Рыбный Мурман. 1955 г. Ноябрь.
2 РЫБ НЫЙ м у р м а н № 142 (382), 27 ноября 1955 г. ЖЯ - ЗЯЬ С У Д О В О Й А Г И Т А Т О Р Ф Р И Д Р И Х Э Н Г Е Л Ь С К 135-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ...Обеденный перерыв. В салоне среднего траулера № 434 '(добрались ©се свободные от вахты моряки. За шел (разговор о том, что судоверфь, судя по всему, сно®а не выдержит установленного срока выпуска суд на из ремонта. Эх, и .надоело торчать в порту, со вздохом проговорил «дин из матросов. Говорят, что сейчас рыбка в Атлантике хорошо заловилась,— за думчиво добавил другой. После этих слов заговорили почти все сразу. Посыпались реплики о неритмичной работе судоремонтни ков, которые зачастую сначала тру дятся медленно, а к концу ре монта начинают «штурмовать» и мешать друг другу. Сидевший за столом штурман Иван Скороход молча слушал воз бужденный разговор экипажа. В го лове его мелькали мысли о том, что неплохо бы просто и обстоятельно рассказать своим товарищам, какую помощь они могут оказать по завер шению ремонта в срок, поговорить о дисциплине, работе, отдыхе, поде литься мнениями о прочитанном, ус лышанном по радио, просто потолко вать по душам. Так пришло желание — стать су довым агитатором. С волнением готовился молодой коммунист Скороход к своей первой беседе. ^Материалы июльского Пле нума ЦК КПСС, которые нужно было разъяснять морякам, самому каза лись предельно ясными и понятны ми. Но как проще о них расска зать, избежав шаблона и сухости, как доходчивее показать морякам ту грандиозную и величественную про грамму нового подъема промышлен ности и технического прогресса в ней, которую наметил Пленум и над осуществлением которой должен трудиться каждый моряк? А самое главное, как начать беседу, как найти ключ к сердцу моряков, внеш не так похожих один на одного и в то же время таких разных по харак теру, уму, образованию? Об этом думал начинающий агитатор, еще раз перелистывая подшивку газет, в которой он подбирал необходимый материал. Сомнения разрешились гораздо проще, чем об этом думал Скороход. Не особенно трудно оказалось вклю читься в разговор моряков во время послеобеденного перекура, не так уж и сложно завладеть им и направить по нужному руслу. Да и как не за интересуются слушатели-промыс ловики, если агитатор начал гово рить о сетевыборочной машине, о новых кораблях с кормовым трале нием, о том, что на Севере, ранее считавшемся диким, волей Партии и народа созданы различные отрасли промышленности. Отталкиваясь от местных фактов, он рассказал о той огромной работе, которая ведется в нашей стране по подъему промыш ленности и техническому прогрессу. По тому, как охотно и подробно обсуждали моряки услышанное, но их многочисленным вопросам, кото рые они задавали агитатору, Ско роход понял, что его беседа дости гает цели и экипажу понравилась. — Надо еще тщательнее гото виться к каждому разговору с моря ками, — решил Скороход. Как-то на судно, пришел работник отдела добычи и прочитал экипажу лекцию о развитии сельдяного про мысла. Тема была счень интересная, но лектор маловато пояснил моря кам ту роль, которую должен сыграть экипаж траулера в этом важнейшем государственном деле. Пробел решил восполнить агитатор и после лекции попросил всех задер жаться на несколько минут. Хотя специально к беседе на та кую тему он не готовился, Скороход все же понятно, на конкретных при мерах, рассказал о возможностях экипажа в увеличении вылова рыбы. Беседа уже подходила к концу, когда в дверь просунулась чья-то голова в шапке. Это был один из матросов. Он с ехидным выражением лица пробасил: — Баланду травим? Ну-ну, зали вай дальше, — и сразу же исчез за дверью. Некоторые из присутство вавших засмеялись, стали выходить из салона. «Получается второй блин комом, а не первый», — невесело подумал Скороход, когда все разошлись. Но горький осадок от второй бесе ды исчез, когда через некоторое время агитатор увидел такую оценку. На палубе двое матросов о чем-то -горячо спорили. До Скорохо да долетали только отдельные сло ва, по которым он догадался, что они продолжают 'беседу. К споря щим подошел тот матрос, который 1 недоброжелательно отозвался о бе- ‘саде, постоял, о чем-то заинтересо ванно спросил и... принял в раз говоре активное участие. — А оказывается о дельных ве щах говорил агитатор, — заметил он в заключение. — Видать не прав я был. ...Длительное время моторист Игорь Устюжанин нарушал трудо вую дисциплину, грубил своим това рищам. Часто его можно было уви деть пьяным даже в рабочее время. Не действовали на него ни преду^ преждения командования, ни това рищеские советы. Встал ©опрос об увольнении его из флота за система тическую пьянку, грубость и халат ное отношение к служебным обя занностям. За Устюжанина взялся весь кол лектив. Подавленно слушал он, как агитатор называл его фамилию в беседах. После одной из бесед Скороход вместе с сек ретарем комсомольской организа ции судна пошел в комитет ВЛКСМ, где они рассказали об Устюжанине и просили ходатайствовать перед руко водством флота — оставить его на судне, дать возможность исправить ся. Руководство флота согласилось. По достоинству оценил Устюжании помощь агитатора и всего коллекти ва. Сейчас это один из лучших лю дей судна, дисциплинированный и активный моряк. ...Идет общественный смотр тех нического состояния судов. Об этом довольно часто слышали члены эки пажа и, признаться, как-то не за держивалось их внимание на этом факте. И никакой работы на судне по проведению смотра не велось. Нужно было дать толчок, что бы поднять активность моряков на участи© их в этом важном мероприя тии. Это сделал агитатор Скороход. — В смотре технического состоя ния судна должен участвовать каж дый член экипажа, Именно поэтому он и называется общественным, только в этом его и сила и значе ние,— так начал свою очередную беседу Скороход, к тому времени назначенный председателем судовой комиссии по общественному смотру. Рассказа® о задачах экипажа, он .подчеркнул значение смотра и важ ность того, чтобы каждый моряк на своем участке повседневно и тща тельно контролировал ход ремонта судна, вносил практические предло жения по устранению недостатков. Приятно было агитатору в заключе ние своей беседы назвать фамилии матросов Новичихина, Забелинского, Шурупова, Галкина, боцмана Шев- , ченко и других, кто всей душой болеет за судно, чей труд заслужи вает примера. После беседы агитатора, работа по проведению смотра оживилась. Моряки стали приводить в порядок судовые механизмы и скоро уже их работу отмечали на совещании в по литотделе. Не все гладко бывает в работе агитатора. Подчас и командный со став плохо помогает ему, бывают и личные ошибки. Иногда приходится трудновато. По Скороход не уны вает. — Работая с людьми, учишься и сам,^— об этом постоянно говорит судовой агитатор. И он продолжает выполнять большое и важное дело — нести в массы 'партийное слово, ув лекать моряков на самоотверженный труд. А. МИРОНОВ. Когда не реагируют на критические замечания В прошлом учебном году в пар тийной организации управления тралового флота было неудовлетво рительно поставлено политическое самообразование коммунистов. Мно гие товарищи, числящиеся само стоятельно изучающими марксист ско-ленинскую теорию, фактически не занимались. Так случилось пото му, что партийное бюро управления (секретарь тов. Лапекин) уделяло мало внимания самостоятельной учебе коммунистов, не контролиро- вало ход повышения ими политиче ской сознательности. На партийном собрании, где об суждались задачи коммунистов в но вом учебном году, было высказано несколько критических замечаний в адрес партийного бюро. Указывалось на необходимость усиления контроля за политическим самообразованием членов и кандидатов в члены пар тии. Следовало полагать, что партбюро прислушается к этим замечаниям, станет глубоко вникать в самостоя тельную учебу коммунистов. Но на деле оказалось иначе. Оно, и в част ности, заместитель секретаря пар тийного бюро управления тов. Орлов не реагировали на критические за мечания, высказанные на собрании. Результаты этого налицо. Попреж- нему многие коммунисты не повы шают своих политических знаний, не выполняют требований Устава КПСС. Пять раз ряд товарищей, само стоятельно изучающих решения июльского Пленума ЦК КПСС, при глашался на беседу в партийную библиотеку. Но, как правило, ком мунисты приходили сюда совершен но неподготовленными. 1 ноября с. г. на такую беседу пришли тт. Шуль гин, Росляков, Форощук С. и дру гие — всего семь человек. Выясни лось, что никто из них по-настояще му не изучал решения Пленума ЦК КПСС. Было решено перенести бесе ду на 11 ноября. Но многие из этих товарищей в партийную библиотеку так и не явились. Еще раз собеседование было наз начено на 23 ноября. Пришло на него четыре коммуниста. Члены КПСС тт. Тарасенко и Котлов обна ружили незнание изучаемого мате риала. По всему было видно, что они не приступали к самостоятельной учебе. Возникает законный вопрос: до каких пор партбюро тралового флота будет безразлично относиться к уче бе коммунистов, когда оно, наконец, возьмется за выполнение критиче ских замечаний? Н. ЦИКОВАЯ. Заведующая партийной биб лиотекой тралового флота. 28 ноября с. г. исполняется 135 лет со дня рождения Фридриха Эн гельса — одного из основоположни ков научного коммунизма, гениаль ного вождя и учителя международ ного пролетариата, друга и сподвиж ника К. Маркса. Эту дату отмечают коммунистические и рабочие партии и все прогрессивное человечество всего мира. Родился Ф. Энгельс в 1820 году в г. Бремене. Еще в 1841 году, нахо дясь в Берлине, Энгельс примкнул к общественно-демократическому дви жению. В 1844 году Энгельс опубликовал «Очерки критики политической эко номии», которые Маркс назвал ге ниальными очерками новой, проле тарской политической экономии. В этом же году в Париже произошла историческая встреча Маркса и Эн гельса. Дружба Маркса и Энгельса — это дружба двух великих вождей рабо чего класса, о которой :В. И. Ленин сказал, что она превосходит «все самые трогательные сказания древ них о человеческой дружбе». (Соч., 4-е изд., т. 2, стр. 12). € тех пор вся их жизнь и деятельность была посвящена совместной неутомимой и поистине титанической борьбе за освобождение пролетариата. В тот период пролетариат уже выходил на мировую арену как са мостоятельная революционная сила и его надо было вооружить револю ционной теорией — теорией науч ного социализма. Эту поистине ги гантскую задачу и выполнили Маркс и Энгельс. Одновременно они принимали не посредственное участие и в прак тической революционной деятель ности среди рабочих, являясь чле нами тайного общества «Союз ком мунистов». Ими был написан зна менитый «Манифест Коммунистиче ской партии» — первый программ ный документ научного социализма. Вместо старого утопического де виза «Все люди братья», К. Маркс и Ф. Энгельс выдвинули боевой при зыв пролетарской солидарности: «Пролетарии всех стран, соединяй тесь!». Энгельс принимал непосредствен- | ное участие в вооруженном народном I восстании, во время революции 11848— 1849 гт. в Германии. Он, как знаток военного дела, учил ре волюционных рабочих пониманию того, что восстание — это искус ство. С основанием Перво го Интернационала Энгельс "вместе с Марк сом вел борьбу против прудонистов, бакуни стов и всех других вра*- гов Интернационала. И после прекращения дея тельности Первого Ин тернационала Маркс и Энгельс продолжали ру ководить рабочим дви жением. Причем, ввиду занятости Маркса рабо той над «Капиталом», основная тяжесть борь бы с враждебными марксизму направления ми легла на Энгельса. К этому периоду от носится появление зна менитого произведения Энгельса «Антй-Дю- ринг». Затем вышли в свет его работы — «Диалектика природы», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Людвиг Фейербах и конец^ клас сической немецкой фи лософии». На этих произведениях учились и учатся целые поколения марк систов. После смерти Маркса, Энгельс за кончил обработку и издал II и III то ма «Капитала», которые Маркс не успел закончить при жизни. Маркс и Энгельс оба знали рус ский язык и читали русские книги. Они живо интересовались Россией и с сочувствием следили за русским революционным движением, поддер живали связи с русскими револю ционерами. Энгельс написал ряд статей, посвященных социальным отношениям в России. В 1885 году Энгельс писал, что русские приближаются^к своей бур-, жуазно-демократической революции. Энгельс как и Маркс ясно видел, что политическая революция в Рос сии будет иметь огромное значение для западно-европейского рабочего движения. Энгельс с первых дней своей по литической деятельности и до конца своей жизни был пламенным рево люционным борцом. Он был признан ным вождем международного проле тариата и выразителем его корен ных классовых интересов. Умер Энгельс 5 августа 1895 го да. В. И. Ленин в статье-некро логе по поводу смерти Энгельса пи сал, что «русские революционеры потеряли в нем своего лучшего друга». Гениальное научное предвидение Энгельса свершилось именно в Рос сии. Через 10 лет после его смерти разразилась первая народная рево люция эпохи империализма, которая до основания потрясла вековые устои русского самодержавия. По образному выражению Ленина, она явилась прологом и генеральной ре петицией Великой Октябрьской со циалистической революции, которая открыла новую эру во всемирной истории. Дело Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина торжествует в великих де лах советского народа по строитель ству коммунистического общества, в славных делах великого китайского народа и всех стран народной демо кратии, уверенно идущих по пути социализма, в борьбе многомиллион ной армии коммунистов за рубежом, в широком размахе национально- освободительного движения народов Азии и Африки. Величайшее наследие Энгельса глубоко и внимательно изучается коммунистами во всех странах зем ного шара, оно идейно вооружает их в борьбе за мир и свободу, за демо кратию и социализм. И. САЛЬНИК. Лектор политотдела трало вого флота.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz