Рыбный Мурман. 1955 г. Март.

'•X\vX.v‘ На промысле. Фотоэтюд Б. Алексеева. ДОБЫЧАРЫБЫ Сводка на 21 марта 1955 года. а " * о 5 йS я Я о № Ф g ej Я ЯОя ОЯЦ® А С о в С С U с я « а. _ О аи Н Я о Я Я Я W&>? «3 я я о; в о R ь- 3 w Г] з С Z с Траловый флот 16,5 77,8 Сельдяной флот 14,1 58,6 База активного лова 4,1 7,6 Колхозы 2,6 26,8 * * * Широко развернувшееся пред­ майское социалистическое сорев­ нование дало свои богатые плоды. Добыча рыбы в четвертой пяти­ дневке марта шла на более "высо­ ком уровне, чем в третьей. Благо­ даря этому задание второй декады марта по Мурманской области зна­ чительно перевыполнено. Вслед за моряками сельдяного флота к 12 часам 22 марта завершили квар­ тальный план и промысловики тралового флота. Для закрепления достигнутого уровня добычи рыбы траловому флоту необходимо не снижать на­ личия траулеров на лову ,, число .которых сейчас превышает плано­ вый норматив. Для этого нужно, -чтобы корабли не задерживались в -порту ни одной лишней минуты, чтобы безремонтные стоянки полу­ чили самое широкое распростране­ ние, чтобы рыбный порт, рыбоком­ бинат и судоремонтный завод об­ служивали промысловые корабли исключительно быстро и четко. ~ Подавляющее число экипажей траулеров, соревнуясь за достой­ ную встречу международного праздника трудящихся 1 Мая, уже завершили квартальную программ му добычи рыбы и теперь промыш­ ляют в счет плана второго квар­ тала. Однако не все резервы исполь­ зованы. Есть корабли, которые ло­ вят рыбы вдвое и втрое меньше, чем передовые суда. Улучшив несколько свою рабо­ ту, моряки сельдяного флота реа­ лизовали задание четвертой пяти­ дневки на 126,6 процента и этим -обеспечили перевыполнение декад­ ного задания. Но в целом сельдя­ ной флот задолжал в марте 3.275 центнеров. Это результат не толь­ ко штормов в Северной Атланти­ ке, но и отсутствия на лову плано­ вого числа судов. Неудовлетворительное положе­ ние на прибержном промысле. Ба­ за активного лова должна была к 15 марта иметь на лову 18 судов, а промышляло только два судна. Остальные задерживаются в ре­ монте. В частности, у причетов Абраммысских мастерских про­ стаивают «Риф», «Кола», «Ази­ мут» и другие корабли. Неудиви­ тельно, что, несмотря на обильные подходы косяков мойвы, месячное задание реализовано только на 7,6 процента. Несколько лучше положение на колхозном лову. Но здесь добыча рыбы сдерживается чрезвычайно плохой организацией приемки мойвы от рыбаков. Б О А ЬШ Ё О К У Н Я С О В Е Т С К И М П О Т Р Е Б И Т Е Л Я М ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ВЫЛОВА ОКУНЯ В конце марта и первой поло-| вине апреля начинается обычно; интенсивный промысел морского окуня. Из опыта предыдущих лет различают два вида промысла этой ценной рыбы: крупного (золо­ тистого) окуня в районе Норвеж­ ского жолоба и на банках юго-за­ падной части Баренцова моря и, начавшийся всего три года тому назад, обильный лов окуня (клю- вача) во вновь открытом Копытов­ ском районе. За последние три—четыре года уловы золотистого окуня резко снизились. Поисковые суда не об­ наруживают стойких его концен­ траций в тех районах и квадратах, в которых привыкли его находить. Неправильно было бы утверждать, что он вообще не приходит в Ба- реицово море или вовсе ушел из него: он наблюдается и на Деми­ довской банке и в прилове (вместе с треской и пикшей) в централь­ ных и прибрежных районах. Уже три года назад работа по­ исковых судов на Демидовской банке показывала на значительные изменения в поведении окуня. Эти изменения заключались, главным образом, в том, что окунь не стал долго держаться на одних и тех же местах, не обеспечивал надеж­ ной сырьевой базы, хотя отдель­ ные уловы его и отдельные суточ­ ные выловы были очень обильны­ ми. Попрежнему поисковики в по­ исках окуня ходят старыми прото­ ренными дорогами (от Варде до Нордкапа, от Нордкапа на банку Чернова, а оттуда на восток). Рас­ ширить же поисковую работу, спе­ циально направить ее на то, чтобы проследить за миграциями золоти­ стого окуня (и вообще за окунем) не удается. Даже запланированные рейсы по освоению новых районов и расширению промысловых воз­ можностей в старых районах не всегда возможно осуществить, так как разведка едва успевает спра­ виться с повседневными задания­ ми по обслуживанию промыслово­ го флота. Вопросы специальной «окуне­ вой» разведки и специальных круглогодичных исследований, не­ обходимых для того, чтобы иметь более полное и точное представле­ ние об окуне и его биологии, об­ суждались.уже много раз, но... все остается попрежнему. И если окунь вдруг перестанет подходить в Копытовский район, то мы не бу­ дем знать, в каких местах Барен­ цова, Норвежского или Гренланд­ ского морей можно вести окуне­ вый промысел. Вопрос этот требует коренного решения так же, как и вообще все вопросы, касающиеся более или менее «отдаленных» перспектив промысла, тем более, что в объеме промысловой разведки Главмур- манрыбпрома он может быть ре­ шен быстро. Надо только не отры­ вать суда промразведки от выпол­ нения ими прямых функций и дать им возможность работать плано­ мерно. В текущем году, принимая во внимание очень сильный прогрев струй Нордкапского течения в пе­ риод минувшего гидрологического лета и резкое похолодание всех восточных районов моря, наблю­ даемое уже с начала марта, можно предполагать, что крупный окунь, находящийся в разреженном со­ стоянии в восточных районах, бу­ дет вытеснен холодной водой на свои обычные места. Следователь­ но, разведка этой рыбы уже те­ перь должна быть усилена. Что же касается окуня-клювача, то с начала апреля можно ожидать начала его промысла на Копы­ товской банке. Поисковые трауле­ ры уже наблюдали первые при­ знаки его накапливания в квадра­ тах, в которых обычно протекал особенно обильный промысел. Кроме того, в нынешнем году су­ дам промысловой разведки уда­ лось расширить наблюдения за пу­ тями подхода окуня-клювача в этот район и данные этих наблю­ дений позволят уточнить разведку и улучшить обслуживание промыс­ ловых судов. Следовательно, как только нач­ нется сам промысел окуня-клюва­ ча, перед нами* во весь рост вста­ нут те же самые трудности, кото­ рые сопутствовали этому промыс­ лу и в прошлые годы. В 1954 го­ ду поисковые траулеры закрепи­ лись на хороших уловах с 5—6 апреля. Несмотря на неблагопри­ ятную погоду, поисковый траулер «Салют» с 9 по 17 апреля добыл 1692 центнера окуня, имея улов по 20,8 центнера на час траления. Траулер «Слава» за пять дней — с 13 по 18 апреля выловил и до­ ставил в порт в круглом (непоро- том) виде 170 тонн окуня. Промысловые суда начали под­ ходить на облов окуня только с 19 апреля. Уже в эти дни трауле­ ры, при условии, если они брали рыбу в трюмы в круглом виде или без передачи ее на плавбазы, мог­ ли брать по 50—60 тонн в сутки, причем надо считать, что и это не предельная цифра. В течение всего мая сырьевая база оставалась неизменно хоро­ шей. Например, поисковый трау­ лер «Сом» за десять дней (с 17 по 27 мая) выловил 3942 центнера окуня (йо 36,4 центнера на час траления). Снижение уловов в этом районе было отмечено только в начале июня. Таким образом, сезон окуневого промысла продолжался здесь около двух месяцев. Несмотря на различные неполад­ ки, добыча окуня за полтора меся­ ца составила по флоту 252 тысячи центнеров. При этом следует пом­ нить, что промысел окуня велся только в период особо больших уловов, которые не всегда способ­ ствуют увеличению общего вылова. Слишком большие уловы создают . значительные затруднения при их обработке, увеличивают число ава­ рий с орудиями лова (лопаются ;мешки), а умеренный улов остав­ ляет больше времени на его обра­ ботку, сохраняет качество рыбы и орудия лова. Лучшего качества окунь полу­ чается при обработке его на реф­ рижераторе, но их маломощность не может удовлетворить добываю­ щие суда. Поводимому, следуете прибегать к комбинированным рей­ сам и, главным образом, к скорости ным свежьевым. Они могут ока­ заться особо полезными и рента­ бельными в период с наиболее вы­ сокими уловами. Совершенно очевидно, что пла­ нирование добычи окуня и промы­ сел его (так же как и поиск) долж­ ны предусматривать соответствую­ щее планирование выработки суб­ продуктов для судов, направляе­ мых на облов окуня, оплату их экипажей и учитывать разницу в коэфициенте для перевода рыбы полуфабриката в сырец, так как для окуня он намного ниже, чем для тресковых рыб. Поэтому трау­ леры, доставляющие в порт одина­ ковое количество тонн товарной продукции, окажутся в неодинако­ вом положении в отношении вы­ полнения плана добычи рыбы в сырце. Тот, кто привез менее цен­ ную рыбу, например, соленую трес­ ку, оказывается в более выгодном положении, чем тот, кто доставил! более ценный продукт (свежего морского окуня). Начало промысла этой • ценной рыбы не должно застать врасплох промысловые суда. Усиление раз­ ведки крупного окуня и расшире­ ние района работы с тем, чтобы проследить пути его отхода и на­ капливания в местах откорма, даст возможность продлить сроки оку­ невого промысла и сделать его бо­ лее ритмичным. Г. ЦОПОВ. Старший инженер промы­ словой разведки Главмур- манрыбпрома. Полностью использовать холодильные мощности В ближайшее время на Мурман­ ский рыбокомбинат начнет посту­ пать много свежего окуня. Основ­ ная тяжесть его обработки ляжет на холодильный завод, коллектив ко­ торого должен привести в действие все резервы предприятия, полно­ стью использовать холодильную мощность,- правильно организовать труд. Однако такой подготовки на заводе (директор тов. Иудин, глав­ ный инженер тов. Глущенко) пока еще не видно. При полном использовании всей холодильной мощности предприя­ тие может выпускать 350—360 тонн только мороженой рыбопро­ дукции в сутки. Однако, даже сей­ час, когда траулеры еще не пол­ ностью загружают завод свежей рыбой, здесь не справляются с ее обработкой. В среднем каждые сутки коллектив выпускает 200 — 230 тонн мороженой продукции. Это приводит к тому, что на стел­ лажах складов скапливается боль­ шое количество необработанной рыбы. Какое же положение будет на предприятии в период весеннего промысла, когда начнутся .окуне­ вые рейсы? Руководители холо­ дильного завода надеются, как и в прошлые годы, свалить значитель­ ную .часть свежей рыбы на другие предприятия, в частности на рыбо­ заводы №№ 1 и 2. А там, не имея холодильных мощностей, люди бу­ дут отрываться от своей основной работы и .переводить свежье под соль. Но это не выход из положе­ ния. Нужно быстрее ввести в строй монтирующиеся морозильные баки, добиться сдачи в эксплуатацию металлического склада, решительно ликвидировать .недостатки при ис­ пользовании холодильных мощно­ стей предприятия. Сейчас на заводе действуют де­ сять морозильных баков. Каждый из них может выпускать в сутки до 15 тонн продукции, а выпускает только 8—10 тонн. Баки часто вы­ ходят из строя, не обеспечиваются хладагентом необходимой темпера­ туры. Из-за этого 22 марта всё баки простояли целый час. И та­ кие случаи не единичны. Руководители завода доляшы ре­ шительно поднять вопрос перед комбинатом и главком по обеспе­ чению коллектива достаточным ко­ личеством грузовых тележек, ва- тированной спецодежды, добротной тарой. Партийные, профсоюзные н комсомольские организации завода должны мобилизовать все силы для подготовки предприятия к весенней путине и полного использования холодильных мощностей. J3 . КАРАЧЕВСКИИ. Л ГРОМНЫЕ запасы окуня, ко- торые имеются и частично изучены в Баренцовом море, ис­ пользуются промыслом еще слабо, носят сезонный характер. Практи­ ка же последних лет, в особенно­ сти минувшего года, показывает, что добыча окуня может быть зна­ чительно увеличена при условии четкой организации промысла, проведения предварительной под­ готовки орудий лова и интенсивно­ го облова окуневых концентраций. В прошлом году впервые в исто­ рии промыслового флота участво­ вали в приеме и обработке окуня плавбазы, рефрижераторы и сред­ ние рыболовные траулеры. Этю значительно повысило добычу ры­ бы и улучшило качественные пока­ затели продукции. Практика работы нашего трау­ лера, а также ряда других судов, работавших кооперативно с плав­ базами, показала, что за 16—18-дневный рейс можно взять два полных груза, то есть до 500 тонн продукции. Это равноценно двум скоростным рейсам без воз­ вращения в порт. Успешной нашей работе мешало неудовлетворительное качество траловых мешков и несвоевремен­ ное ознакомление судовых команд с техникой передачи мешков на базы. Опыт показал необходимость изготовления удлиненных мешков Преодолеть сезонность! до 20—22 метров с установкой до­ полнительных поджилин для того, чтобы придать им прочность и из­ бежать аварий. Прядено и вязка мешка должны быть высококаче­ ственными, а не такими, какими снабжала нас тралово-такелажная мастерская, когда пласти мешков были сшиты слабо, к топенантам, крепились неудовлетворительно и в результате после двух — трех передач мешки выходили из строя и требовали капитального ремонта. Помимо качественного изготов­ ления мешков, присоединение их к тралу должно быть по нашему мне­ нию “^усовершенствовано путем ввязки колец как у мешка, так и по верхней и нижней пласти трала с установкой по топенантам глаголь- гаков для быстроты привязки и от­ дачи. Организация специального оку­ невого пр|мысла важна не только потому, что морской окунь ценен по своим вкусовым качествам, но и главным образом из-за дальнейше­ го развития перспектив роста его добычи в связи с открытием новых промысловых районов, запасы ко- 'торых огромны. Поисковые суда Iдолжны перестроить свою работу. Разведку нужно вести совместно с работниками науки, определяя пу­ ти движения косяков окуня, места промысла, ликвидируя сезонность лова и добиваясь такого положе­ ния, чтобы промысловый флот был обеспечен сырьевой базой окуня в течение круглого года. Целый ряд вопросов, связанных с ликвидацией сезонности, еще не разрешен: миграционные пути оку­ ня совершенно не изучены; причи­ ны появления окуня на той или иной банке и внезапного его исчез­ новения неизвестны. Почему, на­ пример, во второй половине мая и в июне в западных банках при очень плотной концентрации оку­ ня, несмотря на круглосуточное светлое цремя, уловы, начиная с 23 часов ночи до шести — семи часов утра, падают по отношению к дневным подъемам больше, чем. на 50 процентов? В чем причина отсутствия в течение нескольких лет подходов окуня на Норвеж­ ском жолобе и на -Демидовской банке? Думается, что ПИНРО не­ достаточно занимается проблемой изучения окуня и целый ряд очень важных для практики вопросов остаются нерешенными. Сезонность промысла окуня об­ условливается и еще одной причи­ ной. При очень плотных концент­ рациях промысловые траулеры хо­ тя и не очень охотно, но все же об­ лавливают косяки окуня, так как получасовое траление приносит по 5—10 тонн рыбы (в полуфабрика­ те), рейсовые задания перевыпол­ няются, суда возвращаются до­ срочно с полным грузом. Однако на протяжении года поисковые траулеры обнаруживают косяки окуня, на которых при *нормаль­ ном промысловом тралении мржно брать от одной до трех тонн окуня, то есть столько же, сколько в это время дает треска. Но экипажи промысловых траулеров всеми правдами-.и неправдами уклоняют­ ся от облова этих косяков в ре­ зультате того, что работа кораблей планируется и учитывается в сыр­ це, а коэфициенты окуня для пере­ вода его полуфабриката в сырец почти вдвое ниже, чем для трески. Если невозможно планировать работу всего флота в полуфабрика­ те, то для развития круглогодово­ го промысла окуня следует выде­ лить траулеры с рефрижераторны­ ми установками, дав им соответст­ вующий щ тн с учетом этих коэ- фициентов. Товарной продукции эти суда дали бы значительно больше, чем на промысле трески. И. ЛОБАНОВ. Капитан поискового трауле­ ра «Киев».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz