Рыбный Мурман. 1955 г. Март.

№ 33 (273), 18 марта. 1955 г Р Ы Б Н ЫЙ МУ Р МА Н 3 МОРЯКИ СЕЛЬДЯНОГО ФЛОТА , БОЛЬШ Е РЫ БЫ С Т РАН Е ! ☆ ☆ Неотложные вопросы промысла В феврале создались исключи­ тельно благоприятные условия про­ мысла сельди. Огромные стаи со­ зревших рыб подошли к нерестили­ щам для размножения. Эта обстанов­ ка была с успехом использована моряками «Мурмансельди», обеспе­ чившими досрочное выполнение двухмесячного плана. В настоящий момент большая часть сельди уже отнерестовалась и для продолжения успешного промысла необходимо усилить' темпы добычи. Только в этом случае можно добиться досроч­ ного выполнения плана первого квартала. Тактику промысла в конце нере­ стового периода представляется до­ статочно сложной. Сельдь с икрой и молоками во много раз ценнее отне- рестовавшей рыбы. Поэтому промыс­ лу выгодно возможно дольше дер­ жаться на нерестующих косяках. Следует помнить, однако, что в кон­ це нереста мощность концентраций падает и тогда промыслу бывает иногда выгоднее преследовать отне- рестовавшие косяки, которые могут j обеспечить высокую производитель- > ность добычи. Чтобы правильно ре-1 шить вопрос дислокации флота в этот период, необходима хорошо по­ ставленная разведка. Благоприятная обстановка истек­ шего периода привела к ослаблению внимания к поисковой работе. Вы­ полнение приказа Министерства рыбной промышленности СССР о со­ здании объединенной перспективной разведки задерживается. Корабли, выделенные для поисковой работы «Мурмансельдью», еще не готовы к выходу в море. Не закончено еще оборудование гидрологических раз­ ведчиков. Медленно развертываются и исследовательские работы Поляр­ ного института, суда которого давно должны были быть в районах нере­ ста сельди. До сих пор не утверж­ дено еще положение об оплате команд поисковых судов. Все это срывает планы поисковой работы в крайне ответственный период про­ мысла. Значительное повышение планов вылова на каждое судно в 1955 го­ ду требует использования всех име­ ющихся резервов. Промысловые ко­ рабли должны быть обеспечены всем необходимым промысловым во­ оружением. Нужно принять меры, чтобы избежать ошибки прошлого года, когда, например, для проведе­ ния лова на глубине не хватало по- водцового каната. Необходимо скорее закончить ис­ пытание новых образцов буев без оплеток, которые будут, повидимому, более эффективными. Попрежнему неблагополучно положение с буйко­ вым хозяйством.- Многие суда не имеют буев вовсе, у других отсут­ ствуют к ним электрофонари. В ре-; зультате этого происходят частые! потери дрифтерных порядков. Гиб­ нет не только дорогостоящее про­ мысловое вооружение, но и многие десятки тонн рыбы. В промышленности и науке соз­ далось неправильное мнение о том, что дрифтерный лов в совершенстве освоен промыслом, что не требует­ ся дальнейшее изучение его орга­ низации, совершенствования конст­ рукций сетей, более рационального составления порядков. Такая точка зрения мешает дальнейшему освое­ нию и усилению лова сельди. А ведь за счет правильной усадки сетей и соединения их между собой можно значительно повысить производи- j телыюсть промысла. Смелее нужно осваивать высокостенные дрифтер­ ные сети, с успехом применяемые средним траулером «Орочен». Нужно признать совершенно не­ нормальным почти полное отсутствие обменом опытом между отдельными j флотилиями, промыляющими сельдь | в Северной Атлантике. В области механизации выборки сетей в прош­ лом году немалых успехов добилась флотилия Литовской ССР. Но этот опыт неизвестен на Мурмане. Весь­ ма интересные начинания имеются у судов Балтгосрыбтреста. Они с ус­ пехом применяют для соединения поводцов с вожаком карабины. Этот метод представляется весьма пер­ спективным и, несомненно, его сле­ дует освоить судам «Мурмансель- ди». Наиболее оперативной формой технической пропаганды нужно при­ знать совместные радиосовещания флотилий, на которых передовые капитаны могут поделиться своим опытом. Одновременно с этим Ми­ нистерству рыбной промышленности СССР следует наладить издание тех­ нических плакатов, посвященных от­ дельным вопросам промысла. Сильно помогают при ловле сель­ ди эхолоты, однако эксплуатация их оставляет желать много лучшего. До сих пор на пловучих базах отсутст­ вуют мастерские по ремонту эхоло­ тов; нет запасных частей, особенно перьев, часто не хватает на кораб­ лях эхолотной бумаги. Еще в 1953 году Министерство легкой промышленности приступило к созданию специальной прозодеж­ ды для моряков, в которой они силь­ но нуждаются. Но испытание опыт­ ных моделей затянулось слишком долго. Большую помощь морякам может оказать улучшение навигационной обстановки в районах лова. Это имеет особенно большое значение в летний период во время очень ча­ стых туманов в области полярного Важный резервповышения уловов фронта. Необходимо перенести в практику сельдяного промысла опыт тралового лова по использованию j судов-радиомаяков, применение ко­ торых полностью себя оправдало. Рыбная промышленность скорее должна освоить созданные в Совет­ ском Союзе секстаны с искусствен­ ным горизонтом, которые позволяют производить астрономические наблю­ дения при плохой видимости гори­ зонта. В последние годы рыбаки Севера добились значительных успехов в лове сельди в Северной Атлантике, ни наряду с этим забыли об опыте лова сельди в Баренцовом море, в непосредственной близости от бе­ регов Мурмана. А ведь следовало бы знать, что еще в 1938 году одно судно, вооруженное сетями высотой 6 метров, за пять—шесть месяцев добывало 2—3 тысячи центнеров сельди, а лучшие суда имели 3,5—4тысячи центнеров. Небольшой опыт возобновления промысла мур­ манской сельди в центральных рай­ онах моря в 1954 году полностью себя оправдал. Средний улов на сеть составлял в сентябре более 45 кг., что обеспечивает суточный улов на средний траулер в 5—6 тонн. Эта производительность отно­ сится к сетям в 6 метров высоты. Имеются все основания считать, что сети высотой 10—12 метров дадут 80—100 кг. на сеть, т. е. обеспе­ чат уровень производительности добычи в Северной Атлантике. В этом промысле смогут принять уча­ стие не только сейнера и малые тра­ улеры, но и обычные бота колхоз­ ной системы. Возобновление промысла мурман­ ской сельди в Баренцовом море даст стране десятки тысяч центнеров первоклассных сельдяных товаров. Следует отметить, что мурманскую сельдь можно использовать в каче­ стве сырца для изготовления сар­ дин. Мурман является одним из основ­ ных районов сельдяного промысла нашей Родины. Он может дать зна­ чительно больше сельди. Для этого необходимо устранить имеющиеся недочеты в организации промысла, которые мешают морякам бороться за дальнейшее повышение уловов. Наряду с ростом количественных показателей сельдяного промысла должно быть уделено серьезное вни­ мание улучшению качества изго­ товляемой из сельди продукции. К этому имеются все возможности и, прежде всего, отличные качества добываемого сырца. Ю . МАРТИ. Заведующий лабораторией сельди ПИНРО, доктор био­ логических наук. В прошлом году сельдяной флот имел значительные убытки от гибе­ ли дрифтерных порядков и пере­ расхода промыслового' снаряжения. Особенно характерен повышенным расходом промыслового снаряжения осенне-зимний период промысла, в котором преобладают неблаго­ приятные гидрометеорологические условия, а сельдь ловится в боль­ ших количествах на глубине. Так было в 1954 году. Эго же повторяет­ ся и в первом квартале нынешнего года. Не улучшилось (положение и в феврале. Во время шторма с 15 на 16 и с 16 на 17 февраля было пол­ ностью потеряно шестнадцать по­ рядков, а 25 судов по окончании шторма, выбирали почти все сети непригодными к. дальнейшей экс­ плуатаций. В чем же причины потери про­ мыслового снаряжения? Почему они не уменьшаются, а растут? Нам хотелось бы в настоящей статье обратить внимание на два фактора, которые отражаются на ги­ бели промыслового вооружения. Пер­ вый — состояние гидрометеороло­ гического обслуживания работы эк­ спедиций; второй — качество про­ мыслового снаряжения. Качество прогнозов погоды до сих пор еще не удовлетворяет промысло­ виков, не соответствует требованиям промысла. На первый взгляд дело обстоит неплохо: синоптические группы имеются в каждой экспеди­ ции, будь то Калининградская, Клай­ педская или Мурманская. Однако все эти синоптические группы не штормового предупреждения, выме­ тало порядки, а получив предупреж­ дения поздно, выбрать их не смог­ ли. Таким образом, 'внезапный же­ стокий шторм, силою до 10— 11 баллов, застал суда Мурманской и других флотилий с выметанными се­ тями. В результате двухсуточного шторма только по «Мурмансельди» погибло промысловое снаряжение на сотни тысяч рублей. Но потери промыслового вооруже­ ния в прошлом и в этом году не только объясняются некачествен­ ными прогнозами. Онп объясняются и тем. что экспедиция попрежнему продолжает получать орудия лова с дефектами. Оплетки для кухтылей направляются на промысел без тща­ тельной проверки их прочности. Среди них встречаются пеньковые оплетки из старой пеньковой подбо­ ры, с порванными прядями, со сла­ быми узлами. Среди них можно встретить и оплетки из кусков раз­ нородных материалов. Естественно, что такие оплетки под .воздействием ударных сил волн, веса попавшей рыбы, ■*— не выдерживают нагрузки и лопаются. В результате кухтыли вылетают из оплеток, пловучесть части сетей теряется. Это в свою очередь приводит к потери плову- чести порядка и его гибели. Другой причиной шбели промыс­ лового снаряжения является снабже­ ние промысловых судов недоброка­ чественными поводцами (для работы ■ в зимних условиях) и сетями с по­ допревшими и поврежденными гу- жиками. На кораблях уделяется мало вни- имеют творческой связи между со- ; мания проверке прочности деталей бой, а поэтому нередко прогнозы по одним и тем же районам носят про­ тиворечивый характер. Так, напри- промыслового снаряжения после каждого дрейфа. Не все суда приме­ няют в условиях осенне-зимнего мер, с 4 на 5 февраля с плавбазы промысла оснащение порядка уси- З а б о т л и в ы й х о з я и н Большое внимание уделяется на пловучей базе «Атлантика» воспитанию квалифицированных специалистов, мастеров своего дела. На судне создаются все условия для роста молодых мо­ ряков. Наиболее способным и инициативным, доказавшим свое умение преодолевать любые трудности, как бы велика она не была, поручаются на судне более ответственные работы. На этом снимке показан боц­ ман плавбазы «Атлантика» тов. Яшин (слева) во время беседы со старшим помощником капита­ на тов. Прауниным. Еще не­ давно тов. Яшин плавал матро­ сом. Выдвинутый на должность боцмана он зарекомендовал себя заботливым и рачительным хо­ зяином корабельного имущества. Фото Б. Алексеева. iilPIIPliP «Атлантика» передавался один прог­ ноз погоды: «ветер северный и се­ веро-восточный 4— 5 баллов, в за­ рядах до 7 баллов», а с плавбазы «Балтика» совершенно .другой: «ве­ тер юго-западный и северо-западный 3— 5 баллов». И таких примеров привести можно много. Зачастую прогнозы не соответст­ вуют действительному состоянию по­ годы. И правы промысловики, кото­ рые относятся к этим прогнозам с недоверием. По прогнозу — штормо­ вая погода, а в действительности— устойчивая промысловая. Происхо­ дит это потому, что данные о пере­ движениях циклонов, антициклонов, характере и скорости их обрабаты­ ваются эспедициями по-разному, а координация между синоптически­ ми группами отсутствует. • Передвижение воздушных масс идет по определенным законам и с познаваемой скоростью. Отсюда, при резких изменениях их движения можно и предусмотреть, в каком рай­ оне и когда намечается ускорение движения воздушных масс. Следова- : тельно, об увеличении скорости вет­ ра можно знать заранее и дать по промысловому флоту штормовое пре­ дупреждение. Но не так поступили синоптики 15 февраля 1955 года. Утренний прогноз с плавбазы «Бал­ тика» приняли не все корабли, ве- : черний прогноз был передан толь- | ко в 18 часов 50 минут, а о штор- ' мовых предупреждениях совсем за­ были. Пользуясь благоприятной по­ годой, имея хорошую сырьевую ба­ зу, большинство судов, своевременно не дождавшись вечернего прогноза и ленными сквозными поводцами че­ рез 5— 8 сетей. Канат «геркулес», как более прочный и легкий повод- цовый канат, не нашел еще широ­ кого применения. 4 января средний траулер N; 843 на поводах из «геркулеса» спас только две сети с уловом в 3,5 тонны, а остальные по­ гибли потому, что Ъоводцы из ра­ стительного каната лопнули. Сред­ ний траулер К» 180 16 февраля из-за непрочности первых десяти вожаковых поводцов потерял поря­ док в 70 сетей. До сих пор еще внед­ рению геркулесового каната не уде­ ляется должного внимания. Наобо­ рот, в отделе добычи «Мурмансель­ ди» (и. о. начальника тов. Саво­ стьянов) считают, что этот канат не применим. Десятки тонн каната «геркулес» 14— 15 мм. лежали на складах «Муррыбснаба» и не нахо- ’дили применения, все ждали, когда же будут закончены эксперименты, в то время когда флот нуждался в хороших, доброкачественных повод- цах. Рост потерь промыслового воору­ жения как в 1954 году, так и в начале этого года должен вызвать тревогу как у командиров, находя­ щихся непосредственно на промыс­ ле, так и у работников береговых предприятий, призванных своевре­ менно и доброкачественно снабжать экспедицию всем необходимым для успешной добычи сельди. А. АБАКУМОВ — капитан среднего траулера № 4167. И. АХЛЫНОВ — инженер- инструкторподобыче рыбы. В счет второго квартала Коллектив сельдяного флота дол­ жен выловить в первом квартале 110 тысяч центнеров рыбы. Вклю­ чившись в предмайское социалисти­ ческое соревнование, экипажи судов ' флота развернули настойчивую борь­ бу за досрочное выполнение квар­ тального задания. За два с половиной месяца моря­ ки «Мурмансельди» выловили 110.004 центнеров рыбы. Сейчас они уже трудятся в счет второго квартала.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz