Рыбный Мурман. 1955 г. Ноябрь.
№ 136 (376), 13 ноября 1955 г. РЫБ НЫЙ м у р м а н У архангельских промысловиков В конце сентября экипаж траулера «Печорец», где капитаном коммунист тов. Пятков и секретарем партийной организации тов. Васев, принял ре шение — стать на трудовую вахту в честь 38-й годовщины Великого Октября, выполнить рейсовое зада ние на 150 процентов. 'Примеру мо ряков «Печорца» последовали кол лективы траулеров «Мудыожанин» и «Ваенга». Инициатива передови ков была поддержана многими эки пажами траулеров Архангельского тралового флота. Готовя трудовые подарки в честь знаменательной даты, архангельские промысловики добились хороших по казателей в работе. Экипаж траулера «Печорец» при плане 2.000 центне ров выловил в октябре 3.274 цент нера рыбы. Имея такое же месячное задание, моряки «Мудьюжанина.» добыли 3.436 центнеров, а команда «Ваенги» — 3.769 центнеров рыбы. Октябрьский план моряки флота вы полнили на шесть дней раньше срока. В ходе предоктябрьского соревно вания отличились многие промысло вики. Моряки вахт тов. Верещагина с траулера «Беломорец» и тов. Кучкова с траулера «Николаев» об рабатывали за восемь часов до восьми тонн рыбы. Матросы трауле ра «Печорец» тт. Гайнутдинов и Дедков разделывают 18— 20 рыбин в минуту. €ейчас моряки Архангельского тралового флота стремятся к тому, чтобы выполнить социалистические обязательства, принятые в честь XX съезда КПСС, дать стране сверх плана 85 тысяч центнеров рыбы. Экипажи передовых траулеров «Мудыожанин», «Николаев», «Ваен га» и других уже справились с го довым заданием и своими обязатель ствами. Однако большая группа су дов отстает с выполнением плана добычи рыбы. Одной из главных причин этого является длительная задержка траулеров в ремонте. Трау лер «Орджоникидзе» ремонтировался сверх графика 95 суток, траулер «Абрек» — 5 месяцев. Ремонт этих судов производился в Архангельске. Не лучше обстоит дело с ремонтом наших судов на Мурманской судо верфи, где стояли корабли нашего флота — «Гольфстрим», «Астра хань», «М. Громов». Промысловики Архангельска со ревнуются с моряками Мурманского тралового флота. Мурманчане имеют лучшие показатели, чем мы. Экипа жи наших судов, воодушевленные решениями июльского Пленума ЦК КПСС, поставили перед собой задачу — улучшить работу, выполнить го довой план к 5 декабря с. г., выло вить дополнительно 85 тысяч цент неров рыбы, выработать большое ко личество субпродуктов. Соревнова ние с мурманчанами поможет нам успешно справиться с этой задачей. \ Д. ПОДОПЛБКИН. Начальник политотдела Ар хангельского тралового флота. Отстающих кораблей быть не должно! Среднемутраулеру„Орочен" нужна помощь С 1937 года работает на коп тильном заводе Мурманского рыбокомбината Вера Артемьев на Лукъянченко. Начав свой трудовой путь рядовой работ ницей, она выросла до мастера технического контроля. На снимке: В. А. ЛУКЪЯН ЧЕНКО за анализом определе ния соли в готовой рыбопродук ции. Пре: По вине отдела снабжения Экипаж траулера «Нева», участ вуя в предоктябрьском социалисти ческом соревновании, добился непло хих результатов на промысле. Из последнего рейса, несмотря на ряд трудностей, связанных с частыми штормами и промыслом в прибреж ных районах, судно вернулось в порт с перевыполнением задания. Вместо 132 тонн, предусмотренных планом, моряки предъявили к сдаче около 180 тонн рыбы. Большое место в успехе всего эки пажа траулера принадлежит масте рам по добыче рыбы. Каждую сво бодную минуту я и мои помощники стараемся использовать для приведе ния орудий лова в образцовый поря док. И это нам почти всегда удает ся. Придя в район промысла, мы, не теряя драгоценного времени, сразу же спускаем трал в воду и судно на чинает траление. Мои помощники и матросы, помогающие производить спуск и подъем трала, четко и бы стро выполняют свои обязанности. Борясь за успешное выполнение годового плана, мы однако встре чаем некоторые препятствия со сто роны отдела снабжения. Так, если выписываешь для нужд судна 10 шкур, то дают их только шесть. И вообще, если что требуется получить со склада, то обязательно дают не полностью, а только 50 процентов. Все это тормозит нашу работу, соз дает дополнительные трудности в пе риод промысла. М. СМИРНОВ. Старший мастер по добыче рыбы траулера «Нева».* мни лучшим производственникам Развертывая социалистическое со ревнование за достойную встречу 38-й годовщины Великой Октябрь ской социалистической революции и XX съезда КПСС, коллектив рыбного порта выполнил план десяти меся цев 1955 года на 104,6 процента. Этим успехам способствовал са моотверженный труд лучших грузчи ков, шоферов, крановщиков и моря ков портового флота. Лучших из них администрация и профсоюзная орга низация порта наградили Грамотами и отметили премиями. Грамоту и денежную премию по лучил грузчик первого участка* тов. Похилюк. Отмечена хорошая работа крановщика первого участка тов. Го- ловащенко и новатора производства, бригадира грузчиков второго участ ка, тов. Кикоть, занесенного на го родскую Доску почета. Премии получили также старший кочегар буксирного парохода «Пур га» тов. Герасимов, уборщица тов. Цывунина и другие. Экипаж среднего траулера «Оро чен» первым в сельдяном флоте до бился вылова 10 тысяч центнеров сельди в течение года. На протяже нии длительного времени этот ко рабль был лидером флота. На судне был спаянный, дружный, работоспо собный коллектив. Бывший капитан «Орочена» тов. Семенов и старший мастер по добыче рыбы тов. Белко правильно расставляли моряков по рабочим местам, обеспечивали чет кую организацию труда, внедрили ряд приспособлений, способствующих увеличению вылова сельди и умень шению расхода орудий лова. Однако успехи, достигнутые моря ками среднего траулера «Орочен» в течение трех лет, в нынешнем году не закреплены. Экипаж корабля си стематически не выполняет рейсовых заданий, не справляется с государ ственным планом. Девятимесячная программа реализована только на 54 процента, сентябрьское задание — на 81,4 процента. Недавно на плавбазе «Памяти Ильича», состоялся разбор очередно го рейса среднето траулера «Оро чен». Здесь были вскрыты причины неудовлетворительной работы ко рабля. Капитан судна тов. Смола пытал ся объяснить отставание среднего траулера «Орочен» плохой сырье вой базой в июне и июле, а также частыми туманами, которые якобы мешали правильно выходить на кося ки сельди. Однако старший механик корабля тов. Кравцов, второй меха ник тов. Пятышев и другие опро вергли утверждение капитана. Вы яснилось, что основной причиной от ставания «Орочена» является неуме лая работа судоводительского со става. Капитан тов. Смола не уделял внимания обучению штурманов про мысловой работе, за все брался сам. Результаты этого- налицо. Промыс ловые планшеты на судне велись от случая к случаю. Сводки о ходе до бычи сельди детально не анализиро вались. Техника на судне использо валась недостаточно. Капитан тов. Смола не проявлял заботы об измере ниях температуры в поверхностном слое воды, не интересовался содер жанием проб планктона. На совеща нии приводился такой факт. В лет ний период многие дрейфы проходили на хороших концентрациях сельди, а вылова не дали. Это получилось по тому, что длина верхних поводцов была выбрана без учета распределе ния слоя планктона и характера из менения температуры воды по глу бине. В выступлениях тт. Дмитриева, Бухвалова отмечалось и то, что при выметке порядка не учитывался снос и быстрое передвижение сельди в период интенсивного ее откорма. Из- за этого средний траулер не заходил на рыбу и терял ее концентрации. Были существенные ошибки также в поисковой работе и в выборе места лова. Акустик тов. Паньков расска зал о неправильном использовании поисковой техники. Капитан поче му-то добивался, чтобы показания эхолота и акустики были одновре менными и тождественными, тогда как совершенно достаточно в июне и июле иметь или показания эхолота или показания акустики. Часто, об наружив небольшие скопления сель ди, тов. Смола не задерживался на них, а искал лучшие концентрации. В конечном счете их не находили и теряли обнаруженные вначале ко сяки. Капитан среднего траулера «Оро чен» тов. Смола — молодой и мало опытный промысловик. Ему надо бы ло своевременно оказать помощь. Но этого не было сделано ни со стороны капитана^флагмана отряда, ни со стороны руководства экспедиции. После проведенного совещания бы ли предприняты некоторые меры для преодоления отставания корабля. На «Орочен» направили капитана-на- ставника тов. Титова, на судне про верено промысловое снаряжение. После этого корабль стал промыш лять лучше, чем прежде. Но сделанным нельзя ограничи ваться. Средний траулер «Орочен» нуждается в повседневной конкрет ной помощи. Промысловую деятель ность судна нужно повседневно ана лизировать, ошибки быстро исправ лять. У коллектива корабля есть все возможности успешно справиться с государственным планом, возродить былую славу своего судна. И. АХЛЫНОВ. Инженер-наставник по до быче сельди. Убрать рогатки с пути рационализаторов На предприятия^ нашего бассейна имеется немало рационализаторов и изобретателей, стремящихся своим творческим трудом внести посильный вклад в дело совершенствования имеющегося оборудования, освоения и внедрения в производство новой техники. В течение ряда лет я также за нимаюсь решением вопросов улучше ния конструкций некоторых при способлений промыслового вооруже ния. С горечью приходится отметить неразворотливоеть, косность отдель ных руководителей, ставящих рогат ки на пути новаторов производства. Пришлось и мне испытать в этом деле немалые трудности. О них я и хочу рассказать. В августе — сентябре 1952 года на рыболовном сейнере iNs 620 Коль ского госрыбтреста инструктор- тралмейстер тов. Родионов произво дил испытание замка для завязки и развязки кутка трала. Это нужное рыбакам приспособление было пред ложено мною. Испытания прошли успешно и убедительно доказали полную пригодность замка для раз вязки кутка трала с рыбой на весу. Промысловики — капитан тов. Бе- рекутин и старший мастер по добы че рыбы тов. Рязнев — дали высо кую оценку работы замка и реко мендовали его для внедрения на все суда, занимающиеся траловым ловом рыбы. Но в отделе добычи Кольского госрыбтреста заказали только 10 замков и на этом успокоились. Затем начались разговоры о потере черте жей, вновь представленные чертежи терялись, время шло, а дело не двигалось с места. Когда зашла речь о вознаграждении за поданное пред ложение, по которому было положи тельное заключение испытателей, также началась волокита. Нашлась и отговорка: «Экономический подсчет сделать трудно, необходимо еще одно испытание замка». В траловом флоте мое предложение также отклонили. В «Мурманеельди» мне пошлина- встречу: предложение приняли, воз награждение выплатили, но... замки в производство не внедрили, якобы потому, что кто-то и когда-то на блюдал произвольное раскрытие кутка трала, на котором был укреп лен замок. И здесь это дело не до вели до конца. Так никто и не захотел оконча тельно разобраться в причинах этого безобразного отношения к моему предложению, хотя и в «Гурман- сельди», на среднем траулере № 444, о замке имелись хорошие отзывы. Вот уже более трех лет это мое предложение лежит под сукном. В том же, 1952 году, я предложил новую конструкцию стопор-блока, но его постигла такая же участь, как и первого предложения, о котором рас сказано выше. В «Мурмансельди», куда я обратился с этим предложе нием, изготовление и испытание стопор-блока так затянулось, что когда он, наконец, был испытан, флот уже почти не занимался трало вым промыслом трески. Хуже того, стопор-блок и чертежи были утеряны и восстановить их не оказалось воз можным. Причем испытания этого предложения проходили в отсутствии автора, находившегося на дрифтер ном промысле. Инструктор тов. Имангалиев, проводивший испыта ния, ника&их материалов в управле ние «Мурманоельдь» не представил и стопор-блока не сохранил. Как го ворится, до конца дело не довели и... концы в воду. Но отчаиваться я не мог, так как считал, что можно и нужно сделать стопор-блок более легким по весу, простым в изготовлении и обслужи вании, недорогим по стоимости. Мне хотелось создать конструкцию этого приспособления лучше той, которая была предложена тов. Монастырским и внедрена в производство. Когда мне, наконец, удалось решить эту задачу, я подал предложение в тра ловый флот. Но его отклонили вви ду того, что стопор-блок конструк ции Монастырского «вполне устраи вает промысловиков». По-моему, это неверное решегаие вопроса. Уж если говорить о совер шенствовании техники, то от новых конструкций имеющихся механиз мов и приспособлений нельзя откре щиваться. Наоборот, их нужно вни мательно рассматривать, делать об разцы, сравнивать в работе с имею щимися, ранее принятыми конструк циями, а потом уже делать оконча тельные выводы. Но этого в управ лении тралового флота не было сде лано как с предложением по замку для развязки и завязки кутка трала, так и по новой конструкции сто пор-блока. Недавно я сделал еще одну по пытку пробить брешь в стене косно сти и равнодушия, созданной на пу ти рационализаторов некоторыми ра ботниками управлений наших фло тов. Надо отметить, что в «Мурман- сельди» неблагополучно с рациона лизаторской работой. Так происходит потому, что лица, ответственные за эту работу, здесь меняются очень часто. Ясно, что подобная чехарда пользы делу не приносит. В начале сентября с. г. я подал в совет изобретателей сельдяного фло та новое предложение по стопор-бло ку. Совет несколько раз пытался собраться, но безрезультатно. Только в конце месяца, 29 сентября, на со вете изобретателей было решено от клонить мое предложение потому, что по перспективному плану в шестой пятилетке «Мурмансельдь» траловым ловом не будет заниматься. 12 октября мне пообещали данное предложение передать в Главмурман- рыбпром. Но обещание это не вы полнено до сих пор. * * * По своему горькому опыту я могу сделать вывод о том, что в сельдяном и траловом флотах не все благополучно с рационализаторской работой. Большую пользу принесло бы вмешательство и постоянный контроль партийных организаций за продвижением предложений рацио нализаторов и изобретателей, за ре шением всех вопросов их творческо го труда. П. МИЩЕНКО. Инженер-инструктор управ ления сельдяного флота. От редакции: Сигналы о воло ките, невнимательном отношении со стороны некоторых хозяйствен ных руководителей предприятий рыбной промышленности нашего бассейна к предложениям рацио нализаторов и изобретателей по ступали в редакцию и раньше, о чем неоднократно публиковались материалы на страницах газеты «Рыбный Мурман». Факты, при веденные в статье тов. Мищенко, заслуживают того, чтобы к ним от нестись со всей серьезностью. Главному инженеру Главмурман- рыбпрома тов. Борисову необходи мо тщательно разобраться в этом деле, принять необходимые меры к тому, чтобы убрать рогатки с пути рационализаторов и изобре тателей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz