Рыбный Мурман. 1955 г. Ноябрь.
4 Р ЫБ НЫЙ МУ РМАН № 135 (375), II ноября 1955 г. С помощью товарищей В 1954 году я по комсомольскому призыву был направлен на два ме сяца работать матросом в траловый флот и получил назначение на трау лер «Ерш». Трудно приходилось мне вначале. Думал, что никогда не на учусь обращаться с тралом, шкерить выловленную рыбу. И часто мечтал я о том времени, когда вернусь снова яа комбинат «Североникель», где до этого я работал. Но так продолжалось недолго. На помощь пришли товарищи по судну. Первый, кто на меня обраггил вни мание, j 9 to мастер по добыче рыбы Николай Шелестун. Он стал мне рас сказывать о траулере, об устройстве трала, научил, как правильно и бы стро обрабатывать улов! Два месяца прошли незаметно, уходить из флота мне уже не хоте лось, и я решил остаться в нем на всегда. В марте этого года вместе с дру гими своими товарищами я был пе реведен на новый траулер «Поляр ная правда». Экипаж здесь спаян ный, все успели сдружиться и ра ботают слаженно. Особенно хочется отметить добро совестную работу боцмана Виктора Максимовича Зорина, который уже 22 года работает в траловом флоте, накопил богатый промысловый опыт и охотно им делится. Сейчас я работаю старшиной третьей вахты. На судовом собрании экипаж поручил мне заведывать биб лиотекой. Л с любовью отношусь к этому общественному поручению и стараюсь выполнять его аккуратно. Е. ШАПОВАЛОВ. Матрос траулера «Поляр ная правда». Областная сельскохозяйственная выставка открыта 6 ноября в помещении краевед ческого музея па проспекте имени Ленина открылась областная сель скохозяйственная выставка. Экспонаты выставки показывают, как с каждым годом развивается и крепнет сельское хо зяйство Мурманской области, каких замечательных успехов добиваются передовые полеводы и животноводы наших заполярных колхозов, МТС, совхозов и подсобных хозяйств пред приятий. Кроме полеводства, животновод ства и оленеводства на выставке представлена и такая основная от расль промышленности, как рыбная. На стендах представлены макеты траулеров, образцы продукции, вы пускаемой Мурманским и Кольским рыбокомбинатами. За несколько дней выставку уже посетило 11 тысяч трудящихся го рода и области. Промышленность — сельскому хозяйству На Челябинском тракторном заводе недавно создан новый мощный болотоходный трактор «С-100Б». Он обладает проходи мостью в два раза большей, чем трактор «С-80». На нем установ лен дизельный двигатель в сто лошадиных сил. На снимке: опытные эксплуатационные испытания тракторов «С-100Б» на торфяных болотах Челябинской области. Фото В. Георгиева. Фотохроника ТАСС. Советские исследования в Арктике БЕСЕДА С НАЧАЛЬНИКОМ ГЛАВСЕВМОРПУТИ В. Ф. БУРХАНОВЫМ Творчество новаторов Новшества механика Первушина Старшего механика плавучей ба зы «Воркута» Геннадия Семенови ча Первушина знают в сельдяном флоте как неутомимого новатора, рационализаторские предложения которого дали немалый экономиче ский эффект. Только в последнем рейсе стар ший механик сумел внедрить не сколько новшеств, направленных яа лучшее использование паросиловой использование установки. Его предложения дают возможность сократить расход кон денсата, экономить топливо и прес ную воду. По предложению тов. Первушина труба отработанного па ра от крантона была введена в общую магистраль и пущена в холо дильник. Этим достигнута полная наглядно' сохранность конденсата. Подвергся небольшой реконст рукции и камбуз. Еще недавно отра ботанный пар кипятильного куба на камбузе также выходил на палубу. Сейчас этот конденсат сохранен и выведен в главный конденсатор. Претерпели изменение трубопрово ды продувания паровых коробок. Те перь они выведены в последний от сек теплового ящика. Тем самым улучшен подогрев питательной воды, уменьшен расход топлива. — Благодаря этому, — рассказы- Свежая сельдь для населения Мурманска Накануне праздника Великого Ок тября, 6 ноября, в порту ошварто вался рефрижератор № 9 Кольского рыбокомбината. Предпраздничный рейс корабля в Северную Атлантику проходил в сложных метеорологических усло виях. Однако, несмотря на штормо вую погоду, личный состав судна (капитан-директор тов. Дугладзе) за время нахождения на промысле при нял от команд средних траулеров 250 тонн свежей атлантической сельди. Рыбообработчики рефрижератора (технолог тов. Заморов) хорошо сох ранили рыбу, принятую от моряков «Мурманеельди», и сдали ее в порту высоким качеством. Большая часть доставленной про дукции отправлена в магазины для продажи населению города Мурман ска. не ограничиваем в снабжении водой средние траулеры, даем ее столько, сколько им требуется. Но не только работой машинного отделения интересуется новатор. Он внес свои предложения и по рацио нализации погрузо-разгрузочных опе раций пловучих баз. Прежде всего, он обратил внимание на то, как ус корить погрузку бочко-тары. И твор ческая мысль нашла выход из поло жения. Первушин предложил исполь зовать для этой цели контейнер его конструкции. Суть дела заключается в том, что контейнер ставится на автомашину, на него грузятся бочки, а потом опускаются в трюм плавбаз. Для выгрузки бочек с сельдью из трюмов базы тов. Первушин сконст руировал специальную раму. Ее при менение позволит сократить время разгрузки судна ровно на половину. На раме можно сразу поднимать по’ 12 бочек. Сейчас же при разгрузке храпцами поднимается только шесть. Кроме ускорения разгрузки, предло жение Первушина дает возможность в полную силу эксплуатировать пор тальный кран. Эскиз рамы Первушина натравлен в управление рыбного порта. Нужно сделать все для того, чтобы эти нов шества были как можно быстрее вает тов. Первушин, — мы теперь ■осуществлены. А. ДВИНСКИИ. Предложения промысловиков колхозного флота Много инициативы проявляет в работе машинная команда сейнера № 5203 Полярной моторно-рыбо лонной станции. Котел водяного отопления на сей нере находился в специальном поме щении и работал на угле. Для этого приходилось брать дополнительно твердое топливо. Старший механик тов. Баранов предложил перенести его в моторное отделение, а для отопления использовать отработан ное масло и остатки горючего, полу чаемые при промывке системы, ко торые до сих пор выбрасывались за борт. Это позволит не только эконо мить топливо, но и создаст удобства в работе. На этом корабле внесено и другое предложение. Вращающееся смотро вое стекло в рулевой рубке при сильных морозах примерзает. Это может вывести из строя электромо торчик. Механики сейнера решили применить для вращения стекла вал с бесконечной резьбой, что обеспе чивает надежную его работу, исключает аварию электромотор чика. В ходе смотра технической эксплуатации выяснилось, что на многих судах не работают сете подъемные ролы, в них имеются конструктивные недостатки. Специа листы МРС в содружестве с промыс- __ _____ ловиками нашли пути устранения ? ’ метеорологических этих дефектов. В частности, для предотвращения намотки сетей на рол, решено использовать отбойную доску. До сих пор сейнеры и малые тра улеры колхозного флота оснащены шлюпками, которые неудовлетворя- ют промысловиков. Мастер Терибер- ских судоремонтных мастерских тов. Мартынов разработал новую конст рукцию шлюпки облегченного типа. Она отличается хорошей остойчи востью и быстроходностью. Такие шлюпки решено дать на вооруже ние колхозных судов. От промысловиков и работников МРС поступают и другие предложе ния, которые позволят лучше эксплуатировать колхозный флот. М. НИКОЛАЕВ. В планах предстоящего третьего Международного Геофизического Го да (1957— 1958 гг.) в качестве са мостоятельного раздела выделяются комплексные наблюдения в арктиче ской и субарктической областях. Советский Союз, чьи северные гра ницы протянулись на многие тыся чи километров в водах Северного Ле довитого океана, примет самое ак тивное участие в осуществлении программы научных работ в Арк тике. Научные учреждения СССР тща тельно готовятся к этим исследова ниям. Предполагается, что наблю дения по расширенной программе будут проводиться па 100 с липшим стационарных полярных станциях. Намечается создание нескольких но вых станций. Значительный интерес для науки представят работы пяти обсервато рий Арктического научно-исследо вательского института Главного уп равления Северного морского пути. Эти обсерватории располагаются в Баренщбурге |(на острове Шпицбер ген), в бухте Тихой (на Земле Франща-Иосифа), на острове Диксон, в бухте Тикси и в порту Певек. Все пять обсерваторий находятся за Се верным Полярным кругом, между 70 и 81 градусами .северной широты. Исследования по программе Меж дународного Геофизического Года будут вести также три крупные на учные станции, дрейфующие во льдах Центрального полярного бас сейна. Это— станции «Северный полюс-4» и «Северный полюс-5», уже работающие в течение продол жительного времени, и вновь орга низуемая дрейфующая станция «Северный полюс-6». Она продол жит путь, пройденный в 1950— 1951 гг. научной станцией «Север ный полюс-2», которая дрейфовала в районе «полюса относительной не доступности» под руководством Героя Советского Союза доктора гео графических наук М. М. Сомова, возглавляющего ныне комплексную антарктическую экспедицию Акаде мии наук СССР. Огромные пространства Северного Дедовитого океана будут изучаться с помощью так называемых подвиж ных научно-исследовательских от рядов. Предполагается, что эти от ряды проведут в Центральном по лярном бассейне наблюдения более чем в 500 пунктах. Их доставят на лед самолеты. Широкое применение найдет полярная авиация и для ре гулярных разведок погоды вдоль меридианов, по которым программа Международного Геофизического Го да предусматривает систематиче ские наблюдения. Эти полеты будут совершаться вплоть до Северного географического полюса. Помимо этого, цикл аэрологиче- океано- графичеешх и других научных наблюдений проведут морские экс педиции яа судах советского арк тического флота. Летом в Северном полушарии в исследованиях Аркти ки примет участие в числе других судов дизелъэлектроход «Обь», от правляющийся вскоре к берегам Ан тарктического материка. Моряки этого судна в течение одного года побывают в противоположных по лярных областях земного шара. В Центральной Арктике и в се верных частях арктических морей намечается использовать автомати ческие радиометеорологические станции, которые будут работать без участия людей. С помощью обширной сети ста ционарных и подвижных станций советские ученые намерены осуще- ствить большую программу научных исследований. Эти наблюдения да дут возможность расширить позна ния человека о природе Арктики, в частности раскрыть «белые пятна» в строении рельефа дна Северного Ледовитого океана, уточнить в нем океанические течения, пути дрей фа льда и этим обеспечить более надежиое плавание судов no Север ному морскому пути. Участие в проведении Междуна родного Геофизического Года являет ся для СССР естественным продол жением больших исследовательских работ, которые ведутся в Арктике в течение многих лет. Ваша страна участвовала в первом и втором Меж дународных Полярных Годах, про веденных соответственно в 1882— 1883 и 1932—1933 гг. Советский Союз занял ведущее положение в работах второго Меж дународного Полярного Года. Именно к этому периоду относится создание Главного управления Северного морского пути. Второй Междуна родный Полярный Год был ознаме нован историческим плаванием ле докольного парохода «Сибиряков», который прошел в одну навигацию морской путь с запада на восток, положив начало регулярным рейсам по Северному морскому пути. С тех пор благодаря обширным научным работам советские люди достигли значительных успехов в освоении Арктики. Нет сомнения в том, что предстоящие исследования явятся новым вкладом в познание северных полярных областей. С особым удовлетворением совет ские ученые отмечают то обстоя тельство, что в осуществлении про граммы арктических исследований в третьем Международном Геофизи ческом Году будут участвовать Ка нада, Норвегия, Швеция, Англия и другие страны. Ученые Советского Союза с готовностью будут сотруд ничать со своими зарубежными кол- летами и выражают надежду, что это сотрудничество будет расширяться и крепнуть во имя прогресса науки. (ТАСС). -----ШИШИПП-------- П о п р а в к а 'В опубликованном в прошлом но мере газеты «Рыбный Мурман» до кладе товарища Л. М. Кагановича на торжественном заседании Москов ского Совета 6 ноября 1955 года— «38-я годовщина Великой Октябрь ской социалистической революции» по вине редакции допущены опгиб^ ки. На второй странице во второй колонке шестой и седьмой абзацы следует читать так: «Увеличились по сравнению с 1940 годом более чем в три с поло виной раза ассигнования государст ва на социально-культурные нуж ды— бесплатное обучение и сти пендии, бесплатное медицинское об служивание и путевки, оплату от пусков. Партия и Правительство не за крывают глаз на то, что во всех этих вопросах мы еще не достигли того уровня, который нам нужен, т. е. максимального удовлетворения материальных потребностей совет ских людей. Но мы ежегодно дви гаемся вперед, и главное то, что в нашей системе заложены все воз можности для непрерывного роста материального благосостояния наро да. Эти возможности необходимо превращать в действительность». Редактор М. С. ЦЕЛОУСОВ. Адрес редакции: г. Мурманск. Рыбный порт. Телефоны: редактор 2-75, зам. редактора и отв. секретарь — 3-96, промышленный отдел иотдел культуры и быта * Типография «Полярная правда». Зак. 4944. Тир. 2750. ПН 03426. 4-33.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz