Рыбный Мурман. 1955 г. Ноябрь.

№ 136 (376), 13 ноября 1955 г. РЫБ НЫЙ м у р м а н У архангельских промысловиков В конце сентября экипаж траулера «Печорец», где капитаном коммунист тов. Пятков и секретарем партийной организации тов. Васев, принял ре­ шение — стать на трудовую вахту в честь 38-й годовщины Великого Октября, выполнить рейсовое зада­ ние на 150 процентов. 'Примеру мо­ ряков «Печорца» последовали кол­ лективы траулеров «Мудыожанин» и «Ваенга». Инициатива передови­ ков была поддержана многими эки­ пажами траулеров Архангельского тралового флота. Готовя трудовые подарки в честь знаменательной даты, архангельские промысловики добились хороших по­ казателей в работе. Экипаж траулера «Печорец» при плане 2.000 центне­ ров выловил в октябре 3.274 цент­ нера рыбы. Имея такое же месячное задание, моряки «Мудьюжанина.» добыли 3.436 центнеров, а команда «Ваенги» — 3.769 центнеров рыбы. Октябрьский план моряки флота вы­ полнили на шесть дней раньше срока. В ходе предоктябрьского соревно­ вания отличились многие промысло­ вики. Моряки вахт тов. Верещагина с траулера «Беломорец» и тов. Кучкова с траулера «Николаев» об­ рабатывали за восемь часов до восьми тонн рыбы. Матросы трауле­ ра «Печорец» тт. Гайнутдинов и Дедков разделывают 18— 20 рыбин в минуту. €ейчас моряки Архангельского тралового флота стремятся к тому, чтобы выполнить социалистические обязательства, принятые в честь XX съезда КПСС, дать стране сверх плана 85 тысяч центнеров рыбы. Экипажи передовых траулеров «Мудыожанин», «Николаев», «Ваен­ га» и других уже справились с го­ довым заданием и своими обязатель­ ствами. Однако большая группа су­ дов отстает с выполнением плана добычи рыбы. Одной из главных причин этого является длительная задержка траулеров в ремонте. Трау­ лер «Орджоникидзе» ремонтировался сверх графика 95 суток, траулер «Абрек» — 5 месяцев. Ремонт этих судов производился в Архангельске. Не лучше обстоит дело с ремонтом наших судов на Мурманской судо­ верфи, где стояли корабли нашего флота — «Гольфстрим», «Астра­ хань», «М. Громов». Промысловики Архангельска со­ ревнуются с моряками Мурманского тралового флота. Мурманчане имеют лучшие показатели, чем мы. Экипа­ жи наших судов, воодушевленные решениями июльского Пленума ЦК КПСС, поставили перед собой задачу — улучшить работу, выполнить го­ довой план к 5 декабря с. г., выло­ вить дополнительно 85 тысяч цент­ неров рыбы, выработать большое ко­ личество субпродуктов. Соревнова­ ние с мурманчанами поможет нам успешно справиться с этой задачей. \ Д. ПОДОПЛБКИН. Начальник политотдела Ар­ хангельского тралового флота. Отстающих кораблей быть не должно! Среднемутраулеру„Орочен" нужна помощь С 1937 года работает на коп­ тильном заводе Мурманского рыбокомбината Вера Артемьев­ на Лукъянченко. Начав свой трудовой путь рядовой работ­ ницей, она выросла до мастера технического контроля. На снимке: В. А. ЛУКЪЯН­ ЧЕНКО за анализом определе­ ния соли в готовой рыбопродук­ ции. Пре: По вине отдела снабжения Экипаж траулера «Нева», участ­ вуя в предоктябрьском социалисти­ ческом соревновании, добился непло­ хих результатов на промысле. Из последнего рейса, несмотря на ряд трудностей, связанных с частыми штормами и промыслом в прибреж­ ных районах, судно вернулось в порт с перевыполнением задания. Вместо 132 тонн, предусмотренных планом, моряки предъявили к сдаче около 180 тонн рыбы. Большое место в успехе всего эки­ пажа траулера принадлежит масте­ рам по добыче рыбы. Каждую сво­ бодную минуту я и мои помощники стараемся использовать для приведе­ ния орудий лова в образцовый поря­ док. И это нам почти всегда удает­ ся. Придя в район промысла, мы, не теряя драгоценного времени, сразу же спускаем трал в воду и судно на­ чинает траление. Мои помощники и матросы, помогающие производить спуск и подъем трала, четко и бы­ стро выполняют свои обязанности. Борясь за успешное выполнение годового плана, мы однако встре­ чаем некоторые препятствия со сто­ роны отдела снабжения. Так, если выписываешь для нужд судна 10 шкур, то дают их только шесть. И вообще, если что требуется получить со склада, то обязательно дают не полностью, а только 50 процентов. Все это тормозит нашу работу, соз­ дает дополнительные трудности в пе­ риод промысла. М. СМИРНОВ. Старший мастер по добыче рыбы траулера «Нева».* мни лучшим производственникам Развертывая социалистическое со­ ревнование за достойную встречу 38-й годовщины Великой Октябрь­ ской социалистической революции и XX съезда КПСС, коллектив рыбного порта выполнил план десяти меся­ цев 1955 года на 104,6 процента. Этим успехам способствовал са­ моотверженный труд лучших грузчи­ ков, шоферов, крановщиков и моря­ ков портового флота. Лучших из них администрация и профсоюзная орга­ низация порта наградили Грамотами и отметили премиями. Грамоту и денежную премию по­ лучил грузчик первого участка* тов. Похилюк. Отмечена хорошая работа крановщика первого участка тов. Го- ловащенко и новатора производства, бригадира грузчиков второго участ­ ка, тов. Кикоть, занесенного на го­ родскую Доску почета. Премии получили также старший кочегар буксирного парохода «Пур­ га» тов. Герасимов, уборщица тов. Цывунина и другие. Экипаж среднего траулера «Оро­ чен» первым в сельдяном флоте до­ бился вылова 10 тысяч центнеров сельди в течение года. На протяже­ нии длительного времени этот ко­ рабль был лидером флота. На судне был спаянный, дружный, работоспо­ собный коллектив. Бывший капитан «Орочена» тов. Семенов и старший мастер по добыче рыбы тов. Белко правильно расставляли моряков по рабочим местам, обеспечивали чет­ кую организацию труда, внедрили ряд приспособлений, способствующих увеличению вылова сельди и умень­ шению расхода орудий лова. Однако успехи, достигнутые моря­ ками среднего траулера «Орочен» в течение трех лет, в нынешнем году не закреплены. Экипаж корабля си­ стематически не выполняет рейсовых заданий, не справляется с государ­ ственным планом. Девятимесячная программа реализована только на 54 процента, сентябрьское задание — на 81,4 процента. Недавно на плавбазе «Памяти Ильича», состоялся разбор очередно­ го рейса среднето траулера «Оро­ чен». Здесь были вскрыты причины неудовлетворительной работы ко­ рабля. Капитан судна тов. Смола пытал­ ся объяснить отставание среднего траулера «Орочен» плохой сырье­ вой базой в июне и июле, а также частыми туманами, которые якобы мешали правильно выходить на кося­ ки сельди. Однако старший механик корабля тов. Кравцов, второй меха­ ник тов. Пятышев и другие опро­ вергли утверждение капитана. Вы­ яснилось, что основной причиной от­ ставания «Орочена» является неуме­ лая работа судоводительского со­ става. Капитан тов. Смола не уделял внимания обучению штурманов про­ мысловой работе, за все брался сам. Результаты этого- налицо. Промыс­ ловые планшеты на судне велись от случая к случаю. Сводки о ходе до­ бычи сельди детально не анализиро­ вались. Техника на судне использо­ валась недостаточно. Капитан тов. Смола не проявлял заботы об измере­ ниях температуры в поверхностном слое воды, не интересовался содер­ жанием проб планктона. На совеща­ нии приводился такой факт. В лет­ ний период многие дрейфы проходили на хороших концентрациях сельди, а вылова не дали. Это получилось по­ тому, что длина верхних поводцов была выбрана без учета распределе­ ния слоя планктона и характера из­ менения температуры воды по глу­ бине. В выступлениях тт. Дмитриева, Бухвалова отмечалось и то, что при выметке порядка не учитывался снос и быстрое передвижение сельди в период интенсивного ее откорма. Из- за этого средний траулер не заходил на рыбу и терял ее концентрации. Были существенные ошибки также в поисковой работе и в выборе места лова. Акустик тов. Паньков расска­ зал о неправильном использовании поисковой техники. Капитан поче­ му-то добивался, чтобы показания эхолота и акустики были одновре­ менными и тождественными, тогда как совершенно достаточно в июне и июле иметь или показания эхолота или показания акустики. Часто, об­ наружив небольшие скопления сель­ ди, тов. Смола не задерживался на них, а искал лучшие концентрации. В конечном счете их не находили и теряли обнаруженные вначале ко­ сяки. Капитан среднего траулера «Оро­ чен» тов. Смола — молодой и мало­ опытный промысловик. Ему надо бы­ ло своевременно оказать помощь. Но этого не было сделано ни со стороны капитана^флагмана отряда, ни со стороны руководства экспедиции. После проведенного совещания бы­ ли предприняты некоторые меры для преодоления отставания корабля. На «Орочен» направили капитана-на- ставника тов. Титова, на судне про­ верено промысловое снаряжение. После этого корабль стал промыш­ лять лучше, чем прежде. Но сделанным нельзя ограничи­ ваться. Средний траулер «Орочен» нуждается в повседневной конкрет­ ной помощи. Промысловую деятель­ ность судна нужно повседневно ана­ лизировать, ошибки быстро исправ­ лять. У коллектива корабля есть все возможности успешно справиться с государственным планом, возродить былую славу своего судна. И. АХЛЫНОВ. Инженер-наставник по до­ быче сельди. Убрать рогатки с пути рационализаторов На предприятия^ нашего бассейна имеется немало рационализаторов и изобретателей, стремящихся своим творческим трудом внести посильный вклад в дело совершенствования имеющегося оборудования, освоения и внедрения в производство новой техники. В течение ряда лет я также за­ нимаюсь решением вопросов улучше­ ния конструкций некоторых при­ способлений промыслового вооруже­ ния. С горечью приходится отметить неразворотливоеть, косность отдель­ ных руководителей, ставящих рогат­ ки на пути новаторов производства. Пришлось и мне испытать в этом деле немалые трудности. О них я и хочу рассказать. В августе — сентябре 1952 года на рыболовном сейнере iNs 620 Коль­ ского госрыбтреста инструктор- тралмейстер тов. Родионов произво­ дил испытание замка для завязки и развязки кутка трала. Это нужное рыбакам приспособление было пред­ ложено мною. Испытания прошли успешно и убедительно доказали полную пригодность замка для раз­ вязки кутка трала с рыбой на весу. Промысловики — капитан тов. Бе- рекутин и старший мастер по добы­ че рыбы тов. Рязнев — дали высо­ кую оценку работы замка и реко­ мендовали его для внедрения на все суда, занимающиеся траловым ловом рыбы. Но в отделе добычи Кольского госрыбтреста заказали только 10 замков и на этом успокоились. Затем начались разговоры о потере черте­ жей, вновь представленные чертежи терялись, время шло, а дело не двигалось с места. Когда зашла речь о вознаграждении за поданное пред­ ложение, по которому было положи­ тельное заключение испытателей, также началась волокита. Нашлась и отговорка: «Экономический подсчет сделать трудно, необходимо еще одно испытание замка». В траловом флоте мое предложение также отклонили. В «Мурманеельди» мне пошлина- встречу: предложение приняли, воз­ награждение выплатили, но... замки в производство не внедрили, якобы потому, что кто-то и когда-то на­ блюдал произвольное раскрытие кутка трала, на котором был укреп­ лен замок. И здесь это дело не до­ вели до конца. Так никто и не захотел оконча­ тельно разобраться в причинах этого безобразного отношения к моему предложению, хотя и в «Гурман- сельди», на среднем траулере № 444, о замке имелись хорошие отзывы. Вот уже более трех лет это мое предложение лежит под сукном. В том же, 1952 году, я предложил новую конструкцию стопор-блока, но его постигла такая же участь, как и первого предложения, о котором рас­ сказано выше. В «Мурмансельди», куда я обратился с этим предложе­ нием, изготовление и испытание стопор-блока так затянулось, что когда он, наконец, был испытан, флот уже почти не занимался трало­ вым промыслом трески. Хуже того, стопор-блок и чертежи были утеряны и восстановить их не оказалось воз­ можным. Причем испытания этого предложения проходили в отсутствии автора, находившегося на дрифтер­ ном промысле. Инструктор тов. Имангалиев, проводивший испыта­ ния, ника&их материалов в управле­ ние «Мурманоельдь» не представил и стопор-блока не сохранил. Как го­ ворится, до конца дело не довели и... концы в воду. Но отчаиваться я не мог, так как считал, что можно и нужно сделать стопор-блок более легким по весу, простым в изготовлении и обслужи­ вании, недорогим по стоимости. Мне хотелось создать конструкцию этого приспособления лучше той, которая была предложена тов. Монастырским и внедрена в производство. Когда мне, наконец, удалось решить эту задачу, я подал предложение в тра­ ловый флот. Но его отклонили вви­ ду того, что стопор-блок конструк­ ции Монастырского «вполне устраи­ вает промысловиков». По-моему, это неверное решегаие вопроса. Уж если говорить о совер­ шенствовании техники, то от новых конструкций имеющихся механиз­ мов и приспособлений нельзя откре­ щиваться. Наоборот, их нужно вни­ мательно рассматривать, делать об­ разцы, сравнивать в работе с имею­ щимися, ранее принятыми конструк­ циями, а потом уже делать оконча­ тельные выводы. Но этого в управ­ лении тралового флота не было сде­ лано как с предложением по замку для развязки и завязки кутка трала, так и по новой конструкции сто­ пор-блока. Недавно я сделал еще одну по­ пытку пробить брешь в стене косно­ сти и равнодушия, созданной на пу­ ти рационализаторов некоторыми ра­ ботниками управлений наших фло­ тов. Надо отметить, что в «Мурман- сельди» неблагополучно с рациона­ лизаторской работой. Так происходит потому, что лица, ответственные за эту работу, здесь меняются очень часто. Ясно, что подобная чехарда пользы делу не приносит. В начале сентября с. г. я подал в совет изобретателей сельдяного фло­ та новое предложение по стопор-бло­ ку. Совет несколько раз пытался собраться, но безрезультатно. Только в конце месяца, 29 сентября, на со­ вете изобретателей было решено от­ клонить мое предложение потому, что по перспективному плану в шестой пятилетке «Мурмансельдь» траловым ловом не будет заниматься. 12 октября мне пообещали данное предложение передать в Главмурман- рыбпром. Но обещание это не вы­ полнено до сих пор. * * * По своему горькому опыту я могу сделать вывод о том, что в сельдяном и траловом флотах не все благополучно с рационализаторской работой. Большую пользу принесло бы вмешательство и постоянный контроль партийных организаций за продвижением предложений рацио­ нализаторов и изобретателей, за ре­ шением всех вопросов их творческо­ го труда. П. МИЩЕНКО. Инженер-инструктор управ­ ления сельдяного флота. От редакции: Сигналы о воло­ ките, невнимательном отношении со стороны некоторых хозяйствен­ ных руководителей предприятий рыбной промышленности нашего бассейна к предложениям рацио­ нализаторов и изобретателей по­ ступали в редакцию и раньше, о чем неоднократно публиковались материалы на страницах газеты «Рыбный Мурман». Факты, при­ веденные в статье тов. Мищенко, заслуживают того, чтобы к ним от­ нестись со всей серьезностью. Главному инженеру Главмурман- рыбпрома тов. Борисову необходи­ мо тщательно разобраться в этом деле, принять необходимые меры к тому, чтобы убрать рогатки с пути рационализаторов и изобре­ тателей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz