Рыбный Мурман. 1955 г. Май.

Р Ы Б Н ЫЙ МУ Р МА Н № 55 (295), 8 мая 1955 гг. Праздник советской науки и культуры Двести лет тому назад, 7 мая 1755 года, в Москве был открыт первый русский университет. Юби­ лей старейшего университета стра­ ны — это праздник всей советской науки и культуры. Московский уни­ верситет вписал славные страницы в историю развития передовой об­ щественно-политической мысли и революционного движения в России, в историю науки, культуры, просве­ щения. У колыбели Московского универси­ тета стоял великий сын русского народа, гениальный ученый и мыс­ литель, пламенный патриот Родины Михаил Васильевич Ломоносов. О значении Ломоносова в жизни стра­ ны прекрасно сказал А. С. Пушкин: «Ломоносов был великий человек... он один является самобытным спо­ движником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше ска­ зать, сам был первым нашим уни­ верситетом». Всю жизнь боровшийся за распро­ странение просвещения и развитие русской науки, Ломоносов правиль­ но понял важность создания высшей школы для экономического, полити-( ческого и культурного развития страны. Е го . беспокоило то, что среди «природных россиян» было мало врачей, механиков, специалистов горного дела, юристов, ученых. При этом следует отметить, что Ломоно­ сов был чужд национальной огра­ ниченности. У своих учеников он. воспитывал уважение и любовь к истинной науке, как русской, так и зарубежной. Ломоносов выступил инициатором основания Московского университета, разработал устав, структуру и ос­ новные направления его деятельно­ сти. Он считал, что питомцы универ­ ситета должны не только «обучать­ ся наукам, но и производить оные». Сам сын холмогорского рыбака, Ло­ моносов отстаивал право детей всех сословий на поступление в универси­ тет. Он говорил: «...В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын в том нет нужды». При основании университета были созданы три факультета: философ­ ский, медицинский и юридический. В программу философского фа­ культета входили философия, физи­ ка, математика, история и словес­ ность. Тогда же при университете была создана гимназия, чтобы гото­ вить молодых людей к поступлению в университет. Без нее, по словам Ломоносова, «университет, что паш­ ня без семян». В неимоверно трудных условиях самодержавного строя Московский университет был очагом русской на­ уки и культуры, носителем передо­ вых революционных идей. Царское самодержавие прилагало все усилия к тому, чтобы держать народные мас­ сы в невежестве и бескультурье. Екатерина II писала московскому губернатору: «Если я устраиваю школы, то не для нас, а для Евро­ пы, где нужно поддержать себя в общественном мнении. Но если бы наши крестьяне жожелали образова­ ния, то ни Вы, ни я не сохранили бы своего положения». Но вопреки воле царей и их сатрапов в универ­ ситет проникали лучшие представи­ тели народа. ♦ * * Московский университет воспитал славную плеяду замечательных дея­ телей науки, литературы и искусст­ ва, прославивших свою родину, впи­ савших блестящие страницы в сок­ ровищницу мировой науки и куль­ туры. Из университета вышло не­ мало революционеров. Около трети участников декабристских организа­ ций учились в университете. После 1825 года в университете возникли тайные студенческие кружки, кото­ рые оказали значительное влияние на дальнейшее развитие революцион­ но-демократического движения в Рос­ сии. В стенах университета выросли демократы-революционеры: А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. П. Ога­ рев; великие писатели: Д. И. Фонви­ зин, А. С. Грибоедов, И. С. Тургенев, М. Ю. Лермонтов, А. П. Чехов; из­ вестные во всем мире ученые: И. М. Сеченов, А. Г. Столетов, К. А. Тими­ рязев, Н. Е. Жуковский и многие другие. Всей ■своей деятельностью они доказали справедливость проро­ ческих слов Ломоносова, «Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать». Московский университет — не только школа подготовки и воспита­ ния кадров. Ему обязаны своим воз­ никновением Политехнический, Исто­ рический музеи, Музей изобрази­ тельных искусств имени А. С. Пуш­ кина, Ботанический сад, Зоопарк, Общество испытателей природы и другие. Московский университет вписал свое имя в историю революционного движения в России. Одним из пер­ вых марксистских кружков в Москве был кружок студентов Московского университета, которым руководил В. К. Курнатовский, впоследствии соратник В. И. Ленина. Студенты университета активно участвовали в революции 1905 года. Царское правительство тогда закры­ ло университет. Студенты явочным порядком открыли аудитории. Здесь проходили с широким участием ра­ бочих массовые митинги, на кото­ рых выдвигались требования сверг­ нуть самодержавие, установить рес­ публику. В. И. Ленин назвал тогда Московский университет револю­ ционным. В дни декабрьского воору­ женного восстания студенты универ­ ситета сражались на баррикадах вместе с рабочими. В 1911 году царское правитель­ ство уволило свыше 130 лучших профессоров и преподавателей уни­ верситета. В их числе были такие выдающиеся ученые, как К. А. Ти­ мирязев, П. Н. Лебедев, С. А. Чап­ лыгин, Н. Д. Зелинский и другие. От этого удара Московский универ­ ситет смог оправиться только после Великой Октябрьской социалистиче­ ской революции. * * * С победой советской революции впервые в истории человечества от­ крылись возможности подлинно сво­ бодного развития для науки. Мос­ ковский университет широко распах­ нул двери для народа. Лучшая часть профессоров и преподавателей радо­ стно взялась за выполнение задач, поставленных перед советской выс­ шей школой. Достаточно сказать, что одним из первых рабочих фа­ культетов в стране был рабфак Мос­ ковского университета. Социалистический строй обеспечил бурный рост науки и культуры. Коммунистическая партия всегда уделяла и уделяет большое внимание культурному строительству, рассмат­ ривая его к ак составную часть про­ граммы борьбы за коммунизм. Совет­ ские люди по праву гордятся нашей социалистической культурой — са­ мой идейной, самой передовой в ми­ ре. Ныне у нас в стране насчиты­ вается 1 .732 тысячи студентов ву­ зов, столько же, сколько их имеется во всех капиталистических странах Европы, вместе взятых. В Москов­ ском университете обучается более 22 тысяч студентов (из них 5 .500 заочников) и 1 .860 аспирантов. В 1940 году за выдающиеся за­ слуги в области развития науки, культуры и подготовки высококва­ лифицированных специалистов Мос­ ковский университет был награж­ ден орденом Ленина и ему было при­ своено имя его основателя М. В. Ломоносова. В годы Великой Отечественной войны свыше 3 .000 профессоров, преподавателей, студентов, аспиран­ тов, рабочих и служащих универси­ тета сражались в рядах Советской Армии. Университет был эвакуиро­ ван в далекий тыл, где продолжал подготовку кадров и научные -ис­ следования. После войны высшая школа должна была еще шире развернуть подготовку специалистов для народ­ ного хозяйства и культуры. Совет Министров СССР принял в 1948 го­ ду решение о строительстве для Московского университета новых зданий. В небывало короткий срок был воздвигнут подлинный Дворец науки. Новые здания на Ленинских горах — там, где когда-то юные Герцен и Огарев давали клятву на верность народу, — оснащены са ­ мым совершенным научным и учеб­ ным оборудованием, о котором рань­ ше ученые не могли и мечтать. К своему 200-летнему юбилею Московский университет приходит в составе 12 факультетов, на которых представлены естественные и гума­ нитарные науки. На 210 кафедрах университета работают 2 .450 науч­ но-педагогических работников; сре­ ди них — 400 профессоров, 550 доцентов. В числе профессоров уни­ верситета 30 академиков и 59 чле- нов-корреспоидентов Академии наук СССР, 33 члена академий наук союз­ ных республик и отраслевых акаде­ мий. Ученые университета ведут боль­ шую научную работу. Многие их ис­ следования направлены на оказание помощи тяжелой индустрии — этой основе основ мощи и обороноспособ­ ности нашей Родины. Университет проводит исследования, связанные с дальнейшим подъемом сельского хо­ зяйства страны, с освоением целин­ ных и залежных земель. За выдаю­ щиеся научные труды ученым уни­ верситета присуждена 141 Сталин­ ская премия в области науки и изо-- бретательства. Студенческий коллектив универ­ ситета представляет собою дружную многонациональную семью. В уни­ верситете учатся студенты 59 на­ циональностей, среди них имеются представители таких народностей, которые до Октябрьской революции даже не имели своей письменности. За годы Советской власти Москов­ ский университет выпустил около 45 тысяч специалистов. Тысячи вы­ пускников университета работают в промышленности, борются з а даль­ нейшее развитие социалистического сельского хозяйства, советской нау­ ки и культуры. В университете учатся студенты из всех стран народной демократии и из некоторых капиталистических стран. В советские годы широкое разви­ тие получили международные связи университета, которые всегда явля ­ лись его традицией. Ученые универ­ ситета выезжают за границу для участия в международных конгрес­ сах. В свою очередь Московский университет принимает в своих зда­ ниях многочисленных иностранных гостей. Квартал новЫх домов Нижний Тагил. Этой весной сотни металлургов, машино­ строителей и горняков переезжают в новые благоустроенные квар­ тиры. В первом квартале трудящиеся города получили дома общей площадью более 12 тысяч квадратных метров. На снимке: новый квартал жилых домов на улице Ленина. Фото А. Грахова. Фотохроника ТАСС Посмотрите этот спектакль „Мать своих детей" * * * Два века прошло с тех пор, как был открыт первый русский универ­ ситет, ставший гордостью и славой советской науки и культуры. Марк­ сизм-ленинизм учит, что теория, нау­ ка становится великой материальной силой, как только ею овладевают массы. Такой науке служил и будет служить коллектив Московского университета, воспитывая у своих питомцев любовь к своей Родине, беззаветную преданность делу ком­ мунизма. Коллектив профессоров, препода­ вателей, аспирантов, студентов, всех работников университета преиспол­ нен решимости шире развивать на­ учные исследования, настойчиво до­ биваться улучшения подготовки ква­ лифицированных кадров для народно­ го хозяйства и культуры, всюду и везде следовать мудрым указаниям Коммунистической партии и Совет­ ского правительства. Е. ХУДЯКОВ. 0 нежной любви, трогательной за­ боте матери о своих детях сложено немало хороших, проникновенных песен. Но в репертуаре наших дра­ матических театров эта тема до сих пор почти не затрагивалась. Пробел этот восполняет пьеса А. Афиноге­ нова «Мать своих детей», поставлен­ ная на мурманской сцене. Написан­ ная много лет назад, она и сейчас не потеряла свою злободневность и по сие время волнует зрителя, за­ ставляет его переживать за судьбу героев произведения. Екатерине Ивановне Лагутиной почтальон доставляет письмо от до­ чери Сони. По делам службы она должна поехать в командировку и приглашает в Москву мать присмот­ реть за своим сыном Маратом, кото­ рого она горячо, самозабвенно лю­ бит, не замечая его хамского порой поведения, пренебрежения взрослы­ ми, привыкшего все подчинять сво­ им эгоистическим интересам. Лишен­ ный, хотя и временно, возможности диктовать всем его окружающим свою волю, Марат под благотворным влиянием бабушки преображается, послушно выполняет ее поручения, крепко к ней привязывается и начи­ нает ее по-настоящему любить. Человек большого душевного обая­ ния, Екатерина Ивановна, что бы она ни делала, какие бы поступки ни совершала, остается верной себе всегда и во всем — скромной и не­ заметной. Она умело направляет се­ мейную жизнь дочери Нади, у кото­ рой наметились трещины во взаимо­ отношениях со своим мужем Серге­ ем Чагиным; она строго осуждает поведение сына Федора, которого за высокомерие и чванство снимают с работы и исключают из партии. И она же находит слова участия, ког­ да Федор, искренне раскаявшись, решает начать снова настоящую тру­ довую жизнь. Исключение из партии Федора тяжело отзывается на служебном по­ ложении другого сына Екатерины Ивановны — Петра, проживающего в Одессе. Перестраховщики из паро­ ходства отстраняют его от командо­ вания кораблем, снаряжающимся в далекое океанское плавание, дейст­ вуя по принципу «как бы чего не вышло». Любящая мать направляет­ ся к берегам Черного моря, чтобы заступиться за Петра, стать на за­ щиту его попранных прав. Запоминается беседа Екатерины Ивановны и Петра на набережной Одессы. Сын категорически отказы­ вается доказывать где бы то ни бы­ ло свою правоту, а мать спокойно его убеждает поступить именно так. И когда она убеждается в тщетно­ сти своих попыток — сама идет к местному начальству и, гневно ра­ зоблачая перестраховщиков, доби­ вается восстановления Петра на старой работе. В это время поступает телеграмма о том, что на дальней пограничной заставе тяжело ранен в схватке с нарушителями границы еще один сын Екатерины Ивановны — Илья. И .мать, еще не успев прийти в себя от далекого путешествия в Одессу, пускается снова в путь. Теплое ма­ теринское участие и здесь сыграло свою роль — серьезно раненый Илья начинает становиться на ноги под живительной повседневной за ­ ботой своей матери. Спектакль Мурманского областного драматического театра можно расце­ нить как бесспорную творческую удачу коллектива артистов и режис­ сера заслуженного артиста УАССР С. П. Ящиковского. Успех постанов­ ки делит и художник А. А. Ланды- шев, создавший удачное декоратив­ ное оформление спектакля. ' В первую очередь следует отме­ тить артистку Е. П. Федорову, соз­ давшую большой душевной чистоты образ Екатерины Ивановны Лагути­ ной. Хорошо справился с ролью Федо­ ра артист М. М. Розенблюм. Недав­ но перешедшая в театральный кол­ лектив из кружка художественной самодеятельности, Т. Н. Бутакова удачно исполнила в спектакле роль Марата. Будем надеяться, что этот спектакль надолго сохранится в театральном репертуаре. Б. ВАСИЛЬЕВ. По следам наших выступлений „Не допускать простоев кораблей в порту" В материале рейдовой бригады под таким заголовком («Рыбный Мур- ман» за 30 марта с. г.) был выска­ зан ряд критических замечаний в адрес судоремонтного завода Глав- мурманрьгборома. Директор завода тов. Тарабарин сообщил в редакцию, что факты, приведенные в материале, правиль­ ны. Вопрос об ускорении ремонта ко­ раблей обсуждался на совещании ин­ женерно-технических работников и общих собраниях рабочих в цехах. Намечен ряд мероприятий по уско­ рению ремонта судов. С этой целью предприятие перешло работать на две смены и беспрерывную неделю. Редактор М. С. ЦЕЛ0УС0В. Адрес редакции: г. Мурманск. Рыбный порт. Телефоны: редактор - 2 - 7 5 , зам. редактора и отв. секретарь — 3 -96 . промышленный отдел и отдел культуры и быта — 4-33 . Типография «Полярная правда». Зак. 2174 . Тир. 2 7 5 0 ПН 04 6 8 5 .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz