Рыбный Мурман. 1955 г. Октябрь.
РБ1БНБ1И МУРМАН № 121 (361), 9 октября 1955 г. книжная Г Г О J T T v / А В библиотеку базового комитета профсоюза тралового флота поступи ли новые книги. Смирнов И. и Набатчиков А., «Ленинский комсомол — помощник и резерв Коммунистической пар тии». М., «Молодая гвардия», 1955 г., 112 стр. В книге рассказывается о том, как комсомол, активно участвуя в государственном и культурном строительстве нашей страны, помо гает партии в борьбе за построение коммунистического общества, вос питывает молодежь в духе комму низма. В ней рассмотрены основные положения Устава ВЛКСМ. Спе циальная глава посвящена борьбе советской молодежи за мир. Меньшиков Ф. К., «Алкоголизм — враг здоровья». М., «Знание», 1955 г., 24 стр. В брошюре показывается разру шающее действие алкоголя на орга низм человека. Автор особо подчер кивает особый вред алкоголя для лю дей, страдающих разными заболева ниями, рассказывает о предупреж дении и лечении алкоголизма. Соболев Л., «Зеленый луч». По весть. М., «Молодая гвардия», 1955 г., 199 стр. В основу повести положен один из эпизодов Великой Отечественной войны. Действие развивается в те чение одних суток на борту идущего в разведку сторожевого катера Чер номорского флота. Писатель показы вает своих героев, выполняющих сложное боевое задание, в минуты того предельного напряжения всех духовных сил, когда поступки явля ются итогом и проверкой прожитой жизни. Перед читателем проходят дни детства и юности молодого ко мандира катера — лейтенанта Ре шетникова. В книге показано, как пришло к нему решение стать воен ным моряком, как определились в нем черты советского командира, за воевавшие ему любовь и доверие команды. Повесть проникнута глу боким лиризмом, вдохновенной меч той о счастье, о мире, символом ко торого становится «зеленый луч» — условный сигнал корабельного фо наря, спасающий разведчиков от гибели. Вязов Е. И. «Руал Амундсен». М., Географгиз, 1955 г., 39 стр. Выдающийся норвежский иссле дователь Р. Амундсен известен свои ми путешествиями в полярные стра ны. Оп прошел на корабле вдоль се верных берегов Евразии, первым до стиг Южного полюса и пролетел на дирижабле со Шпицбергена через Северный полюс на Аляску. В этой Механизация животноводческой фермы Таджикская ССР. В колхозе имени Сталина Ленинабадского района завершено строительство животноводческой фермы. На ней механизированы подача во ды, подвоз кормов, вывозка на воза, кормоприготовление и дой ка коров. Завершается строи-- тельство таких же животноводче ских ферм еще в 30 колхозах Ленинабадсной области. На снимке: в новом коровнике животноводческой фермы колхо за имени Сталина. Техник колхо за Г. Шакиров (слева) и механи затор ЛенинабадсКой МТС А. УСМАНОВ проверяют обору дование новой фермы. Фото Б. Зайцева. Фотохроника ТАСС. Под льдами Арктики Издавна смелые русские морепла- рам волн, требующим повышен- ватели осваивали пути в Арктике.' ной прочности корпуса. Люди, стра- Они ходили из Архангельска на Гру- j дающие морской болезнью, будут мант (Шпицберген), вдоль сибир- чувствовать себя на подводном ко- ских берегов проникали далеко на рабле отлично. Кроме того, надо от- Перед открытием областной сельскохозяйственной выставки Выполняя решения пленумов союзною института растениеводства Центрального Комитета партии по вопросам сельского хозяйства, поле воды и животноводы нашей области добились значительных успехов в работе. Открывающаяся в Мурманске во второй половине октября област ная сельскохозяйственная выставка подведет итоги работы тружеников сельского хозяйства и рыбаков-кол- хозников за истекший год, расска жет о достижениях передовиков, бу дет пропагандировать их опыт ра боты. На выставке будет представлено около 30 хозяйств, экспозиционные залы разместятся в здании област ного краеведческого музея. Несмотря на холодное лето ны нешнего года, передовики вырасти ли неплохой урожай овощей. Много картофеля собрано в передовых кол хозах Терского и Кандалакшского районов, в передовых подсобных хо зяйствах. В подсобном хозяйстве тра лового флота «Арктика» больших успехов добились работники закры того грунта. Они вырастили много огурцов. Овощеводы представят на выставку натуральные экспонаты. Многого добились и животноводы области, обеспечив значительное повышение продуктивности скота. Высокие удои достигнуты в колхозе имени Третьей пятилетки, колхозе «Тулома» и других. Все они будут представлены на областной вы ставке. На Кольском полуострове созданы машинно-тракторные станции, осна щенные новейшими сельскохозяйст венными 'машинами: мощными трак торами, экскаваторами, картофеле уборочными комбайнами, канавоко пателями, культиваторами и т. д. Мурманская и Кандалакшская МТС, книге читатель прочтет о годах юно-1 выполняющие большие работы по сти Амундсена и его замечательных путешествиях. Гюго В. «Клод Ге». Перевод с французского А. Толстой. М., Гослит издат, 1955 г., 30 стр. Повесть основана на действитель ном факте — судебном процессе ра бочего Клода Ге, приговоренного к смертной казни за убийство тюрем ного надзирателя. Это произведение свидетельствует о глубоком сочув ствии писателя судьбам обездолен ных народных масс. Поступок Клода Ге изображается в повести не как преступление, а как акт стихийпо- го протеста против социальной несправедливости. С любовыо рисует писатель образ Клода Ге — человека из народа, наделенного ясным умом, сильной волей, душевным благород ством. М. ДЕМИНА. Библиотекарь библиотеки базового комитета профсою за тралового флота. освоению целинных земель, механи зации животноводческих ферм, будут широко представлены на выставке. На открытой площадке посетители увидят различные сельскохозяйст венные машины. расскажет о работах мичуринцев За полярья, о их неутомимых поисках новых морозоустойчивых, скороспе лых и высокоурожайных сельскохо зяйственных культур. На областной выставке будут представлены цветоводство, охотни чий промысел, юные натуралисты. Много места отводится показу основной отрасли экономики Коль ского полуострова — рыбной про мышленности, особенно моторно-ры боловным станциям и рыболовецким колхозам. Рыбаки-колхозники Запо лярья досрочно выполнили годовой план. Областное управление МРС и Рыбакколхозсоюз являются нынче участниками Всесоюзной сельскохо зяйственной выставки. Это почетное право колхозные промысловики Мур- мана решили закрепить за собой на будущее. Диаграммы и схемы расскажут об уровне механизации колхозного про мысла, о росте добычи рыбы, об ос нащении флота новыми совершен ными судами. Решено широко пока зать колхоз имени Ворошилова Те- риберского района, который два года подряд является участником ВСХВ и нынче досрочно выполнил тодовой план. На стендах будут представлены макеты орудий лова, различные ры бы Баренцова моря, приборы, помо гающие промысловикам определять глубины, искать косяки. Интересные экспонаты покажет Полярный науч но-исследовательский институт мор ского рыбного хозяйства и океано графии. В широком ассортименте будет по казана продукция рыбообрабатываю щих предприятий Заполярья. Внимание посетителей, безуслов но, привлекут большие фотопанно, которые заказаны фотоотделу Всесо юзной сельскохозяйственной выстав ки. На них запечатлены труд рыба ков в море, оленьи стада, работа жи-' вотноводов и полеводов. Сейчас идет деятельная подготов- Среди участников выставки — и ка к областной сельскохозяйственной оленеводческие хозяйства. Живые выставке. Выставка явится смотром олени будут представлены в неболь- достижений тружеников сельского шой изгороди. Звероводы Заполярья хозяйства и рыбаков-колхозников покажут голубых песцов и норок. Заполярья, школой передового опыта. Стенд Полярного отделения Bee- М. НИКОЛАЕВ. Вручение свидетельств и медалей участников BGXB На днях на собрании коллектива Iмагазина № 13 «Детский мир» тов. восток. В наше время сделаны громадные шаги в освоении великого Северного морского пути от Мурманска до Бе рингова пролива. Масса разнообраз ных товаров ежегодно перевозится кораблями по этому пути. Между тем потребности в разви тии морского транспорта в Арктике резко растут, и возникает вопрос о том, какими же путями следует ид ти, чтобы в ближайшие годы добить ся наилучших результатов. В СССР достигнуты большие ус пехи в использовании атомной энер гии для мирных целей, е 1954 года работает первая атомная электро станция. И невольно сейчас возни кает мысль об использовании атом ной энергии и для дальнейшего ос воения Арктики. Судоходство в Арктике сильно за трудняют льды. А нельзя ли создать сверхмощные атомные ледоколы, ко торые могли бы преодолевать льды в любых условиях? Эта идея безус ловно заслуживает внимания. Нет особых принципиальных трудностей в том, чтобы поставить на крупный ледокол мощный атомный реактор. Теплота, выделяемая в этом реакто ре, может быть использована для на-, гревания обычных паровых котлов, питающих паром поршневые маши ны или турбины ледокола. Реактору мощностью в миллион киловатт нужно меньше полутонны урана в год. Таким образом, сверх мощный атомный ледокол можно обеспечить атомным торючим на сколь угодно длительное плаванье во льдах. Ледокол можно было бы снабдить специальными взрывчатыми веще ствами для разрушения особенно прочных льдов, торосов и ледяных плавающих гор — айсбергов. Однако как бы успешно ни раз вивались ледоколы и взрывные средства, все же они не могут обес печить надежного сообщения в по лярных водах. Поэтому для осуществления бес перебойного транспорта в Арктике невольно напрашивается совсем другой путь. Атомный двигатель, со стоящий из атомного реактора, па рового котла; турбины и холодиль ника, не требует (в отличие от обыч ных паровых двигателей и моторов внутреннего сгорания) атмосферного воздуха. , Такой двигатель может очень хорошо работать на крупном подводном корабле. Следовательно, крупный подводный и подледный корабль с мощным атомным двига телем представляет собой весьма удачную конструкцию. Воздух для дыхания людей при длительном подводном плавании можно запасать в специальных баллонах под боль шим давлением или постоянно об новлять путем регенерации, добав ляя лишь кислород и поглощая уг лекислоту и другие газы, вредные для организма человека. Впрочем мощные атомные подвод ные и подледные корабли смотуг двигаться весьма быстро, и плава ние дОлыпе трех суток, как прави ло, будет исключено. Действи тельно, внизу в огромных массах воды подо льдом корабль не подверг нется ни неприятной качке, ни уда- метить, что температура воды подо льдом близка к нулю, тогда^ как на поверхности океана глубокой поляр ной ночью могут быть очень силь ные морозы и невыносимые ветры. При движении по открытому бурно му морю в мороз кораблю грозит об леденение. Сильное обледенение мо жет привести к потере остойчивости корабля и его гибели. Всех этих трудностей под водой нет. Поэтому можно полагать, что мощные атомные подводные и под ледные корабли будущего — это блестящая перспектива развития морского транспорта в Арктике. Если такому кораблю понадобится всплыть на поверхность океана, по крытую льдами, он может взорвать их при помощи торпед, разрушаю щих лед светом и взрывом. Если люди захотят выйти на лед, не раз рушая его, то корабль сможет под няться до нижней кромки льдины и просверлить ее особым цилиндриче ским буром большого диаметра. Че рез это отверстие можно выдвинуть непосредственно вслед за буром тру бу с лестницей или даже с лифтом. По этой трубе люди легко выйдут на Л6Д. Для безопасного движения под во дой корабль должен обладать ультра звуковым локатором. Если на пути корабля возникнет какое-либо 'пре пятствие, то автоматические прибо ры или остановят корабль, или об ведут его вокруг препятствия даже без вмешательства команды ко рабля. Кроме того, есть еще особые зада чи, которые в Арктике может ре шить только » подводный корабль. Например, подледный лов рыбы. Для этой цели нужно построить спе циальные атомные подледные кораб ли, снабженные генераторами по стоянного тока. Корабль, двигаясь под водой, выпускает за кормой на тросе металлический хвост, к ко торому присоединен один полюс ге нератора тока. Другой полюс при соединяют к корпусу корабля. Меж ду хвостом на тросе и кораблем воз никает в воде электрическое поле. Рыба, попадающая в это поле, не вольно устремляется в сторону ко рабля, так как именно туда дви жется имеющийся в воде кислород. Здесь она захватывается насосом особого устройства, который, не по вреждая рыбу, перекачивает ее в отсеки корабля, сообщающиеся с окружающей водой через маленькие отверстия. Избыточная вода выходит через эти отверстия, а рыба остает ся в отсеке. Косяки рыб подводный рыболовный корабль может нахо дить при помощи ультразвуковой аппаратуры, в частности используя то, что большие массы рыб при сво ем движении в воде сами порождают колебания различной частоты. Все оказанное позволяет сделать вывод, что атомные подводные и подледные корабли для плавания в Арктике, а может быть, и в Антарк тике должны быть созданы в бли жайшее время. Проф. Г. И. ПОКРОВСКИИ. Доктор технических наук. рыбкоопа тралового флота, предсе датель исполкома Микояновского районного Совета депутатов трудя щихся тов. Котов вручил ряду ра ботников медали и свидетельства участника Всесоюзной сельскохозяй ственной выставки. Свидетельства и медали участника ВСХВ были вручены директору ма газина плавсостава № 11 тов. Ни кольской, продавцу обувного отдела Редактор М. С. ЦЕЛОУСОВ. Силуянову, продавцу магазина № 1 тов. Алексеевой, официантке столо вой № 1 тов. Лысовой и другим. Отмеченные медалями и свиде тельствами горячо благодарили пар тию и правительство за высокую оценку их труда и заверяли, что они, не покладая рук, будут трудиться, чтобы еще лучше обслуживать тру жеников моря. ОБЪЯВЛЯЕТСЯ ПОДПИСКА НА 1956 ГОД н а г а з е т у / „ Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н “ ПОДПИСНАЯ ПЛАТА: На 12 месяцев 23 р. 40 к. На 3 месяца На 6 месяцев И р. 70 к. На 1 месяц Подписка принимается непосредственно в редакции газеты и во всех отделениях связи. 5 р. 85 к. 1 р. 95 к. Адрес редакции: г. Мурманск. Рыбный порт. Телефоны: редактор 2-75, зам. редактора и отв. секретарь— 3-96, промышленный отдел иотдел культуры и быта — 4-33, Типография «Полярная правда». Зак. 4327. Тир. 2750 ПН 02953
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz