Рыбный Мурман. 1955 г. Май.
4 РЫБНЫЙ м у р м а н № 60 (300), 20 мая 1955 г. По рыбным бассейнам страны К О М Б И Н И Р О В А Н Н Ы Й Л О В Команды рыболовных судов Не вельского р ыбокомбинапа, стремясь наиболее производитель™ лспользо- вать промысловое- время, разверты вают комицитированный лов сельди, трески ^ камбалы. Воофужишшсь ставными и датсф- •гернымп сетями, а также ярусами, рыбаки 'сро’.дтптх рыболовных бот ОБ. старшин тт. Красюкова, Куз-овчико- вд п Шевлака ведут атромысел в лю бое время суток и не возвращаются на 'берег ббз уловов. Учитывая сложившуюся 'Промыс ловую 'обстановку, команды рыбо ловных ботов комбината вооружи лись снюрревадами и вышли на до бычу камбалы в район Чехова.. Эки паж шхуны «Находка» за очередной рейс выловттл 160 центнеров, камба лы л трески. • iB связи с тем, что пока не на блюдается новых подходов сельди в ловушки ставных неводов, рыболо вецкие бригады комбината тт. Ва сильева, Краснова, Соиова и других переключаются на лов сельди став ными и дрифтерными сетями, а также на добычу трески ярусами п удочками на поддев. В Е Т Е Р С П А С А Е Т Р Ы Б У • Замор — гибель рыбы в озерах подо льдом от недостатка растворен ного в воде -кислорода — ежегодно приносит огромный ущерб рыбному хозяйству страны. Применяемые до Сего времени аэраторы (устройство для вспенивания или продувания воды) с использованием бензиновых моторов или лошадиной тяги яв ляются слишком дорогими. Охотовед-биолог Ильменского за поведника П. М. Решетников создал аэратор, использующий силу ветра и действующий автоматически, без помощи человека. Аэратор Решет никова представляет собой легкую металлическую вышку, па вершине которой укреплено ветровое колесо, сопряженное с воздушным насо сом — компрессором. Сжатый в компрессоре атмосферный воздух по дается по трубке — воздухопроводу под лед и там «проталкивается через специальный (распылитель. Распы лителем* служит или слой дерева, тогда воздух продувается через е«го торец, или сложенная в несколько раз ткань. Система клапанов не поз воляет воде проникнуть в воздухо вод и предупреждает образование внутри его ледяных пробок. При испытаниях на озерах Иль менского заповедника каждая из таких машин оказалась способной за. зимнюю вахту подать под воду 200.000 кубических метров возду ха. При глубине озера в два метра этого количества воздуха вполне до статочно, чтобы спасти от замора рыбу на площадп в 10 гектаров. В А Р Е Н Ы Е К Р А Б Ы — Д Л Я Н А С Е Л Е Н И Я Ловецкое судно швартуется у пирса рыбокомбината Путятин. Па луба его заполнена рыбой. Отдельно стожена большая куча крабов. Они сдаются в первую очередь. Опыт ный мастер А. А. Займенцев при дирчиво ощупывает каждый экземп ляр. Краб не должен иметь никаких повреждений, малейший изъян — и он бракуется. Отобранные крабы загружаются в металлическую сетку. Небольшой подъемный кран подхватывает ее и опускает в чан с кипящей морской водой. Через 15 минут ярко-крас- ные вареные крабы поступают в холодильник, ще при определенной температуре они могут сохраняться долгое время. Часть готовой продук ции сразу же поступает для продажи местному населению. П и с ь м а в р е д а к ц и ю Как ремонтировали малый траулер „Семжа" Важность и своевременность доб рокачественного ремонта рыболо вецкого флота общеизвестна. Чем скорее суда будут отремонтированы, тем .больше времени дай будут на ходиться на щюмысле л, следова тельно, больше выловят рыбы. В вопросах ремонта промысловых су дов не должно быть местнического подхода, деления на «наши» и «не налги», так как все они выполняют одну и ту же народнохозяйствен- ную задачу — обеспечение совет ских потребителей рыбой. Ка побережье Мурмана промыш ляет колхозный флот Мурманской п Архангельской областей и Карело- Финской ССР. Архангельское обла стное управление МРС имеет здесь одну свою ремонтную базу — Ре пинские мастерские, которые по сво ей мощности не могут обеспечить .ремонта, судов в количестве 35—40 единиц, тем более что они не име ют слила и не могут производить ремонт подводной части корпуса. Поэтому Главмурманрыбпром дал совершенно резонные указания о ремонте Тергаберсшми мастерскими судов Архангельского областного управления МРС. 29 января в мастерские пришел малый траулер «Семжа», Мезенской МРС. По графику сусщо должно бы ло выйти из ремонта в конце мар та 1955 года. Спустя девять дней после прихо да, судно приняли в ремонт, а 22 февраля подняли на слип. Пос ле обследования оказалось, что суд ну необходима! замена киля и об шивки корпуса. Созданная тут же комиссия зафиксировала весь объем работ в акте. С этого момента начинается ничем не оправданная тяжба с целью за тягивания ремонта. Для этого фаб рикуются всякого рода искусствен ные «объективные» причины. Не смотря на наличие в достаточном количестве леса для бортовой об- пшвки и шести штук запасных ки лей, директор мастерских тов. Кодочигов, стал на путь вымога тельства, заявляя: «Везите лес, киль и железо — ^гогда и будем ремонтировать». Так эта тяжба длилась до 18 марта. Дело не двигалось с места, хотя 7—8 марта начальник Мур манского ' областного управления МРС тов. Гехман, будучи в Терибер- ке, обещал форсировать ремонт «Семжи» одновременно с другими судами. Наконец, 18 марта был доставлен киль и другие материалы. Однако тов. Кодочигов предъявил новое требование: «Давайте плотников, а то у меня нет людей». Формально сти ради за «Семжей» была, закреп лена бригада плотников, руководи мая тов. Молчановым. Один день она работала, на «Семже», а- три — четыре дня—на мурманских судах. Ко 2 апреля из Ретинских мастер ских прибыли четыре плотника, из них только один человек мог рабо тать на. замене обшивки корпуса. Тов. Кодочигов после этого своих плотников полностью переключил на мурманские суда, объяснив свое действие тем, что «это налит перво очередные суда». ■Всередине марта на слип был поднят малый траулер «Баклыш» Полярной МРС. Все силы плотников были брошены на замену киля этого судна, тогда как имелось согласие Регистра СССР на то, чтобы «Бак- лышу» не менять киля до осени 1955 года. В свою очередь tob i. Гех- ман 19 марта дал тов. Кодочигову радиограмму: «Форсировать ре монт «Баклыша» за счет «Семжи» и «Долгого». Видя такой несправедливый под ход к решению вопроса, представи тель Архангельского областного уп равления МРС при мастерских тов. Каменев поставил вопрос перед Глаймурманрыбпромом. Тогда тов. Гехман от своей радиограммы отка зался, а тов. Кодочигов объяснил все это Тем, что «Баклыш» идет по особому заданию. В результате исей этой тяжбы по лучается, что малый траулер «Сем- жа» в течение двух месяцев пребы вания на слипе не отремонтирован и на 50 процентов. От дирекции ма стерских нельзя добиться, когда же закончится ремонт, хотя все возмож ности и условия для его быстрого окончания есть. Не хватает одного — государственного, а не местни ческого подхода к решению госу дарственных вопросов. В данных ус ловиях это возможно добиться толь ко при вмешательстве руководите лей главка. Г. ПОПОВ. Помощник капитана малого траулера «Семжа». Лучше удовлетворять запросыпотребителей В доме N: 61 по проспекту имени Сталина помещается специальный рыбный магазин. Однако здесь не всегда можно приобрести необходи мую рыбу, даже из числа вылавли ваемых в Баренцовом море. Очень часто отсутствует в продаже све жий окунь, камбала, палтус. Не всегда имеется малосольная треска, и зубатка. И совсем плохо, когда в магазине имеется нужный потреби телю ассортимент, а купить то, что ему необходимо, он не может. С этим мириться никак нельзя. 15 мая я зашел в рыбный мага зин и спрашиваю у продавщицы: — Мне бы пятнистую зубатку крепкого посола... — Крепкого засола рыба отсут ствует. Имеется только среднего за сола, — отвечает работник при лавка. Прошу отпустить килограмма три — четыре. — Зубатку мы не рубим, — от вечает продавщица. — Но ведь у меня семья всего два человека. Крупная зубатка весит около двенадцати килограммов, ее на месяц хватит... Но продавщица была неумолима, предложив мне взять в конце кон цов мелкую зубатку. Я начинаю ей доказывать, что крупного палтуса рубят в магазине, так почему же нельзя разрубить и крупную зубатку и дать то, что мне требуется. Но все было напрасно. «Имеем такое ука зание», — отвечает продавщица. Пока я вел этот разговор, к прилав ку подошла немолодая женщина и попросила взвесить четыре «самых крупных» зубатки. Ее требование было немедленно удовлетворено. На моих глазах четыре крупных зубат ки были погружены в объемистый мешок покупательницы. Ясно, что такие «оптовые» закупки рыбы делает не мурманчанин и не для повседневного потребления. Таким образом получается, что лучший ас сортимент рыбы «уплывает» из ма газинов Мурманска, а местному по требителю предлагают худшие сорта рыбы, только лишь благодаря неуме лой постановке дела торговли. Этим вопросом нужно заняться городскому отделу торговли и обес печить удовлетворение запросов по требителя тем ассортиментом рыбы, какой он желает приобрести. С. копытов. Водолаз Валентин Смирнов ... Это было в конце гражданской войны. Темной ненастной ночью ушел в открытое море океан ский пароход «Орел». На его борту — белогвардейцы и окку панты. Ушел «Орел» из пылаю щей огнем последних боев Рос сии, но ни в один из заграничных портов корабль не пришел. Дол гое время гибель «Орла» была загадкой. Первыми приоткрыли завесу над этой тайной совет ские водолазы — участники экс педиции подводных работ особо го назначения. Кто из нас не смотрел с ув лечением, с захватывающим вни манием кинофильм «Гибель «Ор ла»?. Смотрел его еще подрост ком и Валентин Семенович Смир нов. Валентина, как и многих его сверстников, волновал в кар тине каждый кадр, показываю щий водолаза на палубе затоп ленного корабля. Вот он у капи танского мостика находит маузер и расстрелянные патроны, вот он обнаруживает, что - машины корабля покрыты толстым слоем смазки... Да, «Орел» был потоп лен героями-моряками, решив шими предпочесть смерть позор ному плену. И как бывает в юности, после каждого нового фильма зрителю, а тем более юному, хочется быть тоЧапаевым, то смелым моряком —балтийцем, то конником Бу денного, то водолазом... Не про шли эти увлечения бесследно и для Валентина Смирнова, хотя и не приходилось ему серьезно за думываться над выбором спе- циальности. В 1944 году юноше предложили учиться во долазному делу. Валентин охот но согласился. После учебы на Каспии он направляет ся на север. Так началась его будничная трудовая жизнь. Уча ствовал он и в ремонте подвод ной части кораблей. В 1951 году Валентин Смир нов работает некоторое время в Рыбинском речном порту, а по том снова уезжает на север — к привычным берегам Кольско го залива. С 3 января 1951 года Вален тин Семенович — водолаз рыбно го порта. Много трудных и вме сте с тем интересных * заданий приходилось выполнять ему со своими товарищами по труду — водолазами Селиверстовым, Зе- ленкиных, Власенко и другими. Не раз они выполняли ответст венные работы по очистке глав ных и вспомогательных кингсто нов. Совсем недавно, в перво майские праздники, водолазами были приведены в порядок кинг стоны на траулерах «Свет» и «Челябинск», засоренные скот скими шкурами, которыми поль зуются моряки для предохране ния тралов от протирания о грунт. Злейший враг моряков любого корабля — намотка на винт ! стальных тросов и сетей. В этих ] случаях на помощь промыслови кам приходят водолазы. Спустив шись в воду, они срубают виток i за витком, а иногда и нитку за ниткой стальной трос, намотав шийся на винт и гребной вал. В последнее время водолазы рыб ного порта сняли намотки сталь ных тросов с гребных валов бук сирного парохода «Мурман- рыба», траулера «Пикша» и дру гих судов. Часто приходится поднимать со дна затонувшие траловые доски, ценные судовые детали, ремонтировать подвод-' ные сооружения и т. д. В выпол нении этих заданий Валентин Смирнов принимает активное участие, чувствуя во всем по мощь товарищей. ...Одет водолазный костюм с тяжелыми грузами и галошами, закреплен иллюминатор — те перь водолаз общается с внеш ним миром только с помощью сигнализации. Валентин Семено вич Смирнов получил очередное задание: осмотреть рулевое уст ройство и гребной винт траулера. Через минуту он уже скрывается под водой. Только пузырька воздуха, лопающиеся на поверх ности воды, свидетельствуют о том, что где-то там, на глубине, трудится водолаз. Будничный, повседневный труд водолазов помогает поддержи вать корабли бассейна в постоян ной исправности, дает возмож ность промысловикам увеличи вать вылов рыбы для населения нашей страны. П. БЫСТРОУМОВ. На снимке — водолаз рыбного порта В. СМИРНОВ перёд вы полнением очередного задания На промысле беломорской сельди В Кандалакшском заливе появи лась сельдь. Бригада рыбаков колхо за имени Сталина, которой руадво- длт бригадир тов. Жидких, хорошо подготовившись к промыслу, свое временно вышла на лов! л за первые дни выловила и сдала 165 центне ров первосортной рыбы. Бригада рыбаков колхоза «Крас ный Север» под руководством тов. Архипова завершила годовой план добычи сельди. Редактор М. С. ЦЕЛ0УС0В. Адрес редакции: г. Мурманск. Рыбный порт. Телефоны: редактор 2-75, зам. редактора и отв. секретарь — 3-96. промышленный отдел и отдел культуры и быта — 4-33. Типография «Полярная правда». Заш 2440. Тир. 2750. ПН 03957.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz