Рыбный Мурман. 1955 г. Октябрь.
№ 120 (360), 7 октября 1955 г. РЫБ НЫЙ МУРМАН Шире дорогу новому, передовому в судоремонте Мой опыт определения размеров подшипника Механическим цехам судоремонт ных предприятий приходится вы полнять многочисленные заказы промысловиков по изготовлению под шипников к судовым машинам. При изготовлении вкладышей подшип ников по существующей на нашем заводе технологии вначале точится калийр по подушке (то есть основа нию) подшипника. В нарядах эта работа так и подразделяется: один чае — на изготовление калибра, а остальное нормированное время — на изготовление вкладыша подшип ника. После определения размеров подшипника калибр выбрасывается. А ведь на него израсходован цвет ной металл или чугун, время, элек троэнергия и т. д. Определение размеров подшипника по калибру крайне неудобно и тем, что токарь подчас при выполнении этой работы должен затрачивать много физических усилий. Пред ставьте себе станину траловой ле бедки или какого-либо судового дви гателя, у которого расточены гнезда (постели) подшипников. Ясно, что станину к рабочему месту не до ставишь, и токарь вынужден часто снимать калибр со станка, бежать к станине «на примерку», неоднократ но повторяя такие «путешествия». Мало того, что уходит бесполезно время на эти хождения, но и вновь установить калибр в патрон станка точно, без ошибки, трудно. Это из вестно любому металлисту. Бывает и хуже. Принесут наряд на изготовле ние вкладыша к подшипнику и од ну из его половинок весом... 10— 15 килограммов, и рабочий вынужден при точении калибра поднимать эту деталь на станок, проверяя размеры калибра. Я стал задумываться: а нельзя ли избежать этой подготовительной опе рации и по-иному решить задачу по изготовлению вкладышей подшипни ков? «Справочник токаря» А. Н. Оглоблина — настольная книга мно гих рабочих нашего цеха. Часто пользуюсь и я этим справочником, находя в нем нужные ответы при решении многих производственных задач. Я хорошо помнил формулу определения больших наружных диаметров с помощью штангенцир куля при отсутствии соответствую щего размерам детали измерительно го инструмента. Как она применяет ся, ясно из следующей схемы: (D — диаметр; L — показание штангенциркуля; h — длина ножек штангенциркуля). Пользоваться этой формулой нам не приходится, так как у нас для измерения деталей есть микрометри ческие скобы большого размера, но я пришел к выводу, что она при менима для определения размеров подшипника. Только в этом случае нужен другой измерительный ин струмент — глубиномер. С разре- Слово не расходится с делом Чем меньше дней остается до конца года, тем сильнее разверты вается социалистическое соревнова ние машинистов рыбомучных устано вок тралового флота за успешное выполнение обязательств по выра ботке рыбной муки. Стремясь озна меновать XX съезд Коммунистиче ской партии Советского Союза но выми трудовыми успехами, они ре шили дать сверх годового плана не 25 тысяч центнеров муки (как обя зались ранее), а 30 тысяч центне ров. Слово машинистов рыбомучных установок не расходится с делом, и 30 сентября месячное задание по , выработке рыбной муки они выпол- | нили более чем на 200 процентов. Значительно перевыполнена также и девятимесячная программа. В счет социалистических обязательств ма шинисты рыбомучных установок флота дали стране более 23 тысяч центнеров этой ценной продукции.^ Трудовой подъем, охвативший машинистов рыбомучных установок флота, выявил новый отряд передо виков производства. Так, на трауле ре «Мойва» машинист рыбомучной установки тов. Софиенко по годово му плану должен был выработать 1.180 центнеров рыбной муки, а он уже сдал 1761 центнер продукции. При годовом плане в 960 центнеров В борьбе за высокие уловы Моряки траулера «Анатолий Бредов», вступив в социалисти ческое соревнование, посвящен ное достойной встрече XX съез да КПСС, успешно борются за выполнение принятых на себя социалистических обязательств, за вылов 55 тысяч центнеров ры бы. С начала года экипаж ко рабля добыл уже более 42 ты сяч центнеров рыбы. Мобилизуя все свои резервы и возможно сти, команда судна прилагает все усилия для достижения вы соких показателей в работе. На снимке — передовые люди траулера «Анатолий Бредов» (слева направо) старший мастер по добыче рыбы И. КАТЫШЕВ и боцман О. УСЛУГИН. Они показывают пример в ра боте, учат других членов экипа жа, как нужно относиться к де лу, как нужно выполнять свои производственные социалисти ческие обязательства. Фото из «Полярной правды». В порядке содержать орудия лова В соревновании за достойную судно с 24 июня стоит в ремонте, а шения начальника цеха у одного глубиномера концы планки были' рыбной муки тов. Поспелов с трау- црошлифованы под размер 90 милли- лера «Тралмейстер» предъявил к метров, с проверкой длины планки сдаче с начала года 1.738 центне- по микрометру. Это было сделано ■ров. Значительно перевыполнили го- для удобства подсчета. Конец рейки со шкалой был заострен с тем, чтобы она касалась криволинейной поверх ности подшипника только в одной точке. Схематически использование глубиномера для определения на ружного диаметра вкладыша под шипника выглядит так: довые задания машинисты рыбомуч ных установок тов. Лысков с трау лера «Ереван», тов. Борисов с трау лера «Трал» и многие другие. Сейчас машинистам рыбомучных установок предстоит выполнить встречу XX съезда КПСС коллектив тралового флота успешно оправляет ся со своими социалистическими обязательствами. Однако моряки су дов могут работать намного лучше. Для этого нужно возможно полнее использовать богатые резервы про мысла. Одним из важнейших факторов увеличения добычи рыбы является исправное состояние орудий лова на траулерах и тщательная подготовка всего промыслового хозяйства в порту. Однако на многих ^судах по ложение с этим делом крайне небла гополучное. На ряде кораблей ору дия лова при проверке их в море ма- стерами-наставниками оказывались в неисправном состоянии. Так, из-за трудную, но почетную задачу — ус- недобросовестного отношения к делу пешно завершить план четвертого старшего мастера по добыче трауле- квартала по выработке продукции и !ра «Кубань» тов. Сурначева в сен- дать в счет обязательств семь тысяч тябрьском рейсе сети имели переко Упростив формулу определения больших наружных диаметров с по мощью штангенциркуля и проставив в ней размеры планки глубиномера, легко определить диаметр постели, а значит и вкладыша подшипника. D SO _ Т h + h = 2025 h h В наших условиях для этой целиизбежать подсчета при изготовлении достаточно подготовить всего три глубиномера, причем измеритель ный инструмент не потеряет своей ценности и при выполнении других работ. При неоднократной практиче ской проверке мною с токарем тов. Мирошниченко и мастером тов. Ве ревкиным мы пришли к выводу, что этот способ вполне применим и оп равдывает себя. С помощью глуби номера можно определить диаметр постели подшипника с точностью до пяти сотых миллиметра, что вполне достаточно для этой детали. В апреле этого года совет рацио нализаторов и изобретателей завода принял это предложение, мне вы платили за инициативу премию и решили предложенный мною способ внедрить в производство, а потом подсчитать экономический эффект. Однако дело подвигается медленно. Калибры до сих пор точатся, расхо дуется на их производство металл, время, затрачивается непроизводи тельно физический труд, электро энергия. Совет рационализаторов и изобретателей поручил инженеру тов. Поташному составить таблицу, чтобы подшипников. Оказалось, что это — сложное дело, и поэтому мы ограни чились решением подсчитывать на формуле размеры подшипника в каж дом отдельном случае. Записи этих размеров должны со временем соста вить таблицу. Тов. Поташный упро стил формулу так, как она показана здесь. ) Внедрение моего предложения ис ключит ненужные расходы материа лов, времени, электроэнергии на из готовление калибров, ликвидирует ненужный тяжелый труд. Необходи мо решительно покончить с волоки той в этом деле. Подсчет размеров подшипника, хотя это и минутное дело, в прямом смысле этих слов, должны производить не токари, а технологи, предоставляя рабочему наряд, в котором уже будут указаны размеры детали. Новый по сущест ву технологический процесс должен найти широкое применение на на шем предприятии и за его пределами. В. СТЕПАНОВ. Токарь судоремонтного заво да Главмурманрыбпрома. центнеров рыбной муки. Учитывая сложные условия рабо ты в зимнем периоде промысла, ма шинисты рыбомучных установок должны мобилизовать все силы и знания, чтобы и впредь успешно справляться со своим делом. Работая в тесном содружестве с экипажами судов, при надлежащей помощи командования траулеров, машинисты рыбомучных установок добьются новых высоких показате лей на производстве и достигнут но вых успехов в труде в честь 38-й годовщины Великой Октябрьской со циалистической революции, в озна менование XX съезда КПСС. , Н. САВЕНКО. Технолог отдела рыбообра ботки тралового флота. Съемник верхнего обруча Перед нами небольшой механиче ский рычажок самой простейшей конструкции, изготовленный из пу стотелых железных трубок. Это съемник верхнего обруча бочки- сельдянки, входящий сейчас в ком плекс инструмента бондаря плавбазы «Атлантика». Новый инструмент создан на ко рабле в четвертом рейсе. Изготовлен он в маленькой механической ма стерской судна по чертежу, сделан ному старшим механиком тов. Ка- ландаришвили. Съемник верхнего обруча намного ускоряет и облегчает труд бондаря. Кроме этого, он исключает порчу клепки и удлиняет жизнь верхнего обруча. Раньше съемка обруча про изводилась ударом молотка. Края об руча от этого мялись, нередко ло малась клепка, особенно, у возврат ной тары, которая уже несколько раз совершила путь с промыслового судна на плавбазу и обратно. Сей час все эти случаи исключаются. Съемник верхнего обруча надо широко распространить на все ко рабли сельдяного флота. посадка по подборам стдаута траловых досок лапки были разно длины. Уловы на этом судне были ниже, чем у других. В плохом состоянии оказались орудия лова на траулерах «Мойва», «Северный полюс» и на некоторых других судах. 26 и 27 сентября производилась проверка хозяйства на траулерах, стоящих в порту. Проверка устано вила, что в эти дни частично не бы ли на работе старшие мастера по до быче рыбы траулеров: «Н. Сивков» — тов. ШаниН, «М. Горький» —: тов. Попов, «Нева» — тов. Смирнов, j «Анадырь» — тов. Зайков, «Рига» — тов. Коловангин, «Мойва» — тов. Тюренков и другие. А в резуль тате подобного отношения к делу на этих судах имелся ряд непорядков. Так, на траулере «И. Сивков» плохо работала траловая доска; у нее нуж но было снять дуги и сдать их в ре монт, но этого никто не сделал. На траулере «Рита» кухтыли, грун- тропные цепки и другие детали ва лялись без присмотра заржавленны ми на палубе. Ярким примером безответственного отношения к сохранению судового имущества служит работа бывшего старшего помощника капитана трау лера «Свет» тов. Сухорукова. Это тов. Сухоруков, являясь материаль но ответственным лицом, совершен но не позаботился о сохранении про мыслового оборудования и орудий лова: ваера не были смазаны и пор жавели, новые и рабочие тралы, а также изделия стального такелажа были свалены в одну кучу и не про ветривались. На траулере «Анадырь» новые тралы, сети и другое промысловое снаряжение валялось на грязной палубе. Однако это обстоятельство не заставило старшего мастера по добы че тов. Зайкова и командование ко раблем принять, неотложные меры по наведению порядка на судне. Все эти факты говорят о том, что капитаны и их помощники не осу ществляют контроль за работой старших мастеров по добыче, плохо занимаются подготовкой судна к промыслу. Много промыслового времени команды траулеров теряют из-за не качественного снабжения их таке лажем для оснастки тралов. Тралово такелажная мастерская, не справ ляясь с работой, выдает на корабли, во избежание их простоев в порту, вместо готовых изделий (кабелей, лапок, грунтропов и других) сталь ной трос. А в результате моряки вынуждены заниматься работой, ко торую должна выполнять тралово такелажная мастерская. Отделу снабжения Главмурманрыбпрома не обходимо принять срочные меры по улучшению работы мастерской и обеспечению флота вСем необходи мым. Имеющуюся сейчас в море бога тую сырьевую базу необходимо пол ностью использовать. В решении этой задачи моряки должны полу чать своевременно качественное снабжение тралами и друтим про мысловым снаряжением. В свою очередь командование судов должно аюзаботиться о безупречном содержа нии на траулерах всего оборудова ния. Это даст возможность дополни тельно выловить много рыбы. В. ПОПОВ. Заместитель начальника промыслового отдела трало вого флота. П е р е д о в о й л и х т е р Лихтер «Медвежий» по праву ;шил шесть рейсов, в то время, как считается передовым среди судов Iв прошлом году он сделал только транспортного флота. Обслуживая | три рейса. Экипаж лихтера не успо- прибрежные районы, экипаж лихте- j каивается на достигнутом. Он стре- ра успешно производит приемку jмится ® новым трудовым успехам, сельди и трески с судов колхозного чтобы достойно встретить 38-ю го- флота; В честь XX съезда Коммуни- j довщину Великой Октябрьской со- стической партии Советского Союза циалистической революции и XX на судне широко развернулось со циалистическое соревнование за лучшее обслуживание промысловых кораблей. Сейчас экипаж лихтера «Медве жий» выполнил уже полуторагодо вой план. В течение года он совер- съезд КПСС. Лихтер «Медвежий» занят не только транспортировкой рыбы, при нятой с промысловых судов. На ко рабле освоено производство сельди пряного посола. Эта продукция вы пускается в жестяных банках.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz