Рыбный Мурман. 1955 г. Март.
№ 37 (277), 27 марта 1955 г. РЫБНЫЙ м у р м а н 3 СТАРЕЙШИЙ РАБОТНИК РЫБНОГО МУРМАНА Заместителю начальника промысловой разведни Главмурманрыбпрома товарищу НОПЫТОВУ Степану Дмитриевичу Министерство рыбной промышленности СССР поздравляет Вас, Степан Дмитриевич, с тридцатипятилетием работы в рыб ной промышленности и отмечает Ваши большие заслуги в ор ганизации отечественного тралостроения, в развитии тралово го промысла и в освоении новых промысловых районов. В ознаменование 35-летней работы в рыбной промышлен ности награждаю Вас Почетной грамотой Министерства и именными часами. Желаю Вам доброго здоровья и многих лет плодотворной работы на благо нашей Родины. А. ИШКОВ. Министр рыбной промышленности СССР. Дру г и ооветчин Со Степаном Дмитриевичем Ко- пытовым я близко познакомился в 1938 году. Будучи капитаном трау лера «Комсомолец», он в то время временно исполнял обязанности флагмана поисковых судов. И с тех пор в лице Степана Дмитриевича я вижу лучшего советчика и друга. На (Протяжении всех этих семнад цати лет я, как и многие другие ка питаны тралового флота, всегда об ращались и обращаемся за помощью и советом к Степану Дмитриевичу и обязательно получаем поддержку, от веты на все волнующие нас вопросы. С. Д. Копытов постоянно следит за работой молодых капитанов-развед- чиков и всегда помогает их росту. Очень многим обязаны ему капита ны тралового флота тт. Сухопяткин,; Иванов, начальник управления сель дяного флота тов. Гунин и другие. За годы своей плодотворной дея тельности в траловом флоте и про мысловой разведке Степан Дмитрие вич накопил богатый опыт. Но он не держит его никогда под спудом, а охотно передает молодежи. Обычно, когда у капитанов возникают какие- нибудь сомнения, а в работе появ ляются неполадки, то они в первую очередь идут к Степану Дмитриеви чу, чтобы отвести с ним душу. И Степан Дмитриевич всегда чутко от носится к каждому, кто приходит к нему за поддержкой и советом, про являет большую отзывчивость. С. Д. Копытова отличают чест ность, правдивость, непримиримость к недостаткам. Он не любит неис кренности в отношениях между ра ботниками, недобросовестного отно шения к порученному делу. Тем, кто халатно относится к работе, Степан Дмитриевич всегда делает замечания, критикует, предостерегает от круп ных ошибок. Степан Дмитриевич Копытов отдал много сил развитию тралового лова в нашем бассейне, воспитанию кадров промысловиков и поисковиков. За это его — горячего патриота нашей Родины — любят и уважают все ра ботники предприятий нашего бас сейна. М. ЕПАРИН. Заместитель начальника тра лового флота. ' Заместитель начальника промысловой разведки Главмурманрыбпрома тов. С. Д. КОПЫТОВ (справа) и старший инженер промысловой разведки Г. С. ПОПОВ у карты промысловых райо нов Баренцова моря. ‘ Фото Б. Алексеева. --------------- * ★ * ------------------ Большая жизнь Неутомимый исследователь С первого дня основания трало вого промысла Степан Дмитриевич Копытов начал работать в рыбной промышленности Севера. Являясь опытным добытчиком, С. Д. Копытов проявил себя и как неутомимый ис следователь Баренцова моря. Основ ное внимание в своей работе он уде лял поискам концентраций рыбы, изучению путей ее миграции и мест, пригодных для промысла. Он хорошо изучил Канинский район, где брал всегда хорошие уловы, почти не до пуская повреждений трала. Работая ряд лет капитаном по искового траулера «Комсомолец», С. Д. Копытов многое сделал по об наружению и освоению новых, райо нов промысла. Сейчас, являясь заме стителем начальника промысловой разведки Главка, он продолжает изу чение Баренцова моря, неустанно следит за путями миграций рыбы. Работа, которую вел и ведет Сте пан Дмитриевич Копытов по иссле дованию рыбных запасов северных морей, весьма плодотворна. Она спо собствует успешному выполнению моряками тралового флота государст венных планов и заданий по вылову рыбы. Ф. МИХОВ. Инженер промыслового от дела тралового флота. Сердечное спасибо В 1930 году мы пришли работать в траловый флот. Были в то время вторыми помощниками капитана. Опыт промысловой работы у нас от сутствовал, как обращаться с тралом — мы знали плохо. Большую помощь нам, молодым судоводителям, оказывал Степан Дмитриевич Копытов. Из бесед с ним мы узнали, как работать с орудиями лова, где расположены районы про мысла с хорошими грунтами, каковы движения рыбы и течения в Барен цевом море. С тех пор прошло много лет. Но и сейчас, когда в этом возникает необ ходимость, мы обращаемся за сове тами к Степану Дмитриевичу. И не было такого случая, чтобы он не оказал нам помощи. Хочется от всего сердца поблаго дарить Степана Дмитриевича Копы това за его чуткое и заботливое от ношение к молодежи, за постоянную помощь и поддержку, за все то, что сделано им за 35 лет работы на Се вере для развития тралового про мысла. Мы желаем ему долгих лет здо ровья и плодотворной работы на бла го любимой Родины. Г. ФОРОЩУК, В. ВОЛОВ — капитаны-наставники. С. СУХОПЯТКИН, М. СО КОЛОВ — капитаны кораб лей тралового флота. Воспитатель судоводителей 35 лет работает в рыбной про мышленности Мурмана Степан Дмит риевич Копытов. Весь свой богатый практический опыт, большие знания С. Д. Копы тов отдал развитию тралового про мысла. Многое сделал он по органи зации промысловой разведки. Сте пан Дмитриевич Копытов воспитал целое поколение капитанов и штур манов, которые сейчас отдают все свои силы делу увеличения вылова рыбы. Желаю ветерану труда, старейше му работнику рыбной промышленно сти Мурмана С. Д. Копытову добро го здоровья и многих лет жизни на благо нашей страны. И. ЛОБАНОВ. Капитан траулера «Киев». Баренцово море. (По радио). Март в памятном для Степана ( Дмитриевича Копытова 1920 году , был суровым: стояли лютые мо розы, дул холодный порывистый ветер. Но на душе у Степана Дмитриевича, как и у всех его то варищей по небольшому рыболов ному траулеру «Треска», было тепло и радостно. Сюда, в стано вище Порчниха, где зимовало несколько кораблей, пришла вол нующая весть — над Мурманском и Архангельском снова реет крас ное знамя. Новая жизнь начиналась для Степана Дмитриевича, для всех поморов. Кануло в прошлое то вре мя, когда приходилось гнуть спи ну перед хозяевами, работать за небольшую оплату на их кораб лях, выслушивать оскорбления и получать зуботычины. А ведь бы ло именно так... Копытову не стук нуло и двенадцати лет, а он уже пошел плавать на парусник. С тру дом удалось ему окончить двух летнюю мореходную школу. Не мало пришлось перенести испы таний, прежде чем стать штурма ном. И все это время плавал на парусниках, водил корабли, кото рые принадлежали судовладель цам. Теперь же, когда на Севере прочно и навсегда утвердилась Советская власть, Копытов и его товарищи решили до конца отдать все свои силы и знания развитию тралового лова, промышлять мно го рыбы для своего народа. Нуж но было как можно скорее поки нуть становище, вернуться в Ар хангельск. пополнить запасы и выйти в море, на промысел. Но сделать это было не так легко. За пасы топлива — на исходе, угля так мало, что нельзя было дви нуться дальше Иоканьги. Но пио неров тралового лова это не могло запугать. Они узнали, что у бере гов затонул иностранный корабль, в бункерах которого много топли ва. Немало пришлось приложить усилий, чтобы достать уголь из полузатопленного судна. Копытов и его товарищи преодолели труд ности. Первые корабли советского тралового флота вернулись на свою базу, чтобы снова выйти на промысел. Нелегко было осваивать трало вый лов. От помощи иностранных инструкторов отказались. Учились сами на своих ошибках. Так по стигал траловое дело и Степан Дмитриевич. Трудности встреча лись на каждом шагу. Много хло пот доставило отсутствие топлива. Моряки отправлялись на поиски угля, находили его в старых, по ставленных на прикол пароходах, ценой неимоверных усилий достав ляли на свои траулеры. Пошли разговоры о том, что не следует развивать траловый промысел, а надо, как и прежде, привозить ры бу из-за границы. Копытов был в числе тех, кто резко выступал против этих по рочных взглядов. Он являлся го рячим поборником развития тра лового лова на Севере, освоения новых районов промысла. И выходил Степан Дмитриевич Копытов сначала на «Треске», а потом на таком же небольшом траулере — «Камбала» на мор ские просторы. Корабли держали путь на Мурманское мелководье. Шли годы, и первые капитаны- промысловики открывали новые районы лова. В 1925 году Степан Дмитриевич впервые стал облав ливать «рыбную банку» на север ном склоне Центрального района Баренцова моря. Исследования новых мест промысла Копытов сочетал с повышением уловов, с передачей своего богатого опыта молодежи. Рос траловый фдот. Он стал по полняться за счет кораблей, по строенных советскими судострои телями, на наших верфях. Хоро шие суда приходили на Север из Ленинграда. И в этом была нема лая заслуга капитана Копытова. Пять лет наблюдал он за строи тельством отечественных трауле ров. Давал ценные советы работ никам верфи, подсказывал им, как лучше оборудовать корабль, чтобы он успешнее работал на про мысле. Были среди моряков и такие люди, которые с недоверием отно сились к судам отечественной по стройки, считали, что на этих ко раблях нельзя добиться высоких уловов. Разбить такое неправиль ное мнение было необходимо, и за это взялся Степан Дмитриевич Копытов. В 1935 году он привел из Ленинграда траулер «Димит ров» и остался плавать на нем. Меньше года промышляло судно, но результаты были высокими. В следующем, 1936 году, моряки корабля под руководством Копы това государственный план выпол нили к 11 нюня, а к концу декаб ря на их счету было 40 тысяч центнеров рыбы. Все увидели, что наши «отцы», как назвали траулеры отечественной построй ки, могут ловить не хуже, чем иностранные корабли. Забота об исследовании нрвых районов промысла не покидала Копытова и в то время, когда он плавал на траулере «Димитров». Но ему хотелось перейти на по исковое судно. Около двух лет бо роздил он. на разведчике — трау лере «Комсомолец» — Баренцово Море, обеспечивая промысловиков богатой сырьевой базой. И вот на ступил день, который Степану Дмитриевичу никогда не забыть. День прощания с кораблем. Врачи запретили ему, отдавшему морю 40 лет, плавать на судах. Грустно и тоскливо было на сердце старо го капитана. Но он не пал духом. Степан Дмитриевич перешел на работу в промысловую разведку, чтобы отдать себя целиком новому делу, чтобы передавать свой опыт капитанам поисковых судов, про должать — теперь уже на основе их данных — изучение районов промысла. Изучая рельеф дна южнее Мед- вежинской банки и направление и силу струй теплого течения, Ко пытов пришел к выводу, что таа* должны быть концентрации рыбы. Кое-кто сомневался в предположе ниях старого капитана. Но уже в 1952 году поисковые траулеры действительно обнаружили здесь морского окуня. — Там, где есть тонна, будет и десять тонн, — убежденно гово рил Копытов, настаивая на про должении поисковых работ в этом районе. И мощные косяки морско го окуня скоро были обнаружен ны. Теперь в этом районе ежегод но ведется массовый облов ценной рыбы. На картах он носит назва ние Копытовской банки. В этом признание больших заслуг Степа на Дмитриевича в открытии но вого места промысла. ...У рабочего стола Копытова всегда оживленно. Сюда все вре мя приходят капитаны, чтобы по лучить консультацию, услышать дельный совет. Нет ни одного по исковика, который бы не зашел к. Степану Дмитриевичу перед тем, как отправиться в рейс. Степану Дмитриевичу пошел шестьдесят девятый год. Прожита большая жизнь. Но старейший ра ботник рыбной промышленности Мурмана, отдавший траловому промыслу 35 лет, чувствует себя молодым. С гордостью он смотрит на могучий траловый флот, разви тию которого отдал много сил и энергии, и хочется Степану Дмит- ревичу еще много сделать для то- гр, чтобы и дальше рос рыбный Мурман, чтобы моряки нашего бассейна давали больше рыбы стране. Е. БРОИДО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz