Рыбный Мурман. 1955 г. Март.
№ 27 (267), 4 марта 1955 г. Р Ы Б Н Ы Й м у р м а н э Ш К О Л А П Е Р Е Д О В О Г О О П Ы Т А Р а бо т а с тралом на корабле Трудовая деятельность старшего мастера по добыче рыбы на трауле ре «Слава» тов. Петровского на правлена к тому, чтобы орудия лова в любых условиях промысла находи лись в отличном состоянии, чтобы ни в коем случае не терялось про мысловое время из-за их ремонта. Подготовка н промыслу Подготовку к очередному рейсу тов. Петровский начинает еще, нахо дясь в море, на промысле. Он со ставляет заявку на промысловое снабжение, выявляет неисправности в оборудовании траулера, совместно со старшим помощником капитана составляет дефектную ведомость на необходимый ремонт. После прихода в порт тов. Петров-, ский, совместно со старшим помощ ником капитана, сдает заводу меж дурейсового ремонта заказ на ре монт по дефектной ведомости, сам доставляет на предприятие детали и части вооружения, требующие ис правления. Совместно с агентом отдела снаб жения тов. Петровский выясняет, какие из материалов, необходимых судну, имеются на складе. После этого он уточняет заявку, постоянно наблюдая за ходом снабжения трау лера. Промысловое снаряжение, в осо бенности тралы, сети, растительные тросы, сразу же после получения их на судно, убираются на штатные ме ста и укрываются. Во цремя между рейсовых стоянок корабля в порту на траулере постоянно находится либо сам старший мастер по добыче, либо его помощники и на месте опе ративно решают вопросы, касаю щиеся ремонта или снабжения ко рабля промысловым снаряжением. Перед отходом корабля на промы сел тов. Петровский сам проверяет качество ремонта. Он тщательно сле дит за тем, все ли материалы, выпи санные на судно, доставлены. Во время перехода судна в район лова подготовка к промыслу на траулере продолжается. Приводятся в порядок двухрядные мешки, рое- тятся квартропы, перебиваются бо- бинцы грунтропов, готовятся изде лия из стальных тросов, бывших в употреблении. Организация труда на палубе Вместе с капитаном и его стар шим помощником старший мастер по добыче рыбы участвует в распре делении палубной команды по вах там. Расстановка людей на рабочих^ме- стах обеспечивает слаженные дейст вия команды при работе с тралом. В этом случае производственный про цесс идет без излишней суеты и шу ма. При промысле на хороших грун тах на траулере «Слава» переход с трала на трал производится через одни—двое суток, в зависимости от степени износа и общего состояния орудий лова. После перехода на трал другого борта первый трал хорошо растягивается; затем в первую оче редь ремонтируется двухрядный ме шок, а потом места наиболее силь ных повреждений. После этого трал окончательно ремонтируется, тща тельно промеряется и производится посадка сетей. Сети в конусах, около квартроп- ных цепок, где они больше всего из нашиваются, заменяются новыми по средством вставок. Чинить износив шиеся сети в конусах не имеет смысла, так как нагрузка на них в этих местах большая, старые сети часто рвутся, а на починку их тра тится много времени. Такие же вставки из сетей делают ся и в двухрядном мешке, и в ниж ней однорядной пласти, и в особен ности в первой ее провязи. В чинке и проверке тралов принимают уча стие мастера, а если рыбы на палу бе немного, то и матросы. Борьба с аварийностью тралов При работе траулеров в районах моря с тяжелыми, задевистыми грун тами квартропы тралов часто Запа дают и попадают под грунтропы. Вследствие этого уменьшается вер тикальное раскрытие тралов и их уловистость. Кроме того, волочась по грунту под грунтропами, квартропы цепляются за подводные препятст вия, верхняя подбора трала подтяги вается к грунту, сети идут по само му дну и рвутся. Этим, в большин стве случаев, и объясняется боль шая аварийность орудий лова при работе на плохих грунтах. Капитанами траулеров было внесе но много предложений, чтобы избе жать попадания квартропов под грунтропы. Укорачивание квартро пов, предложенное судоводителями, затрудняет спуск и подъем трала и приводит к увеличению времени на эту операцию, что в конечном счете приводит к уменьшению добычи ры бы. Кроме того, это мероприятие не всегда гарантирует от попаданил нх под грунтроп, неизбежно влечет зо собой уменьшение вертикального раскрытия тралов, и, как следствие этого, ухудшает их уловистость. Вследствие всего этого укорачива ние квартропов капитанами трауле ров применяется неохотно и на фло те не привилось. Творческий подход н делу На траулере «Слава», по предло жению старшего мастера по добыче тов. Петровского, был применен про стой, но надежный способ, предохра няющий от попадания квартропов трала под грунтроп. Из парты троса быче траулера «Слава» обеспечива ет судну хорошие уловы и корабль всегда перевыполняет государствен ный план добычи рыбы. Вооружение нимней подборы Важным условием, обеспечиваю щим успех промысла в районах мо ря с плохими и задевистыми грун тами, является правильная набивка грунтропов бобинцами, загрузка их и распределение грунтропных цепок по грунтропам. Для того, чтобы обеспе чить буксировку трала с минималь ным давлением на грунт, тов. Пет ровский уделяет большое внимание правильному оснащению нижней подборы и, в первую очередь, цент рального грунтропа. На каменистых грунтах, по его мнению, лучше всего применять стальные шаровидные бобинцы диа метром 600 миллиметров, так как они легче преодолевают препятствия. Чтобы правильно распределить боль шие шаровые бобинцы по грунтро пам, между ними ставятся мелкие деревянные и резиновые бобинцы диаметром 200 миллиметров. Рези новые бобинцы-прокладки ставятся для того, чтобы они препятствовали скалыванию мелких деревянных бо- бинцев. Чтобы трал хорошо ловил рыбу и при этом мало подверагался поры вам, нужно правильно произвести расстановку грунтропных цепок по грунтропу. На траулере «Слава» грунтропные цепки на центральном грунтропе ставятся через каждые полметра, а на крыловых — через один метр. Для погашения пловучести бобин- цев и придания им нужною веса в воде, по обе стороны 600-миллимет- рового металлического бобинца ста вятся чугунные катушки весом по 16 кг. При раб.оте на плохих грун- В жестянно-баночном цехе Кандалакшского консервного комбината. На снимке: (слева направо): слесарь цеха Е. А. КУЗНЕЦОВА и начальник цеха В. К. СИТНИКОВА. Рыба была, а задание не выполнено «Геркулес» он изготовил гужик дли- _ __ ной 40 см., к которому прикрепил |тах ЧИСЛ(>катушек уменьшается, од- 1нако при этом нужно следить за ши риной светлого пояса, образующего ся на бобинцах от трения о грунт. На плохих грунтах тов. Петров ский вооружает центральный и кры ловые грунтропы 600-миллиметро выми бобинцами, причем на цент ральный грунтроп ставит четыре бо бинца, а на первый крыловой — три и на второй крыловой — два, причем один из них обязательно ста вится головным — первым по ходу трала. Ставя катушки на крыловых грунтропах, он помещает их не впе реди бобинцев, а за ними. В этом случае бобинцы лучше проходят через препятствия. Укрепление футропа до длины, рав ной длине грунтропа, является одним из средств, применяемых тов. Пет ровским для уменьшения попадания в трал камней и губки. Для уменьшения подтирания кут ка трала к нему подвязываются по швам металлические кухтыли по всей длине мешка — от удавного стропа до конца кутка мешка — по 15 штук на каждый шов. Как показал опыт траулера «Сла ва», при работе в окуневых районах и на каменистых задевистых грун тах, стандартная длина кабелей — 40 метров — является излишней. три металлических 200-миллиметро вых кухтыля. Гужик с кухтылями свободно надевается на квартроп в районе между клячевкой и кварт- ропным гужиком на верхней подборе трала. На каждый трал ставится два таких гужика с кухтылями (на но совой и кормовой квартропы). Выва лив трал за борт и пристегнув квартропы к квартропным пряж кам, их выбрасывают за борт вместе со свободно пущенными по ним гужиками с кухтылями, оде- тыдями. Квартроп удерживается на плаву выше верхней подборы кухты лями, одетыми на него, и возмож ность попадания его под бобинцы исключается. Когда судну дадут ход, гужик с кухтылями, вследствие сопротивле ния воды, перемещается вдоль квартропа по направлению к кварт- ропному гужику по верхней подбо ре трала, а во время движения тра ла по грунтропу квартроп не может попасть под грунтроп, так как кух тыли будут вытягивать его и, держа на плаву, не дадут запасть за верх нюю подбору. При подъеме трала гужик с кух тылями свободно скользит по квар- тропу и не мешает его выборке. Последний промысловый рейс траулера «Поллукс» продолжался двадцать трое суток. Покидая порт, экипаж судна обязался перевыпол нить рейсовое задание. По плану мо ржи должны были доставить 155 тонн рыбы, из них 55 тонн свежья, 54 центнера рыбьего жира и 8 ты сяч банок консервов. Недавно корабль, проплавав двад цать трое суток, вернулся на базу, имея на борту всего 141 тонну ры бы, из них только 28 тонн свежья, 26 центнеров рыбьего жира и 5550 банок консервов. Почему же экипаж траулера «Пол лукс» не сдержал своего слова? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, следует внимательно рассмотреть, как проходил рейс. Из порта траулер вышел 23 янва ря, взяв здесь воду, необходимую для того, чтобы ее хватило до дополни тельной бункеровки. Но корабль сут ки простоял в ожидании улучшения погоды в Мурманском порту и почти столько же в Тюва-губе. И несмотря на это, на «Поллуксе» не сочли нуж ным взять дополнительно воду в Тю ва-губе. Впоследствии же пришлось раскаятся в этом, так как запаса воды не хватило даже на тринадцать суток, то есть на обычный рейс. 25 января траулер начал промы сел в Северной части Мурманского мелководья, где поисковый траулер «Сом» обнаружил концентрацию ры бы. Но первые же траления оказались неудачными. Примерно через сутки пришлось сменить район промысла и направиться к основной группе про- евой базе экипаж за промысловые сутки добывал в среднем по 139,7 центнера рыбы вместо 143,5 центне ра по плану. За час траления моряки давали по 10,4 центнера вместо за планированных 11,5 центнера. И командный состав, и мастера по добыче рыбы знали, что однаиз при чин плохого промысла состояла в орудиях лова. Следовало бы внима тельно, всесторонне осмотреть их, а то и вызвать мастера-инструктора. Но этого сделано не было. Когда суд но штормовало, мастера по добыче рыбы значительную часть времени • отдыхали, а замеченные неисправно сти устраняли в большинстве случа ев в часы, когда можно было успеш но промышлять. В первую пятидневку февраля об становка на промысле была благо приятной. Но еще в конце января на «Поллуксе» обнаружили, что вода на исходе. 1 февраля из-за этого приш лось идти под бункеровку, на кото рую с переходами ушло почти четве ро суток. Когда траулер вновь вернулся на место промысла, многие корабли по- црежнему имели хорошие подъемы, но на «Поллуксе» дело опять пошло по-прежнему: то орудия лова на в порядке, то судно шло не по тем глубинам, где держится рыба... Из этого вовсе ,не следует, что эки паж траулера «Поллукс» не спосо бен преодолевать трудности. Наобо рот, коллектив корабля работоспо собный. Замечательно трудятся за сольщики Новиков и Мордаинский, боцман Лебедев, матрос Щербаков, мысловых кораблей, где рыба держа- ВТОР(>® механик Левицкий, ашпи- Вместо гужика из троса «Герку-I лес» можно использовать металличе ские кольца, надежно закрепив на них кухтыли. Причем кольца сколь зят по квартропам еще лучше, чем гужики, свитые из троса «Герку лес». Гужики для продевания кварт ропов (на верхней подборе тралов) делаются из растительного троса и, в случае, если квартроп все же по падает на задев на грунте, то верх няя подбора не рвется, а рвется сам гужик. • Этот прием, предложенный тов. Петровским, необходимо перенять мастерам всех траулеров. Используя все возможности для проверки правильности орудий лова и для содержания их в хорошем со стоянии, коллектив мастеров по до- Их следует делать длиной 20 мет ров. Укороченные кабели меньше пе ретираются, вероятность попадания трала на задев также уменьшается. При работе на задевистых грунтах не следует сильно зажимать тормоза барабанов траловой лебедки. Тормо зить ваера нужно так, чтобы в слу чае задева ваера могли нотравиться. Это поможет избежать потери трала. • * • Использование опыта работы тов. Петровского поможет морякам трало вого флота добиться еще больших ус пехов в увеличении добычи рыбы. В. ПОПОВ. Заместитель начальника про мыслового отдела тралового флота. лась хорошо. В то время, как другие суда имели здесь хорошие подъемы, траулер «Поллукс» находился в пролове. Тогда решено было проверить пра вый трал, которым судно в то время работало. Оказался перекос. Перешлн на левый трал. Но и при пользова нии этим тралом результаты не улучшались. Рассказывая о причинах плохой работы траулера в рейсе, капитан траулера тов. Рейзес говорит: — Мы очень долго штормовали... Такое заявление покажется очень странным, стоит только ознако миться с документами, представлен ными тем же тов. Ре#зесом в управ ление флота. А из них видно, что штормовало судно не более семидеся ти часов. Следовательно, причина пполова состояла в другом — в пло хой организации промысла. Доста точно сказать, что цри богатой сырь- нист Топчегречко, кочегар Ковалев ■ другие. Хорошо работает машинная коман да. В рейсе она своими силами устра нила два серьезных повреждения, каждое из которых могло повлечь за собой досрочное прекращение про мысла. Однако самоотверженный тру* передовиков, стремящихся преодолеть трудности, не принес ожидаемых результатов. Причины этого заклю чаются в плохой организации труда на корабле, в неумении капитана и штурманов держаться на рыбе, в не удовлетворительной работе мастеров по добыче рыбы, которые не следят за орудиями лова, и в отсутствии необходимой инициативы у капитана тов. Рейзеса. Результатом всего это го и явилось невыполнение экипа жем не только принятого обязатель ства, но и рейсового задания. С. К 0Р0ТК 03 С и л а м и э к и п а ж е й Многие экипажи судов колхоз- «Параллель», «Востчж», «Солнце- ного флота, стремясь к свое временному выходу в море на промысел рыбы, сами производят ремонт кораблей. За последнее время шипджи кшшодых судов во», «Илия» и «Мороз» Полярной моторно-рыболовецкой станции про извели ремонт яа этих судах своими силами.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz