Рыбный Мурман. 1955 г. Март.
№ 33 (273), 18 марта. 1955 г Р Ы Б Н ЫЙ МУ Р МА Н 3 МОРЯКИ СЕЛЬДЯНОГО ФЛОТА , БОЛЬШ Е РЫ БЫ С Т РАН Е ! ☆ ☆ Неотложные вопросы промысла В феврале создались исключи тельно благоприятные условия про мысла сельди. Огромные стаи со зревших рыб подошли к нерестили щам для размножения. Эта обстанов ка была с успехом использована моряками «Мурмансельди», обеспе чившими досрочное выполнение двухмесячного плана. В настоящий момент большая часть сельди уже отнерестовалась и для продолжения успешного промысла необходимо усилить' темпы добычи. Только в этом случае можно добиться досроч ного выполнения плана первого квартала. Тактику промысла в конце нере стового периода представляется до статочно сложной. Сельдь с икрой и молоками во много раз ценнее отне- рестовавшей рыбы. Поэтому промыс лу выгодно возможно дольше дер жаться на нерестующих косяках. Следует помнить, однако, что в кон це нереста мощность концентраций падает и тогда промыслу бывает иногда выгоднее преследовать отне- рестовавшие косяки, которые могут j обеспечить высокую производитель- > ность добычи. Чтобы правильно ре-1 шить вопрос дислокации флота в этот период, необходима хорошо по ставленная разведка. Благоприятная обстановка истек шего периода привела к ослаблению внимания к поисковой работе. Вы полнение приказа Министерства рыбной промышленности СССР о со здании объединенной перспективной разведки задерживается. Корабли, выделенные для поисковой работы «Мурмансельдью», еще не готовы к выходу в море. Не закончено еще оборудование гидрологических раз ведчиков. Медленно развертываются и исследовательские работы Поляр ного института, суда которого давно должны были быть в районах нере ста сельди. До сих пор не утверж дено еще положение об оплате команд поисковых судов. Все это срывает планы поисковой работы в крайне ответственный период про мысла. Значительное повышение планов вылова на каждое судно в 1955 го ду требует использования всех име ющихся резервов. Промысловые ко рабли должны быть обеспечены всем необходимым промысловым во оружением. Нужно принять меры, чтобы избежать ошибки прошлого года, когда, например, для проведе ния лова на глубине не хватало по- водцового каната. Необходимо скорее закончить ис пытание новых образцов буев без оплеток, которые будут, повидимому, более эффективными. Попрежнему неблагополучно положение с буйко вым хозяйством.- Многие суда не имеют буев вовсе, у других отсут ствуют к ним электрофонари. В ре-; зультате этого происходят частые! потери дрифтерных порядков. Гиб нет не только дорогостоящее про мысловое вооружение, но и многие десятки тонн рыбы. В промышленности и науке соз далось неправильное мнение о том, что дрифтерный лов в совершенстве освоен промыслом, что не требует ся дальнейшее изучение его орга низации, совершенствования конст рукций сетей, более рационального составления порядков. Такая точка зрения мешает дальнейшему освое нию и усилению лова сельди. А ведь за счет правильной усадки сетей и соединения их между собой можно значительно повысить производи- j телыюсть промысла. Смелее нужно осваивать высокостенные дрифтер ные сети, с успехом применяемые средним траулером «Орочен». Нужно признать совершенно не нормальным почти полное отсутствие обменом опытом между отдельными j флотилиями, промыляющими сельдь | в Северной Атлантике. В области механизации выборки сетей в прош лом году немалых успехов добилась флотилия Литовской ССР. Но этот опыт неизвестен на Мурмане. Весь ма интересные начинания имеются у судов Балтгосрыбтреста. Они с ус пехом применяют для соединения поводцов с вожаком карабины. Этот метод представляется весьма пер спективным и, несомненно, его сле дует освоить судам «Мурмансель- ди». Наиболее оперативной формой технической пропаганды нужно при знать совместные радиосовещания флотилий, на которых передовые капитаны могут поделиться своим опытом. Одновременно с этим Ми нистерству рыбной промышленности СССР следует наладить издание тех нических плакатов, посвященных от дельным вопросам промысла. Сильно помогают при ловле сель ди эхолоты, однако эксплуатация их оставляет желать много лучшего. До сих пор на пловучих базах отсутст вуют мастерские по ремонту эхоло тов; нет запасных частей, особенно перьев, часто не хватает на кораб лях эхолотной бумаги. Еще в 1953 году Министерство легкой промышленности приступило к созданию специальной прозодеж ды для моряков, в которой они силь но нуждаются. Но испытание опыт ных моделей затянулось слишком долго. Большую помощь морякам может оказать улучшение навигационной обстановки в районах лова. Это имеет особенно большое значение в летний период во время очень ча стых туманов в области полярного Важный резервповышения уловов фронта. Необходимо перенести в практику сельдяного промысла опыт тралового лова по использованию j судов-радиомаяков, применение ко торых полностью себя оправдало. Рыбная промышленность скорее должна освоить созданные в Совет ском Союзе секстаны с искусствен ным горизонтом, которые позволяют производить астрономические наблю дения при плохой видимости гори зонта. В последние годы рыбаки Севера добились значительных успехов в лове сельди в Северной Атлантике, ни наряду с этим забыли об опыте лова сельди в Баренцовом море, в непосредственной близости от бе регов Мурмана. А ведь следовало бы знать, что еще в 1938 году одно судно, вооруженное сетями высотой 6 метров, за пять—шесть месяцев добывало 2—3 тысячи центнеров сельди, а лучшие суда имели 3,5—4тысячи центнеров. Небольшой опыт возобновления промысла мур манской сельди в центральных рай онах моря в 1954 году полностью себя оправдал. Средний улов на сеть составлял в сентябре более 45 кг., что обеспечивает суточный улов на средний траулер в 5—6 тонн. Эта производительность отно сится к сетям в 6 метров высоты. Имеются все основания считать, что сети высотой 10—12 метров дадут 80—100 кг. на сеть, т. е. обеспе чат уровень производительности добычи в Северной Атлантике. В этом промысле смогут принять уча стие не только сейнера и малые тра улеры, но и обычные бота колхоз ной системы. Возобновление промысла мурман ской сельди в Баренцовом море даст стране десятки тысяч центнеров первоклассных сельдяных товаров. Следует отметить, что мурманскую сельдь можно использовать в каче стве сырца для изготовления сар дин. Мурман является одним из основ ных районов сельдяного промысла нашей Родины. Он может дать зна чительно больше сельди. Для этого необходимо устранить имеющиеся недочеты в организации промысла, которые мешают морякам бороться за дальнейшее повышение уловов. Наряду с ростом количественных показателей сельдяного промысла должно быть уделено серьезное вни мание улучшению качества изго товляемой из сельди продукции. К этому имеются все возможности и, прежде всего, отличные качества добываемого сырца. Ю . МАРТИ. Заведующий лабораторией сельди ПИНРО, доктор био логических наук. В прошлом году сельдяной флот имел значительные убытки от гибе ли дрифтерных порядков и пере расхода промыслового' снаряжения. Особенно характерен повышенным расходом промыслового снаряжения осенне-зимний период промысла, в котором преобладают неблаго приятные гидрометеорологические условия, а сельдь ловится в боль ших количествах на глубине. Так было в 1954 году. Эго же повторяет ся и в первом квартале нынешнего года. Не улучшилось (положение и в феврале. Во время шторма с 15 на 16 и с 16 на 17 февраля было пол ностью потеряно шестнадцать по рядков, а 25 судов по окончании шторма, выбирали почти все сети непригодными к. дальнейшей экс плуатаций. В чем же причины потери про мыслового снаряжения? Почему они не уменьшаются, а растут? Нам хотелось бы в настоящей статье обратить внимание на два фактора, которые отражаются на ги бели промыслового вооружения. Пер вый — состояние гидрометеороло гического обслуживания работы эк спедиций; второй — качество про мыслового снаряжения. Качество прогнозов погоды до сих пор еще не удовлетворяет промысло виков, не соответствует требованиям промысла. На первый взгляд дело обстоит неплохо: синоптические группы имеются в каждой экспеди ции, будь то Калининградская, Клай педская или Мурманская. Однако все эти синоптические группы не штормового предупреждения, выме тало порядки, а получив предупреж дения поздно, выбрать их не смог ли. Таким образом, 'внезапный же стокий шторм, силою до 10— 11 баллов, застал суда Мурманской и других флотилий с выметанными се тями. В результате двухсуточного шторма только по «Мурмансельди» погибло промысловое снаряжение на сотни тысяч рублей. Но потери промыслового вооруже ния в прошлом и в этом году не только объясняются некачествен ными прогнозами. Онп объясняются и тем. что экспедиция попрежнему продолжает получать орудия лова с дефектами. Оплетки для кухтылей направляются на промысел без тща тельной проверки их прочности. Среди них встречаются пеньковые оплетки из старой пеньковой подбо ры, с порванными прядями, со сла быми узлами. Среди них можно встретить и оплетки из кусков раз нородных материалов. Естественно, что такие оплетки под .воздействием ударных сил волн, веса попавшей рыбы, ■*— не выдерживают нагрузки и лопаются. В результате кухтыли вылетают из оплеток, пловучесть части сетей теряется. Это в свою очередь приводит к потери плову- чести порядка и его гибели. Другой причиной шбели промыс лового снаряжения является снабже ние промысловых судов недоброка чественными поводцами (для работы ■ в зимних условиях) и сетями с по допревшими и поврежденными гу- жиками. На кораблях уделяется мало вни- имеют творческой связи между со- ; мания проверке прочности деталей бой, а поэтому нередко прогнозы по одним и тем же районам носят про тиворечивый характер. Так, напри- промыслового снаряжения после каждого дрейфа. Не все суда приме няют в условиях осенне-зимнего мер, с 4 на 5 февраля с плавбазы промысла оснащение порядка уси- З а б о т л и в ы й х о з я и н Большое внимание уделяется на пловучей базе «Атлантика» воспитанию квалифицированных специалистов, мастеров своего дела. На судне создаются все условия для роста молодых мо ряков. Наиболее способным и инициативным, доказавшим свое умение преодолевать любые трудности, как бы велика она не была, поручаются на судне более ответственные работы. На этом снимке показан боц ман плавбазы «Атлантика» тов. Яшин (слева) во время беседы со старшим помощником капита на тов. Прауниным. Еще не давно тов. Яшин плавал матро сом. Выдвинутый на должность боцмана он зарекомендовал себя заботливым и рачительным хо зяином корабельного имущества. Фото Б. Алексеева. iilPIIPliP «Атлантика» передавался один прог ноз погоды: «ветер северный и се веро-восточный 4— 5 баллов, в за рядах до 7 баллов», а с плавбазы «Балтика» совершенно .другой: «ве тер юго-западный и северо-западный 3— 5 баллов». И таких примеров привести можно много. Зачастую прогнозы не соответст вуют действительному состоянию по годы. И правы промысловики, кото рые относятся к этим прогнозам с недоверием. По прогнозу — штормо вая погода, а в действительности— устойчивая промысловая. Происхо дит это потому, что данные о пере движениях циклонов, антициклонов, характере и скорости их обрабаты ваются эспедициями по-разному, а координация между синоптически ми группами отсутствует. • Передвижение воздушных масс идет по определенным законам и с познаваемой скоростью. Отсюда, при резких изменениях их движения можно и предусмотреть, в каком рай оне и когда намечается ускорение движения воздушных масс. Следова- : тельно, об увеличении скорости вет ра можно знать заранее и дать по промысловому флоту штормовое пре дупреждение. Но не так поступили синоптики 15 февраля 1955 года. Утренний прогноз с плавбазы «Бал тика» приняли не все корабли, ве- : черний прогноз был передан толь- | ко в 18 часов 50 минут, а о штор- ' мовых предупреждениях совсем за были. Пользуясь благоприятной по годой, имея хорошую сырьевую ба зу, большинство судов, своевременно не дождавшись вечернего прогноза и ленными сквозными поводцами че рез 5— 8 сетей. Канат «геркулес», как более прочный и легкий повод- цовый канат, не нашел еще широ кого применения. 4 января средний траулер N; 843 на поводах из «геркулеса» спас только две сети с уловом в 3,5 тонны, а остальные по гибли потому, что Ъоводцы из ра стительного каната лопнули. Сред ний траулер К» 180 16 февраля из-за непрочности первых десяти вожаковых поводцов потерял поря док в 70 сетей. До сих пор еще внед рению геркулесового каната не уде ляется должного внимания. Наобо рот, в отделе добычи «Мурмансель ди» (и. о. начальника тов. Саво стьянов) считают, что этот канат не применим. Десятки тонн каната «геркулес» 14— 15 мм. лежали на складах «Муррыбснаба» и не нахо- ’дили применения, все ждали, когда же будут закончены эксперименты, в то время когда флот нуждался в хороших, доброкачественных повод- цах. Рост потерь промыслового воору жения как в 1954 году, так и в начале этого года должен вызвать тревогу как у командиров, находя щихся непосредственно на промыс ле, так и у работников береговых предприятий, призванных своевре менно и доброкачественно снабжать экспедицию всем необходимым для успешной добычи сельди. А. АБАКУМОВ — капитан среднего траулера № 4167. И. АХЛЫНОВ — инженер- инструкторподобыче рыбы. В счет второго квартала Коллектив сельдяного флота дол жен выловить в первом квартале 110 тысяч центнеров рыбы. Вклю чившись в предмайское социалисти ческое соревнование, экипажи судов ' флота развернули настойчивую борь бу за досрочное выполнение квар тального задания. За два с половиной месяца моря ки «Мурмансельди» выловили 110.004 центнеров рыбы. Сейчас они уже трудятся в счет второго квартала.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz