Рыбный Мурман. 1955 г. Ноябрь.

2 РЫБ НЫЙ м у р м а н № 142 (382), 27 ноября 1955 г. ЖЯ - ЗЯЬ С У Д О В О Й А Г И Т А Т О Р Ф Р И Д Р И Х Э Н Г Е Л Ь С К 135-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ...Обеденный перерыв. В салоне среднего траулера № 434 '(добрались ©се свободные от вахты моряки. За­ шел (разговор о том, что судоверфь, судя по всему, сно®а не выдержит установленного срока выпуска суд­ на из ремонта. Эх, и .надоело торчать в порту, со вздохом проговорил «дин из матросов. Говорят, что сейчас рыбка в Атлантике хорошо заловилась,— за­ думчиво добавил другой. После этих слов заговорили почти все сразу. Посыпались реплики о неритмичной работе судоремонтни­ ков, которые зачастую сначала тру­ дятся медленно, а к концу ре­ монта начинают «штурмовать» и мешать друг другу. Сидевший за столом штурман Иван Скороход молча слушал воз­ бужденный разговор экипажа. В го­ лове его мелькали мысли о том, что неплохо бы просто и обстоятельно рассказать своим товарищам, какую помощь они могут оказать по завер­ шению ремонта в срок, поговорить о дисциплине, работе, отдыхе, поде­ литься мнениями о прочитанном, ус­ лышанном по радио, просто потолко­ вать по душам. Так пришло желание — стать су­ довым агитатором. С волнением готовился молодой коммунист Скороход к своей первой беседе. ^Материалы июльского Пле­ нума ЦК КПСС, которые нужно было разъяснять морякам, самому каза­ лись предельно ясными и понятны­ ми. Но как проще о них расска­ зать, избежав шаблона и сухости, как доходчивее показать морякам ту грандиозную и величественную про­ грамму нового подъема промышлен­ ности и технического прогресса в ней, которую наметил Пленум и над осуществлением которой должен трудиться каждый моряк? А самое главное, как начать беседу, как найти ключ к сердцу моряков, внеш­ не так похожих один на одного и в то же время таких разных по харак­ теру, уму, образованию? Об этом думал начинающий агитатор, еще раз перелистывая подшивку газет, в которой он подбирал необходимый материал. Сомнения разрешились гораздо проще, чем об этом думал Скороход. Не особенно трудно оказалось вклю­ читься в разговор моряков во время послеобеденного перекура, не так уж и сложно завладеть им и направить по нужному руслу. Да и как не за­ интересуются слушатели-промыс­ ловики, если агитатор начал гово­ рить о сетевыборочной машине, о новых кораблях с кормовым трале­ нием, о том, что на Севере, ранее считавшемся диким, волей Партии и народа созданы различные отрасли промышленности. Отталкиваясь от местных фактов, он рассказал о той огромной работе, которая ведется в нашей стране по подъему промыш­ ленности и техническому прогрессу. По тому, как охотно и подробно обсуждали моряки услышанное, но их многочисленным вопросам, кото­ рые они задавали агитатору, Ско­ роход понял, что его беседа дости­ гает цели и экипажу понравилась. — Надо еще тщательнее гото­ виться к каждому разговору с моря­ ками, — решил Скороход. Как-то на судно, пришел работник отдела добычи и прочитал экипажу лекцию о развитии сельдяного про­ мысла. Тема была счень интересная, но лектор маловато пояснил моря­ кам ту роль, которую должен сыграть экипаж траулера в этом важнейшем государственном деле. Пробел решил восполнить агитатор и после лекции попросил всех задер­ жаться на несколько минут. Хотя специально к беседе на та­ кую тему он не готовился, Скороход все же понятно, на конкретных при­ мерах, рассказал о возможностях экипажа в увеличении вылова рыбы. Беседа уже подходила к концу, когда в дверь просунулась чья-то голова в шапке. Это был один из матросов. Он с ехидным выражением лица пробасил: — Баланду травим? Ну-ну, зали­ вай дальше, — и сразу же исчез за дверью. Некоторые из присутство­ вавших засмеялись, стали выходить из салона. «Получается второй блин комом, а не первый», — невесело подумал Скороход, когда все разошлись. Но горький осадок от второй бесе­ ды исчез, когда через некоторое время агитатор увидел такую оценку. На палубе двое матросов о чем-то -горячо спорили. До Скорохо­ да долетали только отдельные сло­ ва, по которым он догадался, что они продолжают 'беседу. К споря­ щим подошел тот матрос, который 1 недоброжелательно отозвался о бе- ‘саде, постоял, о чем-то заинтересо­ ванно спросил и... принял в раз­ говоре активное участие. — А оказывается о дельных ве­ щах говорил агитатор, — заметил он в заключение. — Видать не прав я был. ...Длительное время моторист Игорь Устюжанин нарушал трудо­ вую дисциплину, грубил своим това­ рищам. Часто его можно было уви­ деть пьяным даже в рабочее время. Не действовали на него ни преду^ преждения командования, ни това­ рищеские советы. Встал ©опрос об увольнении его из флота за система­ тическую пьянку, грубость и халат­ ное отношение к служебным обя­ занностям. За Устюжанина взялся весь кол­ лектив. Подавленно слушал он, как агитатор называл его фамилию в беседах. После одной из бесед Скороход вместе с сек­ ретарем комсомольской организа­ ции судна пошел в комитет ВЛКСМ, где они рассказали об Устюжанине и просили ходатайствовать перед руко­ водством флота — оставить его на судне, дать возможность исправить­ ся. Руководство флота согласилось. По достоинству оценил Устюжании помощь агитатора и всего коллекти­ ва. Сейчас это один из лучших лю­ дей судна, дисциплинированный и активный моряк. ...Идет общественный смотр тех­ нического состояния судов. Об этом довольно часто слышали члены эки­ пажа и, признаться, как-то не за­ держивалось их внимание на этом факте. И никакой работы на судне по проведению смотра не велось. Нужно было дать толчок, что­ бы поднять активность моряков на участи© их в этом важном мероприя­ тии. Это сделал агитатор Скороход. — В смотре технического состоя­ ния судна должен участвовать каж­ дый член экипажа, Именно поэтому он и называется общественным, только в этом его и сила и значе­ ние,— так начал свою очередную беседу Скороход, к тому времени назначенный председателем судовой комиссии по общественному смотру. Рассказа® о задачах экипажа, он .подчеркнул значение смотра и важ­ ность того, чтобы каждый моряк на своем участке повседневно и тща­ тельно контролировал ход ремонта судна, вносил практические предло­ жения по устранению недостатков. Приятно было агитатору в заключе­ ние своей беседы назвать фамилии матросов Новичихина, Забелинского, Шурупова, Галкина, боцмана Шев- , ченко и других, кто всей душой болеет за судно, чей труд заслужи­ вает примера. После беседы агитатора, работа по проведению смотра оживилась. Моряки стали приводить в порядок судовые механизмы и скоро уже их работу отмечали на совещании в по­ литотделе. Не все гладко бывает в работе агитатора. Подчас и командный со­ став плохо помогает ему, бывают и личные ошибки. Иногда приходится трудновато. По Скороход не уны­ вает. — Работая с людьми, учишься и сам,^— об этом постоянно говорит судовой агитатор. И он продолжает выполнять большое и важное дело — нести в массы 'партийное слово, ув­ лекать моряков на самоотверженный труд. А. МИРОНОВ. Когда не реагируют на критические замечания В прошлом учебном году в пар­ тийной организации управления тралового флота было неудовлетво­ рительно поставлено политическое самообразование коммунистов. Мно­ гие товарищи, числящиеся само­ стоятельно изучающими марксист­ ско-ленинскую теорию, фактически не занимались. Так случилось пото­ му, что партийное бюро управления (секретарь тов. Лапекин) уделяло мало внимания самостоятельной учебе коммунистов, не контролиро- вало ход повышения ими политиче­ ской сознательности. На партийном собрании, где об­ суждались задачи коммунистов в но­ вом учебном году, было высказано несколько критических замечаний в адрес партийного бюро. Указывалось на необходимость усиления контроля за политическим самообразованием членов и кандидатов в члены пар­ тии. Следовало полагать, что партбюро прислушается к этим замечаниям, станет глубоко вникать в самостоя­ тельную учебу коммунистов. Но на деле оказалось иначе. Оно, и в част­ ности, заместитель секретаря пар­ тийного бюро управления тов. Орлов не реагировали на критические за­ мечания, высказанные на собрании. Результаты этого налицо. Попреж- нему многие коммунисты не повы­ шают своих политических знаний, не выполняют требований Устава КПСС. Пять раз ряд товарищей, само­ стоятельно изучающих решения июльского Пленума ЦК КПСС, при­ глашался на беседу в партийную библиотеку. Но, как правило, ком­ мунисты приходили сюда совершен­ но неподготовленными. 1 ноября с. г. на такую беседу пришли тт. Шуль­ гин, Росляков, Форощук С. и дру­ гие — всего семь человек. Выясни­ лось, что никто из них по-настояще­ му не изучал решения Пленума ЦК КПСС. Было решено перенести бесе­ ду на 11 ноября. Но многие из этих товарищей в партийную библиотеку так и не явились. Еще раз собеседование было наз­ начено на 23 ноября. Пришло на него четыре коммуниста. Члены КПСС тт. Тарасенко и Котлов обна­ ружили незнание изучаемого мате­ риала. По всему было видно, что они не приступали к самостоятельной учебе. Возникает законный вопрос: до каких пор партбюро тралового флота будет безразлично относиться к уче­ бе коммунистов, когда оно, наконец, возьмется за выполнение критиче­ ских замечаний? Н. ЦИКОВАЯ. Заведующая партийной биб­ лиотекой тралового флота. 28 ноября с. г. исполняется 135 лет со дня рождения Фридриха Эн­ гельса — одного из основоположни­ ков научного коммунизма, гениаль­ ного вождя и учителя международ­ ного пролетариата, друга и сподвиж­ ника К. Маркса. Эту дату отмечают коммунистические и рабочие партии и все прогрессивное человечество всего мира. Родился Ф. Энгельс в 1820 году в г. Бремене. Еще в 1841 году, нахо­ дясь в Берлине, Энгельс примкнул к общественно-демократическому дви­ жению. В 1844 году Энгельс опубликовал «Очерки критики политической эко­ номии», которые Маркс назвал ге­ ниальными очерками новой, проле­ тарской политической экономии. В этом же году в Париже произошла историческая встреча Маркса и Эн­ гельса. Дружба Маркса и Энгельса — это дружба двух великих вождей рабо­ чего класса, о которой :В. И. Ленин сказал, что она превосходит «все самые трогательные сказания древ­ них о человеческой дружбе». (Соч., 4-е изд., т. 2, стр. 12). € тех пор вся их жизнь и деятельность была посвящена совместной неутомимой и поистине титанической борьбе за освобождение пролетариата. В тот период пролетариат уже выходил на мировую арену как са­ мостоятельная революционная сила и его надо было вооружить револю­ ционной теорией — теорией науч­ ного социализма. Эту поистине ги­ гантскую задачу и выполнили Маркс и Энгельс. Одновременно они принимали не­ посредственное участие и в прак­ тической революционной деятель­ ности среди рабочих, являясь чле­ нами тайного общества «Союз ком­ мунистов». Ими был написан зна­ менитый «Манифест Коммунистиче­ ской партии» — первый программ­ ный документ научного социализма. Вместо старого утопического де­ виза «Все люди братья», К. Маркс и Ф. Энгельс выдвинули боевой при­ зыв пролетарской солидарности: «Пролетарии всех стран, соединяй­ тесь!». Энгельс принимал непосредствен- | ное участие в вооруженном народном I восстании, во время революции 11848— 1849 гт. в Германии. Он, как знаток военного дела, учил ре­ волюционных рабочих пониманию того, что восстание — это искус­ ство. С основанием Перво­ го Интернационала Энгельс "вместе с Марк­ сом вел борьбу против прудонистов, бакуни­ стов и всех других вра*- гов Интернационала. И после прекращения дея­ тельности Первого Ин­ тернационала Маркс и Энгельс продолжали ру­ ководить рабочим дви­ жением. Причем, ввиду занятости Маркса рабо­ той над «Капиталом», основная тяжесть борь­ бы с враждебными марксизму направления­ ми легла на Энгельса. К этому периоду от­ носится появление зна­ менитого произведения Энгельса «Антй-Дю- ринг». Затем вышли в свет его работы — «Диалектика природы», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Людвиг Фейербах и конец^ клас­ сической немецкой фи­ лософии». На этих произведениях учились и учатся целые поколения марк­ систов. После смерти Маркса, Энгельс за­ кончил обработку и издал II и III то­ ма «Капитала», которые Маркс не успел закончить при жизни. Маркс и Энгельс оба знали рус­ ский язык и читали русские книги. Они живо интересовались Россией и с сочувствием следили за русским революционным движением, поддер­ живали связи с русскими револю­ ционерами. Энгельс написал ряд статей, посвященных социальным отношениям в России. В 1885 году Энгельс писал, что русские приближаются^к своей бур-, жуазно-демократической революции. Энгельс как и Маркс ясно видел, что политическая революция в Рос­ сии будет иметь огромное значение для западно-европейского рабочего движения. Энгельс с первых дней своей по­ литической деятельности и до конца своей жизни был пламенным рево­ люционным борцом. Он был признан­ ным вождем международного проле­ тариата и выразителем его корен­ ных классовых интересов. Умер Энгельс 5 августа 1895 го­ да. В. И. Ленин в статье-некро­ логе по поводу смерти Энгельса пи­ сал, что «русские революционеры потеряли в нем своего лучшего друга». Гениальное научное предвидение Энгельса свершилось именно в Рос­ сии. Через 10 лет после его смерти разразилась первая народная рево­ люция эпохи империализма, которая до основания потрясла вековые устои русского самодержавия. По образному выражению Ленина, она явилась прологом и генеральной ре­ петицией Великой Октябрьской со­ циалистической революции, которая открыла новую эру во всемирной истории. Дело Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина торжествует в великих де­ лах советского народа по строитель­ ству коммунистического общества, в славных делах великого китайского народа и всех стран народной демо­ кратии, уверенно идущих по пути социализма, в борьбе многомиллион­ ной армии коммунистов за рубежом, в широком размахе национально- освободительного движения народов Азии и Африки. Величайшее наследие Энгельса глубоко и внимательно изучается коммунистами во всех странах зем­ ного шара, оно идейно вооружает их в борьбе за мир и свободу, за демо­ кратию и социализм. И. САЛЬНИК. Лектор политотдела трало­ вого флота.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz