Рыбный Мурман. 1955 г. Октябрь.

№ 121 (361), 9 октября 1955 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н Второй месяц на судах тралового флота проходит общественный смотр технического состояния кораблей и механизмов. На большинстве трауле­ ров созданы и работают судовые ко­ миссии по проведению смотра. В их состав входят передовики производ­ ства, лучшие люди машинной и па­ лубной команд, представители об­ щественности. На тех траулерах, где проведению общественного смотра уделяется серьезное внимание, из рейса в рейс улучшается состояние механизмов. Именно так обстоит дело на трауле­ ре «Челябинск» (капитан тов. Шпа- нов). Здесь прошли беседы о значе­ нии общественного смотра, члены судовой комиссии рассказали моря­ кам о путях улучшения техническо­ го состояния судна. Проведению смотра посвящено несколько мате­ риалов в стенной газете корабля. Силами экипажа проделана боль­ шая работа по приведению в хорошее состояние всех палубных механиз­ мов и оборудования. Работники отде­ ла главного капитана внимательно ознакомились с положением дел на траулере и пришли к выводу, что в ходе общественного смотра здесь мно­ гое сделано по улучшению эксплуа­ тации корабельных агрегатов. Это положительно сказалось и на выпол­ нении государственного плана. Эки­ паж судна досрочно завершил годо­ вую программу и борется за выпол­ нение социалистического обязатель­ ства, принятого в честь XX съезда КПСС, Идет общественный смотр технического состояния судов Два подхода к деду два результата По-иному подошли к проведению общественного смотра на траулере «Луч» (капитан тов. Констанди). Здесь есть все возможности для того, чтобы организовать работу так, как па однотипном корабле «Челябинск». Но командование судна почти ничего не сделало для мобилизации моряков на борьбу .за улучшение техническо­ го состояния корабля и механизмов, к проведению смотра подошло фор­ мально. Капитан издал приказ о соз­ дании судовой комиссии, и этим все ограничилось. На траулере ничего не делается для того, чтобы экипаж знал цели и задачи общественного смотра. Неуди­ вительно поэтому, что моряки нахо­ дятся в стороне от большого и важ­ ного дела. Результаты формального подхода к проведению смотра технического состояния судов налицо. Палубное оборудование находится на корабле в плохом состоянии. Низкая трудо­ вая дисциплина, многочисленные на­ рушения корабельных уставов моря­ ками этого корабля, невыход на ра­ боту отдельных членов команды от­ рицательно влияют на техническое состояние судна. Нужно без промедления командо­ ванию траулера «Луч» принять все меры к тому, чтобы привлечь к уча­ стию в общественном смотре всех моряков и обеспечить отличное тех­ ническое состояние корабля. А. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ. Морской инспектор трало­ вого флота. Ценное предложение штурмана Морозова На среднем траулере № 836 с у - ' довая комиссия уделяет много вни- ] мания проведению общественного смотра технического состояния ко­ рабля. В ходе смотра некоторые мо­ ряки вносят ценные предложения. Председатель комиссии, старший помощник капитана тов. Морозов конструирует специальное приспо­ собление, которое должно обезопа­ сить судно от намотки сетей па винт. Он намеревается сделать на левом борту судна, в том месте, от­ куда выметываются сети, специаль­ ный выкидной мостик. Применение его позволит метать сети в любую погоду, не опасаясь их намотки на винт. Предложение тов. Морозова при­ несет немало пользы промыслови­ кам. Но одному тов. Морозову не летко его осуществить. Творческое содружество старшего помощника капитана со специалистами позво­ лит в более короткий срок добиться желаемых результатов. Надо полагать, что в ходе прове­ дения общественного смотра техни­ ческого состояния судов и механиз­ мов повысится творческая актив­ ность моряков на всех судах сельдя­ ного флота, увеличится приток ра­ ционализаторских предложений. А. КАРКИЩЕНКО. Инструктор по политработе группы судов сельдяного флота. Проверяем выполнение принятых обязательств Усилить темы добычи рыбы Экипаж траулера «Аксай», как и весь коллектив тралового флота, ши­ роко развернув социалистическое со­ ревнование за высокие уловы, .обя­ зался выловить в этом году 50 ты­ сяч центнеров рыбы, изготовить 150 лера «Аксай» имеются еще сущест­ венные недостатки. Достаточно ска­ зать, что трудовая дисциплина у от­ дельных членов экипажа оставляет желать много лучшего. Кое-кто из моряков появляется на судне в не- тысяч банок консервов и выработать трезвом виде, опаздывает к отходу 1400 центнеров рыбной муки. Пар- корабля в море. Часто нарушали тру- тийная, профсоюзная и комсомоль- довую дисциплину бывшие матросы окая организации корабля направи- Сазонов, Потапов и другие. Совер- ли вею свою работу на обеспечение | шают дисциплинарные проступки выполнения этих обязательств. На также мастер по добыче рыбы тов. Каховский гидроузел. Водо­ сливная плотина. Рейсовое задание перевыполнено Экипаж траулера «Петрозаводск» в начале года решил выловить 50 тысяч центнеров рыбы. Для выпол­ нения этого обязательства моряки прилагают все силы и умение. Сей­ час на счету этого судна имеется уже около 40 тысяч центнеров рыбы. Моряки этого траулера, как и все советские люди, широко развернув социалистическое соревнование за достойную встречу XX съезда Ком­ мунистической партии Советского Союза, дали слово возвращаться в порт 'с перевыполнением задания, меньше тратить времени на стоянки. Недавно траулер «Петрозаводск» вернулся из очередного промыслово­ партийных, профсоюзных и комсо­ мольских собраниях, на производст­ венных совещаниях моряки система­ тически обсуждали, как претворяют­ ся в жизнь практические м&роприя- 1тия, направленные на повышение уловов. Четырехмесячный план команда нашего судна выполнила еще 29 марта, а полугодовой — 15 мая. Воодушевленные историческими решениями июльского Пленума ЦК КПСС, моряки траулера дали слово завершить годовое задание по выло­ ву рыбы к 1 октября. С этой зада­ чей коллектив также с честью спра­ вился. Уже 23 сентября годовой план был выполнен по всем показателям. Достижению этото успеха способство­ вало прежде всего широко разверну­ тое социалистическое соревнование. На корабле большое внимание уде­ ляется проверке выполнения обяза­ тельств каждым членом экипажа, неустанно пропагандируется опыт передовиков. В конце каждого рейса имена лучших производственников заносятся на судовую Доску почета. Хорошо работает старший помощник капитана тов. Постников, старший мастер по добыче рыбы тов. Буров, матрос тов. Беньков, второй помощ­ ник капитана тов. Козлов, второй механик тов. Шевчук, третий меха- го рейса. Экипаж судна, возглавляе-! ник тов. Кессель, кочегары тт. Ряза- мый капитаном тов. Безруковым, на- нов и Милешо, консервные мастера ходился в море около 27 суток. По \ тт. Зайцев и Курышев, машинист плану моряки должны были доста- рыбомучной установки тов. Тупиков вить 184 тонны рыбы в полуфабри- и многие другие. кате, а они предъявили 257,8 тонны рыбы. к сдаче Большое внимание на корабле уделяется технической учебе. Это Хорошо потрудился в этом рейсе позволило с начала года подготовить консервный мастер тов. Фролов. Установив тесный контакт с палуб­ ной командой, он со своими помощ­ никами сумел затотовить тресковой печени на изготовление 14.151 бан­ ки консервов. Это почти на 4 тыся­ чи банок больше плана. Моряки траулера «Петрозаводск» полны решимости трудиться так, чтобы достойным трудовым подар­ ком ознаменовать XX съезд КПСС. из матросов двух мастеров по добыче рыбы, трех мастеров по обработке рыбы, двух мастеров по выработке рыбьего жира, боцмана и трех коче­ гаров. В результате отпала надоб­ ность обращаться за помощью в от­ дел кадров в том случае, если кто- либо из квалифицированных моряков уходил в отпуск или по каким-либо причинам списывался на берег. Однако в работе коллектива трау- Карякин и матрос тов. Шелгунов. Не все благополучно на корабле и с организацией труда. Так, судно простаивает иногда из-за уборки рыбы. Экипаж траулера мог бы работать значительно лучше, если бы берего­ вые организации проявляли больше заботы о нуждах моряков. В этом го­ ду из-за ожидания причалов и мед­ ленных темпов выгрузки уловов тра­ улер уже потерял шесть судосуток, а по вине технического отдела тра­ лового флота и судоремонтного заво­ да Главмурманрыбпрома — 12 судо­ суток. Только из-за этого корабль во время интенсивного лова не был на промысле 18 судосуток. За это вре­ мя мы могли бы выловить не менее 4.000 центнеров рыбы. Стремясь достойно встретить 38-ю годовщину Великого Октября, отме­ тить XX съезд КПСС новыми трудо­ выми успехами, коллектив траулера «Аксай», недавно еще раз подсчи­ тав свои возможности, решил закон­ чить выполнение всех принятых на себя социалистических обязательств к 7 ноября, а до конца года выло­ вить сверх того, что мы обещали ра­ нее, не менее 5.000 центнеров рыбы, выработать 30 тысяч банок консер­ вов и 300 центнеров рыбной муки. Сейчас все силы экипажа направле­ ны на выполнение этих боевых задач. В своих поздравительных теле­ граммах, присланных в адрес моря­ ков траулера «Аксай» в связи с вы­ полнением ими годового плана, Ми­ нистр рыбной промышленности СССР тов. Ишков и руководство флота вы­ разили твердую уверенность в том, что экипаж судна и впредь будет высоко нести знамя социалистиче­ ского соревнования. Наш коллектив приложит все силы к тому, чтобы оправдать это доверие. А. ПИРОЖНИКОВ. Первый помощник капитана траулера «Аксай». Так работают рыбаки Сахалина Недавно вместе с группой моря­ ков нашего бассейна я побывал в гостях у сахалинских рыбаков. Мы посетили многие промысловые су­ да, рыбообрабатывающие предприя­ тия, познакомились с техникой до­ бычи сахалинской сельди. Моряки нашего бассейна рассказали саха­ линцам о передовых методах лова сельди в Баренцевом море и Север­ ной Атлантике, .научили молодых специалистов использовать новую технику для поиска сельди, кото­ рой сейчас оборудованы многие су­ да сахалинских рыбаков. Мурманчане имели возможность ознакомиться с условиями жизни и работы сахалинских (рыбаков. Наиболее крупной рыбодобываю­ щей организацией «Гдавсахалин- рыбпрома» является управление ак­ тивного лова и транспортного флота, основная база которого находится в городе Невельске. Город этот распо­ ложен между морем и сопками на юго-западной части острова Сахалин. Невельский рыбный порт не удо­ бен для стоянки промысловых су­ дов. Открытая с моря бухта, ограж­ денная бетонной дамбой, не спасает стоящие у причалов суда от дей­ ствия сильной волны и ветров. Обычно корабли становятся к при­ чалам только при крайней необхо­ димости: для разгрузки, получения снаряжения и продовольствия. Все остальное время юни стоят на внеш­ нем рейде, откуда следуют прямо на промысел. Сахалинские рыбаки ведут ак­ тивный промысел сельди. В конце марта к острову подаодят мощные косяки нерестующей сельди. Ее подход к беретам характеризуется вначале наличием небольших плот­ ных косяков на глубине 40— 50 метров. Затем косяки увеличивают­ ся, сельдь поднимается ближе к по­ верхности и одновременно во мно­ гих районах прибрежной полосы мощной лавиной вдет на нерест к берегам. Здесь ее вылавливают ставными неводами. JJ сельдяной путине на Сахалине проводится тщательная подготовка. Ремонтируются и вооружаются про­ мысловые и транспортные суда, подготавливаются рыбозаводы и хо­ лодильники. День и ночь суда бо­ роздят прибрежные воды, наблюдая за тем, чтобы во-время предупре­ дить промысловиков о подходах сельди. Часто на разведку косяков вылетают самолеты. Промысел сельди ведется кошель­ ковым неводом. Промышляют так: поисковое судно, следуя (впереди группы сейнеров, обнаруживает 1косяк. Пройдя над ним и определив его плотность и глубину погру­ жения, поисковик дает один длинный гудок. Этот сигнал призы­ вает к готовности для замета ко­ шелька. Два длинных гудка — и идущий первым на вамет сейнер ме­ чет кошельковый невод. Та® про­ должается до тех пор, пока вся группа прикрепленных к поискови­ ку судов не будет расставлена на косяках. Уловы сельди бывают раз­ личные — от 50 до 1000 центне­ ров за один замет кошелька. Для того, чтобы промысловые ко­ рабли не теряли времени на перехо­ ды для разгрузки рыбы, на помощь им приходит мелкий транспортный флот. Катера-буксировщике, взяв два— три двадцатитонных кунгаз- са, подходят к судну с хорошими уловами, принимают от него све­ жую с-сладь и доставляют на рыбо­ заводы. Освободившись от груза, промысловые суда, не теряя дра­ гоценного времени, вновь присту­ пают к лову. На промысловых судах адееь имеются начальники рейсов. В их обязанности входит руководство Iпоисками и расстановка судов по косякам, а также составление по­ исковой документации. От званий и способностей начальников рейсов зависит успех экипажей группы судов. Поэтому на эту должность ставятся опытные промысловики. Мастера по обработке рыбы на судах пет. iKpyr обязанностей ма­ стера по добыче рыбы узок. Он ру­ ководит заметом и выборкой кошель­ кового невода, по команде начальни­ ка рейса бросает сигнальные буйки на обнаруженные косяки сельди днем и, предварительно зажигая их, ночью. Закончив в июне сельдяную пу­ тину, весь промысловый флот ухо­ дит в экспедицию, на лов охотской сельди. В октябре часть судов уп­ равления активного лова переобо­ рудуется под щраловый лов камба­ лы у 'берегов Камчатки. Лежбища камчатской камбалы хороши для облова. Так, сред­ ний траулер за пять — шесть про­ мысловых суток вылавливает в среднем 100— 110 тонн этой цен­ ной рыбы. Затем камбала в необра­ ботанном виде сдается на рыбозаво­ ды Камчатки. Зимой условия работы у берегов Камчатки очень тяжелые. Частые -штормы, снежные бури, обледене­ ния мешают промыслу. Но, несмот­ ря на это, моряки добиваются зна­ чительных успехов. Так, экипажи передовых средних траулеров №№ 636, 395, 4205 и других за период камчатской экспедиции вы­ лавливают по 7— '8 тысяч центне­ ров камбалы, к первому марта вы­ полняя свои полугодовые задания. Труд моряков хорошо оплачи­ вается. За добытый центнер камба­ лы платят па команду 29 рублей без прогрессивной оплаты, а* за центнер сельди — 22 рубля. Рыба­ ки пользуются также льготами за отдаленность места. Так, капитан среднего траулера получает в месяц без процентных надбавок — 2400 рублей, матрос первого класса — 1100 рублей. Наша группа уходила из Невель- ска во Владивосток на пароходе «Кильдин». Все мы уносили 'Прият­ ные воспоминания об этом далеком крае. Край, который в царское время был местом ссылки, благодаря за­ ботам Коммунистической партии и Советского правительства живет теперь бурной, трудовой жизнью. Работают рудники и шахты, нефте­ промыслы и рыбокомбинаты, от­ крыты техникумы, институт, де­ сятки школ, клубов. Раньше, чггобы добраться отсюда до Москвы, тре­ бовалось несколько месяцев. Теперь самолет за 36 часов доставил нас в столицу нашей Родины. А всего, чтобы пролететь из Владивостока до Мурманска, нам потребовалось двое с половиной суток. У всех нас, по­ бывавших на Сахалине, навсегда останутся самые хорошие воспоми­ нания об этом «рае, о его замеча­ тельных людях. Б. ЗЛОБИН. Радист^акустик среднего траулера № 331. J

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz