Рыбный Мурман. 1955 г. Октябрь.

№ 120 (360), 7 октября 1955 г. РЫБ НЫЙ МУРМАН Шире дорогу новому, передовому в судоремонте Мой опыт определения размеров подшипника Механическим цехам судоремонт­ ных предприятий приходится вы­ полнять многочисленные заказы промысловиков по изготовлению под­ шипников к судовым машинам. При изготовлении вкладышей подшип­ ников по существующей на нашем заводе технологии вначале точится калийр по подушке (то есть основа­ нию) подшипника. В нарядах эта работа так и подразделяется: один чае — на изготовление калибра, а остальное нормированное время — на изготовление вкладыша подшип­ ника. После определения размеров подшипника калибр выбрасывается. А ведь на него израсходован цвет­ ной металл или чугун, время, элек­ троэнергия и т. д. Определение размеров подшипника по калибру крайне неудобно и тем, что токарь подчас при выполнении этой работы должен затрачивать много физических усилий. Пред­ ставьте себе станину траловой ле­ бедки или какого-либо судового дви­ гателя, у которого расточены гнезда (постели) подшипников. Ясно, что станину к рабочему месту не до­ ставишь, и токарь вынужден часто снимать калибр со станка, бежать к станине «на примерку», неоднократ­ но повторяя такие «путешествия». Мало того, что уходит бесполезно время на эти хождения, но и вновь установить калибр в патрон станка точно, без ошибки, трудно. Это из­ вестно любому металлисту. Бывает и хуже. Принесут наряд на изготовле­ ние вкладыша к подшипнику и од­ ну из его половинок весом... 10— 15 килограммов, и рабочий вынужден при точении калибра поднимать эту деталь на станок, проверяя размеры калибра. Я стал задумываться: а нельзя ли избежать этой подготовительной опе­ рации и по-иному решить задачу по изготовлению вкладышей подшипни­ ков? «Справочник токаря» А. Н. Оглоблина — настольная книга мно­ гих рабочих нашего цеха. Часто пользуюсь и я этим справочником, находя в нем нужные ответы при решении многих производственных задач. Я хорошо помнил формулу определения больших наружных диаметров с помощью штангенцир­ куля при отсутствии соответствую­ щего размерам детали измерительно­ го инструмента. Как она применяет­ ся, ясно из следующей схемы: (D — диаметр; L — показание штангенциркуля; h — длина ножек штангенциркуля). Пользоваться этой формулой нам не приходится, так как у нас для измерения деталей есть микрометри­ ческие скобы большого размера, но я пришел к выводу, что она при­ менима для определения размеров подшипника. Только в этом случае нужен другой измерительный ин­ струмент — глубиномер. С разре- Слово не расходится с делом Чем меньше дней остается до конца года, тем сильнее разверты­ вается социалистическое соревнова­ ние машинистов рыбомучных устано­ вок тралового флота за успешное выполнение обязательств по выра­ ботке рыбной муки. Стремясь озна­ меновать XX съезд Коммунистиче­ ской партии Советского Союза но­ выми трудовыми успехами, они ре­ шили дать сверх годового плана не 25 тысяч центнеров муки (как обя­ зались ранее), а 30 тысяч центне­ ров. Слово машинистов рыбомучных установок не расходится с делом, и 30 сентября месячное задание по , выработке рыбной муки они выпол- | нили более чем на 200 процентов. Значительно перевыполнена также и девятимесячная программа. В счет социалистических обязательств ма­ шинисты рыбомучных установок флота дали стране более 23 тысяч центнеров этой ценной продукции.^ Трудовой подъем, охвативший машинистов рыбомучных установок флота, выявил новый отряд передо­ виков производства. Так, на трауле­ ре «Мойва» машинист рыбомучной установки тов. Софиенко по годово­ му плану должен был выработать 1.180 центнеров рыбной муки, а он уже сдал 1761 центнер продукции. При годовом плане в 960 центнеров В борьбе за высокие уловы Моряки траулера «Анатолий Бредов», вступив в социалисти­ ческое соревнование, посвящен­ ное достойной встрече XX съез­ да КПСС, успешно борются за выполнение принятых на себя социалистических обязательств, за вылов 55 тысяч центнеров ры­ бы. С начала года экипаж ко­ рабля добыл уже более 42 ты­ сяч центнеров рыбы. Мобилизуя все свои резервы и возможно­ сти, команда судна прилагает все усилия для достижения вы­ соких показателей в работе. На снимке — передовые люди траулера «Анатолий Бредов» (слева направо) старший мастер по добыче рыбы И. КАТЫШЕВ и боцман О. УСЛУГИН. Они показывают пример в ра­ боте, учат других членов экипа­ жа, как нужно относиться к де­ лу, как нужно выполнять свои производственные социалисти­ ческие обязательства. Фото из «Полярной правды». В порядке содержать орудия лова В соревновании за достойную судно с 24 июня стоит в ремонте, а шения начальника цеха у одного глубиномера концы планки были' рыбной муки тов. Поспелов с трау- црошлифованы под размер 90 милли- лера «Тралмейстер» предъявил к метров, с проверкой длины планки сдаче с начала года 1.738 центне- по микрометру. Это было сделано ■ров. Значительно перевыполнили го- для удобства подсчета. Конец рейки со шкалой был заострен с тем, чтобы она касалась криволинейной поверх­ ности подшипника только в одной точке. Схематически использование глубиномера для определения на­ ружного диаметра вкладыша под­ шипника выглядит так: довые задания машинисты рыбомуч­ ных установок тов. Лысков с трау­ лера «Ереван», тов. Борисов с трау­ лера «Трал» и многие другие. Сейчас машинистам рыбомучных установок предстоит выполнить встречу XX съезда КПСС коллектив тралового флота успешно оправляет­ ся со своими социалистическими обязательствами. Однако моряки су­ дов могут работать намного лучше. Для этого нужно возможно полнее использовать богатые резервы про­ мысла. Одним из важнейших факторов увеличения добычи рыбы является исправное состояние орудий лова на траулерах и тщательная подготовка всего промыслового хозяйства в порту. Однако на многих ^судах по­ ложение с этим делом крайне небла­ гополучное. На ряде кораблей ору­ дия лова при проверке их в море ма- стерами-наставниками оказывались в неисправном состоянии. Так, из-за трудную, но почетную задачу — ус- недобросовестного отношения к делу пешно завершить план четвертого старшего мастера по добыче трауле- квартала по выработке продукции и !ра «Кубань» тов. Сурначева в сен- дать в счет обязательств семь тысяч тябрьском рейсе сети имели переко Упростив формулу определения больших наружных диаметров с по­ мощью штангенциркуля и проставив в ней размеры планки глубиномера, легко определить диаметр постели, а значит и вкладыша подшипника. D SO _ Т h + h = 2025 h h В наших условиях для этой целиизбежать подсчета при изготовлении достаточно подготовить всего три глубиномера, причем измеритель­ ный инструмент не потеряет своей ценности и при выполнении других работ. При неоднократной практиче­ ской проверке мною с токарем тов. Мирошниченко и мастером тов. Ве­ ревкиным мы пришли к выводу, что этот способ вполне применим и оп­ равдывает себя. С помощью глуби­ номера можно определить диаметр постели подшипника с точностью до пяти сотых миллиметра, что вполне достаточно для этой детали. В апреле этого года совет рацио­ нализаторов и изобретателей завода принял это предложение, мне вы­ платили за инициативу премию и решили предложенный мною способ внедрить в производство, а потом подсчитать экономический эффект. Однако дело подвигается медленно. Калибры до сих пор точатся, расхо­ дуется на их производство металл, время, затрачивается непроизводи­ тельно физический труд, электро­ энергия. Совет рационализаторов и изобретателей поручил инженеру тов. Поташному составить таблицу, чтобы подшипников. Оказалось, что это — сложное дело, и поэтому мы ограни­ чились решением подсчитывать на формуле размеры подшипника в каж­ дом отдельном случае. Записи этих размеров должны со временем соста­ вить таблицу. Тов. Поташный упро­ стил формулу так, как она показана здесь. ) Внедрение моего предложения ис­ ключит ненужные расходы материа­ лов, времени, электроэнергии на из­ готовление калибров, ликвидирует ненужный тяжелый труд. Необходи­ мо решительно покончить с волоки­ той в этом деле. Подсчет размеров подшипника, хотя это и минутное дело, в прямом смысле этих слов, должны производить не токари, а технологи, предоставляя рабочему наряд, в котором уже будут указаны размеры детали. Новый по сущест­ ву технологический процесс должен найти широкое применение на на­ шем предприятии и за его пределами. В. СТЕПАНОВ. Токарь судоремонтного заво­ да Главмурманрыбпрома. центнеров рыбной муки. Учитывая сложные условия рабо­ ты в зимнем периоде промысла, ма­ шинисты рыбомучных установок должны мобилизовать все силы и знания, чтобы и впредь успешно справляться со своим делом. Работая в тесном содружестве с экипажами судов, при надлежащей помощи командования траулеров, машинисты рыбомучных установок добьются новых высоких показате­ лей на производстве и достигнут но­ вых успехов в труде в честь 38-й годовщины Великой Октябрьской со­ циалистической революции, в озна­ менование XX съезда КПСС. , Н. САВЕНКО. Технолог отдела рыбообра­ ботки тралового флота. Съемник верхнего обруча Перед нами небольшой механиче­ ский рычажок самой простейшей конструкции, изготовленный из пу­ стотелых железных трубок. Это съемник верхнего обруча бочки- сельдянки, входящий сейчас в ком­ плекс инструмента бондаря плавбазы «Атлантика». Новый инструмент создан на ко­ рабле в четвертом рейсе. Изготовлен он в маленькой механической ма­ стерской судна по чертежу, сделан­ ному старшим механиком тов. Ка- ландаришвили. Съемник верхнего обруча намного ускоряет и облегчает труд бондаря. Кроме этого, он исключает порчу клепки и удлиняет жизнь верхнего обруча. Раньше съемка обруча про­ изводилась ударом молотка. Края об­ руча от этого мялись, нередко ло­ малась клепка, особенно, у возврат­ ной тары, которая уже несколько раз совершила путь с промыслового судна на плавбазу и обратно. Сей­ час все эти случаи исключаются. Съемник верхнего обруча надо широко распространить на все ко­ рабли сельдяного флота. посадка по подборам стдаута траловых досок лапки были разно длины. Уловы на этом судне были ниже, чем у других. В плохом состоянии оказались орудия лова на траулерах «Мойва», «Северный полюс» и на некоторых других судах. 26 и 27 сентября производилась проверка хозяйства на траулерах, стоящих в порту. Проверка устано­ вила, что в эти дни частично не бы­ ли на работе старшие мастера по до­ быче рыбы траулеров: «Н. Сивков» — тов. ШаниН, «М. Горький» —: тов. Попов, «Нева» — тов. Смирнов, j «Анадырь» — тов. Зайков, «Рига» — тов. Коловангин, «Мойва» — тов. Тюренков и другие. А в резуль­ тате подобного отношения к делу на этих судах имелся ряд непорядков. Так, на траулере «И. Сивков» плохо работала траловая доска; у нее нуж­ но было снять дуги и сдать их в ре­ монт, но этого никто не сделал. На траулере «Рита» кухтыли, грун- тропные цепки и другие детали ва­ лялись без присмотра заржавленны­ ми на палубе. Ярким примером безответственного отношения к сохранению судового имущества служит работа бывшего старшего помощника капитана трау­ лера «Свет» тов. Сухорукова. Это тов. Сухоруков, являясь материаль­ но ответственным лицом, совершен­ но не позаботился о сохранении про­ мыслового оборудования и орудий лова: ваера не были смазаны и пор­ жавели, новые и рабочие тралы, а также изделия стального такелажа были свалены в одну кучу и не про­ ветривались. На траулере «Анадырь» новые тралы, сети и другое промысловое снаряжение валялось на грязной палубе. Однако это обстоятельство не заставило старшего мастера по добы­ че тов. Зайкова и командование ко­ раблем принять, неотложные меры по наведению порядка на судне. Все эти факты говорят о том, что капитаны и их помощники не осу­ ществляют контроль за работой старших мастеров по добыче, плохо занимаются подготовкой судна к промыслу. Много промыслового времени команды траулеров теряют из-за не­ качественного снабжения их таке­ лажем для оснастки тралов. Тралово­ такелажная мастерская, не справ­ ляясь с работой, выдает на корабли, во избежание их простоев в порту, вместо готовых изделий (кабелей, лапок, грунтропов и других) сталь­ ной трос. А в результате моряки вынуждены заниматься работой, ко­ торую должна выполнять тралово­ такелажная мастерская. Отделу снабжения Главмурманрыбпрома не­ обходимо принять срочные меры по улучшению работы мастерской и обеспечению флота вСем необходи­ мым. Имеющуюся сейчас в море бога­ тую сырьевую базу необходимо пол­ ностью использовать. В решении этой задачи моряки должны полу­ чать своевременно качественное снабжение тралами и друтим про­ мысловым снаряжением. В свою очередь командование судов должно аюзаботиться о безупречном содержа­ нии на траулерах всего оборудова­ ния. Это даст возможность дополни­ тельно выловить много рыбы. В. ПОПОВ. Заместитель начальника промыслового отдела трало­ вого флота. П е р е д о в о й л и х т е р Лихтер «Медвежий» по праву ;шил шесть рейсов, в то время, как считается передовым среди судов Iв прошлом году он сделал только транспортного флота. Обслуживая | три рейса. Экипаж лихтера не успо- прибрежные районы, экипаж лихте- j каивается на достигнутом. Он стре- ра успешно производит приемку jмится ® новым трудовым успехам, сельди и трески с судов колхозного чтобы достойно встретить 38-ю го- флота; В честь XX съезда Коммуни- j довщину Великой Октябрьской со- стической партии Советского Союза циалистической революции и XX на судне широко развернулось со­ циалистическое соревнование за лучшее обслуживание промысловых кораблей. Сейчас экипаж лихтера «Медве­ жий» выполнил уже полуторагодо­ вой план. В течение года он совер- съезд КПСС. Лихтер «Медвежий» занят не только транспортировкой рыбы, при­ нятой с промысловых судов. На ко­ рабле освоено производство сельди пряного посола. Эта продукция вы­ пускается в жестяных банках.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz