясным умом, сильной волей, душевным благород­ ством. М. ДЕМИНА. Библиотекарь библиотеки базового комитета профсою­ за тралового флота. освоению целинных земель, механи­ зации животноводческих ферм, будут широко представлены на выставке. На открытой площадке посетители увидят различные сельскохозяйст­ венные машины. расскажет о работах мичуринцев За­ полярья, о их неутомимых поисках новых морозоустойчивых, скороспе­ лых и высокоурожайных сельскохо­ зяйственных культур. На областной выставке будут представлены цветоводство, охотни­ чий промысел, юные натуралисты. Много места отводится показу основной отрасли экономики Коль­ ского полуострова — рыбной про­ мышленности, особенно моторно-ры­ боловным станциям и рыболовецким колхозам. Рыбаки-колхозники Запо­ лярья досрочно выполнили годовой план. Областное управление МРС и Рыбакколхозсоюз являются нынче участниками Всесоюзной сельскохо­ зяйственной выставки. Это почетное право колхозные промысловики Мур- мана решили закрепить за собой на будущее. Диаграммы и схемы расскажут об уровне механизации колхозного про­ мысла, о росте добычи рыбы, об ос­ нащении флота новыми совершен­ ными судами. Решено широко пока­ зать колхоз имени Ворошилова Те- риберского района, который два года подряд является участником ВСХВ и нынче досрочно выполнил тодовой план. На стендах будут представлены макеты орудий лова, различные ры­ бы Баренцова моря, приборы, помо­ гающие промысловикам определять глубины, искать косяки. Интересные экспонаты покажет Полярный науч­ но-исследовательский институт мор­ ского рыбного хозяйства и океано­ графии. В широком ассортименте будет по­ казана продукция рыбообрабатываю­ щих предприятий Заполярья. Внимание посетителей, безуслов­ но, привлекут большие фотопанно, которые заказаны фотоотделу Всесо­ юзной сельскохозяйственной выстав­ ки. На них запечатлены труд рыба­ ков в море, оленьи стада, работа жи-' вотноводов и полеводов. Сейчас идет деятельная подготов- Среди участников выставки — и ка к областной сельскохозяйственной оленеводческие хозяйства. Живые выставке. Выставка явится смотром олени будут представлены в неболь- достижений тружеников сельского шой изгороди. Звероводы Заполярья хозяйства и рыбаков-колхозников покажут голубых песцов и норок. Заполярья, школой передового опыта. Стенд Полярного отделения Bee- М. НИКОЛАЕВ. Вручение свидетельств и медалей участников BGXB На днях на собрании коллектива Iмагазина № 13 «Детский мир» тов. восток. В наше время сделаны громадные шаги в освоении великого Северного морского пути от Мурманска до Бе­ рингова пролива. Масса разнообраз­ ных товаров ежегодно перевозится кораблями по этому пути. Между тем потребности в разви­ тии морского транспорта в Арктике резко растут, и возникает вопрос о том, какими же путями следует ид­ ти, чтобы в ближайшие годы добить­ ся наилучших результатов. В СССР достигнуты большие ус­ пехи в использовании атомной энер­ гии для мирных целей, е 1954 года работает первая атомная электро­ станция. И невольно сейчас возни­ кает мысль об использовании атом­ ной энергии и для дальнейшего ос­ воения Арктики. Судоходство в Арктике сильно за­ трудняют льды. А нельзя ли создать сверхмощные атомные ледоколы, ко­ торые могли бы преодолевать льды в любых условиях? Эта идея безус­ ловно заслуживает внимания. Нет особых принципиальных трудностей в том, чтобы поставить на крупный ледокол мощный атомный реактор. Теплота, выделяемая в этом реакто­ ре, может быть использована для на-, гревания обычных паровых котлов, питающих паром поршневые маши­ ны или турбины ледокола. Реактору мощностью в миллион киловатт нужно меньше полутонны урана в год. Таким образом, сверх­ мощный атомный ледокол можно обеспечить атомным торючим на сколь угодно длительное плаванье во льдах. Ледокол можно было бы снабдить специальными взрывчатыми веще­ ствами для разрушения особенно прочных льдов, торосов и ледяных плавающих гор — айсбергов. Однако как бы успешно ни раз­ вивались ледоколы и взрывные средства, все же они не могут обес­ печить надежного сообщения в по­ лярных водах. Поэтому для осуществления бес­ перебойного транспорта в Арктике невольно напрашивается совсем другой путь. Атомный двигатель, со­ стоящий из атомного реактора, па­ рового котла; турбины и холодиль­ ника, не требует (в отличие от обыч­ ных паровых двигателей и моторов внутреннего сгорания) атмосферного воздуха. , Такой двигатель может очень хорошо работать на крупном подводном корабле. Следовательно, крупный подводный и подледный корабль с мощным атомным двига­ телем представляет собой весьма удачную конструкцию. Воздух для дыхания людей при длительном подводном плавании можно запасать в специальных баллонах под боль­ шим давлением или постоянно об­ новлять путем регенерации, добав­ ляя лишь кислород и поглощая уг­ лекислоту и другие газы, вредные для организма человека. Впрочем мощные атомные подвод­ ные и подледные корабли смотуг двигаться весьма быстро, и плава­ ние дОлыпе трех суток, как прави­ ло, будет исключено. Действи­ тельно, внизу в огромных массах воды подо льдом корабль не подверг­ нется ни неприятной качке, ни уда- метить, что температура воды подо льдом близка к нулю, тогда^ как на поверхности океана глубокой поляр­ ной ночью могут быть очень силь­ ные морозы и невыносимые ветры. При движении по открытому бурно­ му морю в мороз кораблю грозит об­ леденение. Сильное обледенение мо­ жет привести к потере остойчивости корабля и его гибели. Всех этих трудностей под водой нет. Поэтому можно полагать, что мощные атомные подводные и под­ ледные корабли будущего — это блестящая перспектива развития морского транспорта в Арктике. Если такому кораблю понадобится всплыть на поверхность океана, по­ крытую льдами, он может взорвать их при помощи торпед, разрушаю­ щих лед светом и взрывом. Если люди захотят выйти на лед, не раз­ рушая его, то корабль сможет под­ няться до нижней кромки льдины и просверлить ее особым цилиндриче­ ским буром большого диаметра. Че­ рез это отверстие можно выдвинуть непосредственно вслед за буром тру­ бу с лестницей или даже с лифтом. По этой трубе люди легко выйдут на Л6Д. Для безопасного движения под во­ дой корабль должен обладать ультра­ звуковым локатором. Если на пути корабля возникнет какое-либо 'пре­ пятствие, то автоматические прибо­ ры или остановят корабль, или об­ ведут его вокруг препятствия даже без вмешательства команды ко­ рабля. Кроме того, есть еще особые зада­ чи, которые в Арктике может ре­ шить только » подводный корабль. Например, подледный лов рыбы. Для этой цели нужно построить спе­ циальные атомные подледные кораб­ ли, снабженные генераторами по­ стоянного тока. Корабль, двигаясь под водой, выпускает за кормой на тросе металлический хвост, к ко­ торому присоединен один полюс ге­ нератора тока. Другой полюс при­ соединяют к корпусу корабля. Меж­ ду хвостом на тросе и кораблем воз­ никает в воде электрическое поле. Рыба, попадающая в это поле, не­ вольно устремляется в сторону ко­ рабля, так как именно туда дви­ жется имеющийся в воде кислород. Здесь она захватывается насосом особого устройства, который, не по­ вреждая рыбу, перекачивает ее в отсеки корабля, сообщающиеся с окружающей водой через маленькие отверстия. Избыточная вода выходит через эти отверстия, а рыба остает­ ся в отсеке. Косяки рыб подводный рыболовный корабль может нахо­ дить при помощи ультразвуковой аппаратуры, в частности используя то, что большие массы рыб при сво­ ем движении в воде сами порождают колебания различной частоты. Все оказанное позволяет сделать вывод, что атомные подводные и подледные корабли для плавания в Арктике, а может быть, и в Антарк­ тике должны быть созданы в бли­ жайшее время. Проф. Г. И. ПОКРОВСКИИ. Доктор технических наук. рыбкоопа тралового флота, предсе­ датель исполкома Микояновского районного Совета депутатов трудя­ щихся тов. Котов вручил ряду ра­ ботников медали и свидетельства участника Всесоюзной сельскохозяй­ ственной выставки. Свидетельства и медали участника ВСХВ были вручены директору ма­ газина плавсостава № 11 тов. Ни­ кольской, продавцу обувного отдела Редактор М. С. ЦЕЛОУСОВ. Силуянову, продавцу магазина № 1 тов. Алексеевой, официантке столо­ вой № 1 тов. Лысовой и другим. Отмеченные медалями и свиде­ тельствами горячо благодарили пар­ тию и правительство за высокую оценку их труда и заверяли, что они, не покладая рук, будут трудиться, чтобы еще лучше обслуживать тру­ жеников моря. ОБЪЯВЛЯЕТСЯ ПОДПИСКА НА 1956 ГОД н а г а з е т у / „ Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н “ ПОДПИСНАЯ ПЛАТА: На 12 месяцев 23 р. 40 к. На 3 месяца На 6 месяцев И р. 70 к. На 1 месяц Подписка принимается непосредственно в редакции газеты и во всех отделениях связи. 5 р. 85 к. 1 р. 95 к. Адрес редакции: г. Мурманск. Рыбный порт. Телефоны: редактор 2-75, зам. редактора и отв. секретарь— 3-96, промышленный отдел иотдел культуры и быта — 4-33, Типография «Полярная правда». Зак. 4327. Тир. 2750 ПН 02953

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz