Рыбный Мурман. 1955 г. Март.

№ 37 (277), 27 марта 1955 г. РЫБНЫЙ м у р м а н 3 СТАРЕЙШИЙ РАБОТНИК РЫБНОГО МУРМАНА Заместителю начальника промысловой разведни Главмурманрыбпрома товарищу НОПЫТОВУ Степану Дмитриевичу Министерство рыбной промышленности СССР поздравляет Вас, Степан Дмитриевич, с тридцатипятилетием работы в рыб­ ной промышленности и отмечает Ваши большие заслуги в ор­ ганизации отечественного тралостроения, в развитии тралово­ го промысла и в освоении новых промысловых районов. В ознаменование 35-летней работы в рыбной промышлен­ ности награждаю Вас Почетной грамотой Министерства и именными часами. Желаю Вам доброго здоровья и многих лет плодотворной работы на благо нашей Родины. А. ИШКОВ. Министр рыбной промышленности СССР. Дру г и ооветчин Со Степаном Дмитриевичем Ко- пытовым я близко познакомился в 1938 году. Будучи капитаном трау­ лера «Комсомолец», он в то время временно исполнял обязанности флагмана поисковых судов. И с тех пор в лице Степана Дмитриевича я вижу лучшего советчика и друга. На (Протяжении всех этих семнад­ цати лет я, как и многие другие ка­ питаны тралового флота, всегда об­ ращались и обращаемся за помощью и советом к Степану Дмитриевичу и обязательно получаем поддержку, от­ веты на все волнующие нас вопросы. С. Д. Копытов постоянно следит за работой молодых капитанов-развед- чиков и всегда помогает их росту. Очень многим обязаны ему капита­ ны тралового флота тт. Сухопяткин,; Иванов, начальник управления сель­ дяного флота тов. Гунин и другие. За годы своей плодотворной дея­ тельности в траловом флоте и про­ мысловой разведке Степан Дмитрие­ вич накопил богатый опыт. Но он не держит его никогда под спудом, а охотно передает молодежи. Обычно, когда у капитанов возникают какие- нибудь сомнения, а в работе появ­ ляются неполадки, то они в первую очередь идут к Степану Дмитриеви­ чу, чтобы отвести с ним душу. И Степан Дмитриевич всегда чутко от­ носится к каждому, кто приходит к нему за поддержкой и советом, про­ являет большую отзывчивость. С. Д. Копытова отличают чест­ ность, правдивость, непримиримость к недостаткам. Он не любит неис­ кренности в отношениях между ра­ ботниками, недобросовестного отно­ шения к порученному делу. Тем, кто халатно относится к работе, Степан Дмитриевич всегда делает замечания, критикует, предостерегает от круп­ ных ошибок. Степан Дмитриевич Копытов отдал много сил развитию тралового лова в нашем бассейне, воспитанию кадров промысловиков и поисковиков. За это его — горячего патриота нашей Родины — любят и уважают все ра­ ботники предприятий нашего бас­ сейна. М. ЕПАРИН. Заместитель начальника тра­ лового флота. ' Заместитель начальника промысловой разведки Главмурманрыбпрома тов. С. Д. КОПЫТОВ (справа) и старший инженер промысловой разведки Г. С. ПОПОВ у карты промысловых райо­ нов Баренцова моря. ‘ Фото Б. Алексеева. --------------- * ★ * ------------------ Большая жизнь Неутомимый исследователь С первого дня основания трало­ вого промысла Степан Дмитриевич Копытов начал работать в рыбной промышленности Севера. Являясь опытным добытчиком, С. Д. Копытов проявил себя и как неутомимый ис­ следователь Баренцова моря. Основ­ ное внимание в своей работе он уде­ лял поискам концентраций рыбы, изучению путей ее миграции и мест, пригодных для промысла. Он хорошо изучил Канинский район, где брал всегда хорошие уловы, почти не до­ пуская повреждений трала. Работая ряд лет капитаном по­ искового траулера «Комсомолец», С. Д. Копытов многое сделал по об­ наружению и освоению новых, райо­ нов промысла. Сейчас, являясь заме­ стителем начальника промысловой разведки Главка, он продолжает изу­ чение Баренцова моря, неустанно следит за путями миграций рыбы. Работа, которую вел и ведет Сте­ пан Дмитриевич Копытов по иссле­ дованию рыбных запасов северных морей, весьма плодотворна. Она спо­ собствует успешному выполнению моряками тралового флота государст­ венных планов и заданий по вылову рыбы. Ф. МИХОВ. Инженер промыслового от­ дела тралового флота. Сердечное спасибо В 1930 году мы пришли работать в траловый флот. Были в то время вторыми помощниками капитана. Опыт промысловой работы у нас от­ сутствовал, как обращаться с тралом — мы знали плохо. Большую помощь нам, молодым судоводителям, оказывал Степан Дмитриевич Копытов. Из бесед с ним мы узнали, как работать с орудиями лова, где расположены районы про­ мысла с хорошими грунтами, каковы движения рыбы и течения в Барен­ цевом море. С тех пор прошло много лет. Но и сейчас, когда в этом возникает необ­ ходимость, мы обращаемся за сове­ тами к Степану Дмитриевичу. И не было такого случая, чтобы он не оказал нам помощи. Хочется от всего сердца поблаго­ дарить Степана Дмитриевича Копы­ това за его чуткое и заботливое от­ ношение к молодежи, за постоянную помощь и поддержку, за все то, что сделано им за 35 лет работы на Се­ вере для развития тралового про­ мысла. Мы желаем ему долгих лет здо­ ровья и плодотворной работы на бла­ го любимой Родины. Г. ФОРОЩУК, В. ВОЛОВ — капитаны-наставники. С. СУХОПЯТКИН, М. СО­ КОЛОВ — капитаны кораб­ лей тралового флота. Воспитатель судоводителей 35 лет работает в рыбной про­ мышленности Мурмана Степан Дмит­ риевич Копытов. Весь свой богатый практический опыт, большие знания С. Д. Копы­ тов отдал развитию тралового про­ мысла. Многое сделал он по органи­ зации промысловой разведки. Сте­ пан Дмитриевич Копытов воспитал целое поколение капитанов и штур­ манов, которые сейчас отдают все свои силы делу увеличения вылова рыбы. Желаю ветерану труда, старейше­ му работнику рыбной промышленно­ сти Мурмана С. Д. Копытову добро­ го здоровья и многих лет жизни на благо нашей страны. И. ЛОБАНОВ. Капитан траулера «Киев». Баренцово море. (По радио). Март в памятном для Степана ( Дмитриевича Копытова 1920 году , был суровым: стояли лютые мо­ розы, дул холодный порывистый ветер. Но на душе у Степана Дмитриевича, как и у всех его то­ варищей по небольшому рыболов­ ному траулеру «Треска», было тепло и радостно. Сюда, в стано­ вище Порчниха, где зимовало несколько кораблей, пришла вол­ нующая весть — над Мурманском и Архангельском снова реет крас­ ное знамя. Новая жизнь начиналась для Степана Дмитриевича, для всех поморов. Кануло в прошлое то вре­ мя, когда приходилось гнуть спи­ ну перед хозяевами, работать за небольшую оплату на их кораб­ лях, выслушивать оскорбления и получать зуботычины. А ведь бы­ ло именно так... Копытову не стук­ нуло и двенадцати лет, а он уже пошел плавать на парусник. С тру­ дом удалось ему окончить двух­ летнюю мореходную школу. Не­ мало пришлось перенести испы­ таний, прежде чем стать штурма­ ном. И все это время плавал на парусниках, водил корабли, кото­ рые принадлежали судовладель­ цам. Теперь же, когда на Севере прочно и навсегда утвердилась Советская власть, Копытов и его товарищи решили до конца отдать все свои силы и знания развитию тралового лова, промышлять мно­ го рыбы для своего народа. Нуж­ но было как можно скорее поки­ нуть становище, вернуться в Ар­ хангельск. пополнить запасы и выйти в море, на промысел. Но сделать это было не так легко. За­ пасы топлива — на исходе, угля так мало, что нельзя было дви­ нуться дальше Иоканьги. Но пио­ неров тралового лова это не могло запугать. Они узнали, что у бере­ гов затонул иностранный корабль, в бункерах которого много топли­ ва. Немало пришлось приложить усилий, чтобы достать уголь из полузатопленного судна. Копытов и его товарищи преодолели труд­ ности. Первые корабли советского тралового флота вернулись на свою базу, чтобы снова выйти на промысел. Нелегко было осваивать трало­ вый лов. От помощи иностранных инструкторов отказались. Учились сами на своих ошибках. Так по­ стигал траловое дело и Степан Дмитриевич. Трудности встреча­ лись на каждом шагу. Много хло­ пот доставило отсутствие топлива. Моряки отправлялись на поиски угля, находили его в старых, по­ ставленных на прикол пароходах, ценой неимоверных усилий достав­ ляли на свои траулеры. Пошли разговоры о том, что не следует развивать траловый промысел, а надо, как и прежде, привозить ры­ бу из-за границы. Копытов был в числе тех, кто резко выступал против этих по­ рочных взглядов. Он являлся го­ рячим поборником развития тра­ лового лова на Севере, освоения новых районов промысла. И выходил Степан Дмитриевич Копытов сначала на «Треске», а потом на таком же небольшом траулере — «Камбала» на мор­ ские просторы. Корабли держали путь на Мурманское мелководье. Шли годы, и первые капитаны- промысловики открывали новые районы лова. В 1925 году Степан Дмитриевич впервые стал облав­ ливать «рыбную банку» на север­ ном склоне Центрального района Баренцова моря. Исследования новых мест промысла Копытов сочетал с повышением уловов, с передачей своего богатого опыта молодежи. Рос траловый фдот. Он стал по­ полняться за счет кораблей, по­ строенных советскими судострои­ телями, на наших верфях. Хоро­ шие суда приходили на Север из Ленинграда. И в этом была нема­ лая заслуга капитана Копытова. Пять лет наблюдал он за строи­ тельством отечественных трауле­ ров. Давал ценные советы работ­ никам верфи, подсказывал им, как лучше оборудовать корабль, чтобы он успешнее работал на про­ мысле. Были среди моряков и такие люди, которые с недоверием отно­ сились к судам отечественной по­ стройки, считали, что на этих ко­ раблях нельзя добиться высоких уловов. Разбить такое неправиль­ ное мнение было необходимо, и за это взялся Степан Дмитриевич Копытов. В 1935 году он привел из Ленинграда траулер «Димит­ ров» и остался плавать на нем. Меньше года промышляло судно, но результаты были высокими. В следующем, 1936 году, моряки корабля под руководством Копы­ това государственный план выпол­ нили к 11 нюня, а к концу декаб­ ря на их счету было 40 тысяч центнеров рыбы. Все увидели, что наши «отцы», как назвали траулеры отечественной построй­ ки, могут ловить не хуже, чем иностранные корабли. Забота об исследовании нрвых районов промысла не покидала Копытова и в то время, когда он плавал на траулере «Димитров». Но ему хотелось перейти на по­ исковое судно. Около двух лет бо­ роздил он. на разведчике — трау­ лере «Комсомолец» — Баренцово Море, обеспечивая промысловиков богатой сырьевой базой. И вот на­ ступил день, который Степану Дмитриевичу никогда не забыть. День прощания с кораблем. Врачи запретили ему, отдавшему морю 40 лет, плавать на судах. Грустно и тоскливо было на сердце старо­ го капитана. Но он не пал духом. Степан Дмитриевич перешел на работу в промысловую разведку, чтобы отдать себя целиком новому делу, чтобы передавать свой опыт капитанам поисковых судов, про­ должать — теперь уже на основе их данных — изучение районов промысла. Изучая рельеф дна южнее Мед- вежинской банки и направление и силу струй теплого течения, Ко­ пытов пришел к выводу, что таа* должны быть концентрации рыбы. Кое-кто сомневался в предположе­ ниях старого капитана. Но уже в 1952 году поисковые траулеры действительно обнаружили здесь морского окуня. — Там, где есть тонна, будет и десять тонн, — убежденно гово­ рил Копытов, настаивая на про­ должении поисковых работ в этом районе. И мощные косяки морско­ го окуня скоро были обнаружен ны. Теперь в этом районе ежегод­ но ведется массовый облов ценной рыбы. На картах он носит назва­ ние Копытовской банки. В этом признание больших заслуг Степа­ на Дмитриевича в открытии но­ вого места промысла. ...У рабочего стола Копытова всегда оживленно. Сюда все вре­ мя приходят капитаны, чтобы по­ лучить консультацию, услышать дельный совет. Нет ни одного по­ исковика, который бы не зашел к. Степану Дмитриевичу перед тем, как отправиться в рейс. Степану Дмитриевичу пошел шестьдесят девятый год. Прожита большая жизнь. Но старейший ра­ ботник рыбной промышленности Мурмана, отдавший траловому промыслу 35 лет, чувствует себя молодым. С гордостью он смотрит на могучий траловый флот, разви­ тию которого отдал много сил и энергии, и хочется Степану Дмит- ревичу еще много сделать для то- гр, чтобы и дальше рос рыбный Мурман, чтобы моряки нашего бассейна давали больше рыбы стране. Е. БРОИДО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz