Рыбный Мурман. 1955 г. Ноябрь.

4 Р ЫБ НЫЙ МУ РМАН № 135 (375), II ноября 1955 г. С помощью товарищей В 1954 году я по комсомольскому призыву был направлен на два ме­ сяца работать матросом в траловый флот и получил назначение на трау­ лер «Ерш». Трудно приходилось мне вначале. Думал, что никогда не на­ учусь обращаться с тралом, шкерить выловленную рыбу. И часто мечтал я о том времени, когда вернусь снова яа комбинат «Североникель», где до этого я работал. Но так продолжалось недолго. На помощь пришли товарищи по судну. Первый, кто на меня обраггил вни­ мание, j 9 to мастер по добыче рыбы Николай Шелестун. Он стал мне рас­ сказывать о траулере, об устройстве трала, научил, как правильно и бы­ стро обрабатывать улов! Два месяца прошли незаметно, уходить из флота мне уже не хоте­ лось, и я решил остаться в нем на­ всегда. В марте этого года вместе с дру­ гими своими товарищами я был пе­ реведен на новый траулер «Поляр­ ная правда». Экипаж здесь спаян­ ный, все успели сдружиться и ра­ ботают слаженно. Особенно хочется отметить добро­ совестную работу боцмана Виктора Максимовича Зорина, который уже 22 года работает в траловом флоте, накопил богатый промысловый опыт и охотно им делится. Сейчас я работаю старшиной третьей вахты. На судовом собрании экипаж поручил мне заведывать биб­ лиотекой. Л с любовью отношусь к этому общественному поручению и стараюсь выполнять его аккуратно. Е. ШАПОВАЛОВ. Матрос траулера «Поляр­ ная правда». Областная сельскохозяйственная выставка открыта 6 ноября в помещении краевед­ ческого музея па проспекте имени Ленина открылась областная сель­ скохозяйственная выставка. Экспонаты выставки показывают, как с каждым годом развивается и крепнет сельское хо­ зяйство Мурманской области, каких замечательных успехов добиваются передовые полеводы и животноводы наших заполярных колхозов, МТС, совхозов и подсобных хозяйств пред­ приятий. Кроме полеводства, животновод­ ства и оленеводства на выставке представлена и такая основная от­ расль промышленности, как рыбная. На стендах представлены макеты траулеров, образцы продукции, вы­ пускаемой Мурманским и Кольским рыбокомбинатами. За несколько дней выставку уже посетило 11 тысяч трудящихся го­ рода и области. Промышленность — сельскому хозяйству На Челябинском тракторном заводе недавно создан новый мощный болотоходный трактор «С-100Б». Он обладает проходи­ мостью в два раза большей, чем трактор «С-80». На нем установ­ лен дизельный двигатель в сто лошадиных сил. На снимке: опытные эксплуатационные испытания тракторов «С-100Б» на торфяных болотах Челябинской области. Фото В. Георгиева. Фотохроника ТАСС. Советские исследования в Арктике БЕСЕДА С НАЧАЛЬНИКОМ ГЛАВСЕВМОРПУТИ В. Ф. БУРХАНОВЫМ Творчество новаторов Новшества механика Первушина Старшего механика плавучей ба­ зы «Воркута» Геннадия Семенови­ ча Первушина знают в сельдяном флоте как неутомимого новатора, рационализаторские предложения которого дали немалый экономиче­ ский эффект. Только в последнем рейсе стар­ ший механик сумел внедрить не­ сколько новшеств, направленных яа лучшее использование паросиловой использование установки. Его предложения дают возможность сократить расход кон­ денсата, экономить топливо и прес­ ную воду. По предложению тов. Первушина труба отработанного па­ ра от крантона была введена в общую магистраль и пущена в холо­ дильник. Этим достигнута полная наглядно' сохранность конденсата. Подвергся небольшой реконст­ рукции и камбуз. Еще недавно отра­ ботанный пар кипятильного куба на камбузе также выходил на палубу. Сейчас этот конденсат сохранен и выведен в главный конденсатор. Претерпели изменение трубопрово­ ды продувания паровых коробок. Те­ перь они выведены в последний от­ сек теплового ящика. Тем самым улучшен подогрев питательной воды, уменьшен расход топлива. — Благодаря этому, — рассказы- Свежая сельдь для населения Мурманска Накануне праздника Великого Ок­ тября, 6 ноября, в порту ошварто­ вался рефрижератор № 9 Кольского рыбокомбината. Предпраздничный рейс корабля в Северную Атлантику проходил в сложных метеорологических усло­ виях. Однако, несмотря на штормо­ вую погоду, личный состав судна (капитан-директор тов. Дугладзе) за время нахождения на промысле при­ нял от команд средних траулеров 250 тонн свежей атлантической сельди. Рыбообработчики рефрижератора (технолог тов. Заморов) хорошо сох­ ранили рыбу, принятую от моряков «Мурманеельди», и сдали ее в порту высоким качеством. Большая часть доставленной про­ дукции отправлена в магазины для продажи населению города Мурман­ ска. не ограничиваем в снабжении водой средние траулеры, даем ее столько, сколько им требуется. Но не только работой машинного отделения интересуется новатор. Он внес свои предложения и по рацио­ нализации погрузо-разгрузочных опе­ раций пловучих баз. Прежде всего, он обратил внимание на то, как ус­ корить погрузку бочко-тары. И твор­ ческая мысль нашла выход из поло­ жения. Первушин предложил исполь­ зовать для этой цели контейнер его конструкции. Суть дела заключается в том, что контейнер ставится на автомашину, на него грузятся бочки, а потом опускаются в трюм плавбаз. Для выгрузки бочек с сельдью из трюмов базы тов. Первушин сконст­ руировал специальную раму. Ее при­ менение позволит сократить время разгрузки судна ровно на половину. На раме можно сразу поднимать по’ 12 бочек. Сейчас же при разгрузке храпцами поднимается только шесть. Кроме ускорения разгрузки, предло­ жение Первушина дает возможность в полную силу эксплуатировать пор­ тальный кран. Эскиз рамы Первушина натравлен в управление рыбного порта. Нужно сделать все для того, чтобы эти нов­ шества были как можно быстрее вает тов. Первушин, — мы теперь ■осуществлены. А. ДВИНСКИИ. Предложения промысловиков колхозного флота Много инициативы проявляет в работе машинная команда сейнера № 5203 Полярной моторно-рыбо­ лонной станции. Котел водяного отопления на сей­ нере находился в специальном поме­ щении и работал на угле. Для этого приходилось брать дополнительно твердое топливо. Старший механик тов. Баранов предложил перенести его в моторное отделение, а для отопления использовать отработан­ ное масло и остатки горючего, полу­ чаемые при промывке системы, ко­ торые до сих пор выбрасывались за борт. Это позволит не только эконо­ мить топливо, но и создаст удобства в работе. На этом корабле внесено и другое предложение. Вращающееся смотро­ вое стекло в рулевой рубке при сильных морозах примерзает. Это может вывести из строя электромо­ торчик. Механики сейнера решили применить для вращения стекла вал с бесконечной резьбой, что обеспе­ чивает надежную его работу, исключает аварию электромотор­ чика. В ходе смотра технической эксплуатации выяснилось, что на многих судах не работают сете­ подъемные ролы, в них имеются конструктивные недостатки. Специа­ листы МРС в содружестве с промыс- __ _____ ловиками нашли пути устранения ? ’ метеорологических этих дефектов. В частности, для предотвращения намотки сетей на рол, решено использовать отбойную доску. До сих пор сейнеры и малые тра­ улеры колхозного флота оснащены шлюпками, которые неудовлетворя- ют промысловиков. Мастер Терибер- ских судоремонтных мастерских тов. Мартынов разработал новую конст­ рукцию шлюпки облегченного типа. Она отличается хорошей остойчи­ востью и быстроходностью. Такие шлюпки решено дать на вооруже­ ние колхозных судов. От промысловиков и работников МРС поступают и другие предложе­ ния, которые позволят лучше эксплуатировать колхозный флот. М. НИКОЛАЕВ. В планах предстоящего третьего Международного Геофизического Го­ да (1957— 1958 гг.) в качестве са­ мостоятельного раздела выделяются комплексные наблюдения в арктиче­ ской и субарктической областях. Советский Союз, чьи северные гра­ ницы протянулись на многие тыся­ чи километров в водах Северного Ле­ довитого океана, примет самое ак­ тивное участие в осуществлении программы научных работ в Арк­ тике. Научные учреждения СССР тща­ тельно готовятся к этим исследова­ ниям. Предполагается, что наблю­ дения по расширенной программе будут проводиться па 100 с липшим стационарных полярных станциях. Намечается создание нескольких но­ вых станций. Значительный интерес для науки представят работы пяти обсервато­ рий Арктического научно-исследо­ вательского института Главного уп­ равления Северного морского пути. Эти обсерватории располагаются в Баренщбурге |(на острове Шпицбер­ ген), в бухте Тихой (на Земле Франща-Иосифа), на острове Диксон, в бухте Тикси и в порту Певек. Все пять обсерваторий находятся за Се­ верным Полярным кругом, между 70 и 81 градусами .северной широты. Исследования по программе Меж­ дународного Геофизического Года будут вести также три крупные на­ учные станции, дрейфующие во льдах Центрального полярного бас­ сейна. Это— станции «Северный полюс-4» и «Северный полюс-5», уже работающие в течение продол­ жительного времени, и вновь орга­ низуемая дрейфующая станция «Северный полюс-6». Она продол­ жит путь, пройденный в 1950— 1951 гг. научной станцией «Север­ ный полюс-2», которая дрейфовала в районе «полюса относительной не­ доступности» под руководством Героя Советского Союза доктора гео­ графических наук М. М. Сомова, возглавляющего ныне комплексную антарктическую экспедицию Акаде­ мии наук СССР. Огромные пространства Северного Дедовитого океана будут изучаться с помощью так называемых подвиж­ ных научно-исследовательских от­ рядов. Предполагается, что эти от­ ряды проведут в Центральном по­ лярном бассейне наблюдения более чем в 500 пунктах. Их доставят на лед самолеты. Широкое применение найдет полярная авиация и для ре­ гулярных разведок погоды вдоль меридианов, по которым программа Международного Геофизического Го­ да предусматривает систематиче­ ские наблюдения. Эти полеты будут совершаться вплоть до Северного географического полюса. Помимо этого, цикл аэрологиче- океано- графичеешх и других научных наблюдений проведут морские экс­ педиции яа судах советского арк­ тического флота. Летом в Северном полушарии в исследованиях Аркти­ ки примет участие в числе других судов дизелъэлектроход «Обь», от­ правляющийся вскоре к берегам Ан­ тарктического материка. Моряки этого судна в течение одного года побывают в противоположных по­ лярных областях земного шара. В Центральной Арктике и в се­ верных частях арктических морей намечается использовать автомати­ ческие радиометеорологические станции, которые будут работать без участия людей. С помощью обширной сети ста­ ционарных и подвижных станций советские ученые намерены осуще- ствить большую программу научных исследований. Эти наблюдения да­ дут возможность расширить позна­ ния человека о природе Арктики, в частности раскрыть «белые пятна» в строении рельефа дна Северного Ледовитого океана, уточнить в нем океанические течения, пути дрей­ фа льда и этим обеспечить более надежиое плавание судов no Север­ ному морскому пути. Участие в проведении Междуна­ родного Геофизического Года являет­ ся для СССР естественным продол­ жением больших исследовательских работ, которые ведутся в Арктике в течение многих лет. Ваша страна участвовала в первом и втором Меж­ дународных Полярных Годах, про­ веденных соответственно в 1882— 1883 и 1932—1933 гг. Советский Союз занял ведущее положение в работах второго Меж­ дународного Полярного Года. Именно к этому периоду относится создание Главного управления Северного морского пути. Второй Междуна­ родный Полярный Год был ознаме­ нован историческим плаванием ле­ докольного парохода «Сибиряков», который прошел в одну навигацию морской путь с запада на восток, положив начало регулярным рейсам по Северному морскому пути. С тех пор благодаря обширным научным работам советские люди достигли значительных успехов в освоении Арктики. Нет сомнения в том, что предстоящие исследования явятся новым вкладом в познание северных полярных областей. С особым удовлетворением совет­ ские ученые отмечают то обстоя­ тельство, что в осуществлении про­ граммы арктических исследований в третьем Международном Геофизи­ ческом Году будут участвовать Ка­ нада, Норвегия, Швеция, Англия и другие страны. Ученые Советского Союза с готовностью будут сотруд­ ничать со своими зарубежными кол- летами и выражают надежду, что это сотрудничество будет расширяться и крепнуть во имя прогресса науки. (ТАСС). -----ШИШИПП-------- П о п р а в к а 'В опубликованном в прошлом но­ мере газеты «Рыбный Мурман» до­ кладе товарища Л. М. Кагановича на торжественном заседании Москов­ ского Совета 6 ноября 1955 года— «38-я годовщина Великой Октябрь­ ской социалистической революции» по вине редакции допущены опгиб^ ки. На второй странице во второй колонке шестой и седьмой абзацы следует читать так: «Увеличились по сравнению с 1940 годом более чем в три с поло­ виной раза ассигнования государст­ ва на социально-культурные нуж­ ды— бесплатное обучение и сти­ пендии, бесплатное медицинское об­ служивание и путевки, оплату от­ пусков. Партия и Правительство не за­ крывают глаз на то, что во всех этих вопросах мы еще не достигли того уровня, который нам нужен, т. е. максимального удовлетворения материальных потребностей совет­ ских людей. Но мы ежегодно дви­ гаемся вперед, и главное то, что в нашей системе заложены все воз­ можности для непрерывного роста материального благосостояния наро­ да. Эти возможности необходимо превращать в действительность». Редактор М. С. ЦЕЛОУСОВ. Адрес редакции: г. Мурманск. Рыбный порт. Телефоны: редактор 2-75, зам. редактора и отв. секретарь — 3-96, промышленный отдел иотдел культуры и быта * Типография «Полярная правда». Зак. 4944. Тир. 2750. ПН 03426. 4-33.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz